Научная статья на тему 'ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ЖЕНЩИН В ТАДЖИКСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (1924 1929ГГ.)'

ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ЖЕНЩИН В ТАДЖИКСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (1924 1929ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ / ЖЕНЩИНА / КУЛЬТУРА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ШКОЛА / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ / НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ / ТАДЖИКСКОЙ АССР / ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКИ КУРСЫ / КВАЛИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зарифов Н.

В данной статье рассматривается ликвидация неграмотности среди женщин в Таджикской Автономной Советской Республике. Автор на основе архивных материалов и данной периодической печати путем критического метода и сопостовительного анализа освещает проблему ликвидация неграмотности среди женщин в Таджикской АССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ЖЕНЩИН В ТАДЖИКСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (1924 1929ГГ.)»

ETHICS DOCTRINES IN TREATISES "IKHVON-US-SAFO"

Mirzoev Abdulhak

In the article ethics problems in treatises of "Ikhvon-us-safo" are considered. The basic attention is allocated to that a secret society "Ikhvon-us-safo", as a matter of fact for the first time in Islamic philosophy separate treatises on these problems have written. The ethical doctrine at them differ that they contemplated a problem not only from the Islamic point of view, but also other sights also served as preconditions for them.

Key words: Ikhvan-us-safo, ethics, view, reason, education, belief, conscience, religion

Сведения об авторе: Мирзоев Абдулхак - аспирант кафедры философии Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел: (+992) 93 7649074; e-mail: abuhomid@mail. ru

Information about the author: Mirzoev Abdulhak, postgraduate student of Philosophy chair in Tajik State Pedagogical University named after Sadriddina Ayni, tel. (+992) 93 7649074, e-mail: abuhomid@mail. ru

ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ЖЕНЩИН В ТАДЖИКСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (1924 1929гг.)

Зарифов Н.

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

Одной из центральных задач культурной революции после установления Советской власти считалась ликвидация неграмотности среди взрослого населения.

Ликбез в тот период (1924-1929 гг.) был таким вопросом, который необходимо было разрешить в первую очередь, он являлся основным звеном в огромной работе по освобождению женщин Таджикистана от пути многовекового рабства. Без ликвидации неграмотности невозможно было серьёзно говорить об освобождении женщины от религиозно-бытовой зависимости, о ее культурном и политическом воспитании, о вовлечении ее в ряды активных строителей нового общества.

В резолюции Среднеазиатского Бюро ЦК РКП (б) по вопросу о женском образовании в Средней Азии (марте 1925 г.) отмечалось: «В Средней Азии в условиях отсталости и сохраняющегося в быту средневекового рабства женщин вопрос о женском образовании является одной из огромнейших самостоятельных проблем в общей системе народного образования...

Основными задачами в деле о женском образовании на предстоящий период должны быть три: 1) привлечение девочек в школы соцвоса; 2) ликвидация неграмотности 3) подготовка женских культурных сил.

В работе по ликвидации неграмотности в первую очередь должны быть охвачены женские массы, организованные вокруг женотделов (делегатки, члены женских советов, союза «Кошчи», комсомолки, члены женских клубов), при этом, не вводя никаких ограничений в возрастном и количественном отношении»1.

Женщины в Таджикской АССР составляли основную часть неграмотных, его взрослого населения. Согласно сообщением журнала «Дониш ва омузгор» в июне 1926 года на территории Таджикской АССР проживал 365453 тыс. женщины и девушек2.

Ликвидация неграмотности в Таджикистане осуществлялось по двум путям: во -первых, проводилось обучение грамоте всего взрослого населения, в том числе женщин, и во - вторых, введением всеобщего обязательного обучения детей школьного возраста. Таким образом, в республике создавались специальные курсы по ликбезу для женщин.

1 Великий Октябрь и раскрепощение женщин Средней Азии и Казахстана (1917 - 1937 гг.). Сборник документов и материалов. - Москва: «Мысль», 1971. - С.71 - 72.

2 Дониш ва омузгор. - № 4. - Душанбе, 1926 . - С. 18.

В начале 1926 г. в Гарме была организована школа ликбеза, в котором в начале учились только 3 человека3. В 1925/1926 учебного года в Хороге также работала школа ликбеза для женщин, которую охватывало 30 человек. Выпускницы этой курсы Оимсултан Мамадомирова, Суратмох Нурмахмедова и другие потом долгие годы работали в сфере народного образования4.

Во всех документах в частности Декларация о раскрепощении женщин, и других нормативно-правовых актов направленных на уничтожение остатков рабского положения женщин, ограждающих ее права, а также в резолюциях принятая в декабре 1926 года на 1-ом Учредительном съезде Советов Таджикской АССР, прямо указывала, что путь к фактическому раскрепощению женщины-таджички лежит через ее просвещение5.

Обсуждая вопрос о развертывании работы по ликвидации неграмотности, съезд подчеркнул первоочередность задачи просвещения наиболее отсталой и угнетенной части населения - женщин, для которых грамота была вернейшим средством фактического раскрепощения, необходимой предпосылкой установления действительного равенства с мужчиной. Это позволило постепенно ликвидировать дискриминация женщин в обществе.

Республиканские конкурсы и культэстафеты, массовая агитационная разъяснительная и пропагандистская работа способствовали широкому привлечению женщин в школы и на курсы ликбеза.

В школах ликбеза женщины Таджикистана обучали не только грамоте, но и тому, как вести борьбу за новый быт, за свое освобождение от власти феодального строя и религиозного фанатизма. Обучение грамоте женщин в школах ликбеза являлось первым шагом на пути привлечения их к общественной жизни. Неслучайно этому вопросу было уделено большое внимание в январе 1927 г. на заседании Секретариата Оргбюро КП (б) Узбекистана в Таджикской АССР6. Оргбюро обсудив вопрос «Состояние работы партии среди женщин» указано, что основным шагом привлечения женщин - таджичек к новой жизни - есть ликвидация неграмотности. На основе решения Оргбюро, парторганизации республики основное внимание уделяли женскому образованию, в результате чего, начиная с 1927/1928 уч. года, все более стали появляться женские группы в школах ликбеза, а также улучшился вопрос охвата обучением девочек школьного возраста.

Правительство и Наркомпрос Таджикской АССР систематически занимались вопросом охвата обучения девочек школьного возраста, в результате чего год от года увеличилось число девочек и женщин в школах. Так, в 1927/1928 учебном году было привлечено 44 женщины в школы ликбеза. Из 143 девочек - 47 занимались в школах Горно - Бадахшанской автономной области7.

Большие успехи были достигнуты в районах Северного Таджикистана. Если в 1926/1927 учебном году в составе учащихся школ Ходжентского округа было 530 девочек, то в 1927/1928 учебном году их число увеличилось до 1228 человек, или почти на 150%8.

Однако вопрос вовлечения девочек в школы в Таджикской АССР был очень сложным. Пережитки феодально-байского отношения к женщине нередко препятствовали обучению в школах девочек и вынуждали их оставлять учебу, не оканчивать курс обучения. Другой причиной слабой работы сети женских школ ликбезов являлась нехватка кадров учительниц из среды местных национальностей. Неслучайно, в

3 Великий Октябрь и раскрепощение женщин Средней Азии и Казахстана (1917 - 1937 гг.). Сборник документов и материалов. - Москва: «Мысль», 1971. - С.355-356.

4 Обидов И. Очерки мухтасари маорифи халки Точикистон. - Душанбе, 1965. - С.25.

5 Искандарова Р. Ликвидации неграмотности - один из основных путей раскрепощения и политического просвещения женщин - таджик в первые годы советской власти. Ученые записки Душанбинский государственный педагогический институт им. Т. Г. Шевченко, Т. 61. - Душанбе, 1968, - С.49.

6 Сафаров Н. Деятельность партийной организации Таджикистана по развитию общеобразовательной школы в период построения социализм. Диссертация на саис. учн. степ. кан. ист. наук. - Душанбе, 1970. - С. 92.

7 Сафаров Н. указ. раб. - С. 93.

8 Из истории культурного строительства в Таджикистане. 1924-1941 гг. Сб. докум. Т. 1. - Душанбе, 1966, -С. 44.

апреле 1928 года третья сессия ЦИК Советов Таджикской АССР в своем решении отметило плохое состояние женского образования в республике9.

Учитывая сложившееся положение, Наркомпрос Таджикской АССР в 1928/1929 учебном году впервые открыл на курсах переподготовки учителей женское отделение по подготовке учительниц местной национальности для женских ликбезов и классов девочек школьного возраста, в котором занималось 23 человека10.

В эти годы первыми учительницами по обучению женщин и девочек Таджикистана были Озер Салванова, Суфтар-заде, Мастра Авезова, Саидова Зебо, Хасанова Фатима и другие11.

Увеличение числа учительниц местной национальности в дальнейшем способствовало улучшению женского образования. Например, если в предыдущем учебном году во всех школах ликбеза ликвидировали свою неграмотность 44 женщины, то в 1928/1929 учебном году их количество увеличилось до 170/180 человек, а число девочек охваченных начальной школой возросло соответственно с 454 до 2750 человек12.

Однако по причине слабого уровня знаний учителей, качество преподавания в женских школах желало много лучшего. В ряде из школ, некоторые предметы вовсе не преподавались.

Например, специальная школа ликбеза для женщин была организованна в Хороге. В ней обучались 9 женщин. Учительнице этой школы было всего 16 лет. Хотя она и пользовалась авторитетом среди женщин, но образование у нее было низким. Открыта была также школа для девочек, где учительницей и работала молодая комсомолка. Как в школе девочке, так в ликбезе обе учительницы не преподавали предмет арифметики, так как сами ее не знали13,- отмечалось в одном из отчетов женотделов ГБАО с работы среди женщин.

Знаменательно, что начиная с 1929/1930 учебного года в школах и на курсах ликбеза, постоянно увеличивается число женщин не только молодых, но и средних возрастов. Газета «Советский Таджикистан» за 21. 03. 1930 г. отмечает, что возраст женщин, об учащихся в ликбезе, колеблется между 25 - 40 годами. Понятно, что вовлечение женщин этих возрастов в школы ликбеза было наиболее трудным делом, ибо это были замужние женщины, женщины-матери, обременение семьей14.

Количество общеобразовательных школ для девочек в республике было незначительным. Об этом свидетелствуют следуюшая таблица15:

Женские школы соцвоса в Таджикской АССР

Областы и районы 1927-1928 гг. 1928-1929 гг.

Число учащихся Число учащихся

Курган- Тюбе 17 12

Куляб 25 50

Душанбе 8

Янгибазар 19

Лакай- Таджик 5

Каратаг 17

Пенджикент 17 36

Ура- Тюбе - 94

Гарм 14 17

Памир 82 162

Всего 195

9 Из истории культурного строительства в Таджикистане. 1924-1941 гг. Сб. докум. Т. 1. Душанбе, 1966, -С. 44.

10 Архив Институт политических исследований при ЦК Компартии Таджикистана. (Далее АИПИ ЦК КПТ) - Ф. 1. -Оп. - 1. - Д. - 915. - Л. 50.

и Там же, Ф. 1, оп. 1, д. 915, л. 66.

12 Из истории культурного строительства в Таджикистане. 1924-1941 гг. Сб. докум. Т. 1. Душанбе, 1966, - С. 150-151.

13 Из истории культурного строительства в Таджикистане. 1924-1941 гг. Сб. докум. Т. 1. Душанбе, 1966, - С. 150-151.

14 Искандарова Р. Ликвидации неграмотности - один из основных путей раскрепощения и политического просвещения женщин - таджик в первые годы советской власти. Ученые записки Душанбинский государственный педагогический институт им. Т. Г. Шевченко, Т. 61. - Душанбе, 1968, - С.58-59.

15 ЦГА РТ, ф. 17, оп. 1, д. 399, л.187.

Как видно из таблицы в 1928-1929 в республике всего было 10 женских школ и процент охвата девочек школьного возраста состовляло 0,79 %16. Число девушек в Ходжентском округе были охвачены школам намного больше, чем другие вилояты Таджикской АССР. В Ходжентском округе в 1926/1927 уч. год было 530 девочек, в 1927/1928 уч. году их число увеличилось до 122817. Основная причина слабости работы сети женских школ была нехватка учительских кадров (учительниц). В районах северного Таджикистана начиная с 1927-1928 учебного года было выведено, совместное обучение, мальчиков и девочек. Вопрос о совместном обучении мальчиков и девочек до 1929 года в центральных и южных территориях нынешнего Таджикистана практически не был разращён.

Несмотря на усилие партийных, и советских организаций Таджикистана, процент охвата девочек школами всеобуча женщин школами ликбеза оставался еще низким. В 1929/1930 учебном году, процент охвата женщин школами ликбеза составлял 4,7 %. Почти такая же картина была и в учебных заведениях системы профобразования, где женщин составляли лишь 10%18.

Таджикской АССР сильно отстаивалось от других советских республик. Таблица, составленная М. Р. Шукуровым, ярко иллюстрирует отставание Таджикской АССР от других республик Средней Азии на решающем участке культурного строительства - в

области народного просвещения (1926-1929)19

Наименование Основные звеня просвещения Численнос ть населения Годы Примечание

1925-1926 1929-1930

Узбекская ССР Общеобразователь. школы 4096483 933х 79078 2720

% грамотного населения 10,6 17,7 Этот показатель относится 1927 г.

Туркменская ССР Общеобразователь. школы. 855114 170 16900

% грамотного населения 12,5 15 За 1924- 1925 гг. сетью ликбеза было охвачено 23 тыс. чел.

Таджикская АССР Общеобразователь. школы 739503 71 156 546 25000

% грамотного населения

Киргизская авт. обл. Общеобразователь. школы 714648 250 15000 577 Данные за 1922-1923

% грамотного населения 15,1 18,3

Из приведённых данных ясно видно, что даже на фоне сильнейшей отсталости тогдашних республик, уровень даже элементарной отсталости таджиков был самым низким. После создания Таджикской АССР, благодаря большой работе партийных и государственных органов и ликвидации массовой неграмотности в республике, положение начало довольно быстро изменяться. Об этом свидетельствует следующая: в 1925/ 1926 учебном году насчитывалось 63 школы ликбеза (в предыдущем году их было 47) с 1496 учащимися, в 1926/1927 - 90 с 1963 учащимся, в 1927/1928 - 271 с 7400 учащимися, причем за последние два года они обучили грамоте: в 1928/1929 учебном году - 9400 человек20.

16 ЦГА РТ, ф. 17, оп. 1, д. 399, л.182.

17 Из истории культурного строительство в Таджикистане в 1924-1941 гг.- Сб. документов,Т.1.- С. 106.

18 Искандарова Р. - С.59.

19 Шукуров М. Р. Ликвидация культурного неравенства и развитие социалистической культуры Таджикистана (19171941),- М., 1966, - С. 38.

Х Вверху- численность школ, внизу - количество учащихся в них.

20 Каширина Т. В. Народное образование в Таджикистане в 1924-1932 гг. (Источниковедческий анализ документальных материалов). - Душанбе, 1986.- С. 101.

В 1928/1929 уч/г в Ходжентском округе работали 250 школ ликвидации безграмотности с контингентом учащиеся 7500 чел21. Таким образом, за пять лет сеть ликбеза увеличилась более чем в 17 раз, а контингент учащихся - в 11 раз. Грамоте за это время обучились 123 496 человек22.

Согласно сохранённым сведениям о половом и национальном составе учащихся школ ликбеза: в 1927/1928 учебного года 4886 мужчин и 44 женщины (или 0,9%), в 1928/1929 учебного года соответственно 9290 и 110, в 1929/1930 учебного года - 24246 и 2000 (или 7,6%)23. Следственно, в течении трехлетнего периода темпы вовлечения в учебу женщин значительно - примерно в 9 раз - превышали темпы охвата сетью ликбеза мужчин (4500% против 500%).

Несмотря на то, что в школах ликбеза основной контингент составляли таджики, большое внимание уделялось также делу ликвидации неграмотности среди трудящихся других национальностей, проживавших на территории Таджикской АССР. Прежде всего, узбеков, туркмен, киргизов и др. В 1929/1930 учебном году в школах ликбеза обучалось 18635 таджики, 6562 узбеки и 1649 лиц прочих национальностей24.

Независимо от существования огромных трудностей и недочетов, а также промахов и недостатки Республика в годы культурной революции достигла колоссальных результатов. Одним из главнейших достижений советской власти, несомненно, является раскрепощение женщин и ликвидация неграмотности среди населения. Оглядываясь назад, нельзя без благодарности не вспомнить, что основы, той светлой жизни женщин в современном Таджикистане, были заложены десятилетиями назад и что одной из славных вех на пути раскрепощения женщин была гигантская работа, проведенная Наркомпросом и другими советскими органами при активной поддержке широких масс населения, по ликвидации неграмотности, по вовлечению населения в культурное строительство.

Историография:

1. Архив Институт политических исследований при ЦК Компартии Таджикистана. (Далее АИПИ ЦК КПТ) - Ф. 1. - Оп. - 1. - Д. - 915. - Л. 50.

2. Великий Октябрь и раскрепощение женщин Средней Азии и Казахстана (1917 -1937 гг.). Сборник документов и материалов. - Москва: «Мысль», 1971.

3. Дониш ва омузгор. - № 4. - Душанбе, 1926 .

4. Искандарова Р. //Ликвидация неграмотности - один из основных путей раскрепощения и политического просвещения женщин - таджички в первые годы советской власти//. Ученые записки Душанбинский государственный педагогический институт им. Т. Г. Шевченко, Т. 61. - Душанбе, 1968.

5. Из истории культурного строительства в Таджикистане. 1924-1941 гг. Сб. докум. Т. 1. Душанбе, 1966.

6. Каширина Т. В. Народное образование в Таджикистане в 1924-1932 гг. (Источниковедческий анализ документальных материалов). - Душанбе, 1986.

7. Обидов И. Очерки мухтасари маорифи халки Точикистон. - Душанбе, 1965.

8. Сафаров Н. Деятельность партийной организации Таджикистана по развитию общеобразовательной школы в период построения социализма. Диссертация на соис. учен. степ. кан. ист. наук. - Душанбе, 1970.

9. Садыков М. С. Исторический опыт по строительству социализма в Таджикистане. - Душанбе, 1967.

10.Шукуров М. Р. Ликвидация культурного неравенства и развитие социалистической культуры Таджикистана (1917-1941),- М., 1966.

21 Эркаев М. Дар саргахи маориф. - Душанбе: «Ирфон», 1979. - С. 33.

22 ЦГА РТ, ф.360, оп. 1, д. 451, л.5.

23 Садыков М. С. Исторический опыт по строительству социализма в Таджикистане. - Душанбе, 1967. - С. 225. Он полагает, что в 1929 г. количества школ ликбеза выросло до 1172, а количество обучавшихся в них - до 30 000.

24 Садыков М. С. Исторический опыт по строительству социализма в Таджикистане. - Душанбе, 1967. - С. 225.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11.ЦГА РТ, Ф. 17, оп. 1, д. 399.

12.ЦГА РТ, Ф.360, оп. 1, д. 451.

13.Эркаев М. Дар сарга^и маориф. - Душанбе: «Ирфон», 1979.

ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ЖЕНЩИН В ТАДЖИКСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (1924 1929гг.)

Зарифов Н.

В данной статье рассматривается ликвидация неграмотности среди женщин в Таджикской Автономной Советской Республике. Автор на основе архивных материалов и данной периодической печати путем критического метода и сопостовительного анализа освещает проблему ликвидация неграмотности среди женщин в Таджикской АССР.

Ключевые слова: ликвидация неграмотности, женщина, культура, система образования, школа, народное образования, Народный комиссариат просвещения, Таджикской АССР, педагог, кадр, педагогически курсы, квалификация.

THE ERADICATION OF ILLITERACY AMONG WOMEN IN THE TAJIK AUTONOMOUS SOVIET REPUBLIC (1924-1929y. )

Zarifov N.

This article discusses the elimination of illiteracy among women in the Tajik. Autonomous Soviet Republic. Author on the basis of archival materials and periodicals data by critical method and compares the analysis of the issues related to the elimination of illiteracy among women in the Tajik Soviet Socialist Republic .

Key words: literacy, female, culture, education system , school, Education, People's Commissariat of Education, Tajik Autonomous Soviet Socialist Republic, teacher, staff, pedagogical courses, qualifications.

Сведения об авторе: Зарифов Насимджон - аспирант кафедры Истории таджикского народа, Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 98 7336833, e-mail: maorif [email protected]

Information about the author: Zarifov Nasimjon, postgraduate student of Tajik History chair in Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel. (+992) 98 7336833, e-mail: maorif [email protected]

ВКЛАД В.В.БАРТОЛЬДА В ТАДЖИКСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Хакназаров А., Мусоев А.

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

В Таджикистане работа по созданию научных центров и подготовки кадров в области образования и науки началось еще с 1925 года. По инициативу Ревкома Таджикской АССР был создан Общества для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами. В его состав вошли исследователи-энтузиасты, сотрудники Среднеазиатского государственного университета (САГУ) и Коммунистического университета народов Востока: А.А.Знаменский (председатель.), А.А.Семенов, Н.Л. Корженевский, М.С.Андреев, И.И.Бездека. Почётным его председателем был избран Нусратулло Махсум как Председатель Ревкома ТАССР и почетным членом, академик Василий Владимирович Бартольд.1

1 У истоков истории. К 130-летию со дня рождения Нусратулло Махсума.- Душанбе, 2011. С.475

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.