УДК 304(075.8)
Т.В. Галанина, М.И. Баумгартэн
НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
В настоящее время острота экологических проблем четко коррелируется с низким уровнем организации образования в стране, однако это не обусловлено недостаточностью или отсутствием законодательной базы, а, скорее всего, отсутствием государственной политики и воли руководителей разного уровня управления. На федеральном уровне вопросы формирования экологической культуры, экологического образования и экологического просвещения регулировались и регулируются следующими основными актами.
1. Конституция РФ (1993), с поправками от 30.12.2008.
2. Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002); (в ред. Федеральных законов от
22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от
09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от
18.12.2006 N 232-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от
26.06.2007 N 118-ФЗ, от 24.06.2008 N 93-ФЗ, от
14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от
30.12.2008 N 309-ФЗ, от 14.03.2009 N 32-ФЗ, от
27.12.2009 N 374-ФЗ)
3. Закон РФ «Об образовании» 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
4. Указ Президента РФ «О Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» N 236 от 04.02.1994.
5. Распоряжением Правительства РФ №1225-р от 31.08.2002 г. была одобрена «Экологическая доктрина Российской Федерации».
6. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Подписано премьер-министром Д. А. Медведевым 30 апреля 2012 года.
Не только Российская Федерация, но и другие страны были озабочены недостаточностью экологической грамотности населения. Так, например, в Казахстане в 2002 году появилась «Концепция экологического образования Республики Казахстан». В ней особое внимание уделяется непрерывности процесса экологического образования (Приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан от 25 сентября 2002 года N 697 и Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан от 24 сентября 2002 года N 229-п: Об утверждении Концепции экологического образования Республики Казахстан.).
Проблемой недостаточности экологического образования в стране озаботились и субъекты Российской Федерации в начале 90-х годов XX века. Так, региональные программы экологического
образования появились в Амурской и Нижегородской областях в 1992-1993 гг. В Курганской области в 1993-1994 гг. разработали экологообразовательную программу для 2-11 классов. В Свердловской области в 1993 г. была внедрена комплексная программа “Экологическое воспитание и образование населения области”.
Этот процесс продолжился и в XXI веке.
1. Закон Волгоградской области об экологическом образовании, принятый 15 мая 2003 г., № 825 - ОД.
2. Закон Республики Саха (Якутия) об
экологическом образовании и просвещении, З № 415-Ш от 27.01.2005. Дальнейшее развитие
законодательной базы этого региона привело к принятию «Стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года» (Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2008 г. N 603). Далее, на состоявшемся 2 августа 2011 года заседании Правительства Республики Саха (Якутия) утвержден проект государственной программы «Охрана окружающей среды РС(Я) на 20122016 годы». Как видно из вышеприведенных
действий, Республика Саха (Якутия) озабочена экологической грамотностью своего населения и предпринимает серьезные шаги в направлении ликвидации экологической безграмотности на всех уровнях, что, в конечном итоге, должно привести к созданию благоприятной экологической обстановке в регионе.
3. Аналогичную картину можно увидеть и в последовательных действиях администрации Республики Татарстан. В 1997 г. Принята Целевая комплексная программа ”Экологи-ческое образование, воспитание и просвещение населения Республики Татарстан на период до 2001 г. ”, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 17.02.1997 г. № 127. В 2007 г. принята «Программа экологической безопасности Республики Татарстан на период до 2015 года» (утв. Кабинетом Министров Республики Татарстан от 03.09.2007 № 436), в которой есть подпрограмма «Экологическое образование, воспитание и просвещение».
4. В Томской области согласованные действия департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды, управления начального профессионального образования, департамента общего образования и департамента по культуре привели к утверждению программы «Непрерывное
экологическое образование и просвещение населения Томской области на 2011-2015 гг.»
(Распоряжение № 432-р от 06.07.2011, №31/01-12 от 07.07.2011, №236 от 11.07.2011 и №196 от 12.07.2011) и «Стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2011-2020 гг.» ( № 86 от 22.03.2011, № 165-р от 24.03.2011, № 09/01-12 от 24.03.2011 и № 72 от 28.03.2011).
Можно и дальше приводить примеры озабоченности регионов и отдельных городов в отсутствии полноценного экологического образования населения и пути их решения (Закон Корякского автономного округа от 6 марта 2007 г. N 268-ОЗ "Об экологическом образовании и экологическом просвещении в Корякском автономном округе". Принят Думой Корякского автономного округа от 21 февраля 2007 г.; Проект Концепции «Экологическое образование, формирование экологической культуры населения Ростовской области; Отчет о выполнении Программы «Экологическое образование и просвещение населения города Петрозаводска на 2004-2006 гг.»; Перечень основных мероприятий по реализации направлений муниципальной программы « Непрерывное экологическое образование и просвещение населения ЗАТО Северск» на 2012-2014 гг. и другие).
Кемеровская область в настоящее время является регионом с очень напряженной экологической обстановкой. Программа развития угольной отрасли и планируемое увеличение добычи угля к 2025 году до 270 млн. тонн требует совершенного иного подхода к восприятию экологических проблем, их пониманию, оценке и механизмам их решения. Экологическая проблематика может быть понята лишь при наличии непрерывного экологического образования. Решение этой проблемы назрело очень давно. Она пыталась решаться на разных уровнях отдельными структурами. Положительный опыт некоторых этапов (шагов) в направлении непрерывного экологического образования в области имеется. Отдельные его фрагменты присутствуют и реализуются достаточно успешно в сравнении с другими регионами России на этапах дошкольного и школьного образования.
Из Распоряжения Губернатора области А. Г. Тулеева за № 108-Р от 24.01.2001г. «Об организации экологического образования в Кемеровской области» в целях организации и постановки системы непрерывного экологического образования, формирования и укрепления экологического правопорядка в Кемеровской области и в соответствии со статьями 73 - 77 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.94 N 1208 "О мерах по улучшению экологического образования населения" [следует]:
« 1. Создать комиссию по вопросам экологического образования (воспитания), формирования и укрепления экологического правопорядка и утвердить ее состав.
2. Утвердить прилагаемое Положение о комиссии по вопросам экологического образования (воспитания), формирования и укрепления экологического правопорядка.
3. Рекомендовать комиссии по вопросам экологического образования (воспитания), формирования и укрепления экологического правопорядка разработать и утвердить план работы на 2001 год и на последующую перспективу».
В Приложении N 2 к распоряжению Администрации Кемеровской области от 24.01. 2001 г. N 108-Р приведено «Положение о комиссии по вопросам экологического образования (воспитания), формирования и укрепления экологического правопорядка», согласно которому:
« 1. Комиссия по вопросам экологического образования (воспитания), формирования и укрепления экологического правопорядка (далее - комиссия) создана в целях координации деятельности органов власти Кемеровской области по обеспечению непрерывного экологического образования для реализации на территории Кемеровской области статей 73 - 77 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", связанных с экологическим воспитанием, образованием, научными исследованиями.
2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Администрации Кемеровской области и настоящим Положением.
3. Основными задачами комиссии являются:
координация деятельности органов исполнительной власти Кемеровской области, направленная на повышение профессиональной подготовки специалистов и установление непрерывного экологического воспитания, образования, охватывающего весь процесс дошкольного, школьного воспитания, образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации в послевузовский период;
координация деятельности органов исполнительной власти по осуществлению приоритетных направлений в экологическом воспитании, образовании;
рассмотрение предложений по формированию и реализации стратегии и программ в области экологического воспитания и образования.
4. Комиссия в целях выполнения возложенных на нее задач имеет право:
заслушивать отчеты и сообщения департамента образования Администрации области о выполнении работ по экологическому воспитанию, об-
разованию, а также отчеты руководителей ведомств, предприятий, учреждений и организаций по выполнению работы, связанной с необходимостью повышения (переподготовки) квалификации экологического направления;
запрашивать и получать в установленном порядке от департаментов (управлений), ведомственных организаций и учреждений необходимые информационные материалы и отчеты о выполнении работ по экологическому образованию (воспитанию);
привлекать, при необходимости, к участию в работе комиссии работников федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделений Администрации области, ведущих ученых, специалистов, общественные организации, а также создавать рабочие группы для выполнения конкретных заданий в ограниченные сроки;
подготавливать заключения по программам, научно-исследовательским материалам и нормативно-методическим документам, касающимся вопросов экологического образования, воспитания; вносить предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам экологического образования (воспитания);
участвовать в организации и проведении конференций, совещаний и семинаров по проблемам экологического воспитания (образования).
5. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в год. Решения комиссии принимаются большинством голосов от общего числа ее членов и оформляются протоколом, который подписывает председатель комиссии или по его поручению заместитель председателя комиссии.
6. Принимаемые комиссией в соответствии с ее компетенцией решения являются обязательными для департаментов (управлений) Администрации области, представленных в комиссии, а также подведомственных или находящихся в их ведении предприятий, организаций, учреждений».
17.04.2012 г. Администрация Кемеровской области, представители общественных экологических организаций и научного мира, руководители профильных департаментов Кемеровской области и муниципальных природоохранных структур обсудили ряд актуальных вопросов, касающихся охраны окружающей среды и взаимодействия общественности, органов государственной власти и бизнеса. По мнению членов Общественного совета, в Кемеровской области назрела необходимость разработки программы непрерывного экологического образования, а для этого усилий одних общественников недостаточно. Поэтому на следующее заседание решено пригласить руководителей областных департаментов образования и науки, а также молодежной политики и спорта, чтобы продолжить обсуждение данного вопроса.
Видно, что за прошедшие одиннадцать лет проблема внедрения непрерывного экологическо-
го образования активным образом не решалась. В то же время, экологические проблемы, возникновение которых обусловлено, прежде всего, социально-экономическими факторами, могут быть решены только образованным населением. Назрела необходимость и в нашем регионе создать систему непрерывного экологического образования.
В этой связи, в сфере создания непрерывного экологического образования и просвещения возникают следующие проблемы:
□ отсутствие регионального закона «Об экологическом образовании»;
□ отсутствие государственных стандартов нового поколения для различных уровней экологического образования;
□ несогласованность и разобщенность деятельности административных органов, ответственных за экологическое образование и воспитание;
□ недостаточность кадрового и научнометодического обеспечения по проблемам экологического образования;
□ методологическая непроработанность преемственности на разных этапах непрерывного экологического образования;
□ отсутствие материально-технической базы учебных заведений, занимающихся экологическим образованием подрастающего поколения;
□ отсутствие финансирования деятельности, связанной с развитием системы непрерывного экологического образования;
□ и др.
Следует, однако, отметить, что, несмотря на проблемы, имеющие место в этой сфере, экологическое образование и просвещение эпизодически осуществляется благодаря деятельности общественных организаций, энтузиазму преподавателей, внеклассной работе школьных учителей, учреждений дополнительного образования детей, уче-ных-энтузиастов. Подтверждением этого является участие в конференциях, посвященных экологическому образованию детей и молодежи, издание тезисов конференций, публикации методической литературы, просветительская деятельность экологических журналов и многочисленных Интернет-ресурсов, общественных экологических организаций, учреждений дополнительного образования и др. Но вся эта деятельность не носит регулярный, систематический характер, не координируется и не поощряется.
В связи вышесказанным в системе современного образования экологическая составляющая должна занять совершенно другое место, поменять статус со второстепенной на основополагающую, поскольку именно она призвана формировать экоцентрическое мировоззрение человека. В Кемеровской области был разработан региональный (национально-региональный) компонент содержания образования по экологии, были изданы программы и учебные пособия. Постепенное
ужесточение стандартов, вплоть до того, что дисциплина «Экология» не является обязательным для изучения в школе, привело к практически полному уничтожению такой региональной компоненты начального и общего образования.
Из опыта принятых в других регионах программ следует, что процесс экологического образования должен начинаться в детском саду, продолжаться в школе, в вузе и через повышение квалификации профессиональных знаний, необходимых специалисту. Это необходимо для того, чтобы каждый сформировавшийся специалист-профессионал мог принимать экологически обоснованные и ответственные решения. Об экологическом воспитании в школьных и дошкольных учреждениях выпущено масса литературы, есть определенный опыт, и остается лишь включить его в систему непрерывного экологического образования. Более сложная картина наблюдается в высшей школе. Если не касаться подготовки спе-циалистов-экологов, а обратить внимание на спе-циалистов-природопользователей, то картина будет менее радостной.
На сегодняшний день экологическое образование в технических университетах, в частности, в Кузбасском государственном техническом университете, состоит в основном из небольших дисциплин, изучающих общую экологию, промышленную экологию, социальную экологию. Университет готовит наибольшее число будущих приро-допользователей - инженеров по специальностям: горное дело, маркшейдерское дело, электроснабжение, горные машины и оборудование, шахтное и подземное строительство, химическая технология неорганических веществ, химическая технология органических веществ, химическая технология энергоносителей и углеродных материалов, автомобили и автомобильное хозяйство и т.д.
Дать экологическое образование с закреплением и экологического сознания вчерашним школьникам не так-то просто. Реалии действительности порой перечеркивают все усилия. Незнание основ естественных наук способствует невосприятию философских идей и основных принципов устойчивого развития, базиса экологического благополучия. В плане комплексного подхода к этой проблеме можно предложить следующую образовательную цепочку: формальная логика (первый курс) - концепции современного естествознания (второй курс, параллельно с основными естественными дисциплинами: физикой, химией, геологией, биологией) - общая экология и специализированные курсы по экологии (третий курс) - курсы по устойчивому развитию и природопользованию [1-3].
Формальная логика необходима для ознакомления студентов со своеобразием мыслей как таковых, с их строением (структурой) и основными разновидностями и взаимоотношениями; с их специфическими законами. Поскольку логика являет-
ся необходимым условием интеллектуальной и теоретической культуры, поэтому всякий мыслящий человек обязан сознательно использовать специфические законы, регламентирующие связи и отношения между мыслями, т. е. осознавать специфическую природу мыслей самих по себе. Через изучение мыслительных форм и их законов необходимо выработать у студентов навык «видения» структурных особенностей рассуждений, самостоятельно обнаруживать в самом построении рассуждения или доказательства (т.е. в структуре мыслительной формы) закономерные зависимости.
Курс «концепции современного естествознания» призван показать студенту всю панораму естественнонаучного знания, основные законы и закономерности, их внутренние и внешние взаимосвязи, концепции эволюционного развития таких фундаментальных наук, как физика, химия, геология, биология. Кроме того, студент ознакомится с теорией познания, методологией и методами науки. Данный курс необходим прежде всего студентам гуманитарного профиля, т. к. они не изучают дисциплины естественнонаучного цикла. Однако он будет полезен и студентам технической ориентации, потому что дает общую панораму достижений естествознания и очерчивает границы человеческого познания мира.
На третьем курсе свою лепту должны внести экологические дисциплины. Экологическое образование может быть представлено двумя направлениями: во-первых, курсы обязательные, и, во-вторых, курсы вариативные. К обязательным курсам для всех специальностей вуза можно отнести общую экологию, промышленную экологию и социальную экологию. К вариативным курсам можно отнести те специализированные дисциплины по экологии, которые являются профильными для соответствующей специальности, например: горная экология, строительная экология, городская экология, промышленно-транспортная экология и т. п.
Завершающим этапом экологического образования могут быть экономика природопользования и устойчивое развитие региона. Цель дисциплины «Устойчивое развитие региональной экономики» -изучение студентами теоретических основ устойчивости экономики, методических подходов оценки трендов социально-экономического развития с позиций концепции устойчивого развития. При усилении экоориентированного направления развития университета, внимание к проведению вариативных курсов может быть усилено, к проведению таких курсов необходимо привлекать ведущих специалистов в области экологии, возможно узкопрофильных, для гарантированного качественного квалифицированного освещения проблематики.
Из этого небольшого экскурса в проблематику
непрерывного экологического образования следует вектор направленности дальнейших действий. Это совместная работа огромного количества структур по ежедневному формированию экологического мировоззрения населения с применением различных средств, приемов (Администрация Кемеровской области; Областной Совет народных депутатов; Департаменты природных ресурсов и экологии, образования, молодежной политики и спорта, лесного комплекса; телевидение, с созданием увлекательных программ интересных для молодого поколения; СМИ; учреждения образования всех уровней; общественные организации).
Для консолидации деятельности необходимо:
• разработка и принятие Областным Советом народных депутатов и Администрацией области Концепции и Программы непрерывного экологического образования;
• разработка экономического обеспечения экологического образования и организация региональной системы управления всеобщим непрерывным экологическим образованием населения Кемеровской области;
• в рамках реализации концепции разработка проекта закона Кемеровской области «О непрерывном экологическом образовании и просвещении в Кемеровской области» и его принятие;
• создание и функционирование межведомственного координационного Совета по экологическому образованию и просвещению населения Кемеровской области;
• формирование системы экологического образования на уровне муниципальных образований Кемеровской области;
• включение в региональный компонент школьного образования курса «Экология Кемеровской области»; экологических курсов для высшего профессионального образования, осо-
бенного для тех специальностей и направлений, которые в дальнейшем будут являться природо-пользователями;
• осуществление мониторинга экологической культуры учащихся, студентов, населения, разработка мероприятий по ее повышению;
• изучение и распространение положительного опыта экологического образования Кемеровской области, выпуск научных и учебнометодических материалов региональной направленности в области охраны окружающей среды;
• проведение областных школ практической экологии, школы экологической безопасности;
• развитие театрального экологического движения;
• формирование молодежного экологического движения, создание и проведение школы практической экологии для активистов молодежных экологических объединений;
• опубликование в СМИ тематических экологических выпусков;
• реализация программы «Природное и культурное наследие Кемеровской области»;
• разработка и реализация программы работы музеев и культурно-досуговых учреждений по экологическому воспитанию и просвещению.
Экологическое образование является наиболее эффективным и наименее затратным способом уменьшения экологических рисков. Надо помнить, что на всех ступенях образования, которые включают в себя воспитание и просвещение, необходимо формировать ценностные позитивные установки на сохранение, восстановление и приумножение кузбасской уникальной природы, как национального богатства!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баумгартэн, М.И. Экологическое образование как индикатор устойчивого развития России / М.И. Баумгартэн, Т.В. Галанина // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Современное состояние и проблемы инженерной экологии, биотехнологии и устойчивого развития», 31 мая 2010г., г. Алматы, Казахстан, с.63-65.
2. Баумгартэн, М.И. Экологическое образование как индикатор устойчивого развития региона / М.И. Баумгартэн, Т. В. Галанина // Материалы международной научно-практ. конф. Международного экономического форума «Проблемы экономического развития в условиях глобального кризиса: результаты и перспективы», 26-27 октября 2010 г., Кемерово. С. 146-151.
3. Михайлов, В.Г. О необходимости эколого - экономического образования / В.Г. Михайлов, М.И. Баумгартэн // Практика подготовки менеджеров: опыт, проблемы, перспективы. Матер. Всеросс. науч.-практ. конф. , Кемерово, 28-31 марта 2005 г.г. Кемерово, 2005.С. 150 -158.
□ Авторы статьи:
Галанина Татьяна Вадимовна, канд. с.-х. наук, доцент каф. региональной экономики КузГТУ. Email: [email protected]
Баумгартэн Михаил Ицекович, канд.физ.-мат.наук, доцент каф. философии КузГТУ.
Email: [email protected]