НОВОСТИ НАУКИ, РЕЦЕНЗИИ
Диалог мировоззрений в современном мире VI российский философский конгресс
27-30 июня 2012 г. в Нижнем Новгороде состоялся VI российский философский конгресс «Философия в современном мире: диалог мировоззрений». На официальном сайте Конгресса было зарегистрировано 1966 участников, в том числе российских (из всех регионов) - 1784 чел., из 8 государств СНГ - 140 чел., из 12 других стран - 17 чел. Докторов наук - 603 чел. (в т.ч. философских наук - 527), кандидатов наук -813 чел. (в т.ч. философских наук - 646). Непосредственное участие в работе конгресса приняло 1119 чел. из России, десятки представителей ближнего и дальнего зарубежья, которые в течение четырех дней выступали на секциях, общались между собой: индивидуально, на круглых столах, симпозиумах, конференциях. Широко были представлены делегации Украины, Узбекистана, Казахстана, Белоруссии, Киргизии, Азербайджана, Болгарии, Словакии, Черногории, Германии, Швеции, Сербии, Израиля, Канады, Бразилии, Китая, Индии, Испании. Конгресс открылся приветственными выступлениями академиков РАН В.С. Степина, А.А. Гус-сейнова, В.А. Лекторского и губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева. С пленарными докладами выступили: А.С. Запесоцкий «Философия образования и проблемы современных российских реформ», А.Н. Чумаков «Культурно-цивилизационный диалог как способ решения проблем в современном мире», А. А. Грякалов «Эстетическое и политическое в контексте постсовременности», М.А. Маслин «Русская философия как диалог мировоззрений», А.А. Федоров «Инноватика как идея европейской философии (XV-XXI вв.). В этих выступлениях и докладах подчеркивалась мысль, что несмотря на все существующие и нарастающие трудности человечество обязано осуществить диалог между отдельными цивилизациями и культурами - другого просто не дано. Для этого необходимо: 1) вынести за скобки исходные первопринципы; 2) сделать этот диалог опосредствованным, что позволит определить «поля», где могут сходиться разные направления. На глобальном уровне совершенно нет никакого регулирования (не управления
опирающегося, прежде всего, на субъективный фактор) и для современного человечества это становится серьезной проблемой. Регулирование осуществляется самопроизвольно, направлено на достижение гармонии, содержит в себе процессы стихийные и осознанные. Современные культурно-цивилизационные системы по культурному основанию зачастую отталкиваются, по цивилизационному - взаимодействуют. Отмечалось, что Россия никогда не попадает в настоящее: происходящее в ней либо запаздывает по сравнению с требованиями необходимых моделей развития, либо необоснованно устремлено в будущее.
Секционные заседания конгресса проходили в корпусах Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Института управления РАНХиГС, государственного педагогического университета им. К. Минина. Работали тридцать секций, двадцать один круглый стол, шесть симпозиумов, научные конференции. На «Философской онтологии» традиционно поднимались вопросы: бытия-небытия, сущего, его уровней, «онтологического поворота», онтологических оснований творчества, взаимодействия классической, неклассической и пост-неклассической онтологий. Рассматривались проблемы, связанные с Ничто, Абсолютом, Временем, Виртуальностью. На «Философии и методологии науки» рассматривались внутренние основания науки, целостность знания, базовые категории системного и холистического подходов. На «Истории философии» (западной, русской, восточной) обсуждались проблемы генезиса, например инноваций в истории философской мысли, сложности современного анализа истории философии - проход между Сцил-лой и Харибдой традиционных подходов, с одной стороны, и новизны истолкования, с другой. Были затронуты вопросы, связанные с попыткой судебного разбирательства «Бхагавад-Гиты» в Томске и подчеркнуто, что философские тексты не могут обсуждаться в суде. На «Философии естествознания» и на вечерней лекции профессора независимого университета Барселоны В. Гомез-Пина речь шла об осмыслении реально-
130
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2012, №3
сти в свете последних открытий современной науки. На «Философии синергетики» рассматривалась необходимость возврата к бесплатному народному образованию, такие тенденции имеют место в настоящее время в США, Японии. На «Глобалистике» и на симпозиуме «Россия в глобальном мире: философские аспекты» выступавшие говорили о необходимости для России своей стратегии глобализации, что будет способствовать и объединению её народов, на «Философии образования» - о образовании для общества, которое в принципе не может рассматриваться как сфера производства услуг.
Очень содержательной была работа круглых столов, симпозиумов, конференций таких как: «Философия трансдисциплинарности: биоэтика, инноватика, экология», «Дискурс философского пути», «Поиск интегративной философии как аксиологический ответ на вызовы утилитарного глобализма», «Философское наследие Л.Н. Гумилева и евразийство», «Актуальные проблемы философии этноса», «Философия Гегеля и современность», «Новая философия человека и гуманитарные технологии». На «Философии по «гамбургскому счету: проблема новизны в философском творчестве» отмечалось, что 90% новых публикаций не несут новых идей. Необходимо создать специальные рубрики в журналах, сайт для оригинальных идей и концепций. Обсуждался пример - наличие должности философов в американских корпорациях для внедрения ими стратегических универсальных подходов и приемов мышления в практическую работу компаний. На «Проблемах инноватики и нового понимания субъектности: философский анализ» были поставлены задачи современному
философу: «быть понятым рынком», «философская ориентация молодежи», которую интересует совокупность вопросов принципиально отличных от традиционных, что требует совершенно новых книг и учебных пособий. Помимо непосредственной работы в секциях работа философского конгресса традиционно сопровождалась мероприятиями: выставкой-ярмаркой
философской литературы (труды участников конгресса), встречей с редакторами российских философских журналов, заседанием УМО по классическому образованию, вечерними лекциями известных специалистов, общим собранием Российского философского общества.
В работе конгресса приняли участие семеро якутян. Северо-Восточный федеральный университет представляли доценты В.В. Винокуров, В.В. Михайлова, Л.Н. Афанасьева, профессор Н.Н. Кожевников (кафедра философии), М.Н. Поскачина (ЮФ), Сельскохозяйственную академию - доцент А.Г. Пудов, Якутский научный центр СО РАН - профессор Е.М. Махаров. Все выступили с содержательные докладами и их работа на конгрессе несомненно будет способствовать дальнейшему развитию философии в Якутии. Было отмечено и несколько юбилеев: «40 лет российскому философскому обществу», 15 лет журналу «Вестник РФО», столько же российским философским конгрессам. В целом было приятно видеть огромное разнообразие и развитие тематики исследований: постнекласси-ки (онтологии, эпистемологии, методологии), современного рационализма, моделей культурных взаимодействий, методов «сборки субъектов», философского осмысления инноватики и глобализма.
Н.Н. Кожевников, д.филос.н., профессор, член Программного комитета VIроссийского философского конгресса
Фундаментальный вклад в гидрогеологию мерзлой зоны литосферы
(В.В. Шепелев. Надмерзлотные воды криолитозоны.
- Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2011. - 169 с.)
В холодных регионах земного шара формирование подземных вод, их режим и запасы теснейшим образом связаны с промерзанием верхней части земной коры. Вечная мерзлота является могучим фактором перераспределения водных ресурсов, их консерватором и защитником от вредного воздействия внешней среды. Именно благодаря многолетнемерзлым горным
породам в горах и на равнинах Евразии и Северной Америки возникли обширные криоарте-зианские бассейны, функционируют многие крупнодебитные источники, осуществляется дополнительное питание рек и водоемов. Исследование процессов взаимодействия вечной мерзлоты и подземных вод стало предметом нового научного направления - криогид-