Научная статья на тему 'Учреждение и начало деятельности Татарского народного комиссариата просвещения (26. 09. 1920 2. 03. 1921)'

Учреждение и начало деятельности Татарского народного комиссариата просвещения (26. 09. 1920 2. 03. 1921) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
482
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЕ / ТАТАРСКИЙ НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ / ИНСТРУКТОРСКИЕ КУРСЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ / СТРУКТУРА / СТАТИСТИКА / INSTRUCTORS' COURSES / EDUCATION / FOUNDING / TATAR EXECUTIVE COMMITTEE / TEACHING STAFF / STRUC-TURE / STATISTICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Латыпова Гульназ Марсовна

В статье на основе архивных данных реконструируется история Татарского Народного Комисса-риата Просвещения и его деятельность в первый организационный период с июля 1920 по март 1921 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOUNDING AND EARLY ACTIVITY OF TATAR COMMISSARIAT OF PUBLIC EDUCATION (26.09.1920 2.03.1921)

The article deals with the history of Tatar Commissariat of Public Education, its founding and the activity of its branches during the first period of their existence from June 1920 till March 1921.

Текст научной работы на тему «Учреждение и начало деятельности Татарского народного комиссариата просвещения (26. 09. 1920 2. 03. 1921)»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №2(20)

УДК 94 (470.41)

УЧРЕЖДЕНИЕ И НАЧАЛО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАТАРСКОГО НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПРОСВЕЩЕНИЯ (26.09.1920 - 2.03.1921)

© Г.М.Латыпова

В статье на основе архивных данных реконструируется история Татарского Народного Комиссариата Просвещения и его деятельность в первый организационный период с июля 1920 по март 1921 года.

Ключевые слова: образование, учреждение, Татарский Народный Комиссариат Просвещения, инструкторские курсы, педагогические курсы, структура, статистика.

Как известно, 27 мая 1920 г. председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М.И.Калинин и председатель Совета Народных Комиссаров В.И.Ленин подписали декрет об образовании Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР). Казанский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 25 июля того же года передал всю полноту власти Революционному комитету ТАССР. Этот день вошел в историю как дата создания Татарской АССР.

Учредительный съезд Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов ТАССР, состоявшийся 26 сентября 1920 г., избрал Центральный исполнительный комитет (ЦИК) и Совет народных комиссаров (СНК) ТАССР. В резолюции учредительного съезда Советов были поставлены задачи перед вновь создаваемыми ведомствами. Так, I съезд Советов предложил Народному комиссариату просвещения республики "обратить серьезное внимание на постановку профессионального и технического образования, которое до сих пор встречало почти непреодолимые помехи в своем проведении. <...> съезд находит необходимым: 1) усиленно заняться подготовкой учительского персонала, 2) обязательно образовывать группы учителей, могущих преподавать не только на русском, но и на других языках разных национальностей Татарской АССР, для чего предлагается выделить часть учителей и командировать их на специальные курсы, 3) заготовить запас оборудования для профшкол и мастерских, 4) слабые школы соединять с более сильными или в последних устроить: а) интернаты и б) подготовительные группы для лиц разных народностей,

5) усиленно заняться переводом специальных книг на татарский и чувашский языки, 6) быстрее закончить разработку учебных планов и программ, 7) сосредоточить внимание на развитии профессионально-технических знаний среди

взрослых, организуя курсы не только при заводах, но и при хорошо оборудованных школах" [1: 303-304].

В организационном отношении съезд рекомендовал будущему Наркомпросу установить тесную связь с другими советскими ведомствами, всеми подведомственными учреждениями, в частности, укрепить работу с горотделами и "правильно и твердо поставить дело учета и распределения работников просвещения, в возможных пределах обеспечить их благоприятными материальными условиями и одновременно поднимая среди них на достаточную высоту трудовую дисциплину." [1: 303-304]. Важнейшей задачей стало создание четко продуманной структуры управления народным образованием и культурой как на местах, так и на городском и республиканском уровнях.

ЦИК ТАССР 28 сентября 1920 г. принял постановление о создании Совета народных комиссаров ТАССР, в состав которого вошел Народный комиссариат просвещения республики. Народным комиссаром просвещения ТССР был назначен Хасан Шагисултанович Султанов.

В сентябре месяце 1920 г. вновь созданным организационно-инструкторским отделом Татарского народного комиссариата просвещения разрабатывается положение о Народном комиссариате просвещения ТССР [2]. Проект Положения был представлен на утверждение в Совнарком 27 октября 1920 г. [3]. 26 ноября "Положение об организации дела народного образования в ТССР" было утверждено с поправками [4]. В нем разграничивались полномочия центрального органа Наркомпроса РСФСР и Татарского народного комиссариата просвещения.

Комиссариату предлагалось учитывать, прежде всего, факторы многонациональности, социальные особенности городского и сельского населения, территориальную разобщенность населенных пунктов, проблемы районирования рес-

публики, что в итоге сказывалось на формировании местных органов управления народным просвещением.

На местах делом культуры и образования согласно положению от 26 ноября 1920 г. ". ведали отделы народного образования при Исполнительных комитетах Совета Рабочих Крестьянских Депутатов: Городском Казанском, кантональных и волостных <...> все отделы Народного образования действуют в пределах устанавливаемых как общими законами Республики, так и законами ЦИК ТАССР, и следуют указаниям и предписаниям: Волостные - кантональным, кантональные - Народного Комиссариата Просвещения." [5]. Немаловажно подчеркнуть, что кантональные отделы при разногласии с волостным отделом имели право обращаться в любую из высших инстанций. При этом они были обязаны оповещать волостной отдел письменно, предъявляя копию своего обращения в вышестоящую инстанцию. Данный факт говорит о существовании вертикали власти, при которой все разногласия обсуждались на различных уровнях управления народным образованием и культурой.

На протяжении 1920-х гг. руководство республики предпринимало значительные меры для развития языка, образования и культуры татарского народа. Анализируя ситуацию, Кашаф Мухтаров отмечал: "Если на это затрачивается больше средств, чем на соответствующие потребности русского населения, то русские трудящиеся обязаны сознательно оценить эту необходимость, ибо надо компенсировать татарские трудовые массы и возместить им тот культурнополитический и экономический ущерб, который веками чинило им царское правительство и на счет которого в известной степени русские трудящиеся развивались быстрее и успешнее" [6:

14].

Как видим, основным направлением деятельности Татарского народного комиссариата просвещения в первые месяцы работы стало расширение татарской сети культурно-просветительных учреждений [7]. Первоочередными задачами для вновь назначенного наркома стали вопросы, связанные с подготовкой татарского педагогического персонала. Отделам Татнаркомпроса были сформулированы задания по созданию курсов подготовки инструкторов и Первых Всетатар-ских курсов подготовки работников просвещения из татар.

В течение июля - сентября 1920 г. в структуре Татарского народного комиссариата просвещения были сформированы следующие отделы: научный отдел, отдел высших учебных заведе-

ний, отдел охраны памятников старины. Конкретные результаты работ отделов за указанный период выразились в создании Восточной Академии, преобразованной из Северо-Восточного, Археологического и Этнографического Институтов, в организации выставки культуры народов Востока.

Большую работу проводил статистический отдел Татарского народного комиссариата просвещения, созданный в сентябре 1920 г. Одной из главных его задач являлось изучение положения дела народного образования в кантонах, изучение численного состава детей дошкольного и школьного возраста, количества школ, образовательного уровня педагогического персонала. Другая немаловажная функция этого отдела на данном этапе заключалась в районировании сети культурных и образовательных учреждений.

В первые три месяца своей работы сотрудниками отдела статистики проводилось сплошное обследование всех культурно-просветительных учреждений и организаций губернии, устанавливались связи Губотнароба с Отнаробами путем организации при каждом Отнаробе статистического органа. Немедленно были обследованы вновь присоединенные к республике уезды: Бу-гульминский, Мензелинский, часть Симбирского, Буинский, Малмыжский. Проведены два съезда представителей статистических органов по народному образованию кантонов. Установив систему взаимоотношений между статистическим отделом Наркомпроса и статистическими организациями кантоноотнаробов и подготовив регистраторов, способных разобраться в программе сплошного обследования, отдел составил организационный план этих обследований, выработал формы анкет по всем типам и видам учреждений, подведомственных Татарскому народному комиссариату просвещения [8].

Итоги работы за первые шесть месяцев Татарского народного комиссариата просвещения были подведены в выступлении Х.Ш.Султанова на второй сессии ТатЦИКа (1-го созыва) 2 марта 1921 г. В выступлении, в частности, было подчеркнуто: "Основная его задача <Татнаркомпро-са - Г.Л .> — поднятие уровня в развитии и самосознании отсталых масс в Татреспублике; такой массой является татарская масса. В последнее время из Центра дана другая задача - это во чтобы не стало в короткий срок выпустить квалифицированных рабочих для <...> фабрично-заводской промышленности. Нам приходиться задумываться над проведением основной задачи . необходимо создать квалифицированных работников просвещения исключительно из татар. Главное внимание необходимо обратить на то,

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

чтобы этих работников брать из самих низов, то есть из деревень" [9].

Основным решением задачи в вопросе подготовки педагогических кадров для национальных школ Татнаркомпроса Х.Ш. Султанов считал подготовку квалифицированных педагогов из татар. Для реализации поставленной задачи отделом Единой трудовой школы Татнаркомпроса повсеместно открываются трехгодичные и краткосрочные педагогические курсы.

Татнаркомпрос в процессе организации педагогических курсов большое внимание уделял социально-бытовым проблемам учителей. Для временного проживания учителям предоставлялось общежитие, необходимая одежда, обувь, а также выплачивалось пособие и сохранялся средний заработок.

Разработкой программ для педагогических курсов и школьных программ для школ I и II ступени ведал отдел единой трудовой школы. Для разработки программ был приглашен известный педагог Кошемиров [10].

Для поднятия квалификации школьных инструкторов Татнаркомпросом создается Инструкторский Институт. В течение трех месяцев своего существования институтом проводится три инструкторских курса: внешкольной, дошкольной и курс охраны детства. Школьные и инструкторские курсы прослушало 85 человек, основная масса слушателей были представителями кантонных отделов народного образования. Учет слушателей вел организационно-инструкторский отдел комиссариата.

Организационно-инструкторский отдел Нар-компроса начал свою работу 1 октября 1920 года, его основной задачей являлась организация инструктирования отделов комиссариата. В задачи организационно-инструкторского отдела также входило составление штатного расписания для всего комиссариата, но на 20 октября 1920 года штатное расписание отдела так и не было составлено. Основная проблема состояла в текучести кадров. Х.Ш.Султанов на II сессии 2 марта ТатЦИКа отмечает: "Татнаркомпрос имеет 17 Отделов, два комитета профессионально-

технических и Главполитпросвет. Все эти отделы имеют около 60 подотделов. .удивитесь, что много отделов, подотделов, следовательно, должно быть много работников, ничего подобного. У нас есть отделы, где сидит 1 работник, а подотделы совсем пустуют. Своим работникам мы ничего не можем дать, и все бегут от нас, как от заразы. Тех работников, которые сейчас есть, мы удерживаем обманов" [10].

Подводя итоги организационного периода формирования Татарского народного комисса-

риата просвещения, необходимо отметить, что Татнаркомпросом оказался загружен функциями не только управленческими, но и реализацией всей практической деятельности на уровне уездов, волостей. Подобная диспропорция привела к тому, что управленческие, организационные функции Татнаркомпроса оставались на втором плане. Именно поэтому депутатами Татарского Центрального Исполнительного Комитета отмечалось следующее: "...для того, чтобы Нарком-прос действительно благотворно работал, управлял делами просвещения в Татреспублике, занимался втягиванием татарского населения в дело просвещения, поднял его культуру до уровня, хотя бы русского населения, необходимо, чтобы он действительно был только руководящим органом, но и направлял, регулировал и контролировал низшие подчиненные органы" [11]. Это был основной вопрос, который ставился в отношении деятельности Татарского Народного комиссариата просвещения на сессии ТатЦИКа 2 марта 1921 года. Перед народным комиссаром просвещения - Х.Ш.Султановым депутатами ставилась задача уделять большое внимание культурно-просветительной работе в республиканском масштабе, созданию образцовопоказательных учреждений. Особо подчеркивалось, что "если Наркомпрос не будет размениваться на практическую работу, то он сумеет поставить при благоприятных условиях свою работу на должную высоту ... и подтягивать учреждения, ему подведомственные. Если же будет маленький излишек сил, то его нужно бросать в деревню, а не загромождать аппарат Наркомпро-са людьми, которые могли бы работать в практической области" [12].

Таким образом, на начало 1921 года структура Татнаркомпроса выглядела следующим образом: 1. Комиссариат Наркомпроса ТАССР, (комиссар, заместитель комиссара (1); члены коллегии (3), секретарь коллегии (1)); 2. Общая канцелярия; 3. Отдел Единой трудовой школы с подотделами: а) учебный, б) школьно-трудовых процессов, в) физической культуры, г) экскурсионный; 4. Политпросвет - отдел с подотделами:

а) школьно-курсовой, б) народных домов и клубов, в) ликвидации безграмотности, г) агитлек-тора, д) библиотечный; 5. Чрезвычайная комиссия и постоянное Совещание при ней по ликвидации безграмотности; 6. Профессионально технический отдел с подотделами: а) сельско-хо-зяйственный; б) химико-механический, в) рабочих курсов, г) ремесленно-кустарного производства; 7. Отдел организационно-инструкторский с подотделами: а) учета и распределения сил,

б) информационный и съездов, в) подготовки ра-

ботников просвещения; 8. Отдел Охраны детства с подотделами и секциями: а) детских домов,

б) правовой защиты детей, в) воспитания и соц-обеспечения дефективных детей, г) врачебновоспитательный. Секции: а) питание детских домов, б) показательных учреждений, в) обучения, воспитания физически дефективных детей, г) обучения и воспитания умственно и нравственно дефектных детей; 9. Дошкольный отдел;

10. Статистический отдел; 11. Отдел театральный (ТЕО) с подотделом детского театра; 12. Отдел музыкальный (МУЗО) с подотделами: а) академический, б) музыкального образования,

в) концертный; 13. Отдел изобразительных искусств; 14. Финансовый отдел с подотделами и отделениями: а) сменно-контрольный, б) бухгалтерский; 15. Фото-кинематографический отдел; 16. Отдел снабжения с подотделами: а) общий, б) материальная бухгалтерия, в) детского обеспечения, г) хозяйственный, д) учебных пособий, е) транспортный, ж) технических служащих, з) искусств; 17. Отдел высших учебных заведений с подотделами: а) административно-академический, б) рабочих факультетов; 18. Научный отдел с подотделами: а) физико-математических наук, б) естественных наук, в) социальных наук,

г) историко-филологических наук, д) восточных культур, е) археологических и этнографических наук, ж) психолого-педагогических, з) прикладных наук, и) научных обществ и экспедиций; 19. Отдел по делам музеев и по охране памятников искусства старины и природы с подотделами и отделениями: а) охрана памятников искусств,

б) по охране природы, в) по делам музеев: отделения: а) художественно-этнографический и ар-хеолого-исторический, б) естественно-истори-

ческий и учебно-педагогический; 20. Казанское отделение Госиздата с отделами: а) редакционноиздательский, б) литературно-издательский,

в) агитации и пропаганды, г) библиографический [13].

Таким образом, созданная структура управления Татарского народного комиссариата просвещения состояла из 17 отделов и 58 подотделов. Подобная структура вытекала из необходимости удовлетворения научных запросов молодой республики в культурном и образовательном отношении и во многом представляла собой огромную канцелярию, которая по своим функциям напоминала канцелярию Казанского учебного округа.

1. Образование Татарской АССР: Сб. документов и материалов/ Под. ред. И.М.Климова, М.К.Муха-рямова; сост. Г.Б.Белялов, Р.Г.Кашафутдинов, М.Б.Кочурова, Н.М.Силаева. - Казань: Таткниго-издат, 1963.

2. НАРТ ф. Р. - 732. оп.1. д.2. л.1.

3. НА РТ ф. Р. - 3682. оп.1. д.78. л.9.

4. НАРТ ф. Р. - 732. оп.1. д.2. л.2.

5. НАРТ ф. Р. - 732, оп.1. д.2. л.6 об.

6. Материалы для докладчиков к восьмилетнему юбилею Автономной Татарской Советской Социалистической Республики. - Казань: Издание кабинета партработы ОК ВКП (б)., 1928.

7. НА РТ ф.Р. - 3682. оп.1. д.73. л.40.

8. НА РТ ф.Р. - 3682, оп.1. д.78. л.12.

9. НА РТ ф.Р. - 732. оп.1. д.56. л.1 об.

10. НА РТ ф. Р. - 732. оп.1. д.56. л.2.

11. НА РТ ф. Р. - 732. оп.1. д.56. л.21.

12. НА РТ ф. Р. - 732. оп.1. д.56. л.21 об.

13. НА РТ ф. Р. - 3682, оп.1. д.24. л.111, 111 об.

FOUNDING AND EARLY ACTIVITY OF TATAR COMMISSARIAT OF PUBLIC EDUCATION (26.09.1920 - 2.03.1921)

G.M.Latipova

The article deals with the history of Tatar Commissariat of Public Education, its founding and the activity of its branches during the first period of their existence - from June 1920 till March 1921.

Key words: education, founding, Tatar Executive Committee, instructors’ courses, teaching staff, structure, statistics.

Латыпова Гульназ Марсовна - специалист 1 категории отдела научной информации и использования документов Национального архива РТ.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.