4. Diltey V. Opisatel'nayapsikhologiya [Descriptivepsychology]. Moscow, Ripoll Publ., 2018. 290 p. (In Russ.).
5. Dmitrieva N.A. Kratkaya istoriya iskusstv: XIXvek [A brief history of Art: the 19th century]. Moscow, Ripoll Classic Publ., 2020. 384 p. (In Russ.).
6. Zapadno-evropeyskoe iskusstvo XVII veka [Western European art of the XVII century]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1981. 230 p. (In Russ.).
7. Istoriya iskusstva Zapadnoy Evropy: ot Antichnosti do nashikh dney [The Art History of Western Europe: from Antiquity to the present day]. Moscow, Yurayt Publ., 2020. 346 p. (In Russ.).
8. Kazakov E.F. Istoriya kak "obretenie" litsa [History as "finding" a face]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2020, no. 51, pp. 84-92. (In Russ.).
9. Kazakov E.F. Ot dushi k psikhike [From the soul to the psyche]. Vestnik Kemerovo State University [Bulletin of Kemerovo State University], 2015, no. 2, vol. 4, pp. 206-209. (In Russ.).
10. Losev A.F. Estetika Vozrozhdeniya [The Renaissance Aesthetic]. Moscow, Mysl Publ., 1982. 624 p. (In Russ.).
11. Florenskiy P. Stolp i utverzhdenie istiny [Pillar and Statement of Truth]. Moscow, Academic Proect, 2017. 908 p. (In Russ.).
12. Ten I. Filosofiya iskusstva [Philosophy of Art]. Moscow, Respublika Publ., 1996. 351 p. (In Russ.).
13. Shestov L. Vlast'klyuchey [Thepower ofkeys]. Moscow, AST Publ., 2007. 357 p. (In Russ.).
14. Shpengler O. ZakatEvropy [The Decline of Europe]. Moscow, Potpourri Publ., 2019. 704 p. (In Russ.).
УДК 008.930.85
УЧРЕЖДЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 1930-1940-Х ГОДОВ
Маскаева Екатерина Павловна, аспирант, Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, РФ). E-mail: maskaevakat@gmail.com
Статья посвящена определению значения учреждения театральных учебно-творческих институтов в формировании культурной среды Алтайского края в первой половине ХХ века. Первая часть посвящена обзору культурно-политической направленности СССР и документов, регламентирующих театральное дело. Вторая часть представляет собой теоретический анализ эмпирического материала, в который вошли автобиографии мастеров сцены Алтайского краевого театра драмы им. В. М. Шукшина. Материалы мемуаров позволили предметно рассмотреть деятельность учебно-творческих институтов 30-40-х годов ХХ века и оценить художественно-творческий уровень театрального искусства.
На основе воспоминаний А. Н. Самохвалова, учащегося первого актерского набора Алтайского краевого театрального училища, изучены особенности организации профессионального театрального образования в провинции. Проведены параллели с современной образовательной системой и обозначены пути преемственности. На основе воспоминаний народного артиста РФ, ветерана алтайской сцены Д. Г. Паротикова получено представление о театральной студии при театре и проведен сравнительный анализ между деятельностью студии и училища.
В заключение выделяются особенности развития театральной культуры Алтайского края в период 30-40-х годов ХХ века, характеризуется свойственная этому времени художественная и образовательная деятельность, определяются функции театральных учебно-творческих институтов как учреждений, формирующих развитие региональной культуры.
Ключевые слова: театральная культура, культурная среда провинции, учебно-творческий институт.
THE ESTABLISHMENT OF THEATRICAL EDUCATIONAL AND ART INSTITUTES AS A FACTOR OF FORMING THE CULTURAL ENVIRONMENT OF ALTAI REGION 1930-1940
Maskaeva Ekaterina Pavlovna, Postgraduate, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russian Federation). E-mail: maskaevakat@gmail.com
The article is devoted to determining the meaning of establishment of theatrical educational and art institutes in forming the cultural environment of Altai region in the first half of the 20th century.
The first part is devoted to an overview of the cultural and political orientation of the USSR and the documents regulating the theater business.
The second part represents theoretical analysis of empirical data, which includes autobiographies of professionals of the stage of V.M. Shukshin Altai Territotial Theatre of Drama. Information from the memoirs allowed to study the work of educational and art institutes in the 1930-40s in detail and to rate artistic and creative level of theatrical art.
Based on memories of A.N. Samokhvalov, the student of the first admission of actors to Altai regional specialized school, the particularities of organizing the professional theatrical education in a province are studied. The parallels are drawn with contemporary educational system and the paths of successions are defined.
Based on the memoirs of People's Artist of the RF, veteran of the Altai stage D.G. Parotikov, an idea of the theater studio at the theater was obtained and a comparative analysis was made between the activities of the studio and the specialized school.
The particularities of developing of theatrical culture of Altai region in the 1930-40s are formulated in the conclusion. The functions of theatrical educational and art institutes as of the factor of developing of the regional culture are defined.
Keywords: theatrical culture, cultural environment of a province, educational and creative institute.
ORCID: 0000-0002-3237-0730
Doi: 10.31773/2078-1768-2021-55-32-37
Театральная культура российских регионов (тем более значительно удаленных от центра) далеко не всегда становится предметом постоянного интереса научного сообщества. Редкий пример в этом смысле представляют публикации кемеровских исследователей, посвящающих монографии и статьи театральному искусству Кузбасса. Среди них можно выделить коллективную монографию «Искусство Кузбасса в контексте развития региона (период 1990-2010-х годов)» под редакцией Н. Л. Прокоповой [8], диссертации А. И. Бура-ченко и М. М. Сабелева [1; 5], посвященные различным областям кузбасской театральной культуры. Подобный исследовательский опыт доказывает потребность современной науки в изучении театральной культуры российской периферии и необходимость именно культурологического осмысления данных процессов. Культурологический интерес в данной области, на наш взгляд, обусловлен научным осмыслением актуальных
вопросов места и роли «провинции» в культурно-историческом развитии страны.
На пути изучения региональной культуры перед исследователями ставятся задачи, направленные на выявление структурных характеристик понятия «культурная среда провинции». Нам близко понимание данного термина, которое сформулировано М. М. Сабелевым применительно к театральной культуре. «Термин "культурная среда" может быть применен к исследованиям, связанным с формированием театральной культуры регионов, поскольку театральное искусство выступает в роли ценностно-формирующего механизма, оказывая влияние на социум. В процессе формирования и развития культурной среды образуется особое, присущее только ей семиотическое поле, одной из составляющих которого может являться театральная культура» [6, с.107]. В данной статье попробуем определить значимость учреждения театральных учебно-творческих институ-
тов в формировании культурной среды региона на примере Алтайского края 30-40-х годов ХХ века.
Эмпирическую базу исследования составили биографии народного артиста России Дементия Гавриловича Паротикова и заслуженного артиста России Алексея Николаевича Самохвалова, посвятивших более 50 лет служению Алтайскому краевому театру драмы. Нужно отметить, что данные источники вводятся в научный оборот впервые.
Политика СССР в области театрального искусства в 30-е годы ХХ века регламентировалась Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 7 октября 1930 года [4]. Согласно Постановлению государство видело решение проблем театрального дела в обеспечении роста советской драматургии, расширении и укреплении сети национальных театров, создании хозяйственной организации по снабжению театров как в городе, так и в деревне, в установке соответствующих стандартов, регламентирующих театральное оснащение, в упорядочивании комплектации театральных трупп, в планировании деятельности органов социально-культурного строительства. Таким образом, театральное дело в СССР переходило под полное государственное регулирование.
Театральная культура Алтайского края в 1920-1940-х годах в своем развитии опиралось на государственные установки. Важнейшим событием этого периода становится открытие театрального училища в 1939 году. В Постановлении Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Алтайскому краю от 22 июля 1939 года значится: «В целях обеспечения актерскими кадрами намечаемого увеличения сети театров, открыть в начале нового учебного года краевое театральное училище в г. Барнауле» [3]. Из приведенного фрагмента следует, что к указанному периоду в крае сформировалась потребность в профессиональных кадрах в области актерского искусства. Проанализировать организацию учебного процесса краевого театрального училища позволяет книга «Исповедь провинциального актера», написанная Алексеем Николаевичем Само-хваловым, выпускником первого актерского набора Алтайского краевого театрального училища. До настоящего времени эта книга является единственным описательным источником деятельности краевого театрального училища.
А. Н. Самохвалов отмечает: «В первые два курса мы заканчивали десять классов обычной школы, получали среднее образование. Мы изучали математику, геометрию, физику, химию, русский, литературу, два языка, и целый ряд специальных предметов» [7, с. 53]. Приведенный фрагмент свидетельствует о том, что образовательный процесс училища соотносим с современными программами средних профессиональных учебных заведений и в педагогическом аспекте направлен на формирование разносторонне развитой личности. Изучение общеобразовательных дисциплин компенсировало недостаток среднего образования у учеников, а также способствовало накоплению общенаучных знаний.
Алексей Николаевич описывает организацию профильной части образовательного процесса: «К работе в училище были привлечены лучшие силы краевого театра. Мастерство актера вели главный режиссер Н. П. Николаев и С. Б. Ра-бинов. Сценическую речь - актриса Т. В. Петрова. Музыкальную грамоту и сольфеджио - известный барнаульский музыкант и композитор А. С. Анохин. Куратором курса был назначен любимец барнаульской публики Н. Я. Колин. Кроме того, студенты изучали целый комплекс специальных дисциплин: игра на фортепиано, баяне, постановка голоса и вокал, сценическое движение и танец, история театра и история искусства» [7, с. 53]. Представленный «учебный план» демонстрирует установку училища на воспитание «универсального артиста», на формирование способностей использования в профессиональной деятельности всего комплекса актерских выразительных средств. Данный подход соответствует традициям классической русской театральной школы и внедрен в образовательный процесс современных художественных вузов. Привлечение к обучению действующих деятелей культуры и искусства Алтайского края дает нам право говорить о формировании оригинальной театрально-педагогической методики, основанной на синтезе столичных театральных школ и собственного сценического опыта преподавателей. Далее в воспоминаниях прослеживается практико-ориентированность в обучении будущих актеров за счёт взаимодействия с профессиональным театральным сообществом. «С первого курса мы были прикреплены к театру. Были заня-
ты во всех массовых сценах, во всех спектаклях» [7, с. 55]. Проведенный анализ воспоминаний о деятельности Алтайского краевого театрального училища позволяет сделать выводы о сущности профессионального актерского образования в Алтайском крае 30-40-х годов ХХ века.
В качестве таких выводов, во-первых, отметим, что в период 30-х годов ХХ века в Алтайском крае сформировалась потребность в подготовке собственных профессиональных кадров в области актерского искусства. Во-вторых, анализ образовательного процесса созданного краевого театрального училища основывался на классических представлениях об актерской школе. Комплекс изучаемых дисциплин был направлен на формирование необходимых знаний и умений в области актерского мастерства. Значимым представляется и практико-ориентированная форма организации учебного процесса, что благоприятствовало углубленному пониманию тонкостей профессии и дополнительному образованию за счет профессионального партнёрства. К сожалению, история Алтайского краевого театрального училища была недолгой. С началом Великой Отечественной войны в 1941 году было принято правительственное решение о его закрытии. Однако активная концертная и постановочная деятельность театра даже в годы войны требовала кадрового обновления.
Силами бывшего руководства Театрального училища и главного режиссера И. Г. Борова в 1943 году была открыта Театральная студия при краевом театре драмы. Конечно, студийные занятия в театре не могли заменить профессионального образования, которое могло дать существовавшее ранее училище. Однако цель их оставалась прежней - подготовка кадрового резерва для театральной труппы. На основе воспоминаний Д. Г. Паротикова сегодня можно проанализировать педагогический процесс студийных занятий. Вспоминая о первом выходе на сцену в 1943 году, народный артист России пишет: «.. .выйдя на сцену на первый план <...> я совершенно растерялся. <...> В таком жутком напряжении я простоял на сцене минут десять, в итоге все же благополучно развернулся и вовремя ушел за кулисы. <...> О чем это говорит? О том, что я находился в жутком мышечном зажиме <...> Этюды на публичное одиночество позволяли нам преодолеть
этот барьер» [2, с. 133-134]. Примечательно, что книга К. С. Станиславского «Работа актера над собой», где описан этюдный метод репетиций и актерского тренажа, вышла в 1937 году и еще не получила широкого распространения на периферии. Следовательно, авангардная для того времени методика была интуитивно найдена и применялась педагогами театральной студии в Барнауле. Кроме того, это свидетельствует о том, что одним из двигателей совершенствования мастерства для юных актеров в 1940-е годы являлась постоянная внутренняя рефлексия на основе собственного опыта.
Непосредственное обучение профессии выстраивалось в студии во время индивидуальных репетиций с режиссером. Дементий Гаврилович вспоминает работу с режиссером И. Г. Боровым: «Я сказал, что сцена эта в спектакле мне нравится, но я не смогу сделать то, что делает исполнитель (Быков. - прим. авт). Вдруг Илья Григорьевич сказал, что артист Быков тоже не смог бы сделать то, что он сегодня делает, если бы много и упорно не трудился над совершенствованием своего мастерства <.> если бы Быков не прошел через массовку, через эпизод, через массу незначительных ролей, приближаясь к значимым, сегодня он не был бы в труппе Алтайского краевого театра драмы тем, кем он есть» [2, с. 161-163]. Из вышепредставленного фрагмента можно сделать вывод, что поэтапное овладение профессией «от простого к сложному» - один из методов формирование профессиональных умений и навыков в период работы театральной студии.
Приведенные воспоминания дают нам возможность провести сравнительный анализ деятельности театральных двух учебно-творческих институтов (учреждений) Барнаула 30-40-х годов ХХ века. Деятельность краевого театрального училища в большей степени была организована в соответствии с современными представлениями об учебном заведении. В свою очередь учебный процесс студии предполагал наблюдение и самообразование как основополагающие принципы обучения. Несмотря на указанную разницу, оба учебно-творческих института (учреждения) выполняли задачу формирования кадрового резерва для краевого театра драмы и вносили свою лепту в решение государственных программ развития культуры СССР.
Исследование актёрских мемуаров позволило выявить особенности формирования театральной культуры Алтайского края. Деятельность Алтайского краевого театрального училища указала на необходимость дальнейшего развития сети образовательных учреждений театральной направленности и продемонстрировала значительный уровень заинтересованности населения в театральной деятельности. В 30-50-х годах ХХ века, период утверждения классических основ русской театральной школы, алтайские артисты и театральные педагоги выстраивали учебный процесс в соответствии с практическими запросами театра и на основе собственного актерского и режиссерского опыта. Интуитивный путь развития театральной школы преобразовался в уникальную театральную методику, основанную на синтезе различных школ и рефлексии над наследием театральных деятелей провинции и столицы. Исторический опыт деятельности институтов сферы культуры Алтайского края по-
зволяет сформулировать функции учебно-творческих театральных учреждений. К ним относятся: обеспечение кадрового резерва для профессиональных театров края; формирование привлекательности актерской профессии, привлечение молодежи к занятиям искусством; расширение художественных возможностей театра за счет укомплектованной профессиональной труппы; формирование общей культуры населения, в том числе зрительской; трансляция общечеловеческих ценностей средствами театрального искусства в рамках учебной и постановочной деятельности; формирование самобытных творческих методик, характерных для культурно-исторического контекста региона. Выполняемые театрально-творческими институтами (учреждениями) функции обусловливали формирование у жителей региона качественно иного отношения к сфере искусства и культуры, готовили почву для самостоятельного развития театрального искусства Алтайского края.
Литература
1. Бураченко А. И. Театральная критика в провинции: структура и функции: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Бураченко Алексей Иванович; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т культуры и искусств]. - Кемерово, 2014. - 207 с.
2. Паротиков Д. Г. Рубцы на сердце. - Барнаул: Алт. дом печати, 2008. - 478 с.
3. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР по Алтайскому краю «Об открытии краевого театрального училища в г. Барнауле» от 22 июля 1939 года // Государственный архив Алтайского края. -Ф. 312. - О. 1а. - Д. 21. - Л. 80.
4. Постановление Совета Народных комиссаров «Об улучшении театрального дела» от 7 окт. 1930 года [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901855430 (дата обращения: 15.02.2021).
5. Сабелев М. М. Влияние музыкального театра на формирование провинциальной культуры: на мат-ле Ке-меров. обл.: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Сабелев Михаил Михайлович; [Место защиты: Кемер. гос. ин-т культуры]. - Кемерово, 2018. - 222 с.: ил.
6. Сабелев М. М. «Культурная среда» и «культурное пространство»: целесообразность использования понятий в исследовании театральной культуры российской провинции // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2016. - № 37-1. - С. 102-108.
7. Самохвалов А. Н. Исповедь провинциального актёра. - Барнаул: Алт. дом печати, 2008. - 493 с.
8. Искусство Кузбасса в контексте развития региона (период 1990-2010-х годов) / отв. ред. Н. Л. Прокопова; Кемеров. гос. ин-т культуры. - Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2016. - 332 с.
References
1. Burachenko A.I. Teatral'naya kritika v provintsii: struktura i funktsii: dis. ... kand. kul'turologii [Theater criticism in the province: structure and functions. PhD of Culturology Diss.]. Kemerovo, 2014. 207 p. (In Russ.).
2. Parotikov D.G. Rubtsy na serdtse [Scars on the heart]. Barnaul, Altai print house Publ., 2008. (In Russ.).
3. Postanovlenie Prezidiuma Verkhovnogo Soveta RSFSR po Altayskomu krayu "Ob otkrytii kraevogo teatral'nogo uchilishcha v g. Barnaule" ot 22 iyulya 1939 goda [Resolution of the Presidium of the Supreme Soviet of the RSFSR for the Altai Territory "On the opening of the regional theater school in Barnaul" of July 22, 1939]. Gosudarstvennyy arkhiv Altayskogo kraya [State archive of Altai region], coll. 312, aids. 1а, part 21, fol. 80. (In Russ.)
4. Postanovlenie Soveta Narodnykh komissarov "Ob uluchshenii teatral'nogo dela" ot 7 oktyabrya 1930 goda [Resolution of the Council of People's Commissars "On the improvement of the artical business" dated 7th October 1930]. (In Russ.). Available at: http://docs.cntd.ru/document/901855430 (accessed 15.02.2021).
5. Sabelev M.M. Vliyanie muzykal'nogo teatra na formirovanie provintsial'noy kul'tury: na materiale Kemerovskoy oblasti: dis. ... kand. kul'turologii [The influence of musical theater on the formation of provincial culture: based on the material of the Kemerovo Region. Ph.D. of Culturology Diss.]. Kemerovo, 2018. 222 p. (In Russ.).
6. Sabelev M.M. "Kul'turnaya sreda" i "kul'turnoe prostranstvo": tselesoobraznost' ispol'zovaniya ponyatiy v issledo-vanii teatral'noy kul'tury rossiyskoy provintsii ["Cultural environment" and "cultural space": the feasibility of using the concepts in the study of the theatrical culture of the Russian province]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstven-nogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2016, no. 37-1, pp. 102-108. (In Russ.).
7. Samokhvalov A.N. Ispoved' provintsial'nogo aktera [Confession of the provincial actor]. Barnaul, Altai print house Publ., 2008. 493 р. (In Russ.).
8. Prokopova N.L. Iskusstvo Kuzbassa v kontekste razvitiya regiona (period 1990-2010-kh godov) [Art of Kuzbass in the context of regional development (1990-2010)]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture, 2016. 332 p. (In Russ.).
УДК 008
ЦЕННОСТИ ПОСТДРАМАТИЗМА В ТЕАТРАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ СПЕКТАКЛЯ-КОНЦЕРТА «ОНЕГИН. ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ»)
Тагильцева Елена Павловна, преподаватель кафедры филологии и сценической речи, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: tag.elena@icloud.com
Прокопова Наталья Леонидовна, доктор культурологии, доцент, декан факультета режиссуры и актерского искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: n.prokopova0806@gmail.com
Актуальность исследования обеспечивают рассмотрение ценностей постдраматизма в театрально-поэтическом дискурсе XXI столетия, осмысление авангардных театральных художественных практик, уточнение характеристик современной культуры в целом.
Цель статьи связана с выявлением ценностей постдраматизма на примере такой художественной практики, как спектакль-концерт «Онегин. Лирические отступления». Для достижения поставленной цели используется аксиологический подход к разбору действия ценностей постдраматизма в театрально-поэтическом дискурсе.
В рамках анализа, представленного в статье, формулируется содержание понятия «театрально-поэтический дискурс». Авторы трактуют понятие «театрально-поэтический дискурс» в двух значениях - частном и общем. Первое из значений соотносится с отдельно взятым поэтическим спектаклем, являющимся режиссерским рассуждением, высказыванием, выступающим как частное проявление общего театрально-поэтического дискурса. Второе значение понятия «театрально-поэтический дискурс» объединяет ряд театральных сценических постановок, принадлежащих к одному конкретному виду - спектаклям, созданным на основе стихотворного материала. В этом случае «театрально-поэтический дискурс» толкуется как совокупность художественных сценических практик, созданных на основе поэтического (стихотворного) материала и транслирующих ценности конкретного культурно-исторического периода.
Выводами служат утверждения о действии в современном театрально-поэтическом дискурсе ценностей постдраматизма: преодоление сюжетной основы и нарративности; опора на категорию «состояние» как на особый эстетический приём в сценическом творчестве актёров; коллаборационизм как способ создания художественных практик, произведений искусства. Наряду с этим доказывается ослабление в российском театральном искусстве традиций сценического воплощения поэтических тек-