Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3, Конференции
Зачем философы посещают философские конгрессы? (заметки о работе Шестого Российского философского конгресса)
Бессонова Л.А.
Доктор философских наук, профессор,
заведующая кафедрой философии Академии управления «ТИСБИ»
Щелкунов М.Д.
Доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Академии наук РТ, декан философского факультета Казанского (Приволжского) федерального университета
В конце июня Нижний Новгород принимал участников очередного VI Российского философского конгресса (РФК). Общая тема этого представительного форума называлась «Философия в современном мире: диалог мировоззрений». В работе конгресса приняли участие свыше 1000 философов со всей России. Среди них - звездные имена: академики РАН А.А. Гусейнов, В.А. Лекторский, В.С. Степин, чл.-корреспонденты РАН В.В. Миронов, Б.Г. Юдин, известные отечественные и приглашенные зарубежные мыслители.
С приветственными посланиями в адрес конгресса обратились руководитель Администрации Президента РФ С.Б. Иванов, председатели обеих палат Федерального собрания В.И. Матвиенко и С.Е. Нарышкин, Президент РАН академик Ю.С. Осипов. С большой речью перед участниками конгресса выступил губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев.
Как известно, тон всей работе конгрессов задается докладами пленарных заседаний. Не явился исключением и этот конгресс. Так, выступая на церемонии открытия, директор Института философии РАН А.А. Гусейнов подчеркнул, что РФК определяет ритм всей философской жизни России. Большой резонанс вызвало выступление ректора Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов чл.-корр. РАН А.С. Запесоцкого на тему: «Философия образования и проблемы современных российских реформ». В острой, полемичной форме автор обозначил болевые точки современного российского общества, представил глубокий анализ его экономической, политической, нравственной жизни.
Не менее актуально прозвучал доклад профессора МГУ М.А. Маслина на тему: «Русская философия как диалог мировоззрений», в котором отмечалось, что современное мировое сообщество проявляет огромный интерес к русской, особенно религиозной философии. Она изучается в Америке, западной Европе, в Китае. Этот интерес вполне объясним. Если до распада СССР русская философия рассматривалась как антитеза марксизму, то в реалиях постсоветской России акцент делается на тот факт, что религиозные философы, не уставая указывали на пагубное для России влияние западной культуры, которое может привести к потере духовности, своеобразия русской души. Русская философия - это философия сердца, в отличие от западной - философии разума. Поиски русской идеи - вот, что особенно привлекает внимание иностранных философов.
С неослабевающим интересом были также выслушаны пленарные доклады первого вице-президента Российского философского общества А.Н. Чумакова «Культурно-цивилизационный диалог как способ решения проблем в современном мире», профессора А.А. Грякалова «Эстетическое и политическое в контексте постсовременности», а также ректора Нижегородского педагогического университета проф. А.А. Федорова «Инноватика как идея европейской философии (XV-XXI вв.)».
Все упомянутые доклады объединены идеей о том, что философия может и должна давать ответы на актуальные проблемы современности, что политическая власть должна быть философски образованной, а философия должна выйти из «тени», «задворков» общественного пространства, где она, увы, нередко пребывает (по крайней мере, в нашем
307
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3
Конференции
отечестве). Собственно, это и есть ответ на поставленный в заголовок статьи вопрос - зачем ездить на конгрессы, для чего их проводить. Анализировать события реальной жизни, писать и говорить так, чтобы голос философов был слышен и услышан -вот задача современной философии. Процитируем мысль из доклада проф. М.А. Маслина: «Россия -огромная реальность, она не говорит, о ней говорят философы».
Основная часть работы конгресса проходила в 23 секциях, 7 симпозиумах, 29 «Круглых столах» и 2 конференциях. По традиции была организована и студенческая сессия. Доминирующими по количеству участников можно назвать секции «Социальная философия», «Философская антропология», «Философская онтология», «История западной философии». Наибольший интерес вызвали «Круглые столы», посвященные философской глобалистике, философии образования, биоэтике, проблемам российской модернизации.
Одному из авторов этих заметок - проф. Л.А. Бессоновой удалось принять участие в работе секций «История русской философии», «Социальная философия» и «Круглого стола» «Манихейство, гностицизм и традиции русской культуры». В работе секции «История русской философии» приняли участие зарубежные коллеги - профессор Байчунь Чжан (Китай, Пекин) с докладом о творчестве Н.А. Бердяева и молодой исследователь Ф. Хоффер-ман (Швеция, г. Упсала) с докладом о творческом наследии П. Флоренского. Китайский ученый, известный переводчик работ русских философов на китайский язык, дал высокую оценку творческому наследию Н.А. Бердяева в сопоставлении с трудами П. Флоренского и С. Булгакова. Эта позиция вызвала оживленную дискуссию, в которой приняла участие Л.А. Бессонова, чей доклад был посвящен П. Флоренскому как философу («Метафизика Павла Флоренского»). Выступление гостя из Швеции раскрыло еще одну ипостась этого мыслителя - его вклад в науку.
Новой и неожиданной явилась точка зрения авторов монографии «Манихейство, гностицизм и традиции русской культуры», основные положения которой были изложены на заседании одноименного «Круглого стола» по этой теме. Авторы монографии
- проф. А.Г. Мясников из Пензы и Уполномоченный по правам человека в Москве, проф. А.И. Музыкантский. В своем докладе А.Г. Мясников изложил точку зрения на особенности матрицы традиционного сознания в России, утверждая, что она по сути своей - манихейско-гностическая. Концепция интересная, но не бесспорная.
Весьма оживленно проходило заседание секции «Философия образования», в которой принимал участие М.Д. Щелкунов. Фокусом весьма острых обсуждений стал вопрос о судьбе российского образования в контексте его модернизации, соответствии задач этой модернизации коренным целям и фундаментальным ценностям развития личности.
Конгрессы хороши тем, что дают возможность посетить разные секции, принять участие в их работе без предварительных заявок. Неожиданные дискуссии, знакомства с коллегами из других городов и стран, игра мыслей и идей, атмосфера конгресса
- все это является мощным стимулом к дальнейшей научной и педагогической деятельности.
Особо следует сказать о работе татарстанских коллег. Делегация нашей республики включала 22 участника и, как всегда, была одной из самых представительных и многочисленных среди делегаций субъектов РФ. Об авторитете татарстанских философов свидетельствует тот факт, что двум из них -профессорам Н.М. Солодухо и Э.А. Тайсиной была оказана честь сопредседательствовать на секциях «Философская онтология» и «Теория познания» соответственно.
Проведение следующего VII Российского философского конгресса запланировано на 2015 г. в столице Башкортостана - Уфе.
308