Научная статья на тему 'Учреждения высшего образования как базовый элемент регионального развития'

Учреждения высшего образования как базовый элемент регионального развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров В.М.

В настоящее время уровень и качество жизни населения регионов и страны в целом в значительной части определяется уровнем образования и культуры, духовным развитием. В статье рассматривается роль образовательных учреждений высшего образования как базовых элементов в региональном социокультурном пространстве. Доказывается, что взаимовлияние учреждения высшего образования и общественности региона выступает одним из ведущих факторов регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоров В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION AS A BASIC ELEMENT OF REGIONAL DEVELOPMENT

The current level and quality of life of the population of the regions and the country as a whole is considerably determined by the level of education and culture, as well as spiritual development. The article discusses the role of higher education institutions as the basic elements in the regional socio-cultural space. It is proved that the interaction between higher education institutions and the regional society is one of the leading factors of regional development.

Текст научной работы на тему «Учреждения высшего образования как базовый элемент регионального развития»

3. Ермекбаев П. А. О научном обеспечении ВС // Военно-теоретический журнал «Багдар». 1999. № 1. С. 5-9.

4. Туганбаев И. Т. Подготовка научных и научно-педагогических кадров // Военная академия ВС РК - 30 лет. Алма-ты: Рауан, 2000. С. 68-69.

5. Мухамеджанова С. Ш. Некоторые проблемы военно-исторического образования и военно-исторической науки: материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Козыбаевские чтения - 2013». Петропавловск, 2013. С. 221.

6. Серкпаев М. О. Проблемы военно-учебных заведений Министерства обороны Республики Казахстан в организа-

УДК 37.02

УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В настоящее время уровень и качество жизни населения регионов и страны в целом в значительной части определяется уровнем образования и культуры, духовным развитием. В статье рассматривается роль образовательных учреждений высшего образования как базовых элементов в региональном социокультурном пространстве. Доказывается, что взаимовлияние учреждения высшего образования и общественности региона выступает одним из ведущих факторов регионального развития.

Ключевые слова: образовательные организации, интеграция, регион, развитие, потенциал.

Повышение вклада образовательных организаций высшего образования в развитие страны через последовательное и всестороннее развертывание научно-исследовательской и инновационной деятельности является целью современной политики государства в области высшего образования. Предполагается, что не только ведущие вузы страны, но и многие региональные высшие учебные заведения в той или иной мере превратятся в настоящие учебно-научно-инновационные комплексы.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» под образовательным учреждением высшего образования понимается организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана [1]. По данным Росстата на начало 2013/14 учебного года в России функционировали 969 образовательных организаций высшего образования, в том числе 578 государственных вузов. При этом численность студентов составляла 5646,7 тыс. чел. (из них 2618,8 тыс. чел. обучалось по очной форме) [2, с. 35]. К настоящему времени практически все регионы имеют свою локальную сеть университетов. На начало 2013/14 учебного года в России функционировало 1482 филиала образовательных организаций высшего образования (в том

ции учебного процесса: материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы формирования позитивного имиджа военнослужащего и повышения престижа военно-профессиональной деятельности». Алматы: ВИ КНБ, 2004. С. 319327.

© Рыспаев А. Н., Мухамеджанова С. Ш., Серкпаев М. О., Мартынов А. А., 2016

В. М. Федоров V. M. Fedorov

INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION AS A BASIC ELEMENT OF REGIONAL DEVELOPMENT

The current level and quality of life of the population of the regions and the country as a whole is considerably determined by the level of education and culture, as well as spiritual development. The article discusses the role of higher education institutions as the basic elements in the regional socio-cultural space. It is proved that the interaction between higher education institutions and the regional society is one of the leading factors of regional development.

Keywords: educational organizations, integration, region, development, potential.

числе - 949 государственных и 533 частных организаций) [3]. В рамках современной тенденции развития образования просматривается целесообразность, а иногда и необходимость интеграции вузов региона в региональные сети. Необходимо отметить, что значительная доля филиалов государственных университетов находится в стадии реорганизации. Среди образовательных организаций, находящихся в реорганизации, большинство составляют филиалы государственных вузов (290 единиц), далее - частные филиалы (44 единицы), государственные вузы (17 единиц) и, наконец, частные вузы (10 единиц) [4].

Регионализация высшего образования стала важнейшей частью национальной системы образования, выполняющей целый комплекс функций в структурах основных сфер общественной жизни. На вузы государство возлагает социальную ответственность за развитие регионов, тем самым и стимулируя активное взаимодействие с органами местной власти, общественными организациями и промышленными предприятиями. В масштабах государства учреждения высшего образования выполняют роль хранителей, создателей и распространителей знания, способствуют обогащению (в широком смысле слова) людей и общества [5]. В масштабах региона вузы выступают в роли организации, которая вносит значительный вклад в развитие самого

региона, предоставляет услуги, которые обогащают социальную, культурную и экономическую жизнь.

Значительную роль учреждений высшего образования в развитии человеческого и интеллектуального потенциала регионов отмечают многие исследователи. Так, Г. Ф. Шаф-ранов-Куцев подчеркивает, что «классические университеты обеспечивают кадрами новые направления развития науки и техники хотя бы в силу того, что в таком вузе подготовка молодых специалистов ведется не по узким профессиям, а по широким специальностям, по сути, направлениям подготовки: физик, химик, биолог, математик и т. п., а профессиональное самоопределение происходит на старших курсах через специализации» [6, с. 17]. По мнению Т. М. Чу-рековой, особая миссия региональных учебных заведений как центров науки, культуры и образования состоит в стабилизации процесса воспроизводства кадрового потенциала, подготовке кадров высшей категории; создании системы непрерывного образования, в том числе профессионального; сохранении социокультурных традиций (поддержке процессов восстановления местных промыслов, изучении особенностей языка этнического состава региона) [7, с. 51].

Учреждение высшего образования самим фактом своего существования оказывает воздействие на окружающий его культурно-образовательный ландшафт, экономику и социокультурные процессы, протекающие в регионе. Это воздействие проявляется не только в подготовке кадров, но и в потенциале вуза, как средоточия особой атмосферы (университетского духа), источника культуро-творческих импульсов и места концентрации людей с высоким уровнем образования. Учреждение высшего образования способно быстро ориентироваться на нужды региона и готовить востребованных в регионе специалистов, может поставить перед молодежью задачу овладения новыми специальностями. В современных условиях вуз как образовательное учреждение способен организовать систему малых образовательных форм по профессиональной подготовке и переподготовке населения, в том числе путем создания профессиональных курсов как части послевузовского образования. Также следует отметить, что в соответствии с основными направлениями региональной политики в области инноваций, региональные вузы России принимают активное участие в:

- разработке и реализации стратегии инновационного развития региона и проведении его мониторинга;

- координации и исполнении мероприятий государственных и территориальных программ развития региона;

- научно-методическом и информационном обеспечении инновационного развития региона, выполнении программ и бизнес-планов инновационного развития областей, районов, городов и агрогородков, а также отдельных предприятий;

- научно-методическом сопровождении развития региональных инновационных структур, малых и средних инновационных предприятий, центров трансферта технологий, технопарков и т. д.

В международной практике между регионами и вузами, находящимися на их территории, устанавливаются и развиваются отношения партнерства и взаимодействия на основе разделяемых взаимных интересов, главным образом эко-

номического характера. При этом вузы рассматриваются как ключевые источники экономического развития регионов через вклад в развитие наукоемких производств, человеческого капитала, стимулирование развития новых форм предпринимательства, налоговых поступлений в бюджет регионов, а также через вклад в реализацию культурных инициатив в регионах и привлечение интереса к ним большей аудитории [8]. Выделяют три направления возможностей вуза по развитию региона: 1) вклад университета в региональное развитие как крупного работодателя; 2) технологическое развитие промышленности региона через трансферт технологий (технопарки, инкубаторы, консультационная деятельность); 3) профессиональная подготовка и переподготовка, повышение квалификации и т. д. [9].

Своей деятельностью и реализацией социальных функций учреждения высшего образования способны создавать благоприятную среду для развития местных сообществ, обеспечивая тем самым условия для эффективного развития регионов и страны в целом. При этом реализация университетами программ развития в целях местного, регионального, а следовательно, и общенационального развития осуществляется во взаимодействии с другими региональными участниками. Современные условия предъявляют новые требования к учреждениям высшего образования для их долгосрочного и эффективного функционирования. Для того чтобы быть в центре жизни своего региона и страны в целом, играть во всеобщем развитии значимую роль, вузам недостаточно выполнять обычные, традиционные функции просвещения и развития научных исследований. От современных вузов требуется активная социальная позиция, включенность и интегрированность в социальную, экономическую и культурную жизнь своего региона и страны в целом, которые обеспечиваются за счет установления связей и объединения усилий с партнерскими вузами и другими заинтересованными партнерами; предоставления возможностей образования широким слоям населения; содействия развитию рынка труда не только через подготовку и профессиональную переподготовку специалистов, но и через создание новых рабочих мест.

Усиление внимания к региональным аспектам экономического и социального развития в последнее десятилетие повлекло переоценку традиционных факторов регионального развития, создание региональных концепций, в том числе и в области образования, позволяющих комплексно решать целый ряд взаимосвязанных социально-экономических задач региона.

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016 г.) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 25.06.2016).

2. Наука. Инновации. Информационное общество: 2015: краткий стат. сб. / Г. И. Абдрахманова, Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2015. 80 с.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_13/IssWWW. exe/Stg/d01/07-01 .htm (дата обращения: 30.04.2016).

4. Отчет Министерства образования и науки Российской Федерации о результатах мониторинга системы образования за 2014 год/ URL: http://www.минобрнауки. рф/ %D0 %В4 <^0 %ВЕ %D0 %ВА %83 <^0 %ВС % D0 %В5 %D0 %D1 %82 %D1 %8В/7791 (дата обращения: 30.04.2016).

5. Ковалевский В. П. Проблемы теории и методологии проектирования регионального университетского комплекса // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 2(25). С. 25-30.

6. Шафранов-Куцев Г. Ф. Современному обществу -современный университет // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 5. С. 14-25.

7. Чурекова Т. М. Миссия университета в решении региональных проблем // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 2 (30). С. 50-53.

8. Нагорнов В. А., Перфильева О. В. Оценка роли вузов в региональном развитии: формирование устойчивых пар-тнерств для взаимодействия // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 4. С. 60-86

9. Грудзинский А. О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. 370 с.

© Федоров В. М., 2016

УДК 373.6

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с выявлением и подготовкой педагогически одаренных школьников на заключительном этапе обучения в школе. Основная задача - предложить пути подготовки школьников в рамках гуманистического подхода к организации обучения.

Ключевые слова: гуманизация обучения, обучение, практика, модель педагогики, учебно-исследовательская деятельность.

n. B. 0edaeBa L. V. Fedyaeva

REPARATION OF FUTURE TEACHERS FOR PEDAGOGICAL PROFESSION

The article discusses the issues of finding and training students with a talent for teaching at the last stage of their high school education. The main task is to offer the ways of school students' preparation in the framework of humanistic approach to organization of the training.

Keywords: humanization of education, education, practical, training, pedagogical model, academic and research activities.

Начиная с конца ХХ века перед образованием РФ остро стоит вопрос привлечения в профессию молодых, образованных, талантливых, знающих людей, готовых служить системе образования.

Параметры личности педагога определены, стандарты разрабатываются, время идет, а молодой, талантливый выпускник в школу по-прежнему не идет. Если многие годы не существовало проблемы нехватки учителей начальных классов, то сейчас многие директора говорят, что и вакансии учителей начальных классов остаются незанятыми. А ведь учитель начальных классов - во многом привилегированный член педагогического коллектива.

Не получила распространения и практика привлечения в школу специалистов из других областей. Такая возможность предоставлялась, когда в школьное обучение были введены элективные курсы или курсы по выбору. Высказывались предложения, в частности, научной группой А. Г. Каспражака, что эти курсы могут вызвать интерес у родителей, которые захотят поделиться своими знаниями не только со своими детьми. Массовым приход в школу родителей, да и других специалистов (например, вузовских преподавателей) назвать нельзя. Может быть, отсутствие специалистов стало причиной того, что элективные курсы не вошли в образовательные программы некоторых школ, а в других стали дополнительными «часами» для подготовки к ЕГЭ.

Не углубляясь в причины этого явления, отметим, что на сегодняшний день российское образование стоит перед проблемой нехватки молодых учителей, причем не только в сельских, но и городских школах, и эту проблему необходимо решать, т. е. искать будущего учителя. Единственное место, где его можно найти - основная школа.

Нужно заметить, что нехватка специалистов наблюдается и в промышленности, и на транспорте, и в сельском хозяйстве. И многие руководители вузов высказывают мнение: хочешь иметь достойного студента - найди и подготовь его в школе. Не случайно мы наблюдаем рост числа школ при вузах, а следовательно, педагогическим университетам нельзя откладывать на потом открытие специализированных школ, лицеев и гимназий. Но принять решение о важности университетского лицея - только полдела, главное, определиться, как такой лицей сможет решить проблему нехватки молодых учителей в регионе.

В первую очередь необходимо определиться с целями образования и предполагаемой аудиторией. Как гласит известная притча, к студенту можно относиться как к сосуду, который надо наполнить, или к лампаде, которую надо зажечь. Но в современном обществе эта альтернатива не работает. В ситуации информационно насыщенной среды для простого наполнения знаниями учитель в принципе не нужен. Что касается «лампадного» подхода к деятельности учителя, то, как пишет Г. А. Брандт, «сегодня, хотя бы

Гуманитарные исследования • 2016 • № 2 (11)

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.