Научная статья на тему 'К вопросу локализации города Бунджиката и этимологии термина «Истаравшан»'

К вопросу локализации города Бунджиката и этимологии термина «Истаравшан» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
613
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / УСТРУШАНА / БУНДЖИКАТ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ВОПРОСЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ / ЭТИМОЛОГИЯ ТОПОНИМОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мирбабаев А., Рахимов Н., Гайбуллаева М.

On the Question of Localization of Bunjikat City and the Etimology of the Term Istaravshan A.Mirbabayev, H.Rahimov, M.Gaibullayeva Key words: historical geography, Ustrushana, Bunjikat, archeological researches, the question of localization, ethimology of toponyms The article deals with one of the most complicated and disputable problems of historical geography of Central Asia, the localization of Bunjikat, the capital city of the historical and cultural region of Ustrushana. This city is mentioned in many Middle Ages-written sources of the IX-XII centuries. The description of the city's parts, its architecture and topography as well as caravan ways leading to it are also mentioned. However, the scientists argued for a long time about locality. Some experts of the sources considered that Bunjikat was in Shahristan, where there is an archeological monument of Kalai Kahkaha, others assumed that Bunjikat was an early Middle Ages city of Ura-Tyube. However, only the description of the city seemed not enough to solve this disputable question. It was necessary to find the cultural stratum of life of this city and only this could be a proof. In the second half of the XXc. a large scale of archeological excavations were held under the guidance of academician N.N.Negmatov of the territory of Ustrushana. First, Negmatov considered that Bunjikat was in Ura Tyube, but the results of researches changed his point of view. A large three parts city of the IX-XII centuries was excavated on the territory of the ancient settlement Kalai Kahkaha 1-3. even after this finding there were also skeptics who argued the localization of Bunjikat in Shahristan. The authors of this article bring to light separate aspects of scientific discussion about the locality of the capital of Ustrushana. From the point of view of the authors, the Shahristan masterpieces of art (paintings, sculptures, carved trees, crafts) inherent only in a capital city and the excavated elements of the city architecture indisputably indicate that the capital of Ustrushana, Bunjikat was situated in Shahristan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу локализации города Бунджиката и этимологии термина «Истаравшан»»

,08- НОМАИ донишгох 1

ТАЪРИХ ИСТОРИЯ

А.Мирбабаев, Н.Рахимов, М.Гайбуллаева

К ВОПРОСУ ЛОКАЛИЗАЦИИ ГОРОДА БУИДЖИКАТА И ЭТИМОЛОГИИ ТЕРМИНА «ИСТАРАВШАН»

Ключевые слова: Историческая география, Уструшана, Бунд-жикат, археологические исследования, вопросы локализации, этимология топонимов В 563 г.н.э., после разгрома Эфталитского государства в результате сговора государства Сасанидов и Западно-Тюркского каганата, на обширной территории юго-западной части Центральной Азии наступил период феодальной раздробленности. Это привело к образованию ряда феодальных княжеств. Между ними разгорелась междоусобная война, чем и воспользовались арабы, установив в середине VIII в. свое господство на территориях Хорасана и Мавераннахра, вошедших в состав Арабского халифата. На востоке страны граница Халифата простиралась до города Тараза.

Источники IX-X вв. сообщают о более 40 княжеских уделах в Средней Азии, соперничающих между собой. Во главе таких уделов стояли хорошо зарекомендовавшие себя столетиями родовые феодальные семьи. Некоторые недальновидные княжеские дома для подавления своих соперников прибегали даже к военной помощи арабских дружин. В источниках мы находим названия и титулы правителей таких владений, как Сиджистан-шаха, Мервшаха, Кафсшаха, Мераншаха, Кабуланшаха, Дурав-шаха, Кашмиршаха,Тураншаха, Накшабаншаха, Канори Нишабу-

ра, Махуй Мерва Серахсшаха, Бахмана Абиверда, Аброза Нисы, Бараз Гарчистана, Фирузи Забулистана, Тирмизшаха, Шури Бамиа-на, Фируз Согда, Ихшид Ферганы, Ихшид ревшора, Гузганхудат, Хатлон Шох, Бухархудата, Тархан Самарканда, Ратбель Сиистана, Баразон Гурата, Пушандж, Кушания Маверанншахра, Шери Гарчистана, Низак Бадгиса и Тохара, Ябгу Тохара, Уструшана, Илак, Чач, Бадахшан, Чаганиан, Маймург, Хафтруд. Названия некоторых областей из-за плохого почерка прочесть не удалось (14,117).

Одним из среднеазиатских владений раннего средневековья была Уструшана, занимавшая левобережную часть бассейна среднего течения реки Сыр-Дарья. На западе граница Уструшаны простиралась до речки Санзар, которая несла свои воды несколько западнее границ современного города Джизака Узбекской Республики. Изучение письменных источников и археологические раскопки позволили осветить многие вопросы истории Уструшаны. Однако есть некоторые вопросы, которые требуют дополнительного исследования. К их числу относится и проблема локализации столицы области - города Бунджиката.

Проблема локализации столицы Уструшаны, города Бунджиката, в исторической науке имеет давнюю историю. Известный востоковед В.В.Бартольд ещё во время первого своего посещения Шахристана в 1894 г., обобщая свои впечатления об увиденных многочисленных археологических памятниках этого селения, писал что, «более подробное исследование Шахристана было бы крайне желательно» (3, 331). В другой своей известной статье «Несколько слов об арийской культуре в Средней Азии» В.В. Бартольд писал об археологических памятниках Шахристанской котловины. Учёный считал, что «древности этой области, менее всего затронутые арабскими элементами, вероятно, доставили бы нам драгоценные сведения об арийской культуре Туркестана». В этой статье учёный очень осторожно локализовал город Бунджикат в районе современного Шахристана, «в верстах 25 к юго-западу от Уре-Тюбе». «Мне при содействия местного участкового пристава, г-на Степанова, - писал В.В.Бартольд после посещения Шахристана в 1894 г., - удалось осмотреть эти развалины; мы нашли там несколько монет, которые потом

— п°- НОМАИ донишгох 5

оказались принадлежащими ко времени Исмаила (Саманида), и других предметов, между прочим стеклянные сосуды с изображением птиц, вероятно, домусульманского происхождения».. . (3, 331). К данной теме В.В. Бартольд вновь вернулся в 1899-1900гг. в своей главной работе «Туркестан в эпоху монгольского нашествия». На основе сведений большого корпуса арабо-персидских и таджикских географов учёный дал характеристику расположения Бунджиката - столицы средневековой Уструшаны, которое во многом совпадает с топографией современного Шахристана и его главной водной артерии - Шахристансая.

В самом деле, Бунджикат, в отличие от северных, восточных и южных рустаков Уструшаны, стоял в стороне от главных караванных путей. В одной из своих работ мы указали на вероятность расположения древней столицы Уструшаны в районе городища Мунчактепа у Фархадских скал (17,256). В конце III -начале IV вв., в связи с приходом на политическую арену воинственных эфталитов, уструшанские дехкане перенесли административный центр в более безопасный район, а именно в ущелье Шахристансая. В.В.Бартольд, основываясь на сведениях Ибн Хордадбеха и Кудамы, писал, что «от Сабата надо было ехать 2 фарсаха по равнине и потом 5 фарсахов вдоль реки, текущей от города; по обе стороны дороги находились горы, покрытые селениями». Исходя из этого, ученый сделал заключение: «... эти данные позволяют нам признать остатками столицы Уструшаны развалины Шахристана» (2, 223). Несколько позже тот же В.В.Бартольд сделал окончательно уже недвусмысленное заключение: «... Бунджикат - это и есть Шахристан» (4, 137). Известно, что к древностям Шахристана в 20-е годы XX в. неоднократно обращал внимание и А.А.Семенов. Вслед за В.В.Бартольдом он также помещал столицу Уструщаны - город Бунджикат - в Шахристане (29, 17).

Многие арабоязычные географы описали Бунджикат. Подробнее других был Ибн Хаукал, который писал: «Его главный город, в котором живет правитель - Бунджикат. Это город, в котором, по-видимому, около десяти тысяч мужчин. Постройки его из глины и дерева. У него есть внутренняя Медина, у которой

отдельная стена, и стена вокруг рабада, и вокруг них обоих -другая. У внутренней Медины двое ворот, одни из них называются Верхними, а другие - воротами Медины. Внутри Медины находятся соборная мечеть и кухандиз, а резиденция расположена в рабаде, в «чорсу эмира». Во внутренней Медине течет большой канал, на котором стоят мельницы. Тюрьма в кухандизе Медины, а сборная мечеть вне кухандиза. А его базары находятся и во внутренней Медине, и в рабаде. Стена рабада охватывает и сады, и виноградники, и посевы; все это - по эту строну стены и причисляется к городу, а то, что вне стены, относится к рустаку» (20).

Группа исследователей во главе с А.М.Беленицким ставила под сомнение локализацию Бунджиката в районе Шахристана под тем предлогом, что «конкретные топографические условия не по всем признакам совпадают с описаниями географов». Далее они пишут: «описание Бунджиката у арабских географов больше подходит к Ура-Тюбе, чем к городищам Шахристана, которые не могут быть остатками большого города» (5, 191).

В начале 50-х годов XX в. на территории Уструшаны начались археологические исследования. Первым исследователем, начавшим изучать археологические памятники Шахристана, стал Н.Н.Негматов, который также коснулся вопроса локализации столицы области. Прежде всего, он составил сводку письменных источников и предложенных востоковедами локализаций Бунджиката, в которой противостояли две точки зрения:

1) Бунджикат - современный посёлок Шахристан (В.В. Бартольд, И.Крамере, А.А.Семёнов, А.Е.Маджи, Б.Г.Гафуров и др.); 2) Бунджикат - город Ура-Тюбе, с 2003 года - Истаравшан (В.Томашек, С.Биль, М.Кастанье, В.Чейлытко, Е.Херсфелдь и др.).

В тот период Негматов Н. придерживался второй точки зрения и считал «более вероятным местонахождение столицы Уструшаны в Ура-Тюбе». Эта точка зрения была опубликована в одной из первых монографий Н.Негматова, изданной в 1957г. (20, 33). Исследование Н.Н.Негматова «Уструшана в древности и раннем средневековье» было написано на основе свода источников и письменной литературы. Данная работа и в качестве кандидатской диссертации была защищена им в марте 1953г. (19, 3).

Однако с лета 1955 г. под руководством Н.Н.Негматова начались широкомасштабные археологические работы в районе Шахристана. Н.Н.Негматову в 1956-1959гг. пришлось обследовать низовья Шахристансая и сопоставить их со сведениями арабских географов. От входа из Саватской степи, до самого Шахристана Н.Н.Негматов выявил серию холмистых бугров, представляющих собой остатки сторожевых укреплений. Наряду с другими задачами, эти сторожевые башни охраняли одну из средневековых дорог, по которой Истахри, Мукаддаси, Ибн Хаукаль и другие арабские географы из Савата добирались до Шахристана - города Бунджиката, столицы Уструшаны (22, 195). Однако, как мы уже упоминали, вопреки сведениям арабских географов, а также В.В.Бартольда, А.А.Семенова и других авторов, Н.Н.Негматов указал на Ура-Тюбе, как на вероятную столицу области Уструшаны. Автор писал: «Таким образом, на основании всего сказанного выше можно утверждать, что Бунджикат лежал на месте современного Ура-Тюбе, среди предгорий Туркестанского хребта, в красивой котловине, у подошвы трех возвышенностей: Тал, Муг и Калламанора, а цитадель его лежала на второй из упомянутых возвышенностей, которая в настояшее время носит название Мугтепе» (20, С.33).

На левобережной части Шахристансая были вскрыты древние и средневековые городища, четко были определены все части города, начаты раскопки остатков замков. Особенно результативными оказались раскопки руин дворца афшинов Уструшаны -городища Калаи Кахкаха II, где были открыты великолепные памятники архитектуры, живописи, резьбы по дереву и другие образцы прикладного ремесла, которые характеризуют Бунджикат как один из крупных центров средневековой Центральной Азии (8, 51). Эти и другие великолепные открытия позволили Н.Н.Негматову уже в 1966г. пересмотреть свой взгляд на Бунджикат как столицу раннесредневековой и средневековой Уструшаны. Он согласился с локализацией г.Бунджиката в районе Шахристана, отождествив с ним развалины городищ Калаи Кахкаха (21, 191-197).

Последующие археологические раскопки на городище Мугтепа не выявили остатков города периода IX-XV вв. на этом городище, в связи с чем возможность локализации Бунджиката, представляющего собой крупный и расчленённый на три отдельные части город, в Ура-Тюбе не получила подтверждения (22, 193). По замечанию Н.Н.Негматова, ещё одним преимуществом Шахристанской котловины было то, что она со всех сторон замкнута и являлась древней орошаемой зоной горной речки Шахристансай. К тому же, как удалось установить позже, Шахристанская котловина оказалась на редкость богата археологическими памятниками, в том числе замками.

На эти и другие преимущества Шахристана еще в 1950г. указала О.И. Смирнова, которая отмечала, что «...По внешнему своему виду городища (Калаи Кахкаха I и II) представляют не что иное, как именно городской шахристан» (30, 191).

Результаты археологических раскопок показали, что скопление большей части памятников приходится на рабад города, или Кахкаха III. В этой части города, расположенной в крайне юго-восточной части рабада Кахкаха III, в 80-х годах XX в. археологами П.Т. Самойликом и В. Джумаевым были исследованы мечеть с отчетливыми пережитками огнепоклонства и остатки квартала керамистов. Здесь же располагались и обжигательные печи (10, 62-71; 26; 28, 317-323).

В 70-х годах XX в. археолог А.И. Билалов исследовал историю орошения бассейна Шахристансая. Он выявил на обоих берегах этой горной речки более десяти остатков крупных магистральных оросительных каналов и несколько десятков арыков. На левом берегу сая, в районе замка Чильхуджра, он обнаружил остатки заброшенных корезов, водоприёмных колодцев, известных под названием «зиндон» - темница, и другие гидротехнические сооружения периода VII-IX вв. Автор подчеркивает, что сложность горного рельефа вынуждала древних ирригаторов расположить водоприемники каналов на удалении 5-6 км от городища Калаи Кахкаха II и других памятников Шахристана. А.И.Билалов, основываясь на сообщении Мукаддаси, также сумел воссоздать названия шести протоков реки Шахристансая: Сарин-

— "-М НОМАИ донишгох 5

протекавший через Шахристан, Буджан, Маджан, Сенгджан, Руйджаи, Сеибукджаи. Почти на всех каналах стояли мельницы, рисорушки (6, 22).

В письменных источниках Уструшана называется страной замков. По сообшению географа Якуби, в Уструшане было более 400 замков (2, 225). Это подтвердили и археологические раскопки. Помимо Чильхудржры, У. Пулатовым было вскрыто только в районе Шахристана еще более пяти других замков (25). Другие дошли до наших дней в виде земляных всхолмлений, отмеченных О.И.Смирновой в период разведочной экспедиции 1949 г. (30). Замки - жилища дехкан - являются признаком развития в зоне Шахристансая высокой культуры земледелия, в том числе садоводства и огородничества. Многие замки, например, Калаи Сар, расположены в глубине горных ущелий.

Таким образом, археологические раскопки выявили в Шахристанской котловине остатки большого города со сложной трехчастной структурой в центре хорошо орошаемой долины и окруженного многочисленными замками. И, казалось, это было принято учёным миром, но известный археолог Б.А.Литвинский увидел «слабые пункты предложенной Н.Н.Негматовым локализации Бунджиката на месте современного Шахристана» (15, 377). В то же время ни Литвинский Б.А., ни какой другой археолог не смогли предложить альтернативную локализацию. Как было отмечено нами выше, в Ура-Тюбе не были найдены культурные слои 1Х-Х вв., а на остальной территории исторической Уструшаны (в пределах совр.Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана) не был найден другой крупный город с остатками дворцов, украшенных великолепной настенной живописью и резным деревом, который мог бы претендовать на статус столичного города. К началу XXI столетия можно считать разрешённым один сложный вопрос исторической топографии Центральной Азии (24, 136-144).

Одной из причин сложности разрешения вопроса локализации Бунджиката была определённая путаница в применении термина «Истаравшан». Этот топоним часто использовался одновременно как название всей области и её столицы. Например, в 1975 году

один из авторов этой статьи в составе Таджикского историко-культурного отряда (ТИККО) имел возможность посетить селение кулябской зоны - Ховалинг, в прошлом город Мунк. Во время расспросов один из жителей селения сообщил, что в их совхозном гараже хранятся деревянные расписные балки сельской мечети, снесенной при строительстве на этом месте совхозного тракторного парка. Среди членов отряда имелись ученые с хорошим знанием арабской графики и арабского языка. Согласно начертанной на одной из балок дате мечеть была возведена в 1921 -1922г. группой мастеров из Уструшаны. На балке было написано красивым каллиграфическим почерком следующее: «амали устохои Истравшани» (дело рук уструшанских мастеров). Несколько ранее в кишлаках Бальджуан, Ромит, Вистон и других горных селениях Южного Таджикистана археографический отряд во главе А.Мухтарова находил работы уструшанских мастеров.

До недавнего времени среди таджикского населения Ура-Тюбе устойчиво сохранялся топоним «Истаравшон», наряду с названием Уротеппа как название города, что и послужило основой для появления тождества Бунджикат- Истаравшан -Уротеппа.

Весьма дискуссионной также остается сама этимология термина «Уструшана» (Истравшан). В китайских источниках эта область известна под названием Цао Восточное, или Судуй-Ша-на (9, 290). В китайской хронике Таныпу (эпоха династии Тан, 618-907), кроме Судуйшана, приводятся также названия Шуайдушана, Судушины и др.(20, 15). В арабо-персидских источниках 1Х-Х вв. мы сталкиваемся с более чем десятью вариантами названия области.

Н.Н.Негматов, основываясь на сообщении И.Кастанье и народной этимологии, полагает, что термин «Уструшана» происходит от названия «светлой звезды» или «яркой звезды». В согдийских документах, обнаруженных из крепости Муг, слово «Уструшана» написано в форме «истуршан». Лингвистам О.И. Смирновой и В.А. Ливщицу, в основном, основываясь на таком правописании, удалось установить наиболее правильное значение слова (20, 15). О.И. Смирнова полагает, что слово «Равшан» является именем ангела 18-го дня авестийского календаря и

— 116НОМАИ донишгох__„J

переводится как справедливый - одил. (31, 93). A.A. Фрейман, в основном, согласен с трактовкой О.И. Смирновой (33, 34). Как произношение, так и значение этого слова со временем менялись. Например, в трудах Беруни восемнадцатый день согдийцев назван «рашн», «расн»(7, 74). Ю. Якубов полагает что «Рашан» являлся покровителем Уструшаны (34, 96).

Авторы этой статьи полагают, что китайская передача Истаравшана в форме «Суйдушана» является не чем иным, как согдийской передачей названия ранней утренней звезды Сириус.

По мнению молодого исследователя топонимов Уструшаны А.Аюбова, термин «Истаравшан» состоит из двух частей: «ист/р/ »-звезда, ангел и «равшан/рашн»-яркий (1, 15). По происхождению топонима «Уротеппа» также существуют весьма противоречивые мнения. Например, известный ученый-филолог С. Султанов в 80-ых годах XX в. в серии своих популярных литературных статей на страницах молодежной газеты «Джавонони Тоджикистон» уверял своих читателей, что термин «Уротепа» происходит от названия древневосточного государства Ур.

Пожалуй, больше прав на существование имеет мнение о происхождении названия города от характера рельефа («ура» - яма, «теппа» - холм). Действительно, город сложился в глубокой впадине, окружённой холмами Тал, Муг и Каламанора. Древний и средневековый город Уратюбе сформировался на полукотловине и покатистых склонах упомянутых трех холмов, по средней части которых несла свои воды бурная речка Каттасай. В свете археологических материалов последних лет древний античный город Бага можно уже твердо локализовать в районе городища Мугтеппа. Топонимы Багкат, Фагкат, Вагкат - тождественны (23, 55). В качестве примера можно сослаться на известные топонимы Багдад, Баку и др., основу топоформата которых также составляло слово «фаг» (согд. идол-бог). Вспомним, что Фирдоуси также называл разукрашенного идола словом «фаг». Часть фрагмента архитектуры святилища-«Дом бога» - был раскопан на городище Мугтеппа одним из авторов этой статьи (27, 15). «Фагкат - Дом бога» существовал в каждом городе и в каждой семье. Только в области раннесредневекового Чача имелось несколько топонимов

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

с названием «фаг» (12, 270). Или же в той же Уструшане, на границе с Согдом, находился город Хушуфагн. Нам представляется, что близка к истине трактовка О.И. Смирновой, которая считает, что Багкат или Вагкат дословно означает «Жилище бога». Она полагает, что в Вагкате находилось одно из крупнейших святилищ Уструшаны (30, 102). Подводя итог работе археологов в районе исторического Бунджиката и современного Шахристана под руководством H.H. Негматова, хочется отметить, что за десять лет работ археологов (с 1965 по 1975 гг.) на городище Калаи Кахкаха I и П были раскопаны дворцово-культовые комплексы с богатой расписной живописью, резным деревом, в том числе 70 деталей живописных сцен и около 200 фрагментов обугленного резного дерева. Среди них много десятков подлинных шедевров искусства, имеющих мировое значение, как например, «волчица, кормящая двух младенцев» и др. Наряду с дворцом, велись раскопки самого Шахристана - города Бунджиката, где удалось вскрыть храм и их мечеть У11 - IX вв. Весьма результативным было изучение остатков ирригационных сооружений бассейна Шахристансая, ставших основой крупной земледельческой и городской цивилизации с бесспорной столицей - Бунджикатом.

В течение всего колониального периода (1866-1917) Уратюбинский район входил в состав Сырдарьинской области под названием «Уратюбинское общественно-хозяйственное управление с центром в городе Уратюбе» (16, 8). Такой порядок управления продолжался до 1917г. В 1924 Уратюбинский вилает в составе города Уратюбе, Шахристана, Ганчи, Дальяна, Басманды, Матчи и др., в количестве 181 населенного пункта вошёл в состав Таджикской АССР. На третьем съезде Советов Уратюбинского вилаета, состоявшемся 10 октября 1924г. (16, 10), было принято решение о переименовании Уратюбинского вилаета в Истаравшанский. Данное решение было утверждено Ревкомом Таджиксой АССР от 14 февраля 1925г. (16, 10). Тем самым местные власти реанимировали исконное историческое название области.

Термин «Истаравшан» еще раз получил правовой статус в начале тридцатых годов XX в. Постановлением ЦИК и СНК Таджикской ССР от 29 августа 1930г. город Ура-Тюбе получил

— 118 ~С НОМАИ донишгох )

статус города республиканского подчинения. Однако в 2001г. Указом Президента Республики Таджикистан город Ура-Тюбе был переименован в город Истаравшан Согдийской области. Это произошло с подачи академика А.Мухтарова, без предварительного обсуждения вопроса в периодической печати, что мало соответствует исторической традиции (16, 11). Истаравшан последние 1600 лет всегда являлся названием историко-культурной области, а не города; столица области называлась Бунджикат, локализуемый на территории современного Шахристана, другой город области - Багкат, с XIV века и до начала XXI в. назывался Ура-Тюбе (ныне это город Истаравшан).

ЛИТЕРАТУРА

1. Аюбов А.Р. Топонимы Уструшаны. - Санкт-Петербург, 2009.

2. Бартольд В.В Соч. Т.1.-М., 1963

3. Бартольд В.В. Соч. Т.11.Ч.1.-М., 1964

4. Бартольд В.В Соч. Т.З.-М., 1965

5. Беленицкий A.M., Бентович И.Б., Большаков О.Г.Средневековый город Средней Азии. - Л., 1973

6. Билалов А.И. Из истории ирригации Уструшаны,- Душанбе, 1980

7. Бируни А. Осор-ул-бокия,- Душанбе, 1991

8. Воронина В. Л., Негматов Н.Н. Открытие Уструшаны // Наука и человечество 1975,- М., 1975

9. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история,- М.,1972

10. Джумаев В. О раскопках в квартале керамистов Бунджиката в 1982г.-APT.- Вып. XXII.- Душанбе, 1990

11. История таджикского народа. — Т.1.- Душанбе, 1963

12. История таджикского народа.-Т.2 - Душанбе, 1999

13. История Самарканда. - Ташкент, 1969

14. Каримов О., Холджураев X, Мирбабаев А. История таджикской дипломатии. - Худжанд, 2008

15. Литвинский Б.А. Бободжан Гафурович Гафуров и его труд // Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. - Кн. 2. -Душанбе, 1989

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ" -11916. Масов P.M.Административно-территориальное деление Истаравшана //Очерки по истории Истаравшана/Ура-Тюбе/.-Душанбе, 2002

17. Мирбабаев А.К. Дахмаки Курката: Раскопки и исследования// Древняя Уструшана: города, их локализация и хронология.-Душанбе, 2003

18. Мухтаров А. Хроника полевых работ отряда сектора истории средних веков (1963-1973)// APT. - Вып. XIII.-Душанбе, 1977

19. Негматов Нуман Негматович. - Душанбе, 2007

20. Негматов H.H. Уструшана в древности и раннем средневековье.-Сталинабад, 1957

21. Негматов H.H. Локализация столицы Уструшаны города Бунджиката // Негматов H.H., Хмельницкий С.Г. Средневековый Шахристан. - Душанбе, 1966

22. Негматов H.H., Хмельницкий С.Г. Средневековый Шахристан. Душанбе, 1966

23. Негматов H.H. Древние уструшанские города и проблема их локализации// Древняя Уструшана: города, их локализация и хронология. - Душанбе, 2003

24. Негматов H.H. Ещё раз о локализации Бунджиката (по поводу возражений О.Г.Большакова и Д.Довутова)// АРТ.-Вып.ХХУ1. -Душанбе-Худжанд, 2005

25.Негматов Н., Хмельницкий, С.П., Пулатов У. Замок Тоштемир-теппа и Тирмизак-теппа. - Душанбе, 1973

26. Рахимов Н.Т. Исследования в гончарном центре Бунджиката// APT.- Вып. 24. - Душанбе, 1993

27. Рахимов Н.Т. Очерки средневековой истории Вагката - Ура-Тюбе (Х-ХУ1вв.)- Худжанд, 2004

28. Самойлик П.Т. О работах в районе обжигательных печей Бунджиката в 1975г.//АРТ,- Вып.ХУ.-Душанбе, 1980

29. Семенов A.A. Материальные памятники арийской культуры в Средней Азии// Таджикистан,- Тошкент, 1925

30. Смирнова О.И.Археологические разведки в Уструшане. в 1950г./ / Материалы и исследования по археологии СССР.-№37.-М.-Л., 1953

31. Смирнова О.И.Места домусульманских культов Средней Азии/ по материалам топонимики// Страны и народы Востока. Вып.Х- М., 1971

— НОМАИ ДОНИШГОХ 3

32. Смирнова О.И. Места до мусульманских культов в Средней Азии/ / Страны и народы Востока.- Вып.Х.-И., 1971

33. Фрейман A.A. Описание, публикации и исследование документов с горы Муг.-М.,1962.

34. Якубов Ю. К исторической топонимике городов Уструшаны//Роль Истаравшана в истории цивилизации народов Центральной Азии. -Душанбе, 2002

К вопросу локализации города Бунджиката и этимологии термина «Истаравшан»

А.Мирбабаев, Н.Рахимов,М.Гайбуллаева

Ключевые слова: Историческая география, Уструшана, Бунджикат, вопросы локализации, этимология топонимов

Статья посвящена одной из сложных и спорных проблем исторической географии Центральной Азии - локализации столицы историко-культурной области Уструшана - города Бунджиката. Этот город упоминается во многих средневековых письменных источниках 1Х-ХПвеков, имеются и описания его частей, архитектуры и топографии, а также караванных дорог, ведущих к нему. Однако ученые долгое время спорили по поводу его местонахождения. Одни знатоки источников считали, что Бунджикат находился в Шахристане, где есть археологический памятник Калаи Кахкаха, другие полагали, что Бунджикат - этораннесредневековый Ура-Тюбе. Однако только описание города оказалось недостаточным для решения спорного вопроса. Необходимо было найти культурные слои жизни этого города и только это могло стать доказательством. Во второй половине XX в. на территории Уструшаны были проведены крупные археологические раскопки под руководством Н.Н.Негматова. Вначале Негматов считал, что Бунджикат находился в Ура-Тюбе, однако результаты исследований изменили его позицию. На территории городищ Калаи Кахкаха 1-3 был раскопан большой трехчастный город 1Х-ХП веков. Даже после этого были ещё скептики, оспаривающие локализацию Бунджиката в Шахристане. Авторы статьи освещают отдельные стороны научной дискуссии о местонахождении столицы Уструшаны. По мнению авторов, шахристанские шедевры искусства (живопись.

скульптура, резное дерево, ремесленные изделия), присущие только столичному городу, и раскопанные элементы городской архитектуры, бесспорно, указывают на то, что столица Уструшаны -Бунджикат - находилась в Шахристане.

On the Question of Localization of Bunjikat City and the Etimology of the Term "Istaravshan "

A.Mirbabayev, H.Rahimov, M. Gaibullayeva

Key words: historical geography, Ustrushana, Bunjikat, archeological researches, the question of localization, ethimology of toponyms

The article deals with one of the most complicated and disputable problems of historical geography of Central Asia, the localization of Bunjikat, the capital city of the historical and cultural region of Ustrushana. This city is mentioned in many Middle Ages-written sources of the IX-XII centuries. The description of the city s parts, its architecture and topography as well as caravan ways leading to it are also mentioned. However, the scientists arguedfor a long time about locality. Some experts of the sources considered that Bunjikat was in Shahristan, where there is an archeological monument of Kalai Kahkaha, others assumed that Bunjikat was an early Middle Ages city ofUra-Tyube. However, only the description of the city seemed not enough to solve this disputable question. It was necessary to find the cultural stratum of life of this city and only this could be a proof In the second half of the XXc. a large scale of archeological excavations were held under the guidance of academician N.N.Negmatov of the territory ofUstrushana. First, Negmatov considered that Bunjikat was in Ura - Tyube, but the results of researches changed his point of view. A large three parts city of the IX-XII centuries was excax'ated on the territory of the ancient settlement Kalai Kahkaha 1-3. even after this finding there were also skeptics who argued the localization of Bunjikat in Shahristan. The authors of this article bring to light separate aspects of scientific discussion about the locality of the capital of Ustrushana. From the point of view of the authors, the Shahristan masterpieces of art (paintings, sculptures, can'ed trees, crafts) inherent only in a capital city and the excax'ated elements of the city architecture indisputably indicate that the capital ofUstrushana, Bunjikat was situated in Shahristan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.