Научная статья на тему '«Философия как познание и образ жизни»'

«Философия как познание и образ жизни» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
231
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Философия как познание и образ жизни»»

«ФИЛОСОФИЯ КАК ПОЗНАНИЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Н. Н. Кожевников,

доктор философских наук профессор;

В. С. Данилова,

доктор философских наук профессор

Такое название имел Всемирный философский конгресс, который с 4 по 12 августа 2013 г проходил в Афинах. На конгресс съехались около 3000 философов из 108 стран мира. Самой многочисленной была греческая делегация, затем - делегации из России (300 человек) и из Китая (200 человек). Всемирные философские конгрессы проводятся с 1900 г Инициатором первого конгресса, состоявшегося в Париже, было Французское философское общество и французские философы Э. Бутру, А. Бергсон, Л. Кутюра, Э. Леруа. Начиная с 1948 г., конгрессы проводятся каждые пять лет (до этого сроки были иные из-за двух мировых войн и других серьезных причин).

При открытии конгресса его президент, являющийся также президентом Международной федерации философских обществ ^^Р), Уильям Мак Брайд подчеркнул, что наибольшее благо Всемирного философского конгресса - это окно, которое он открывает в целом мире мысли. Возникает чувство общности, не сводимое к тому виду опыта, который предлагается обычным туризмом. Это чувство, говоря абстрактно, есть чувство глобального понятия «мы». Президент Греческого организационного комитета конгресса Константинос Будурис отметил, что тема конгресса приглашает нас задуматься над сократовским вопросом «Как следует жить?», посмотреть на различные способы и образы жизни народов планеты Земля, подойти к философии, как к искусству жизни, поразмышлять об ответственной роли и твердой позиции философа по отношению к современным и будущим проблемам сложных ситуаций, которые будут возникать в результате перераспределения экономических, социальных и других сил глобализированного гражданского общества.

На конгрессе работало 75 секций по следующим направлениям: Этика, Онтология, Эпистемология, Философия развития, Философия науки, Философия образования, Этика бизнеса, Биоэтика, Феноменология, Философия языка,

Исламская философия, Логика, Философия истории, Политическая философия, Социальная философия, Философия окружающей среды, Философия науки, Философия права, Философия культуры, Философия ценностей и многие другие.

Особенно обширными были секции, ориентированные на вопросы этики и права. Этика проникает во все вопросы современной жизни. Это именно тот прикладной аспект философии, который всегда был в центре внимания философов, но оказался в последнее время как-то отодвинутым в сторону реалиями повседневной жизни. Еще Сократ считал этические принципы космическими, а Кант - изначально присущими человеческой природе. На этих секциях конгресса поднимались, например, вопросы этической инверсии, когда исходные этические понятия как бы выворачиваются наизнанку и благодаря изощренной демагогии, симулякрам, выдаются за нормы общественной жизни. Большое внимание уделялось проблемам метаэтики, клонирования, миграции, эвтаназии.

В настоящее время философским сообществом предпринимаются усиленные попытки институциализи-

Открытие Всемирного философского конгресса (Афины, 2013 г.)

Группа участников секции «Философия науки». Стоят слева направо: Луз Чэпэ (Мексика), Н. Н. Кожевников и В. С. Данилова (Якутск), Василис Каракостас (Греция) -руководитель секции, Н. В. Даниэлян (Москва), Сабхэш Десаи (Индия), Ин Рэ Чо (Корея)

ровать право во всех элементах и подсистемах культуры, образования, политических и социальных институтов, во всех видах деятельности человека. Например, основной идеей доклада одного из ведущих философов современности Юргена Хабермаса является организация современной Европы таким образом, чтобы ею правил закон (не правительства, политические элиты или партии, а закон).

Значительное число докладов на конгрессе было посвящено жизни в условиях терроризма, катастроф. Особое внимание было уделено опыту японцев после трагических событий в Фукусиме и проблеме насилия. Где его допустимые пределы? Как можно противостоять насилию? Что можно достигнуть насилием? В частности, отмечалось, что проблема здесь и в исходных понятиях. Подробно обсуждалось также взаимодействие религий в современном мире.

На секциях философии науки рассматривались вопросы, связанные с различными аспектами транс-дисциплинарности, совершенствования современной философской методологии. Можно отметить, что доклады многих европейских философов, прежде всего французских, больше ориентированы на литературное эссе, тогда как тексты североамериканских, канадских, британских и австралийских философов тесно смыкаются с современной наукой.

В ряде стран, например в Польше, появился огромный интерес к русской философии. Переводятся труды многих российских философов, культурологов, планируется целый комплекс мероприятий, посвященных обсуждению ключевых вопросов философии России. Намечается также «великое объединение» восточных и западных мировоззренческих традиций, в частности, взаимодействие американской и европейской философий, с одной стороны, и философии китайской, с другой. Этой теме были посвящены специальные секции.

Поскольку конгресс проводился в Греции, то имел место символический крен в сторону вопросов изучения и исследования античной философии. 2013 год - год 2400-летия основания Академии Платона, поэтому некоторые секции работали прямо в исторических местах - в самой Академии, Лицее Аристотеля, в Агия Фотине, Пниксе. Открытие конгресса прошло на южном склоне Акрополя.

В целом философское сообщество отметило, что мир стоит на пороге грядущих социально-культурных изменений, значение которых сопоставимо с религиозной Реформацией и другими подобными событиями, определившими судьбы наших цивилизаций.

Из Якутии в работе конгресса приняли участие три докладчика. На секции «Философия науки» выступили профессор В. С. Данилова с докладом «Трансдисциплинарные исследования новых моделей реальности» и профессор Н. Н. Кожевников с докладом «Система координат на основе детерминированного хаоса и её значение для методологии философии науки». На секции «Социальная философия» с докладом «Методологические парадигмы понимания современного мира» выступил профессор Е. М. Махаров.

На конгрессе работали десятки философских обществ: Афро-Азиатская философская ассоциация, Американское общество углубленных философских исследований, Шанхайская академия социальных наук, Международная ассоциация греческой философии, Немецкая философская ассоциация, Российское философское общество и многие другие.

Один из авторов статьи профессор Н. Н. Кожевников на фоне Афин

Новым президентом Международной федерации философских обществ ^^Р) избран ирландский философ, специалист в области феноменологии Дермонт Моран. Местом проведения следующего философского конгресса утвержден Пекин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.