Научная статья на тему 'Российское философское общество и развитие отечественной философии'

Российское философское общество и развитие отечественной философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
291
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российское философское общество и развитие отечественной философии»

А.Н.Чумаков, А.А.Королёв

РОССИЙСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Чумаков Александр Николаевич - доктор философских наук, первый вице-президент Российского философского общества (РФО); Королёв Андрей Дмитриевич - кандидат философских наук, главный ученый секретарь РФО.

История развития философской мысли в России в последние десятилетия непосредственно связана с деятельностью Философского общества (ФО) СССР, созданного в 1971 г. при Президиуме АН СССР, а с 1991 г. - с деятельностью Российского философского общества (РФО), ставшего правопреемником ФО СССР. Сегодня РФО - добровольная общественная научная организация, объединяющая граждан России, ведущих научную, педагогическую и просветительскую работу в области философии. Хотя в основном это кандидаты и доктора наук, профессионалы, работающие в области философии. Общество открыто для всех интересующихся философией, а также для лиц, не имеющих российского гражданства, независимо от места их проживания. Теперь РФО - член Международной федерации философских обществ (МФФО).

По насыщенности событиями и переменами за время существования Общества, несомненно, выделяются два периода: с 1985 г. до середины 90-х годов и с 1996 г. - по настоящее время. Первый период для отечественной философии вполне сопоставим с тем, что происходило в России в течение примерно такого же отрезка времени - от революционных событий 1905-1907 гг. до отправки за границу в 1922 г. «философского парохода». Тогда также резко изменились и внешние обстоятельства, и сама парадигма философской мысли с той лишь разницей, что события развивались как бы в обратном направлении. В те годы философская мысль была задавлена идеологией, на этот раз философия снова обрела свободу от идеологической опеки.

Понять динамику и тенденции этих изменений можно, обратившись к деятельности Философского общества за последние полтора десятка лет. Опираясь на конкретный материал - события, факты, цифры - можно наглядно представить не только переломные моменты, периоды спада и роста, но и тенденции в развитии современной российской философии.

Почти до конца 80-х годов по линии ФО СССР ежегодно проводилось около 150 мероприятий, а один раз в пять лет собирался философский съезд, где решались организационные вопросы. Велась также активная издательская работа: с периодичностью шесть раз в год публиковались «Информационные материалы» Общества. Однако после распада Союза, в первой половине 90-х годов, эта деятельность была сведена практически к нулю (МФФО). О какой-то серьезной работе не могло быть и речи по причине воцарившегося скепсиса в отношении философии, которая по инерции многими ассоциировалась только с марксизмом. Да и для лиц с философским образованием, оказавшимся в то время на грани выживания, зачастую было просто не до философии, хотя, конечно же, философская мысль не переставала работать и в те трудные времена.

Исключением на этом фоне выглядит XIX Всемирный философский конгресс, который впервые за почти столетнюю историю мировых конгрессов проходил в Москве в августе 1993 г. Здесь следует принять во внимание, что решение о проведении его в России принималось в Брайтоне на XVIII Всемирном философском конгрессе в 1988 г., когда и в СССР, и в других странах с напряженным вниманием следили за нарастанием волны перестройки и всячески стремились содействовать ей. Состоялся же конгресс как бы по инерции, в принципиально иных условиях, когда августовские события 1991 г., устранившие власть КПСС и освободившие философию от идеологического пресса, были уже позади, но осень 1993 г., положившая конец кризису власти, еще не наступила. Конгресс сыграл важную для нашей истории роль - он подвел черту под всем периодом советской философии.

Понадобилось еще около двух лет, прежде чем к началу 1996 г. появились первые ощутимые признаки оживления философской жизни в нашей стране. К этому времени наметилась определенная стабилизация в политической, экономической, социальной сферах, что обусловило дополнительный интерес и к философии. Во-первых, в изменившихся условиях на смену прежним, утратившим свою значимость социальным ориентирам и ценностным установкам пришли новые, сформировать которые без философии оказалось практически невозможно, как невозможно было без философского осмысления проблемы говорить и об общенациональной идее, потребность в которой к тому времени резко возросла. Иными словами, у философии появился новый социальный заказ, обнаруживший объективную потребность в ней. Во-вторых, в сфере образования наиболее радикальные перемены стали остро необходимыми в преподавании тех дисциплин, которые в большей степени были связаны с прежней идеологией. Естественно, что среди таких дисциплин философия оказалась в первом ряду.

О ее состоянии в те годы можно судить по ряду весьма характерных показателей. Одним из них является процесс преподавания философии в высшей школе, который в первой половине 90-х годов осуществлялся во многом или «по инерции», или «методом проб и ошибок», когда старые программы и учебники уже не

годились, а новых еще просто не было. Так, с 1989 г., когда был опубликован последний в советский период двухтомный учебник «Введение в философию» под редакцией И.Т. Фролова, и вплоть до 1995 г. обучение в высшей школе шло практически по одной этой книге. Первая возможность хоть какого-то выбора учебной литературы появилась только к началу 1996 г., когда вышли из печати первые, подчас еще «сырые» учебники и учебные пособия, написанные в отсутствие новых программ, но уже с учетом принятых (в августе 1994 г.) Государственных образовательных стандартов. Забегая вперед, следует отметить, что в последующие четыре года количество учебной и справочной литературы по философии резко увеличилось, и сегодня счет идет уже на десятки изданий. Ряд из них выдержал несколько переизданий, что говорит о несомненном улучшении качества этой продукции.

Но тогда, в середине 90-х годов, остро стоял вопрос не только обеспечения литературой, но и в целом методического обеспечения учебного процесса. В Президиум РФО из различных регионов страны поступали предложения провести широкое обсуждение актуальных вопросов, связанных с преподаванием философии. В итоге, Философское общество совместно с Минвузом РФ и Институтом философии РАН провело в марте 1996 г. Всероссийскую конференцию «Проблемы преподавания философии в высшей школе», которая (на удивление не верившим в успех) собрала около 200 заинтересованных участников из многих регионов России и стала крупнейшим событием в ее философской жизни за последние десять лет. В вузы были разосланы обширные материалы конференции, которые сыграли важную не только методологическую, но и мировоззренческую роль. (См.: «Проблемы преподавания философии в высшей школе. Материалы конференции. - М.: РФО, 1996. - 363 с.)

Данная конференция примечательна еще и в том отношении, что впервые после распада СССР она показала настоятельную потребность в консолидации философских сил России и необходимость регулярного проведения масштабных философских форумов. Тогда же впервые прозвучало предложение максимально опираться на регионы в осуществлении этих идей, что имеет принципиальное значение, так как чрезмерная централизация всех сфер общественной жизни в период Советской власти поставила Москву в исключительное положение, в том числе и в области философии. Большая часть из того, что происходило вне Москвы, воспринималось как нечто второстепенное, несущее на себе печать провинциальности и неразвитости. Разумеется, такое положение дел нередко вызывало неприязненное отношение к московским ученым со стороны их провинциальных коллег и вполне объясняло то негласное противостояние, которое имело место, в частности, между философами Санкт-Петербурга и Москвы.

Когда же было предложено провести Первый Российский философский конгресс в г. Санкт-Петербурге на базе его госуниверситета, то это было воспринято как отход от централизма и диктата и вызвало широкое одобрение в российской

философской среде. Конгресс, получивший название «Человек-Философия-Гуманизм» состоялся в г. Санкт-Петербурге 4-7 июня 1997 г. и сразу же показал свою неординарность. Это стало очевидно даже для скептиков уже в день его открытия, когда в одном из лучших залов города началось пленарное заседание при участии более 1200 человек, представлявших большинство регионов России, а также страны ближнего и дальнего зарубежья. Такого собрания философов наша страна еще никогда не знала. В последующие дни работа 15 секций, 5 симпозиумов и 10 круглых столов, сопровождаемая интересными дискуссиями, вызвала живой интерес участников конгресса и окончательно сформировала мнение не только о его хорошей организации, но и о высоком научном уровне. Подтверждением этому служит тот факт, что около 1800 человек (среди которых помимо философов, были представители гуманитарных, естественных и даже технических дисциплин) прислали тезисы своих докладов, составившие девять солидных томов, семь из которых были изданы еще до начала конгресса.

И хотя из-за недостаточного и своевременного финансирования не удалось, например, на должном уровне организовать учет, отбор и качественное рецензирование тезисов, удалось достичь тем не менее главного: были преодолены скептицизм и апатия в отношении философии и ее возможностей влиять на общественную жизнь. Теперь по прошествии времени, можно с уверенностью сказать, что по воздействию на общественное сознание конгресс в Санкт-Петербурге стал важным историческим событием, сыгравшим исключительную роль в духовном обновлении российского общества, и в этом смысле он вполне сопоставим с упоминавшимся уже XIX Всемирным философским конгрессом. Есть определенная логика и даже некоторая символичность в том, что оба эти конгресса, разделяемые всего четырьмя годами, проходили, по существу, в принципиально разные эпохи.

Это хорошо видно, в частности, из Итоговой резолюции, и Обращения участников Первого Российского философского конгресса к деятелям культуры, науки, искусства, к интеллигенции России. В этих документах была выражена глубокая озабоченность состоянием духовного здоровья общества и его базовых ценностей, подчеркивалось, что в духовной жизни нашего общества стала доминировать причудливая смесь архаики и новейшей экзотической мистики, оккультных и паранормальных представлений, перемешанных со здравым смыслом, привычками и консервативными идеологемами. Участники конгресса выступили за возрождение приоритетных ценностей российской культуры, которая должна без утраты самобытности и традиционности принять вызов информационной цивилизации и рыночных отношений. Они призвали широкие слои интеллигенции и философскую общественность страны способствовать развитию российской культуры и философской мысли с позиции гуманизма, а также одобрили идею регулярного проведения таких конгрессов под эгидой Российского философского общества. При этом было высказано пожелание проводить конгрессы в тех регионах нашей страны, где

к ним наилучшим образом подготовятся, где такое событие будет в большей степени способствовать развитию российской философской мысли, повышению общего уровня философской культуры как в регионах, так и в России в целом.

Крупнейшим центром по подготовке философских кадров, в особенности для Уральского региона, Сибири и Дальнего Востока, является Екатеринбург. Поэтому было принято решение провести следующий философский конгресс, именно в этом городе, что несомненно свидетельствовало о высоком престиже уральской философской школы в стране.

Второй Российский философский конгресс проходил под эгидой Российского философского общества в последний год уходящего столетия (с 7 по 11 июня 1999 г.), и назывался «XXI век: будущее России в философском измерении». Открылся он в одном из лучших залов Екатеринбурга - Театре эстрады, где присутствовали около 800 человек, приехавших из 73 городов России, а также из Украины, Белоруссии, Литвы, Китая, Германии, Новой Зеландии, США, Югославии. К началу конгресса было издано четыре тома (в восьми книгах) материалов, в которые вошли более 2000 тезисов.

Весьма обширной была и научная программа конгресса, которая состояла из трех пленарных заседаний, 24 секций и 26 круглых столов. Работа секций охватывала как традиционные разделы философии - онтология, гносеология, этика, эстетика, социальная философия, история философии, философская антропология, политическая философия и др., - так и сравнительно новые направления - философские проблемы экологии, философия техники, философия образования, философия гуманитарных наук и др. Дискуссии и обсуждения на секциях, нередко заканчивались интересными идеями и предложениями. Так, некоторые из них высказались за разработку новых учебных курсов, в частности философии права, философии образования и т.п. Прозвучало пожелание о продолжении работы по различным направлениям в области философии (например, по философии хозяйства, философии образования взрослых). Высказывались предложения о создании в рамках РФО тематических секций по философии техники, философии образования, философии и методологии науки и др. Говорилось о необходимости публикации под эгидой Общества сборников статей философов из различных регионов страны.

Подводя общие итоги конгресса с учетом опубликованных откликов на него (см.: Вестник РФО № 2 (10), № 3 (11), № 4 (12) за 1999 г. и № 1 (13) за 2000 г.), можно сделать вывод о том, что он стал крупнейшим событием в философской жизни нашей страны в конце ХХ столетия.

В рамках конгресса состоялось общее собрание (организационная сессия) Российского философского общества, в котором участвовали все члены РФО, сумевшие приехать в Екатеринбург. Собрание констатировало, что Российское философское общество стало хорошо организованным научным сообществом и динамично развивается. В значительной мере этому способствует регулярный вы-

пуск журнала «Вестник РФО», который обеспечивает членам Общества дополнительную возможность публиковаться, дискутировать, предлагать и получать методические материалы по преподаванию философии и философских дисциплин. Все это стало возможным благодаря большому потоку информации, регулярно поступающему в Президиум РФО от его отделений, организаций и индивидуальных членов. Как тогда, так и теперь члены Общества особо ценят то, что в выходящем ежеквартально журнале публикуются новые идеи и дискуссионные материалы, дается обширная информация о философской жизни в России и за рубежом, содержатся сведения о новейших публикациях и диссертациях по философии, освещаются результаты философских конгрессов и наиболее интересных конференций, рецензируется философская и учебная литература, имеются разделы философского наследия, поэзии, юмора.

Философия не может полноценно развиваться вне общения и живого обмена мнениями, без профессиональных бесед и дискуссий, без того, наконец, чтобы помимо абстрактных рассуждений и отвлеченных теорий ставились задачи по решению и практических проблем. С учетом этого обстоятельства было принято решение о проведении следующего III Российского философского конгресса в еще одном крупнейшем философском центре России - Ростове-на-Дону.

Этот конгресс под названием «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия» с успехом состоялся 16-20 сентября 2002 г. на базе государственного университета Ростова-на-Дону. Участники конгресса собрались на пленарное заседание в одном из лучших залов города - в Музыкальном театре. Для работы секций, круглых столов, коллоквиумов, рабочих встреч и заседаний свои помещения предоставили Ростовский государственный университет и другие ВУЗы города, Центральная библиотека. Данный конгресс имел свои особенности и специфику, но в целом, и по форме, и по содержанию работы, и по своим итогам он стал в один ряд с двумя предыдущими (Санкт-Петербург, 1997; Екатеринбург, 1999) и окончательно закрепил традицию регулярного проведения философских форумов общероссийского масштаба в различных регионах России.

Его особенность состояла прежде всего в том, что он впервые за всю философскую историю России проходил на юге страны, в центре Северо-Кавказского региона, где имеется сильная философская школа и соответствующий факультет - крупнейший центр теоретического знания и подготовки философских кадров. К тому же Северный Кавказ - важнейший геостратегический регион, где назрели серьезнейшие социальные и политические проблемы. Все это привлекло дополнительное внимание к конгрессу как профессиональных философов, так и представителей других областей научного знания, общественных деятелей, политиков, руководителей Ростовской области и Северо-Кавказского региона, которые проявили явный интерес к тому, как философы России, их интеллектуальный и творческий потенциал могут быть использованы для решения проблем данного региона.

На конгрессе были зарегистрированы более 850 участников из 45 городов России и ближнего зарубежья. Прибыли также девять иностранцев: четыре - из США, три - из Германии, один - из Китая, один - из Югославии. Как и прежде материалы конгресса в виде поступивших в Оргкомитет около 2000 тезисов, были опубликованы до начала его работы и составили три внушительных тома, озаглавленные -«III Российский философский конгресс: "Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия". Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002)». В 3 т. Ростов-на-Дону. Изд-во СКНЦ ВШ. 2002.

В рамках конгресса состоялось заседание, на котором прошла презентация более десяти центральных и региональных философских журналов, издающихся в настоящее время в России. Во время работы конгресса проходила также выставка философской научной и учебной литературы, презентации журналов «Вопросы философии», «Вестник РФО», «Науковедение», «Философия и общество», «София», «Персия», «Научная мысль Кавказа», «Известия ВШ Северного Кавказа» и других периодических изданий философской направленности.

Основной целью состоявшегося конгресса было стремление дать картину современного состояния философской мысли в России, определить ее роль в жизни страны, мире и современной науке, проследить тенденции развития философии и философского образования в будущем.

Теперь по итогам уже трех Российских философских конгрессов можно с уверенностью сказать, что во всех отношениях они стали своеобразными вехами в нашей культуре и, несомненно, повлияли на рост самосознания российских философов. И хотя организация и проведение таких мероприятий сопряжены с большими трудностями, тем не менее сложилось твердое убеждение, что Российские философские конгрессы должны быть регулярными, а проводить их и впредь нужно в различных регионах страны.

В рамках прошедшего конгресса состоялась также организационная сессия (Общее собрание) Российского философского общества, на которой были переизбраны руководящие органы Общества и принято решение о проведении очередного - IV Российского философского конгресса в 2005 г. в Москве.

В настоящее время идет активная подготовка к этому конгрессу, который получил общее название «Философия и будущее цивилизации», состоится он 24-28 мая 2005 г. на базе Московского государственного университета, которому в 2005 г. исполнится 250 лет.

Анализ философской жизни в России и в этой связи деятельности РФО будет неполным, если не сказать об участии отечественных философов в работе Всемирных философских конгрессов, которые проводятся с 1900 г. один раз в пять лет.

Так, на ХХ конгрессе, состоявшемся в 1998 г. в Бостоне (США) под названием «Пайдейя. Философия в воспитании человечества», российских философов было больше, чем когда бы то ни было раньше (около 60 человек), притом почти в шесть

раз больше, чем из всех бывших союзных республик вместе взятых (их было всего около десяти). При этом россияне активно участвовали в работе многочисленных секций и круглых столов, а также организовали совместно с американскими философами заседание, где при участии коллег из различных стран провели диалог об ответственности философов за сохранение безопасности в современном мире.

Последний такой конгресс - XXI, назывался «Философия лицом к мировым проблемам» и проходил в августе 2003 г. в Стамбуле, куда российская делегация в составе 150 человек прибыла из Новороссийска на специально зафрахтованном для этой цели теплоходе «Мария Ермолова», а затем в память о событиях 1922 г. состоялось символическое возвращение «Философского парохода» на Родину.

Тогда в 1922 г. из страны без права возвращения на Родину под угрозой расстрела были изгнаны Н.Бердяев, Л.Шестов, Н.Лосский, Л.Карсавин, И.Ильин, С.Франк, А.Кожевников (Кожев), П.Сорокин, А.Изгоев, Б.Вышеславцев, С.Трубецкой и многие другие - те, кто не разделяя идеологию большевизма, думал иначе. Их вынуждали уезжать за границу, в том числе и на специально зафрахтованных для этого пароходах. Альтернатива была одна - тюрьмы, лагеря, физическое уничтожение. Затем историки дадут этому трагическому для отечественной науки и культуры исходу образное название «Философский пароход», обозначая им акцию большевиков, которые, претворяя в жизнь ленинское указание - «очистим Россию надолго», вместе с философами высылали экономистов, историков, публицистов, журналистов, издателей.

С той поры «утечка умов» из России стала для нее обычным явлением, а по сути - настоящим бедствием. Осознать причины и остановить эту тенденцию, а еще лучше, повернуть вспять - стало теперь делом первостепенной важности. Вот почему, когда в конце 90-х годов определилась основная тема XXI Всемирного философского конгресса - «Философия лицом к мировым проблемам», а местом проведения его был избран Стамбул, появилась и обрела реальный смысл идея вернуть «Философский пароход» в Россию.

Одной из областей научного знания, где работы наших ученых не уступают западным, стали исследования глобальных проблем и процессов глобализации современного мира. Это позволило российским философам, основательно подготовиться по основной теме конгресса. В частности, за два года до его начала при участии российских ученых развернулась работа по изданию международной междисциплинарной энциклопедии «Глобалистика» на русском и английском языках. Этот проект, объединивший, в конечном счете, усилия 445 ученых и специалистов из 28 стран, был успешно осуществлен и по достоинству оценен мировым философским сообществом (см.: www.globalistika.ru). Обсуждение энциклопедии включили в основную программу конгресса, где с большим успехом прошла ее презентация. Отмеченное обстоятельство, как и прибывший в Стамбул с необычной миссией «Философский пароход», сделали участие российской делегации во Все-

мирном философском конгрессе не просто заметным событием международного масштаба, но и существенно скорректировали отношение мирового философского сообщества к происходящему сегодня в этой области в России. Об этом свидетельствуют и высказывания видных ученых, деятелей Международной федерации философских обществ, и отзывы, поступившие в Президиум РФО после конгресса (см.: Вестник РФО, №№ 3, 4 за 2003 г.).

Следует отметить, что российские философы обычно лучше представлены на Всемирных философских конгрессах, чем их коллеги из стран СНГ и Прибалтики. И дело здесь не только в их превосходящей численности, но и в том, что они более информированы и лучше организованы, благодаря в первую очередь деятельности РФО. Информация сегодня - ценнейший ресурс. Достаточно сказать, что все члены Общества регулярно получают исчерпывающую информацию о всех предстоящих мероприятиях, узнают о различных фондах и других путях получения поддержки для осуществления научных планов.

Российское философское общество имеет хорошие контакты и с Международной ассоциацией профессоров философии, где около 500 человек представляют все европейские государства, включая с 2000 г. и Россию. Ежегодно в различных странах проводятся семинары, симпозиумы, круглые столы, встречи и т.п. При участии РФО осуществляется серия проектов, в частности «Европейское философское образование», Международные олимпиады по философии для школьников и т.д.

Активность наших ученых на международных встречах, как и успешность Российских философских конгрессов обусловлены, несомненно, новыми тенденциями в философской жизни России. В свою очередь, от них же они получают и дополнительный импульс. На это, в частности, указывает статистика философских мероприятий, проводившихся в России в последние годы.

Так, если в 1994 г. на всю страну (по сводному ежегодному плану РФО) приходилось всего лишь восемь конференций и круглых столов, то начиная с 2000 г. их число уже составляет более 100. Полный список таких мероприятий регулярно публикуется в журнале «Вестник РФО», № 4, который поступает членам Общества в середине января.

Другой важный показатель позитивных перемен в философской жизни страны - периодические философские издания. Так, в первой половине 90-х годов в России регулярно выходил по существу один специализированный философский журнал - «Вопросы философии». В 1993 г. к нему прибавились «Философские исследования», а затем в 1996 г. - журнал Русского гуманистического общества «Здравый смысл» и в 1997 г. - «Вестник РФО». Со временем к этому списку добавилась целая серия новых изданий, среди которых журналы: «Философия и общество», «Категории», теоретический журнал Оренбургского регионального отделения РФО «Credo», Труды Костромского отделения РФО - «Отражения». Другие

отделения также основали свои периодические издания. Ивановское - «Философский альманах», Красноярское - альманах «Сибириум», Белгородское - альманах «Дух и время», Краснодарское - «Философский альманах», Санкт-Петербургская философская ассоциация - журнал «Вече» и ежегодник «Мысль» и многие другие. Для нашей философии это явление весьма примечательно, а его значение для оздоровления духовной жизни общества и формирования нового мировоззрения трудно переоценить.

Теперь, принимая во внимание, что реорганизация РФО на принципах добровольности, самоуправляемости и самодостаточности завершилась, а также тот факт, что ежегодно собираются членские взносы, регулярно проводятся Всероссийские конгрессы и издается «Вестник РФО», можно рассчитывать на независимое существование российского философского общества.

Если в начале 90-х годов в Обществе насчитывалось не более 250 человек, которые платили взносы, то к 1997 г. их число выросло уже до 936 человек, а к концу 2003 г. - до 4252 человек. Как видно из приведенных данных, в Общество ежегодно вступает в среднем около 500 новых членов.

Аналогичная динамика имеет место и с ростом количества отделений Общества: их теперь насчитывается уже более 80 в 75 субъектах Российской Федерации и за ее пределами.

Весьма показательно, что представители других дисциплин (психологи, политологи, социологи) в поисках новых форм работы используют и опыт РФО. Хотелось бы всячески поддержать такие контакты и обмен опытом, чтобы в нашей стране стало как можно больше разнообразных полезных Обществ, организаций, творческих коллективов (в том числе и философских). У Общества сложились хорошие творческие отношения со многими изданиями. В частности, информация о деятельности РФО регулярно печатается в журналах: «Вопросы философии», «Здравый смысл», «Философия и общество», «Вестник РГНФ», «Вестник РАН» и др. Развивается сотрудничество также с журналами: «Вестник Международного института А. Богданова», «Просвещение» (Москва), «Гуманитарные исследования» (Астрахань), «Полигнозис» (Москва), «Философия образования для XXI века» (Новосибирск), с философско-культурологическим журналом «Z» (Москва), с «Экономической газетой» (Москва), газетой «Zeit-Fragen» (Цюрих) и другими изданиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.