УДК 378:57 (470.621) ББК 74.580 (2Рус.Ады) К 12
Н.В. Кабаян
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры ботаники Адыгейского государственного университета; E-mail kabajnnv@rambler. ru
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ)
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. Современное состояние биологического образования характеризуется как кризисное: среди учащейся молодёжи снижается интерес к изучению естественных дисциплин, заметно снижается качество биологического образования школьников. Выходом из создавшегося положения может стать развитие региональной системы биологического образования, обеспечивающей его непрерывность и высокое качество. В статье определены задачи биологического образования c учетом природных, общественно-исторических, культурных, социально-экономических особенностей Республики Адыгея. Поднимается вопрос о необходимости создания условий для реализации потребности в непрерывном биологическом образовании, в том числе и самообразовании через сферу системы дополнительного и неформального образования; освещаются перспективы развития непрерывного биологического образования на основе взаимосвязи высшего учебного заведения в регионе с образовательными учреждениями, предоставляющими услуги в области биологического образования. Представленные положения ориентируют региональную систему естественнонаучного образования на использование внутренних резервов ее образовательного, научного и инновационного потенциала, на поиск новых, более эффективных форм деятельности для повышения качества биологического образования в регионе.
Ключевые слова: региональная система образования, непрерывное биологическое
образование, регионализация биологического образования, взаимодействие школы и вуза в системе непрерывного биологического образования, качество биологического образования в регионе, неформальное образование.
N.V. Kabayan
Candidate of Pedagogy, Assistant Professor of Botany Department of Adyghe State University; Email: [email protected]
CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF CONTINUOUS BIOLOGICAL EDUCATION IN THE REGION (AFTER THE EXAMPLE OF ADYGHEYA REPUBLIC)
Abstract. The current state of biological education is critical: interest to studying natural disciplines in youth decreases, the quality of biological education of schoolchildren decreases considerably. The way out of this situation is development of regional system of the biological education providing its continuity and high quality. The paper puts the problems of biological education considering natural, socio-historical, cultural, social and economic features of Adygheya Republic, as well as of creating conditions for realization of requirements for continuous biological education, including self-education through sphere of system of additional and informal education. Prospects of development of continuous biological education on the basis of interrelation of a higher educational institution in the region with the educational institutions, rendering services in the field of biological education are discussed. The presented proposals focus the regional system of natural-science education on use of internal reserves of its educational, scientific and innovative potential and on search for new, more effective forms of activity for improvement of quality of biological education in the region.
Keywords: a regional education system, continuous biological education, a regionalization of
biological education, school and higher school interaction in system of continuous biological education, quality of biological education in region, informal education.
Система образования, как компонент социальной системы, находится в непосредственной зависимости от достигнутого уровня производительных сил, тенденций научно-технического прогресса, политического и общественного устройства государства. В советский период развития образования в стране были созданы условия и заложены основы построения единой системы непрерывного образования от дошкольного до послевузовского. Она создавалась в период трансформации аграрного общества в индустриальное, поэтому решало основную задачу - обеспечение профессиональной деятельности граждан в какой-либо сфере на протяжении всей жизни. С развитием общества, науки, техники закономерно изменяются цели, содержание, формы и сама структура всей системы образования. Расширяя свои социальные функции, система образования и воспитания включает, кроме традиционных каналов обучения, обеспечивающих непрерывность по линии общеобразовательная школа - профессионально-техническое, среднее специальное - высшее образование, такие, как образование для взрослых, дополнительное, неформальное.
В условиях изменения приоритетов социального и экономического характера, связанных с переходом к рыночной экономике в Российской Федерации, быстрой смены технологий в сфере науки и производства к системе образования предъявляются новые требования. С одной стороны, школа призвана стать одним из факторов гуманизации общественно-экономических отношений. С другой, - обеспечить качественное образование, предполагающее фундаментальность, системность и целостность знаний, в то же время ориентацию на интересы развития личности, формирование её творческих компетентностей, готовности к переобучению. В-третьих, новая система непрерывного образования должна предоставить возможность его получения путем выбора индивидуального образовательного пути. В связи с этим непрерывная система образования должна быть достаточно гибкой, разветвлённой, многофункциональной, с элементами опережающего обучения, максимально индивидуализированной. В системе образования должны быть созданы условия для реализации потребности в непрерывном образовании, в том числе и самообразовании.
В настоящее время в педагогике разработаны основные принципы непрерывного образования. Этому вопросу посвятили свои труды В.А. Горохов и Л.А. Коханова, Г.Н. Александров, С.Ю. Алферов, Г.Б. Бобосадыков и др., однако ими разработаны общетеоретические вопросы развития непрерывного образования в направлении школа - вуз. Т.Ю. Ломакина рассматривает непрерывное образование, по меньшей мере, с двух позиций. Непрерывное образование личности как «включенность личности в образовательный процесс на всех стадиях её развития»; непрерывность системы образовательных учреждений, которая создаёт «пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворить образовательные потребности, возникающие в обществе в целом, в каждом отдельном регионе и у каждого человека». Особый интерес вызывает монография М.А. Аслановой и М.Р. Кудаева, в которой изложены основные теоретические вопросы развития региональной системы образования Республики Адыгея, проанализирован накопленный в России опыт формирования университетских округов как способ решения проблем региональных систем образования. Мы согласны с мнением учёных, что такого рода региональная интеграционная образовательная структура, центральную часть которой занимает университет, может обеспечить преемственность, непрерывность и открытость всей системы образования. Остается мало разработанным вопрос осуществления непрерывного биологического образования. Интерес представляет фундаментальное исследование В.Б. Захарова, в котором освещаются основные теоретические вопросы осуществления, даётся анализ условий обновления современного биологического образования для обеспечения непрерывности биологического образования личности. Биологическое образование занимает особое место в естественнонаучном образовании, так как интегрирует в себе естественнонаучную и
гуманитарную области знаний. Его гуманистическая значимость состоит в том, что все его содержание на всех этапах освоения направлено на формирование у подрастающего поколения понимания жизни как величайшей ценности, приоритета общечеловеческих ценностей жизни, особенно здоровья человека, осознания необходимости поддержания устойчивого развития биосферы. Практическая значимость биологического образования определяется взаимосвязью теоретического содержания с практикой жизни, так как одна из основных ее задач - это организация деятельности по изучению и сохранению живой природы. Особое значение имеют знания по биологии, направленные на формирование убеждённости в необходимости ведения здорового образа жизни. Несмотря на это, в Базисном учебном плане сокращаются часы, отведённые на изучение биологии, отсутствует предмет «Экология», а в требованиях Государственного образовательного стандарта воспитательный компонент экологического образования сводится к природоохранительной деятельности. Это приводит к тому, что среди учащейся молодёжи снижается интерес к изучению естественных дисциплин, заметно снижается качество биологического образования школьников.
Выходом из создавшегося положения может стать развитие региональных образовательных систем, обеспечивающих непрерывность в удовлетворении потребностей личности и общества в качественном образовании. Закон РФ «Об образовании» закрепил право субъектов федерации определять и разрабатывать региональные образовательные программы с учетом природных, общественно-исторических, культурных, социальноэкономических особенностей.
Природные особенности региона определяют такие задачи биологического образования, как формирование ответственного отношения к природе Адыгеи, а также исследования ее компонентов для определения грамотного взаимодействия с ней. Общественно-исторические и культурные особенности региона придают особую значимость продолжению и закреплению традиций природосообразного поведения и бережного отношения к природе как источнику духовного богатства народа, историческими корнями связанного с ней. Традиционным для народов Кавказа является здоровый образ жизни, однако в последнее время молодежь уделяет недостаточное внимание этому вопросу, что выражается в резком ухудшении здоровья молодого поколения. Поэтому одной из задач биологического образования является формирование мотивации на здоровый образ жизни, которая в дальнейшем перейдет к самовоспитанию и саморазвитию человека в системе ценностных отношений «человек - природа - здоровье». Социально-экономические особенности республики также определяются уникальностью природы и возможностью развития такой отрасли индустрии, как экологический туризм, организация бальнеолечения для восстановления здоровья трудящихся. Рекреационные виды природопользования являются для республики экономически выгодными, но для поддержания устойчивости природных объектов к рекреационным нагрузкам необходим расчет их лимита и экономического потенциала. Это определяет еще одну задачу биологического образования: формирование у подрастающего поколения экологической грамотности и использование полученных знаний при решении экономических вопросов. Анализ природных, общественно-исторических, культурных и социально-экономических особенностей республики дает основание считать необходимым создание региональной программы непрерывного биологического образования. Регионализация биологического образования в условиях непрерывности - закономерный процесс в рамках новой образовательной парадигмы.
Непрерывность биологического образования в регионе во многом определяется системным подходом к её организации. Сложившиеся системы образования в регионах России включают детские дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), средние общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессиональные училища, ВУЗы, а также учреждения дополнительного образования. Анализ системы биологического образования в Республике Адыгея выявил противоречия между потенциально возможным и реально суще-
ствующим уровнем биологического образования молодежи; возможностью развития биологического образования личности через сферу системы дополнительного и неформального образования и неразработанностью методических основ организации такой деятельности; необходимостью активизации процесса самообразования в области биологии средствами дополнительного и неформального образования в регионе и недостаточным освещением региональных аспектов построения его содержания; индивидуально-личностным характером биологической культуры и массовыми формами работы школы. Необходимость преодоления этих противоречий определила проблему наших исследований. Она заключается в разработке теории и методики развития непрерывного биологического образования в регионе с учётом сложившихся традиций. С другой стороны, система образования и каждое из ее звеньев в отдельности могут успешно выполнять свои функции в том случае, если структура, содержание, организация и методы работы достаточно мобильны, полностью отвечают требованиям сегодняшнего дня и несут в себе определенный потенциал для удовлетворения потребности личности в образовании. В условиях современной действительности второе требование приобретает особую актуальность.
Для развития непрерывного биологического образования необходимо учитывать, что оно будет успешным лишь при условии тесного взаимодействия школы и регионального университета. Такое взаимодействие зачастую носит эпизодический и бессистемный характер, выражается в преподавательской деятельности в школах, в подготовке школьников к выступлению с докладами по результатам исследований, в проведении ознакомительных экскурсий, консультаций для учителей. Однако сегодня университеты, как центры развития культуры и образования в регионах, стоят перед необходимостью более тесного взаимодействия с детскими образовательными учреждениями различного уровня: школами, гимназиями, училищами, центрами дополнительного образования. Оно должно быть построено с учетом культурно-исторических, социально-экономических, демографических особенностей региона, научно-педагогического потенциала кафедр. Для осуществления непрерывного биологического образования в регионе выделяем следующие направления взаимодействия школы и вуза:
- координация деятельности экспериментальных образовательных площадок, связанных с разработкой системы эколого-биологического образования, а также деятельности школ в этом направлении;
- научно-исследовательская деятельность: разработка и внедрение концептуальной части программы непрерывного биологического образования на основе изучения биоразнообразия региона, последующая разработка конкретных подпрограмм для всех учреждений республики, предоставляющих образовательные услуги;
- научно-методическая: создание и апробация учебно-методических комплексов, направленных на качественную подготовку учащихся по биологии, также спецкурсов по проблемам экологии города и республики; обобщение опыта проведения экологобиологического образования в образовательных учреждениях, создание на этой основе банка данных по его реализации;
- информационно-просветительская работа: сбор информации о глобальных и региональных экологических проблемах; подбор литературы по охране природы; проведение лекториев для родителей и населения; разработка содержания экскурсий, лекций, диспутов, бесед; консультации для учителей, директоров образовательных учреждений по организации в школе непрерывного эколого-биологического образования, рекомендации по составлению комплексных перспективных планов воспитания экологической культуры детей, информирование о проводимых мероприятиях;
- воспитательная и организационная деятельность: составление общешкольных тематических проектов, направленных на выполнение краеведческой и исследовательской деятельности школьников; проведение мероприятий, праздников, викторин, олимпиад, операций, рейдов, конкурсов в рамках школы, города и республики, Российской Федерации; привлечение учащихся к выполнению различных видов исследовательской деятельности под
руководством учителей;
- учебная: семинары для учителей по экологическому и биологическому образованию; подготовка студентов к проведению занятий с детьми в системе дополнительного и неформального образования и организация таких занятий.
Информационные ресурсы, обеспечивающие качественное биологическое образование в регионе, в своей содержательной части должны:
- обеспечить доступность получения и обмена знаниями и информацией в области биологии, экологии, предоставление качественных образовательных услуг всем желающим в рамках довузовского образования на основе совершенствования образовательных технологий;
- реализовать комплексную информационно-методическую поддержку образовательного процесса, научных исследований, инновационной деятельности;
- создать базу данных по обмену опытом биологического образования, включая мультимедийные и дистанционные технологии обучения, обеспечивающую открытый доступ к образовательным информационным ресурсам на базе регионального центра развития биологического и экологического образования, которым должен стать региональный вуз;
- обеспечить дальнейшее развитие геоинформационных систем в сфере естественнонаучного образования.
Перспективным направлением связи высшего учебного заведения и школы является интеграция университетской науки и образования. На первом взаимодополняющем уровне такого взаимодействия необходима организация эколого-биологических кружков различного профиля при школах и на базе биологических кафедр. Второй уровень является уровнем совместного развития: взаимодействие происходит в связи с осуществлением консультаций и руководства при разработке образовательными учреждениями конкурсных научных проектов развития образования и воспитания, создании экспериментальных педагогических площадок как базы для проведения научных исследований. Третий уровень предполагает объединение деятельности вуза и школ в едином естественнонаучном образовательном пространстве, подключение учащихся школ к исследовательской деятельности под руководством соответствующих кафедр университета для совершенствования организации учебной и научно-исследовательской работы молодежи в системе: школа-бакалавриат-магистратура-аспирантура-докторантура. Именно такое взаимодействие, на наш взгляд, должно обеспечить непрерывность образования, в том числе и биологического. Ожидаемым результатом выполнения мероприятий по реализации непрерывного естественнонаучного образования по направлению «биология» станут повышение приоритетности и качества биологического образования в регионе, усиление заинтересованности выпускников школ в продолжение своего образования по направлению «биология».
Исходя из выше изложенных положений, на факультете естествознания Адыгейского государственного университета внедряются элементы системы взаимодействия с образовательными учреждениями, предоставляющими образовательные услуги по направлению «Биология», обеспечивающие тем самым непрерывность биологического образования. К ним мы относим профильные школы и лицеи, Республиканский экологобиологический центр развития школьников; Республиканский краеведческий музей; Кавказский государственный заповедник; Зоологический и Геолого-минералогический музеи, Ботанический сад, имеющие статус особых образовательных учреждений Юга России; научно-исследовательские лаборатории при факультете, биологическое отделение Республиканской естественно-математической школы при АГУ Для каждого из перечисленных учреждений создаются образовательные программы эколого-биологического содержания. Для детских дошкольных учреждений внедрена авторская программа «Расти умным, здоровым, смелым, умелым и воспитанным», для младших школьников ряде школ учителя используют разработанную программу факультативного курса «Родной край в красках и звуках природы». Для профильных школ и лицеев созданы и реализуются элективные курсы по экологии, генетике, цитологии. Проведённые специальные
теоретические исследования стали основой для разработки проекта образовательной деятельности зоологического музея университета как элемента в системе непрерывного биологического образования. В этом же направлении продолжаются исследования возможностей образовательной деятельности геолого-минералогического музея, Ботанического сада, исследовательских лабораторий. Особое значение в системе непрерывного биологического образования имеет биологическое отделение Республиканской естественно-математической школы при АГУ! Обучение биологии в РЕМШ ведется в четырёх классах: с восьмого по одиннадцатый. В седьмом классе школьники посещают эколого-биологический кружок, содержание программы которого направлено на повышение познавательного интереса и имеет адаптивное значение для последующего обучения. Разрабатывая программу по биологии, мы исходили из того, что биологическая наука в настоящее время стала лидером в естествознании и занимает ключевые позиции в медицине, здравоохранении, гигиене, охране окружающей среды, обеспечении населения продуктами питания, лекарственными препаратами. Биологическая грамотность стала социально необходимой. Содержание программы отвечает принципам спиралеобразного построения курса биологии:
- учебный материал располагается последовательно и непрерывно;
- учебный материал неоднократно повторяется;
- при каждом повторении уровень изучаемого содержания повышается;
- первый уровень содержания имеет пропедевтическое значение, подготавливает учащихся к освоению отдельных разделов биологии: ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии;
- второй уровень предполагает углублённое изучение содержания биологии с учётом освоения основных методов исследования предметов и явлений природы;
- третий уровень содержания осваивается учащимися на заключительном этапе обучения. Усвоенные знания обобщаются при обсуждении мировоззренческих вопросов: теорий, законов, закономерностей.
Такое построение содержания позволяет углубленно изучить вопросы биологии, предусмотренные программой основного курса, соответствует познавательным возможностям учащихся, развивает учебную мотивацию.
В недавнее время появился еще один вид образовательной деятельности -неформальное образование. Этот термин еще мало используется в научной литературе. Впервые понятие «неформальное образование» было упомянуто директором подпрограммы «Соросовская олимпиада школьников» Б.И. Миропольским. Неформальное образование -инновационная образовательная деятельность, реализуемая помимо существующей (формальной) школьной и дополнительной систем. Неформальное образование, ориентируемое, прежде всего, на человеческую инициативу, является той открытой образовательной средой, которая предоставляет возможность получения гибких, индивидуализированных, созидающих знаний [5]. Неформальное образование можно рассматривать как обучение, которое происходит в повседневной жизни. Значение неформального образования в современной образовательной системе не получило научной оценки. Молодёжь, школьники по собственной инициативе (или с участием взрослых) принимают участие в научных олимпиадах, конкурсах на лучшую научную работу, экологических слётах, в выполнении исследовательских проектов на базе научных подразделений образовательных учреждений, региональных краеведческих музеев, заповедников, ботанических садов. Для более активного привлечения учащейся молодёжи, школьников, взрослых к изучению вопросов биологии на базе перечисленных научных учреждений назрела необходимость в методических разработках содержания не только традиционных обзорных экскурсий, но и циклов тематических занятий по интересам, программ по углублённому изучению биоразнообразия региона, программ выходного дня с использованием современных интерактивных технологий.
Разрабатываемые положения развития непрерывного естественнонаучного
образования по направлению «Биология» в системе образования Республики Адыгея определяют пути организационной, учебной, научной деятельности высшего учебного заведения как центра, обеспечивающего образовательные услуги для устойчивого развития региона; ориентируют региональную систему естественнонаучного образования на использование внутренних резервов ее образовательного, научного и инновационного потенциала, на поиск новых, более эффективных форм деятельности для повышения качества биологического образования в регионе.
Примечания:
1. Асланова М.А. Развитие образовательной системы поликультурного региона: (на примере РА): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2007. 26 с.
2. Горохов В.А., Коханова Л.А. Основы непрерывного образования в СССР. М.: Высш. шк., 1987. 383 с.
3. Захаров В.Б. Развитие теории и практики непрерывного биологического образования в России: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004.
4. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. М.: Наука, 2006. 219 с.
5. Пятая Соросовская олимпиада школьников 1998-1999. М.: МЦНМО, 1999. 512 с.