А. С. Машкова*
ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО АРБИТРАЖА
В СССР
Аннотация. Представленная статья посвящена особенностям правовой природы советского государственного арбитража. На основе изучения нормативных правовых актов, регулировавших деятельность Госарбитража, автор выделяет полномочия данного органа и задачи, стоявшие перед ним. По результатам исследования сделан вывод о сущности правовой природы госарбитража и его месте в системе государственных органов СССР.
Ключевые слова. Государственный арбитраж, правовая природа, подведомственность и подсудность споров, судебная функция госарбитража, управленческая функция госарбитража.
Деятельность советского государственного арбитража - особый период в истории развития отечественного экономического правосудия.
Госарбитраж был учреждён на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г.1 в целях разрешения экономических споров между государственными предприятиями, организациями и учреждениями, а впоследствии между указанными категориями юридических лиц и кооперативными организациями.
Государственный арбитраж состоял из органов при СНК СССР, СНК союзных республик и автономных республик (с 1946 при Совете министров СССР и Совминах республик), краевых и областных исполнительных комитетах, а также, в отдельных случаях, при исполкомах автономных областей и городов. Государственный арбитраж с 1974 г. являлся союзно-республиканским учреждением и напрямую подчинялся вышеперечисленным органам исполнительной власти. Подобная зависимость госарбитража от Правительства СССР, республиканских и местных исполнительных органов породила дискуссию о его сущности.
Целью данного исследования станет определение специфики правовой природы государственного арбитража.
Следует отметить, что существуют несколько точек зрения относительно правовой природы изучаемого органа. М. И. Клеандров выделил три позиции, обозначившиеся в юридической науке ещё в период существования госарбитража:
1. Государственный арбитраж - это орган государственного управления народным хозяйством;
2. Государственный арбитраж - это судебный орган2;
* Машкова Анна Сергеевна, магистрант юридического факультета Курского государственного университета, магистерская программа «Юрист в сфере экономического правосудия» a. s [email protected].
1 Постановление ЦИК и СНК СССР «Положение о государственном арбитраже» от 03. 05. 1931 г. URL: http://istmat.info/node/24293 (дата обращения: 17. 05. 2017).
2 Ильина Т.Н. говорит о формальном подходе к определению статуса государственного арбитража - законодательное закрепление в конституциях в главе о судебной власти. См.:
3. Государственный арбитраж имел двойственную природу и являлся как правоохранительным, так и управленческим органом1.
Андреева Е.С. выделила также и четвёртую точку зрения, согласно которой, Госарбитраж «занимал особое, самостоятельное место в системе государственных органов, обусловленное выполняемой им специфической функции защиты гражданских прав предприятий, учреждений и организаций»2.
Для того чтобы определить правовую природу данного органа, необходимо изучить его компетенцию.
Как уже было отмечено выше, государственный арбитраж был учреждён для разрешения экономических споров между государственными предприятиями, учреждениями и организациями. Статья № 2 «Положения о государственном арбитраже» от 3 мая 1931 г. поясняла, что «в порядке государственного арбитража разрешаются все споры по заключенным договорам и сделкам и другие имущественные споры между учреждениями,
"5
предприятиями и организациями обобществленного сектора» . То есть разрешению подлежали споры, вытекающие не только из договорных, но и из иных видов правоотношений, за исключением: споров между органами одного ведомства; споров по операциям Государственного банка, если он являлся одной из сторон; споров, вытекающих из договоров железнодорожной перевозки; споров по налогам и иным платежам, взыскиваемым в бесспорном порядке; споров по договорам о пользовании коммунальными услугами. Кроме того, разрешению не подлежали споры на сумму ниже 5 тыс. руб. (в госарбитраже при СНК СССР), на сумму ниже 3 тыс. руб. (в госарбитражах при республиканском СНК), на сумму ниже 1 тыс. руб. (в местных госарбитражах) (ст. 3 «Положения о государственном арбитраже» от 3 мая 1931 г.).
Госарбитраж при СНК СССР разрешал споры на сумму не ниже 25 тыс. руб. в тех случаях, если одной из сторон являлось учреждение, предприятие или организация общесоюзного значения и если в качестве сторон выступали предприятия, организации и учреждения разных союзных республик.
Органы госарбитража при СНК союзных республик создавались для разрешения споров на сумму не ниже 10 тыс. руб., если одной из сторон являлось предприятие, учреждение или организация республиканского значения, и споров между вышеуказанными субъектами экономики, расположенными в разных краях (областях) и автономных республиках. Кроме того, данные органы могли рассматривать дела между предприятиями,
подробнее: Ильина Т.Н. Организация верховного правосудия в РСФСР в 1920-е годы: поиск оптимальной модели // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2017. № 2 // http://ipp.kursksu.ru/pdf/019-006.pdf
1 Клеандров М. И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 68.
2 Андреева Е. С. Становление и развитие арбитражных судов в России в период с 1922 г. по 1993 г. (историко-правовой аспект): Дис. ... канд. юр. наук. М., 2002. С. 52.
Постановление ЦИК и СНК СССР от 03. 05. 1931 г. «Положение о государственном арбитраже» (с изменениями от 20. 05. 1931 г.). URL: http://istmat.info/node/24293 (дата обращения: 17. 05. 2017).
организациями и учреждениями общесоюзного значения, в том числе находившимися в разных республиках. Это было возможно лишь с дозволения государственного арбитража при СНК СССР и в случаях, если сумма спора не достигала 25 тыс. руб.
Органы госарбитража при краевых (областных) исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей разрешали имущественные споры между организациями, предприятиями и учреждениями отдельной области (края). В случаях, если сумма спора между предприятиями общесоюзного или республиканского значения не превышала 10 тыс. руб., данные споры также подлежали разрешению местными госарбитражами. Государственный арбитраж при СНК СССР или государственный арбитраж при СНК союзной республики могли поручить рассмотрение отдельного спора конкретному местному Госарбитражу.
Подсудность органов государственного арбитража была изменена в марте 1938 г.1 Государственный арбитраж при СНК СССР разрешал имущественные споры на сумму не ниже 50 тыс. руб., государственные арбитражи при республиканских СНК - споры на сумму не ниже 25 тыс. руб., а также споры между организациями общесоюзного значения или организациями различных союзных республик на сумму от 25 до 50 тыс. рублей. Споры на сумму ниже 25 тыс. руб. подлежали разрешению местными госарбитражами.
После вступления в силу в 1960 г. «Положения о государственном арбитраже при Совете министров СССР» предыдущее «Положение» от 3 мая 1931 г. утратило силу. На основе нового «Положения» были приняты республиканские нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов государственного арбитража. Вышеупомянутое «Положение» существенно расширило перечень задач, стоящих перед государственным арбитражем, в первую очередь, перед госарбитражем при Совмине СССР. Данный перечень включал в себя следующие важнейшие задачи:
- обеспечение законности при разрешении хозяйственных споров и охране имущественных прав предприятий, организаций и учреждений;
- укрепление и развитие сотрудничества между предприятиями, организациями и учреждениями по вопросам выполнения народнохозяйственного плана;
- борьба с проявлениями местничества и «узковедомственных тенденций»;
- активное воздействие на стороны в части исполнения ими законов, постановлений и распоряжений Совета министров СССР по вопросам хозяйственного строительства;
1 Постановление СНК СССР от 04. 03. 1938 г. «Об изменении подсудности органов государственного арбитража». URL: http://istmat.info/node/24294 (дата обращения: 18. 05. 2017).
Постановление Совета министров СССР от 17. 08. 1960 г. «Положение о государственном арбитраже при Совете министров СССР» // СПС «КонсультантПлюс».
- содействие в выполнении планов и заданий по поставкам продукции и других обязательств, а также в устранении обнаруженных недостатков в хозяйственной деятельности предприятий.
Согласно статье № 3 данного «Положения», государственный арбитраж при Совмине СССР разрешал споры между предприятиями, организациями и учреждениями общесоюзного подчинения или между организациями, предприятиями и учреждениями, находившимися в разных республиках. В первую очередь, речь идёт о спорах, возникавших при заключении договоров на сумму свыше 10 млн. руб.; споров, возникавших при заключении договоров на эксплуатацию подъездных путей необщего пользования при грузообороте свыше 100 вагонов в сутки; споров, возникавших при исполнении договоров и по другим основаниям при сумме иска выше 100 тыс. руб.; споров, принятых к производству по просьбе Советов министров союзных республик.
Государственный арбитраж при Совмине СССР мог перепоручать республиканским арбитражам разрешение следующих категорий споров, при условии, что стороны находятся в одной республике: - споры, возникающие при заключении договоров на сумму свыше 10 млн. руб.;
- споры, возникающие в ходе исполнения договоров и по иным основаниям при сумме иска свыше 100 тыс. рублей.
Госарбитражи упоминаются как органы, разрешающие разногласия между государственными и кооперативными предприятиями, учреждениями и организациями по вопросам заключения договоров и в статье № 34 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик»1, которые вступили в силу 1 мая 1962 г.
По-прежнему не подлежали рассмотрению споры между предприятиями, организациями и учреждениями, подчинёнными одному ведомству и споры по налогам и платежам (ст. 15 Положения от 17. 08. 1960 г.). Кроме того, в категорию споров, не подлежащих разрешению госарбитражем, были включены споры колхозов, как между собой, так и с другими организациями; споры по операциям банков, связанные с осуществлением ими функций финансового контроля за использованием предприятиями средств на капитальные вложения; споры, возникавшие при согласовании технических условий на изготовление продукции и гарантийных сроков службы поставляемой продукции; споры об установлении цен на поставляемую продукцию и споры об установлении тарифов на оказываемые услуги, в том случае, если цены и тарифы не устанавливались соглашением сторон.
Таким образом, «Положение о государственном арбитраже при Совете министров СССР» от 17 августа 1960 г. внесло существенные пояснения относительно компетенции органов государственного арбитража, в первую очередь, госарбитража при Совмине СССР.
Помимо этого, новое «Положение» закрепило за государственным арбитражем при Совете министров СССР и некоторые специфические
1 «Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» (утв. Верховным Советом СССР) // СПС «КонсультантПлюс».
функции, тесно связанные с управлением хозяйственной деятельностью предприятий, а не с разрешением экономических споров между ними.
На Госарбитраж были возложены обязанности по утверждению условий поставки отдельных видов продукции (товаров народного потребления, продукции производственно-технического назначения) и инструкций о порядке приёмки товаров по количеству и качеству; по предоставлению разъяснений предприятиям, организациям и учреждениям относительно применения законодательства о поставках товаров.
Важнейшей задачей Госарбитража являлось укрепление договорной и плановой дисциплины. Государственный арбитраж был обязан докладывать Совмину СССР обо всех серьёзных нарушениях в данной сфере.
Пояснения относительно компетенции органов государственного арбитража содержались и в постановлении «О повышении роли органов государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве» от 7 августа 1970 г.1 В частности, подчёркивалось, что государственному арбитражу неподведомственны споры на сумму менее 100 руб. Также пояснялось, что разграничение подведомственности споров между государственными арбитражами ... производится Советами Министров союзных республик». Была определена и подсудность дел. Экономические споры, связанные с заключением договоров, разрешались госарбитражем по месту нахождения предприятия-поставщика или подрядчика. Споры, вытекающие из исполнения договоров или иные споры, возникающие по другим основаниям, разрешались по месту нахождения ответчика (ст. 6. Постановления от 7 августа 1970 г.).
Таким образом, перечень нормативных правовых актов, определявших компетенцию органов государственного арбитража, постоянно расширялся, что говорит о необходимости совершенствования системы данных органов.
Вышеупомянутое «Положение» от 17 августа 1960 г. утратило силу после преобразования государственного арбитража в союзно-республиканский орган и утверждения нового «Положения о государственном арбитраже при Совете
Л
министров СССР» в 1974 г. Следует отметить, что «Положение» 1974 г. практически оставило без изменений компетенцию госарбитража и перечень стоящих перед ним задач по обеспечению плановой и договорной дисциплины. Были продублированы и некоторые положения постановления от 7 августа 1970 г. «О повышении роли органов государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве» относительно категорий споров, не подлежащих рассмотрению органами государственного арбитража. Напомним, что споры по операциям банков, связанным с осуществлением ими функций финансового контроля за использованием предприятиями, организациями и учреждениями средств на капитальные вложения не
1 Постановление Совета министров СССР № 646 от 07. 08. 1970 г. «О повышении роли органов государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве» // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Совета министров СССР от 17. 01. 1974 г. «Положение о государственном арбитраже при Совете министров СССР» // СПС «КонсультантПлюс».
разрешались государственным арбитражем. Однако исключение из этого правила составляли споры «об оплате стоимости поставленных по договору оборудования, машин и других материальных ценностей, относящихся к основным фондам» (ст. 9). А споры, возникающие при заключении договоров, не основанных на обязательном для обеих сторон плановом задании, не подлежали разрешению госарбитражем в тех случаях, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон.
В целом, все вышеуказанные «Положения о государственном арбитраже» дополняют и конкретизируют нормы друг друга по вопросам компетенции государственного арбитража. Они создают единую линию регулирования деятельности госарбитража.
Государственному арбитражу посвящена и статья № 163 Конституции СССР 1977 г., пояснявшая, что «разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции»1. Примечательно и то, что правосудие в СССР, согласно статье № 151 Конституции, осуществлялось только судом. Государственный арбитраж осуществлял экономической правосудие, и, соответственно, с юридической точки зрения считался подобием судебного органа. И тоже время, это никак не умаляло его специфических управленческих функций.
Закон «О государственном арбитраже СССР» , регулировавший деятельность госарбитража, также определял подведомственность и подсудность споров данному органу. К числу нововведений, закреплённых в данном акте и относящихся, по большему счёту, к концу 1980-х гг., следует отнести право госарбитража на разрешение споров между предприятиями СССР, совместными предприятиями, международными объединениями и организациями СССР и других государств-членов СЭВ, возникавших при заключении, изменении, расторжении и исполнении договоров или по иным основаниям; право на разрешение споров между государственными предприятиями и их вышестоящими органами о возмещении убытков, причиненных им в результате выполнения указаний данных органов, нарушивших права предприятий, и вследствие ненадлежащего осуществления вышестоящими органами своих обязанностей по отношению к предприятиям; право на рассмотрение заявлений государственных предприятий о признании недействительными полностью или частично затрагивающих права и охраняемые законом интересы этих предприятий актов их вышестоящих органов, не соответствующих компетенции указанных органов либо изданных с нарушением требований законодательства (ст. 9).
Как и любое судебное учреждение в СССР, государственный арбитраж разрешал споры, руководствуясь законами и другими нормативными правовым
конституция СССР (принята 07. 10. 1977 г.). URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm#ix (дата обращения: 19. 05. 2017).
Закон «О государственном арбитраже в СССР» от 30. 11. 1979 г. // СПС «КонсультантПлюс».
актами СССР и союзных республик, постановлениями и распоряжениями Совмина СССР и Советов министров союзных республик, а также государственными планами экономического и социального развития. Кроме того, госарбитраж учитывал судебную практику, в то время как суды общей юрисдикции руководствовались инструкциями, издаваемыми госарбитражем. «В арбитраже и суде имелась единая практика разрешения однородных по своему характеру имущественных споров между хозяйственными органами» -отмечала Е.С. Андреева1.
И, тем не менее, государственный арбитраж нельзя признать чисто судебным органом, так как он обладал специфическими управленческими функциями, необходимыми для укрепления договорной и плановой дисциплины в работе государственных предприятий, учреждений и организаций.
Ещё статья № 9 «Положения о государственном арбитраже» от 3 мая 1931 установила, что «о всех выявленных серьезных нарушениях договорной и плановой дисциплины и иных недочетах в деятельности учреждений, предприятий и организаций госарбитраж сообщает вышестоящим над ним органам»2. В данном случае речь идёт о СНК, в последующем информация подлежала передаче в Совет Министров СССР, а также в иные органы контроля за исполнением законодательства (рабоче-крестьянская инспекция, прокуратура). Госарбитраж в случаях документального установления нарушения договорной дисциплины имел право возбуждать дела по собственной инициативе (ст. 2 Положения от 03. 05. 1931 г.). По собственной инициативе государственный арбитраж мог также налагать на ответственных лиц штрафы в пределах месячного оклада в случаях обнаружения неправильного ведения бухгалтерского учёта или иных видов отчётности (ст. 9 Положения от 03. 05. 1931 г.).
Итак, госарбитраж в рамках разрешения хозяйственных споров между предприятиями обладал полномочиями внешнего, пусть и ограниченного, контроля за деятельностью предприятий, который выражался в проверках отчётности, выявлении недостатков и их ликвидации. Даже в квартальных и годовых статистических отчётах местных государственных арбитражей, в том числе и Курского госарбитража, «борьба с недостатками в деятельности хозорганизаций» как одно из направлений работы органа не оставалось без внимания.
Тем не менее, в первые десятилетия существования госарбитража его деятельность сводилась лишь к разрешению преддоговорных и имущественных споров между предприятиями и учреждениями, а качество его работы оставалось низким. Стоит согласиться с выводом А.Н. Гурьевой о том, что «в
1 Андреева Е. С. Становление и развитие арбитражных судов в России в период с 1922 г. по 1993 г. (историко-правовой аспект): Дис. ... канд. юр. наук. М., 2002. С. 49.
2 Постановление ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. «Положение о государственном арбитраже». URL: http://istmat.info/node/24293 (дата обращения: 20.05.2017).
3 Государственный архив Курской области (далее - ГАКО). Ф. Р-13. Оп. 1. Д. 16. Л. 55.
первой половине 1950-х гг. Госарбитраж ... не мог должным образом влиять на регулирование хозяйственных отношений»1.
Ситуация существенно изменилась в конце 1950-х - середине 1960-х гг. Экономические реформы повлекли за собой ошибки и несоответствия в реализации планов, а расширение хозяйственной самостоятельности предприятий привело к увеличению споров между ними. Так как госарбитраж был вынужден рассматривать дела, прежде ему неподведомственные, он нуждался в расширении своих полномочий. Напомним, что по новому «Положению о государственном арбитраже при Совете Министров СССР» от 17 августа 1960 г. важнейшими задачами вышеуказанного органа являлись: «активное воздействие при разрешении хозяйственных споров на предприятия, организации и учреждения в деле исполнения ими законов . по вопросам хозяйственного строительства, с применением имущественных санкций на невыполнение планов и заданий по поставкам продукции . и за другие нарушения государственной дисциплины и договорных обязательств»2. Какие же приёмы использовал госарбитраж для выполнения поставленных задач?
Во-первых, он имел право признать недействительными (частично или полностью) договоры, заключённые между предприятиями, в том случае, если они противоречили законам или государственным планам (п. «в» ст. 5 Положения от 17. 08. 1960 г.);
Во-вторых, госарбитраж докладывал Совету Министров СССР о «наиболее серьезных нарушениях государственной дисциплины, законодательства о качестве и комплектности выпускаемой продукции, а также о фактах проявления местничества и о других нарушениях социалистической законности в хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений»;
В-третьих, за государственным арбитражем сохранялось право возбуждать по собственной инициативе дела в случае получения сведений о нарушениях предприятием планово-договорной дисциплины и требований хозяйственного расчета. Он также взыскивал с правонарушителей неустойки и штрафы.
На основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что полномочия государственного арбитража в сфере надзора за хозяйственной деятельностью предприятий в 1960-е гг. были расширены.
Государственный арбитраж осуществлял свои полномочия посредством применения следующих методов воздействия, которые упоминались в статистических отчётах о деятельности изучаемого нами органа в данный
3
период :
1 Гурьева А. Н. К вопросу о совершенствовании организационно-правовой формы и качества работы органов государственного арбитража в 1950 - 1955 гг. // Общество и право. 2010. № 2 (29). С. 35.
2 Постановление Совета министров СССР от 17. 08. 1960 г. «Положение о государственном арбитраже при Совете министров СССР» // СПС «КонсультантПлюс».
3 ГАКО. Ф. Р-13. Оп. 1. Д. 307. Л. 154 - 155.
- обобщения споров по одному предприятию и внесения предписаний об исправлении нарушений;
-рассмотрение вопросов привлечения к ответственности лиц, виновных в невыполнении планов перевозок, в поставке некачественной продукции или же в недопоставке товара, в нарушении порядка расчётов.
Кроме того, государственный арбитраж при Совмине СССР, как уже отмечалось раннее, утверждал инструкции и условия поставки и приёмки товаров (например: «Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству»1), давал разъяснения предприятиям, учреждениями и организациям по применению Положений о поставках. Совместно с Верховным судом СССР и прокуратурой государственный арбитраж принимал инструкции о порядке предъявления претензии к поставщику (или грузоотправителю), об ответственности отправителя за риск гибели в пути товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, об изменении цены по строительным договорам при оспаривании правильности производственных смет, об изменении твердых цен на строительные работы и прочее.
Большое внимание Госарбитраж уделял не только выполнению планов и вопросам качества товаров, но и экономическому стимулированию работников и вопросам содействия заключению долгосрочных договоров между предприятиями, производившими товары народного потребления, то есть в ведении изучаемого органа фактически находилась вся договорная сфера деятельности предприятий.
В данный период, по мнению Д.В. Воронина, «по степени влияния на состояние дел в экономике (в плане регулирующего воздействия) госарбитраж шёл сразу за партийными органами, министерствами и ведомствами»2, что отражает важность и необходимость надзорной деятельности этого органа.
В дальнейшем, вплоть до ликвидации госарбитража в конце 1991 г., управленческая функция продолжала играть одну из ведущих ролей в его работе. Контролю за соблюдением договорной дисциплины в народном хозяйстве и предупреждению нарушений законности в этой сфере посвящена
"5
пятая глава Закона «О Государственном арбитраже» 1979 г. В целях контроля за соблюдением договорной дисциплины (вопросы заключения и исполнения договоров) на предприятиях государственный арбитраж проводил проверки и составлял предписания по исправлению нарушений (ст. 22. 1.) Например, Курским госарбитражем за 1980 г. было направлено 165 подобных сообщений по вопросам «грубого нарушения дисциплины поставок, о не сохранности
1 «Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (утв. Постановлением госарбитража при Совмине СССР от 25.04.1966 № П-7). URL: // СПС «КонсультантПлюс».
2 Воронин Д. В. Органы государственного арбитража в период экономических реформ и контрреформ 1960-х гг. // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2014. № 4 (36). С. 128.
Закон «О государственном арбитраже в СССР» от 30. 11. 1979 г. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21. 05. 2017).
социалистической собственности, о нарушениях договоров подряда на капитальное строительство»1. Примечательно и то, что данные предписания были обязательны к исполнению в 10-дневный (в отдельных случаях месячный) срок, а результаты направлялись в соответствующий госарбитраж.
В целом, «Государственный арбитраж СССР и государственные арбитражи союзных республик совместно с министерствами, государственными комитетами и ведомствами, осуществляющими функции межотраслевого управления, разрабатывают и издают указания по вопросам организации работы по заключению хозяйственных договоров»2.
Принципиально важной задачей являлась координация данного рода деятельности с иными правоохранительными и контролирующими органами, в том числе с прокуратурой, органами внутренних дел. К примеру: Курский госарбитраж по вопросам выполнения договорной копании в конце 1980-х -начале 1990-х гг. сотрудничал с Советами народных депутатов, с Главным планово-экономическим управлением и с Курскглавснабом3.
Важным направлением работы органов государственного арбитража в указанный период являлся контроль за деятельностью министерств, государственных комитетов и ведомств, а также других органов, разрешающих экономические споры, и их инструктирование (ст. 27. Закона «О государственном арбитраже» от 30. 11. 1979 г.).
Итак, осуществление управленческой функции государственного арбитража за экономической деятельностью предприятий являлось одним из важнейших направлений работы данного органа и выражалась в контроле за заключением и исполнением договоров, соблюдении законности в процессе производства, надлежащим исполнением планов. Необходимость выполнения данной функции было законодательно закреплено ещё в 1931 г. при учреждении госарбитража, но на практике внимание её реализации стало уделяться только в конце 1950-х - середине 1960-х гг.
Следует отметить, что органы государственного арбитража тесно контактировали с исполнительными органами власти и находились под их непосредственным надзором, что обусловило специфический правовой статус арбитров. К примеру, главному арбитру госарбитража при Совмине СССР было предоставлено право совещательного голоса на заседаниях данного органа. Помимо этого, решения наиболее важным спорам принимались после согласования с народными комиссарами (впоследствии - министрами), их заместителями и начальниками главных управлений.
Снижение роли управленческой функции в деятельности государственного арбитража наблюдается только в конце 1980-х - начале 1990-х гг. в ходе преобразования госарбитража СССР в Высший арбитражный суд,
1 ГАКО. Ф. Р-13. Оп. 1. Д. 455. Л. 15.
Закон «О государственном арбитраже в СССР» от 30. 11. 1979 г. // СПС «КонсультантПлюс».
3 ГАКО. Ф. Р-13. Оп. 1. Д. 601. Л. 47.
что было связано с частичным внедрением рыночных элементов в экономику СССР.
На основании вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что государственный арбитраж был призван выполнять две функции: судебную и управленческую. Таким образом, правовая природа Госарбитража была двойственной. «Задачи и природа арбитража в СССР непосредственно вытекали из следующих составляющих: экономической основы СССР, социальной системы хозяйствования и социалистической собственности на орудия и средства производства, а так же из того, что хозяйственная жизнь в СССР определялась и направлялась государственным народно-хозяйственным планом» - подчёркивала Е.С. Андреева1. Необходимость существования государственного арбитража именно в таком виде обусловлена реалиями времени и вытекала из сущности споров, подлежащих разрешению в данном органе. Экономические отношения между государственными предприятиями, учреждениями и организациями ввиду своей особой важности подлежали контролю со стороны органов исполнительной власти, а также органов статистики и учёта. Однако данные органы не смогли бы охватить весь спектр споров, не справились бы с ним и суды общей юрисдикции, а, значит, принципиально важным стало учреждение специального органа для разрешения экономических споров между юридическими лицами. Создание системы учреждений для разрешения вышеуказанной категории споров было обусловлено потребностью в быстром, но при этом обоснованном вынесении решений, а для этого были необходимы особая организация судебного процесса и специфические полномочия по выявлению нарушений в деятельности предприятий. Обе составляющие правовой природы государственного арбитража находились в тесной взаимосвязи на протяжении практически всего периода существования данного органа. И только на завершающем этапе своего развития, в начале 1990-х гг., госарбитраж был преобразован в чисто судебное учреждение.
Итак, двойственная природа государственного арбитража вытекала из задач повышения договорной и плановой дисциплины в работе предприятий, организаций и учреждений, которое осуществлялось путём разрешения экономических споров, инструктирования сторон по вопросам заключения договоров и проверок отчётности.
Библиографический список
1. Андреева Е. С. Становление и развитие арбитражных судов в России в период с 1922 г. по 1993 г. (историко-правовой аспект): Дис. ... канд. юр. наук. М., 2002. - 197 с.
2. Воронин Д. В. Органы государственного арбитража в период экономических реформ и контрреформ 1960-х гг. // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2014. № 4 (36). С. 122 - 128.
1 Андреева Е. С. Становление и развитие арбитражных судов в России в период с 1922 г. по 1993 г. (историко-правовой аспект): Дис. ... канд. юр. наук. М., 2002. С. 53.
3. Гурьева А. Н. К вопросу о совершенствовании организационно-правовой формы и качества работы органов государственного арбитража в 1950 - 1955 гг. // Общество и право. 2010. № 2 (29). С. 32 - 35.
4. Ильина Т.Н. Организация верховного правосудия в РСФСР в 1920-е годы: поиск оптимальной модели // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2017. № 2 // http://ipp.kursksu.ru/pdf/019-006.pdf
5. Клеандров М. И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. М.: Волтерс Клувер, 2007. - 600 с.