Научная статья на тему 'Экологическая политика органов законодательной власти и общественных организаций в Кемеровской области'

Экологическая политика органов законодательной власти и общественных организаций в Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1060
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ECOLOGY / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ENVIRONMENTAL POLICY / REGIONAL AUTHORITIES / PUBLIC ORGANIZATIONS / KEMEROVO REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Матвеева Елена Викторовна, Несова Елена Валерьевна

В статье проводится анализ деятельности региональных органов власти и общественных организаций, занимающихся вопросами экологической политики и охраны окружающей среды. Деятельность региональных органов власти рассмотрена на примере работы трех департаментов Кемеровской области - Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, Департамента лесного комплекса Кемеровской области, Департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области. Особое внимание уделено нормативно-правовой базе экологической политики на национальном, региональном (Кемеровская область) и международном уровнях, определяющих специфику работы общественных и государственных институтов по вопросах экологии и охраны окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL POLICY OF LEGISLATIVE BODIES AND PUBLIC ORGANIZATIONS IN KEMEROVO REGION

The paper analyses the activities of the regional authorities and public organizations dealing with environmental policy and environmental protection. The activities of the regional authorities are considered with the example of three departments of Kemerovo Region Administration: the Department of natural resources and ecology of Kemerovo Region, the Department of forest complex of Kemerovo Region, the Department of wildlife conservation of Kemerovo Region. Special attention is paid to the regulatory framework of environmental policy at the national, regional (Kemerovo Region) and international levels that determine the specificity of public and state institutions on the issues of ecology and environmental protection.

Текст научной работы на тему «Экологическая политика органов законодательной власти и общественных организаций в Кемеровской области»

УДК 323

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Е. В. Матвеева, Е. В. Несова

ENVIRONMENTAL POLICY OF LEGISLATIVE BODIES AND PUBLIC ORGANIZATIONS

IN KEMEROVO REGION E. V. Matveeva, E. V. Nesova

В статье проводится анализ деятельности региональных органов власти и общественных организаций, занимающихся вопросами экологической политики и охраны окружающей среды. Деятельность региональных органов власти рассмотрена на примере работы трех департаментов Кемеровской области - Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, Департамента лесного комплекса Кемеровской области, Департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области. Особое внимание уделено нормативно-правовой базе экологической политики на национальном, региональном (Кемеровская область) и международном уровнях, определяющих специфику работы общественных и государственных институтов по вопросах экологии и охраны окружающей среды.

The paper analyses the activities of the regional authorities and public organizations dealing with environmental policy and environmental protection. The activities of the regional authorities are considered with the example of three departments of Kemerovo Region Administration: the Department of natural resources and ecology of Kemerovo Region, the Department of forest complex of Kemerovo Region, the Department of wildlife conservation of Kemerovo Region. Special attention is paid to the regulatory framework of environmental policy at the national, regional (Kemerovo Region) and international levels that determine the specificity of public and state institutions on the issues of ecology and environmental protection.

Ключевые слова: экология, охрана окружающей среды, экологическая политика, региональные органы власти, общественные организации, Кемеровская область.

Keywords: ecology, environmental protection, environmental policy, regional authorities, public organizations, Kemerovo region.

Одним из основополагающих элементов регионального развития регионов в XXI в. выступает эффективная экологическая политика. Однако далеко не всегда усилия региональных органов власти, предпринимателей, общественности и общественных организаций несут в своей основе исключительно положительную динамику. Нередко результативность экологических проектов и программ зависит от специфики промышленного производства региона, которая, в свою очередь, затормаживает стабилизацию состояния экологических показателей в регионе. К таким регионам, где специфика промышленного производства определяет направленность и результативность экологической политики, относится Кемеровская область [6, с. 10].

Кузбасс традиционно относится к одному из крупнейших индустриальных регионов России. Основой экономики региона является - угледобыча, остальные более или менее развитые отрасли так или иначе связаны с углем (энергетика и химия, черная и цветная металлургия) (рис. 1).

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области в 2013 г. индекс промышленного производства составил 100,3 % по отношению к 2012 г. По объему промышленного производства Кемеровская область занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации, причем доля отраслей, производящих сырье и промежуточные продукты, составляет в Кузбассе 56 %, тогда как в западных регионах России этот показатель не превышает 14 % [2].

Рис. 1. Распределение массы выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками с учетом отнесения к видам экономической деятельности в 2013 году в Кемеровской области:

1 - Добыча полезных ископаемых 62,4 %,

2 - Обрабатывающие производства 20,2 %,

3 - Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 14,5 %, 4 - Транспорт и связь 0,6 %, 5 - Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,2 %, 6 - Другие виды деятельности 2,1 %

Экономическая деятельность объектов хозяйственной деятельности обусловлена не только затратами на производство, самим производством и выпуском готовой продукции, но и загрязнением окружающей среды (с деградацией естественных экосистем, истощением природных ресурсов), вызванным самой деятельностью производства, хранением, перевозкой, реализацией, утилизацией продукции и отходов потребления и производства.

Сложившаяся в настоящее время неблагоприятная экологическая ситуация в Кемеровской области стала итогом чрезвычайно высокой концентрации предприятий угольной, металлургической, химической промышленности, и как результат - высокая техногенная нагрузка различных производств на окружающую природную среду.

В этих условиях политический анализ экологических теорий, концепций, институтов, связанных с проблематикой экологической безопасности, становятся важной предпосылкой рационализации принятия решений в этой области [7; 8].

Собственно региональная экологическая политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни людей и сохранение природных ландшафтов. Так же стоит отметить, что в современных условиях возросла роль территориальных органов власти, которые вырабатывают и реализуют собственную экологическую политику, учитывая при этом индивидуальные природные, экономические, социальные особенности конкретного региона или муниципального образования [10].

Важнейшей целью региональной экологической политики является создание условий для формирования благоприятной среды жизнедеятельности людей и модернизации процессов природопользования. Кроме того, экополитика направлена на проведение экологической экспертизы проектов (нового строительства, реконструкции, расширения объектов хозяйственной деятельности), районных планировок и через соответствующие органы - контроль за соблюдением правил и норм рационального природопользования. Основной задачей регионального государственного экологического надзора выступает наблюдение за состоянием окружающей среды, проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы и соблюдение требований природоохранного законодательства.

Необходимо отметить, что первым и единственным регионом, разработавшим и реализующим долгосрочную стратегию экологической политики стала Кемеровская область, в которой 10 ноября 2002 г. коллегией Администрации области была утверждена Концепция экологической политики Кемеровской области. В данном документе были определены основные направления экологической политики с учетом особенностей промышленного производства региона: принципы и приоритеты восстановления и сохранения биологического разнообразия в условиях высокой антропогенной нагрузки на экосистемы региона, влияние экологической обстановки на здоровье населения, факторы снижения техногенного воздействия на окружающую среду, проблемы и пути их решения в вопросах рационального природопользования. Появление Концепции, на наш взгляд, способствовало не только систематизации и актуализации вышеназванных экологических проблем в регионе, но и поиску путем ослабления региональных экологических угроз.

Решение экологических проблем напрямую зависит от эффективной работы органов власти и общественных организаций. Основными институтами региональной экологической политики Кемеровской области (в том числе и в сфере государственного экологического надзора) являются:

1. Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области - это исполнительный орган государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, проводящий государственную политику в сфере недропользования, водных отношений и охраны окружающей среды на территории Кемеровской области. В сферу деятельности работы департамента входят: государственный надзор за охраной атмосферного воздуха; государственный надзор за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных); государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

В результате проверок проведенных департаментом в 2013 г., по итогам которых, выявлены правонарушения - 124 и 57 фактов невыполнения предписаний; наложено 156 административных наказаний. За выявленные правонарушения назначены административные наказания в виде штрафов на 4758 тыс. руб. [2].

Также департамент принимает участие в разработке и проведении долгосрочных целевых экологических программ. Так, например, в 2014 г. начала реа-лизовываться долгосрочная целевая программа «Экология и природные ресурсы Кузбасса», программа запланирована на 2014 - 2017 гг. Исполнителями данной программы являются: Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области (также является ответственным исполнителем этой программы), Департамент лесного комплекса Кемеровской области, Департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области.

Департаментом осуществляется сотрудничество с общественными экологическими организациями Кузбасса. В рамках программ по экологическому образованию Департаментом экологии и природопользования, осуществляется организация и поддержка общественных экологических организаций в проведении мероприятий по экологическому просвещению населения.

В 2014 г. проведены общероссийские Дни защиты от экологической опасности - одно из важнейших природоохранных событий Кузбасса и всей страны. Для повышения экологической ответственности был проведен впервые в 2014 г. областной конкурс «Экологически ответственная компания» для предприятий, достигших наибольших результатов в обеспечении экологической безопасности. С целью повышения экологической культуры населения был проведен областной конкурс «Семья. Экология. Культура». В рамках Года культуры и туризма в 2014 г. прошли Дни защиты природы под девизом: «КУЗБАСС - наш дом! ЭКОлогической культуры РЕГИОН!». Главная цель акции состояла в сохранении, поддержании и улучшении экологического состояния городов и районов, стремлении сформировать экологическую культуру населения.

Изучив направления деятельности департамента, необходимо отметить его важнейшую роль в экологической политике Кузбасса, благодаря усилиям которого осуществляется комплексная работа по экологическому развитию, безопасности, образованию, просвещению и воспитанию населения Кузбасса.

Более узкими вопросами в сфере региональной экологической политики занимаются Департамент

лесного комплекса и Департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области.

2. Департамент лесного комплекса Кемеровской области акцентирует внимание на работе в сфере государственного лесного надзора. Помимо надзорной деятельности, Департаментом лесного комплекса Кемеровской области осуществляется противопожарный мониторинг, в рамках которого организована круглосуточная работа диспетчерской службы, а также обеспечивается выполнение профилактических противопожарных мероприятий. В целях экологического просвещения совместно с Департаментом образования и науки Кемеровской области были проведены открытые уроки на тему «Профилактика лесных пожаров» с использованием видеофильмов победителей областного конкурса творческих работ «Сохраним леса Кузбасса от огня!». Департаментом также ведутся работы по воспроизводству лесов и лесоразведению, организации использования лесов. Осуществляется активная разработка предложений по нормативно-правовому и таможенно-тарифному регулированию в лесном секторе экономики. Они представлены тремя блоками: предложения в сфере нормативной базы лесопользования; предложения в сфере таможенно-тарифного регулирования; предложения в сфере экологического нормирования.

В ходе проверок за 2014 г. Департаментом лесного комплекса Кемеровской области была проведена 41 проверка по привлечению к ответственности организаций за нарушения, в ходе которых было наложено штрафов в сумме 706,5 млн руб. [3].

Также, необходимо отметить, что Департаментом ведется активная работа с обращениями граждан, большая часть из которых связана с незаконной вырубкой леса. По итогам рассмотрения обращений граждан, применяются необходимые меры. В целом, работу департамента можно характеризовать положительно, так как по итогам его работы наблюдается положительная динамика по сохранению и улучшению качества лесов.

3. Департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области является специально уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Основными направлениями деятельности в его работе выступают: государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, государственный надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

За 2014 год в ходе проведения проверок было: выявлено нарушений природоохранного законодательства - 1058 случаев; привлечено к административной ответственности - 902 нарушителей; взыскано штрафов на сумму - 1348900 руб.

Выявлена незаконная добыча 76 особей диких животных, из них: предъявлено исков за незаконную добычу охотничьих животных на сумму -912000 руб.; взыскано исков на сумму 835600 руб.

Итого, за 2014 год департаментом наложено санкций по выявленным нарушениям и взыскано -2184500 руб. [1].

Совместно с Департаментом по охране объектов животного мира Кемеровской области функционирует «Дирекция особо охраняемых природных территорий Кемеровской области», которая занимается подготовкой предложений к проектам нормативных правовых актов Кемеровской области в сфере особо охраняемых природных территорий (ООПТ), сохранения биологического разнообразия, организацией и осуществлением мероприятий по охране объектов животного и растительного мира, мониторингом ООПТ, разработкой и внедрением научных методов сохранения природных комплексов и объектов в условиях рекреационного использования, экологическим просвещением, организацией и проведением научных исследований и экологического мониторинга и т. д.

Помимо законотворческих и надзорных функций, в ходе реализации экологической политики в Кемеровской области реализуются программы по сохранению биоразнообразия. Так создана Красная книга Кемеровской области, образованы новые ООПТ (особо охраняемы природные территории).

С 2012 г. в Кемеровской области реализуется при непосредственном участии Департамента природных ресурсов и экологии, Департамента лесного комплекса, Департамента по охране объектов животного мира мероприятия по реализации долгосрочной целевой программы «Экология и природные ресурсы Кемеровской области» на 2012 - 2015 гг.

Наряду с органами власти в Кемеровской области осуществляют свою деятельность общественные экологические организации. По данным управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области, насчитывается 14 региональных общественных экологических объединений. Наиболее активные из них: «Информационное экологическое агентство», «Агентство исследования и сохранения тайги» (АИСТ), «Юношеское экологическое объединение», «Союз экологов Кузбасса», «Ирбис», «Детско-юношеский экологический парламент».

Общественные экологические организации сотрудничают с политическими партиями. Например, с «Единой Россией» работают «Зеленые», «Детско-юношеский экологический парламент». Организация «Агентство исследования и сохранения тайги» лояльна к сотрудничеству со всеми политическими партиями [9].

У всех этих организаций различная специализация сферы деятельности. «Зеленые» занимаются экологическими инспекциями, экологическим консультированием и экспертными услугами. Деятельность организации АИСТ сконцентрирована в основном на охране дикой природе, в связи чем, осуществляет экспедиции, принимает участие в оценке воздействия на окружающую среду.

Все перечисленные организации и государственные, и общественные, осуществляют важнейшую информационную функцию, работая со СМИ. Кроме того, практически все организации имеют свои сайты, на которых размещается актуальная информация. Кроме сайтов некоторые организации выпускают печатную продукцию (бюллетень, газету, журнал), например: «Эко-бюллетень ИнЭкА», бюллетень «Вести А» и т. д.

Деятельность законодательных органов власти и общественных организаций в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом РФ от 10.01.2002 г. ФЗ-7 «Об охране окружающей среды». Согласно указанному Закону при осуществлении хозяйственной, управленческой и любой иной деятельности государственные органы, предприятия, учреждения и организации, т. е. все юридические и физические лица, обязаны руководствоваться следующими принципами:

- приоритетом охраны жизни и здоровья человека;

- научно обоснованным сочетанием экологических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду;

- рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для среды и здоровья человека;

- соблюдением требований природоохранного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;

- гласностью и тесной связью с общественностью в решении экологических задач;

- международным сотрудничеством в охране окружающей среды [11].

Основываясь на Федеральном законе РФ от 10.01.2002 г. ФЗ-7 «Об охране окружающей среды» органы региональной законодательной и исполнительной власти принимают активное участие в оформлении законодательства Кемеровской области в вопросах экологической политики. В 2013 г. были приняты следующие нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования в Кемеровской области:

1. Постановления Губернатора Кемеровской области

Постановление Губернатора Кемеровской области от 28 января 2013 г. № 4-пг «О создании комиссии по вопросам обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Кемеровской области».

2. Постановления коллегии Администрации Кемеровской области

Постановление коллегии Администрации Кемеровской области от 29 января 2013 г. № 22 «О памятнике природы регионального значения «Кузедеев-ский».

Постановление коллегии Администрации Кемеровской области от 22 марта 2013 г. № 118 «Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах Кемеровской области».

Постановление коллегии Администрации Кемеровской области от 26.11.2013 г. № 534 «О памятнике природы регионального значения «Сосна сибирская».

3. Распоряжения коллегии Администрации Кемеровской области

Распоряжение коллегии Администрации Кемеровской области от 6 мая 2013 г. № 378-р «Об экологической ситуации в Кемеровской области и мерах по ее улучшению».

В сфере охраны окружающей среды и природопользования за 2013 год Советом народных депутатов Кемеровской области были рассмотрены и приняты следующие основные законы:

Закон Кемеровской области от 7 февраля 2013 г. № 8-ОЗ «О внесении изменения в статью 2 Закона Кемеровской области «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений» (принят постановлением Совета народных депутатов Кемеровской области от 29 января 2013 г.).

Закон Кемеровской области от 7 марта 2013 г. № 23-ОЗ «О внесении изменений в статью 1 закона Кемеровской области «Об исключительных случаях заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений» (принят постановлением Совета народных депутатов Кемеровской области от 27 февраля 2013 г. № 2105).

Закон Кемеровской области от 30.04.2013 № 44-ОЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закона Кемеровской области «Об особо охраняемых природных территориях в Кемеровской области».

Закон Кемеровской области от 30.04.2013 № 46-ОЗ «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О Красной книге Кемеровской области».

Закон Кемеровской области от 26 ноября 2013 г. № 118-ОЗ «О внесении изменений в статью 6 Закона Кемеровской области «О транспортном налоге» (принят постановлением Совета народных депутатов Кемеровской области от 20 ноября 2013 г.) [4].

Перечень представленных документов свидетельствует об активной и целенаправленной работе органов исполнительной и законодательной власти в вопросах охраны окружающей среды и природопользования в Кемеровской области. При этом при разработке нормативных документов проводятся консультации, «круглые столы», научные конференции с представителями общественных экологических организаций, что позволяет учесть различные аспекты решаемых вопросов.

В рамках международной программ в области охраны окружающей среды в Кемеровской области были проведены следующие мероприятия:

- Международный молодежный экологический форум «Общественное участие и устойчивое развитие» с участием представителей Кемеровской, Томской и Новосибирской областей, Республики Хакас-сия, а также Казахстана, Узбекистана и Германии;

- Международный экологический форум «Природные ресурсы Сибири и Дальнего Востока - взгляд в будущее». В работе Форума приняли участие более 150 человек из 17 регионов России, в том числе из Башкортостана (Стерлитамак, Бирск), Волгодонска, Вологды, Челябинска, Новосибирска, Томска, Абакана, Уссурийска, Новокузнецка, Кемерово, а так же из Украины (Харьков), Казахстана, Германии (Дортмунд);

- Реализация проекта ПРООН/ГЭФ/Минприроды России «Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России» на территории Кемеровской области (в рамках международного сотрудничества в области охра-

ны окружающей среды в 2013 году Кемеровская область присоединилась в реализации проекта ПРООН/ ГЭФ/Минприроды России), и др. [2].

Рассмотрев нормативно-правовую базу экологической политики, являющуюся результатом взаимодействия органов власти, общественных организаций и бизнеса целесообразно остановится на основных экологических проблемах и путях их решения в Кемеровской области с учетом особенностей промышленного производства.

Основной проблемой Кемеровской области является вопрос о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу. Впервые проблема выбросов парниковых газов и связанное с этим глобальное изменение климата получили освещение на международном уровне в середине 1980-х гг. Уже в 1992 г. была приняты Рамочная конвенция об изменении климата ООН (РКИК ООН) ив 1997 г. Киотский протокол, ратифицированные многими государствами, в том числе Российской Федерацией.

Отметим, что за последние годы с принятием Концепции экологической политики Кемеровской области, РКИК ООН, Киотского протокола, других документов в Кузбассе наблюдается положительная динамика по уменьшению выбросов парниковых газов и вредных веществ в окружающую среду в различных секторах промышленного производства, в том числе и в угольной промышленности. Газ-метан, который в большом количестве находится в шахтах и при взрывах выбрасывается в атмосферу, вызывает парниковый эффект и является главной специфической проблемой региона. В этой связи решение экологической проблемы выбросов газа-метана в атмосферу напрямую связано с обеспечением безопасности труда горняков в угольной промышленности. Администрация Кемеровской области совместно с бизнесом начала заниматься решением данной проблемы. Так, компанией «СУЭК Кузбасс» в г. Ленинске-Кузнецком реализуется проект по утилизации шахтного метана в угольной промышленности, а в Новокузнецком и Прокопьевском районах осуществляется освоение угольного метана (проект Администрации Кемеровской области и «Газпрома»).

Положительные примеры существенного сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов наблюдаются в работе отдельных предприятий Кузбасса. Так, на Яйском нефтеперерабатывающем заводе предусмотрен замкнутый цикл водопользования и технологии. Сливно-наливные эстакады оснащены уловителями, чтобы исключить любые утечки. Такая технология соответствует самым жестким российским и международным экологическим нормам и стандартам.

На ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» разработан комплекс технических и организационных мероприятий. В результате выбросы в атмосферу были сокращены на треть, сбросы сточных вод - в 3,1 раза, объемы размещаемых на объектах захоронения отходов - в 2,1 раза.

Вторая проблема - это сбросы в водоемы загрязненных сточных вод с угольных промышленных предприятий. К сожалению, низкие штрафы за выбросы вредных веществ в водоемы существенным образом снижают заинтересованность руководства промышленных предприятий в установке очистных сооружений. Несмотря на это, за период с 2011 г. по

настоящее время, некоторые из предприятий пересмотрели традиционные подходы в вопросам охраны окружающей среды. В 2011 г. была запущена очистная станция на разрезе «Виноградовском», в 2012 г. -на шахте «Южная», в 2013 г. - на шахте им. Рубана компании «СУЭК-Кузбасс» и т. д.

Третья проблема - это нарушение земель в результате хозяйственной деятельности промышленных предприятий (в угольной промышленности - это закрытие разрезов и шахт без проведения работ по рекультивации земель).

В настоящее время в Кемеровской области более 60 тысяч гектаров нарушенных земель при этом рекультивируется в год примерно 4 - 5 %. Отсутствие на федеральном уровне закона, регулирующего процесс рекультивации земель, приводит к определённым сложностям в решении этого вопроса. Проекты рекультивации нарушенных земель, разрабатываемые предприятиями, в соответствии с действующим законодательством не подлежат государственной экологической экспертизе, что порождает недобросовестное исполнение своих обязанностей в данном направлении пользователями недр. На территориях муниципальных образований созданы специальные комиссии по приемке рекультивированных земель, в состав которых входят представители специализированных органов местного самоуправления, представители федеральных структур, но качество принимаемых земель оставляет желать лучшего.

Наряду с отсутствием федерального закона по вопросу рекультивации земель, очевидным является недостаточно высокая система штрафов для юридических лиц по более качественному проведению работ, направленных на рекультивацию нарушенных земель.

Совместная работа общественников, органов региональной власти и бизнеса постепенно способствует активизации внимание к проблеме рекультивации земель и даже в таком сложном вопросе наблюдаются положительные тенденции. В 2012 г. в одном из центров угледобычи в Беловском районе был создан Ка-раканский заказник. В настоящее время в процессах сохранения благоприятных условий для флоры и фауны в Караканском заказнике принимают участие ученые из Кузбасса, Новосибирска, Томска. В 2013 г. в Новокузнецком районе создан первый памятник природы регионального значения «Кузедеевский».

В завершение приведем данные общероссийской общественной организации «Зеленый патруль», согласно которой в 2008 г. Кемеровская область занимала 70 позицию среди 83 регионов, т. е. входила в группу регионов с самой неблагоприятной экологической ситуацией. В 2010 г. Кузбасс занимал 36 позицию, а в 2014 г. - начале 2015 г. - 42 позицию среди 85 регионов. На наш взгляд, перемещение Кузбасса в середину списка свидетельствует о колоссальной работе, проделанной по решению экологических проблем и улучшению экологической обстановки в регионе [13].

Подводя итог, следует отметить, что опыт Кузбасса в решении экологических проблем не является универсальным и единственно верным в обеспечении благоприятной экологической обстановки в регионах России, но при этом вполне может быть взять за основу в таких регионах, где получила развитие угольная про-

мышленность (Челябинская область, Иркутская область, Красноярский край, республика Якутия).

Существенной проблемой, тормозящей процесс стабилизации экологической ситуации в регионе, выступает низкая информированность населения области работой общественных организаций, органов власти и бизнеса в решении экологических проблем. Несмотря на наличие в Кемеровской области экологических организаций население региона практически ничего не знает об их работе. Так, авторами статьи был проведен социологический опрос в 2009 г. на тему «Экологическое сознание молодежи в регионе» [5], в ходе которого было выявлена низкая осведомлённость студенчества высших и среднеспециальных учебных заведений о деятельности экологических организаций в местах своего проживания, что, на наш взгляд, связано, в том числе, с низким участием молодежи в деятельности общественных организаций (по данным 2009 г. включенность молодежи в экологические организации составила 6 %). В этой связи внутренними ресурсами, способными переломить негативные тенденции в экологической ситуации региона и усилить роль экологических организаций в деле

защиты окружающей среды, следует рассматривать активную информационную политику региональных СМИ в области охраны окружающей среды, формирование экологического сознания населения и поддержку региональными органами власти (экономическую, нормативно-правовую, информационную и т. д.) общественных экологических организаций.

Еще раз подчеркнем значимость изменения в сторону существенного увеличения системы штрафов за нарушение экологического законодательства в вопросах загрязнения атмосферы, водных и земельных ресурсов. В ситуации, когда выплата штрафа несоизмеримо меньше установки системы очистных сооружений на предприятии или ниже стоимости мероприятиям по рекультивации земель рассчитывать на сознательность со стороны руководителей промышленных предприятий по данному вопросу не приходится. Только существенные законодательные изменения в данном вопросе смогут, по нашему мнению, переломить ситуацию в лучшую сторону и снизить промышленную нагрузку на экологическую обстановку региона.

Литература

1. Департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области. Режим доступа: http://depo-ozm.ru/index.php?id_doc=175 (дата обращения: 28.01.2015).

2. Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области. Режим доступа: http://kuzbasseco.-ru/?page_id=4 (дата обращения: 28.01.2015).

3. Департамент лесного комплекса Кемеровской области. Режим доступа: http://kemles.ru/departament-/open_data/ (дата обращения: 28.01.2015).

4. Доклад «О состоянии и охране окружающей среды Кемеровской области в 2013 году» // Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Администрация Кемеровской области. Кемерово, 2014. 584 с.

5. Матвеева Е. В. Экологическое сознание молодежи (на примере кемеровской области) // Аспирантский вестник Поволжья. 2010. № 1 - 2. С. 227 - 232.

6. Матвеева Е. В. Актуальные экологические проблемы в политике современных государств // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2010. № 4. С. 40 - 47.

7. Матвеева Е. В. Экологическая политика в регионе: основные проблемы и способы их решения // Наука и современность. 2010. № 1 - 2. С. 11 - 16.

8. Матвеева Е. В. Экологическая политика современной России // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. (Серия: Гуманитарные науки). 2011. № 1. С. 43 - 47.

9. Матвеева Е. В. Экологические проблемы в политике современных государств: теория и практика: монография. Кемерово, 2010.

10. О состоянии и тенденциях развития гражданского общества в Кемеровской области // Общественная палата Кемеровской области. Кемерово, 2008. 104 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Социологическая энциклопедия. М., 2003. 224 с.

12. Федеральный закон РФ от 10.01.2002 г. ФЗ-7 «Об охране окружающей среды» // Российская газета. 2002. 12 января.

13. Экологический рейтинг субъектов РФ. Режим доступа: http://greenpatrol.ru/ru/stranica-dlya-obshchego-reytinga/ekologicheskiy-reyting-subektov-rf?tid=261 (дата обращения: 7.05.2015).

Информация об авторах:

Матвеева Елена Викторовна - доктор политических наук, доцент, профессор кафедры политических наук КемГУ, [email protected].

Elena V. Matveeva - Doctor of Political Science, Associate Professor, Assistant Professor at the Department of Political Science, Kemerovo State University.

Несова Елена Валерьевна - магистрант направления «Экология и природопользование» КемГУ, [email protected].

Elena V. Nesova - Master's Degree student at Kemerovo State University.

(Научный руководитель - Е. В. Матвеева).

Статья поступила в редколлегию 12.03.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.