CRIMINAL LEGAL CHARACTERIZATION OF CONSUMER FRAUD AS CRIMES
IN THE FIELD OF ENTREPRENEURSHIP
Abstract. The paper analyzes the characteristics of criminal law consumer fraud as a crime in the field of entrepreneurship. The analysis arranges the object and the objective side, the subject and the subjective side of the investigated crimes, as well as a distinction from the composition of the consumer fraud scams.
Key words: fraud, consumer fraud, subject, object, subjective and objective side.
Сведения об авторах: Сафаров А. И.- кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Таджикского национального университета, e-mail: [email protected]
Шарипов Р.И. - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Таджикского национального университета, e-mail: [email protected]
Information about the authors: Safarov A. I. - сandidate of sciences (Law), docent of the chair Criminal Law at the Tajik National University
Sharipov R. I. - сandidate of sciences (Law), docent of the chair Criminal Law at the Tajik National University
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ЗАЩИЩАЮЩИЕ ПРАВА ГРАЖДАН В ПОРЯДКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В ТАДЖИКИСТАНЕ
Гафуров Х. М.
Таджикский национальный университет
Создание специализированных судов объясняется стремлением гарантировать определенную компетентность судей в достаточно специализированных юридических секторах. Как известно, «первым разделением судебных органов было разделение на общие суды и суды обычного права» [1, c. 157]. Разрешение торговых и иных хозяйственных споров урегулировалось по мере образования и совершенствования системы судебных учреждений. Их специфика определялась историческими условиями и национальными традициями в становлении правовых систем различных государств.
На территории исторического Таджикистана, как и на территории других стран ближнего зарубежья, например России, веками функционировали специализированные суды, рассматривающие хозяйственные споры, независимо от различных позициях, высказанных в литературах.
Например, в российских литературах относительно предшественникам современных российских арбитражных судов - коммерческих или торговых, судов в России можно столкнуться по крайней мере с двумя точки зрения. Одни авторы полагают, что первый коммерческий суд был создан в Одессе в 1808 г. [2, c. 22], к подсудности которых относились три категории дел, а именно: 1) торговые дела; 2) вексельные дела и 3) дела о торговой несостоятельности [3, c. 173].
Другие подчеркивают, что истоки арбитражных судов берет свое начало со времен Киевской Руси. Впервые суды для торгового сословия упоминаются в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича (1135 год). В летописях указывается, что в XII веке на Руси стали создаваться первые купеческие корпорации. Становление и развитие в последующем судебной системы в России привело в 1832 году к учреждению специализированных коммерческих судов со своими особыми правилами судопроизводства. Согласно Уставу торгового судопроизводства, принятому 14 мая 1832 г., коммерческим судам были подведомственны все споры и иски по торговым оборотам, векселям, договорам и обязательствам, письменным и словесным, все дела о несостоятельности «независимо от звания лиц, в оную впавших» [4, c. 13-14] .
Таджикистан расположен в той зоне мира, где появились первые очаги жизни [5]. Поэтому «тысячелетняя история свидетельствует, что традиции государства и государственности таджиков, многократно пережившие упадок вновь возрождались ... и достигли еще больше совершенства. Феномен таджикской государственности подобен чуду» [6, с. 138].
В связи с чем, невозможно согласиться с такими мнениями, что «в Таджикистане до начала 90-х годов прошлого века специализированных (экономических) судов не существовало» [7].
Изучение и анализ литератур позволяю нам утверждать, что наши предки образовали и знали не только общие суды, ее полномочия и правовое предназначения, но в начале нашей эры в историческом Таджикистане существовали и специализированные суды, рассматривающие хозяйственные споры, т.е. специальные суды (экономические (арбитражные) суды - Х. Г.) не входили в систему общих судов и действовали отдельно. В литературах справедливо отмечается, что «арбитражные суды корпораций, а также чрезвычайные и специальные суды стояли вне системы общего судопроизводства» [8, с. 265].
Исследуя на основе исторических документов и специальных литератур проблемы институтов государственности на территории Таджикистана И. Б. Буриев справедливо отмечает, что в истории таджикской государственности еще при Ахеменидах и в последующем до мангытов (XVII -начало XX вв.) существовали институты специальных судов. Следующим шагом в появлении новой формы суда было формирование института торговых, городских и мировых судов, которые занимались правосудием, разрешая споры между предпринимателями, торговцами, представителями одной профессии, специальности [9, с. 34].
Также утверждается, что иногда в качестве специализированного суда выступал мазалим, который мог рассмотреть и экономические споры, выступая в качестве хозяйственного суда [10].
В советский период предшественниками специализированных судов по рассмотрению споров между хозяйствующими субъектами в Республике Таджикистан были органы исполнительной власти - государственные и ведомственные арбитражные комиссии.
В Таджикистане впервые в 1926 г (до 1929 г. входил в состав Узбекской ССР в качестве автономной республики) Постановлением Ревкома Таджикской АССР от 27 марта 1926 г. "О Таджикской арбитражной комиссии по разрешению имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями Таджикской АССР"[11] были учреждены арбитражные комиссии - первые органы по разрешению споров между государственными учреждениями и организациями.
В юрисдикцию Таджикской арбитражной комиссии при Ревкоме Таджикской АССР входило разрешение всякого рода имущественных споров государственных учреждений и предприятий, между местными учреждениями и предприятиями, за некоторыми исключениями. Высшая арбитражная комиссия УзССР была правомочна изъять любое дело, подлежащее рассмотрению Таджикской арбитражной комиссией, и принять его к своему производству [12, с.138-139].
В 1928 г. в связи с введением в действие на территории Таджикской АССР Положения об арбитражных комиссиях по разрешению имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями УзССР[13] и Правил производства дел в арбитражных комиссиях [14] постановлением ЦИК и СНК Таджикской АССР [11] Положение об Арбитражной комиссии Таджикской АССР было отменено.
Решение проблемы на этом этапе завершилось созданием 3 мая 1931 г. [16] Государственного арбитража СССР, на который было возложено разрешение споров по заключению и исполнению договоров, о качестве продукции, по хозяйственным и имущественным спорам между государственными предприятиями, принадлежащими к различным ведомствам, а также предприятиями общественного сектора. Несколько позже, в 1933 г., к компетенции органов, государственного арбитража добавились
споры в связи с заключением договоров по поставкам продукции и т.д. В то же время в задачи органов государственного арбитража входила и функция предупреждения хозяйственных правонарушений. Получив в процессе своей деятельности сведения о различном роде правонарушений, органы государственного арбитража должны были сообщать о них прокуратуре, Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) и вышестоящим органам.
Государственные арбитражи в СССР создавались в форме союзно-республиканской системы. В Таджикистане государственный арбитраж был учрежден Постановлением СНК Таджикской ССР от 23 июня 1931 г. "Об учреждении при Совете Народных Комиссаров Таджикской ССР государственного арбитража и назначении Главного арбитра" [17].
Первым нормативным актом, регулирующим организацию и деятельность государственного арбитража и имеющим общесоюзный характер, было «Положение о государственном арбитраже» [18], утвержденное ЦИК и СНК СССР в 1931г., которое позже было несколько изменено [18]. Согласно Положению, Государственный арбитраж учреждался при СНК СССР, союзных и автономных республик, краевых, областных исполкомах и исполкомах автономных областей.
Государственным арбитражем при СНК СССР были изданы первые «Правила рассмотрения и разрешения дел Государственным арбитражем в СССР» [19]. В нем были отражены стадии движения дел в арбитражном процессе: возбуждение дела, подготовка дел к слушанию, рассмотрение дел, вынесение решения, его исполнение, сигнализация и контроль за устранением недостатков, выявленных при рассмотрении спора, надзор за решениями государственных арбитров со стороны Главного арбитра Государственного арбитража. В соответствии с данным Положением, было принято Положение о Государственном арбитраже при СНК Таджикской ССР [20]. Согласно Положению, к компетенции Государственного арбитража при СНК Таджикской ССР относились следующие полномочия:
- передача дел судебно-следственным органам по недостачам, являющимся следствием хищений или других уголовно-наказуемых действий;
- ходе заключения договоров и разрешения преддоговорных споров;
- принятие правил рассмотрения и разрешения имущественных споров колхозов;
- порядок разрешения дел по спорам, связанным с расчетами по капитальному строительству и т.д.
В новом Положении были собраны все основные нормы, касающиеся организации, форм деятельности, компетенции арбитража, основные правила арбитражного процесса, подведомственности споров государственных и общественных организаций.
Положение возлагало новую задачу на Госарбитражи, теперь они должны были охранять имущественные права и законные интересы предприятий, организаций и учреждений.
Постановлением ЦИК И СНК Таджикской ССР №79/50 от 19 января 1936 г. было утверждено Положение о Государственном арбитраже при Совнаркоме Таджикской ССР[21]. На основании ст. 3 этого Постановления был образован Государственный арбитраж при Областном исполнительном комитете Совета депутатов трудящихся Горно-Бадахшанской автономной области [22].
Деятельность органов государственного арбитража во всей Советской стране, как правильно отмечается в исследованиях [23, а25], не ослабляли и годы великой Отечественной войны. Например, Госарбитраж при Совнаркоме Таджикской ССР в 1942 г. рассматривал 1153 дел. А все ведомственные арбитражи вместе (9 при наркоматах и 2 при республиканских организациях -Таджикпотребсоюзе и Таджикпромсовете) рассматривали 729 спора [24].
Особенность работы Государственного арбитража в послевоенные годы состояла в том, что при отсутствии в некоторых областях государственных арбитражей споры
разрешались, как правило, соответствующей союзной республики, либо государственными арбитражами соседних областей, что «по существу являлись межобластными государственными арбитражами» [25, с.8].
Следующей этапом развития арбитража связан с Постановлением № 167 Совета министров Таджикской ССР от 6 апреля 1953 г. [26], в соответствии с которой Государственный арбитраж при Совете министров был передан в подчинении Министерству юстиции, со всей структурой и штатами на правах Управления.
Ввиду несоответствия Положения о Госарбитраже 1931 г. и возросшей роли Государственного арбитража в народном хозяйстве, было утверждено новое «Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР» [27]. В соответствии с новым Положением, советы министров союзных и автономных республик, а также исполкомы краевых, областных и приравненных к ним Советов депутатов трудящихся приняли Положения о состоявших при них органах Государственного арбитража. Задачи арбитражей оставались в основном прежними, но вышестоящие арбитражи, обобщая арбитражную практику, определяли направления деятельности нижестоящих [28, с. 143].
Особое значение для улучшения работы органов Госарбитража СССР имели Постановление Совета Министров СССР от 07 августа 1970 г. «О повышении роли органов Государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве» [29] и Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 23 декабря 1970 г. «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве» [30].
Следует подчеркнуть, что государственные арбитражи состояли при исполнительных органах, и это послужило тем, что до 1974 г. в структуре арбитражных органов не было вертикального подчинения, т.е. нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим. Принимая это во внимание, Совет Министров СССР 17 января 1974 г. издал Постановление «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности Государственного арбитража» [31].
Постановление преобразовало Государственный арбитраж СССР в союзно-республиканский орган, представляющий собой трехзвенную систему, в которой надзор за нижестоящими арбитражами осуществляли вышестоящие, а местные органы государственного управления были лишены права отменять и изменять решения государственных арбитражей.
17 января 1974 г. Совет министров СССР утвердил Положение о государственном арбитраже при Совмине СССР [31], на основании которого впоследствии каждая союзная республики приняла свои постановления об утверждении положений республиканских, областных и других местных Госарбитражах [32], в том числе и Таджикская ССР [33].
После создания единой союзно-республиканской системы органов Государственного арбитража были приняты новые «Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами» [34]. В Правилах впервые был сконструирован процессуальный институт участников арбитражного процесса, детально регулировался порядок возбуждения дел по инициативе арбитража, а также проверки законности и обоснованности арбитражных решений и определений.
В целом же Правила 1976 г. были важным шагом на пути развития арбитражной процессуальной формы защиты прав. По существу они носили характер небольшого кодекса, всесторонне регулировавшего порядок разрешения хозяйственных споров государственными арбитражами.
Следующим важным этапом развития арбитража связано с принятием новой Советской Конституции 1977 г. Согласно ст.163 Конституции СССР. (ст. 164 Конституции Таджикской ССР, 1978 г. ) Государственный арбитраж считался органом по разрешению хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями в пределах своей компетенции, не входившим в судебную систему республики.
На основании этой конституционной нормой впервые был прият Закон СССР от 30 ноября 1979 г., «О государственном арбитраже СССР» [35], который установил порядок организации и деятельности арбитражных органов. В соответствии нормами этого закона, был утвержден новое Положение о государственном арбитраже при Совета Министров СССР [36] и разрабатывался Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами.
Закон «О государственном арбитраже СССР» закрепил ряд процессуальных норм и ввел принципиальное новые правила, например участие общественности при разрешении споров и принятии решений.
Уже к концу 80-х годов Государственный арбитраж СССР все больше приобрел черты, схожие с современным экономическим (в России - арбитражным) судом Таджикистана.
Мы не сможем согласиться с утверждением отечественного исследователя И. Шодиева, который считает, что «система Государственного арбитража Таджикской ССР в этот период (выделено нами, имеется ввиду конца 80-х годов прошлого столетия - Г.Х.) была несколько сходна со структурой системы современных экономических судов, что свидетельствует о переменности: первое звено (высшее)- Госарбитраж при Совете Министров СССР, второе звено-государственные арбитражи при Совете министров Таджикской ССР, третье звено - государственные арбитражи при исполнительных комитетах Советов народных депутатов - Госарбитражи областей» [37]. Во-первых, начиная с середины 90-х годов прошлого века, когда впервые были созданы экономические суды в Таджикистане до сегодняшнего дня, эти суды имеют два, а не три звена: основное звено - Экономический суд ГБАО, областные экономические суды и экономический суд г. Душанбе; высшее звено - Высший экономический суд РТ.
Во-вторых, СССР как государство прекратило свое существование с 1991 г., и все союзные республики, в том числе и Таджикистан объявляли о своей суверенитете и независимости и эти страны с учетом особенности своих устройств создали высшие государственные органы управления, и утверждение того что существует и другой орган, который выступает как вышестоящий судебный орган над Высшим экономическим судом РТ, не имеет правовой и логической основании. В-третьих, а если автор имел в виду существовании и деятельности Экономического суда СНГ, то оно никакого отношения к судоустройству и судопроизводству национальных экономических судов стран содружества не имеет.
В 1990 г. согласно внесенным изменениям в Конституции СССР 1977 г. Госарбитраж СССР был преобразован в Высший Арбитражный Суд СССР.
После распада СССР в 1991 г., суверенные государства, в том числе и Таджикистан, стали формировать свои органы власти, в том числе и судебные. В Республике Таджикистан был создан Высший Арбитражный Суд*, который впоследствии был переименован в Высший Экономический Суд [38].
Как правильно отмечается в литературе, предпосылками создания экономических судов в Таджикистане послужили:
- признание различных форм собственности, в том числе частной;
- отсутствие единства практики по хозяйственным спорам, нежелательность существования 2-уровневой системы арбитража, ведомственного и государственного;
- отказ от административно-плановых методов управления;
- закрепление в Конституции Республики Таджикистан принципа разделения властей - на судебную, законодательную и исполнительную [41, а 194].
Именно с формированием рыночных отношений возникла потребность в создании независимого суда, специально приспособленного для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами.
* После принятия Конституции Республики Таджикистан в 1994 г. арбитражные суды переименовались в экономические суды.
Литература:
1. Буриев И.Б. Становление и развитие институтов государственности на территории Таджикистана (досоветский период): дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2009.
2. Казанцев С.М. Из нашей истории // Вестник ВАС РФ. 2002. N 5. Приложение. С. 22.
3. Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса (Переиздание учебника 1917 г.). -Краснодар, 2003.
4. Королева И. В. Организация и деятельность арбитражных судов в Российской Федерации (конституционно-правовой аспект): автореф. дис. канд. юрид. наук. -М.,2011.
5. История таджикского народа. Т.1. Древнейшая и древняя история / под ред. Б.А. Литвинского и В.А.Ранова. - Душанбе, 1998.
6. Эмомали Рахмон. Таджики в зеркале истории. - Душанбе, 2012.
7. Гафуров Х. М. Экономические суды Республики Таджикистан: этапы развития и их место в судебной системе [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=1698
8. Периханян А. Г. Общество и право Ирана Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды. - М., 1983.
9. Буриев И. Б. Становление и развитие институтов государственности на территории Таджикистана (досоветский период). - Душанбе, 2010.
10. Буриев И.Б. Указ. соч. ; Одинаев Р.С. Формирование и развитие института мазалим в досоветском Таджикистане (историко-правовое исследование): дис. ... канд. юрид. наук. - Душанбе,2012. - 190 с.
11. ЦГА Республики Таджикистан, Ф.Р-17, оп.1. ед.хр.20.С.9
12. Гафуров Х.М. Судебная система Республики Таджикистан: современное состояние и перспективы развития. - Душанбе, 2011.
13. СУ УзССР . № 40 от 15 октября 1925 г.- Ст. 417-418.
14. СУ УзССР .№ 30 от 19 октября 1926 г. -Ст.129.
15. ЦГА Республики Таджикистан, ф.Р-17, оп.1. ед. хр. 270.-С.-98-103.
16. СЗ СССР. -1931. -№70. - Ст. 170.
17. Систематическое собрание действующих законов Таджикской Советской Социалистической Республики. - Сталинабад, 1932.
18. СЗ СССР.-1931.-№26.- Ст.23.
19. Бюллетень Государственного арбитража при СНК СССР.-1934.-№4.-Ст.12
20. ЦГА Республики Таджикистан. ф.8, оп.43, д.37, л.76
21. СП Таджикской ССР. 1936.ст.13.
22. Постановление СНК Таджикской ССР № 1168 от 28 сентября 1937 г. СП Таджикской ССР. 1937. Ст. 152
23. Можейко В.Н. Государственный арбитраж в СССР: дис. ... канд. юрид. наук. -М.,1948.
24. ЦГА РТ. Ф.Р-163, оп.2, ед.хр.1, С.9.
25. Андреева Е. С. Становление и развитие арбитражных судов в России в период 1922 по 1993 гг. (историко-правовое аспект): автореф. дис.. канд. юрид. наук.- М., 2002.
26. СП. Таджикской ССР. 1953. Ст. 307.
27. СП СССР. -1960.- №16.-Ст.127.
28. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Указ. работа. - С.143
29. СП СССР.1970. №15.Ст.122.
30. СП СССР. 1971.№1.Ст.1.
31. СП СССР. -1974.- №4.- Ст.19.
32. Сборник положений об органах Государственного арбитража. - М.,1975.
33. СП. Таджикской ССР. 1974. №4. Ст.22.
34. Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. -М., - 1978.
35. Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. №49. Ст. 844.
36. СП СССР. 1980. №16-17. Ст.104.
37. Шодиев И. Развитие судебной системы в Таджикистане: вторая половинаXIX -начало XXI вв.: дис. ... канд. юрид. наук. - Душанбе, 2010.
38. Гафуров Х. М. Судебная система Республики Таджикистан (сравнительно-правовое исследование): дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. - 194 с.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ЗАЩИЩАЮЩИЕ ПРАВА ГРАЖДАН В ПОРЯДКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В ТАДЖИКИСТАНЕ
Аннотация. Экономические суды как специализированные суды на территории исторического Таджикистана существовали тысячелетиями и должным образом защищали права и законные интересы граждан. В статье на основе архивных данных и исторических материалов анализируется формирование и развитие судов рассматривающих экономические споры.
Ключевые слова: экономические суды, торговые суды, мазалим, арбитраж, мировые судьи, арбитражные комиссии, права человека, экономическое судопроизводство,
THE FORMATION AND DEVELOPMENT JUDICIAL AUTHORITIES PROTECTING
THE RIGHTS OF CITIZENS IN ORDER FOR ECONOMIC LEGAL PROCEEDINGS
IN TAJIKISTAN
Abstract. Economic courts as specialized courts within the historic Tajikistan existed for thousands of years and properly protect the rights and legitimate interests of citizens. The article based on archival data and historical materials analyzed the formation and development of courts are considering economic dispute settlement.
Key words: economic courts, commercial courts, Mazalim, arbitration, justices of the peace, arbitration commissions, human rights, economic judicial proceedings
Сведения об авторе: Гафуров Х. М. - кандидат юридических наук, доцент кафедры судебного права и прокурорского надзора Таджикского национального университета, е-mail: [email protected]
Information about the author: Gafurov Kh. M. - сandidate of sciences (Law), docent of the chair of law and judicial review of the Tajik National University
ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Тарасова А. В.
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
Содружество Независимых Государств (СНГ) с момента образования в 1991 году является ключевым приоритетом российской внешней политики. Одним из важнейших направлений работы данного межгосударственного объединения выступает сотрудничество в сфере культуры с целью воспитания в гражданах стран-участниц СНГ уважительного отношения к культуре, национальным культурным ценностям, традициям народов, которые в недавнем прошлом жили в одной стране.
Культурные ценности выступают главным критерием поддержки неразрывной связи поколений, формируют дружеский обмен между разными странами и нациями.