А. С. Машкова*
СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРБИТРАЖАХ
(1931 - 1991 гг.)
Аннотация. Представленная статья посвящена организации судебного процесса в органах государственного арбитража СССР. На основе изучения нормативных правовых актов, установивших порядок разрешения споров госарбитражем, автор выделяет категории споров, подведомственные и подсудные государственному арбитражу. В статье выделены особенности судебного процесса в органах госарбитража разных уровней.
Ключевые слова: Государственный арбитраж, судебный процесс, исковое заявление, порядок разрешения споров, обжалование решений.
Государственные арбитражи, образованные 3 мая 1931 г. при СНК СССР, СНК союзных республик и автономных республик (с 1946 при Совете министров СССР и Совминах республик), краевых и областных исполнительных комитетах, а также, в отдельных случаях, при исполкомах автономных областей и городов., являлись органами по разрешению экономических споров между государственными предприятиями, организациями и учреждениями. Кроме того, они были наделены специфическими управленческими и контролирующими функциями. Деятельность госарбитражей можно разделить на два направления: судебное и административное.
Следует отметить, что деятельность органов государственного арбитража, как на союзном, так и на республиканском и местном уровнях, находится в сфере интересов, преимущественно, историков, которые практически не акцентируют внимание на процессуальных особенностях отправления данными органами экономического правосудия. Именно поэтому целью данной работы является изучение организации судебного процесса в государственных арбитражах СССР.
Согласно «Положениям о государственном арбитраже» разных лет, основными задачами госарбитража являлись:
- обеспечение охраны имущественных прав и интересов сторон при разрешении споров;
- повышение договорной дисциплины и развитие сотрудничества между предприятиями, организациями и учреждениями в ходе выполнения хозяйственного плана;
- содействие в выполнении хозяйственных планов и заданий по поставкам продукции.
* Машкова Анна Сергеевна, магистрант кафедры финансового и предпринимательского права юридического факультета Курского государственного университета, E-mail: a. s. mashkova41(a yandex. ru
96
Для выполнения поставленных задач государственный арбитраж при Совмине СССР утверждал Особые условия поставки отдельных видов продукции производственно-технического назначения и Особые условия поставки отдельных видов товаров народного потребления, издавал инструкции о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству, а также давал предприятиям разъяснения по вопросам их применения. Важным направлением деятельности органов государственного арбитража являлась борьба с недостатками в деятельности хозорганов1. Помимо этого, в компетенцию Госарбитража входило осуществление правовой пропаганды на предприятиях, а также в печати. К примеру, госарбитры государственного арбитража при Курском облисполкоме печатались в бюллетене обкома КПСС «Законность и правопорядок»2.
Следует выделить две ведущие категории споров, рассматриваемых государственными арбитражами, это имущественные (договорные) и преддоговорные споры. К категории договорных относились споры по нарушению «договорных сроков и количеств»3, споры, связанные с качеством и комплектностью товаров, споры, связанные с количественными недостачами продукции, споры, вытекающие из договоров перевозки, споры, вытекающие из договоров подряда, споры, связанные с расчётами. К делам, связанным с нарушением договорных сроков и количеств, относились споры по недопоставкам на общесоюзные и иные нужды производственных товаров, промышленных товаров народного потребления, продукции производственно-технического назначения. К делам, вытекающим из договоров поставки, относились споры, связанные с недостачей грузов и с их порчей и повреждением. К отдельным категориям споров в отчётах о работе государственного арбитража4, относились и те дела, предметом которых являлись безнарядный отпуск продукции и невозврат тары, которые предусматривали взыскание штрафа. Вышеуказанные категории споров оставались ведущими на протяжении всего периода существования органов государственного арбитража5.
Первоначально правила разрешения споров государственными арбитражами были установлены в «Положении о государственном арбитраже» от 3 мая 1931 г.6 Госарбитраж в процессе своей деятельности руководствовался законами и распоряжениями органов власти, как центральных, так и местных. Важной особенностью являлось и то, что
1 Государственный архив Курской области. Ф.Р-13. Оп.1. Д.16. Л. 55 об.
2 ГАКО. Ф.Р-13. Оп.1. Д. 601. Л.29.
3 ГАКО. Ф.Р-13. Оп.1. Д. 198. Л. 27 - 27 об.
4 ГАКО. Ф. Р-13. Оп.1. Д. 152. Л. 168 - 168 об.
5 ГАКО. Ф.Р-13. Оп.1. Д. 455. Л. 1; Д. 525. Л. 24.
6 Постановление ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. «Положение о государственном арбитраже» // СЗ СССР. 1931. №26. Ст. 23, №31. Ст. 239, №33. Ст. 280.
97
государственный арбитраж действовал не только на основе текущего законодательства, но и с позиций хозяйственной целесообразности.
Согласно вышеуказанному «Положению», дела рассматривались арбитром, который назначался главным арбитром, и ответственными представителями сторон. В качестве ответственных представителей могли выступать руководители учреждений, предприятий и организаций, их заместители или члены правления. От каждой стороны на заседаниях мог присутствовать только один представитель. Кроме того, по сложным делам допускалось введение в состав арбитража ещё двух арбитров. Дело могло быть рассмотрено и без участия стороны (сторон) (ст. 6 «Положения» от 03.05. 1931 г.). За государственным арбитражем было закреплено право требовать от сторон представления необходимых документов и сведений и материалов, вызывать должностных лиц для объяснений, а также назначать экспертизу (п. 7 «Положения» от 03.05. 1931 г.). По всем делам, разрешаемым в государственном арбитраже, взыскивалась единая, независимая от цены иска, государственная пошлина (ст. 13 «Положения» от 03.05. 1931 г.). Решения Госарбитража были окончательными и не подлежали обжалованию. Исполнительные органы власти, осуществлявшие надзор за деятельностью государственного арбитража, наделялись правом отмены и изменения выносимых решений. Главный арбитр в течение месяца с момента вынесения решения мог приостановить его исполнение и передать дело на новое рассмотрение. Их исполнение осуществлялось самими сторонами. Допускалось и принудительное исполнение решений. В статье 11 вышеуказанного «Положения» отмечалось, что «должностные лица, не выполнившие решения, привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности»1.
Порядок рассмотрения споров государственным арбитражем при Совете министров СССР устанавливался отдельными положениями2. Государственный арбитраж при Совмине СССР разрабатывал «Правила3 рассмотрения споров республиканскими и местными арбитражами». Производство в госарбитраже при Совмине СССР возбуждалось на основании искового заявления предприятия, учреждения или организации. В
1 Постановление ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. «Положение о государственном арбитраже» // СЗ СССР. 1931. №26. Ст. 23, №31. Ст. 239, №33. Ст. 280.
2 Постановление Совета министров СССР от 17 августа 1960 г. № 892 «Положение о государственном арбитраже при Совете министров СССР» // СП СССР. 1960. № 15. Ст. 127; Постановление Совета министров СССР от 17 января 1974 г. № 60 «Положение о государственном арбитраже при Совете министров СССР» // СП СССР. 1974. № 4. Ст. 19.
3 Постановление государственного арбитража при Совете министров СССР от 1 июля 1963 г. № П-4 «Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами»; Постановление государственного арбитража при Совете министров СССР от 30 декабря 1976 г. № 136 «Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами». URL: http ://lawru. info/dok/1976/12/30/n1187058. htm (дата обращения: 12.04.2018).
статье 7 «Положения» от 17 августа 1960 г. подчёркивалась необходимость досудебного порядка урегулирования споров. Если истец не представлял доказательства принятия мер по урегулированию спора непосредственно с ответчиком, исковое заявление возвращалось истцу. Государственному арбитражу при Совете Министров СССР, как и другим госарбитражам, предоставлялось право вызывать должностных лиц предприятий-сторон и вышестоящих по отношению к ним органов, а также предприятий, организаций и учреждений, не являющихся сторонами по делу, но объяснения представителей которых были необходимы для разрешения спора, и право проверять непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях материалы и обстоятельства рассматриваемого дела.
Ответчик или соответчики были обязаны после получения копии искового заявления выслать отзыв на иск (ст. 10 «Положения» от 17.08.1960 г.).
Допускалось рассмотрение дела в отсутствии представителя ответчика в том случае, если имеющихся сведений и материалов было достаточно для принятия решения. А вот неявка представителя истца без уважительных причин влекла за собой прекращение производства по делу, то есть присутствие представителя истца на заседаниях признавалось обязательным (ст. 10 «Положения» от 17.08. 1960 г.). В последующем Госарбитраж мог признать явку представителей сторон на заседание необязательным не только по ходатайству сторон, но и по собственной инициативе, если материалы дела позволяли разрешить спор без присутствия сторон (ст. 14 «Положения» от 17.01. 1974 г.). В случае необходимости отдельные споры рассматривались непосредственно на предприятиях, которые являлись сторонами по делу (ст. 16 «Положения» от 17.01. 1974 г.).
Предусматривалось и мировое соглашение сторон, заносившееся в протокол и имевшее силу решения. Согласно статье 17 Положения от 17.01. 1974 г., заключение мирового соглашения являлось приоритетным итогом разбирательства по делу, чему способствовал государственный арбитр. Если соглашение сторон не соответствовало закону, материалам дела, если стороны не пришли к консенсусу, а также, если дело рассматривалось без их участия, решение принималось государственным арбитром (при участии нескольких арбитров - большинством голосов). Решение объявлялось непосредственно в заседании или его принятие могло быть отложено на срок до трёх дней (ст. 18 «Положения» от 17.01.1974 г.).
Договорные споры рассматривались государственными арбитражами в срок, не превышающий 15 дней, если только стороны (сторона) не находились в районах Крайнего Севера. Для последнего случая срок рассмотрения спора составлял один месяц (ст. 56 «Правил» от 30. 12. 1976 г.). Госарбитраж СССР при вынесении решения по делу был полномочен уменьшать размер подлежащей взысканию неустойки (штрафа, пени), взыскивать со стороны, грубо нарушившей условия договора, неустойку
(штраф, пеню) в повышенном (до 50 процентов) размере, взыскивать со сторон, допустивших нарушения установленных сроков предъявления и рассмотрения претензий, 2 процента суммы иска, но не менее 10 рублей и не свыше 1000 рублей. Все вышеперечисленные взыскания обращались в пользу союзного бюджета. Решения государственного арбитража при Совете Министров СССР не подлежали обжалованию и приводились в исполнение самими сторонами. Однако Госарбитраж мог предоставить заинтересованной стороне приказ на принудительное исполнение в тех случаях, когда банком не были получены поручения на перечисление подлежащих взысканию сумм и когда решение по иску без цены не было исполнено в установленный срок. Государственный арбитраж при Совмине СССР обладал полномочиями по взысканию со стороны, не исполнившей решение в срок, штрафа в размере до одного процента с неуплаченной суммы (по искам без цены - до 1000 рублей). Подобный приказ мог быть выдан и одновременно с самим решением (при необходимости его немедленного исполнения) (ст. 12 «Положения» от 17.08. 1960 г.), приводился в исполнение через банк, финансовые органы или судебных исполнителей. В Положении от 17 января 1974 г. пояснялось, что через банк приводились в исполнение только приказы на взыскание денежных сумм. В остальных случаях обязанности по исполнению приказов возлагались на судебных приставов. Срок предъявления приказов к исполнению составлял шесть месяцев со дня окончания срока, установленного госарбитражем для добровольного исполнения решения. В последующем срок предъявления приказа сократился до трёх месяцев (с момента вынесения решения или окончания срока установленного государственным арбитражем при отсрочке или рассрочке исполнения) (ст. 19 «Положения» от 17.01.1974 г.).
В полномочия главного арбитра и его заместителей входила проверка (как по заявлению заинтересованных предприятий и организаций, так и по собственной инициативе) правильности решений, принятых государственным арбитражем при Совмине СССР и республиканскими госарбитражами (если цена иска превышала 500 р.). Вышеуказанные заявления подавались в течение месяца со дня вынесения решения (ст. 24 «Положения» от 17.01.1974 г.). Главный арбитр и его заместители могли изменить или отменить решение, принять иное решение, передать дело на новое рассмотрение, отказать в пересмотре решения и приостановить исполнение решения (ст. 18 «Положения» от 17.08. 1960 г.). Пересмотр указанных решений в случае необходимости производился с вызовом представителей сторон в судебное заседание. Таким образом, решения, вынесенные государственным арбитражем, могли быть пересмотрены в порядке надзора.
На основании вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что «Положение» от 17 января 1974 г. дополняет отдельные статьи предыдущего «Положения о государственном арбитраже», но существенно их не изменяет.
Закон «О государственном арбитраже»1 также не внёс существенных изменений в порядок разрешения экономических споров между организациями, предприятиями и учреждениями, однако по отдельным пунктам дополнил статьи Положения от 17 января 1974 г. К примеру, в статье 12 Закона пояснялось, что «возбуждение дел по заявлению прокурора производится независимо от соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка непосредственного (досудебного - прим. авт.) урегулирования спора». Особое внимание заслуживает статья 16 Закона, посвящённая участию общественности в рассмотрении дела. Допускалось привлечение представителей общественных организаций и трудовых коллективов предприятий, являющихся стороной по делу, и их мнение учитывалось при разрешении спора. Наиболее полно процессуальные аспекты деятельности государственного арбитража СССР изложены в «Правилах рассмотрения хозяйственных споров»2. Данные «Правила» конкретизировали положения, изложенные в Законе. В статье 1 «Правил» указывалось, что «порядок рассмотрения споров государственными арбитражами определяется Законом СССР "О государственном арбитраже в СССР", настоящими Правилами, иными актами законодательства Союза ССР. Настоящие "Правила" имеют целью обеспечение разрешения споров государственными арбитражами в точном соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик». Органы государственного арбитража разрешали споры на основании законов и других союзных и республиканских законодательных актов, постановлений и распоряжений Совета министров СССР и Совминов союзных республик, а также действовали в соответствии с государственными планами экономического и социального развития. Местные госарбитражи осуществляли свою деятельность, руководствуясь инструктивными указаниями государственного арбитража СССР и государственного арбитража союзной республики по вопросам применения законодательства при разрешении споров и их досудебном урегулировании. Как уже было упомянуто выше, госарбитраж возбуждал дело либо на основании искового заявления заинтересованных предприятий и организаций, по заявлениям прокуроров, действовавших в защиту публичных интересов. Кроме того, государственный арбитраж мог возбудить дело по собственной инициативе или на основании заявления министерства или ведомства, отстаивавших интересы подчинённых им предприятий. Форма и содержание искового заявления были определены в статье 55 «Правил». В исковом заявлении должны быть указаны:
1 Закон СССР «О государственном арбитраже» (утв. Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г.) // Ведомости ВС СССР. 1979. № 49. Ст. 844.
2 Постановление Совета министров СССР от 5 июня 1980 г. № 440 «Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами» // СП СССР. 1980. № 16-1. Ст. 104.
наименование органа государственного арбитража; дата подписания и номер заявления; наименование и подчиненность сторон, структурных единиц объединений, почтовые адреса, наименования кредитных учреждений, в которых находятся счета предприятий или организаций, номера данных счетов; цена иска; предмет и основание иска; доказательства, подтверждающие изложенные в заявлении обстоятельства; расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы; сведения о принятии заявителем мер к выполнению обязанностей по досудебному урегулированию спора; перечень прилагаемых к заявлению документов (в том числе копии претензии и ответа на неё, почтовая квитанция, опись письма или выписка из реестра почтовых отправлений, подтверждающие направление ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов, квитанции по уплате государственной пошлины). Исковое заявление подписывалось руководителем предприятия или его заместителем, руководителем вышестоящего органа. Допускалось соединение исковых требований на сумму до 100 р. в одном заявлении в том случае, если когда они связаны между собой «по основаниям возникновения или представленным доказательствам» (ст. 58 «Правил»). Допускалась подача встречного иска, связанного с первоначальным (ст. 60 «Правил»). Отзыв на исковое заявление направлялся ответчиком в течение пяти дней с момента получения копии заявления в соответствующий госарбитраж, истцу, другим ответчикам и прокурору. Отзыв подписывался руководителем предприятия, его заместителем, их вышестоящего органа, он направлялся заказным письмом или вручается под расписку (ст. 59 «Правил»).
Государственный арбитраж возбуждал дела по собственной инициативе при наличии информации о нарушениях законности и государственной плановой, а также договорной дисциплины. О возбуждении дела госарбитражем по собственной инициативе выносилось определение, в котором излагалась сущность предполагаемого нарушения.
Споры рассматривались в течение одного месяца со дня получения искового заявления или возбуждения дела по инициативе государственного арбитража, за исключением случаев, когда стороны (одна из сторон) находились в районе Крайнего Севера. В таких случаях спор рассматривался в течение двух месяцев. Допускались отложение рассмотрения дела и приостановление производства.
Особое внимание следует уделить статьям «Правил», посвящённым доказательствам и доказыванию. Обязанность по доказыванию, согласно статье 29 Правил, возлагалась на стороны. Не нуждались в доказывании обстоятельства, признанные общеизвестными, факты, установленные решением госарбитража для споров с участием тех же сторон, факты, имевшие преюдициальное значение (ст. 31 «Правил»). Допускались истребование доказательств государственным арбитражем по ходатайству стороны, а также осмотр и исследование доказательств как письменных, так
и вещественных, непосредственно в месте их нахождения (ст. 34 - 35). Никакие доказательства не имели для госарбитража заранее установленной силы.
Решения государственного арбитража выносились в том случае, когда спор был разрешён по существу, и состояли из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. В иных случаях выносилось определение государственного арбитража (ст. 80, ст. 83 «Правил»).
Помимо этого, в «Правилах» содержались требования к оформлению заявления о пересмотре дела в порядке надзора. Заявление о пересмотре решения подписывалось руководителем организации, его заместителем или руководителем вышестоящего органа, руководителем министерства, комитета или ведомства (для ходатайств о пересмотре решения) и подавалось главному государственному арбитру арбитража, принявшего решение или же главному государственному арбитру вышестоящего арбитража через принявший решение госарбитраж (ст. 89 - 90 «Правил»). Подобное заявление может быть подано в течение одного месяца с момента принятия решения. Само решение пересматривалось в течение одного месяца со дня поступления соответствующего заявления. Предусматривался также пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам, который осуществлялся Госарбитражем, принявшим решение. Заявление о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам подавалось в течение трех месяцев после выявления обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра (ст. 104 «Правил»).
Новое «Положение о государственном арбитраже»1, утверждённое 16 апреля 1988 г., не внесло изменений в порядок организации судебного процесса органах госарбитража, сохранив, таким образом, действие «Правил».
Итак, на основании изучения «Положений о государственном арбитраже», утверждённых в разные годы, Закона «О государственном арбитраже СССР» и «Правил рассмотрения хозяйственных споров», конкретизировавших статьи Закона, можно сделать следующие выводы об организации судебного процесса:
1.Производство в госарбитраже возбуждалось на основании искового заявления предприятия, учреждения или организации, их вышестоящего органа или, что особенно важно, по собственной инициативе госарбитража и основывалось на принципе состязательности сторон. Принципиально новым являлось введение претензионного порядка урегулирования споров, присутствующего и в современном арбитражном процессе. Приоритетным считалось заключение мирового соглашения, то есть госарбитр должен был содействовать примирению сторон и только в тех случаях, когда они не
1 Постановление Совета министров СССР от 16 апреля 1988 г. № 490 «Положение о государственном арбитраже СССР» // СПП СССР. 1988. №19 - 20. Ст. 59.
103
приходили к соглашению, выносил решение. Пересмотр решений государственного арбитража допускался только в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Допускалось как добровольное, так и принудительное исполнение решений.
2.Одним из важнейших направлений деятельности органов Госарбитража, наряду с осуществлением административных функций, являлось разрешение имущественных и преддоговорных споров между государственными предприятиями, организациями и учреждениями. Судебный процесс базировался на принципе состязательности сторон, на которые возлагалась обязанность по доказыванию обстоятельств дела.
З.На протяжении всего периода существования изучаемого органа правила рассмотрения споров, передаваемых в госарбитраж, оставались практически неизменными.