ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ТАТАРСТАНА В НАЧАЛЕ 1920-х гг.
О. Г. Евграфова
Второе десятилетие XXI в. отмечено новым обращением органов государственной власти к проблемам науки, а в связи с этим - к задачам средней и высшей школы. Государство и общество осознают важность образовательной системы для формирования современных стандартов развития общества, сохранения культурного и духовного наследия нашей страны. По словам президента В.В. Путина: «... у современной школы появились сильные конкуренты: интернет, электронные СМИ. Сами родители и ученики теперь гораздо требовательнее, и школа должна успевать и за своими учениками, и за развитием общества, и за информационными потоками».
В настоящее время актуализировалась задача подготовки и переподготовки грамотных, идущих в ногу со временем, идеологически подкованных учительских кадров, которые были бы готовы работать в новых условиях и выполнять качественно новые задачи, поставленные государством. В этой связи представляется интересным обратиться к опыту зарождения и развития начальных форм повышения квалификации учителей в республике Татарстан в начале 1920-х гг.
Новая система просвещения, ее цели и задачи были органически связаны с политическими, экономическими и культурными задачами строительства социалистического общества. На школу была возложена не свойственная ей политическая функция: она должна была стать «орудием полного уничтожения деления общества на классы, плацдармом для воспитания нового поколения». Принципы новой трудовой школы были определены в ряде документов государственной власти, таких как: «Положение о единой трудовой школе» и «Основные принципы единой трудовой школы». Содержание национальной политики в области образования определялось тремя главными задачами: последовательная организация обучения на родном языке, выравнивание уровня грамотности населения, усиленная подготовка педагогических кадров. Выполнение задач, стоящих в области школьного строительства, требовало ускоренной подготовки новых кадров учителей. Для них в 1919 г. в Казани открылись Чистопольский и Восточный институты народного образования. Организация институтов произошла в результате изменения статуса учительских семинарий. Первоначально Чистопольский институт народного образования имел лишь одно отделение - подготовки работников школ первой ступени по программе педагогических курсов. Уже в первый год образования института было подано свыше 100 заявлений от будущих студентов, не считая бывших семинаристов. Согласно архивным документам, несмотря на целый ряд неблагоприятных факторов (отсутствие своих кабинетов, освещения во время значительной части зимнего сезона, заболевания сыпным тифом нескольких преподавателей) Совету института удалось разработать и
23
выполнить учебный план. Причем работа, по словам руководства, не страдала излишней теоретичностью. Одновременно с теоретическими и практическими занятиями студенты работали в переплетной и столярной мастерских и на ферме. Согласно отчетам, особенно большое внимание среди трудовых процессов институт обращал на сельскохозяйственные работы по той причине, что сельское хозяйство является типичным видом промышленности края и потому учителю необходимо быть с ним знакомым. Получив от коммунального отдела участок земли из городского выгона, институт силами студентов в первый же год поднял, обработал и засеял почти половину участка, именно 13 десятин. Работали под руководством агронома и инструктора огородного дела [5, Л. 46].
Кроме того, к началу 1919/20 учебного года в Казанской губернии были созданы 17 педагогических курсов как наиболее массовых форм повышения квалификации педагогов. Курсы подготовки педагогов для школ первой ступени включали, как правило, изучение таких дисциплин, как педагогическая психология, история педагогических учений, трудовая школа и школьное строительство, обучение различным методикам (татарского и русского языка, математики, естествознания, географии, истории культуры). Цикл «Трудовые процессы» включал работу по сельскому хозяйству, организацию лабораторных занятий по изготовлению наглядных пособий, работу по дереву и металлу, картону, а также кройку и шитье. Были также циклы по эстетическому (рисование, лепка, пение и организация школьного театра) и физическому развитию (летний спорт и организация подвижных детских игр) [1, Л. 10].
Важным аспектом подготовки новых кадров учителей являлось их информационное обеспечение. Для этой цели была создана такая форма методической работы, как институт инструкторов. Из переписки Народного комиссариата просвещения с наркоматами ТАССР об организации летних инструкторских курсов в Казани: «На Вашу телеграмму от 13/I с. г. (сего года - 1921 -прим. авт) организационно-инструкторский отдел Наркомпроса ТССР сообщает, что курсы для подготовки работников просвещения по всем отраслям народного образования открываются в мае месяце текущего года. Прием заявлений желающих прослушать курсы - с 1 марта. Заявления адресовать в организационно-инструкторский отдел НКП ТАССР. Образовательный ценз требуется не ниже среднего для поступления на инструкторские курсы и не ниже окончившего 4-й класс среднего заведения или специального, как-то учительские семинарии для других работников просвещения» [1, Л. 15].
Инструкторы наркомата просвещения, как работники, обладающие большей квалификацией в определенной области народного образования, должны были обеспечивать «живейшую связь» с отделами народного образования и «правильное выполнение на местах предначертаний Центра».
Проблема переподготовки национальных учительских кадров в Татарстане была одной из насущных задач в годы становления и развития новой школы. В 1923 г. в республике насчитывалось 8 педагогических техникумов, из которых Казанский и Елабужский обслуживали исключительно татарское население, Чистопольский - татарское и русское, Казанский русский техни-
24
кум - русское, Казанский чувашский - чувашское, Крященский - крященных татар, Спасский и Тетюшский - русское население.
Зарождение ранних форм подготовки и повышения квалификации педагогических кадров Татарстана проходило в исторически сложный переломный период, который был обусловлен новыми задачами, предъявляемыми государством системе образования. Окончание гражданской войны, переход к восстановлению народного хозяйства позволили органам народного образования более целенаправленно заняться претворением в жизнь принципов единой трудовой школы, а это, в свою очередь потребовало активизации усилий по переподготовке педагогических кадров. Создававшаяся постепенно из зачатков ранних форм переподготовки кадров система повышения квалификации учителей окончательно оформилась и получила свое дальнейшее развитие в последующие периоды отечественной истории педагогики.
Список литературы
1. Переписка с наркоматами, кантисполкомами ТАССР и Челябинским ГубОНО об организации летних инструкторских курсов в г. Казани по подготовке работников просвещения (20 нояб. 1920 г. - 4 апр. 1921 г.) // Национальный архив РТ. Ф. 3682. Оп. 1. Д. 8.
2. Послание Президента Федеральному собранию: 12 дек. 2012 г. [Электронный ресурс]. -URL: // http: news// kremlin.ru
3. Протокол заседаний конференции по выработке школьного уклада для показательных школ // Национальный архив РТ. Ф. 3682. Оп. 1. Д. 136.
4. Материалы 1-го Всетатарского съезда инструкторов (с 15 по 25 янв. 1921 г.), съезда представителей педкурсов ТАССР (с 16 по 20 февр.), съезда клубных работников ТАССР (с 22 по 26 марта 1921 г.) // Национальный архив РТ. Ф. 3682. Оп. 1. Д. 72.
5. Материалы о деятельности Чистопольского русско-татарского педтехникума от 23 янв. 1923 г. // Национальный архив РТ. Ф. 3682. ОП. 1, Д. 161.
25