11.ЦГА РТ, Ф. 17, оп. 1, д. 399.
12.ЦГА РТ, Ф.360, оп. 1, д. 451.
13.Эркаев М. Дар сарга^и маориф. - Душанбе: «Ирфон», 1979.
ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ЖЕНЩИН В ТАДЖИКСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (1924 1929гг.)
Зарифов Н.
В данной статье рассматривается ликвидация неграмотности среди женщин в Таджикской Автономной Советской Республике. Автор на основе архивных материалов и данной периодической печати путем критического метода и сопостовительного анализа освещает проблему ликвидация неграмотности среди женщин в Таджикской АССР.
Ключевые слова: ликвидация неграмотности, женщина, культура, система образования, школа, народное образования, Народный комиссариат просвещения, Таджикской АССР, педагог, кадр, педагогически курсы, квалификация.
THE ERADICATION OF ILLITERACY AMONG WOMEN IN THE TAJIK AUTONOMOUS SOVIET REPUBLIC (1924-1929y. )
Zarifov N.
This article discusses the elimination of illiteracy among women in the Tajik. Autonomous Soviet Republic. Author on the basis of archival materials and periodicals data by critical method and compares the analysis of the issues related to the elimination of illiteracy among women in the Tajik Soviet Socialist Republic .
Key words: literacy, female, culture, education system , school, Education, People's Commissariat of Education, Tajik Autonomous Soviet Socialist Republic, teacher, staff, pedagogical courses, qualifications.
Сведения об авторе: Зарифов Насимджон - аспирант кафедры Истории таджикского народа, Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 98 7336833, e-mail: maorif [email protected]
Information about the author: Zarifov Nasimjon, postgraduate student of Tajik History chair in Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel. (+992) 98 7336833, e-mail: maorif [email protected]
ВКЛАД В.В.БАРТОЛЬДА В ТАДЖИКСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
Хакназаров А., Мусоев А.
Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни
В Таджикистане работа по созданию научных центров и подготовки кадров в области образования и науки началось еще с 1925 года. По инициативу Ревкома Таджикской АССР был создан Общества для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами. В его состав вошли исследователи-энтузиасты, сотрудники Среднеазиатского государственного университета (САГУ) и Коммунистического университета народов Востока: А.А.Знаменский (председатель.), А.А.Семенов, Н.Л. Корженевский, М.С.Андреев, И.И.Бездека. Почётным его председателем был избран Нусратулло Махсум как Председатель Ревкома ТАССР и почетным членом, академик Василий Владимирович Бартольд.1
1 У истоков истории. К 130-летию со дня рождения Нусратулло Махсума.- Душанбе, 2011. С.475
44
В.В.Бартольд в этом деле уже имел значительный вклад и большой научный опыт. Среди ученых историков и востоковедов Советского Союза, считался крупным ученым востоковедом и основным специалистом по истории Средней Азии. Во множестве своих работ, касающиеся истории народов региона, он в обязательном порядке вспоминал о таджиках, как самобытного народа имеющие старинную историю и культуры. Кроме того, написал ряд специальных работ по различным проблемам их истории и географических зон проживания. В 1925 году в сборник статьей «Таджикистан», опубликованном в Ташкенте напечаталась его знаменитый исторический очерк -«Таджики»2.
Нусратулло Махсум как глава республики названным ученым оказал всякое содействие в деле развитии науки и просвещения. Учитывая важность роль науки для начатой новой жизни таджикского народа, в отчетном докладе на 1 Учредительном съезде Советов Таджикской ССР (от 2 декабря 1926 г.) отметил: «Без просвещения нет действительного раскрепощения трудящихся, без культуры, ... без культурных, грамотных людей нельзя руководит страной.».3 В своём докладе Н. Махсум также определил конкретные задачи культурного преобразования и развития науки:
1. Борьба за грамотность, за культуру, за подготовку национальных культурных сил;
2. борьба за советского учителя-общественника;
3. борьба за правильное общественно-политическое воспитание молодёжи в кишлачной школе.» и т.д. и добавил: «Это сравнительно должно быть названо «фронтом просвещения».4
После того, как Таджикистан в 1929 году стал самостоятельной Социалистической республикой, Академии наук СССР ежегодно направляла, сюда научные экспедиции для изучения ее народного хозяйства и ученых разного профиля для образования научных учреждений и том числе, учебных заведений. Однако «История Таджикский народ» как самостоятельная наука или учебник для изучения в школах по разным серьезным причинам долгое время не создавалось.
В 1936 году Таджикский ССР, как другие Союзных республик достиг полную победу социализма, столкнулась со множество не решенных насущных задач, имеющее социально-экономического и особенно научного характера. В 27.05.1936 г. специальным письмом в Центральный Комитет Компартии (б) Таджикистана, обратился профессор Яроцкий. Он, перечисляя множество насущных научных вопросов требующих, скорейшего решения, также отмечает, что надо решит вопрос о подготовке учебника по истории Таджикистана. Необходимость создание учебника заключается в том, что за исключением несколько исторические исследования академика В.В.Бартольда, по истории и культуры таджиков больше ничего не имеется. Даже в школах из-за отсутствия учебника, учащихся не имеют возможность изучат и знать историю своей Родины.5
Этот вопрос вносился на обсуждении специальное заседание ЦК КП (б) Таджикистана, но предложение профессора Яроцкого не получили поддержку. После долгого суждения, споров и дебатов, выступил неки Зокиров.6 Он отметил, что я не люсь официальным лицом, но вчера и сегодня слушая мнения много товарищей относительно заметкам профессора Яроцкого, счел необходимым вспомнить В.В. Бартольда и его школу. «Как вам известно, он, написавшей историю Средней Азии является буржуазным историком. Его произведения отражают интересов господствующий класс, и его идеология любим образом искажает теорию классовой борьбы в Средней Азии». Зокиров сомнительным ученым считает также профессора
2 В.В.Бартолд. Точикон.// Мач. «Садои Шарк».-1990, №1.-С.92-103
3 Нусратулло Махсум. Речи, доклады, статьи и материалы его жизнедеятельности.- Душанбе, 1997.- С. 88
4 У истоков истории. К 130-летию со дня рождения Нусратулло Махсума.- Душанбе, 2011. С.473.
5 См. Дарси хештаншиносй. Дафтари дуюм.- Душанбе; Ирфон.-1991.- С. 85.
6 Цит. по работе: А. Ю. Якубовского. Проблема социальной истории народов Востока в трудах академика В.В.Бартольда.- ВЛУ,1947, №12.- С. 78-79.
Яроцкого. Потому, что он, минуя Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, рекомендует изучения произведения ученного формирующего противное нам идеологией. Выступление подобных, как Зокирова - не владеющих истории, служившей тенором инструментов советской правлении и классовой политики, задержали изданию учебника по историю таджиков на 23 года (до 1959г.). А, произведения В. В. Бартольда, для таджикских ученый, стали доступным постепенно, после их публикации на основе постановление Бюро Отделения исторических наук Академии наук СССР от 21 мая 1960 г.
В.В. Бартольд (1869-1930 гг.) действительно был ученым другого социального мира, его взгляды на истории и законов общественного развития были свободными, объективными и не модернизировали какую либо господствующую идеологию. Творческое наследие В.В. Бартольда, проникались прогрессивными идеями, являясь, самостоятельным ученым, не шел по стопам, «отсталые теории буржуазной исторической мысли, в первую очередь расовую теорию», охватывавшей буржуазных ученых конца Х1Х и начала XX вв., а так же пренебрежительное отношение к народам Востока и их истории.7
Историки периода социализма, при сборе и подготовке трудов В.В. Бартольда, к переизданию, в силу их объективность и высоко научности старались передать их марксистскую окраску. В первом томе его сочинение редакционная коллегия отмечала: «В последние годы своей жизни (1917-1930) В.В. Бартольд испытал на себе благотворное влияние марксизма, что и сказалось на прояснении той классовой точки зрения на историю, которую он проводил в ряде своих. работ, и зачатки чего имели место уже в его ранних статьях». Однако он «не преодолел в себе идеалистической методологии, и это, прежде всего, сказалось в том, что до конца жизни он так и остался во власти преувеличенного преставления о роли культурных влияний». По их мнению, якобы В.В. Бартольд не имел «четких представлений о роли производственных сил и производственных отношений» и при объяснении исторических фактов и явлений считал их «как результат влияния более культурного народа на менее культурной».
Следует отметить, что подобные суждение не могут повилять на ценности и значимости исследования академика В. В. Бартольда, как шедевром наук в истории народов Средней Азии. Как показали уроки истории, недооценки практической значимости его работы в деле волевым разделение Средней Азии, Советским правителям превратили историю региона в хаос и путаницу. Допускались вопиющие несправедливости по отношению исконных коренных обитателей региона. Не научное и искусственное ее разделение на несколько «самостоятельных социалистических республик», по принципу «Разделяй и властвуй!» коренных ее жителей лишила права на владение исторических наследий своих предков выражавшие, в культурных и политических аспектах.
Василем Владимировичем уже к началу XX в. был заложен фундамент научного изучения истории Средней Азии в раннем средневековье. В последующие годы исследовал ее историю, эпохи Монголидов, Тимура и Тимуридов; историческую географию, истории экономики и культуры, а также историю народов населявших отдельных ее регионов в отдельности. До конца своей жизни, за 42 года своей научной деятельности опубликовал свыше 400 научных работ, в совокупности составлявщее своего рода энциклопедию истории и исторической географии Средней Азии», а отчасти и сопредельных стран.8 Таким образом, В.В. Бартольд, как утверждал он сам, оставался «преимущественно историком Средней Азии».9
Стоит, сказать, что в мировой науке трудно найти другого подобного ему ученного, который сделал бы так много для изучения одной страны, освещая ее
7 Цит. по работе: А. Ю. Якубовского. Проблема социальной истории народов Востока в трудах академика В.В.Бартольда.- ВЛУ,1947, №12.- С. 78-79.
8 См. Бартольд В.В. Сочинение. Т. 1.- М.: - С. 9
9 Там же, -С.-6
историю, завершил по существу такую уникальную работу, что для выполнения которой, обычно требовалась много летной дерзании ряда поколений исследователей. В тех областях исследования, с которыми соприкасался Василий Владимирович, он оставил труды, поражающие мастерством критического анализа источников. Следовательно, В.В. Бартольд являлся прекрасным знатоком арабского, персидского и тюркских языков. Он в своих работах присушим ему мастерством, использовал так же множество других письменных, археологических и нумизматических источников.
Не случайно, что хороший знаток богатого научного наследия Василя Владимировича, таджикский историк, профессор Х. Пирумшоев, своим ученикам исследовавшие разные аспекты этого периода, истории таджикского народа, постоянно напоминает: «Произведения В.В. Бартольда повышают научной значимости ваших исследований равноценно, как классические исторические сочинения»
Величины В.В. Бартольда, как объективного историка, ученого реалиста, подтверждают и другие факты. Так, в 1920 г. ВЦИК РСФСР во главе с В.И Лениным подготовку проекта территориального размежевания Средней Азии и образование в нем Советских республик, поручил комиссариату РСФСР по внешним делам. Комиссар Г. В. Чичерин в подготовке проекта, привлекал как наилучшего знатока историю и этнографию региона, академика В.В.Бартольда. Проект был подготовлен в объеме почти сто страниц, соответственно с факторами, исторического склада народов населявших в ее территориях и их рол в ее политической, экономической и культурной жизни. Согласно имеющих реальных сведений и материал, в документе был предложен создание здесь, Советскую республику Таджикистана и в ее состав автономную республику Узбекистана.10 Очевидно, это проект, как и другие имевшее документы, подтверждающее справедливости подобного решение, не соответствовало стратегической линии партии большевиков по отношению будущего политического строя региона и оно игнорировалось. Но труды академика Василя Владимировича, переводившее на много языков: английский, немецкий, французский, турецкий, персидский, арабский, узбекский, киргизский, татарский и получившее мировую известность оставались как вечным доказательством о той большой исторической вкладе, которое в регионе по праву принадлежала таджикам.
В трудах В.В. Бартольда прямо или косвенно затрагиваются те или иные вопросы, которые относятся таджикам, как древнейшим обитателям среднеазиатского региона, вносивших, значительную лепту на всех исторических этапах в подъеме культуры ее народов, благотворно повлиявших на политической, экономической и социальной развитии образовавших государств на останках ранних таджикских государств. Например, в работах - «Туркестан в эпоху монгольского нашествия», исследования по историю Средней Азии эпохи Тимура и Тимуридов, автор приводит множество примеров о борьбе таджиков с чужеземными завоевателями. Особо подробно освещает их героических подвигов во главе с Махмудом Тараби в Бухаре, Темурмаликом в Худжанте, местным правителям в Мерве, Балхе, Хуталляне и много других мест.11 Значительное внимание передал роли таджиков в подъеме экономики, культуры, социальных преобразований в регионе.
В работах по исторической географии Средней Азии, собраны достоверные сведения о составе населения крупных административных центрах и сел, среди которых большой привесь, имеют таджики, рода их занятий и этнические традиции. Выполнимые В.В. Бартольдом научно-популярных работ, как «Ислам», «Мусульманский мир», «Культура мусульманства», и др., освещая истории ислама и превращение его в мировой религии, послужили фундаментом последующих исследования, о формированные совершенно новой мировой цивилизации. В становление мусульманского мира и ее цивилизации поражают быстрота и масштабы
10 См. Салими Аюбзод. Сад ранги сад сол. Точикистон дар карни бистум.- Прага. «Пост Скриптум Имприматур».-2002.- С. 108-109.
11 См. Бартольд В.В. Сочинения. Т.1.- С. 545-547.
происходящих процессов. Ислам в 622 г. выводя арабов бедуинов Ясриба, из состояния невежества (джахилиййи), в менее через 40 лет под его властью находились вся Аравия, Сирия, Палестина, Ирак, Иран, Египет, Кипр. К концу первого века мусульманского летосчисления (хиджри) в границы державы ислама входили также Северная Африка, Испания, Сицилия, Армения, Азербайджан, Хорасан, Мовераннахр, часть Индия (Синд в юг Пенджаба).12 В результате образовалось новое социальное религиозное сообщество, с единой, общенародной культурой, в которой вложили свою достойную лепту и таджикские предки.
В научных изложениях В.В. Бартольда и его сподвижников вырисовывается причудливое переплетение судьбы Востока и Запада в истории человеческой цивилизации. Культурная инициатива переходила то к одной, то к другой стороне. «С Востока, от финикийцев, пришла к грекам письменность», с персов модель централизованное, дисциплинированное государственное правление, «у восточных мудрецов учились первые греческие философы. После походов Александра Македонского греческая мысль, уже достигшая зрелости, попала на Восток и, соединившись с восточными элементами, дала эллинистический синтез, ставшей одним из краеугольных камней европейской цивилизации Средневековья. На Востоке родилось христианство, распространившееся затем по всей Европе
Восемь веков спустя античное наследие сыграло важную роль в становлении классической арабо-мусульманской культуры, которая стала важным звеном в прогрессе мировой цивилизации».13 Подытоживая все это В.В. Бартольд в своей работе «Мусульманский мир» пишет: «Восток в мусульманскую эпоху продолжил культурную работу, прерванную в греко-римском мире, и в течение нескольких веков занимал в культурном отношении первое место.».14
В этом благородном деле, еще до привлечения греческих научных наследий в Халифате, халифом Масмуна (809-833 гг.), заметную роль играли моволи хорасанского происхождения: Абдулхамид Катиб (уб. 749 г.), основоположник арабского эпистолярного стиля, ибн Рузбех или Додбех, по прозвище Мукаффас (уб. пр.760 г.), основоположник «литература адаба, определявшая для мусульманина нормы поведения».15 Негман ибн Собит ибн Марзбан, известный в мусульманском мире под титулом Имоми Асзам и прозвищем Абуханифа (699-каз.767 г.), основывал суннито-ханифитской концессии в исламе, допускавши решения юридических вопросов свободно индивидуальном суждением и весьма терпимой к инакомыслию. Дальше в различных областях мусульманской культуры стали известным, хорасанские ученые как Джарир Табари, Ал-Бухары, Мискавейх или Мускуя, Абурейхан Бируни, Абуали ибн Сина (Авецена), Закарья Рази и мн. др. Новая общенародная мусульманская культура сложилась на базе античных наследий Востока и Запада и стало не делимой частью мировой цивилизации.
В.В. Бартольд в специальных исследованиях: «Историко-географический обзор Ирана», «Исторический обзор Ирана», «Тохаристан», «Бармакиды», «Афшин», исторический очерк «Таджики» и много другие, освещал общую картину истории таджиков и демонстрировал древности их культуры. В двух первых публикациях на основе доступных ему материалов шире и глубже исследуя культурно-литературное наследие иранского происхождения со времен правления Ахеменидов, особое значение предавал на их вклад в мировой античной цивилизации. Но, при оценке исторической наследии иранцев периода династии Сасанидов, имеет сомнительное мнение: «До мусульманский Иран, - писал он, несмотря на своё политическое значение в истории древнего мира, не создал,...собственной исторической литературы».16 Однако, на основе сведения авторитетных источников - работы ибн ал-Мукаффа, ибн ан-Надим ал-Варок ат-Табари и др. у ряда поздним авторам, сложено иное мнение. Например, Язбердиев А. утверждает, что при Сасанидском царе Хосрава 1, наряду с множеством
12 См. Восток-Запад. Исследования, Переводы. Публикации.- М.: Нука,- 1988.- С. 41
13 Там же.
14 Восток- Запад.- С.44
15 Барльтод В.В. Исторической географии и истории Ирана. // Соч. Т. V!!.- М.: Наука.-1971.- С. 274
16 Барльтод В.В. Исторической географии и истории Ирана. // Соч. Т. V11.- М.: Наука.-1971.- С. 274
греческим, китайским, индийским, а также пехлевийским книг: «Худойнаме», «Оинноме», «Таджнаме», «Синдбаднаме», «Панднаме Ардашера Бобакон», «Калиле и Димне» и т.д. функционировала огромная библиотека17.
Далее В.В.Бартольд, изучая историческое творчество таджикских ученых -исламистов X в., высоко оценил их сочинения. Особое внимание обратил на сочинения Салома Бейхаки Нишапурского (ум. 914-915 гг.): «Саломинская хроника», - отметил он, - является основным источником для происходящих событий Хорасана. Его творения широко использовались позже историками, особенно Гардези, ибн Асир, Джувайни и ибн Холикон.
В таких работах, как «Бармакиды» «Афшин», Василий Владимирович, раскрывая суть специфику исторической закономерности развития Арабского Халифата, на основе неопровержимых фактах и сведениях утверждал: Не один из халифов Аббасидской династии не был в состоянии управлять великою исламскую империю без хорошо подготовленной администрации и чиновников из мавали. Аббасиды вынуждено стали развевать и совершенствовать тенденцию широкого использования на довольно высоких и ответственных должностей, представителей знатных домов, как балхских Бармакидов, Саманидов, Тахиридов и «Афшин» Устурушана.
В течение многих лет (755-803), равноправно с Аббасидами правили исламского мира Бармакиды. В течение 17 лет, в Халифат после халифа Харуна-р-Рашида (786-809), в качестве главного вазира, вторим человеком почитался Бармакид - Яхьйя ибн Холид, который являлся выдающимся государственный муж и занимал прочного положения. Многие важные должностей находились в руках его 25 сыновей и внуков Они служили в качестве советником, наставникам сыновей халифа: Амином и Мамуном, военачальником, правителей различных областей. Бармакиды бескорыстным старанием не только добывались нужной консолидации мусульманского общества, предотвращению возможность распада мусульманской империи, но и смогли обеспечить сравнительно спокойной политической атмосферы Халифата и его заметного социально-экономического подъема.
При халифате Мамуна и Мустасима, (начиная с 818 г.), восточные провинции полностью перешли в руки таджикских династий: Саманидов, Тахиридов и Кавуса, известного под титулом «Афшин». Кавус будучи буддистом, являлся (с 822 г. наместником халифа) эмиром небольшой части Мевараннахра - Устурушана, расположенной между Самаркандом и Худжантом. Согласно сообщениям ал-Балазури, ат-Табари, самого В.В. Бартольда, Н. Нигматова, А.Мухтарова и др. в период завоевание Устурушана мусульманами, правителем его являлся царь Кавус - внук Карабугра и сын Хана-хура или Харахура. Ковус имел двух сыновей - Хайдар и Фазл18.
Однако в арабоязичных исторических источниках, более известным является Хайдар ибн Кавус, сбежавшей по некоторым причинам в Хутталь, затем в Багдад. Приняв ислама, преданно служил Аббасидам. Проявил себя талантливым полководцам. В 831-832 гг. справив ряда беспорядков, в Египте и Багдаде стал во главе всей халифской армии и правителем родовых поместий в Уструшане.
Обзор исследования академика В.В.Бартольда по истории Средней Азии в целом и истории таджиков в отдельности, так же другие проводимые исследования в свете его наследия в этой части истории таджикского народа, подтверждают действительно реальности содержания обращение профессора Яроцкого к ЦК КП (б) Таджикистана. Поднятый его вопрос и его волнения, о крайне необходимости изучения трудов Василия Владимировича и создании истинной истории Таджикистана были своевременно. В.В. Бартольд является основателем таджикской средневековой историографии и играл огромную роль в обоснование древности таджикской культуры. Он в своем научном
17 См. Язбердыев А. Книжное дело в Средней Азии (доисламский период).- Ашхабад.- 1995, с. 15, 87-88; Абдулхаммид Найири Нурй. Сахми арзишманди Эрон дар фараханги чахонй. Т. 2- Техрон. - 1377, лунное летоисчесление, с. 938-939 и др.
18 См. ал- Балазури с. 306-333, 528; ат-Табари. Т. V!!, с.122; Т. V111, с. 595; Т. 1Х, с. 209; Негматов Н. - 1957, с. 138140, 154;
наследие, разрешив много важнейших, наиболее сложных и нередко дискуссионных исторических проблем, изложил историю и культуру таджиков на фоне обшей истории и культуры Средней Азии, как интегральную часть общей истории родов и племен этого региона.
Литература:
1. Абдулхдммид Найири Нурй. Сах,ми арзишманди Эрон дар фарахднги Ч,ах,онй. Т. 2- Тех,рон. - 1377, луное летоисчесление, -С.245.
2. Бартольд В.В. Сочинение. Т. 1. М:. Издательство Восточных Литератур.- 1963, -С.143.
3. Бартольд В.В. Сочинение, Т. 6. М.:.-1966.-С.263.
4. Барльтод В.В. Исторической географии и истории Ирана, Соч. Т. 7.- М.: Наука.-1971, -С. 213.
5. Восток-Запад. Исследования, Переводы. Публикации. М.: Нука,- 1988, -С.213.
6. Восток-Запад
7. Дарси хештаншиносй. Дафтари дуюм.- Душанбе; Ирфон.-1991,-С. 234.
8. Салими Аюбзод. Сад ранги сад сол. Точикистон дар карни бистум.- Прага. «Пост Скриптум Имприматур».- 2002.- С. 108-109.
9. Хакназаров А. Освободительная борьба таджикского народа против Арабского Халифата (633-961гг.). - Душанбе, Ирфон.- 2007, -С.10.
10. Х,ак;назаров А. Таърихи бохдмой ва ташаккули халк;и точик. - Душанбе, Ирфон.-2013, - С.9.
11. Якубовский. А. Ю. Проблема социальной истории народов Востока в трудах академика В.В.Бартольда. - ВЛУ, 1947, №12, - С. 78-79.
12. Язбердыев А. Книжное дело в Средней Азии (доисламский период). Ашхабад.-1995, - С.45.
ВКЛАД В.В.БАРТОЛЬДА В ТАДЖИКСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
Хакназаров А., Мусоев А.
Академик В.В. Бартольд, является первым специалистом по средневековой истории Средней Азии. Его заслуга в историографии таджикского народа ценится до того, что многие научные проблемы без сылки на него не имеют научное значение.
Ключевые слова: Таджикистан, социализм, Средняя Азия, академик, В.В.Бартольд, история, специалист.
THE ROLE OF BARTOLD V.V. IN TAJIK HISTORIOGRAPHY
Haknazarov A., Musoyev A.K. Academician V.V Bartold is considered the first specialist of the medieval history of the Central Asia. The contribution of this scientist in the description of the Tajik history is so worthy that a lot of issues of Tajik history cannot be completed without bringing citation from him. Key words: Tajikistan, socialism, Central Asia, academician, V.V.Bartold, history, expert.
Сведения об авторах: Хакназаров Абдуназар - доктор исторических наук, доцент кафедры истории таджикского народа Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 918 747325
Мусоев Алишер Карабоевич - старший преподаватель кафедры методики преподавания истории и права Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 918 806462
Information about the authors: Haknazarov Abdunazar, Doctor of historical sciences, associate professor of Tajik history chair in Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel. (+992) 918 747325
Musoyev Alisher Karaboyevich, senior lecturer of Teaching method of history and law chair in Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel. (+992) 918 806462
50