Научная статья на тему 'Реформирование арбитражного судопроизводства'

Реформирование арбитражного судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
551
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный формат
Область наук
Ключевые слова
NORMATIVE-LEGAL ACT / ARBITRATION COURT / JUDICIAL PRACTICE / ARBITRATION PROCEEDINGS / ARBITRATION PROCESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пугачев С.М., Шумова К.А.

В статья рассматриваются вопросы реформирования арбитражного судебного процесса с 1832 года по настоящее время, анализируются нормативные акты утратившие силу, действующая редакция АПК РФ и изменения, которые успешно приняты с 01 октября 2019 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of reforming the arbitration court process from 1832 to the present time, analyzes the regulations that have become invalid, the current version of the APK of the Russian Federation and the changes that have been successfully adopted since October 01, 2019.

Текст научной работы на тему «Реформирование арбитражного судопроизводства»

УДК 347.97

Пугачев С. М.студент 2 курс, Юридический институт ФГБОУВС «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ), Россия, г. Владимир Шумова К. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданское право и процесс», Юридический институт ФГБОУВС «Владимирский

государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ), Россия, г. Владимир

РЕФОРМИРОВАНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Аннотация: В статья рассматриваются вопросы реформирования арбитражного судебного процесса с 1832 года по настоящее время, анализируются нормативные акты утратившие силу, действующая редакция АПК РФ и изменения, которые успешно приняты с 01 октября 2019 года.

Ключевые слова: нормативно-правовой акт, арбитражный суд, судебная практика, арбитражное судопроизводство, арбитражный процесс.

Abstract: The article deals with the issues of reforming the arbitration court process from 1832 to the present time, analyzes the regulations that have become invalid, the current version of the APK of the Russian Federation and the changes that have been successfully adopted since October 01, 2019.

Keywords: normative-legal act, arbitration court, judicial practice, arbitration proceedings, arbitration process.

С возникновением государства и права появилась необходимость в создании органов, контролирующих выполнение правовых предписаний и разрешающих споры. Активное развитие коммерческой деятельности и арбитражной отрасли права сформировала потребность государства в создании органов по рассмотрению экономических споров.

Коммерческие суды в России появились благодаря Указу императора Николая I от 14 мая 1832 года [17, с. 5-10]. Данные суды действовали на основании Устава торгового судопроизводства, который определял порядок рассмотрения спора. Подведомственность их заключалась в производстве по искам, вытекающим из споров по торговым оборотам, векселям, договорам, а также письменным и словесным обязательствам, дела о банкротстве. Подсудность ограничивалась городом, в котором функционировал суд [18].

Данные суды действовали вплоть до 1917 года и Декретом Советской власти «О суде № 1» [8] были упразднены. После 1917 г. Декрет «О суде № 2» от 7 марта 1918 года [9] положил запрет на споры между учреждениями и закрепил положение о том, что споры возникающие между учреждениями должны быть рассмотрены вышестоящими органами управления в административном судопроизводстве.

В связи с неудобством рассмотрения споров между организациями в административном порядке, в 1922 году были созданы арбитражные комиссии. Арбитражные комиссии действовали на основании и согласно ГПК РСФСР 1923 года [10], дела в них рассматривались тремя членами с участием юриста и хозяйственного руководителя.

В деятельности арбитражных судов 1931 год был знаковым, так как в этот год согласно Постановлению ВЦИК и СНК СССР «Положение о государственном арбитраже» [11] появился Государственный арбитраж (далее -Госарбитраж). Госарбитражу были подведомственны споры между государственными и юридическим лицами. Он существовал в двух формах -государственной и ведомственной. Данный суд разрешал экономические и имущественные споры, основанные на законодательстве и определенные договором, и, по большому счету, являлись правопреемниками коммерческих судов, существовавших до революции.

Председателю коммерческого суда подавали прошение, которое он направлял в соответствующее подразделение. В том случае, если прошение было написано по требованиям закона, заводилось дело. Судебный процесс начинался с момента вручения повесток сторонам. До начала слушаний дела по существу, проводилась «расправа». Ответчик мог явиться в суд и заявить отводы, в противном случае он должен был отвечать по исковым требованиям. Заседание велось в письменной форме, велся протокол.

В качестве доказательств выступали собственные признания, письменные документы, свидетели и т.д. После проверки доказательств и отсутствии возражений дело передавалось в канцелярию для составления «записки»,

которая служила разрешением спора. Решение оглашалось немедленно и при открытых дверях. Копия решения публиковалась в Ведомостях обеих столиц и Губернском извещении [16, с. 12].

До 1974 года система арбитражных судов была не соподчиненной, в связи с тем, что нижестоящие суды были в подчинении у вышестоящих и состояли при исполнительных органах. Поэтому, 17 января 1974 года постановление «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов Госарбитража» [12], преобразовало Госарбитраж СССР в союзно-республиканский орган.

В 1977 году, с принятием Конституции СССР 1977 года [7], госарбитраж был преобразован в конституционный орган, деятельность которого определял закон РСФСР «О государственном арбитраже в СССР» [13].

В 1980 году согласно Правилам рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами и Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР [14] госарбитраж начал приобретать черты коммерческого суда.

Однако, Постановление ВС РСФСР «О введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» [15] систему данных судов упразднил. В связи с чем появилась новая система арбитражных судов. С тех пор деятельность Госарбитража находилась в рамках арбитражного процессуального права и создавала защиту всем участникам хозяйственного оборота.

После вступления в силу Конституции РФ [1] и ГК РФ [3] возникла необходимость в принятии ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» [4] и АПК РФ [2], которые сегодня являются определяющими в вопросах системы, состава, а также процессуальной деятельности арбитражных судов.

Согласно АПК РФ, арбитражный суд имеет весьма обширные процессуальные полномочия [19, с. 3-5]. Защита законных прав и интересов представляется различными формами. Судебная форма защита считается наиболее эффективным способом защиты и характеризуется существованием

оптимального количества гарантий легитимного и аргументированного разрешения арбитражного дела.

Суть судебной формы защиты нарушенных прав и законных интересов состоит в восстановлении нарушенных прав и устранение конфликта лиц, участвующих в деле, а также в применение судебным органом норм материального права, которые регулируют нарушенные или оспариваемые права и интересы.

Действия судебного органа и заинтересованных лиц по защите нарушенных прав и законных интересов носит процессуальный характер, а решение суда является итогом судебного процесса и имеет материальный или процессуальный характер. Правовой спор, который рассматривается и разрешается судом, носит материально-правовой характер. В связи с тем, что он складывается до начала судебного процесса, и в его рассмотрении участвуют субъекты материального права, то свои требования и возражения лица, участвующие в деле, формируют исходя из материального права. Поэтому, именно через спор о праве происходит связь материальных отраслей цивилистики с арбитражным процессом.

До 2016 года арбитражное процессуальное законодательство претерпевало значительные изменения. Изменения арбитражного процессуального законодательства были направленны на единообразие судебной практики упразднение ВАС РФ, и передачи его полномочия ВС РФ.

Появление в арбитражном процессе 2016 года приказного производства было обусловлено ускорением арбитражного судопроизводства и сокращением нагрузки на суд, так как данный вид производства специфичен упрощенной формой, при которой суд рассматривает заявление о выдаче судебного приказа в отношении бесспорных денежных требований только на основании представленных документов и без вызова сторон. До этого такая упрощенная форма судебного процесса, как приказное производство, использовалась лишь в судах общей юрисдикции.

В 2016 году были внесены поправки в ч. 4 ст. 44 ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» [5], которые дали право на работу третейского суда и его деятельности стала разрешительной.

В главе 29 АПК РФ рассмотрено ведение дел в порядке упрощенного производства. По мнению законодателя, простые категории дел (при небольшой цене иска, об оспаривании небольших штрафов или решений должностных лиц и т.п.), либо дела, в которых признаются исковые требования, могут рассматриваться в особом ускоренном порядке: во-первых, дела рассматриваются без вызова сторон в судебное заседание, во-вторых, судебные акты подлежат немедленному исполнению и вступают в силу в 15-дневный срок с момента вынесения, в-третьих, на рассмотрение дела отводится сокращенный срок, в-четвертых, решения изготавливаются в мотивированной форме только по заявлению участвующего в деле лица.

Оценивая подобные изменения, можно сказать, что задумка была весьма неплоха, однако реализована она не во всем идеально. Во-первых, АПК РФ не содержит конкретно указания на срок вынесения решения по делу, рассматриваемого в порядке упрощенного производства. Сказано лишь, что дело рассматривается после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств участниками дела.

Вторым существенным недостатком является отсутствие специального регулирования для исполнительных документов. Третий недостаток связан в большей степени со сложившейся порочной практикой применения закона, нежели с ошибками законодателя. В частности, при подаче документов через систему «Мой арбитр» с применением электронной подписи суды все равно хотят видеть в материалах дела оригиналы многих документов или надлежащим образом их заверенные копии.

Рассматривая обязанность по досудебному урегулированию споров, можно сказать, что теперь можно урегулировать спор в досудебном порядке в силу закона, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Напомним, что ранее

досудебное урегулирование спора требовалось только в случае, когда это предусмотрено соглашением сторон.

С 1 января 2017 г. арбитражные суды обязаны были выкладывать на сайт суда судебный приказ в электронном виде (форме), и подписывать его электронной подписью, а также составлять два его экземпляров на бумажном носителе.

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6] предусмотрены изменения порядка рассмотрения заявления об отводе судьи, которое он теперь рассматривает единолично, что может создать злоупотребления со стороны судьи.

В ст. 39 АПК РФ исключена возможность прекращения производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду, что влечет передачу дела в суд общей юрисдикции.

Статья 59 АПК РФ предусматривает наличие высшего юридического образования или наличие ученой степени для представителей в суде, участвующих в споре.

В ст. 69 АПК РФ закреплены в качестве преюдиции на только приговоров суда, но и постановления, вынесенные по конкретному уголовному делу.

Пункт 5 ст. 110 АПК РФ дает право третьим лицам возмещать судебные издержки только при условии, что их поведение способствовало разрешению спора, при этом не важно на чьей стороне они участвовали на стороне истца или стороне ответчика.

Существующий порядок обязывает арбитражный суд автоматически оставить исковое заявления, апелляционную или кассационную жалобу без движения (статьи 128, 263, 280 АПК РФ), если судом будет установлено отсутствие подписи на иске, заявлении или жалобе, либо отсутствие доверенности (полномочий).

В действующей редакции АПК РФ в сравнении с предыдущей, увеличивается срок рассмотрения дела в суде первой инстанции с 3 месяцев до 6. Однако данное изменение может отрицательно сказаться на объективном судопроизводстве, т.к. может повлечь судебную волокиту. А вот ст. 112 АПК РФ срок для обращения в суд для взыскания судебных издержек сокращается с 6 месяцев до 3, что позволит сократить нагрузку на суды.

Статьей 155 АПК РФ увеличен срок подачи замечаний на протокол суда с трехдневного срока на пятидневный. Данное изменение не имеет существенного практического значения, поскольку инструмент принесения замечаний на протокол практически не работает.

Статья 288 АПК РФ закрепила положение о том, что если в материалах дела имеется аудиозапись судебного заседания, то отсутствие письменного и подписанного протокола является не существенным нарушением права и не может отменить судебный акт по безусловным основаниям. Данное положение заимствовано у судебной практики, которая шла по пути нивелирования значения письменного протокола, отдавая приоритет аудиозаписи судебного заседания. Однако с 01 сентября 2019 года АПК РФ устанавливает запрет на ведение аудиозаписи в закрытых судебных заседаниях, что порождает коллизию правовых норм.

Статьи 291.6 и 308.4 АПК РФ исключают институт представления встречного обеспечения для целей приостановления исполнения судебных актов ВС РФ в кассационной инстанции и надзоре. Данное приостановление возможно только после истребования дел у нижестоящих судов.

Изменениями в АПК с 1 октября 2019 года расширен перечень дел, которые не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства. Если ранее это были корпоративные споры и дела о защите прав и интересов группы лиц, то теперь это также: дела об оспаривании действий и решений приставов; дела, рассматриваемые в первой инстанции судом по интеллектуальным правам; дела о банкротстве; дела, связанные с обращением взыскания на бюджетные деньги.

Таким образом, можно назвать положительной нынешнюю тенденцию развития арбитражного процесса в России. Вместе с тем арбитражный процесс требует значительных правок в будущем, поскольку до сих пор еще существуют положения АПК РФ, которые вызывают разногласия не только у сторон судебного заседания, но и у самих судов.

Таким образом, основы деятельности арбитражных судов отражены в федеральном законодательстве. Поэтому, их организационная и правовая основа деятельность - это структурированный комплекс основных правовых норм, которые содержатся в Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах. Правовые нормы содержащиеся в законодательстве РФ позволяют определить арбитражные суды как элементы системы с конкретными задачами, функциями, полномочиями, принципами, составом, структурой и порядком образования.

Исходя из изложенного, следует учитывать, что процесс унификации правил судопроизводства по арбитражным делам путем внесения изменений и дополнений, в том числе и в АПК РФ, в дальнейшем будет продолжен.

Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. ст. 3012.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018)// Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. ст. 3301.

4. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «Об арбитражных судах в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1995. № 18. ст. 1589.

5. Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2016. N 1 (часть I). ст. 2.

6. Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2018. N 49 (часть I). ст. 7523.

7. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977)// Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. ст. 617. - документ утратил силу.

8. Декрет СНК РСФСР от 24.11.1917 «О суде»// СУ РСФСР. 1917. № 4. ст. 50.-документ утратил силу.

9. Декрет ВЦИК от 07.03.1918 № 2 «О суде»// СУ РСФСР. 1918. № 26. ст. 42.-документ утратил силу.

10. Постановление ВЦИК от 10.07.1923 «О введении в действие Гражданского Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р.» (вместе с «Гражданским Процессуальным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.»)// СУ РСФСР», 1923, № 46 - 47, ст. 478 - документ утратил силу.

11. Постановление ЦИК СССР № 5, СНК СССР № 298 от 03.05.1931 «Положение о государственном арбитраже»// СЗ СССР. 1931. № 26. ст. 203 -документ утратил силу.

12. Постановление Совмина СССР от 17.01.1974 № 60 «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража» (вместе с «Положением о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР»)// СП СССР. 1974. № 4. ст. 19 - документ утратил силу.

13. Закон СССР от 30.11.1979 «О Государственном арбитраже в СССР»// Свод законов СССР», т. 10, с. 167, 1990 г. - документ утратил силу.

14. Постановление Совмина СССР от 05.06.1980 № 440 «Об утверждении Правил рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами и Положения о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР»// СП СССР. 1980. № 16 - 17. ст. 104. - документ утратил силу.

15. Постановление ВС РСФСР от 04.07.1991 № 1544-1 «О введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде»// Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 30. ст. 1014. - документ утратил силу.

16. Арбитражный процесс: учебник для бакалавров/ А. А. Власов. - М.: Изд-во Юрайт, 2012. - 340 а

17. Лукин Ю.М. Становление и развитие коммерческих судов в Российской империи. Учреждение коммерческих судов и Устав их судопроизводства 1832 г. Комментарий к Учреждению коммерческих судов Российской империи 1832г.//Вестник гражданского процесса. 2013. № 5. С.5-10.

18. Судебные Уставы 20 ноября 1864 года// СПС «Консультант Плюс».

19. Яковлев В.Ф. От реформирования к совершенствованию судебно-арбитражной системы, укреплению независимости судебной власти // Вестник ВАС РФ. 1998. №4. С.З-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.