УЧИТЬСЯ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова
Николай Николаевич Кожевников,
доктор философских наук, профессор Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (СВФУ), г. Якутск
Вера Софроновна Данилова,
доктор философских наук, профессор СВФУ, г. Якутск
13-20 августа в Пекине прошёл XXIV Всемирный философский конгресс под девизом «Учиться быть человеком», в котором приняли участие более 7000 учёных, преподавателей и студентов из 120 стран мира. На конгрессе были реализованы различные типы представления докладов и их обсуждений: пленарные заседания; симпозиумы; круглые столы; научные секции; студенческие секции; специальные сессии; социальные сессии; лекции приглашённых учёных; заседания ассоциаций и институтов FISP (МФФО - Международная Федерация философских обществ).
Открытие конгресса состоялось в Доме народных собраний (The Great Hall of the People - здание китайского парламента) на площади Тяньань-мэнь. Здесь выступили министр просвещения Китая, руководители FISP и Пекинского университета. В своём выступлении Президент FISP Дермот Моран подчеркнул огромный вклад китайских мыслителей в развитие философии и взаимосвязи китайских мыслителей с представителями других стран. Многие китайские философы учились в европейских и американских университетах. В Пекине с лекциями выступали Бертран Рассел, Джон Дьюи, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Поль Рикер, Юр-ген Хабермас, Жак Деррида, Ричард Рорти, Сол Крипке и многие другие.
Тема конгресса была предложена профессором Пекинского университета известным философом Ду Вэй-мином. Председатели Китайского организационного комитета конгресса Хао Пинг и Лин Яаньхуа опирались в своих выступлениях на древнее китайское высказывание: «Пусть Чжоу и старая держава, но судьба её в обновлении». Философия в Древнем Китае стала основой для стандартного образования, поскольку она «направляет волю к достижению Пути». В новую эпоху нам нужна новая философия, по-иному осмысливающая связи между Китаем и миром. Вместе с тем человеческое сообщество, в котором мы живём, сейчас претерпевает сложные изменения, и они также требуют глобальной философии, обращённой в будущее, способной осмыслить и связать все аспекты происходящего.
Состоялось пять пленарных заседаний по следующим темам: «Эго», «Сообщество», «Природа», «Духовность», «Традиции», каждую из которых обычно представляли четыре докладчика. Симпозиумы охватывали более широкий круг вопросов: «Человеколюбие, человечность, любовь и сердечность»; «Ум, мозг, тело, сознание, эмоции»; «Философия по краям: доминирование, свобода и ответственность»; «Права, ответственность и справедливость»;
традициям, информации и цифровой культуре, основным этапам развития философии, её региональным особенностям, связям с религиями: «Индийские школы философии», «Африканская философия», «Философия выходцев из Африки, живущих в Северной Америке, на Карибских островах и т. д.», «Исламская философия», «Иудейская философия», «Философия в Латинской Америке», «Христианская философия». На некоторых секциях были представлены различные аспекты этики, феноменологии, герменевтики, онтологии, метафизики, метафилософии.
На конгрессе было очень много молодёжи, в основном из Китая и стран Азии. Несколько дней работали 162 студенческие секции, а 16 августа состоялись заседания только студенческих секций, за небольшими исключениями. Специальных сессий было немного: Генеральная ассамблея FISP; 70-летняя годовщина FISP, где выступили все бывшие, а ныне почётные президенты МФФО (Е. Агацци, И. Кучуради, В. Макбрайд и М. Дермот) и где почтили память недавно скончавшегося бывшего президента МФФО П. Кемпа; собрание издателей, которому сопутствовала выставка литературы различных издательств; собрание специалистов по отбору фильмов; секции, посвящённые отдельным философам, например, Полю Рикеру. В соответствии с программой конгресса 17 августа прошло собрание (сессия) Российского философского общества, в котором приняли участие более 50 членов РФО и других заинтересованных участников этого мероприятия.
Социальные сессии были организованы отдель-Н. Н. Кожевников выступает с одним из докладов
' ными сообществами (по охране окружающей среды,
феминизму, критике фильмов, спорту, медицине, диа-«Человек, не-человек, пост-человек»; «Наука, техно- логу и коммуникациям, этической политике и т. п.). логия и окружающая среда»; «Творчество, символ и эстетическое чувство»; «Разум, мудрость и хорошая жизнь»; «Способности к яркому проявлению чувств, диалогу и взаимопониманию»; «Различения, различия и общность». Эти темы волнуют искреннего совестливого человека, который только и способен заниматься философией.
Научных секций было девяносто девять, и некоторые из них, например, «древнегреческая философия», «китайская философия», оказались поделёнными на четыре отдельные секции. Много секций было посвящено проблемам мировой и восточной философий, причём на последней был сделан особый акцент. Это, прежде всего, взаимодействие идей Хайдеггера, Гуссерля, феноменологии и герменевтики с восточной философией, особенно с китайской. На заседания секций, посвящён-ных современному развитию даосизма, конфуцианства, буддизма, трудно было попасть, поскольку аудитории были переполнены. Традиционно работали секции по логике, философии коммуникации, культуре, развитию, экономике, образованию, семье, глобализации, истории, культуре коренных народов, природе, физике, религии, телу, человеку, науке, технике, математике, сознанию, языку, праву, спорту, ценностям, естественным наукам, человеку и социальным наукам, политическим наукам. Однако были и секции, посвящённые еде, мистическим
Здание, в котором проходил конгресс. Вид со второго этажа
Практически каждый день активно работало общество Карла Ясперса.
Лекции приглашённых учёных были посвящены достаточно узким вопросам: наследию отдельных философов, конфуцианской морали, видению философии глазами современных мыслителей.
Местом проведения следующего, XXV Всемирного философского конгресса был выбран Мельбурн. Это право оспаривали также Буэнос-Айрес, Токио, Тегеран, но австралийцы представили убедительную презентацию и другие сопутствующие документы, поэтому победили с большим отрывом.
Из России в работе конгресса участвовали 185 человек. Нами были подготовлены доклады «Метафизический, феноменологический, онтологический, герменевтический аспекты системы координат мира на основе предельных динамических равновесий детерминистического хаоса» (Н. Н. Кожевников, секция «Метафизика») и «Универсализм и философские основания якутского героического эпоса олонхо» (В. С. Данилова, Н. Н. Кожевников, секция «Философия культур коренных народов»).
При закрытии форума новый Президент FISP Лука Скарантино подчеркнул, что состоявшийся конгресс перевернул мнение философов о современном осмыслении мира, показал им многие грани философии и сопредельных наук, углубил научные культурные и общечеловеческие связи представителей различных стран, регионов и континенов.
Следует сказать несколько слов о здании Китайского национального конвенционального центра, в котором проходил конгресс. Это сооружение огромных
Здание Китайского национального конвенционального центра имеет более двадцати входов. На снимке - вход С1, предназначенный для участников конгресса
размеров (около восьмисот метров в длину и чуть меньше в ширину), семь этажей: первый, третий, четвёртый - двухсветные, с четвёртого этажа идёт каскад террас. Огромные холлы, длинные поперечные коридоры. Во время конгресса менялась конфигурация ряда помещений. Первоначально конгресс планировали провести на территории Пекинского университета, но за несколько месяцев до открытия, когда стало известно количество участников, его перенесли в этот центр, построенный в 2008 г. к Олимпийским играм в районе Олимпийской деревни на севере Пекина.
Конгресс отличался от предыдущих разнообразием тематики, акцентом на африканскую, индийскую, юго-азиатскую философии, расширением всевозможных деловых контактов, возможностью для дискуссий в самых разных сферах философских исследований и «околофилософского пространства».
ъжт&СИШ
Вспоминая Валентина Фёдоровича Возина / М-во охраны природы Респ. Саха (Якутия); Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т геологии алмаза и благородных металлов; [сост.: Колосов П. Н. ; отв. ред. Афанасьев С. М.]. -Якутск : Бичик, 2018. - 144 с.
В книге собраны воспоминания соратников и коллег о В. Ф. Возине - прекрасном палеонтологе, экологе и истинном патриоте Якутии. Приведены сведения о творческой и организационной деятельности В. Ф. Возина в Институте геологии ЯФ СО АН СССР (ныне - Институт геологии алмаза и благородных металлов СО РАН). Указаны основные работы в области сохранения и охраны природы Якутии. Книга предназначена для специалистов в области экологии и проблем сохранения и охраны природы, для научных и практических работников по организации природопользования. Содержит работы В. Ф. Возина, полезные для студентов, обучающихся по специальности «экология и природопользование».