Научная статья на тему 'Формирование и деятельность арбитражных органов в России: историко-правовой аспект'

Формирование и деятельность арбитражных органов в России: историко-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
412
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРБИТРАЖНЫЕ ОРГАНЫ / ARBITRATION BODIES / СУД / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДОВ / COURTS / ЮРИСДИКЦИЯ / JURISDICTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Королева И. В.

В данной статье автор проводит анализ формирования и деятельности арбитражных органов в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and operation of arbitration awards in Russia

In this article the author analyzes the formation and activity of arbitral awards in Russia.

Текст научной работы на тему «Формирование и деятельность арбитражных органов в России: историко-правовой аспект»

преступность, организованная преступность, коррупция и терроризм, преступность экономической направленности в составе организованной, транснациональной преступности и международного терроризма. Эти виды преступности сопровождаются и подпитываются нерегулируемой и нелегальной миграцией, которая является источником интенсивного формирования этнических организованных преступных группировок. Сложность и напряженность оперативной обстановки на территории Приволжского федерального округа в основном обусловлена усиливающейся организованной преступностью, которая интегрировала со всеми другими видами преступности. Организованная преступность в ПФО сложилась и прогрессирует в рамках сложных региональных процессов и на этом криминогенном фоне ускоренными темпами проникает во все области экономики.

На основе обобщения результатов анализа географического и геополитического положения, социально-экономической и оперативной обстановки в Приволжском федеральном округе Российской Федерации можно сделать следующие вывод: в данном округе Российской Федерации исторически были и остаются достаточно острые проблемы национальной и экономической безопасности Российской Федерации; округ представляет собой образование, в котором противоречия российской действительности преломляются через традиционные особенности краев, областей и республик Поволжья, что образует относительно самостоятельный блок угроз и опасностей, существенно влияющих на развитие социально-экономической и оперативной обстановки и определяющих ключевые требования к обеспечению социальной стабильности, безопасности и правопорядка в округе.

Литература и примечания

1. Социально-экономическое положение Приволжского федерального округа в 2006 г. /Федеральная служба государственной статистики. — М. 2007.

Формирование и деятельность арбитражных органов в России:

историко-правовой асппект

В летописях указывается, что в XII в. на Руси стали создаваться первые купеческие корпорации. Первое упоминание о судах для торгового сословия также относится к XII в. и содержится в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича.

В период феодальной раздробленности на Руси действия суда определялись судными статьями и грамотами. В качестве примеров приведем Псковскую судную грамоту 1397-1467 гг. и Уставную Белозерскую грамоту 1488 г. Судебник Ивана III 1497 г. установил единую систему государственных судебных органов, определил их компетенцию и соподчиненность. Судебник Ивана IV 1550 г. усилил роль центральных государственных судебных органов. В Москве суд осуществляли царь, Боярская дума и некоторые Приказы.

И.В. Королева*

Следующим важным этапом развития суда в России стало принятие Соборного Уложения 1649 г. В нем ряд глав посвящен вопросам государственного права, а вопросам судопроизводства посвящена глава «О суде». Не случайно, его принятие послужило своего рода первоосновой для создания специального постоянного суда для купечества. В 1667 г. царь Алексей Михайлович постановил: «выдать дела купецких людей в одном пристойном приказе, дабы волокитою по разным приказам им, купецким людям, промыслов своих не отбывать».

Весьма серьезные меры по отделению суда от администрации и обособлению торгового судопроизводства были предприняты Петром I. В 1699 г. создали Бурмистрскую палату как центральное финансовое учреждение и выборный орган самоуправления посадского (городс-

Аспирант Юридического института (Санкт-Петербург).

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о о

2

ф

d

л <

S I

н

о ф

со

кого населения). С 1711 г. высшей судебной инстанцией стал Правительствующий Сенат, пришедший на смену Государевой Боярской Думе и Расправ -ной Золотой Палате и просуществовавший до 1917 г.

Следующий этап развития торговых судов относится к 1721 г., когда Петр I своим указом создал Главный магистрат специально для рассмотрения торговых дел. После этого при таможнях и ратушах также были созданы торговые суды. Назывались они по-разному, в зависимости от подчиненности, Суды Таможенные, Городовые магистраты и др2.

Реформами Екатерины II были созданы особые суды для дворян (уездный и верхний земский), для горожан (городской и губернский магистраты), для свободных крестьян (нижняя и верхняя расправы).

В 1785 г. «Жалованная грамота городам» Екатерины II окончательно оформила организацию гильдейского купечества, что весьма важно с точки зрения развития судов для торгового сословия. Устанавливались три купеческих гильдии в зависимости от размера капитала, а также вводились соответствующие имущественные цензы. Такая организация без радикальных изменений просуществовала до 1861 г.

Важнейшим шагом в истории российского торгового судопроизводства стал Указ от 14 мая 1832 г, учредивший коммерческие суды с особой компетенцией, просуществовавшие до 1917 г.

Коммерческие суды рассматривали торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности. Они по праву могут считаться прототипом нынешних арбитражных судов в дореволюционной России. Их организация и деятельность регламентировались Уставом торгового судопроизводства от 14 мая 1832 г.

С отменой крепостного права купечество стало составной частью буржуазии. В 1863 г. была ликвидирована третья гильдия, а доступ в купечество открылся для всех сословий. В купеческое сословие перешло достаточное количество крестьян, а сословная прослойка крестьян-купцов исчезла, слившись с гильдейским купечеством. Тем не менее, численность купеческого сословия во II половине XIX в. была незначительной. Многие представители торгового сословия предпочитали переходить в другие сословия, в том числе, в категорию по-

четных граждан. В связи с этим весьма сложно проследить динамику развития купечества и торговых споров в период 60-70 гг. XIX в., поскольку статистика была затруднена.

Судебная реформа 1864 г. проводились на основе судебных уставов, принятых 20 ноября 1864 г.: Учреждение судебных установлений, Уставы уголовного и гражданского судопроизводства; Указ о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Реформа организационно не коснулась коммерческих судов, однако в их судопроизводстве произошли изменения. Теперь споры должны были рассматриваться не только на основе Устава торгового судопроизводства, принятого ранее, но и на основе Устава Гражданского судопроизводства от 20 ноября 1864г.

И все же, хотя коммерческие суды и являются прообразом арбитражных судов, история современной системы арбитражных судов связана в основном с периодом развития нашей страны после 1917 г.

Первым актом, регулирующим деятельность арбитража стал Декрет о суде № 2 от 7 марта 1919 г. (по новому стилю), установивший, что «судебные иски между разными казенными учреждениями не допускаются»3. По мнению К.С. Юдельсо-на, это указание отрицательного характера не сопровождалось какой-либо положительной нормой относительного порядка разрешения споров между социалистическими организациями, потому что в период иностранной военной интервенции и гражданской войны все народное хозяйство пришлось перестраивать на военный лад.

Характеризуя период с 1921 по 1931 гг. в истории возникновения новых экономических отношений, необходимо отметить, что это было время становления и новых принципов социалистического хозяйствования. Деятельность государственных предприятий полностью регулировалась административными предписаниями, которые поступали от центров и главков ВСНХ. Распределение производственной продукции осуществлялось на основе распоряжений указанных органов. Предприятия состояли на сметно-бюджетном финансировании; договорная система снабжения и сбыта не использовалась. Сфера гражданского воздействия на общественные отношения была сведена до минимума; не было и хозрасчетных отношений4. В таких условиях между

хозяйствующими субъектами не появлялись споры и, как следствие, не возникали судебные процессуальные отношения.

Десятый съезд коммунистической партии разработал и одобрил мероприятия по переходу к новой экономической политике. В период нэпа получают развитие товарно-денежные отношения, а в условиях денежного обращения невозможно «непосредственными велениями пролетарского государства наладить государственное производство и государственное распределение продуктов»5. Система «главкизма» уступает место хозрасчетным методам управления предприятиями. «Перевод госпредприятий на так называемый хозяйственный расчет неизбежно и неразрывно связан с новой экономической политикой, и в ближайшем будущем неминуемо этот тип станет преобладающим, если не исключительным»6.- К этому периоду большинство предприятий входило в состав промышленных трестов и кроме производственной деятельности других функций не выполняло. Трест как самостоятельный участник экономических отношений приобрел право на судебную защиту своей деятельности.

В соответствии с Декретом о государственных промышленных трестах 1929 г., трест наделялся, прежде всего, необходимым имуществом — «уставным капиталом» и нес самостоятельную ответственность по своим обязательствам.

17 июля 1923 г. был принят новый декрет о государственных трестах, находящихся в управлении местных органов7. Если не считать того, что тресты по этому декрету подчинялись не ВСНХ, а непосредственно губернским, областным СНХ или СНХ автономных республик, сколько-нибудь существенных новшеств по интересующему нас вопросу названный нормативный акт не содержал. На хозяйственном расчете находились тресты, а не входившие в их состав предприятия8.

Очередным шагом в развитии хозрасчетных принципов в деятельности производственных коллективов стало Положение о государственных промышленных трестах от 29 июня 1927 г.9 Данный нормативный акт, действовавший более 30 лет, наметил новые аспекты в развитии хозяйственного расчета производственного предприятия. Нельзя сказать, чтобы такие изменения были коренными, кардинальными, однако они подготовили почву для перевода на хозяйственный расчет всех без исключения предприятий. В По-

ложении впервые отмечалось, что субъект хозяйственных отношений — трест, действует «в соответствии с плановыми заданиями», что отражало период становления научно обоснованной системы планирования народного хозяйства10.

Следует, подчеркнуть, что все эти нововведения лишь приблизили трестированные предприятия к переходу на хозяйственный расчет.

21 сентября 1922 г. постановлением ЦИК и СНК РСФСР было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными организациями и учреждениями.

14 марта 1923 г. были утверждены Правила производства дел в арбитражных комиссиях, более детально регулирующие процедурные вопросы рассмотрения экономических споров хозяйствующих субъектов. Арбитражные комиссии по характеру своей деятельности приравнивались к судебным органам и, в отличие от общих судов, рассматривались как специальные суды, созданные для разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями, за исключением споров, разрешаемых внутри ведомств, и споров, стороной в которых являлись Государственный банк или Главное управление государственного страхования.

29 октября 1924 г. были приняты Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик, в ст. 22 которых было записано: «Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматриваются: а) Высшей арбитражной комиссией СТО СССР; б) Высшими арбитражными комиссиями при ЭКОСО союзных республик, арбитражными комиссиями при СНК АССР, местными (областными, губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполкомах областей и губерний»11.

Таким образом, в 1924 г. в основном была завершена организация системы арбитражных комиссий как специальных органов, созданных для рассмотрения имущественных споров между государственными предприятиями, учреждениями и организациями, а также между государственными и кооперативными предприятиями и организациями.

В таком виде государственные арбитражные комиссии просуществовали до марта 1931 г. Они явились непосредственными предшественниками ныне действую-

о> о о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S

2

0

1

о о

2

ф

d

л <

S I

н

о ф

со

щих органов государственного арбитража, а арбитражные комиссии системы ВСНХ и губсовнархозов были предшественниками органов ведомственного арбитража и, созданных в 1957 г., арбитражей совнархозов экономических районов.

Существование ведомственных арбитражных комиссий системы ВСНХ, которые проводили свою работу, наряду с государственными арбитражными комиссиями, длительное время не было оформлено в законодательном порядке. Эти комиссии действовали на основании приказов ВСНХ и соответствующих приказов и распоряжений промбюро и губсовнархозов. Только в 1926 г. постановлением ЦИК и СНК СССР было утверждено Положение об арбитражной комиссии ВСНХ СССР12.

Целесообразность существования ведомственных арбитражных комиссий, наряду с государственными арбитражными комиссиями, подвергалась критике многими хозяйственниками и работниками юстиции. Было внесено предложение о ликвидации ведомственных арбитражных комиссий. В декабре 1929 г. ЦИК и СНК СССР внесли постановление о ликвидации ведомственных и кооперативных арбитражных комиссий.

Таким образом, ведомственные арбитражные комиссии прекратили свое существование, а ранее рассматривавшиеся ими споры перешли на рассмотрение государственных арбитражных комиссий.

4 марта 1931г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление об упразднении государственных арбитражных комиссий, где прямо было указано, что арбитражные комиссии упраздняются «в целях укрепления единства судебной системы СССР, поднятия хозяйственной дисциплины и повышения ответственности хозяйственных органов за свою работу»13. Данное постановление определяло, что дела, ранее подлежавшие разрешению в арбитражных комиссиях, передаются на разрешение в общие судебные учреждения согласно законодательству союзных республик.

Однако вскоре после ликвидации арбитражных комиссий выяснилось, что судебные органы, загруженные многочисленными разнообразными гражданскими делами, не в состоянии с достаточной полнотой и объективностью учитывать при разрешении имущественных споров между хозяйственными органами их особенности 14.

3 мая 1931 г. было утверждено Положение о Государственном арбитраже, где

указывалось, что Государственный арбитраж учреждается «для разрешения имущественных споров между учреждениями и организациями обобществленного сектора в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета»15.

В Положении о Государственном арбитраже содержались лишь основные начала организации и деятельности по рассмотрению споров, а процессуальные вопросы почти не были затронуты. Поэтому 1 августа 1934 г. Государственным арбитражем при СНК СССР были изданы Правила рассмотрения и разрешения имущественных споров органами Госарбитража.

Наиболее интенсивное развитие хозрасчетных принципов и правового положения предприятия в целом наблюдается в 50-60 гг.16. Основные направления в развитии хозяйственного расчета в этот период характеризуются, с одной стороны, расширением имущественной и оперативно -хозяйственной самостоятельности производственных предприятий, а с другой — дальнейшим развитием договорных начал во взаимоотношениях между ними в распространении прямых договорных связей.

Период с 1959 г. по 80-е гг. связан с мероприятиями партии и правительства, проведенными в 1957 г. по дальнейшему совершенствованию организации управления промышленностью и строительством. Новый этап в развитии народного хозяйства вызвал существенное изменение задач и функций арбитража, что нашло прямое отражение в постановлении Совета Министров СССР от 23 июля 1959 г. «Об улучшении работы Государственного арбитража».

Правительство признало, что действующее Положение о Госарбитраже, изданное в 1931 г., устарело и не способствует надлежащему разрешению хозяйственных споров в современных условиях управления промышленностью и строительством. Стала очевидной необходимость перестроить и улучшить работу арбитража. Такой поворот и был осуществлен указанным постановлением Совета Министров СССР от 23 июля 1959 г., согласно которому Госарбитраж из органа, чья роль сводилась в основном к рассмотрению имущественных и преддоговорных споров между социалистическими организациями, превращается в орган, активно воздействующий на улучшение работы хозорганов, на выполнение плановых за-

даний, на укрепление хозрасчета и предотвращающий, таким образом, возникновение необоснованных арбитражных споров в дальнейшем.

Совет Министров СССР неоднократно обращался к вопросам работы арбитража. Так, 7 августа 1970 г. Советом Министров было принято постановление «О повышении роли органов государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве»17, 23 декабря 1970 г. — совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве»18.

Принципиальное и практически важное значение имеют постановление Совета Министров СССР от 17 января 1974 г. «О дальнейшем совершенствовании органов государственного арбитража» и соответствующая ему новая редакция Положения о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР19.. Целью этих нормативных актов является необходимость повышения роли органов Государственного арбитража в обеспечении правильного и единообразного применения законодательства при разрешении хозяйственных споров, усиления воздействия этих органов на предприятия, учреждения, организации в деле соблюдения государственной дисциплины, выполнения плановых заданий и договорных обязательств, а также повышения уровня руководства органами Государственного арбитража и строгого соблюдения законности в их деятельности.

Таким образом, государственные арбитражи автономных республик, краев, областей, городов находятся при исполкомах соответствующих Советов народных депутатов, а в оперативной работе подчиняются вышестоящим арбитражам; государственные арбитражи союзных республик при Советах Министров союзных республик подчиняются в оперативной деятельности Государственному арбитражу СССР.

Конституция СССР 1977 г. стимулировала, как известно, дальнейшую законодательную деятельность. Новые нормативные акты не были приняты в отрыве от предшествовавших, всесторонне учитывался накопленный опыт их применения.

Верховный Совет СССР 30 ноября 1979 г. принял Закон «О Государственном арбитраже в СССР». Постановлением Верховного Совета СССР Закон был введен в действие с 1 июля 1980 г.

Совет Министров СССР утвердил 5 июня 1980 г. Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами20. Одновременно было утверждено Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. Союзные республики утвердили Положение о соответствующих государственных арбитражах.

Таковы основные этапы развития правового регулирования организации и деятельности арбитража в СССР.

Система арбитражей была упразднена с 1 октября 1991 г. В п. 2 постановления Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» записано: «Упразднить с 1 октября 1991 г. на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и организациях»21.

Органы Государственного арбитража в отдельных областях России исполняли свои функции и сохраняли свои полномочия до избрания арбитражных судов в соответствии с Законом РСФСР «Об арбитражном суде», принятым 4 июля 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24 июня 1992 г.22

Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях административно-командной системы арбитражами, стало невозможным. Поэтому арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражно-процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере предпринимателям, приватизированным предприятиям, государственным предприятиям, другим организациям и учреждениям.

Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, первой части нового Гражданского кодекса РФ, вступившего в действие с 1 января 1995 г., другого законодательства, а также внутренние потребности дальнейшего совершенствования арбитражной судебной системы и ее функционирования вызвали потребность принятия нового Закона «Об арбитражных судах в

о> о о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О) О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о о

2

ф

d

л <

S I

н

о ф

со

Российской Федерации» и нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. №1543-1 «Об Арбитражном суде» (с изменениями от 24 июня 1992 г., 7 июля 1993 г.) были созданы арбитражные суды, которые и заменили действовавшею систему квазисудебных органов государственного арбитража. В последующем, в статье 127 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. было подтверждено, что арбитражные суды входят в судебную систему, являются государственными органами, осуществляющими судебную власть. В настоящее время деятельность арбитражных судов регулируется Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. № 1 - ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации»

(с изменениями от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г., 12 июля 2006 г., 29 ноября 2007 г.).

В заключение необходимо особо отметить, что в настоящее время в соответствии со статьей 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (с изменениями от 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта, 27 декабря 2005 г., 2 октября 2007 г.)23, правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

Литература и примечания

1. Ланге Н. Древние русские смесные или лобчие суды. — М., 1882. С.64.

2. Ерошкин Н.П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. — М., 1960, С.108.

3. СУ РСФСР. 1918. № 26. Ст. 420.

4. Следует отметить, что, несмотря на известные недостатки системы «главкизма», она сыграла определенную положительную роль в дальнейшем развитии хозяйственных отношений.

5. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т 44. С. 151.

6. Там же.

7. СУ РСФСР. 1923. № 84. Ст. 815.

8. Венедиктов А. В. Организация государственной промышленности СССР. Т. 2. 1961. С. 63-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. СЗ СССР. 1927. №39. Ст. 392.

10. Экономическая наука тех лет не имела единого подхода к оценке планирования и плановой системы в целом. По этому поводу Н. Л. Петраков отмечает: «Планирование, — писалось в некоторых работах 20— 30-х годов, — следует рассматривать как известного рода инженерное искусство, а не как науку в строгом смысле этого слова» (см: Петраков Н. Л. Некоторые аспекты дискуссии об экономических методах хозяйствования. — М., 1966. С. 10).

11. СЗ СССР. 1924. №24. Ст. 203.

12. Там же. 1926. №13. Ст. 90.

13. Там же. 1931. №14. Ст. 135.

14. Клейнман А. Ф. Арбитраж в СССР. — М., 1960. С. 25-30.

15. СЗ СССР. 1931. № 26. Ст. 203.

16. Подсчитано, что из 364 нормативных актов, содержащихся в сборнике «Законодательные акты по вопросам народного хозяйства СССР», 263 акта изданы за период с 1953 по 1 марта 1961 г. и лишь 101 акт — за период с 1925 по 1952 год (см. Мамутов В. К. Компетенция государственных органов в решении хозяйственных вопросов в промышленности. — М., 1964. С. 45-46.)

17. Там же. 1970. № 15. Ст. 122.

18. Там же. 1971. № 1. Ст. 1.

19. Там же. 1974. №4. Ст. 19.

20. Там же. 1980. № 16-17. Ст. 104.

21. ВВС РСФСР. 1991. № 30. Ст. 1013-1014.

22. Там же. Ст. 1017; № 34. Ст. 1965.

23. СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.