УЧРЕЖДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ
ТАДЖИКСКОЙ АССР
В статье рассматриваются вопросы, связанные с учреждением и деятельности Совета Народных Комисаров Таджикской АССР. При этом, автор особое внимание уделяет тем особенностям, вытекающими из тех полномочий, наделение СНК, выходящие за рамки понятия «правительственная власть», характерного для органа, осуществляющего подзаконную исполнительно - распорядительную деятельность. Юридически это проявлялось в издании Совнаркомом не только актов государственного управления, но и декретов - правовых актов законодательного характера.
Ключевые слова: Совет Народных Комиссаров, ЦИК, Таджикской АССР, Конституция УзССР, Конституция Таджикской АССР, правительства.
THE INSTITUTION AND ACTIVITIES OF THE COUNCIL OF PEOPLE'S COMMISSARS OF
TAJIK ASSR
This article considers questions related to the institution and activities of the Council of People's Commissars of the Tajik ASSR. The author pays special attention to the peculiarities for powers of Council of People's Commissars out of the concept of "governmental authority", typical of the authority conducting the under-law executive -sharing activities. Legally, it was in the publication of the Council of People's Commissars not only acts of government, but also decrees - law acts of the legislative attribute.
Keywords: The counsel of people's commissars, the central executive committee, Tajik ASUR, the Constitution of UZSUR, the Constitution of Tajik ASUR, government.
Сведения об авторе: Шоисматуллоева Фируза Шоназаровна, соискатель Института философии, политологии и права имени А. М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан, e-mail: [email protected]
About author: Shoismatulloeva Firuza Shonazarovna, applicant, Institute of Philosophy, Political Sciences and Law named after A. M. Bahovaddinov of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan
МАЛКУМХАН О РОЛИ ГОСУДАРСТВА И НАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМЫ
Мусави С.
Таджикский национальный университет
Понятие «государство-народ» стал устойчивым, когда в истории новых веков Европы народ Франции как одна нация путем революции определяла свои судьбы. Понятие «государство-народ» определяет, что самодержавная власть устраняется, то есть государство народа отрицает самодержавность.
Малкумхан является первым просветителем, который толковал самодержавность в значении безвластии. Он пишет в своем публицистическом произведении «Законодательный кабинет». «Как всем вам известно, вина Азиатских государств в запутанности двух видов компетенций правления. Другие в должной мере находили точнее отдельности этих двух ветвей. Без разделение двух компетенций и не может существовать ни государство ни народ» [1, с. 105].
Он считает, что создание и установление государства связаны с законодательной и исполнительных сил: В действительности, основа порядка и значение государства лежат на это. Большинство свидетельств, что до сих пор нет пользы от упорядочений собраний, помешания двух ветвей власти главная причина этого... И до тех пор как в Иране не разделяют эти две компетенции хоть что-то скажите или делайте, не добивайтесь никакого результата [1, а 106-107].
Он еще раз повторяет: «Так как, стихотворение не осуществляется без предприятия ума» порядок тоже не существует, если не создать учреждение. В Иране не имеем законодательное учреждение и без этого учреждения не можем иметь ни порядок и ни власть [1, а 103].
Он уверен, что политическую структуру нельзя создавать с подчинением государственных органов воле одной личности: «Когда наши правители думают
упорядочить государство, смотря в свое время, подчиняли всех структур своему существу. Когда, они существуют, или существовали, в государстве существовали некоторые правила. Когда они уходили, от их правил не оставалось ничего. Таких временных решений нельзя назвать законом. Настоящий закон есть то, что после ухода учредителя или его эпохи остается и изо дня в день укрепляется [2, с. 170].
Малкумхан желает учредить государство путем создания законности и правопорядка с централизованным аппаратом: «Каждая бумага, за которой не появляется ствол орудия, не дает никаких результатов, кроме слабости писателей.
Он с намерениями осуществлении политической связи между государством и нацией является сторонником создании «государства- нация»:
«Наши дворяне думают: цель от государства есть защита семей знатностей. Масса думает, что государство должно их обеспечить необходимого для жизни...наш народ не знает, что требовать от аппарата управлении и с той стороны аппарат ничего не знает, что дать народу. Через такой анархией многие проблемы отношения аппарата и граждан остались нерешенными. Во многом государство Ирана занимается делами, которые никак не относятся его компетенциям и с другой стороны нация тоже выжидает от государства того, что в общем не входит в национальном праве [1, с. 114115].
Малкумхан в свете типа политической связи, который существует между властями и народом на Западе оценивает связи власти и народа в Иране и предлагает в Иране осуществить политическую связь основанную на «государством- народа». В другом публицистическом произведении «Шейх и министр» сопоставляет двух отличительных структур государств древних времен и новых языком министра.
В древности основа власти была такой, что придворные были учеными, это было достаточно для развития государства. Однако, сегодня не так. Теперь наравне знаниям министров нужно, что бы народная масса была тоже обученной. Теперь сила государства во многом зависит от расширения сознания народа. Например с умными представителями можно учредить такой аппарат подобно салтаната Аббасидов. Но только с умными министрами нельзя подобно Англии и Бельгии устанавливать одно государство. Арабское государство было продуктом работы умных. Но французское [1, с. 47] государство является продуктом воспитанности масс.
Сегодня недостаточно иметь подобно арабской государственности сейчас вынуждены, чтобы иметь государство подобно Англией и Францией.
Такой тип государства, которого требует устанавливать Малкумхан является государством основанным на понятии «государство-нация». Он настаивает в том, что новая структура государства, то есть структура основания на законе выгодна самому государству во многом чем народу. Так же союз и единство этой структуры с нацией считаются нужным: «благодетельство его величества по основе конституции выше чем от благо и мира народа. Без этой основы единства государства и нации не могут существовать достойным образом и все стремление сторон уходит впрок [1, с. 47].
Малкумхан под воздействием либерального взгляда Запада так разъясняет связи «государства-нации» предложение народа государства это трое. Первое, защита национальной безопасности, второе- защита прав человека на жизнь, третье- защита прав на имущество. Больше этих трех предложений ничего не надо. В Иране государство занимается всеми, кроме выполнении тех предложений, которые нужны для существовании государства [1, с. 114-115].
Того что, Малкумхан признает как трех предложений государства в либеральном взгляде является выразителем намерений национального вопроса в его мнений. Две причины обозрений по национальному вопросу на равнее с государством подвергаются его вниманию. Национальная независимость и права нации, он требует соблюдение этих двух прав со стороны государственной власти. Малкумхан в другом его публицистическом произведении «Государственная политика» критикуя правительство по той причине, что не имеет желание этих двух направлений. Они уподобляют влияние и нападений Англии и России в Иран на двух семьях потоков человеческой силы, которые атакуют лицом друга к другу. Эти две смертельные селевые потоки после гибели незавидных стран и после широкомасштабных разрушений проникают в Иранской земле с двух противоположных направлений, близки к тому чтобы проглотить всю нашу страну но функционеры нашего государства еще не имеют четкую информацию или сведение о близости нападений этих двух семей [1, с. 114-115].
Он болезненно говорит: независимость нашей страны связана с существованием десяти тысяч индийских солдат. Право на жизнь граждан в половине Ирана лежат под копытами туркменских конь и другая половина завязана стволом оружий. Слово, которое его выражение очень легко и даже не нуждается в изложении, это есть что право на жизнь и имущественное право в Иране не имеют никакой структуры и никакого гаранта.
Литература:
1. Мачмуаи расоили Мирзомалкумхон. - Техрон, 1376. (на перс. яз.).
2. Нома ва мукотиботи Низомулмулк.- Центральная библиотека Тегеранского университета.
Сборник фотокопий.- №6446. (на перс. яз.).
3. Номахои Мирзомалкумхон. Центр письменных документов Центральной библиотеки
Тегеранского университета. Микрофильм №7591. (на перс. яз.).
4. Рисолахои Мирзо Мирзомалкумхони Нозимуддавла. - Техрон, 1381. (на перс. яз.).
5. Роин, Исмоил. Мирзо Мирзомалкумхон: зиндагонй ва кушишхои сиёсии у / Р. Исмоил. -
Техрон, 1350. (на перс. яз.).
МАЛКУМХАН О РОЛИ ГОСУДАРСТВА И НАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМЫ
Статья посвящена публицистической деятельности иранского публициста, политика, просветителя - Малкумхана. Автор анализирует его идеи относительно государственной структуры, его борьбы за народные правления. По мнению автора, Малкумхан является первым просветителем, который толковал самодержавность в значении безвластия.
Ключевые слова: государство, законодательный кабинет, самодержавность, народ, национальная независимость, публицистическое произведение, публицистическая деятельность
MALKUMHAN ON THE ROLE OF THE STATE AND NATION IN THE REFORM PROCESS
The article is devoted to journalistic activities of the Iranian journalist, politician, educator -Malkumhan. The author analyzes his ideas on the structure of the state, his struggle for the people's government. According to the authors, is the first Malkumhan educator, who interpreted the autocratic within the meaning of anarchy.
Keywords: state legislative office, autocratic, people, national independence, nonfiction, journalistic activities
Сведения об авторе: Мусави Сайидали, соискатель Таджикского национального университета, e-mail: [email protected]
About author:: Musavi Sayidali, researcher of the Tajik National University
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
Раджабов Ф. Н.
Таджикский национальный университет
XXI век характеризуется как век глобализации. Государства усиленно развивают экономические, политические и научно-технические сотрудничества между собой, в результате которого развиваются новейшие технологии, которые, несомненно, облегчают жизнедеятельность человека. Но есть и обратная сторона медали. Эти же развитые технические средства преступными группировками, которые последние время распространяют свое влияние и расширяют свою сеть во многих странах мира, используются для осуществления своей противозаконной деятельности. В таких условиях мировому сообществу, в частности странам Содружества Независимых Государств необходимо постоянно совершенствовать сотрудничества по борьбе с преступностью путем принятия двусторонних и многосторонних, соглашений. В этой связи следует согласится с швейцарским юристом И. Блюнчли, по мнению которого «если нарушение международного права грозит всеобщей опасностью, то не только потерпевшее государство, но и все другие, имеющие достаточно силы для защиты международного права, должны противодействовать ему и позаботиться о восстановлении и обеспечении юридического порядка» [11, с. 9]. Конечно же, ведущую по важности роль среди международных правовых актов по борьбе с преступностью
271