Научная статья на тему 'ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ФОРМИРОВАНИЯ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ ТАДЖИКИСТАН В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ'

ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ФОРМИРОВАНИЯ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ ТАДЖИКИСТАН В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пираков Хаит Муродович

В статье рассматривается история становления судебной системы Таджикистана в первые годы советской власти, показаны функции и назначение первых судебных органов-шестых и окружных народных судов, кассационного суда, казийский суд и др. судебные инстанции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASES FORMATION OF THE JUDICIARY OF TAJIKISTAN IN THE EARLY SOVIET YEARS

The article deals with the history of formation of the judicial system in Tajikistan in the early years of Soviet power, shows the function and purpose of the first judicial district and sixth people's courts, the court of cassation, the court and other kaziy courts.

Текст научной работы на тему «ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ФОРМИРОВАНИЯ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ ТАДЖИКИСТАН В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ»

ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ФОРМИРОВАНИЯ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ ТАДЖИКИСТАН В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ

ВЛАСТИ

Пираков Х. М.

Институт философии, политологии и права имени А. М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан

Наркомат юстиции был первой юридической структурой, созданной советским государством. На второй день после свершения Великой Октябрьской Социалистической революции Второй съезд советов принял декрет об образовании Советского правительства. Одним из его народных комиссариатов и стал Наркомат юстиции.

1 ноября 1917 г. Советская власть была установлена в Ташкенте. Вслед за Ташкентом революция победила на всей территории Туркестанского края, в том числе в Ходженте, Ура-Тюбе, Исфаре, Шурабе и других частях Северного Таджикистана. На Памире Советская власть была установлена несколько позже-в конце 1918 и в начале 1919 г.

12 декабря 1917 г. СНК Туркестанского края издал приказ, в котором объявлялось, что, «согласно постановлению Совета Народных Комиссаров Российской Республики, упраздняются существующие ныне общие судебные учреждения, такие как: окружные суды, судебные палаты и военные суды всех наименований» [4, с. 88-89].

По этому приказу окружные суды и мировые судьи упразднялись окончательно. Участковые суды стали избираться на основании прямых демократических выборов, хотя районные, волостные и уездные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов тоже были вправе назначать участковые суды.

Особо отметим, что приказом ТАССР №228 от 17 июля 1918 СНК Туркестанского края от 17 декабря 1918 г. был организован Временный народно-революционный суд, при котором были учреждены Совет присяжных в составе 15 человек и следственная комиссия.

Впервые 13 марта 1918 г. на территории нынешнего Таджикистана (при Ходжентском Совете) был учрежден революционный трибунал, который состоял из председателя, двух заместителей и шести очередных судей - заместителей на каждую сессию. Поскольку северные части Таджикистана входили в Туркестанский край, Ходжентский ревтрибунал в своей работе руководствовался инструкцией о функциях революционного трибунала, принятой Ташкентским Советом.

Кассационной инстанцией и органом надзора над революционными трибуналами была особая судебная коллегия при ТуркЦИКе. Кроме ревтрибуналов, действовали также военные трибуналы и военно-железнодорожные трибуналы.

В июне 1918 г. СНК Туркестанской республики создал при комиссариате юстиции Комиссию по организации новых советских судов. Комиссия разработала проект инструкции об организации и действии местных народных судов Туркестанской республики, данная инструкция была утверждена ЦИК Туркестанской АССР 16 ноября 1918 г. Инструкция предусматривала организацию следующих судебных учреждений: местных народных судов, облсовета местных народных судов, окружных народных судов и Туркестанского кассационного суда.

По инструкции число судебных участков местного народного суда для каждого города и уезда устанавливалось в соответствии с прежними участками местных народных судов. Инструкция допускала разделение местного народного суда на суд по гражданским и на суд по уголовным делам. Местный народный суд рассматривал все гражданские дела и уголовные дела, за исключением дел, подсудных окружным судам и ревтрибуналам [6, с. 26 ].

Областной совет местных народных судей, который создавался в каждой области из постоянных местных народных судей данной области в составе не менее 6 человек, являлся постоянной кассационной инстанцией по делам, решенным местными народными судами.

Члены облсовета сами избирали постоянного председателя. В каждом облсовете, кроме постоянных народных судей, имелось 4-5 добавочных судей. Облсовет имел право отменять приговоры и решения и решения нижестоящих судов.

Окружные народные суды учреждались в каждой области для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного народного суда, кроме того, рассмотрению окружных народных судов подлежали также дела, направленные им революционным трибуналом.

Окружной народный суд рассматривал уголовные дела в составе одного председателя, члена суда, 12 очередных и 2 запасных заседателей, а гражданские дела - в составе одного члена суда, 4 очередных и одного запасного заседателя.

Кассационной инстанцией по делам, разрешенным окружными народными судами, был организованный в г. Ташкенте Туркестанский кассационный суд, который и являлся высшим органом судебного контроля в отношении местных народных судов.

Согласно Положению, окружные народные суды, представляющие излишнее звено, были ликвидированы, и все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, подсудных ревтрибуналам, стали рассматриваться в народных судах.

Следует согласиться с профессором Ф. Тахировым, что старая судебная система в Северном Таджикистане в основном была ликвидирована только весной 1919 г., хотя такие судебные учреждения, как казийские суды, просуществовали вплоть до 1928 г. [4, с. 90-91].

3 ноября 1922 г. ВЦИК принял «Положение о судоустройстве РСФСР», которое имело большое значение для дальнейшего развития и укрепления суда как в самой России, так и в нынешних странах, расположенных на территории Центральной Азии. В соответствии с этим Положением было подготовлено Положение о судоустройстве Туркестанской АССР, которое декретом ЦИК Туркестанской АССР от 14 декабря 1923 г. было введено в действие. Это положение установило нижеследующую судебную систему:

- народный суд, рассмотрению которого подлежала основная масса уголовных и гражданских дел. В этих судах судья рассматривал дела как единолично, так и с участием народных заседателей;

- областной суд, являвшийся кассационной инстанцией для народных судов и судом первой инстанции по делам, которые ранее рассматривались народными судами с участием шести народных заседателей. Областной суд возглавлял все судебно-следственные учреждения области;

- Туркестанское отделение Верховного Суда РСФСР, действовавшее в составе Президиума, кассационной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по уголовным делам [3, с. 57].

В связи с учреждением Туркестанского отделения Верховного Суда РСФСР ему были переданы функции Верховного трибунала при ЦИКе Туркестанской АССР и высшего судебного контроля НКЮ ТуркАССР.

Таким образом были ликвидированы и Верховный трибунал при ТуркЦИКе, и областные революционные трибуналы, а их функции перешли Туркестанскому отделению Верховного Суда РСФСР и областным судам соответственно.

Как было выше сказано, наряду с народными судами в Туркестане некоторое время существовали казийские суды. Сохранение казийских судов было обусловлено бытом и культурой народов Туркестана, в том числе Северного Таджикистана, которые веками были построены на религиозной основе, а шариат столетиями внедрялся в сознание народа этого региона.

4 марта 1919 г. ТуркЦИК издал приказ, согласно которому «всякого рода дела, подсудные до сего времени суду казиев в случае словесного или письменного заявления о желании хотя бы одной из сторон (потерпевшего, обвиняемого, истца, ответчика) перенести свое дело из мусульманского суда на рассмотрение суда народного, - должны быть обязательно в недельный срок передаваемы казнями, их съездами в народные суды республики для нового рассмотрения этих дел по существу. Требования о передаче дел могут быть заявлены во всяком положении дела, но не позднее месячного срока со дня постановления приговора или решения не только в мусульманских судах, где разбиралось дело, но и в местных народных судах, которые в этом случае обязаны истребовать подлинное дело из мусульманского суда и рассмотреть его по правилам суда народного» [1, с. 24].

СНК Туркестанской Республики своим постановлением от 17 июня 1919 г. сначала упразднил казийские суды, но в 1921 г., в силу вышеназванных причин и принимая во внимание существовавшее в 1921 г. военное положение, частично восстановил эти суды.

Казийскому суду были подсудны дела коренного населения, вытекающие из семейного права, наследственного права, разрешение споров о правах пользования землей в пределах норм, установленных Положением о трудовом землепользовании. Казии рассматривали те уголовные и гражданские дела, которые не входили в подсудность народного суда.

Съезды казиев, как вышестоящая (апелляционная) инстанция для казийских судов, состояли из 3-6 судей, собирались не реже одного раза в месяц и рассматривали жалобы на решения и приговоры казийских судов. Кассационной инстанцией для казийских судов являлся мусульманский отдел Совета народных судей.

Деятельность казийских судов была под особым присмотром местных Советов. Для этого 23 декабря 1922 г. За №167 постановлением ТуркЦИКа и Совета Народных Комиссариатов было принято «Положение о казийских судах».

Согласно этому Положению, для рассмотрения в казийских судах как уголовных, так и гражданских дел обязательным условием являлось согласие сторон. При нежелании хотя бы одной стороны дело передавалось в народный суд (ст.2 Положения о казийских судах).

Положение, ограничивая подсудность казийских судов, ликвидировало апелляционную инстанцию и заодно поставило деятельность казийских судов под контроль народных судов.

Среди коренного населения день ото дня поднимался авторитет народных судов, и тем самым население все реже обращалось к казийским судам, особенно по уголовным делам [6, с. 26].

Согласно постановлению ЦИК и СНК ТуркАССР от 1924 г., все уголовные дела были изъяты из ведения казийских судов и переданы на рассмотрение народных судов.

20 сентября 1924 г. V Всебухарский Курултай Советов по инициативе РКП (б) принял решение о национально - государственном размежевании республик Средней Азии. В результате этого «грубого и несправедливого исторического размежевания» была образована Таджикская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе Узбекской ССР [5].

Для наблюдения за революционной законностью, а также для организации руководства и инструктирования судебных учреждений, прокуратуры, органов следствия постановлением Ревкома Таджикской АССР был создан Народный Комиссариат Юстиции Таджикской АССР.

23 марта 1924 г. малый Президиум ЦИК Советов УзССР постановил создать отделение Верховного Суда УзССР в Таджикской АССР, и тогда же было утверждено Временное положение о Таджикском отделении Верховного Суда УзССР. Ревком Таджикской АССР предложил НКЮ и Верховному Суду немедленно приступать к организации народных судов и следственных участков. Уже в середине 1926 г. существовало 13 народных и 4 окружных суда.

Таким образом, до упразднения Таджикского отделения Верховного Суда УзССР на территории Таджикской АССР были созданы следующие советские судебные учреждения: народные суды, окружные суды, Таджикское отделение Верховного Суда УзССР.

Высшим судебным органом Таджикской АССР являлось Таджикское отделение Верховного Суда УзССР. При нем существовали такие структуры: Президиум отделения, кассационная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по уголовным делам. Таджикское отделение Верховного Суда УзССР не имело гражданской коллегии. Все рассмотренные окрсудами гражданские дела по жалобам или протестам направлялись в Верховный Суд УзССР, расположенный в городе Самарканде.

Кассационная коллегия по уголовным делам рассматривала кассационные жалобы и протесты на приговоры окружных судов, а судебная коллегия по уголовным делам Таджикского отделения в порядке первой инстанции рассматривала отнесенные к ее подсудности уголовные дела.

Вместо упраздненного Таджикского отделения Верховного Суда УзССР постановлением ЦИК Таджикской АССР от 19 июня 1927 г. был организован Главный Суд Таджикской АССР, а в вилоятах - уполномоченные Главсуда, вместо ликвидированных окружных судов. Главный Суд осуществлял свою деятельность на правах окружного суда, распространяя ее на всю территорию Таджикистана. Надзор

над народными судами и общее руководство было возложено на Главный Суд. Главный Суд являлся кассационной инстанцией по делам, рассмотренным народными судами республики; судом первой инстанции в отношении тех дел, которые законом были отнесены к ведению окружных судов. Главный Суд Таджикской АССР действовал в составе Пленума, Президиума, судебной и кассационной коллегии по уголовным и гражданским делам.

Хотя в вилоятах и Горно-Бадахшанской автономной области находились уполномоченные Главного Суда, однако вскоре постановлением ЦИКа Советов Таджикской АССР институт уполномоченных Главного Суда был упразднен и вместо них было созданы постоянные сессии повилоятам. Верховный Суд УзССР был высшим судебным органом, осуществляющим контроль над всеми судебными учреждениями как УзССР, так и Таджикской АССР.

Такая судебная система в Таджикской АССР существовала до 1929 г., т.е. до вхождения Таджикистана в состав Союза ССР в качестве союзной республики.

В первые годы существования Таджикской АССР, наряду с вновь созданными советскими судами сохранялись и казийские суды. Для их функционирования, постановлением Ревкома Таджикской АССР было введено в действие «Положение о шариатских судах казиев Таджикской республики». Согласно Положению, казийские суды могли быть учреждены только по желанию большинства населения (ст. 1).

Количество и распределение казийских судов по вилоятам определялось окрсудом и утверждалось Ревкомом Таджикской АССР. Согласно Положению, в каждом вилояте избиралось не более трех казиев и столько же кандидатов в казии. Советское правительство Таджикской АССР принимало меры по усилению контроля над судами казиев, поэтому Ревкомом Таджикской АССР было принято новое «Положение о судах казиев Таджикской АССР», после чего было отменено Положение о шариатских судах казиев Таджикской республики. Такие мероприятия были направлены к вытеснению казийских судов. Согласно «Положению о судах казиев», из ведения казийских судов полностью были изъяты уголовные дела и оставлена им подсудность гражданских дел по искам, не превышающим 500 рублей и дела брачного, опекунского и наследственного права.

К началу 1927 г. в Таджикской АССР действовали 15 казийских (шариатских) судов, и эти суды все еще оставались действующим судебным учреждением и выполняли по существу функции мировых судей. Но, тем не менее, в 1927 г. шел процесс вытеснения казийских судов: если в начале 1927 г. существовало 15 казийских судов, то после 1 апреля их осталось всего 5 на всю Таджикскую АССР. Ввиду формального прекращения обращения населения к казийским судам, ЦИК и СНК Таджикской АССР своим постановлением от 30 июля 1928 г. упразднили казийские суды. Что же касается казийских судов на территории северных районов Таджикистана, в то время находившихся непосредственно в составе Узбекской ССР под названием Ходжентского округа, то они находились в аналогичном положении. Ходжентский казийский суд, как и все существовавшие на территории Узбекской ССР казийские суды, ввиду прекращения обращаемости населения, был упразднен постановлением ЦИК и СНК Узбекской ССР от 18 февраля 1928 г. [1]

После преобразования Таджикистана в союзную республику были изменены и судебные органы. Теперь в Таджикистане был образован Верховный Суд - высший орган судебного надзора. Он состоял из Пленума Президиума, судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам. В Таджикской ССР постановлением ЦИК и СНК Таджикской ССР были введены джамаатские суды, которым были подсудны те же категории споров, что и казийским судам до 1928 г. Конституция СССР 1936 г. отнесла регулирование судоустройства к ведению СССР. В августе 1938г. был принят Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в соответствии с которым, в Таджикский ССР действовали три звена судов: а) народные суды; б) областные суды; в) Верховный Суд Таджикской ССР. На оснований вышеизложенного можно сделать следующие выводы: - до Октябрьской революции на территории Таджикистана правосудие осуществлялось отдельными лицами - эмиром, кази - каляном, раисами во главе с ишан-раисом - блюстителем шариата, Куш-беги, беками и амлякдарами, т.е. теми, кто имел

эти должности. Позже действовали и казийские суды (в Восточной Бухаре -центральные и южные части Таджикистана) и царские суды (в Туркестанском генерал-губернаторстве - северные части Таджикистана);

- декрет о суде №1, принятый 22 ноября 1917 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР, стал основой для создания, формирования и функционирования судебных органов на территории нынешнего Таджикистана;

- казийские суды существовали еще определенное время, при этом при осуществлении правосудия они руководствовались законами Советов и теми нормами шариата, которые не противоречили революционной совести и революционному правосознанию;

- действовавшие в Таджикской АССР казийские суды были упразднены принудительным путем. Хотя в отчетах НКЮ отмечалось, что население редко обращалось к казийским судам, на самом же деле, согласно статистике, казийские суды в 1927 г. рассматривали большое количество дел и по существу выполняли роль мировых судей. Создание мировых (джамаатских) судов является актуальным и в настоящее время, это помогло бы работе профессиональных судей;

- судебные звенья в Таджикистане остались неизменными с 1936 г. после принятия Конституции СССР и Закона «О судоустройстве СССР» с учетом административно -территориального деления республики.

Литература:

1. Абидова Н. И. Суды казиев и особенности их ликвидации в Узбекской ССР. - Ташкент,

1974. - 32 с.

2. Дурдиев Б. Создание и развитие советского суда в Туркменистане. - Ашхабад, 1960.

3. Тахиров Ф. Т. Становление советского права в Таджикистане. - Душанбе, 1987. - 192 с.

4. Тахиров Ф. Т. Установление советской власти и создание высших органов

государственной власти в Восточной Бухаре. - Душанбе, 1987.

5. Хайдаров Г. Х. Борьба за установление и упрочение Советской власти в Северном

Таджикистане (1917-1923 гг.). - Душанбе, 1966.

6. Шодиев И. Р. Развитие судебной системы в Таджикистане (вторая половина XIX - начала

XXI вв.) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Душанбе, 2010.

ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ ФОРМИРОВАНИЯ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ ТАДЖИКИСТАН В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

В статье рассматривается история становления судебной системы Таджикистана в первые годы советской власти, показаны функции и назначение первых судебных органов-шестых и окружных народных судов, кассационного суда, казийский суд и др. судебные инстанции.

Ключевые слова: Таджикистан, органы юстиции, судебная система, кассационная инстанция.

ON THE ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASES FORMATION OF THE JUDICIARY OF

TAJIKISTAN IN THE EARLY SOVIET YEARS

The article deals with the history of formation of the judicial system in Tajikistan in the early years of Soviet power, shows the function and purpose of the first judicial district and sixth people's courts, the court of cassation, the court and other kaziy courts.

Keywords: Tajikistan, the judiciary, the judicial system, court of cassation.

Сведения об авторе: Пираков Хаит Муродович, соискатель Института философии, политологии и права имени А. М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан, e-mail: [email protected]

About author: Pirakov Hait Murodovich, researcher of the Institute of Philosophy, Political Sciences and Law named after A. M. Bahovaddinov of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.