Научная статья на тему 'Поворотные пункты развития человечества'

Поворотные пункты развития человечества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
128
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поворотные пункты развития человечества»

ПОВОРОТНЫЕ ПУНКТЫ РАЗВИТИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Николай Николаевич Кожевников,

доктор философских наук, профессор Якутского государственного университет а им. М.К. Аммосова.

1. Общая характеристика узловых эпох в развитии человечества

Выделим несколько узловых эпох или определяющих поворотных пунктов в развитии человечества и последовательно исследуем их в данной статье и двух последующих. К. Яс-перс, В.И. Пантин, А.Н. Чумаков и ряд других исследователей предпринимали изучение таких эпох [1 - 3]. Так, А.И. Чумаков выделяет «как минимум четыре довольно отчетливо про-смат ривающихся поворотных пункта, к которым вполне отчет ливо применимо понятие «осевое время». Первый из них охватывает временной отрезок в пределах от 60 -40 тыс. лет т ому назад до неолитической революции (8 -10 тыс. лет т ому назад) включительно. Эт о было время, когда человек окончательно выделился из животного мира, и отличительной его особенностью ст ало наличие у него зачатков культ уры. Вт орой характеризует ся выделением философского мировоззрения, и произошло это в середине первого тысячелетия до н.э. В это «осевое время» появился термин «культура». Третий связан с выделением науки и философии и началом научно-технического прогресса в период сXV по XVIII вв. Наконец, четвертое «осевое время» мы переживаем сейчас. Для него характерен процесс формирования глобального сознания, и начало его наиболее отчет ливо обнаруживает ся т олько со вт орой половиныХХв.» [3, с. 10].

С перечисленными выше подходами хорошо коррелирует концепция Л.Н. Гумилева, согласно которой первоначальное гармоничное взаимодействие этноса с вмещающим ландшафтом ареала, своего рода гомео-стаз, время от времени прерывается эксцессом - возникновением пассионарных особей. Пассионарии как популяции образуются в результате пассионарного толчка. За последние три тысячи лет достоверно зафиксировано девять пассионарных толчков: четыре до рубежа нашей эры и пять -после. Суть явления состоит в том, что в определенный момент времени

Н. Н. Кожевников

на узкой (шириной 200 - 300 км) и вытянутой полосе поверхности Земли, имеющей геометрию, близкую к геодезической линии, возникает серия пассионарных популяций, внутри которых начинаются бурные процессы этногенеза, приводящие через 130 -160 лет к появлению группы новых этнических систем [4].

Схемы А.Н. Чумакова и Л.Н. Гумилева являются достаточно полными, но вторая связана с исследованием возникновения новых этносов, тогда как первая относится к поворотным пунктам истории. Кроме того, происхождение пассионарных толчков остается на уровне гипотез, которые хотя достаточно обоснованы, но не вышли, тем не менее, на уровень достоверного знания. Их можно использовать в качестве наводящих идей и иллюстраций. Для того, чтобы развивать изложенные выше взгляды дальше, сделаем несколько принципиальных замечаний. Прежде всего, будем различать термины «поворотный пункт» и «осевое время». Первый относится к истории, цивилизацион-ному развитию. Второй («осевое время») связан с предельными онтологическими основаниями человека, его духовности и культуры. «Осевое время» и пассионарные толчки имеют четкую геометрическую организацию (интервалы длины и ширины) и строго определенные временные границы.

Поворотные пункты, предложенные А.Н. Чумаковым, обоснованы убедительно, хотя первый из них можно было бы разделить на два. Шестьдесят - восемьдесят тыс. лет тому назад в результате генетической мутации возник вид «Homo sapiens», и сам этот факт достоин отдельного рассмотрения в качестве отправного пункта в формировании корней культуры. Неолитическая революция, обусловившая переход к оседлости, земледелию и скотоводству, также является подобным поворотным пунктом, поскольку вся история человечества начинается с неё. Появление человека и неолитическая революция имеют к тому же достаточно определенную локализацию на поверхности

Античные философы Плат он и Арист от ель. Фрагмент фрески «Афинская школа» Рафаэля (http://filosofia-totl2.narod.ru/photoalbum.html).

Земли. В первом случае это юго-восточная Африка, во втором - территория от Западного Ирана до Греции, включающая в себя некоторые области современных Ирака, Сирии, Ливана, Иордании, Израиля,серединной части Турции. До сих пор эти эпохи исследованы недостаточно полно. Кроме того, имеются гипотезы, предполагающие происхождение человека одновременно в нескольких регионах земного шара.

Нам представляется, что классификационная схема по этим вопросам должна быть более сложной, с подуровнями и ответвлениями, характеризующими основные тенденции внутри «осевых времен», возникновение этносов и т.п. Среди поворотных пунктов три, несомненно, являются «осевыми временами» - середина первого тысячелетия до н.э., XV - XVIII века и время, начавшееся в последние десятилетия ХХ столетия и продолжающееся поныне. В качестве основного критерия для такого утверждения можно принять хорошо известную локализацию тех интеллектуально-духовных революций и соответствующих им преобразований, которые были ими порождены. Стержнем «осевого времени середины первого тысячелетия до н.э.» оказались тридцать седьмая широта Северного полушария и прилегающие к ней территории в пределах 100 - 150 км на север и юг. Ключевыми её подсистемами можно считать культуру античности и христианство. Для «осевого времени Нового времени» (XV - XVIII вв.) географическая локализация связана со странами Западной Европы

(Англия, Нидерланды, Франция, Германия, Северная Италия, Португалия, Испания). Ключевое значение в это время имели подсистемы «Века классического рационализма» (XVII в.) и «Эпохи Просвещения» (XVIII в.). Этому «осевому времени» соответствует зарождение науки, формирование её методов, нового научного инструментария. «Осевое время настоящей эпохи» локализовано по всему земному шару, будучи тесно связанным с глобализационными процессами. Оно началось в 80-е гг. прошлого столетия и будет продолжаться вплоть до 2030 - 2050 гг. Рассматривая это «осевое время», А.Н. Чумаков выделяет пять основных этапов осмысления глобализации, включая последний - гипотетический, согласно которому «центр научных исследований в глобалистике переместится в сферу миро-уст ройства и поиска практических шагов выст ра-ивания действительно нового мирового порядка» [3, с. 24].

В настоящее время активно формируется новая синтетическая планетарно-цивилизационная реальность (планетарно-цивилизационное бытие) на основе взаимодействия природного, социального и духовного, одной из наиболее простых репрезентаций которого является ноосфера. Вместо расплывчатого понятия «ноосфера» введено более конкретное понятие «ноо-биогеосфера», представляющее собой совокупность фундаментальных ячеек планетарно-цивилизацион-ного бытия, их инвариантный каркас [5]. Ячейки нообио-геосферы являются конструкциями из фундаментальных предельных равновесий, в пределах которых обретают устойчивость различные явления и процессы, которые оказываются тщательно сбалансированными за счет того, что энергетические и информационные потоки становятся оптимальными вследствие самоорганизации.

Общепланетарные сети следует рассматривать как необходимый этап эволюции человечества. Благодаря подобным сетям, человек сможет понять свое высшее предназначение и в максимально возможной степени освоить его. Только перспектива формирования «Человека сетевого» («Homo web») спасет человечество от деградации и гибели. Человек со временем растворится в сетях, но это будет происходить осознанно, добровольно, как единственный выход сохранения своего реального существования, в значительной степени определяемого общими закономерностями развития всех онтологических сфер природы.

Особое значение имеют и тупиковые эпохи развития цивилизации, которым не удалось осуществить прямую передачу эстафеты последующим эпохам. Метафорически их можно назвать «эпохи, унесенные ветром». Однако своим существованием они обеспечили реализацию других (свершившихся) вариантов развития, сформировали возможности для целостного и системного исследования осуществившихся вариантов истории и культуры. Только через призму системного исследования всех этих эпох можно понять общий ход мировой истории, её основные закономерности.

2. «Осевое время» К. Ясперса и фундаментальные пределы цивилизационного развития

«Эт у ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н.э., к т ому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг.

до н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек т акого типа, какой сохранился и по сей день. В Китае жили т огда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли «Упанишады», жил Будда; в философии - в Индии, как и в Китае, - были рассмот рены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Зарат уст ра учил

0 мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выст упили пророки - Илия, Исайя, Иеремия и Вт оро-исайя; в Греции - это время Гомера, философов Пар-менида, Гэраклита, Плат она, т рагиков, Фукидида и Архимеда» [1, с. 32].

Можно сказать, что это время характеризуется возникновением духовности, которой не было в предыдущие эпохи. «Впервые появились философы. Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, чт обы искать опору в самом себе. Отшельники и ст ранствующие мыслители Китая, аскеты Индии, философы Греции и пророки Израиля близки по своей сущности, как бы они не отличались друг от друга по своей вере, содержанию и внутренней ст руктуре своего учения. Человек может теперь внутренне противопоставить себя всему миру. Он открыл в себе истоки, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой» [1, с. 34].

В эпоху «осевого времени середины первого тысячелетия до н.э.» сформировалась основная культурологическая парадигма, определившая дальнейшую судьбу человечества, вплоть до настоящего времени, когда на наших глазах происходит формирование другой культурологической парадигмы.

Эпохи «осевых времен» следует рассмотреть, прежде всего, с точки зрения фундаментальных пределов относительных равновесий [б]. При появлении «Homo sapiens» человек осознал конечность своего существования и выделил себя из мира животных. В период неолитической революции человечеством была идентифицирована культура, как форма своего дальнейшего существования. Эпоха «осевого времени середины первого тысячелетия до н.э.» характеризуется формированием культурной универсальности, ограниченной частью человечества в пространственных пределах 37 широты Северного полушария. В этот же период был заложен фундамент христианской религии. «Ветхий Завет объединяет в себе тексты целого тысячелетия (12 -

1 вв. до н.э» [7, с. 261]. Его отдельные библионы (книги) во второй половине I тыс. до н.э. оказались объединенными в Библию, сформированную «книгами пророков», где оказались собранными воедино ключевые идеи, включая предсказания будущих событий, описанных в Новом Завете.

Стремление человека Древнего мира предвидеть результаты своих практических действий привело к созданию «преднауки». Человек изучал свойства вещей, выделенные практикой, что привело к возникновению в его сознании идеальных предметов, способных заменить объекты реального мира в процессе их познания. Далее началось формирование операций по преобразованию и изменению этих идеальных предметов. Однако знание в традиционных культурах Древнего мира было привилегией небольшого числа избранных членов общества (жрецы Древнего Египта, волхвы Между-

речья и т.п.). Эта элита создавала специальные фильтры, препятствующие распространению знаний в широких народных массах, которыми в этом случае легче было управлять. Непосвященным в элиту были доступны только конечные результаты знания, без объяснения доказательств, правил выводимости. В Древнем Китае, Индии в эпохи острых социальных кризисов возникал интерес к философскому осмыслению фундаментальных основ мироздания, однако в целом философия в этих странах была ориентирована на этику, идеологию, укрепление традиционных культур. Развитие экспериментального научного метода в это время было невозможно. Сооружение машин, механизмов, всего, созданного руками человека и относимого к «тэхне» (сфера искусственного, технического), считалось недостойным мыслителя, ученого и оставалось уделом ремесленника, раба.

/

Святилище Форт уны Примигении в Палестине (около 80 г. до н.э., реконструкция).

3. Основные направления в развитии духовности, обусловленные «осевым временем»

Основным результатом «осевого времени середины первого тысячелетия до н.э.» можно считать возникновение античной культуры и христианства. Рассмотрим предпосылки, приведшие к возникновению античной культуры, а также значение эпохи античности и христианства для развития нашей цивилизации.

Античная культура во всех своих аспектах была ориентирована на космический закон. Последний был сформулирован в Древнем Китае и Древней Индии, но его использование в этих регионах оказалось односторонним, не затрагивающим всех сторон жизненных ориентиров. Китайцев интересовали главным образом практические аспекты философии (этика, политика). Только в отдельных философско-религиозных системах (даосизм) рассматривались метафизические проблемы. Следует отметить, что концепция Дао, сформулированная Лао-цзы в VI в. до н.э., сохраняет значение вплоть

Крылатый дракон. Бронза, инкрустированная серебром. Из раскопок ст олицы царства Чжуншань в Хэбее (IVв. до н.э.).

до настоящего времени, как наиболее детально разработанное учение Древнего Китая. Философия Древней Индии, несмотря на свои глубочайшие достижения (концепция души, троичность мира, взаимодействие Атмана и Брахмана) оставалась односторонней, продолжая в определенной мере традиции индийской мифологии. У греков же, в отличие от мудрецов Древнего Китая и Древней Индии, все было необыкновенно соразмерно.

Генезис античной культуры имел несколько фундаментальных предпосылок. Во-первых, античная культура опиралась на «семиотическое производство», которое «включало в себя счет, арифметические операции, алгоритмы вычисления: построение планов полей, подсчет их площадей, определение объемов тел, подсчет времени появления и захода за горизонт первых звезд и планет, а т акже затмений Луны и Солнца и ряд других операций. Говоря о семиотическом производстве, мы имеем в виду т ри основных момент а: систему знаковых средств и замещений, обеспечивающих решение определенного класса задач; возникшую на эт ой основе деятельность; смысловой и социальный контексты, обеспечивающие функционирование сложившегося семиозиса и деятельности» [8, с. 150]. Второй предпосылкой можно считать появление в Древней Греции свободного индивида, опирающегося в своих решениях на разум. Третья связана с появлением теории познания, выявлением правил (законов) мышления и методов их практического использования.

Вследствие этого в Древней Греции произошла «духовная революция античности», в результате которой появились философия и наука в собственном смысле этого слова. Эта революция произошла вследствие духа состязательности, активности и инициативы, пронизывавших политическую и хозяйственную жизнь античного полиса. «Именно в античной философии впервые были продемонстрированы образцы теоретического рассуждения, способные открывать связи и отношения вещей, выходящие за рамки обыденного опыта и

связанных с ними стереотипов и архетипов обыденного сознания. Так, при обсуждении проблем части и целого, единого и множественного, античная философия подходит к ним теоретически, рассмат ривая все возможные варианты их решения: мир бесконечно делим (Анаксагор), мир делится на части до определенного предела (атомистика Демокрита и Эпикура) и, наконец, совершенно невероятное с т очки зрения здравого смысла решение - мир вообще неделим (бытие едино и неделимо - элеаты)» [9, с. 125]. Это был настолько мощный эвристический потенциал, что на протяжении более чем двух тысяч лет он двигал и развивал философию и науку, обеспечивая регулярное переосмысление оснований мира и человека.

«Практически все крупные философы античности уделяли огромное внимание математическим проблемам. И Плат он, и Аристотель, хотя и в разных версиях, отст аивали идею, чт о мир построен на математических принципах, что в основе мироздания лежит математический план. Как подчеркивал Плат он, «Демиург (Бог) постоянно геомет ризует», т .е. гео-мет рические образцы выст упают основой для постижения космоса. Развитие теоретических знаний математики в античную эпоху дост ойно завершилось созданием первого образца научной теории - евклидовой геометрии» [9, с. 131]. Однако помимо духовной революции, в античности, обеспечившей появление теоретических исследований вследствие применения научного метода в математике, необходимо было распространить этот способ исследований на все естествознание, что стало возможным благодаря становлению эксперимента и его соединению с математическим

Сокровища скифских курганов. Северное Причерноморье (1 тыс. до н.э.).

методом. Это произошло в позднем Возрождении (XVI в.) и в начале эпохи Нового времени (XVII в.), причем определяющую роль в данном процессе сыграли идеи, развитые к этому времени в христианстве.

Христианство оказалось наиболее универсальной религией. Его основания зародились в эпоху «осевого времени» К. Ясперса и были тесно переплетены с фундаментальными идеями «Ветхого Завета». Однако к I в. был сформирован цивилизационный универсализм на основе личной святости, что способствовало интернационализации христианства и позволило ему решить важнейшие геополитические задачи того вре-мени.Затем сформировалась концепция активности деятельного и познающего субъекта, своего рода гносеологический универсализм.

В эпоху Возрождения была создана новая система ценностей:

1. Концепция человека, активно и деятельно противостоящего природе. Согласно Библии, человек создан по образу и подобию

Божьему, то есть, находясь в мире где-то поблизости от Бога, противопоставляет себя всей остальной природе.

2. Уравнивание представлений об искусственном и естественном, выявление более глубоких, чем это представлялось ранее, взаимосвязей между ними, исследование естественного на моделях искусственного.

3. Формирование представлений о том, что все пространственные и временные точки должны быть одинаковыми в физическом смысле, что является необходимым условием для воспроизводства эксперимента. В средневековье были твердо укорененные представления о небесном и земном, святых и греховных местах, особо выделяемых моментах и периодах времени.

Только после осознания и признания отмеченных выше ценностей стала возможной реализация программы Галилея «исследовать закономерности движения природных объект ов, в т ом числе и небесных тел, анализируя поведение механических уст ройств (в частности, орудий Венецианского арсенала)» [10, с. 77]. « Традиция, идущая от Галилея и Гюйгенса к Гуку и Нью-т ону, была связана с попытками моделировать в мысленных эксперимент ах с механическими устройствами силы взаимодействия между небесными телами. Например, Гук рассматривал вращение планет по аналогии с вращением тела, закрепленного на нити, а т акже тела, привязанного к вращающемуся колесу. Ньют он использовал аналогию между вращением Луны вокруг Земли и движением шара внутри полой сферы» [10, с. 78].

В итоге произошли важнейшие изменения в теоретическом осмыслении окружающего нас мира. Четыре причины Аристотеля, на которые в течение двух тысячелетий опиралась теоретическая мысль (материя, форма, действие, цель) оказались замененными двумя -

Древняя Япония. Гоавюра (1 тыс. н.э.).

материей и действием. В природе «появляется совершенно новый механизм - движение материи» [11, с. 42].

Христианство вполне уживается со многими фундаментальными идеями Нового времени, вплоть до важнейших современных научных концепций. «Дарвин, предвидя, что его теорию могут воспринять как атеистическую, протест овал против этого. Он был еще жив, когда в России В. Соловьев показал, что эволюционизм не только не враждебен христ и-анству, но может занять важное место в религиозной философии» [12, с. 58].

Таким образом, влияние «осевого времени середины первого тысячелетия до н. э.» простирается до Нового времени, оказывая влияние на многие научные и культурные процессы той эпохи. Его эстафету принимает «осевое время, возникшее непосредственно в период становления и развития Нового времени (XV - XVIII вв.)», влияние которого продолжается вплоть до наших дней.

Лит ерат ура

1. Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. - М.: Изд-во политич. лит-ры, 1991. - 527 с.

2. Пантин В.И. Циклы и волны глобальной истории: глобализация в историческом измерении. - М.: Новый век, 2003. -276 с.

3. Чумаков А.Н. Исторический процесс в категориях «культура», «цивилизация», «глобализация» // Мат-лы постоянно действующего междисципл. семинара клуба ученых «Глобальный мир». - 2003. -Вып. 3. - С. 5-28.

4. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и ист ория природы. - М.: Экопрос, 1993. - 544 с.

5. Данилова В.С. Философское обоснование концепции нообиогеосферы // Вестник Московского университет а, Серия 7. Философия. - 2004. - № 2. -С. 50-64.

6. Кожевников Н.Н. От равновесия к равновесию. -М.: Мысль, 1997. -272 с.

7. Аверинцев С.С. Библия // Новая философская энциклопедия в 4 т. - М.: Мысль, 2000. - Т. I. -С. 260-264.

8. Розин В.М. Культурология. - М.: Гардарики, 2004. - 462 с.

9. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. - М.: Гардарики, 2006. - 384 с.

10. Степин В.С. Теоретическое знание. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 744 с.

11. Томпсон М. Философия науки / Пер. с англ. - М.: ФИАР-ПРЕСС, 2003. - 304 с.

12. Мень А.В. История религии в 7 т. - М.: Слово, 1991. - Т.1. -287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.