Научная статья на тему 'Образовательный уровень, повышение квалификации и переподготовка учительства Казанской губернии / ТАССР в первое послереволюционное десятилетие'

Образовательный уровень, повышение квалификации и переподготовка учительства Казанской губернии / ТАССР в первое послереволюционное десятилетие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фасхутдинова Е. Н.

This article tells us about the system of courses of the improvement of teacher's qualification. There were short-term courses, year long courses and three year long courses for teachers. The last ones finally became colleges in the field of education. Besides that, in this article you can find analysis of an average level of education of the teachers of that time, which shoes the necessity of qualification of teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный уровень, повышение квалификации и переподготовка учительства Казанской губернии / ТАССР в первое послереволюционное десятилетие»

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

реализовывать билингвальное обучение в школе.

Определение историко-теоретиче-ских предпосылок, этапов и тенденций развития отечественного билиигваль-ного образования средствами родного и иностранного языков, выявление и использование его дидактического потенциала позволило разработать и обосновать целостную концепцию двуязычного обучения в высшей педагогической школе, а также построить, апробировать и реализовать дидактическую модель билингвального обучения будущих учителей, интегрированную в существующую систему подготовки учителя [4].

112006

Литература:

1. Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / Сафонова В. В.- М.: Йзд-во НИЦ «Еврошкола», 2004,- 236 с.

2. СигуанМ. Образование: и двуязычие / М. Сигуан, У. Ф. Макки,- М.: Педагогика, 1990.- 181с.

3. Беляев Б.В. Новое в психологии обучения иностранным языкам / Б. В. Беляев // Психолощческие и иснХолингви-СТические проблемы владения и овладения языком: сб. науч. тр.- Моск. гос. ун-т,-Москва, 1968,- С.145-151.

4. Салехова Л. Л. Двуязычное образование в системе подготовки учителя / Л. Л. Салехова.- Казань: Изд ~во Казан, ун-та, 2006,- 172 с.

образовательный уровень, повышение квалификации и переподготовка учительства казанской губернии/тасср в первое послереволюционное десятилетие

Е. Н. Фасхутдинова, методист Института развития образования РТ

До Октябрьской Революции большинство населения в стране было просто неграмотным, и систему образования, пришедшие к власти в 1917 г. большевики решили полностью изменить. 16 октября 1918 года СНК РСФСР было издано «Положение о трудовой школе». С этого времени можно вести речь о развитии советского школьного образования и системы подготовки и переподготовки педагогических кадров в России и в ее отдельных регионах. Образовательная сеть в России в целом, и в Казанской губернии в частности быстро росла.

Для ускоренной подготовки новых кадров учителей была признана необходимость открытия годичных педагогических курсов на базе средней школы. Летом 1918 года по веем губерниям было проведено более 100 краткосрочных курсов. В Казанской губернии, уже начиная с 1918 года, широко в практику начинают входить краткосрочные курсы. Это было необходимо, так как, во-первых, открывалось большое количество новых школ, а для них нужны были кадры, во-вторых, многие педагоги, которые работали в школах до революции, не прошли регистрацию учителей и

^^^тлшл п жшгс

История образования

являлись представителями буржуаз^ иых слоев, с которыми боролась новая власть, часть из них служила в белой армии. Кроме того, была недостаточна квалификация учителей, так как старые педагогические кадры были хорошо образованы, но были идеологически нестойкими, а молодые учителя часто не имели хорошего образования.

Мы видим, что уровень образования учительства в первый послереволюционный год был низким. Но в первые послереволюционные годы считалось, что этот вопрос будет решен, если учительские институты будут выпускать не узких специалистов-предметников, а образованных педагогов, которые были бы в состоянии преподавать в единой школе, по меньшей мере, группу родственных предметов. Но учительских институтов было недостаточно, чтобы заново подготовить целую армию педагогов.

Несмотря на то, что территория Казанской губернии стала ареной воем

Образование учительства Казанской губернии

в 1918 г. (в процентах)

□ закончили

учительские

семинарии

24 — 18,8 □ закончили гимназии

ш ¿=5 ■ четырехлетние

37,5 школы

□ двухклассные

школы

Диаграмма составлена по материалам НА РТ ф. Р-271, оп. 1, ед. хр. 75, л.129.

иых действий Гражданской войны, все же властями делу создания народной, трудовой школы уделялось большое внимание. Результатом активизации работы по повышению квалификации учителей стало открытие учительских семинарий в 1918-1919 годах, в их числе были Казанская, Чистопольская, Тетюшская, Елабужская. На основе «Временного положения», утвержденного Государственной комиссией по просвещению 5 октября 1918 г. в учительских семинариях был принят пятилетний срок обучения. С начала 1919-1920 учебного года учительские семинарии были преобразованы в трехгодичные педагогические курсы.

В начале сентября 1919 года Казанского губисполком принял решение об открытии восьми педагогических курсов: Спасских - по подготовке учителей для русских школ, Арских - для татарских школ, Шихранских и Яд-ринских - для чувашских школ, Крас-нококшайских - для марийских школ, Чебоксарских - для русских и чувашских школ, Тетюшских - для русских и татарских школ. В 1920 году расширилась география педагогических курсов и увеличилось число обучающихся.

Следует сказать, что еще в начале 1919 года состоялся ряд учительских съездов, на которых обсуждались вопросы профессиональной подготовки работников образования. Это и I Всероссийский съезд учителей-

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

интернационалистов (9-16 января 1919 г.) и губернские съезды работников просвещения в Казани, которых за II половину 1919 г. было 10. Они сыграли положительную роль в определении общей стратегии действий, связанных в повышением квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Но, несмотря на работу многочисленных курсов, в школах остро ощущалась нехватка учителей, особенно это касалось татарских и чувашских школ. Важность курсов доказывает и тот факт, что в голодные 1921-1922 годы курсы продолжали свою работу. Документы того времени сообщают о многих неудобствах, которые имели место на курсах: это и голодные курсанты, и отсутствие у них одежды и белья, и холод в помещении. Но курсы свою работу продолжали.

Социально-политическая обстановка сказалась на том, что проблема недостаточной подготовленности учи-

112006

гелей не была решена. Образовательный ценз учителей в кантонах ТАССР оставался невысоким.

Большая часть педагогов имела небольшой стаж работы: более половины учителей имели стаж работы менее 5 лет. За данный период учитель только постигает азы профессии, психологию учащихся, только начинает понимать методы индивидуального подхода к учащимся. И вот этим учителям предлагалось вести обучение ребят, используя комплексный метод. А он предполагал, что учитель имеет знания во многих научных областях, да еще умеет отличить важное от второстепенного, удачно сочетать знания из разных областей и разных наук. Конечно, образования и квалификации учителей для этого явно не хватало.

Усилия органов народного образования были направлены на развитие сети курсов повышения квалификации учительства. В 1924 году их закончили 1030 педагогов. К подго-

Уровень образования учителей кантонов ТАССР в 1923 г.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

%7

¿.Л

■ с двухклассным образованием

□ с начальным образованием

□ со средним

Диаграмма составлена по материалам НА РТ ф. Р-3682, оп.1, ед.хр.478, л. 8.

^^ШПЛППП -ф- п жшгс

товке педагогических кадров в республике Занимались Академцентр, Главирофобр, Главсоцвос.

Только к 1925 году сложились четкие требования к системе повышения квалификации педагогических работников, определились ее принципы, содержание, формы организация курсовой и самообразовательной работы. Главная цель виделась в том, чтобы вооружить учителя методикой общественно полезной работы, обучения труду, умениям и навыкам организации детского самоуправления, формировать прочные связи школы с пионерским движением.

В докладе Наркомпроса ТАССР на VII Всетатарском Съезде советов «Народное образование в Татарии за 1925-1926 гг.» говорилось о недостатке педагогических кадров, низком культурном уровне просвещенцев. Это заставило Наркомпрос ТАССР обратить особое внимание на перепод-

История образования

готовку учительства. 1925-1926 год может считаться первым годом плановой работы в республике по переподготовке учительства. С этого времени берет начало курс на формирование учителя - общественника, проводящего политику государственных структур, что повлекло за собой необходимость установления единых требований к организации системы повышения квалификации.

Критериями качества «рабочей педагогической силы» (определение, употребляемое в 20-30-е гг.), как и до революции были образовательный ценз, педагогический опыт и стаж.

Большинство образовательных учреждений в республике были школы I ступени, где наиболее ярко проявлялась недостаточная квалификация учительства.

Следует отметить, что в Казани статистика образовательного ценза лучше, чем по республике в целом, но

Образовательный ценз учительства школ I ступени ТАССР в 1925-1928 гг.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

1925-26ГГ.

1926-27гг.

1927-28гг.

■ Высш.обр.

□ Сред.обр.

□ Низшее обр

Диаграмма составлена по материалам НА РТ, ф. Р-3682, оп.1, ед.хр!458, лл. 36-39об.

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

большинство школ X ступени находились не в Казани.

Поэтому проблема обеспечения профессиональной квалификаций учителей решалась посредством использования различных форм курсовой подготовки, в том числе краткосрочных учительских курсов. Они были рассчитаны на повышение квалификации работающего педагога без отрыва от основной работы. Их программа составлялась с учетом наиболее существенных профессиональных интересов учителей, затруднений, возникающих в школьной практике, формированием модели самостоятельных педагогических действий. Тем самым определялись условия курсовой подготовки, а именно: связь с селами, городами, где непосредственно работают учителя; самообразование; самостоятельная работа каждого учителя по обмену педагогическим опытом, привлечение квалифицированных лекторов.

Краткосрочность курсов диктовала необходимость разнообразия форм работы. Основными среди них являлись конференции, экскурсии, практикумы, лекции-беседы, семинары и индивидуальная работа. Предпочтение при этом отдавалось индивидуальным формам работы.

Повышение квалификации учителей предусматривали также изучение и широкую пропаганду опыта лучших учителей. Со временем во всех горо-

112006

дах и районах стали создаваться образцовые школы, которые были поставлены в более благоприятные условия. В них сосредотачивались лучшие педагогические кадры.

Кроме того, большую роль в повышении квалификации учителей играло самообразование. В 1926-1927 дело культурного обслуживания просвещенцев сочеталось с руководством самообразованием, созданием института консультантов, разработкой программ и списков рекомендуемой литературы. В 1920-е годы получили распространение докурсовые и после-курсовые задания учителям.

Таким образом, выделение тем для самообразования готовило учительство к профессиональной деятельности и разгружало программу курсов. Делу самообразования и непрерывности повышения квалификации служила подписная учительская библиотека «Педагогические курсы на дому» (в течение 1924-1928 гг. учителя получили более 80 названий книг и пособий).

Литература:

1. Культурная революция в Татарии (1917-1937) / Казань: Таткнигоиздат, 1986,- С. 246.

2. Горохов В. М. Развитие народного образования в Татарской АССР /' В. М. Горохов, Б. П. Рождественский.-Казань: Таткнигоиздат, 1958,- С. 21.

3. НА РТ ф. Р-3682, оп.1, ед. хр. 394, л Л об.- 3 об.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.