2.5. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Хусаинова Шахнура Маноновна, аспирантка. Место учебы: Московский государственный университет приборостроения и информатики. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования государственного аппарата в Таджикистане, а также образование законодательных органов, наркомюста, прокуратуры в первые десятилетия Советской власти. Особое внимание уделено вопросам принятия конституции в Таджикской АССР.
Ключевые слова: правоохранительные органы, законодательный орган, прокуратура, народный комиссариат.
SPECIFICATIONS OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT
OF LA W ENFORCEMENT BODIES OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
Khusainova Shahnura Manonovna, postgraduate student. Place of study: Moscow State University of Instrument Engineering and Informatics. E-mail: [email protected]
Annotation: In this article author analyzed problems of the formation of the machinery of state in Tajikistan and legislatures, narkomyust, office of Public Prosecutor in the first years of Soviet state. She paid specifically attention to the problem of accepting Constitution in Tajik autonomous republic.
Keywords: law enforcement bodies, legislatures, Prosecutor, national Commissariat.
С образованием Таджикской АССР, т.е. с национально-государственного размежевания 1924 года -начинается формирование ее государственного аппарата, в том числе органов юстиции, и соответствующая законодательная деятельность автономной республики1. В этой законодательной деятельности и соответственно создании государственного аппарата, естественно, в известной мере нашли отражение результаты предшествовавшей законодательной деятельности размежевавшихся республик— Туркестанской АССР и Бухарской НСР. В первые годы существования республики сохраняли свое действие законодательные акты, принятые в названных республиках, поскольку сразу создать единое законодательство было невозможно. Кроме того, на Таджикскую АССР распространялось законодательство Узбекской ССР, в составе которого на тот момент и находилась Таджикская АССР 2.
В связи с этим уместно отметить и то, что Революционный Комитет Узбекистана в ноябре 1924 года постановил: «Впредь до утверждения надлежащими органами власти единых законов для Узбекской ССР считать действующими на территории, входящей в состав ее, законы, изданные правительством СССР, и
1 Васикова М.С. Развитие законодательства Узбекской ССР и проблемы его кодификации: Автореф. дисс... докт. юрид. наук. Ташкент, 1974. - С. 26
2 Васикова М.С. Развитие законодательства Узбекской ССР и проблемы его кодификации: Автореф. дисс. докт. юрид. наук. Ташкент, 1974. - С. 26
местные законы, действующие на территории Узбекской ССР»3.
Первым законодательным органом, как в Узбекской республике, так и в Таджикской АССР был Ревком4. Одним из важнейших вопросов, которые должны были решаться немедленно по образованию республики, был вопрос об организации нового государственного аппарата. Постановлением Ревкома от 22 ноября 1924 г. было создано 11 народных комиссариатов, в том числе и НКЮ, а также Центральное статистическое управление, Госплан, Арбитражная комиссия, финансовый комитет. Вскоре при Ревкоме были образованы комиссии: производственная, торговая, учетная и др.
С образованием Таджикской АССР в составе Узбекской ССР было закономерно то, что по существу по всем вопросам развития органов юстиции ясно очерчивается тенденция, что роль союзных и автономных республик в осуществлении функций юстиции начинает все более возрастать. Так, с момента образования Узбекской ССР ЦИК и СНК Узбекистана приняли ряд важных законодательных актов, регулирующих трудовые отношения. Среди них, особенно в практическом значении наиболее важное значение имело Положение о Народном Комиссариате юстиции Узбекской ССР, утвержденное Постановлением ЦИК Узбекской ССР в 1925году5.
Что касается Таджикской АССР 7 декабря 1924г. на заседании Революционного комитета Таджикской АССР, наряду с другими вопросами, был обсужден доклад председателя Ревкома республики А.Дадабаева «О структуре аппарата Таджикской АССР», после чего единогласно было принято постановление о необходимости «в первую очередь организовать народный комиссариат юстиции и госпрокура-туру с народными судами и органами прокуратуры на местах»6. Затем, 14 февраля 1925г. Революционным комитетом Таджикской АССР было принято постановление «Об образовании народного комиссариата юстиции и Госпрокуратуры Таджикской АССР»7. 16 декабря 1924г. на заседании Революционного комитета Таджикской АССР был рассмотрен протокол заседания Оргбюро ЦК КП Узбекской ССР от 10 декабря 1924г. №6,§1, о рекомендации на должность главы народного комиссариата юстиции (НКЮ) Таджикской АССР Исмаилзаде Али8, его заместителем - Юлдаше-ва Ахмеда и принято постановление об утверждении их в указанных должностях. 22 декабря 1924г. вновь состоялось заседание Революционного комитета Таджикской АССР, которым было принято постановление «Об отмене постановления Ревкома за №4 от 16.12.1924г.», и А. Исмаилзаде был назначен заместителем председателя НКЮ Таджикской АССР, а А.Юлдашев- членом коллегии НКЮ. Вопрос о назна-
3 Правда Востока», 30 ноября 1924 г. 26
4 Васикова М.С. Развитие законодательства Узбекской ССР и проблемы его кодификации: Автореф. дисс. докт. юрид. наук. Ташкент, 1974. - С. 27
5 СУ УзССР 1925, №9.ст.102
6 ЦГА РТ,ф.9,д.1,протокол №1 заседания РК ТаджАССР
7 Там же,с.6
8 Исмаил-заде Али (1903г.рожд., год смерти неизвестен), член РКП(б) с 1919г.В 1919—гг. находился на комсомольской и партийной работе в Туркестанской АССР.В 1924—1925гг. работал заместителем НКЮ ТаджАССР.В 1925—гг. учился в Коммунистическом университете в Ленинграде. В 1928—гг. находился на партийной работе в Таджикистане, затем был назначен зав.филиалом ТаджиГИЗа в Самарканде.В марте 1935г. был утвержден директором Института повышения квалификации кадров народного образования в Г.Воронеже, где работал до 1937г. когда он был репрессирован.
1'2010
Черные дыры в Российском законодательстве
чении председателя НКЮ Таджикской АССР оставить открытым до прибытия Революционного комитета Таджикской АССР в г.Душанбе.
Народный комиссариат юстиции начал функционировать в Автономной Республике с 22 декабря 1924г., а с 12 февраля 1925г. его органы приступили к работе в шести вилоятах9 -Душанбе, Куляб, Гарм, Курган-Тюбе, Ура-Тюбе, Пенджикент10 18 февраля 1925г. председателем НКЮ Таджикской АССР был назначен Т.Сайфутдинов; он же стал прокурором Республики11. Прокуратура Таджикской АССР была образована при Наркомюсте Таджикской АССР в качестве отдела на правах самостоятельного структурного подразделения12.
НКЮ Таджикской АССР с первых дней своего существования приступил к активной реализации своих функций. В феврале 1925г. было подготовлено Положение «О НКЮ Таджикской АССР», которое было утверждено на расширенном заседании Президиума Революционного комитета Таджикской АССР. В п.12 этого Положения было сказано, что «прокурор Таджикской АССР осуществляет надзор за судебной практикой всех судебных органов Республики, опротестовывает, приостанавливает и направляет к пересмотру любой приговор и решение, вынесенные судом Республики, в том числе и Главным судом», а в п.13 было указано: «НКЮ и прокурору Таджикской АССР предоставляется право надзора за земельной и арбитражной комиссиями»13, действовавшими на территории Автономной Республики. Во главе НКЮ стоял председатель НКЮ, он же - прокурор Автономной Республики, при нем функционировала коллегия НКЮ, члены которой назначались ЦИК Автономной Республики (ст.14 Положения).
Следует заметить, что организация и деятельность НКЮ как Узбекской ССР, так и НКЮ Таджикской АССР как неотъемлемых частей центрального аппарата оформлялись специальными законодательными актами. При этом в зависимости от государственной политики в сфере юстиции, а последняя постоянно находилась в состоянии поиска и реформ, эти органы и соответственно и нормативные правовые акты очень часто изменялись и дополнялись в связи с их практической деятельностью и возникавшими перед ними новыми задачами. Так, например, Положение о Народном Комиссариате Юстиции Узбекской ССР, утвержденное постановлением ЦИК Советов и СНК 6 мая 1925 г.14, было отменено и дополнено 22 декабря 1926 года15, а 11 октября 1931 г. заменено новым 6, неоднократно изменявшимся в последующие годы в связи с изменениями структуры и функций судебно-прокурорских ор-
ганов17.
Точно так, для осуществления всех стоящих перед республикой задач в области юстиции создается Народный Комиссариат юстиции, а в конце 1925г. прото-
9 Вилоят —область
10 См.ЦГА РТ,ф.9,оп.1,д.1,л.д.1.
11 Там же,д.248,л.д.30.
12 Там же,д.90,л.д.12
13 Мы здесь не акцентируем внимание на нечеткости формулировки этого пункта постановления. Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов земельной и арбитражной комиссиями, а не надзор «за земельной и арбитражной комиссиями».
14 СУ УзССР 1925 г., № 16, ст. 174
15 СУ УзССР 1926 г, № 42, ст. 175
16 СУ УзССР 1931 г., № 33, ст. 282
17 Васикова М.С. Развитие законодательства Узбекской ССР и
проблемы его кодификации: Автореф. дисс... докт. юрид. наук.
Ташкент, 1974. - С. 27-28
колом N15 заседания президиума Ревкома Таджикской АССР утверждается положение об НКЮ республики18. До этого в республике был уполномоченный НКЮ Узбекской ССР в Таджикистане. В последующем это Положение неоднократно подвергалось изменениям и дополнениям, соответственно Узбекской ССР, а после 1929 года и преобразования Таджикской АССР в союзную республику соответственно в связи с изменениями структуры и функций судебно-прокурорских органов уже в Таджикской ССР. В соответствии с указанным положением НКЮ Таджикской АССР были регламентированы функции этого наркомата, его права и обязанности. Во главе наркомата образовывалась коллегия. Указанное положение определяло также функции отделов19.
Важнейшим фактором, оказавшим влияние на процесс формирования государственной власти и источников действовавшего права, было то, что Таджикской АССР образовалась путем воссоединения по национально-территориальному принципу с учетом экономических особенностей и интересов частей бывших Туркестанской АССР, Бухарской ССР, каждая из которых имели свои конституции и другие действовавшие нормативные акты20.
Были созданы все условия для созыва первого Все-таджикского съезда (анджумана) Советов республики, который проходил 1-12 декабря 1926г. и юридически оформил образование Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики. Съезд заявил о добровольном вхождении Таджикской АССР в Узбекскую ССР и через нее в состав Союза ССР. Вместо сложившего свои полномочия Ревкома, деятельность которого была одобрена съездом, был избран высший орган власти республики - Центральный Исполнительный Комитет Советов Таджикской АССР.
Согласно решению съезда, на своей первой сессии ЦИК избрал из своего состава Президиум, образовал правительство республики - Совет Народных Комиссаров Таджикской АССР. 13 мая 1925г. 3-й съезд Советов СССР санкционировал принятие Узбекской ССР вместе с входящей в нее Таджикской АССР в состав Союза ССР.
До принятия в 1929г. Конституции Таджикской АССР государственное и общественное устройство республики регулировалось Первой Конституцией СССР и Конституцией Узбекской ССР 1927г., а также другими законами, принимавшимися Ревкомом, съездом Советов и ЦИК Советов Таджикской ССР.
Изученная литература, архивные и нормативные материалы позволяют сделать общий вывод: Формирование источников права, национальных правовых систем среднеазиатских республик, в том числе и в Таджикистане, происходило на основе правовой системы
РСФСР21
Естественно, что в Таджикской АССР также как и в других новообразованных советских национальных государствах и национально-государственных образованиях Средней Азии, сразу же создать правовые нормы, которые бы действовали одинаково во всех объединившихся частях республики, было бы практически невозможно. Было бы искусственным, не отражающим реальное положение дел, и механическое распространение законодательства одной из упраздненных (в результате национально-государственного
18 ЦГА РТ , ф.9, оп.3,д.118,л.146
19 Об этом см. подробнее далее в данном параграфе
20 См.: Тахиров Ф.Т. , Указ. работа. С.147.
21 См. Тахиров Ф.Г. Становление советского права. С.150
размежевания) республик на вновь образованные, так как социально-экономическое и культурное развитие, уровень правосознания трудящихся масс каждой из них, в том числе Северного, Центрального и Южного Таджикистана, были разными и не соответствовали друг другу. Такое положение было характерно в целом и для других новообразованных среднеазиатских республик, в частности для Узбекской ССР, в составе которой была образована Таджикской АССР.
В дальнейшем развитии правоохранительных органов действовали общие закономерности характерные для всего советского законодательства, но начали прокладывать себе путь и развитие получали специфические условия развития законодательства. Таким образом, становление и развитие правоохранительных органов в Таджикистане в рассматриваемый период характеризуется диалектическим, порой противоречивым и нелогичным сочетанием общих закономерностей и особенностей своей эволюции.
Список литературы:
1. Рябцев В.П. Становление и развитие функции
прокуратуры и ее организационной структу-ры//Советская прокуратура. Очерки исто-
рии.Москва,1993.
2. Раджабов С.А.. Исторические значения национально - государственного размежевания. Советское государство и право. 1974.№10.
3. Тахиров Ф.Т. Правовая система дореволюционного Таджикистана. Душанбе, 1998.
4. Тахиров Ф.Т. Становление советского права в Таджикистане. Душанбе, «Дониш», 1987.
5. Фанъян Д. К истории советского строительства в Таджикистане. 1920-1929 гг. Сб. док. Сталинабад, 1941.
История становления и развития правоохранительных органов в Среднеазиатских республиках показывает, что эти процессы протекали на основе общих закономерностей развития Советской государственности. В месте с тем в процессе государственного строительства проявлялись и специфические особенности которые несомненно оказывали влияние на развитие правоохранительной системы в этих республик.
В статьи «Особенности становления и развития правоохранительных органов в Республике Таджикистан» Хусаинова Ш. М. рассматривает специфику процесса формирования правоохранительных органов в первые годы Советской власти. Следует отметить, что положения автора позволяют понять трудности становления правоохранительной системы за рассматриваемый период и пути их преодоления. Статья рекомендуется к опубликованию значение для изучения истории.
О
Д.юл., профессор ( —п Кузьмин СИ.
Рецензия
/"