Научная статья на тему 'Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе'

Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2571
543
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТЕОРИЯ РАДИАНТНОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюкевич Е. Ф.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе»

Таким образом, игра может быть не только приятным времяпровождением, но и господствующей технологией образования.

Список литературы:

1. Комарова Ю.А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. - СПб.: «Каро», 2001.

2. Петричук И.И. Ещё раз об игре // Иностр. языки в школе. -2008. - № 2.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1998.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

© Костюкевич Е.Ф.*

Средняя общеобразовательная школа № 3, г. Салехард

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.

Ключевые слова: метод, интеллект-карта, ассоциативное мышление, теория радиантного мышления.

Если бы мы сейчас провели тестирование среди взрослых людей попросив их изобразить как они представляют себе воду, то скорее всего в 90 % получили бы стандартное изображение в виде нескольких волнистых линий.

Да, большинство из нас думает стандартно, шаблонами. Нам так привычнее, удобней, на все есть готовый ответ. К этому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им.

А пока они думают так:

* Учитель английского языка, заместитель директора по УВР.

Рис. 1

И наша задача, как учителей, сохранить индивидуальность каждого ребенка. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление.

Сократ сказал: «I cannot teach anybody anything. I can only make them think». Вот и мы с вами попытаемся сегодня применить эту истину к себе. Заставим себя думать по-другому, сделаем первый шаг на пути к новому мышлению, постараемся взглянуть на привычные вещи с другой стороны. В этом нам поможет сегодня «Метод интеллект - карт», созданный американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется «mind maps».

Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» - «карты». В итоге получаются «карты ума». В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин «интеллект-карты», хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций.

Метод интеллект - карт является практическим приложением теории ра-диантного мышления. От слова Radiant - испускающий свет, лучи (лучистый).

Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: «Каждый бит информации, поступающей в мозг, - каждое ощущение, воспоминание или мысль - может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т.е. базой данных

или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть».

Сравните изображения нейрона мозга и интеллект-карты.

Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во-первых, сам нейрон выглядит как мини интеллект-карта, во вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья «биохомических» импульсов.

Интеллект-карты «представляют собой внешнюю «фотографию» сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени». Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно--следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т.д.

Существуют также определенные правила создания интеллект - карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге «How to Mind Map». Основными же правилами являются следующие:

Рис. 2

- Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т.д.

- Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

- Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

- Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

- Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

- Над каждой линией - ветвью пишется только одно ключевое слово.

- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

- Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Примером интеллект-карты является ассоциативный ряд с тем же словом «вода» («water»). Вместо слов можно использовать рисунки или символы не забывая при этом правила создания интеллект - карт.

Вы можете задать вопрос: «А как же использовать интеллект - карты на уроках?». При создании интеллект-карты мы не ставили перед Вами определенной цели, но если бы было задание по определенной теме, то стало бы понятно, что перед вами лежит план-схема вашего рассказа. Например, составьте интеллект-карту по теме: «Круговорот воды в природе» или «Роль воды в жизни на земле». Но даже с теми интеллект-картами, которые создали Вы можно работать. Например: «Составьте рассказ по теме «Вода».

Рис. 3. Пример созданной интеллект-карты на английском языке

Почему мы считаем возможным использование интеллект-карт на уроках английского языка? Интеллект-карту можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. А ведь именно слово является главной единицей любого языка. Основным, на наш взгляд, при изучении иностранного языка, английского в частности, является наличие хорошего словарного запаса, то есть знание и владение большим количеством слов по разным темам.

Учащийся сам вспоминает или находит слово, что активизирует процессы памяти и мышления. Представляя каждое слово в виде картинки, он использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова.

Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила метода интеллект-карт.

Чаще всего интеллект-карты используются на уроках английского языка для:

1. Работы с лексическим материалом:

- введение новой лексики

- закрепление новой лексики

- контроль лексики.

2. Работы с грамматическим материалом.

Можно составлять интеллект - карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания. Простейшие интеллект-карты по грамматическому материалу можно встретить в учебнике Happy English.ru.

3. Работы с текстовым материалом.

Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т.д.

4. Обучения устному монологическому высказыванию при помощи

вербальных опор.

Интеллект-карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

5. Для представления результатов проектной деятельности.

Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т.д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте.

6. При подготовке к ЕГЭ в части С.

Учащиеся могут как сами составлять интеллект-карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою интеллект-карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы. Карту можно составить как в ручную, так и с помощью компьютерных программ например iMindMap. С помощью данной программы получаются красочные карты, и Вы с легкостью можете их сохранить для уроков или вставить в презентацию по новой теме.

Рис. 4. Пример составления интеллект-карты по теме «My friends с помощью программы iMindMap

Более подробную информацию о радиантном мышлении, Методе интеллект-карт и способах их применения вы можете прочитать в Книгах Тони Бьюзена.

Список литературы:

1. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление. - М.: Попурри, 2008. - 208 с.

2. Бьюзен Т. Суперпамять. - Минск: Попурри, 2003. - 208 с.

3. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам. - Минск.: Росмэн-Пресс, 2007. - 120 с.

4. http://www.mindmap.ru/.

5. http ://www. cfin.ru/management/controlling/mind_map.shtml.

6. http://www.infokart.ru/karty-uma-kartografiya-razuma/.

7. http://bershadskiy.ru/index/intellekt_karty_v_obrazovanii/0-33.

8. http://ipk74.ru/virtualcab/professional/obrazovatelnye-texnologii/intellekt-karta-kak-metodika-predstavleniya-processa-myshleniya-i-strukturirovaniya-informacii.

9. http://festival.1september.ru/articles/602963/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.