Научная статья на тему 'Гендерный аспект и социокультурные условия формирования учительства в Казанской губернии / ТАССР в 1918-1925 гг'

Гендерный аспект и социокультурные условия формирования учительства в Казанской губернии / ТАССР в 1918-1925 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЯ / ШКОЛЬНАЯ РАБОТА / ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА / УЧИТЕЛЬНИЦЫ / ШКОЛЬНИКИ / TEACHERS / SCHOOL WORK / AFTERSCHOOL WORK / PUPILS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фасхутдинова Е.Н.

После революции 1917 г. в России, в стране произошли серьёзные социокультурные изменения. В стране шёл процесс формирования учительства. Кроме политического фактора формирования его серьёзным аспектом стал и гендерный. Процесс феминизации школьных работников, начавшийся ещё в XIX веке, пошёл быстрее, имел негативные последствия и не прекратился позже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The gender aspect and sociocultural conditions of forming of teaching in Kazan Province / TASSR in 1918-1925

This article looks at the conditions of forming of the teaching practices in Kazan Province / TASSR during the first decade after the revolution of the 1917s. The work is based on the archived materials, journals of the teachers, articles published in 1920s, books as well as the literature published in the later years. After the revolution of 1917 in Russia, the country went through serious sociocultural changes. The country was undergoing a process of forming the teaching fundamentals. Besides the political factor, gender had a strong influence on this formation process. The process of feminisation of school workers, which had started back in the XIXth century, went faster, had a negative impact, and did not stop later.

Текст научной работы на тему «Гендерный аспект и социокультурные условия формирования учительства в Казанской губернии / ТАССР в 1918-1925 гг»

УДК 94(470.41)

Е.Н.Фасхутдинова ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧИТЕЛЬСТВА В КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ / ТАССР В 1918-1925 ГГ.

После революции 1917 г. в России, в стране произошли серьёзные социокультурные изменения. В стране шёл процесс формирования учительства. Кроме политического фактора формирования его серьёзным аспектом стал и тендерный. Процесс феминизации школьных работников, начавшийся ещё в XIX веке, пошёл быстрее, имел негативные последствия и не прекратился позже.

Ключевые слова: учителя, школьная работа, внешкольная работа, учителя, учительницы, школьники.

Faskhutdinova Elena THE GENDER ASPECT AND SOCIOCULTURAL CONDITIONS OF FORMING OF TEACHING IN KAZAN PROVINCE / TASSR IN 1918-1925.

This article looks at the conditions of forming of the teaching practices in Kazan Province / TASSR during the first decade after the revolution of the 1917s. The work is based on the archived materials, journals of the teachers, articles published in 1920s, books as well as the literature published in the later years.

After the revolution of 1917 in Russia, the country went through serious sociocultural changes. The country was undergoing a process of forming the teaching fundamentals. Besides the political factor, gender had a strong influence on this formation process. The process of feminisation of school workers, which had started back in the XlXth century, went faster, had a negative impact, and did not stop later.

Key words: teachers, school work, afterschool work, pupils.

Анализ половозрастного состава учительства очень важен, так как тенденция его изменения, став заметной еще в конце XIX века, постепенно усиливалась в течение всего XX века и с особой силой проявилась в настоящее время. [1; с.191] Необходимо выяснить, какие причины привели к тому, что профессия учителя постепенно стала женской.

Среди учительства г. Казани в 1918 году преобладали женщины, ведь мужчины ушли на мировую войну, а уж потом после революции началась гражданская война, пока мужчины сражались, их место в школах занимали учительницы - женщины. [2; с. 5]

После мировой войны и революции эта тенденция проявилась особенно ярко и быстро. Многие мужчины-учителя сражались на фронтах гражданской войны, или не вернулись домой с первой мировой. Среди женщин 42,1% были вдовами, 26,3 - замужними и 31,6 % учительниц являлись в 1918 году девицами (однако, многие из них были совсем не юного возраста, некоторым из них было 30, 32, 37 лет, и, даже, 63 года) [3; л. 34], что говорило о том, что эти женщины не смогли устроить свою жизнь и вряд ли были счастливыми и довольными так же, как и вдовы, потерявшие мужей в ходе войны и революции. Таким образом, можно предположить, что образованием детей в первый послереволюционный год занимались далеко не самые счастливые люди. В какой-то степени это могло повлиять на и без того сложный ход перестройки учебного процесса после революции. Конечно, это одна из причин трудностей и неудач послереволюционного становления образования, и эта причина вовсе не главная (главными же были гражданская война, плохое материальное положение всего населения, попытки решить все проблемы силовыми способами), но все-таки ее следует учесть.

Обследование 1920 года по Казанской губернии дало такие цифры: «В городах количество жен-щин среди учителей - 74,1%, а вне города - 49,1 %».[4; л. 17] Эти цифры указывают на то, что в городе и деревне процесс феминизации в образовании в первые послереволюционные годы шел разными темпами. Изменения в половом составе учительства представители советской власти вовсе не считали негативными. Как раз наоборот: веками угнетенные и бесправные женщины после революции обратились к активному труду на благо общества, что и явилось, несомненно, положительным моментом послереволюционного развития России. На деле все было сложнее. Феминизация учительства имела неоднозначные последствия.

В традиционном обществе, каким и было российское общество после революции 1917 года, наибольшим авторитетом пользовался мужчина. Подрастающий мальчик уже сознавал свое положение и готов был подчиняться старшему мужчине. В школе эти мальчики должны были подчиняться учительнице, авторитет которой в их глазах не всегда был высоким.

В городе феминизация учительства шла более быстрыми темпами, чем в селе. Это доказывают и статистические материалы, на основе которых построена диаграмма.

Рис. 1.

Половой состав городского и сельского учительства ТАССР в 1920 году (в процентах)1*

49 '

25,9

□ город мужчины

□ город женщины

□ село мужчины

□ село женщины

50,9

74,1

Из настоящей диаграммы видно, что учительниц в городах ТАССР в начале 20-х годов было в 3 раза больше, чем учителей-мужчин. То есть после революции 1917 года, после трудных времен гражданской войны продолжается неуклонное увеличение женщин среди учителей. Связано это с тем, что найти работу в городе было намного легче, чем в деревне. Мужчины искали работу более доходную и престижную, менее обременительную. Женщины же на ранке труда вытеснялись на менее оплачиваемую и менее выгодную работу. Работа учителя была именно такой. В сельской местности ТАССР мы видим более благоприятную картину соотношения мужчин и женщин среди учительства. Но в будущем это соотношение изменится, и изменения начнутся достаточно скоро. Это были данные по школам I ступени.

Конечно, в татарских школах работало больше учителей - мужчин, но были и женщины, о чем свидетельствуют архивные документы [5; л.8]. В марийских, мордовских, чувашских, удмуртских школах было аналогичное положение. Это объясняется традиционным укладом и тем, что женщины в основном были неграмотными и занимались больше бытовыми вопросами. А большевистская власть на местах и в центре активно поощряла работу женщин, и никто не волновался по поводу феминизации школьного учительства. Более того, о работе женщин, учительниц национальных школ старались писать в журналах и газетах, их работу часто приводили в пример. Так, АФ.Эфиров в книге «Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. Исторические очерки» приводит в пример урок в татарской школе: учительница очень старается хорошо выполнить свою работу, а учащиеся очень заинтересованы обучением [6; с. 8]. Этот пример еще раз свидетельствует о том, что феминизация учительства воспринималась, как позитивный факт.

Как уже было ранее сказано, женщины вытеснялись на рынке труда мужчинами на более трудную и малодоходную работу. Соответственно, мужчины в основном выбирали школы II ступени (5-7 классы). Поскольку зарплата учителей школ II ступени была несколько выше, хотя и требовала большей квалификации. Попутно отметим, что квалификация женщин никогда не была ниже, чем у мужчин [7; с. 17]. Только имея более высокую квалификацию, лучшее образование, женщина могла конкурировать с мужчиной на рынке труда. При равных данных работодатель традиционно выбирал мужчину.

Кроме того, характер труда учителя в школах I (начальная школа) и II ступени также отличался. В школе I ступени дети только начинали осваивать грамоту, многие не собирались продолжать учебу, а были настроены лишь на то, чтобы научиться читать и писать. Учащиеся, таким образом, не были заинтересованы в знаниях, дисциплина в группе часто была не лучшей, а учителю достаточно было минимальных знаний. Другое дело в школе II ступени. Здесь все было иначе. Среди преподавателей школ II ступени число мужчин и женщин было почти равным. В Татарской республике в 1920 году была 81 школа II ступени. В школах I ступени работали 4852 учителя, из которых было 1905 мужчин и 2947 женщин (т.е. учительниц было в 2 раза больше, чем учителей), а в школах II ступени работали 375 учителей, из которых было 196 мужчин и 179 женщин [8; с. 15].

Чем ниже рангом и качеством школа, чем труднее в ней условия работы, тем выше в ней в числе преподавателей процент учительниц. Педагог Н.Н.Ильин заметил эту закономерность в американских школах [9; с. 55], но это было характерно и для России двадцатых годов так же, как и для доре-волюционной России, где существовали школы учительниц, которые направлялись в начальные деревенские школы. После Октябрьской революции тенденция феминизации в среде учительства продолжалась. После окончания гражданской войны и в первые годы новой

1 Диаграмма составлена по материалам: Труды центрального статистического управления. Т. XII, вып.1. М., 1922.-С.132.

экономической политики на рабочие места начали возвращаться мужчины, и процент женщин, занятых в различных отраслях народного хозяйства, понизился [10; с. 13]. В годы НЭПа, как уже отмечалось, происходил процесс свертывания школьной сети в ТАССР (да и по РСФСР тоже). Следовательно, общее количество учителей уменьшилось. Кроме того, после 1921 года приступила к работе и часть тех учителей, которые в первые послереволюционные годы отказывались от работы в советской школе. Это обстоятельство, а также замена женщин вернувшимися с фронта мужчинами привели к уменьшению удельного веса женщин среди преподавателей. Так, в 1922 г. процент учительниц среди учителей школ I ступени - 62,5%, в 1923 г. - 60,5%, 1924 г. - 59,7% [11; л. 31 об].

В 1925 году учителей в школах I ступени в ТАССР было 3188, из них - 1521 (47,7%) мужчин и 1667 (52,3%) женщин. В 1926/27 учебном году тенденция расширения сети продолжается: учителей уже 3362, но феминизация учительского состава становится очень заметной, ведь учителей стало больше всего на 5 человек - 1526 (45,4%), а вот учительниц - на 169 - 1836 (54,6%). Но все эти изменения произошли в один учебный год. Может это не тенденция, а просто случайность? Однако тенденция сохраняется и в 1927/28 учебном году. Учителей в школах I ступени стало уже 3453, из них мужчин - 1583 (45,8%), а женщин - 1870 (54,2%). Некоторое увеличение мужчин в процентном соотношении объясняется тем, в этот год наблюдается особенно быстрый рост школьной сети в татарских селах. В этот период там работали учителями чаще мужчины, а не женщины. Цифры здесь такие: в 1925/26 учебном году количество татарских школ было 1518, в 1926/27 учебном году - 1584, а в 1927/28 учебном году - 1775 [12; л. 179].

Итак, в конце 20-х годов учителями в школах Татарской АССР работали больше женщины. Однако, мы уже отметили, что в школах I ступени работало намного больше женщин, чем в школах II ступени. А в 1925 году уже были и школы-семилетки, школы - девятилетки, и школы колхозной молодежи. Конечно, школы повышенного типа росли быстро. Их рост способствовал формированию интеллигенции СССР (учителей, врачей, работников искусства, инженеров и т.д.) из молодых мужчин коренных национальностей [13; с. 13].

Педагогом В.Н. Шульгиным было подмечено в 20-е годы, что 8,2% мальчиков хотели бы быть похожими на учителя (это больше, чем на отца - 2,9%), а 34,4% девочек хотели бы быть похожими на учительницу (на мать - 5,2%) [14; с.52]. Выходило, что гораздо больше девочек искали пример для подражания в учительнице, чем мальчиков в учителе, наверно это потому, что в основном в школах работали учительницы, а не учителя. Кроме того, дети проводили много времени с педагогом, и учитель часто становился примером для подражания, тенденция феминизации учительства могла быть вредной для воспитания мальчиков. Мальчики искали этот пример для подражания не в школе, а на улице, и этот пример мог обладать совсем не теми качествами, которые пытались привить молодому человеку в школе, которые ценились в обществе.

Теперь остановимся вкратце на характеристике стажа учителей и учительниц. Данные переписи работников просвещения в 1933 году указывают, что при одинаковом возрасте с мужчинами женщины обладали большим стажем.

Женщина обладала большим педагогическим стажем, чем мужчина во всех случаях: и тогда, когда она по возрасту старше, и тогда, когда ее возраст одинаков с возрастом мужчины, и даже в тех случаях, когда она моложе мужчины. Учительница, например, городской начальной школы в среднем моложе учителя на 0,8 года, стаж ее работы выше соответствующего стажа мужчины на 1,2 года [7; с. 22]. В чем была причина разрыва в педагогическом стаже мужчины и женщины? Вероятно, что основная причина крылась в большей текучести мужских кадров. Мужчина больше, чем женщина, стремился перейти из начальной школы в среднюю, из последней в техникумы, рабфаки и в вузы. Несомненно, также, что часть мужчин по получении соответствующего образования и вовсе оставляли педагоги-ческую работу, переходя на иное занятие (на командные должности в производство, на научно-исследовательскую работу и проч.). Все это, однако, не означало, что все мужчины смотрели на свою работу в школе как на временное явление. В рядах учительства было немало педагогов - мужчин, любивших свое дело. В ТАССР работали такие учителя, как Х.Х. Хабибуллин, который всегда сочетал педагогическую деятельность с партийной работой, но из школы так и не ушел; П.К.Петров, также поработавший на партийной работе и вернувшийся в школу; Абдрахман Рафиков, проработавший учителем 30 лет без перерыва; С.С.Красовский, окончивший Казанский университет и проработавший всю жизнь школьным учителем и др. [15; л. 19].

Все послереволюционные годы учительство в массе своей не могло похвастаться хорошим

образованием. Обратимся к сравнительной характеристике образовательной подготовки учителей и учительниц. Превосходство уровня образования женских педагогических кадров над уровнем образовательной подготовки учителей - мужчин 1918-начала 1930-х гг. не подлежит сомнению. Женщина - преподаватель и женщина - руководитель школы в массе своей была значительно квалифицированнее и более подготовлена, чем мужчина [2; с. 182].

Причина этого все та же, что и раньше. Женщина могла конкурировать на рынке труда с мужчиной только в том случае, если ее стаж и образование были выше, чем мужчины.

Экономически женщины долгие годы после революции находились в худшем положении, чем мужчины. Страна была разорена мировой и гражданской войной. Существовала безработица, и поэтому женщине, не обладавшей тем опытом и производственным стажем, каким обладал мужчина, было значительно труднее устроиться на работу, чем мужчине. (На женщину по привычке смотрели, как на неполноценного работника). Поэтому при одинаковой квалификации предпочтение всегда отдавалось кандидатуре мужчины. Школа же (особенно начальная) в силу ряда исторических причин давно была ареной деятельности женщины. Все эти факторы содействовали отбору лучших кадров преподавателей из женщин. К сожалению, со временем эта тенденция не меняется, и в настоящее время она близка к достижению своего апогея.

Литература

1. Баскакова М. Е. Мужчины и женщины в системе образования / М. Е. Баскакова // Гендерное неравенство в современной России сквозь призму статистики. - Москва : Урсс., 2004. - 348 с.

2. Труды центрального статистического управления Отдел статистики народного образования. - Москва : Профиздат, 1922. - т. XII, вып.1 .— 254 с.

3.НА РТ, ф. Р-992, оп. 1, ед. хр. 25, л. 34.

4. НА РТ, ф. Р-271, оп.1, ед. хр. 86, л. 17.

5. НАРТ, ф.Р- 992, оп.1, ед. хр.44, л. 8.

6. Эфиров А. Ф. Нерусские народы школы Поволжья, Приуралья и Сибири. Исторические очерки / А. Ф. Эфиров. - Москва : Учпедгиз, 1948. - 248 с.

7. Кадры просвещения. По материалам переписи работников просвещения в 1933 г. - Москва : Профиздат, 1936. - 368 с.

9. Ильин Н. Н. Характеристика американского учительства? / Н. Н. Ильин / / Педагогическая квалификация. -1929. - № 3.

11. Подсчитано по материалам НА РТ, ф. 3682, оп. 1, ед. хр. 79, л. 16; ед. хр. 530, л. 31об.

12. НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, ед.хр. 1343, л. 179.

14. Шульгин В. Н. Идеалы деревенских школьников / В. Н. Шульгин // Народный учитель. -1927. - № 3. - С. 54 - 56.

15. НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, ед.хр. 1340, л. 19.

1. Baskakova M. E. Muzhchiny i zhenshhiny v sisteme obrazovanija / M. E. Baskakova // Gendernoe neravenstvo v sovremennoj Rossii skvoz' prizmu statistiki. - Moskva : Urss., 2004. - 348 s.

2. Trudy central'nogo statisticheskogo upravlenija Otdel statistiki narodnogo obrazovanija. - Moskva : Profizdat, 1922. - t. HII, vyp.1 .— 254 s.

3.NA RT, f. R-992, op. 1, ed. hr. 25, l. 34.

4. NA RT, f. R-271, op.1, ed. hr. 86, l. 17.

5. NART, f.R- 992, op.1, ed. hr.44, l. 8.

6. Jefirov A. F. Nerusskie narody shkoly Povolzh'ja, Priural'ja i Sibiri. Istoricheskie ocherki / A. F. Jefirov. -Moskva : Uchpedgiz, 1948. - 248 s.

7. Kadry prosveshhenija. Po materialam perepisi rabotnikov prosveshhenija v 1933 g. - Moskva : Profizdat, 1936. - 368 s.

9. Il'in N. N. Harakteristika amerikanskogo uchitel'stva? / N. N. Il'in // Pedagogicheskaja kvalifikacija. -1929. -№ 3.

11. Podschitano po materialam NA RT, f. 3682, op. 1, ed. hr. 79, l. 16; ed. hr. 530, l. 31ob.

12. NA RT, f. R-3682, op. 1, ed.hr. 1343, l. 179.

14. Shul'gin V. N. Idealy derevenskih shkol'nikov / V. N. Shul'gin // Narodnyj uchitel'. - 1927. - № 3. - S. 54 -56.

15. NA RT, f. R-3682, op. 1, ed.hr. 1340, l. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.