СССР от 11.04.1991 № К-12-208 «О введении в действие инструкции об оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и кооперативам».
13. Постановление Совмина СССР от 30 мая 1958 г. N 583 «О порядке установления цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и тарифов на перевозки и услуги» // «СП СССР», 1958, N 20, ст. 155.
14. Раджабов Р. М. Проблемы формирования правовой системы Республики Таджикистан: теоретико-методологический аспект: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - М: РГБ, 2003.
15. Санникова Л. В. Услуги в гражданском праве России. - М.: Волтерс Клувер, 2006.
16. Стригунова Д. П. Соотношение понятий «услуга» и «обслуживание» в сфере туризма // Современное право. - 2005. - № 4.
17. Сфера обслуживания населения: региональные проблемы / под ред. А. И. Кочерги. -Киев, 1980.
18. Теория государства и права: учебник / под ред. Н. И. Матузов, А. В. Малько. - М: Юристъ, 2004.
19. Теория государства и права: учебник для юридических ВУЗов / под ред. А. С. Пиголкина. - М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003.
20. Шешенин Е. Д. Общие проблемы обязательств по оказанию услуг // Антология уральской цивилистики, 1925 - 1989. - М.: Статут, 2001.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЮРИДИЧЕСКАЯ УСЛУГА И ПРАВОВОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ
В статье рассматриваются вопросы соотношения понятий юридические услуги и правовое обслуживание. Приводятся исторические предпосылки формирования современного правового регулирования в области оказания юридических услуг.
Ключевые слова: юридические услуги, правовое обслуживание, правовое регулирование, услуги, работы, обслуживание.
RELATION OF THE CONCEPTS OF LAW SERVICES AND LEGAL SERVICE
The article deals with questions of corelations between concepts of law services and legal service. Historical background of the formation of modern legal regulation in the field of law and legal services is given this article as well.
Keywords: law services, legal services, legal regulations, services, works, support.
Сведения об авторе: Исроилова Н. Д., соискатель Института философии, политологии и права имени А. М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан, e-mail: [email protected]
About author: Isroilova N. D., researcher of the Institute of Philosophy, Political Sciences and Law named after A. M. Bahovaddinov of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan
УЧРЕЖДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ
ТАДЖИКСКОЙ АССР
Шоисматуллоева Ф. Ш.
Институт философии, политологии и права имени А. М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан
Таджикский народ, после тысячелетнего периода утраты государственности, благодаря Октябрьской революции, вновь приобрёл её в форме советской автономной республики, но, не имея опыта в создании высших и центральных органов государственного управления и всего механизма национальной государственности, он воспринимал опыт, уже накопленный Советской Россией и другими советскими республиками, в частности, при конструировании высшего правительственного органа республики - Совета Народных Комиссаров и центральных органов государственного управления - народных комиссаров и других центральных ведомств Таджикской АССР.
Говоря о формирование правительственного органа, следует отметить, что в Таджикистане, фактически, первым таким органом стал Революционный комитет,
который временно выполнял и функции Совета Народных Комиссаров. В последующем основные вопросы организации и деятельности органов государственной власти и управления республики были ясно определены в принятой Чрезвычайным съездом Советов Таджикской АССР «Декларации об образовании Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики» и в Постановлении «О передаче всей полноты власти вновь избранному ЦИК» [ 3, с. 2].
В постановлении съезда говорилось: « Впредь, до принятия следующим съездом Советом Конституции Таджикской АССР, вся полнота власти на основании Конституции УзССР передается избранному на I съезде Советов Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики Центральному Исполнительному Комитету». «Центральный Исполнительный Комитет, - выделяет из своего состава исполнительные органы: Президиум ЦИКа и Совет Народных Комиссаров; Председателя Совета Народных Комиссаров, заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров, Наркомфина, Наркомзема, Наркомвнутдела, Наркомюста, и др».
ЦИК Таджикской АССР в тот же день, 12 декабря 1926 г. собрался на свою сессию, где избрал Президиум ЦИК в составе 11 членов и 5 кандидатов и правительство республики - Совет Народных Комиссаров, а также предусмотренных съездом 10 народных комиссаров и руководителей, приравненных к ним центральных ведомств и их заместителей [ 3, с.1- 2].
Президиум ЦИК на том же заседании было поручено в соответствии с Конституцией Союза ССР и Узбекской ССР к очередной сессии ЦИКа, подготовить проект Положения о ЦИКе и Совнаркоме республики. Положение о СНК республики было утверждено и введено в действие III сессией ЦИК Советов в апреле 1927 г [ 3, с. 2; с. 244; с. 201-202].
Данное Положение определило в целом правовой статус правительства, установила порядок его образования, его структуру и персональный состав.
Правительство республики создавалось как орган общего управления или общей компетенции. В Положении о нем говорилось, чтоправительство является исполнительно - распорядительным органом ЦИКа, и в осуществление этой задачи СНК издаёт декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимает меры, необходимые для правильного течения государственной жизни.
Данное положение имело большое значение в деле правильного и нормального функционирования СНК республики, определения его сферы деятельности, которые вытекали из тех возложенных на него функций соответственно и компетенции в управлении республикой.
Конституция Таджикской АССР 1929 г. установила, что «никакие органы, кроме Всетаджикского съезда Советов, Центрального Исполнительного Комитета Советов таджикской АССР, его Президиума и Совета Народных Комиссаров ТАССР, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики». Данная статья Конституции воспроизводила ст.58 Конституции УзССР и наряду с высшими органами власти Таджикской автономной республики. Как и все советские конституции исследуемого периода, наделяла СНК Таджикской АССР законодательными функциями, что было исключительно важно в определении юридической природы СНК и состава законодательных актов, имеющих общее значение для всего автономного Таджикистана.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Положение о СНК, Конституция УзССР, а затем Конституция Таджикской АССР наделяли Совет Народных Комиссаров республики такими полномочиями, которые в известной мере выходили, за рамки понятие « правительственная власть», характерного для органа, осуществляющего подзаконную исполнительно - распорядительную деятельность. Юридически это проявлялось в издании Совнаркомом не только актов государственного управления, но и декретов - правовых актов законодательного характера.
В той связи, неслучайно, в юридической литературе по поводу наличия у СНК законодательных полномочий высказывались различные суждения. Одни авторы объясняют наличие у СНК права издавать декреты условиями ожесточенного сопротивления свергнутых классов, необходимостью законодательного оформления неотложных мероприятий и невозможностью в тех условиях строго разграничат
законодательные и административно - распорядительные полномочия высших органов государственной власти и управления [1, с. 61].
Почти аналогичное, но несколько узкое объяснение даёт В.М. Клеандрова, которая необходимость наделения СНК подобным правом связывает со стремлением «создания максимально оперативного и эффективного органа государственного управления» [2, с. 37].
Из вышеизложенного следует, что все советские конституции (1918, 1924 г.г., а также конституции союзных и автономных республик) закрепляли законодательные полномочия Совета Народных Комиссаров, и такое положение длилось до принятия Конституции СССР 1936 г.
Совет Народных Комиссаров был органом особого рода, который соединял в себе и законодательные, и исполнительно - распорядительные функции, что отвечало конкретно - историческим условиям и задачам переходного периода от капитализма к социализму [1, с. 63].
Согласно Положению к ведению СНК республики относились вопросы руководства деятельностью наркоматов, ведомств и учреждений Таджикской АССР; предварительное рассмотрение проектов декретов и постановлений, вносимых на утверждение в жизнь единого хозяйственного плана СССР в части, касающейся Таджикистана; рассмотрение состояния их развитию; рассмотрение и внесение на утверждение ЦИК Советов бюджета республики и т.д.
Будучи в основном исполнительно - распорядительным органом, СНК по положению о нем, затем и согласно ст.50 Конституции Таджикской АССР, был ответственен перед ЦИК Советов республики и его Президиумом. Вместе с тем, СНК Таджикской АССР обладал правом издания законодательных актов, которое он осуществлял, как правило, совместно с ЦИК Советов республики.
Конституция установила, что СНК в пределах, предоставленных ему ЦИК прав и на основании Положения о нем, издает декреты, постановления и вообще принимает меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной деятельности (ст.40). При этом обо всех своих постановлениях и распоряжениях СНК обязан был сообщать Президиуму ЦИК Советов республики.
Таким образом, становление и развитие СНК Таджикской АССР происходило посредством издания и применения многочисленных правовых актов на базе Конституции УзССР и Таджикской АССР, которые регламентировали порядок организации и деятельности, определяли перестройку и дальнейшее ее совершенствования.
Совет Народных Комиссаров республики проделала чрезвычайно важную организационно - правовую, социально- экономическую и политическую работу по восстановлению разрушенного народного хозяйства и его реконструкцию, по культурному строительству, что послужило необходимой предпосылкой для преобразования автономного Таджикистана в Таджикскую Союзную Республику в составе Союза ССР.
Для осуществления этих работ Совнарком наделялся правом издания декретов, постановлений, распоряжений. Он имел право принимать все меры, необходимые для правильного и быстрого решения государственных вопросов. По способу формирования, составу характеру деятельности Совет Народных Комиссаров Таджикской АССР был подлинно демократическим правительством. Он образовывался Центральным Исполнительным Комитетом Таджикской АССР как коллегиальный орган из числа народных комиссаров, руководителей центральных ведомств республики и некоторых других лиц.
Литература:
1. Кореневская Е. И. Становление высших органов советского государственного управления. - М., 1975.
2. Клеандрова В. М. Организация и формы деятельности ВЦИК (1917- 1924 гг.). -М., 1968.
3. ЦГА РТ, ф.10, оп.1, ед.хр.41, л.2; ед.хр.4, л.1-2; ед.хр.162, л. 201-202; ед.хр.24 л.244.
УЧРЕЖДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ
ТАДЖИКСКОЙ АССР
В статье рассматриваются вопросы, связанные с учреждением и деятельности Совета Народных Комисаров Таджикской АССР. При этом, автор особое внимание уделяет тем особенностям, вытекающими из тех полномочий, наделение СНК, выходящие за рамки понятия «правительственная власть», характерного для органа, осуществляющего подзаконную исполнительно - распорядительную деятельность. Юридически это проявлялось в издании Совнаркомом не только актов государственного управления, но и декретов - правовых актов законодательного характера.
Ключевые слова: Совет Народных Комиссаров, ЦИК, Таджикской АССР, Конституция УзССР, Конституция Таджикской АССР, правительства.
THE INSTITUTION AND ACTIVITIES OF THE COUNCIL OF PEOPLE'S COMMISSARS OF
TAJIK ASSR
This article considers questions related to the institution and activities of the Council of People's Commissars of the Tajik ASSR. The author pays special attention to the peculiarities for powers of Council of People's Commissars out of the concept of "governmental authority", typical of the authority conducting the under-law executive -sharing activities. Legally, it was in the publication of the Council of People's Commissars not only acts of government, but also decrees - law acts of the legislative attribute.
Keywords: The counsel of people's commissars, the central executive committee, Tajik ASUR, the Constitution of UZSUR, the Constitution of Tajik ASUR, government.
Сведения об авторе: Шоисматуллоева Фируза Шоназаровна, соискатель Института философии, политологии и права имени А. М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан, e-mail: [email protected]
About author: Shoismatulloeva Firuza Shonazarovna, applicant, Institute of Philosophy, Political Sciences and Law named after A. M. Bahovaddinov of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan
МАЛКУМХАН О РОЛИ ГОСУДАРСТВА И НАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМЫ
Мусави С.
Таджикский национальный университет
Понятие «государство-народ» стал устойчивым, когда в истории новых веков Европы народ Франции как одна нация путем революции определяла свои судьбы. Понятие «государство-народ» определяет, что самодержавная власть устраняется, то есть государство народа отрицает самодержавность.
Малкумхан является первым просветителем, который толковал самодержавность в значении безвластии. Он пишет в своем публицистическом произведении «Законодательный кабинет». «Как всем вам известно, вина Азиатских государств в запутанности двух видов компетенций правления. Другие в должной мере находили точнее отдельности этих двух ветвей. Без разделение двух компетенций и не может существовать ни государство ни народ» [1, с. 105].
Он считает, что создание и установление государства связаны с законодательной и исполнительных сил: В действительности, основа порядка и значение государства лежат на это. Большинство свидетельств, что до сих пор нет пользы от упорядочений собраний, помешания двух ветвей власти главная причина этого... И до тех пор как в Иране не разделяют эти две компетенции хоть что-то скажите или делайте, не добивайтесь никакого результата [1, а 106-107].
Он еще раз повторяет: «Так как, стихотворение не осуществляется без предприятия ума» порядок тоже не существует, если не создать учреждение. В Иране не имеем законодательное учреждение и без этого учреждения не можем иметь ни порядок и ни власть [1, а 103].
Он уверен, что политическую структуру нельзя создавать с подчинением государственных органов воле одной личности: «Когда наши правители думают