Научная статья на тему 'Философия в современном мире:диалог мировоззрений'

Философия в современном мире:диалог мировоззрений Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
359
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Музашвили Диана Зурабовна, Мовшин Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия в современном мире:диалог мировоззрений»

Философия в современном мире: диалог мировоззрений Д. З. Музашвили*, Д. Ю. Мовшин**

26 июня 2012 года из Москвы в Нижний Новгород отправилась делегация кафедры «Философия» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в составе которой были: про-

фессор А. Н. Чумаков, Т. М. Махаматов, Н. М. Кишлакова, старший преподаватель Д. З. Музашвили, ассистент А. В. Волобуев и аспиранты Д. А. Киселев и Д. Ю. Мовшин. С 27 по 30 июня в этом замечательном старинном русском городе проходил Шестой российский философский конгресс «Философия в современном мире: диалог мировоззрений», в работе которого приняли участие более 1000 ведущих специалистов в области философии практически из всех регионов нашей обширной родины и стран ближнего и дальнего зарубежья. В рамках конгресса была организована работа 30 секций, где обсуждались актуальные проблемы, касающиеся основных разделов философского знания. Проведены две научные конференции, посвященные философии Г. В. Ф. Гегеля и актуальным проблемам философии права и государства. Организована работа шести симпозиумов по проблемам этноса, философии синергетики, социального диалога и социальной безопасности, философии науки и религии и места России в глобальном мире, а также работа тридцати двух различных круглых столов.

Открытие конгресса состоялось 27 июня на территории торгово-промышленной палаты Нижнего Новгорода. С приветственным словом выступил Президент РФО, академик РАН В. С. Степин. «Современная ситуация такова, что мы сейчас живём в эпоху быстрых социальных перемен. На наших глазах меняется облик человеческого мира. Сегодня человечество вступило в фазу поиска новых стратегий цивилизационного развития, поиска новых ценностных ориентиров, когда необхо-

дим анализ прежних жизненных смыслов, которые направляли развитие цивилизации. Социальные процессы происходят в ускоренном темпе. Если раньше глобальные цивилизационные переходы, такие как, например, переход от средневековья к Новому времени, проходил и несколько столетий, то сейчас время спрессовано. Остаётся несколько десятилетий, чтобы успеть ответить на современные вызовы. Как всегда в такие эпохи особую роль начинает играть гуманитарная мысль, и в частности, философия. Её главное предназначение — анализировать глубинные ценности культуры, глубинные жизненные смыслы, составляющие своего рода геном социальной жизни, вырабатывать возможные новые смысложизненные ориентиры, которые организуют человеческую жизнедеятельность. Вечные философские проблемы — что есть человек, что есть человеческое знание, что есть социальная жизнь и как она развивается — сегодня обретают новое звучание. Только ответив на эти вопросы с учётом сегодняшних радикальных перемен можно решать более частные проблемы. В этом смысле можно сказать, что философия в такие эпохи становится практической наукой», — подчеркнул академик В. С. Степин.

На пленарном заседании были заслушаны семь докладов. В выступлении губернатора Нижегородской области В. П. Шанцева «Устойчивое региональное развитие: синергетический сплав экономики и управления, человеческих ресурсов и традиции» были подняты вопросы приоритета региональной политики как основного условия устойчивого развития Нижегородской области, развития промышленных инновационных центров, создания благоприятной среды обитания, социальной инфраструктуры, развития научного потенциала. В. П. Шанцев подчеркнул, что реальный синергетический эффект в сфе-

* Музашвили Диана Зурабовна — кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Философия» Финансового университета при Правительстве РФ. E-mail: [email protected]

* Мовшин Дмитрий Юрьевич — аспирант кафедры «Философия» Финансового университета при Правительстве РФ.

E-mail: [email protected]

ре инноваций может быть обеспечен только при условии интеграции гуманитарного и научного знания в системе подготовки новых рабочих кадров для всех отраслей региональной экономики, а новые цели региональной политики требуют поиска новых подходов к решению проблем.

Особый интерес у участников конгресса вызвало выступление ректора Санкт-Петербургского гуманитарного университета, доктора культурологических наук, профессора А. С. За-песоцкого, которое было посвящено проблемам современной философии образования и проблемам современных российских реформ.

«Мне очень импонирует прозвучавший здесь сегодня тезис Вячеслава Семеновича Степина о том, что философия может плодотворно проявлять свое практическое значение, а в сложные для страны времена, “на сломе эпох” философия просто обязана быть практической наукой. Разделяю я и мысль академика Степина о важности выявления и осмысления философией глубинных смыслов нашего современного бытия.

Но думается, что мы не должны оставлять без внимания и поверхностные смыслы того, чему являемся свидетелями. Того, что каждодневно открыто нашему взору, что заявляет о себе громко и без стеснений», — отметил А. С. Запесоцкий.

Выступление Первого вице-президента РФО, заведующего кафедрой «Философия» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктора философских наук, профессора А. Н. Чумакова было посвящено проблеме культурно-цивилизационного диалога как способа решения проблем в современном мире. «Современный мир, — отметил А. Н. Чумаков, — вступает в эпоху турбулентности, поскольку под влиянием глобализации все больше становится целостной системой, оставаясь в то же время, как и прежде, без управления. Конструктивный диалог, учитывающий культурные различия и цивилизационное единство разных стран и народов, в этой ситуации является наиболее оптимальным средством решения многочисленных проблем. Для современной России серьезным препятствием к осуществлению такого диалога как внутри страны, так и на международной

арене является ее отставание в цивилизационном развитии, преодоление которого становится первостепенной задачей».

Проблема эстетического и политического в контексте «постсовременности» прозвучала в выступлении доктора философских наук, профессора кафедры философской антропологии и истории философии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге А. А. Грякалова. «На фоне многочисленных теоретических “поворотов”, характерных для современности, — отметил он, — имеет смысл поставить вопрос об эстетической достоверности сознания. Совершенно справедливо замечание Ж.-Ф. Лиотар о том, что если философия должна обратиться в эстетику или, того хуже, стать эстетической, то ей, скорее всего, придется отказаться от всех своих преимуществ рационального знания. Но речь не идет ни о смещении институциональных границ, ни о “смешении языков”, ни о возвышении статуса “литературной философии”, которая в отечественном контексте устойчиво обозначена как специфическая, хотя и по-разному оцениваемая черта мысли. Необходимо говорить об эстетическом повороте как об особой ориентации мысли. Кроме того, жизненная обращенность эстетического непосредственно коррелирует с политическим — сознанием и существованием. Очевидность политического раскрывается именно в эстетическом. Политика (хотя бы перформативно) устанавливает образы настоящего и будущего, привлекая для их обоснования те или иные картины истории. И в этом смысле проекции политики стремятся предстать как эстетически оформленные — вернуть обаяние и ауру существования необходимо как раз там, где исчерпаны перспективы великих проектов».

Доклад М. А. Маслина, доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой русской философии Философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, касался проблемы русской философии как диалога мировоззрений. В нем автор подчеркнул роль диалога мировоззрений как ведущего методологического принципа интерпретации русской философии вместо принципа «борьбы мировоззрений», доминировавшего в советский пери-

од. «Для понимания судеб развития истории русской философии как науки, — отметил выступающий, — за последние два с небольшим десятка лет подходят как нельзя лучше такие слова: эта отрасль философского знания шла по прямой и хорошей дороге вперед, хотя никто ей эту дорогу не показывал. Современная российская власть, существующая в постпро-светительской парадигме, не испытывает потребность в философском знании, в отличие от своей советской предшественницы, пестовавшей нужную ей философию, правда вовсе не потому, что носители власти были интеллектуалами, но потому, что философия создавала надлежащее обеспечение для идеологии. Теперь философия отделена от власти, внимание которой направлено в сторону более практических дисциплин».

Ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина доктор философских наук, профессор А. А. Федоров выступил с докладом по теме: “Инноватика” как идея европейской философии (ХУ-ХХ1 вв.)». Он отметил, что возможны три способа соотношения персонального хронотопа с континуумом традиции: 1) тоталитарный тип взаимодействия; 2) лабильный тип взаимодействия; 3) эксклюзивист-ский тип взаимодействия. А. А Федоров подчеркнул, что инноватологика возникает в традиции как специфический тип онтотелеологи-ческого следования, предназначенный для декомпенсации эффекта взаимосочетания, взаи-мокооперации, сопровождающего взаимодействие исторического, метафизического и персонального пространств-времен. На самом деле это уникальное явление, имеющее место быть в традиции исключительно малое число раз. В зависимости от обстоятельств того или иного исторического Разума его либо декларировали, принуждая к возникновению, либо не замечали, намеренно принижая его давлеющее значение.

Далее А. А. Федоров обратил внимание слушателей на то, что инноватика как виртуальный кооперациональный квази-антропо-логический процесс-объект, преимущественно склонный к производству прибыли вообще относительно всякого ресурса, обладает следующими характеристиками:

— революционизм: отказ от традиции, девальвация архетипов, твердых точек и персональных центров традиции, агрессия в отношении ее кайротической структуры;

— титанизм: недопущение возможности того, что есть нечто, что не может быть осуществлено, готовность стать человеко-богом;

— демиургизм: «магия» тоталитарного

творца, готовность к творению любым способом, генерацией, фабрикацией, креацией ради конвертации в ясный и понятный результат;

— кулькулятивизм: творение любым способом, но не любой ценой, культ логистики, проработки финансово-экономической стратегии и абсолютизации бухгалтерской отчетности;

— неоцинизм: абсолютизация внедренческого эффекта и получения финансового результата, или, невинной метафорой П. Сло-тердайка, «кто раньше умрет — сэкономит на взносах в пенсионный фонд»;

— этика неразличия: деятельность инноватика как изделия, изготавливающего ничто, то есть принципиально отсутствующее в традиции сверх-новое, не оценивается с точки зрения привации или негации, добра или зла — он творит то и другое или одновременно, или в заданной логистикой последовательности.

Закрыл пленарное заседание доклад академика РАН, президента РФО доктора философских наук В. С. Степина, который был посвящен проблеме введения в научную картину мира социальной реальности.

С 28 по 30 июня работа конгресса продолжилась в рамках всех его основных мероприятий. Члены кафедры «Философия» Финуни-верситета приняли активное участие в работе различных секций и круглых столов. Профессор А. Н. Чумаков не только выступил с докладом, но и возглавил в качестве руководителя работу секции «Философские проблемы глобализации». Профессор Т. М. Махама-тов выступил с докладом на тему «Гражданское общество и гражданственность» в секции «Социальная философия», которую возглавлял доктор философских наук, профессор И. А. Гобозов.

Профессор Н. М. Кишлакова работала в секции «Философия техники и хозяйства», где выступила во второй день работы конгресса с докладом на тему «Философия тех-

ники Э. Фромма». Она подчеркнула, что в понимании сущности техники, ее социальной роли, Э. Фромм последовательно применял принцип технологического детерминизма, что и обусловило несостоятельность его программы «гуманизации техники». «Давая обобщенную оценку философии техники Э. Фромма, можно сказать, что она представляет собой одну из многочисленных разновидностей философских теорий, сложившихся в 20 веке в русле антитехницизма. В целом Э. Фромм, подобно представителям данного направления, рассматривает технику как основной фактор, оказывающий не только негативное воздействие на человека, но сковывающий проявление его сущностных сил и определяющий принципы функционирования всех социальных институтов».

В другие дни работы конгресса профессор Н. М. Кишлакова присоединилась к обсуждению актуальных проблем современной социальной философии вместе с выпускающим редактором научно-образовательного журнала «Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета», кандидатом философских наук Д. З. Музашвили. Хотелось бы подчеркнуть, что наряду с научной работой Д. З. Музаш-вили были проведены презентация и распространение нового журнала Финуниверситета, который пользовался у участников конгресса огромной популярностью. Ассистент А. В. Во-лобуев представлял кафедру «Философия» на секции «Философия Востока», где выступил с докладом о гносеологических и онтологических основаниях суфийской антропологии. «Хотя суфийская антропология представляет из себя целую россыпь весьма разнообразных философских и религиозно-философских концепций и представлений, при анализе текстов наиболее авторитетных суфийских философов (Азиз ад-Дина Насафи, Махмуда Шаби-стари и Ибн ал-Араби) чётко вырисовывается её онтологический и гносеологический фундамент: своеобразное эстетико-гноселогическое понимание креативизма. Сущность гносеологических оснований суфийской антропологии можно вкратце выразить в следующем: творение мира понимается как самопознание через эстетическое самосозерцание Абсолюта, продуктом которого является и человек. Приро-

да человека носит эстетико-гносеологический характер, являясь продуктом эволюции созерцания Абсолюта к наиболее «сгущённому» отображению Абсолюта. Выделение онтологических и гносеологических оснований позволяет цементировать суфийскую философскую антропологию и дает ее понимание как системы», — отметил А. В. Волобуев.

Не менее активными участниками российского философского конгресса оказались и аспиранты кафедры философии. Аспирант Д. А. Киселев выступил с докладом на круглом столе «Философия и методология управления» по проблеме управления развитием как особом типе сознательной деятельности человека. Аспирант Д. Ю. Мовшин в своем выступлении на секции «Философские проблемы глобализации» поднял проблему патриотизма в глобально мире, а в выступлении на молодежной секции рассматривал вопрос глобализации и интернационализации на примере опыта Европейского Союза.

Особого внимания заслуживает вечерняя лекция Виктора Гомеза Пина, профессора Независимого университета Барселоны, исполнительного координатора Онтологического конгресса (Испания) «От Аристотеля до квантового формализма: анализ проблемы универсальности классических онтологических принципов», проведенная в рамках конгресса 29 июня, которая вызвала не только интерес у участников конгресса, но и оживленную дискуссию.

Завершить разговор о VI российском философском конгрессе хотелось бы впечатлениями о нем, которыми поделились наши молодые коллеги.

* * *

Впечатления о конгрессе Д. З. Музашвили

«Философский конгресс — это возможность не только поделиться собственными наработками в области изучаемой темы, но и познакомиться с новыми направлениями в научной жизни, расширить проблемное поле собственной темы, возможность увидеть взаимосвязи своих интересов и интересов представите-

лей других точек зрения и, конечно же, возможность новых знакомств и расширения круга общения. Все это в полной мере реализовалось на VI российском философском конгрессе.

Нижний Новгород встретил нас не слишком радужной погодой, но это в полной мере компенсировалось яркими выступлениями и лекциями таких хорошо известных в отечественной философии ученых, как В. С. Степин, А. А. Гусейнов, А. Н. Чумаков, В. А. Лекторский, А. С. Запесоцкий, А. А. Грякалов, а также известного испанского философа В. Гомез-Пин и крупнейшего китайского специалиста по современной русской философии профессора Дж. Байчунь и других.

Разнообразие секционных заседаний, круглых столов и симпозиумов дало возможность представителям самых разных направлений в полной мере реализовать свои научные интересы. Я остановила свой выбор на социальной философии и получила огромное удовольствие от докладов, которые с разных точек зрения раскрывают тему конгресса «Философия в современном мире: диалог мировоззрений». Выступающие предлагали свое видение таких проблем, как «Традиционная семья как фактор стабилизации общества», «Двухуровневая модель социального процесса», «Специфика современного общества и его деятельностные императивы», «Концепция “меркантильного характера” Э. Фромма и её современное звучание», «Духовность в информационном обществе», «Техногенно-кризисный социум (общество)» и многих других. Представители разных городов России, начиная с Калининграда, заканчивая Якутском, своими докладами призывали присутствующих к дискуссии, которой и закончилось это секционное заседание.

На третий день конгресса состоялось собрание Российского философского общества (РФО), на котором были подведены итоги работы за прошедший период, намечены пути дальнейшего развития, а также состоялись выборы Президента, Первого вице-президента и Главного ученого секретаря РФО. И мне от всей души хотелось бы поздравить В. С. Степина, А. Н. Чумакова и А. Д. Королева с избранием на столь ответственные должности и пожелать им плодотворной и успешной работы.

Но все хорошее когда-нибудь заканчивает-

ся, вот и конгресс подошел к концу. Я благодарю организаторов, участников и Нижний Новгород за гостеприимство и хочу пожелать нам увидеться на следующем конгрессе, который пройдет в столице Башкирии — Уфе».

Д. Ю. Мовшин

«Сразу хочу отметить остроту темы, поднятой конгрессом — «Философия в современном мире: диалог мировоззрений». Данная тема актуальна как никогда, особенно в период острых социальных и экономических изменений и потрясений, которые переживает мировое сообщество и наша страна. В рамках заданной конгрессом темы особое место занимали вопросы, обсуждавшиеся на секции «Философские проблемы глобализации», в работе которой я принимал участие. Все доклады и выступления, представленные в данной секции отличались актуальностью поднимаемых в них проблем и интересным неординарным их изложением. Особый интерес вызвали у слушателей доклады Н. Ф. Рахманкуловой «Глобализация и путь к гуманному обществу знания» и А. В. Серегина «Глобальная тенденция развития рекламной деятельности: современная мифология или объективная реальность?». Профессиональной была и работа руководителя секции Г. Г. Салихова, который осуществлял четкое ведение регламента и делал интересные комментарии по затрагиваемым в докладах и выступлениях проблемам.

Отрадно, что в рамках конгресса была организована работа молодежной секции, которую мне также удалось посетить и где были представлены актуальные и интересные доклады молодых ученых всей страны. Подводя итог, хотелось бы сказать, что это первая подобная конференция, на которой были представлены все направления передовой философской мысли, в которой мне довелось принимать участие. Хотелось бы поблагодарить организаторов в лице Российского философского общества, Правительства Нижегородской области и Института философии РАН за отличную организацию конгресса, а также выразить особое почтение гостеприимству Нижегородского государственного университета им Н. И. Лобачевского, который принял Конгресс в своих стенах».

А. В. Волобуев

«О масштабности шестого философского конгресса можно судить хотя бы той нагрузке на транспортную и гостиничную сеть города, которую создал приезд примерно двух тысяч философов: например, скоростной поезд «Сапсан», связывающий город со столицей, редко наполняющийся в будние дни, на этот раз был забит практически до отказа.

Работа конгресса включала в себя пленарные заседания, более двух десятков секций, не менее двух десятков круглых столов и стремящееся к бесконечности число неофициальных встреч и импровизированных собраний.

Я вовсе не случайно начинаю описание своих впечатлений именно с количественных показателей: ведь именно в возможности расширить круг своих контактов и идей, получить свежий импульс и заключается одна из основных задач такого мероприятия для самих ученых и философов. Эту же мысль передал и открывший конгресс губернатор нижегородской области Валерий Шанцев: «На философском конгрессе идет настоящий культурный обмен, зарождение новых течений... здесь встречаются люди, которые являются настоящими профессионалами в древней науке — философии».

А возможность этого расширения зависит, в том числе, и от количества и разнообразия возможных контактов и идей. Так что можно смело утверждать, что переход количества (собравшихся участников) в качество (образо-

вание новых идей, связей) состоялся, и в этом плане конгресс несомненно удался.

Также хотелось бы особо отметить существенное количество специалистов нефилософского профиля и иностранных гостей, которые вносили свежую струю в работу секций. Так, в секции «Философия Востока» гостья из Университета Меерута (Индия) Р. Тиаги совместно с к. э. н. Ю. Н. Москалевым представили доклад на тему «Социально-экономический аспект в “Бха-гавад Гите” и современность», показав один из возможных подходов к применению философии Востока для анализа экономической сферы. Таких примеров каждый из участников конгресса наверняка может привести множество.

Теперь о том, что хотелось бы пожелать для будущих мероприятий. Просматривая наиболее популярные российские газеты и новостные ленты, я не обнаружил даже заметки о таком значительном мероприятии. Неужели философам всего русскоязычного сообщества нечего сказать СМИ? Или редакторы и аудитория СМИ убеждены в том, что философия увязла в решении частнонаучных проблем, чрезвычайно далёких от повседневной реальности? Я глубоко убеждён, что это не так и что только тесное взаимодействие с медийным пространством поможет преодолеть отчуждение философии. И одной из задач конгресса в будущем должны стать не только выработка идей и течений, но и их популяризация, развитие в тесном контакте с современным миром».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.