Философия в глобальном мире'
(к итогам XXIII Всемирного философского конгресса)
А. Н. Чумаков, Д. А. Киселев''
4-10 августа 2013 г. в Афинах (Греция) состоялся XXIII Всемирный философский конгресс с основной темой «Философия как познание и образ жизни». Такие конгрессы проводятся один раз в пять лет с 1900 г. в различных точках планеты и собирают, как правило, философов со всего мира, доклады которых предварительно получают одобрение Оргкомитета и включаются в научную программу. Главными организаторами конгресса были Международная федерация философских обществ (МФФО) и Национальный греческий оргкомитет. Общее количество участников составило около 3000 человек из более 80 стран мира. Из России было порядка 300 человек, 62 из которых прибыли в Афины в составе делегации, организованной Президиумом РФО. Значительным было также представительств Китая, США, Германии, Франции, Англии, Испании и других стран.
Финансовый университет при Правительстве РФ на конгрессе был представлен заведующим
кафедрой философии, доктором философских наук, профессором А. Н. Чумаковым, который руководил секцией № 48 «Философия развития»1 и выступил с докладом «Globalization: perspectives and realities of global Development»2, а также аспирантом этой кафедры Д. А. Киселевым, представившим на упомянутой секции доклад «Philosophy of development as a starting point for development governance»3. Оба доклада были подготовлены на базе исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситета 2013 г.
Работа конгресса проходила по давно установившейся традиции, предусматривающей многообразие таких форм, как пленарные заседания, симпозиумы, специальные сессии, секции, круглые столы. Отдельные лекции, вызвавшие особый интерес, были представлены широко известным немецким философом Ю. Хабермасом (Jurgen Habermas)4 и не менее именитым итальянским философом Умберто Эко (Umberto Eco)5, текст которого
* Выступления на конгрессе и данная публикация подготовлены в рамках исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситета 2013 года.
** Чумаков Александр Николаевич — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой «Философия» Финансового университета. E-mail: [email protected]
Киселев Данила Алексеевич — аспирант кафедры «Философия» Финансового университета. E-mail: [email protected].
1 См.: http://www.wcp2013.gr/en/sections-contributed-papers/contributedpapers.html.
2 XXIII World Congress of Philosophy. Philosophy as Inguiry and Way of Life: Programme. [Электронный ресурс] URL: http://www. wcp2013.gr/files/items/6/644/programmejuly29.pdf P 31. (дата обращения 20. 09. 2013).
3 XXIII World Congress of Philosophy. Philosophy as Inguiry and Way of Life: Programme. http://www.wcp2013.gr/files/items/6/644/ programmejuly29.pdf P. 28. (дата обращения 20. 09. 2013).
4 Habermas Jurgen, Plea for a constitutionalization of international law [Электронный ресурс] http://www.wcp2013.gr/files/ items/6/649/habermas.pdf?rnd=1375884436 (дата обращения 20. 09. 2013).
5 Eco Umberto, Some remarks on a New Realism [Электронный ресурс] http://www.wcp2013.gr/files/items/6/649/eco_wcp. pdf?rnd=1375884459 (дата обращения 20. 09. 2013).
был зачитан по причине болезни последнего. Полную программу конгресса и материалы отдельных выступлений все интересующиеся могут найти на сайте конгресса6.
Конгресс — это своеобразный «пульс» мировой философии, который проявляется во множестве идущих одновременно мини-конференций (секций) и круглых столов, отдельных (самодостаточных) лекций и выступлений, встреч, бесед, дискуссий, побывать на которых не в состоянии ни один человек. Конгресс не только отражает текущие тренды и направления философской мысли, но и во многом формирует их, очерчивает перспективные поля и сферы исследований. И хотя слово «очерчивает» предполагает некоторые границы, у прошедшего конгресса, к счастью, каких-то сковывающих его границ не было, даже несмотря на все перипетии кризиса, обуревавшего колыбель мировой философии. Множество профессионалов-энтузиастов со всего мира, среди которых, что отрадно, достойное место заняли и наши соотечественники, организовали работу секций по самым острым и злободневным проблемам современной философии. Совершенно невозможно было найти такую сферу и отрасль философии, которая не была бы сполна представлена на конгрессе. Участникам оставалось лишь сожалеть о том, что не было возможности принять участие во всех интересующих их дискуссиях, а работа многих секций, ввиду огромного числа их участников, шла параллельно сразу в нескольких аудиториях Университета Афин. Но это, пожалуй, единственный организационный «недостаток» прошедшего форума. В остальном же сложно представить более подходящую и более стимулирующую обстановку для творческой мысли и свободной коммуникации, где каждый участник на основе множества встреч, увиденного и услышанного формирует свое собственное видение даже одних и тех же событий, по-своему трактуя происходящее. Из полифонии таких взглядов только и можно составить более или менее целостное представление об итогах конгресса.
Иными словами, восстановить общую картину всего форума и передать творческую атмосферу, царившую там, тем более, рассказать о содержании прочитанных лекций и докладов, состоявшихся дискуссий и обсуждений можно лишь в отдаленном приближении, причем не с какой-то одной позиции, а с точек зрения как можно большего количества его участников. Именно поэтому Российское философское общество в своем основном журнале «Вестник РФО» всегда публикует итоги конгрессов, предоставляя слово его участникам, которые делятся своими впечатлениями, размышлениями и оценками проис-ходившего7.
Среди различных заседаний, в которых удалось принять участие авторам данной заметки, хотелось бы немного уделить внимание работе секции «Философия развития», участниками которой были представители азиатских, европейских, американских и африканских стран. В ряду наиболее важных тем, обсуждавшихся на этой секции, оказались реалии и перспективы глобального развития в условиях глобализации. В частности подчеркивалось, что кардинальное и быстрое изменение архитектуры мирового устройства, а также планетарных связей и отношений сопровождается неспособностью мирового сообщества адекватно реагировать на подобные изменения. В итоге глобальный мир, оказавшийся перед лицом беспрецедентных вызовов и не имеющий при этом адекватной данным вызовам системы управления, все больше втягивается в ситуацию нарастания противоречий, острой борьбы и неопределенности. В этом, по общему согласию участников обсуждения, и заключается главная проблема современной эпохи.
Также было подчеркнуто, что общественное развитие — предельно сложный предмет для философского и научного познания. Понятие «развитие» используется в разнообразных контекстах и практически во всех сферах общественной жизни. В то же время, целостного понимания феномена развития
6 См.: www.wcp2013.gr
7 См.: К итогам XXIII Всемирного философского конгресса // Вестник РФО. 2013. № 3 (67).
не существует по настоящий момент, тогда как представления о развитии имплицитно встроены в ткань общества и в значительной мере детерминируют социальную, политическую, экономическую, финансовую и иную деятельность людей. Несмотря на то, что эти представления играют всё более важную роль в общественной практике, в деятельности конкретных институтов (в том числе международно-политических и финансовых), значимость идеи развития в науке и философии сегодня несправедливо занижена. Налицо несоответствие между колоссальным интересом философии к проблеме общественного развития и неоформленностью, незрелостью философии развития как отрасли философии, дисциплины и сферы творческого поиска.
При этом современная философия развития сталкивается со всевозрастающей сложностью возникающих перед ней задач. Для современного мира критически важными являются не просто поддержка и стимулирование процессов развития по всему миру, но и целенаправленное и системное управление им. Это требует выхода на принципиально новый уровень понимания природы развития и роли управления в общественном развитии. В этой связи, как отмечалось, необходимо иметь в виду взаимосвязь и взаимообусловленность управления, развития и наших представлений о них: одно без другого оказывается просто бессмысленным. Управление без развития означает лишь властвование, распоряжение и контроль и по большому счёту управлением называться не может. Более того, если управление не решает задачи развития, то оно неизбежно становится фактором социальной дезинтеграции и ведёт к росту антагонизма, в том числе классового. Иными словами, речь идёт о развитии, которое должно стать подлинным содержанием управления. В то же время развитие без управления также не имеет смысла, так как неуправляемое и неосознаваемое, стихийное (стохастическое, случайное) «развитие» означает полную пассивность человека перед обстоятельствами, его неспособность реализовать свой творческий потенциал.
Особое внимание привлекла та мысль, что понятие «управление развитием» носит универсальный характер. Оно обозначает особого типа управленческие воздействия общественных субъектов на многообразные процессы развития и в природе, и в общес тве, и в д у-ховном мире человека. Такой универсализм понятия об управлении развитием основывается на универсальном характере самих задач управления развитием, которые объективно возникают перед современным обществом, в том числе и на глобальном уровне. Именно поэтому «управление развитием» — это прежде всего особый понятийный комплекс, связанный, в том числе, с формированием нового философского языка. Представление об «управлении развитием» является важнейшим элементом тезауруса философии будущего, контуры которой можно увидеть уже сейчас, но которую, тем не менее, ещё предстоит сознательно доконструировать. Совершенствование представлений об «управлении развитием» должно подготовить, гармонизировать и конструктивно согласовать назревающую смену парадигм сразу в нескольких отраслях философии: философии управления, философии развития, философии техники, философии истории, философии образования, рефлексивной философии и т. д. Само оперирование представлениями об управлении развитием является необходимым для этого условием.
Было также отмечено, что в настоящее время в философии управления и развития складываются сразу несколько ключевых подходов и концепций, широко востребованных в контексте совершенствования практики управления и решения задач управления развитием. Одно из наиболее перспективных направлений исследования проблем управления связано сегодня с так называемой концепцией рефлексивного управления. Именно в этой области, по мнению участников обсуждения, следует ожидать прорыва в понимании природы и механизмов управления общественным развитием. Другие перспективные разработки связаны с концепцией устойчивого развития. Все они по-своему раскрывают природу и суть развития и управления. Однако ближайшая
задача философии развития — синтез и совершенствование этих подходов.
Возвращаясь к общим итогам конгресса, отметим, что важной его составляющей наряду с официальной частью, определенной научной программой, являются и многочисленные встречи коллег, объединенных в те или иные научные сообщества. Этому в значительной степени способствуют и предусмотренные программой специальные заседания различных организаций, входящих в МФФО. В частности, два таких заседания было проведено Российским философским обществом, на которых около 100 человек из многих стран мира обсуждали актуальные проблемы российской философии и международного сотрудничества прежде всего в рамках этой организации. Помимо философов из России значительный интерес вызвали выступления членов РФО из США, Китая, Мексики, Казахстана, Киргизии, Украины, Азербайджана и др.
В рамках конгресса, как это обычно и происходит, 9 августа состоялось заседание
Генеральной Ассамблеи Международной федерации философских обществ, в которой Россия представлена Российским философским обществом (с 2 решающими голосами) и Институтом философии РАН (с 2 решающими голосами). Ассамблея заслушала отчеты исполнительных структур МФФО и тайным голосованием избрала новый состав Исполкома МФФО в составе 39 человек. Новым президентом МФФО стал профессор Дермот Моран (Dermot Moran) (Дублин, Ирландия); Вице-президентами: Танелла Бони (Tanella Boni) (Абиджан, Республика Кот-д’Ивуар); Кен-ичи Сасаки (Ken-ichi Sasaki) (Токио, Япония); Лурдес Веласкес (Lourdes Velazquez) (Мехико, Мексика); Генеральным секретарем МФФО — Лука Мария Скарантино (Luca Maria Scarantino) (Милан, Италия).
На проведение очередного Всемирного философского конгресса было подано две заявки — от Китая и Бразилии. Путем тайного голосования было принято решение о проведении следующего Всемирного философского конгресса в Пекине (Китай) в 2018 г.