Научная статья на тему 'Роль Восточного компонента в становлении профессиональной музыкальной культуры и образования в Поволжье в 20-е гг. Xx в'

Роль Восточного компонента в становлении профессиональной музыкальной культуры и образования в Поволжье в 20-е гг. Xx в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
68
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGICS / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭТНОГРАФИЯ / MUSICAL ETHNOGRAPHY / POPULAR SCHOOLING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мартынова Ю.А., Мартынов Д.Е.

В статье рассматривается процесс становления профессионального музыкального образования в Казани в начале 1920-х гг. Под «восточным компонентом» мы понимаeм просвещение «трудящихся Востока», в Поволжье -местного населения, в частности, татар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль Восточного компонента в становлении профессиональной музыкальной культуры и образования в Поволжье в 20-е гг. Xx в»

УДК 377(78.03)

Ю. А. Мартынова, Д. Е. Мартынов

РОЛЬ ВОСТОЧНОГО КОМПОНЕНТА В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВОЛЖЬЕ В 20-Е ГГ. XX В.

Ключевые слова: народное образование, педагогика, музыкальная этнография.

В статье рассматривается процесс становления профессионального музыкального образования в Казани в начале 1920-х гг. Под «восточным компонентом» мы понимаем просвещение «трудящихся Востока», в Поволжье -местного населения, в частности, татар.

Keyword: popular schooling, pedagogics, musical ethnography.

In this paper presents the process of becoming a professional musical education in Kazan in the early 1920s. Under the "Eastern component" we understand the enlightenment of the "Toiling masses of the East". In the Volga region there was the local population, particular, the Tatars.

В начале 20-х гг. XX в. политика Советской власти была направлена на всестороннее изучение Востока. Исследованием культуры и исторического наследия народов Востока занимались различные организации, возглавляемые Всероссийской научной ассоциацией востоковедения при Народном комиссариате по делам национальностей (Наркомнаце). Необходимость работы по изучению Востока в государственном масштабе сознавалась уже давно не только руководителями Наркомнаца, но и Академией генштаба и т. д. Однако организация такой ассоциации наталкивалась на целый ряд препятствий. Так, в течение первых лет существования Советской власти большинство профессоров ориенталистов, без привлечения которых невозможно было создание научного общества по изучению Востока, находилось вне Советской России. С другой стороны, гражданская война мешала продвижению советской политической доктрины на Восток. По замыслу организаторов, Всероссийская научная ассоциация востоковедения должна была не только заниматься изучением культуры Востока, но и «устанавливать правильную политику по отношению к народам Востока» [1, 98]. Ряд публикаций, съездов, совещаний и экспедиций тех лет наглядно свидетельствуют о большой проделанной работе в этом направлении. К деятельности по изучению Востока были привлечены все научные силы республик и областей, являющихся носителями культуры Востока. Вопросам изучения культуры Востока был посвящен Губернский съезд, проходивший в Казани в октябре 1919 г., где было «решено приступить к изучению и собиранию всех видов народного творчества, в частности, инородческого» [2].

В 1920-е и в первой половине 1921 гг. политика Народного комиссариата просвещения (НКП) была направлена на «Просвещение трудящихся Татарии и в первую очередь для народностей, издавна населяющих этот регион». За этот период была проделана большая работа: в течение июля - сентября месяцев 1920 г. был создан Научный отдел, открылся Отдел высших учебных заведений, Восточная академия, преобразованная из

Северо-Восточного археологического и

этнографического институтов. Во второй половине сентября 1920 г. открылись татарские курсы внешкольного образования, в октябре - школьные и в ноябре - дошкольные курсы для татар [3,261]. Таким образом, организационный период в деятельности комиссариата протекал в работе над поднятием культурного уровня татарского населения и национальных меньшинств.

В начале 1920-х гг. в Поволжье проводилась политика по расширению сети массовых учреждений по всем видам народного образования, где преимущественное внимание было отдано татарским культурным учреждениям. Число вновь открытых просветительных учреждений в первый период работы НКП достаточно ясно говорят об этом. Далее, при содействии НКП были открыты татарский театр, татпедтехникумы в Казани, в Чистопольском и Елабужском районах.

По инициативе Академического центра НКП состоялось открытие общества по изучению культуры народов Востока, изданы учебники на татарском и русском языках, татарская литература политико-просветительского и научного характера и др. К началу 20-х гг. Наркомпрос ТАССР (ТНКП) имел три печатных органа, занимающихся вопросами народного просвещения в Поволжье: «Вестник Просвещения» на русском языке, «Магариф» на татарском языке и «Бюллетень официальных распоряжений по народному образованию» [4, 9].

Вопросами изучения культуры восточных национальностей занимались художественный сектор НКП, отдел театра, музыки и искусства Научной коллегии Мусульманского комиссариата, в чью компетенцию входило «...распространение искусства среди татаро-башкирского пролетариата, собирание народных мотивов и популяризация музыкального образования среди широких масс...» и другие руководящие органы [5, 199]. В число научных обществ, работавших над изучением Востока, входили музей культуры народов Востока, подотдел востоковедения при научном отделе НКП, кружок по востоковедению при Казанском

университете и Общество археологии, истории и этнографии (ОАИЭ) при университете, к этому времени значительно расширившее свою деятельность по сбору и обработке музыкального фольклора. ОАИЭ организовывало в городе этнографические концерты, где звучали татарские, чувашские, марийские, удмуртские и мордовские народные мелодии. Большой вклад в организацию этнографических концертов внес известный деятель географического общества, знаток музыкальной этнографии профессор Я.В. Прохоров. Так, 28 марта 1920 г. в актовом зале университета состоялся этнографический концерт, где были исполнены татарские, чувашские, марийские, вотские и мордовские народные песни в исполнении местных хоровых коллективов. Концерту предшествовала лекция профессора Я.В. Прохорова «О музыкально-этнографическом творчестве в Поволжье» [6]. Этнографические концерты пользовались большим успехом у публики не только в Казани, но и в Москве.

В местной периодической хронике 20-х гг. сохранились отзывы на концерты восточной музыки. Так, про вечер восточной музыки и поэзии, устроенный 15 июля 1921 г. культкомиссией Народного комиссариата продовольствия ТАССР написано, что он «должен быть отнесен к самым интересным и стильным вечерам, как по широко продуманной, выдержанной программе, так и по исполнению. Татарским мелодиям и песням, как народным, так и в аранжировке европейских композиторов была уделена большая часть времени. С большим подъемом сыграны А. Симаковым и И. Козловым татарские народные мелодии. Из остальной части программы особенно заинтересовали слушателей песни ашугов, персидский и грузинский фольклор» [7].

В 1921 г. в журнале «Вестник просвещения» появилась статья проф. В.И. Виноградова «Несколько слов о татарской народной песне, ее хранении и разработке», где он писал, что «восточная музыка с давних пор привлекала к себе внимание образованного музыкального мира в виду своей особой красоты, колорита, изящества и стиля». Он отмечал, что многие известные русские композиторы обращались к восточному музыкальному фольклору, среди них Глинка («Руслан и Людмила»), Даргомыжский («Чухонская фантазия»), Рубинштейн («Демон»), Римский-Корсаков («Шахерезада», «Анчар»), Бородин («Князь Игорь», «В степях Средней Азии»), Ипполитов-Иванов («Кавказская сюита»), Спендиаров («Крымские эскизы»), Гречанинов («Мусульманские песни») и т. д. Среди своих современников, работавших с восточным фольклором, Виноградов называл крупного ученого профессора С.Г. Рыбакова, собравшего большое количество башкирских и татарских народных песен, и тем самым обогатившим музыкально-этнографическую литературу ценными научными трудами. В. И. Виноградов отмечал, что любовь татар к своим народным песням, построенным на пяти тонах современной европейской гаммы, но, тем

не менее, способным передавать различные душевные настроения, всем давно известна. Основную задачу композиторов, обратившихся к восточному музыкальному фольклору, он видел в «гармонизации мелодий, не нарушающей ее стильности и своеобразной красоты» [8, 81].

Большую роль в популяризации культуры народов Востока сыграли выставки и конференции, проходившие в Казани и Москве. В 1920 г. в Казани проходила выставка культуры народов Востока, где было показано творчество болгар, татар, башкир, сербов, узбеков, туркменов, киргизов, турок, арабов, «приволжских инородцев» (чувашей, черемисов, мордвы, вотяков) и китайцев. Для поднятия интереса к изучению Востока, был издан путеводитель по выставке, в числе сотрудников этого каталога известные ученые-востоковеды: Б. Адлер, Б. Миллер, Н. Катанов, Б. Денике, Г. Шараф и др. [9].

В декабре 1921 г. в Москве при участии А.В. Луначарского и М.Н. Покровского проходила Всероссийская конференция, посвященная музыкальному творчеству народов Поволжья, где собрались представители от всех российских краеведческих научных сообществ. На конференции было принято решение «Признать произведения народного музыкального творчества одним из громадных культурных богатств страны». Участники конференции постановили:

1. В целях создания соответствующего аппарата для собирания и изучения музыкального фольклора, сделать обязательным изучение народной музыки во всех школах.

2. Принять меры по охране и поощрению народных певцов и музыкантов.

3. Обеспечить сохранность народных музыкальных инструментов.

4. Снабдить ученых-этнографов необходимыми приборами.

Для того чтобы приостановить исчезновение самобытной культуры и ценнейших памятников народного быта народов Востока, имеющих исключительное значение для истории, этнографии и искусства, на конференции было рекомендовано «в порядке срочной первоочередной работы собирать материалы по местной этнографии». Вся работа велась при поддержке НКП и высших хозяйственно-экономических органов, которые способствовали проведению этнографических работ для сохранения памятников духовного быта многонационального населения России [10].

Интерес властей, музыкальной и научной общественности к культуре народов Востока послужил стимулом к созданию в Казани первого специального музыкального учреждения с восточным уклоном - Восточной консерватории [11].

Литература

1. Павлович М. Всероссийская научная ассоциация Востоковедения и ее задачи / М. Павлович // Вестник Просвещения ТАССР. - 1922. - №1-2. - (январь -февраль). - С. 96-100.

2. Знамя революции. - 1919. - №245, 29 октября.

3. Марабаева Ю.А. Педагогическая и просветительская деятельность И. С. Морева: к вопросу становления и развития специального музыкального образования в Казани / Ю.А. Марабаева // Вестник КНИТУ: рец. науч. журн. - Казань: КНИТУ, 2012, №5. - С. 252-261.

4. Скрипкин И. Три этапа борьбы на фронте просвещения / И. Скрипкин // Вестник Просвещения ТНКП. - 1919. - №7-8. - С. 4-9.

5. Хайрутдинов Р.Г. Осуществление Коммунистической партией ленинской программы по национальному вопросу в 1917 - 1920 гг. / Р.Г. Хайрутдинов. -Казань, 1976. - 246 с.

6. Знамя революции. - 1920. - №67, 25 марта.

7. Известия ТатЦИКа. - 1921. - №161, 23 июля.

8. Виноградов В.И. Несколько слов о татарской народной песне, ее хранении и разработке / В.И. Виноградов // Вестник Просвещения ТССР. - 1921. - № 4-5. - С. 8082.

9. Известия ТатЦИКа. - 1921. - №38, 19 февраля.

10. Известия ТатЦИКа. - 1922. - №100, 5 мая.

11. Марабаева Ю.А. Методические аспекты фортепианной педагогики профессора К.А. Корбута (1869 - 1937): к вопросу об анатомо-физиологической школе / С.С. Ахтямова, Ю.А. Марабаева // Вестник КНИТУ: рец. науч. журн. - Казань: КНИТУ, 2012, №9. - С. 353-358.

© Ю. А. Мартынова - соискатель каф. искусств народов Поволжья, отделения искусств Института филологии и искусств КФУ, marabaeva.juli@gmail.ru; Д. Е. Мартынов - к.и.н., доцент кафедры истории и культуры стран Востока Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, dmitrymartynov80@mail.ru.

© Y. Martynova - applicant at the Salih Saydashev Higher School of Arts of the Institute of Philology and Intercultural Communication of Kazan Federal University marabaeva.juli@gmail.ru; D. Martynov - Ph.D., assistant professor in Department of Far East Philology and Culture, Institute of International Relations, History and Oriental Studies of Kazan Federal University, dmitrymartynov80@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.