Научная статья на тему 'Роль и значение педагогического наследия А. И. Анастасиева'

Роль и значение педагогического наследия А. И. Анастасиева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4102
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и значение педагогического наследия А. И. Анастасиева»

История образования

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А. И. АНАСТАСИЕВА

Э. А. Абдрашитова, преподаватель инженерно-экономической академии (ШНЕКА), Н. Челны

В настоящее время научный интерес к проблемам истории образования все более возрастает. В связи с этим изучение истории образования родного края приобретает особую значимость. На наш взгляд, одной из актуальнейших тем по данному направлению является исследование педагогического наследия А. И. Анас-тасиева.

Андрей Иванович Анастасиев был одним из видных педагогов. Родился он 30 ноября (12 декабря) 1852 года в семье священника в Симбирской губернии. Родные стремились сделать из него человека духовного звания: в 1874 году он успешно окончил Симбирскую духовную семинарию и был рекомендован для поступления в духовную академию.

Однако сам Андрей Иванович Анастасиев пожелал получить светское образование и поступил на историко-филологический факультет Казанского университета, который окончил в 1878 году со степенью кандидата. Несколько лет он вёл успешную преподавательскую работу в Порецкой учительской семинарии (1878-1880) и в Казанском учительском институте (1880-1885)'

В 1885 году он был назначен инспектором народных училищ Симбирской губернии, являясь ближайшим коллегой и сотрудником И. Н. Ульянова. Всю свою педагогическую жизнь А. И, Анастаспев стремился опираться на идеи гуманизма, демократизма

и подвижничества, исповедовавшиеся Ильей Николаевичем, которого он считал своим главным учителем. В своей инспекторской работе он во многом опирался на идеи К. Д. Ушин-ского и его последователей, увлекался их просветительскими взглядами. Работал он на этой должности до 1896 года.

В 1896-1902 гг. А. И. Анастасией — директор Казанского учительского института, потом несколько лет (1902-1909) работал директором народных училищ Вятской губернии. На этом посту он сделал немало для открытия школ и других учебных Заведений. Так, при его непосредственном участии в 1903 г. была открыта Кукарекая учительская семинария, которая являлась в то время единственным педагогическим учебным заведением в губернии.

А. И. Анастасиев заботился о том, чтобы в школах работали учителя как минимум с начальной профессиональной подготовкой. Именно для этого он выдвинул идею проведения регулярных педагогических курсов и способствовал ее претворению в жизнь. Так, в 1900 г. во время проведения первых (и единственных в истории Вятской губернии) губернских учительских курсов повысили квалификацию 440 вятских учителей. По просьбе А. И. Анастасиева, преподавателями на курсах были видные российские ученые в области педагогики и смежных с ней наук

Ю 7

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

А. И. Анастасиев был одновременно и видным дидактом, и методистом, и организатором начального и высшего образования.

Его деятельность в основном была связана с Казанью и Казанским учебным округом (с 1878 по 1902 год). А. И. Анастасиев - широко образованный человек, имевший обширные познания по языкознанию, теории, истории педагогики и методике начальной школы. Он обладал тонким педагогическим чутьем, талантом исследователя.

Создание А. И. Анастасиевым более 20 книг и большого количества журнальных статей, посвященных различным педагогическим проблемам, особенно дидактике, явилось естественным и закономерным этапом в его педагогической деятельности. Он же автор десяти учебников для русской начальной школы.

Длительное время А. И. Анастасиев работал в губерниях, где значительный процент населения составляли «национальные меньшинства». Сложность положения, в котором оказался Андрей Иванович, состояла в том, что, будучи чиновником, он официально должен был проводить русификаторскую политику самодержавия в отношении нерусского населения. Однако в своей практической деятельности и научных трудах он тем не менее уделял большое внимание анализу специфики работы и развитию национальных школ. Общие вопросы организации школ «малых» народов раскрыты в статьях издаваемого им журнала «Городской и сельский учитель», который первые три года (1894-1896) выходил в Симбир-

Ю6

112006

ске, а затем, в связи с переездом А. И. Анастаснева,- в Казани (1897-1900).

Журнал сыграл полезную роль в разработке теории начального обучения и распространения идей прогрессивной русской педагогики. Он приобрел славу одного из лучших в России как среди русского, так и нерусского учительства благодаря широте ставившихся А. И. Анастасиевым проблем, глубине и объективности их проработки. Так же как и К. Д. Ушин-ский, А. И. Анастасиев выступал за предметное обучение и практическое изучение языков народов России, что сближало его с такими видными вятскими просветителями, как Александр Алексеевич Красев и Илья Степанович Михеев.

Значительное внимание в журнале уделялось и работе национальной школы. Здесь была опубликована серия статей местных педагогов о специфике работы нерусских школ: «О преподавании в инородческих школах» (1895, №№ 6, 7, 8), «К вопросу об организации инородческой школы в Восточной России» (1897, №5), «Казанское мусульманство» (1897, №2-3), «О школьном образовании чуваш» (1897, №6) и т.д. И ныне методический интерес представляют статьи о преподавании русского языка в нерусских школах, а именно: «О преподавании русского языка в инородческих школах» (1896, № 5), «Грамматический и натуральный метод в начальном обучении инородцев русскому языку» (1898, № 2), «К вопросу о преподавании русского языка в инородческих школах» (1899, № 4-5) и др. Поэтому журнал

имел активных и постоянных читателей и корреспондентов и из среды учителей нерусских школ.

Кроме того, А. И. Анастасиев вложил огромный труд в дело подготовки учительских кадров в учительской семинарии и учительском институте. Его лекции на летних курсах учителей в Казани, Симбирске, Саратове и других городах пользовались большой популярностью.

Настольной книгой народных учителей стала «Народная школа. Руководство для учащих в начальных училищах» А. И. Анастасиева. Эта работа выдержала многократные издания и представляла собой своеобразную педагогическую энциклопедию для народных учителей, В её первой части даются законоположения и распоряжения, необходимые заведующим народными училищами. Помещенные Здесь правительственные приказы и распоряжения, касающиеся вопросов образования, практические советы А. И. Анастасиева и других видных ученых по организации работы начальной школы, подробно разработанные варианты расписаний в одно-комплектной сельской школе, программы и конспекты уроков по всем предметам учебной программы, рекомендательные списки методических пособий и художественной литературы, образцы деловых справок, проекты школьных зданий, различные сметы, перечень средств в школьной аптечке, описание оснащения школьного музея и другие полезные сведения служили надежными юридическими и методическими ориентирами в практической работе школьных учителей.

История образования

Вторая часть пособия посвящается основам воспитания и обучения в начальной школе. Особенно ценны указания автора о работе одноком-НЛектной начальной школы, где он даёт подробные расписания, конспекты учебных занятий, когда один учитель ведёт одновременно занятия с тремя классами. Этой книгой пользовались и многие учителя русско-татарских училищ. Большую ценность для учителей представляли собранные здесь избранные статьи выдающихся российских педагогов, таких, как К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, С. А. Рачинский, П. Г. Редкий, Н. А. Вышнеградский,

А. И. Анастасиев много сделал для разработки дидактики и методики начального обучения. Своё кредо по этому вопросу он изложил в статье «Народное образование. Новая начальная школа» (Казань, 1907.-51 е.). Автор выступает за внедрение всеобщего начального образования в России, что было прогрессивной идеей для своего времени. По его мнению, следует также изменить учебный курс начальной школы «широким введением в обучение великого принципа наглядности», предметных уроков, рисования, ручного труда и естествознания.

А. И. Анастасиев справедливо требует увеличения срока обучения в начальных школах до 4-х лет, когда занятия будут вестись двумя учителями. Это, безусловно, положительно отразилось на качестве работы народной школы, так как одному учителю при одновременных занятиях е учащимися всех годов обучения приходится весьма трудно.

Ю9

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

В области дидактики и методики начального обучения как последователь К. Д. Ушинского А. И. Анастаси-ев разработал Звуковой метод обучения грамоте. В книге «Из чтений на съезде учителей начальных училищ, бывшем в 1882 году в Казани» (Казань, 1882. — 85 е.), которую автор посвящает памяти К. Д. Ушинского, А. И. Анастасиев анализирует способы и приемы обучения грамоте, отдав полное предпочтение звуковому методу. В этом же плане А. И. Анастасиев разбирает Метод обучения Г. Шаве («Научный способ обучения грамоте Г. Шаве и условия применения этого способа в русской начальной школе» (Казань, 1882.-32 е.).

А. И. Анастасиев написал ряд пособий для начального обучения: «Русско-славянская азбука: В 6 частях» (М., 1981), «Первая книжка родной грамоты: азбука, прописи, церковная азбука» (М., 1912), «Вторая книжка родной грамоты: чтение после азбуки, письмо, рассказы из священной истории Нового Завета, церковнославянское чтение» СМ., 1912), «Сборник стихотворений для начальных народных училищ и для домашнего обучения» (М., 1910). Их значение определяется тем, что, будучи изданными в средневолжской провинции, они заполняли собой «методический вакуум» в связи с нехваткой учебной литературы.

У него имеются также очерки об отдельных сельских школах, о цели, значении и методике начальных школ, о неудовлетворительном состоянии знаний учащихся: «Открытие начального училища в с. Лаишевке Симбирского уезда» (Симбирск, 1888), «Пя-

Ю

112006

тидесятилетний юбилей Сельдинско-го и Ключищенского начальных народных училищ Симбирского уезда» (Симбирск, 1890), «Русская начальная народная школа» (Казань, 1898), «Экзамены в сельских школах» (Симбирск, б. г.).

На звуковом методе построен его учебник «Первая книжка» (Казань, 1903.- 33 е.)-это азбука, но здесь также даны поучительные статьи для начального чтения.

А. И. Анастасиев составил также две части пособия по чистописанию и правописанию для первого и второго годов обучения - «Письменные упражнения для учащихся в начальных школах и домах» (М., 1904, изд. 4-е, ч. 1, 63 с, ч. 2, 75 е.). Ценными в этом пособии являются упражнения в письменном изложении мыслей, состоящие из последовательно усложненных заданий,

В методическом плане интересен труд А. И. Анастасиева «Учебник русской грамматики» (ч. 1, Воронеж, 1915.- 48 е.), который составлен в воп-росо-ответной форме. Материал этой книги построен на учении о звуках родной речи в буквах русской азбуки (фонетика) и доступен для низших учебных заведений и для младших классов гимназий и реальных училищ.

Кроме того, А. И. Анастасиев был составителем «Сборника стихотворений» (Симбирск, 1890.- 140 с), который предназначен Для классного и домашнего чтения в начальных народных училищах. В сборник были включены лучшие стихотворения А.С.Пушкина, А.В.Кольцова, Н.А.Некрасова, И.А. Крылова, А.Н. Пле~

щеева, А. Майкова и др. В книге также дается статья А.И. Анастасиева «Качества и условия хорошего чтения» - методические советы руководителям детского чтения.

А. И. Анастасиев составил ряд пособий по педагогике для учащихся учительских семинарий и институтов. Работа инспектором народных училищ Сибирской губернии, преподавание педагогики, методическая и организаторская работа начального и высшего образования вели Анастасиева к Необходимости воплотить свои взгляды на обучение в его книгах «Основы успешного обучения. Очерки дидактики» (Казань, 1902.-202 с.) и «Дидактическом катехизисе» (Казань, 1902.- 16 е.). Они представляют собой курс лекций, рассчитанный на начинающих учителей. «Основы успешного обучения. Очерки дидактики» написаны на основе дидактических работ западных и русских педагогов. Процесс организации и ход обучения представлены по Гербарту. По вопросам же наглядности и сознательности в обучении автор во многом опирается на К. Д. Ушинского.

Преподавая педагогику, А. И. Анастасиев всегда практиковал сочинения учащихся на педагогические темы. Под его руководством были выпущены два таких сборника, как «Очерки по истории педагогики».

Первый выпуск был посвящен античной педагогике и педагогике средних веков (Казань, 1900.- 50 е.), а второй - истории русской педагогики, отдельным очеркам о Н. И. Пиро-гове, К. Д. Ушинеком, Н. А. Корфе, В.И. Водовозове и других (Казань, 1903 - 47 с.).

История образования

Как известно, творческое наследие великих педагогов является не только достоянием науки, но и источником новых идей, а также практическим руководством в повседневной воспитательной и образовательной деятельности.

По мнению А. И. Анастасиева, дидактика, являясь частью педагогики, представляет собой стройную систему знаний об общих условиях (т. е. Закономерностях) умственного воспитания, о принципах и методах обучения. Он неоднократно отмечал, что в дидактике имеются элементы искусства, которые прежде всего проявляются там, где теоретические положения творчески осуществляются в практике, так как практика часто создает такие ситуации, которые никак не могут быть предусмотрены никакой наукой. Отсюда он делал очень важный вывод, что педагогическая литература для учителя имеет «значение не рецептуры учебно-воспитательного процесса, а его философии, значение стимулов к непрерывному исканию педагогической истины, к педагогическому индивидуальному совершенствованию и творчеству» [2].

По глубокому и справедливому убеждению А. И. Анастасиева, школа, учителя должны помочь молодежи подняться до уровня современной науки и культуры, без чего не может быть движения вперед.

В процессе подготовки подрастающего поколения к жизни главная роль принадлежит умственному воспитанию. Задача учителя - не просто обогащение памяти учащихся полезными знаниями, а развитие отвлеченного мышления, ибо фактические знания

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

без развитого мышления - ненужный балласт, который быстро выбрасывается из памяти. По законам психологии человек не в состоянии удерживать в своей памяти все приобретенные знания. Дольше всех сохраняется суть, смысл тех знаний, которые получаются напряженной работой мысли. Хранящиеся в памяти знания, их смысл, достигнутый уровень развития мыслительных способностей представляют из себя фундамент, основу дальнейшего продвижения учащихся в учебной деятельности 11. с. 22]. Вооружение учащихся знаниями и развитие у них мышления и других познавательных способностей должны идти «рука об руку», поэтому нельзя придавать обучению односторонний характер [4, с. 22]. Что толку, если учащийся выйдет из школы с переполненной головой, но без жажды знаний. Задача учителя заключается в том, чтобы подготовить к самообразованию, без чего жизнь человека не может быть интересной и полнокровной, А самообразовательная работа требует хорошего уровня развития умственных сил, который должен быть заложен в школьные годы.

Главное условие повышения развивающей роли обучения А. И. Анаста-сиев видел в активизации мышления учащихся через поддержание их внимания, через формирование и расширение учебных интересов. При этом известный педагог неуклонно придерживался идей К. Д. Ушинского о внимании как об «единственной двери», через которую проникает внешний мир в сознание, и мыслей Л. Н. Тол-

112

112006

стого о познавательном интересе как великой силе преодоления трудностей [1, с. 54].

А. И. Анастасиев уделял значительное внимание работе национальной школы, в частности, он резко критиковал постановку учебно-воспитательного процесса в татарских мекте-бах и медресе.

В одной из ранних своих работ «Магометанские духовные школы (мектебе и медресе) в Симбирской губернии» (Симбирск, 1895) автор делится впечатлениями от посещения этих школ. Он посетил 18 татарских школ Симбирского и 19 татарских школ Сингедеевского уездов.

В упомянутой работе А.И. Анастасиев пишет, что «почти все татары грамотны», отмечая как положительное явление наличие школы в каждой татарской деревне. Однако все эти школы, находящиеся под властью фанатичного мусульманского духовенства, «не удовлетворяют самым элементарным не только педагогическим, но и санитарным требованиям». Главным недостатком автор отмечает отсутствие в них преподавания русского языка. Неотложными мерами по улучшению образования татар автор считает:

1) Улучшение материального положения татарских школ, строительство новых зданий, отвечающих санитарным требованиям.

2) Введение обучения русскому языку в татарских школах можно начинать со второго полугодия первого года обучения и поручить его следует учителям из татар, получившим специальную подготовку.

3) Выработка точной программы всех учебных предметов татарских школ.

4) Открытие для татар образцовых одноклассных правительственных училищ с учителями-татарами в тех местах, где имеется много татарского населения.

К вопросу о просвещении татар А. И. Анастасиев возвращается и в других статьях. В статье «Вятские инородцы и их школы» он пишет, что в губернии имеется 133 529 татар [6, с. 781. Хотя «вятские татары-вообще народ сравнительно опрятный и довольно красивый...» [6, с. 82], однако «почти во всех школах - страшная духота и сырость... В школах совсем нет столов вроде наших парт, а мальчики во время занятий сидят на голом полу, опустившись на корточки» [6, с, 951

В статье «Вопрос о просвещении татар» А. И. Анастасиев рекомендует проводить обучение татарских детей на русском языке с первого же года обучения, создав специальные светские школы [6, с. 248 ]. Для татарских школ должны быть созданы особые учебники и руководства, осуществлена подготовка светских учителей в специальных педагогических учебных заведениях, учреждены особые инспекторы, знакомые с местными бытовыми условиями и владеющие татарским и арабским языками.

В статье «Обучение русскому языку в начальных инородческих школах» он пропагандировал натуральный метод обучения нерусских русской грамоте [3, с. 23~30]. Однако он при этом не отвергал значения род-

История образования

ного языка учащихся, особенно в тех случаях, когда нет средств для наглядного объяснения изучаемых слов, например, слов, служащих для обозначения отвлеченных понятий.

К сожалению, в условиях царизма многие предложения этого замечательного русского педагога остались нереализованными»

Педагогическое наследие А.И. Ана-стасиева богато мыслями и идеями, близкими нашему времени, представляющими значительный интерес и для наших дней. Среди обстоятельных педагогических работ А. И. Ана-стасиева наиболее ценными являются: «Дидактический катехизис» (Казань, 1902), «Основы успешного обучения. Очерки дидактики» (Казань, 1903), «Внимание и интерес при обучении» (СПб., 1903), «Спутник учителя» (СПб., 1905) и др.

Оценивая деятельность А. И. Ана-стасиева, следует признать, что по своему характеру она преимущественно была посвящена популяризации педагогических знаний. Для его научно-практической деятельности характерно гармоническое сочетание научно-педагогического и учебно-методичес-кого аспектов.

В своих исследованиях и публикациях А. И. Анастасиев опирался на научные идеи и концепции Я. А. Ко-менского, И. Г. Песталоцци, А. Дистер-вега, К. Д. Ушинского, В. И. Водо-возова, Л. Н. Толстого, а также стремился на практике соответствовать высоким научным и моральным принципам деятельности этих выдающихся ученых. Истоки демократизма известного русского педагога следует

113

Казанский педагогический журнал

искать в постоянной близости К нэ. роду, просвещению которого он преданно служил.

Таким образом, педагогическое наследие А. И. Анастасиева оказало положительное влияние на повышение уровня подготовленности казанских, симбирских и вятских учителей, а также педагогов других российских губерний.

Роль А. И, Анастасиева как педагога неоценима. Его прогрессивные идеи в области педагогики не утратили своей значимости и в настоящее время.

112006

Литература:

Анастасиев А. И. Граф Л. Н. Толстой как педагог. Вятка.- 1904,- 55 с.

2. Анастасиев А. И. Дидактический катехизис. Казань, 1902,- С. 4.

3. Анастасиев А. И. Обучение русскому языку в начальных инородческих школах. Журнал «Городской и сельский учитель», 1898, .№ 3.

4. Анастасиев А. И. Основы успешного обучения. Очерки дидактики. Казань, 1903.

5. Анастасиев А. И. Очерки по истории педагогики. Казань, 1900, вып. 1, с. 1-8.

6. Анастасиев А. И. Сборник педагогических статей. Б. м., б. г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.