ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №2(20)
УДК 94 (470.41)
УЧРЕЖДЕНИЕ И НАЧАЛО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАТАРСКОГО НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПРОСВЕЩЕНИЯ (26.09.1920 - 2.03.1921)
© Г.М.Латыпова
В статье на основе архивных данных реконструируется история Татарского Народного Комиссариата Просвещения и его деятельность в первый организационный период с июля 1920 по март 1921 года.
Ключевые слова: образование, учреждение, Татарский Народный Комиссариат Просвещения, инструкторские курсы, педагогические курсы, структура, статистика.
Как известно, 27 мая 1920 г. председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М.И.Калинин и председатель Совета Народных Комиссаров В.И.Ленин подписали декрет об образовании Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР). Казанский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 25 июля того же года передал всю полноту власти Революционному комитету ТАССР. Этот день вошел в историю как дата создания Татарской АССР.
Учредительный съезд Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов ТАССР, состоявшийся 26 сентября 1920 г., избрал Центральный исполнительный комитет (ЦИК) и Совет народных комиссаров (СНК) ТАССР. В резолюции учредительного съезда Советов были поставлены задачи перед вновь создаваемыми ведомствами. Так, I съезд Советов предложил Народному комиссариату просвещения республики "обратить серьезное внимание на постановку профессионального и технического образования, которое до сих пор встречало почти непреодолимые помехи в своем проведении. <...> съезд находит необходимым: 1) усиленно заняться подготовкой учительского персонала, 2) обязательно образовывать группы учителей, могущих преподавать не только на русском, но и на других языках разных национальностей Татарской АССР, для чего предлагается выделить часть учителей и командировать их на специальные курсы, 3) заготовить запас оборудования для профшкол и мастерских, 4) слабые школы соединять с более сильными или в последних устроить: а) интернаты и б) подготовительные группы для лиц разных народностей,
5) усиленно заняться переводом специальных книг на татарский и чувашский языки, 6) быстрее закончить разработку учебных планов и программ, 7) сосредоточить внимание на развитии профессионально-технических знаний среди
взрослых, организуя курсы не только при заводах, но и при хорошо оборудованных школах" [1: 303-304].
В организационном отношении съезд рекомендовал будущему Наркомпросу установить тесную связь с другими советскими ведомствами, всеми подведомственными учреждениями, в частности, укрепить работу с горотделами и "правильно и твердо поставить дело учета и распределения работников просвещения, в возможных пределах обеспечить их благоприятными материальными условиями и одновременно поднимая среди них на достаточную высоту трудовую дисциплину." [1: 303-304]. Важнейшей задачей стало создание четко продуманной структуры управления народным образованием и культурой как на местах, так и на городском и республиканском уровнях.
ЦИК ТАССР 28 сентября 1920 г. принял постановление о создании Совета народных комиссаров ТАССР, в состав которого вошел Народный комиссариат просвещения республики. Народным комиссаром просвещения ТССР был назначен Хасан Шагисултанович Султанов.
В сентябре месяце 1920 г. вновь созданным организационно-инструкторским отделом Татарского народного комиссариата просвещения разрабатывается положение о Народном комиссариате просвещения ТССР [2]. Проект Положения был представлен на утверждение в Совнарком 27 октября 1920 г. [3]. 26 ноября "Положение об организации дела народного образования в ТССР" было утверждено с поправками [4]. В нем разграничивались полномочия центрального органа Наркомпроса РСФСР и Татарского народного комиссариата просвещения.
Комиссариату предлагалось учитывать, прежде всего, факторы многонациональности, социальные особенности городского и сельского населения, территориальную разобщенность населенных пунктов, проблемы районирования рес-
публики, что в итоге сказывалось на формировании местных органов управления народным просвещением.
На местах делом культуры и образования согласно положению от 26 ноября 1920 г. ". ведали отделы народного образования при Исполнительных комитетах Совета Рабочих Крестьянских Депутатов: Городском Казанском, кантональных и волостных <...> все отделы Народного образования действуют в пределах устанавливаемых как общими законами Республики, так и законами ЦИК ТАССР, и следуют указаниям и предписаниям: Волостные - кантональным, кантональные - Народного Комиссариата Просвещения." [5]. Немаловажно подчеркнуть, что кантональные отделы при разногласии с волостным отделом имели право обращаться в любую из высших инстанций. При этом они были обязаны оповещать волостной отдел письменно, предъявляя копию своего обращения в вышестоящую инстанцию. Данный факт говорит о существовании вертикали власти, при которой все разногласия обсуждались на различных уровнях управления народным образованием и культурой.
На протяжении 1920-х гг. руководство республики предпринимало значительные меры для развития языка, образования и культуры татарского народа. Анализируя ситуацию, Кашаф Мухтаров отмечал: "Если на это затрачивается больше средств, чем на соответствующие потребности русского населения, то русские трудящиеся обязаны сознательно оценить эту необходимость, ибо надо компенсировать татарские трудовые массы и возместить им тот культурнополитический и экономический ущерб, который веками чинило им царское правительство и на счет которого в известной степени русские трудящиеся развивались быстрее и успешнее" [6:
14].
Как видим, основным направлением деятельности Татарского народного комиссариата просвещения в первые месяцы работы стало расширение татарской сети культурно-просветительных учреждений [7]. Первоочередными задачами для вновь назначенного наркома стали вопросы, связанные с подготовкой татарского педагогического персонала. Отделам Татнаркомпроса были сформулированы задания по созданию курсов подготовки инструкторов и Первых Всетатар-ских курсов подготовки работников просвещения из татар.
В течение июля - сентября 1920 г. в структуре Татарского народного комиссариата просвещения были сформированы следующие отделы: научный отдел, отдел высших учебных заведе-
ний, отдел охраны памятников старины. Конкретные результаты работ отделов за указанный период выразились в создании Восточной Академии, преобразованной из Северо-Восточного, Археологического и Этнографического Институтов, в организации выставки культуры народов Востока.
Большую работу проводил статистический отдел Татарского народного комиссариата просвещения, созданный в сентябре 1920 г. Одной из главных его задач являлось изучение положения дела народного образования в кантонах, изучение численного состава детей дошкольного и школьного возраста, количества школ, образовательного уровня педагогического персонала. Другая немаловажная функция этого отдела на данном этапе заключалась в районировании сети культурных и образовательных учреждений.
В первые три месяца своей работы сотрудниками отдела статистики проводилось сплошное обследование всех культурно-просветительных учреждений и организаций губернии, устанавливались связи Губотнароба с Отнаробами путем организации при каждом Отнаробе статистического органа. Немедленно были обследованы вновь присоединенные к республике уезды: Бу-гульминский, Мензелинский, часть Симбирского, Буинский, Малмыжский. Проведены два съезда представителей статистических органов по народному образованию кантонов. Установив систему взаимоотношений между статистическим отделом Наркомпроса и статистическими организациями кантоноотнаробов и подготовив регистраторов, способных разобраться в программе сплошного обследования, отдел составил организационный план этих обследований, выработал формы анкет по всем типам и видам учреждений, подведомственных Татарскому народному комиссариату просвещения [8].
Итоги работы за первые шесть месяцев Татарского народного комиссариата просвещения были подведены в выступлении Х.Ш.Султанова на второй сессии ТатЦИКа (1-го созыва) 2 марта 1921 г. В выступлении, в частности, было подчеркнуто: "Основная его задача <Татнаркомпро-са - Г.Л .> — поднятие уровня в развитии и самосознании отсталых масс в Татреспублике; такой массой является татарская масса. В последнее время из Центра дана другая задача - это во чтобы не стало в короткий срок выпустить квалифицированных рабочих для <...> фабрично-заводской промышленности. Нам приходиться задумываться над проведением основной задачи . необходимо создать квалифицированных работников просвещения исключительно из татар. Главное внимание необходимо обратить на то,
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ
чтобы этих работников брать из самих низов, то есть из деревень" [9].
Основным решением задачи в вопросе подготовки педагогических кадров для национальных школ Татнаркомпроса Х.Ш. Султанов считал подготовку квалифицированных педагогов из татар. Для реализации поставленной задачи отделом Единой трудовой школы Татнаркомпроса повсеместно открываются трехгодичные и краткосрочные педагогические курсы.
Татнаркомпрос в процессе организации педагогических курсов большое внимание уделял социально-бытовым проблемам учителей. Для временного проживания учителям предоставлялось общежитие, необходимая одежда, обувь, а также выплачивалось пособие и сохранялся средний заработок.
Разработкой программ для педагогических курсов и школьных программ для школ I и II ступени ведал отдел единой трудовой школы. Для разработки программ был приглашен известный педагог Кошемиров [10].
Для поднятия квалификации школьных инструкторов Татнаркомпросом создается Инструкторский Институт. В течение трех месяцев своего существования институтом проводится три инструкторских курса: внешкольной, дошкольной и курс охраны детства. Школьные и инструкторские курсы прослушало 85 человек, основная масса слушателей были представителями кантонных отделов народного образования. Учет слушателей вел организационно-инструкторский отдел комиссариата.
Организационно-инструкторский отдел Нар-компроса начал свою работу 1 октября 1920 года, его основной задачей являлась организация инструктирования отделов комиссариата. В задачи организационно-инструкторского отдела также входило составление штатного расписания для всего комиссариата, но на 20 октября 1920 года штатное расписание отдела так и не было составлено. Основная проблема состояла в текучести кадров. Х.Ш.Султанов на II сессии 2 марта ТатЦИКа отмечает: "Татнаркомпрос имеет 17 Отделов, два комитета профессионально-
технических и Главполитпросвет. Все эти отделы имеют около 60 подотделов. .удивитесь, что много отделов, подотделов, следовательно, должно быть много работников, ничего подобного. У нас есть отделы, где сидит 1 работник, а подотделы совсем пустуют. Своим работникам мы ничего не можем дать, и все бегут от нас, как от заразы. Тех работников, которые сейчас есть, мы удерживаем обманов" [10].
Подводя итоги организационного периода формирования Татарского народного комисса-
риата просвещения, необходимо отметить, что Татнаркомпросом оказался загружен функциями не только управленческими, но и реализацией всей практической деятельности на уровне уездов, волостей. Подобная диспропорция привела к тому, что управленческие, организационные функции Татнаркомпроса оставались на втором плане. Именно поэтому депутатами Татарского Центрального Исполнительного Комитета отмечалось следующее: "...для того, чтобы Нарком-прос действительно благотворно работал, управлял делами просвещения в Татреспублике, занимался втягиванием татарского населения в дело просвещения, поднял его культуру до уровня, хотя бы русского населения, необходимо, чтобы он действительно был только руководящим органом, но и направлял, регулировал и контролировал низшие подчиненные органы" [11]. Это был основной вопрос, который ставился в отношении деятельности Татарского Народного комиссариата просвещения на сессии ТатЦИКа 2 марта 1921 года. Перед народным комиссаром просвещения - Х.Ш.Султановым депутатами ставилась задача уделять большое внимание культурно-просветительной работе в республиканском масштабе, созданию образцовопоказательных учреждений. Особо подчеркивалось, что "если Наркомпрос не будет размениваться на практическую работу, то он сумеет поставить при благоприятных условиях свою работу на должную высоту ... и подтягивать учреждения, ему подведомственные. Если же будет маленький излишек сил, то его нужно бросать в деревню, а не загромождать аппарат Наркомпро-са людьми, которые могли бы работать в практической области" [12].
Таким образом, на начало 1921 года структура Татнаркомпроса выглядела следующим образом: 1. Комиссариат Наркомпроса ТАССР, (комиссар, заместитель комиссара (1); члены коллегии (3), секретарь коллегии (1)); 2. Общая канцелярия; 3. Отдел Единой трудовой школы с подотделами: а) учебный, б) школьно-трудовых процессов, в) физической культуры, г) экскурсионный; 4. Политпросвет - отдел с подотделами:
а) школьно-курсовой, б) народных домов и клубов, в) ликвидации безграмотности, г) агитлек-тора, д) библиотечный; 5. Чрезвычайная комиссия и постоянное Совещание при ней по ликвидации безграмотности; 6. Профессионально технический отдел с подотделами: а) сельско-хо-зяйственный; б) химико-механический, в) рабочих курсов, г) ремесленно-кустарного производства; 7. Отдел организационно-инструкторский с подотделами: а) учета и распределения сил,
б) информационный и съездов, в) подготовки ра-
ботников просвещения; 8. Отдел Охраны детства с подотделами и секциями: а) детских домов,
б) правовой защиты детей, в) воспитания и соц-обеспечения дефективных детей, г) врачебновоспитательный. Секции: а) питание детских домов, б) показательных учреждений, в) обучения, воспитания физически дефективных детей, г) обучения и воспитания умственно и нравственно дефектных детей; 9. Дошкольный отдел;
10. Статистический отдел; 11. Отдел театральный (ТЕО) с подотделом детского театра; 12. Отдел музыкальный (МУЗО) с подотделами: а) академический, б) музыкального образования,
в) концертный; 13. Отдел изобразительных искусств; 14. Финансовый отдел с подотделами и отделениями: а) сменно-контрольный, б) бухгалтерский; 15. Фото-кинематографический отдел; 16. Отдел снабжения с подотделами: а) общий, б) материальная бухгалтерия, в) детского обеспечения, г) хозяйственный, д) учебных пособий, е) транспортный, ж) технических служащих, з) искусств; 17. Отдел высших учебных заведений с подотделами: а) административно-академический, б) рабочих факультетов; 18. Научный отдел с подотделами: а) физико-математических наук, б) естественных наук, в) социальных наук,
г) историко-филологических наук, д) восточных культур, е) археологических и этнографических наук, ж) психолого-педагогических, з) прикладных наук, и) научных обществ и экспедиций; 19. Отдел по делам музеев и по охране памятников искусства старины и природы с подотделами и отделениями: а) охрана памятников искусств,
б) по охране природы, в) по делам музеев: отделения: а) художественно-этнографический и ар-хеолого-исторический, б) естественно-истори-
ческий и учебно-педагогический; 20. Казанское отделение Госиздата с отделами: а) редакционноиздательский, б) литературно-издательский,
в) агитации и пропаганды, г) библиографический [13].
Таким образом, созданная структура управления Татарского народного комиссариата просвещения состояла из 17 отделов и 58 подотделов. Подобная структура вытекала из необходимости удовлетворения научных запросов молодой республики в культурном и образовательном отношении и во многом представляла собой огромную канцелярию, которая по своим функциям напоминала канцелярию Казанского учебного округа.
1. Образование Татарской АССР: Сб. документов и материалов/ Под. ред. И.М.Климова, М.К.Муха-рямова; сост. Г.Б.Белялов, Р.Г.Кашафутдинов, М.Б.Кочурова, Н.М.Силаева. - Казань: Таткниго-издат, 1963.
2. НАРТ ф. Р. - 732. оп.1. д.2. л.1.
3. НА РТ ф. Р. - 3682. оп.1. д.78. л.9.
4. НАРТ ф. Р. - 732. оп.1. д.2. л.2.
5. НАРТ ф. Р. - 732, оп.1. д.2. л.6 об.
6. Материалы для докладчиков к восьмилетнему юбилею Автономной Татарской Советской Социалистической Республики. - Казань: Издание кабинета партработы ОК ВКП (б)., 1928.
7. НА РТ ф.Р. - 3682. оп.1. д.73. л.40.
8. НА РТ ф.Р. - 3682, оп.1. д.78. л.12.
9. НА РТ ф.Р. - 732. оп.1. д.56. л.1 об.
10. НА РТ ф. Р. - 732. оп.1. д.56. л.2.
11. НА РТ ф. Р. - 732. оп.1. д.56. л.21.
12. НА РТ ф. Р. - 732. оп.1. д.56. л.21 об.
13. НА РТ ф. Р. - 3682, оп.1. д.24. л.111, 111 об.
FOUNDING AND EARLY ACTIVITY OF TATAR COMMISSARIAT OF PUBLIC EDUCATION (26.09.1920 - 2.03.1921)
G.M.Latipova
The article deals with the history of Tatar Commissariat of Public Education, its founding and the activity of its branches during the first period of their existence - from June 1920 till March 1921.
Key words: education, founding, Tatar Executive Committee, instructors’ courses, teaching staff, structure, statistics.
Латыпова Гульназ Марсовна - специалист 1 категории отдела научной информации и использования документов Национального архива РТ.
E-mail: [email protected]