Научная статья на тему 'От диалога мировоззрений в современном мире до исследования циркумполярной цивилизации'

От диалога мировоззрений в современном мире до исследования циркумполярной цивилизации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От диалога мировоззрений в современном мире до исследования циркумполярной цивилизации»

ЮТДИАЛОЙА^МИРОВОЗЗРЕНИЙ

■вСОВЕЕМЕШНОММИРЛ

ЯРКУМм

VI Российский философский конгресс, состоявшийся в Нижнем Новгороде 27 - 30 июня 2012 г., имел подзаголовок «Философия в современном мире: диалог мировоззрений», и этим как бы было продемонстрировано, что данная проблема охватывает все цивилизации, которых, согласно ЮНЕСКО, на нашей планете шесть. Острота этой проблемы требует самых срочных мер и решений. Конгресс не выработал однозначных решений, тем более что истоки этой проблемы, с одной стороны, уходят в глубокую древность, а с другой, - требуют совершенно новых подходов. Поскольку недавно я писал об этом конгрессе [1], то ниже приведу дополнительно только яркие свои впечатления и выводы.

Академик В. А. Лекторский в своём пленарном докладе подчеркнул необходимость презумпции благожелательности при диалоге, которая начинается с мысли: «Эти люди не дураки, попробуем понять их, а на себя посмотрим другими глазами». Профессор А. Н. Чумаков (первый вице-президент Российского философского общества) подчеркнул, что для современного человечества одной из серьёзных проблем становится глобальный мир как система без управления. «В отли-

\

Н. Н. Кожевников,

доктор философских наук, профессор

чие от отдельных государств, в которых общественные процессы подвержены и регулированию, и управлению, в мировом сообществе имеет место только регулирование, да и то осуществляемое по большей части стихийно. Это утверждение может показаться странным, но лишь в том случае, если не видеть принципиального различия между регулированием и управлением. Так, регулирование - это самопроизвольный процесс или преднамеренные действия, направленные на обеспечение оптимального функционирования той или иной системы в соответствующих пределах, заданных естественным или искусственным путём. Управление же - процесс воздействия субъекта на объект, направленный на упорядочение, сохранение, разрушение и изменение системы объекта в соответствии с поставленной целью. Управление, тем самым, всегда и непременно предполагает наличие субъективного фактора и представляет собою процесс, в основе которого лежит целеполагание, т.е. обратная связь, постоянно коррелирующая поведение субъекта в процессе достижения цели» [2, с. 35-36].

На фото вверху - в зале заседаний VI Российского философского конгресса, проходившего в здании Торгово-промышленной палаты Нижегородской области.

Многие докладчики в пленарных и секционных докладах отмечали, что подавляющие усилия в диалоге культур тратятся на проблемы второстепенные, а возникающие возможности своевременно не используются. Цивилизации настаивают на диалоге, и Россия может сыграть в этом процессе одну из ключевых ролей. Отмечалась назревшая потребность введения курса «Философия образования» для всех педагогических специальностей российских вузов. Много говорилось о необходимости совершенствования видов практик (экспертных, культурных, просветительских) и о фундаментальных основаниях современного образовательного процесса. Многие философы активно развивают виртуалистику, например, концепцию «травелога» -реальных и вымышленных путешествий в поисках Дру-

гого мира, от повествований и философских рассказов о «странствиях души» в поисках смыслов до путевых заметок, записок путешественников, откликов туристов на Интернет-сайтах, отчётов научных экспедиций, путеводителей и справочников по странам и континентам. На традиционной книжной выставке трудов участников конгресса две из четырёх книг, представленных мною, сразу исчезли, и хотя многие говорили, что такое внимание к книгам очень почётно, я принял меры, чтобы другие мои книги попали в научную библиотеку Нижегородского университета. Этот университет произвёл большое впечатление на участников конгресса. В Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского насчитывается 19 факультетов, 132 кафедры, 6 научно-исследовательских институтов.

Здесь обучаются 40 000 студентов, 1000 аспирантов и докторантов. Удалось также познакомиться с Нижегородским институтом управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ и Нижегородским государственным педагогическим университетом им. К. Минина.

На традиционной книжной презентации выступили редакторы философских журналов: А. Н. Чумаков («Вестник РФО», «Век глобализации», «Гуманитарные науки»); Н. В. Наливайко («Философия образования»); И. А. Гобозов («Философия и общество», «История и современность»); Ю. М. Резник («Личность - Культура -Общество», «Психологический журнал»); Ю. Л. Дебе-нюк («Свободная философия»). Также было организовано общение с редакторами журналов «Вопросы философии», «Вестник Московского университета», «Credo-new». На общем собрании философского общества РФ было решено провести следующий конгресс в 2015 г. в Уфе.

Нижний Новгород запомнился мне как город с уникальными историческими и культурными памятниками. С балкона девятого этажа моего гостиничного номера открывался прекрасный вид на две главные городские «стрелки»: два мыса при впадении Оки в Волгу с лесистым островом и Канавинским мостом через Оку между ними. С левой стороны видны здания нижегородской ярмарки, речной порт, а также кафедральный собор Александра Невского, куда как раз доставили вечевой колокол, отлитый в Санкт-Петербурге в честь 400-летия освобождения России от иноземных захватчиков в 1612 г., и установили его на специальный постамент, выполненный в виде часовни рядом с собором. Справа - верхняя часть города: Кремль, церкви, метромост и между ними проглядывается Волга с микрорайоном на её восточной стороне.

Что можно сказать о конгрессе в целом? С одной стороны, много традиционного, рутинного, лица те же -философия «стареет». С другой стороны, резко возросло разнообразие тематики, были подняты неожиданные проблемы и вопросы. Особое внимание уделялось развитию методологии междисциплинарных исследований и методам диалога между различными субъектами современной реальности (индивидами, культурами, этносами, государствами).

Идеи VI Российского философского конгресса получили развитие в республиканской научной конференции «Циркумполярная цивилизация и современные

Президиум конгресса. Сидят (слева направо): директор Института философии РАН, академик А. А. Гуссейнов; 1-й вице-президент Российского философского общества (РФО) А. Н. Чумаков; профессор А. А. Грякалов; губернатор Нижегородской области В. П. Шанцев; стоит президент РФО, академик В. С. Степин; академик В. А. Лекторский; декан философского факультета МГУ, член-корреспондент РАН В. В. Миронов; член-корреспондент РАН А. П. Запесоцкий.

проблемы северян», посвящённой 70-летию профессора Анатолия Георгиевича Новикова, его научной и педагогической деятельности. Конференция прошла в г. Якутске 16 ноября 2012 г. С докладами и сообщениями здесь выступили профессора А. С. Саввинов, Н. Н. Кожевников, В. Д. Михайлов, В. С. Данилова, Н. И. Сазонов, доценты В. В. Винокуров, А. Г. Пудов и другие (всего было представлено 25 докладов).

В моём докладе «Природная система координат. Жизнь и судьба философов» утверждается, что в мире не может не быть возникшей естественным путём системы координат, относительно которой происходит его дальнейшее развитие. Формула этой системы координат следующая: «Окружающий нас мир состоит из двух неравных частей. С одной стороны, это динамические равновесия, объединённые во взаимосвязанные структуры, закономерности образования которых на различных уровнях организации мира происходят по одним и тем же алгоритмам. С другой стороны, - все остальные неравновесные процессы и явления, для которых отмеченные выше структуры являются направляющими и организующими» [3, 4].

Особенно наглядно система координат связана с человеческой судьбой, предназначением, и здесь наиболее яркие примеры можно извлечь, несомненно, из жизни философов. Философ как никто другой ощущает ключевой перевал жизни, когда она начинает отсчитываться не от рождения, а от дня смерти. Эту дату никто не знает, она надёжно скрыта от всех живущих, и это совершенно правильно - человек естественным образом боится смерти. Однако после этого перевала человек начинает «прикидывать» свою жизнь в соответствии с тем сроком, который он начинает для себя ощущать. Проводится своеобразная «калибровка» процесса жизни - сигнал, посланный куда-то в неведомое, трансцендентальное, приходит обратно и даёт знать, что ещё есть время на такие-то дела, на конкретные творческие рубежи, освоение чего-то нового, переделку старых текстов и т.п. Зато беспощадно начинает отсеиваться всё лишнее, связанное с суетой, линия жизни становится чище, следующий калибровочный сигнал ещё более очищает её и т.д.

Судьба - понятие исключительно сложное, имеющее мифологические, религиозные и научные толкования. Представления о судьбе менялись от эпохи к эпохе [5, с. 663]. Исходя из наших представлений, судь-

ба - это жизнь человека в естественной координатной системе. С ней достаточно один раз вступить в устойчивое взаимодействие, и дальше оно только расширяется и углубляется, что хорошо выражено, например, в экзистенциальной молитве, в которой человек приносит жизнь в жертву своему предназначению, так что личность можно определить и как «готовность к самопожертвованию». В отличие от житейского (потеря жизни или жизненных благ) онтологический страх есть боязнь не найти предназначения, достойного для того, чтобы пожертвовать жизнью и этими благами. Экзистенцию можно рассматривать как судьбу или призвание, которым следует подчиниться и переносить как нечто абсолютное, поскольку она есть абсолютное бытие. Следовать же ей нужно даже тогда, когда цель неосуществима.

Якутяне - участники конгресса. Второй слева - доцент В. В. Винокуров, далее - доцент В. В. Михайлова, проф. Н. Н. Кожевников, доцент М. Н. Поскачина, доцент Л. Н. Афанасьева, доцент

А. Г. Пудов.

Фото А. Г. Пудова.

Есть много примеров из жизни знаменитых философов, начиная с Древнего Китая, Античности до настоящего времени, которые жили очень непросто и имели возможность не подвергать себя смертельной опасности. Так, например, Сократ решил, что смерть будет полезнее для распространения его философии и отказался от всех вариантов побега. Он имел «внутренний голос» - даймонион, который предостерегал его от неправильных решений, но в случае со смертью даймонион молчал, то есть он одобрил выбор Сократа. Древние китайцы считали, что философия только тогда является истинной, когда она воплощается в жизни её создателя. Кроме того, многие мыслители подчёркивали, что право на судьбу даётся далеко не всем, а только избранным. Прекрасной иллюстрацией сказанному является онтологическая и одновременно этическая кон-

цепция «Благородного мужа» Конфуция. Благородный муж следует только долгу, закону, словам мудрых, ему можно доверить великие дела, он живёт в согласии с другими людьми, но не следует за ними, ему легко услужить, но трудно доставить радость, так как он радуется лишь должному. Моральный закон Иммануилла Канта также можно рассматривать как иллюстрацию жизни в соответствии с естественной системой координат. Откуда берётся этот закон, почему одни его слышат, а другие нет - это один из центральных философских вопросов, который был рассмотрен еще в Упанишадах (древнеиндийских трактатах религиозно-философского характера). В Древней Индии была разработана концепция Брахмана и Атмана. Брахман - это окружающий нас мир, нанизанный на духовные структуры, Атман -ячейка Брахмана в отдельно взятом человеке. Такая

Подъем от р. Волги к площади К. Минина в Нижнем Новгороде. Справа - Кремль, недалеко от него виден памятник Валерию Чкалову.

Фото А. Г. Пудова.

духовная ячейка есть у каждого индивида, но люди распоряжаются ею по-разному. Один любовно выращивает её, так что она становится определяющей в пределах его «Я». Другой целенаправленно уничтожает её, что требует очень больших усилий, поскольку голос совести звучит в каждом человеке. Но есть проверенные и эффективные способы (единомышленники, алкоголь, наркотики), чтобы уничтожить этот индивидуальный Атман или очень сильно придавить его. Однако как давно и как верно в Индии поняли эту проблему! Богостроители же начала ХХ в., в частности Горький и Луначарский,

заявляли, что не нужно искать Бога где-то за пределами нашего мира, что человек - это и есть Бог Эта концепция гораздо хуже только что рассмотренного примера. Человек - не Бог, он может быть невероятно плохим, намного хуже животных, но вот ячейка Бога (индивидуальный Атман), в отличие от животных, в нём есть, и об этом следует всегда помнить.

Философия для того и существует, чтобы снова исследовать предельные основания нашей жизни: науки, культуры - того, что должно направлять дальнейшее развитие общества. Человек, который живет в соответствии с природной координатной системой, - счастливый человек. Малколм, ученик Людвига Витгенштейна1, бывший с ним в день его смерти 29 апреля 1951 г, слышал последние слова учителя: «Скажите им, что это была восхитительная жизнь!». Одинокий, нищий, умиравший в хосписе от рака он прожил действительно восхитительную жизнь, в чём может убедиться каждый, державший в руках его «Логико-философский трактат» и «Философские исследования».

Список литературы

1. Кожевников, Н. Н. Диалог мировоззрений в современном мире. VI российский философский конгресс / Н. Н. Кожевников // Наука и образование. - 2012. - № 3. -С. 130-131.

2. Чумаков, А. К. Культур-но-цивилизационный диалог как способ решения проблем в современном мире / А. К. Чумаков // Вестник Российского философского общества. -2012. - № 3. - С. 34-38.

3. Kozhevnikov, N. Phenomenological Aspects of the Natural Coordinate System /

N. Kozhevnikov // Analecta Husserliana, Volume XCI. -Springer, 2006. - P. 45-55.

4. Kozhevnikov, N. Universal Principles of the World and the Coordinate System on the Basis of Limit Dynamical Equilibrium / N. Kozhevnikov // Analecta Husserliana, Volume CX. Part II. Edited. - Springer, 2011. - P. 701-709.

5. Аверинцев, С. С. Судьба. Новая философская энциклопедия в 4 т. / С. С. Аверинцев. - М.: Советская энциклопедия, 2001. - Т. 3. - С. 663-664.

1 Людвиг Витгенштейн (1889 - 1951 гг.) самых ярких мыслителей ХХ в.

австрийский философ и логик, представитель аналитической философии и один из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.