Человек и профессия
«УЧИТЕЛЯМИ СЛАВИТСЯ РОССИЯ, УЧЕНИКИ ПРИНОСЯТ СЛАВУ ЕЙ...»
Дать исчерпывающее определение понятию «учитель» невозможно.
Как говорится, сколько людей — столько и мнений. Не получается говорить о профессии учителя абстрактно: чаще всего, когда мы произносим это слово, мы представляем конкретных людей, которые повлияли на нас в жизни. Каждый из нас был воспитан целой плеядой учителей, которые подарили нам возможность открыть для себя удивительные сведения о человеке и мире.
Областной конкурс «Педагогический дебют» в 2015 г. стал традиционным в системе среднего профессионального образования Челябинской области. Конкурс «Педагогический дебют» для молодых педагогов является первым рубежом, на котором они получают возможность осмыслить и обобщить свой маленький, но очень значимый опыт. Конкурс «Педагогический дебют» — это трибуна, позволяющая заявить о себе как об учителе, продемонстрировать свой профессионализм, рассказать о своих затруднениях и открытиях. Конкурс «Педагогический дебют» — это клуб, где можно найти коллег-единомышленников, получить ответы на интересующие вопросы, раскрыть свой творческий потенциал, поставить цели на будущее.
Каждый из нас на протяжении своей жизни делает сотни тысяч больших и малых открытий, которые кардинальным образом меняют образ мысли и окружающую нас реальность. Одни из них видны невооруженным глазом, другие мы даже не замечаем. Участники конкурса «Педагогический дебют» также получили возможность представить свои педагогические открытия.
Артем Владимирович Чуриков,
преподаватель истории Магнитогорского технологического колледжа им. В. П. Омельченко, канд. ист. наук (Челябинская обл., г. Магнитогорск)
В современном обществе сложилось крайне индифферентное отношение к образованию вообще и к профессиональному образованию в частности. Существует определенное клише, которое почему-то «вешают» и на работников, и на воспитанников системы профессионального образования. Работаешь в этой системе — значит, не нашел своего места в массиве социальных связей; учишься в колледже или техникуме — прямая тебе дорога в работяги, и т. д. Стереотип этот во многом подпитывают средства массовой информации и укоренившаяся в обществе болезненная тяга к высшему образованию. Проработав определенное количество лет в «системе», начинаешь осознавать, что профессиональное образование — плоть и кровь страны и общества, слепок с существу-
ющей социальной модели с присущими ей достоинствами и недостатками. Домыслив до этого тезиса, начинаешь думать, а так ли все плохо в нашей «системе» и стране, стало быть, а не ошибаются ли СМИ и общество на наш счет. И вот тут и начинаются мои первые «открытия».
Главным моим «открытием» были дети, с которыми я столкнулся на первых занятиях: вместо «хулиганов» и «пэтэушников» я увидел обычных детей с разной степенью увлеченности моим предметом. К моему удивлению, среди них встречались студенты, склонные к стихосложению и исследовательской работе. Именно о таких ребятах я бы и хотел рассказать. В нашей стране достаточно много социальных программ, ориентированных на молодежь, осуществляется поддержка молодых спортсменов, военных, ученых, инженеров и пр., но сравнительно недавно стали говорить и о поддержке одаренных детей. И сразу после этого стали создаваться школы олимпиадного резерва, центры
по организации исследовательской работы юных дарований, начался отбор талантливых детей в школах и вузах. Система среднего профессионального образования опять осталась в стороне. Никому в голову не пришло, что именно здесь рекрутируются будущие Ползуно-вы, Менделеевы, Королевы и Гагарины (первый космонавт, к слову, был выпускником ремесленного училища). На мой взгляд, была допущена непростительная ошибка.
К работе с одаренными детьми в нашей организации я пришел не сразу, долго присматривался, выбирал, искал подходящие кандидатуры. После первого года работы и поисков я нашел студента, который отвечал всем критериям. Первые наши научные мероприятия не принесли оглушительных побед, а принесли разочарование моему ученику и мне. На наше счастье, в Челябинске готовилась конференция исследовательских работ, мы решили принять участие, и удача нам улыбнулась — сразу третье место. Дальше — больше: первое место на Всероссийской конференции исследовательских работ, третье место в международном конкурсе и венец карьеры моего студента — стипендия Законодательного собрания Челябинской области, признание товарищей по учебе и друзей. Дальше, конечно, были и другие ученики, но именно первый запомнится мне навсегда.
Неслучайно я обратился к моему опыту, мне искренне хотелось бы, чтобы штампы и клише, которые «вешают» на детей и педагогов системы профессионального образования, уступили место здравому смыслу и рациональному подходу. Также я искренне надеюсь, что государство и общество поймут, наконец, истинную ценность профессионального образования в нашей стране и «система» займет достойное место в иерархии отечественного образования.
Возможно, представленные мною размышления кому-то покажутся наивными, кто-то увидит в них давно известные прописные истины, но для меня это педагогическое открытие стало откровением; я понял, что не существует «школьников» и «пэтэушников», а есть дети с разным восприятием окружающей действительности, социальной справедливости, разным психологическим укладом и совершенно разнообразной одаренностью. На мой взгляд, прав был талантливый педагог и философ Эвальд Ильенков, который утверждал, что дети одарены от рождения, и от педагогов и общества зависит, смогут ли они «открыть себя» окружающему миру.
Ольга Владимировна Кутепова,
преподаватель русского языка и литературы Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства (г. Челябинск)
Каждый человек ищет свой путь в бурном потоке времени. Говорят, что нас ведет по жизни незримый ангел. И я считаю, что это так. Будучи еще ребенком, я мечтала стать учителем: часто играла в школу, усаживала кукол, представляла, что это дети, и учила их. И вот, спустя годы, после окончания школы я твердо решила стать учителем русского языка и литературы. Приобретая эту профессию, я испытывала постоянное желание чего-то добиться. После окончания университета я пришла преподавать русский язык и литературу сначала в школу, потом в кол -ледж, а затем в Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осад-чего, где в настоящий момент и тружусь.
Работа с детьми, особенно со студентами, для меня явилась истинным наслаждением. Каждый день не похож на предыдущий, каждый миг — это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, где каждый обучающийся — это строитель будущего, где все время нужно торопиться, торопиться учить и учиться самой. Где все время нужно спешить, спешить, чтобы стать интересным для окружающих тебя людей, дарить им свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, не отстать от постоянно изменяющихся требований времени. Поэтому в этой стране — стране образования уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, искренние, ответственные и удивительно отзывчивые люди. Их называют Педагогами, Учителями.
Каждый день на меня смотрят глаза студентов, внимательные и сонные, заинтересованные и скучающие, пытливые и равнодушные, веселые и грустные... Однако меня не покидает ощущение, что так на меня смотрит будущее России — это и повара, и монтажники, и автомеханики, и сварщики... От того, каким станут эти студенты, зависит не только жизнь страны, но и моя. Ведь мы живем в России, а незнание Великого русского языка и литературного наследия нашего народа ведет к вымиранию нации. Поэтому я тороплюсь, тороплюсь дать знания, повысить общий культурный уровень своих студентов, содействовать формированию их интеллектуальных и творческих способностей...
В первые годы работы со студентами для меня было странно, почему они плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам с вами понятно,
а им нет. Этот урок я усвоила не сразу. Поэтому считаю, что настоящий педагог тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания студента и вместе с ним совершить восхождение. Это явилось моим педагогическим открытием, которым я сегодня руководствуюсь в своей профессиональной деятельности.
Приходя на уроки, да и просто общаясь со студентами, я стараюсь быть честной, искренней, стараюсь раскрыть им свое мироощущение. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать студента, поранить его юную душу. Быть честной и искренней — одна из главных задач моей педагогической деятельности.
Умение увлечь любого обучающегося — это и есть педагогическое мастерство, к которому я стремлюсь. На своих уроках я часто разговариваю со студентами о том, где и как пригодятся те знания, которые я им даю, тем самым вызывая интерес к получению этих знаний. В этом мне помогают наглядные примеры, взятые из жизни, поскольку, как говорил В. Видаль, «словом побуждай, примером убеждай, а результатом побеждай».
Я не навязываю студенту единственно верное решение той или иной ситуации, а даю возможность обучающемуся самому попробовать «кусочек знаний».
Все вышесказанное заключается в моем педагогическом кредо: «Место хорошего преподавателя не рядом со студентами, а между ними и наравне с ними».
Таковы мои педагогические открытия. Может, кому-нибудь они покажутся очень простыми... Но я твердо усвоила за свой короткий педагогический стаж, что мастерство педагога — не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, наполненный радостными открытиями и неудачами.
А еще нужно просто любить свою профессию, наслаждаться ею, обладая великой силой каждого преподавателя — владеть сердцами своих студентов.
Завершить свое эссе я хочу стихотворением о нашей профессиональной деятельности. Перелистав известные тома, Мы научились говорить красиво Словами Пушкина, Макаренко, Дюма, Но ведь не только в этом наша сила. И каждый час, и каждую минуту О чьих-то судьбах вечная забота. Кусочек сердца отдавать кому-то — Такая, брат, у нас с тобой работа. Они порою знают больше нас — Философы в шестнадцать с половиной.
Мечтая, забываются подчас, Присев с свечой у теплого камина. А если не решается вопрос, Они к тебе спешат, ища подмоги. Устраивают жизненный допрос, Хоть мы с тобою, старина, не боги. Перелистав известные тома, Мы учим жить словами и делами. Мы знаем: наша помощь им нужна, Ребятам с любопытными глазами.
Максим Евгеньевич Колосов,
преподаватель физической культуры Челябинского государственного промышленно-гумани-тарного техникума им. А. В. Яковлева (г. Челябинск)
Не так легко говорить о педагогическом открытии, когда сам недавно сошел со студенческой скамьи. Приступил к работе преподавателя физической культуры я полгода назад. За это время понял, что важен индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Помимо того, особенно важна психолого-социальная характеристика обучающегося и правильный педагогический подход. Исходя из этого, в своей профессиональной деятельности я смог ориентироваться на каждого студента, учитывая особенности его организма, потребностей и мотивации.
Вследствие введения норм ГТО в 2014 г. я смог сформировать нормативы, направленные на развитие индивидуальных физических качеств учащихся.
Символом педагогики является пеликан как образ полной самоотверженности, и, пожалуй, главное мое педагогическое открытие состоит именно в том, что настоящий педагог полностью отдает себя детям, даруя каждому из них частичку себя. В моей области это просматривается наиболее сильно, ведь для многих студентов я не просто педагог, а еще и тренер, а ведь тренер многим заменяет и отца, и мать. Особенно это учитывается в нашем техникуме, где дети-сироты составляют достаточно большой процент в общей численности контингента. За каждого своего подопечного я переживаю, как за собственного ребенка, ведь я несу ответственность за их жизнь и здоровье, причем не только во время занятия; я даю им знания, которые пригождаются в их жизни. Я воздействую на их мировоззрение, которое расширяет их кругозор. Я предлагаю им идеи, которые меняют их мышление.
Приведу один из примеров. В рамках спартакиады города среди ссузов проходили соревнования по баскетболу. За короткий срок я смог собрать команду из парней и девушек. Причем
женская команда состояла из тех, кто до этого не имел опыта игры. За короткое время я смог подготовить команду так, что ее побаивались даже чемпионки России. Наши девочки с легкостью проходили защиту соперниц. Они играли именно как команда. И не было у меня в жизни большего счастья, чем в тот момент, когда они забивали первый мяч. В то же время не было у меня в жизни большего переживания и отчаяния, чем тогда, когда в игре проиграли мои парни.
Нет более жестокого и жесткого труда, чем педагог. Даже врачи доказали, что у педагогов лобная кость толще, чем у обычных людей. Каждый их ученик остается у них в памяти, в сердце, а каждый урок есть полный выплеск себя, своей души. Увы, не все студенты это ценят и понимают во время обучения. Но осознание этого приходит к ним спустя годы. Сейчас я сам очень хорошо стал понимать своих преподавателей, прочувствовав все на самом себе. И честно говоря, очень приятно, когда живешь ради детей, ради будущего поколения.
Эльвира Герсовна Абдрахимова,
преподаватель английского языка Снежинско-го политехнического техникума им. Н. М. Иванова (Челябинская обл., г. Снежинск)
Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.
В. Вильсон
Если сказать честно, то никогда не думала, что стану педагогом. В детстве мечтала стать архитектором или художником, но только не учителем. Но судьба решила, что свои таланты я смогу раскрыть более полно именно как педагог.
Этот Мир только с виду скучный и однообразный, на самом деле здесь все направлено на поиск нового и интересного, в наше время нужно уметь не терять чувство реальности и не «застывать» на одной ступени: нужно уметь оставаться интересным для окружающих, необходимо торопиться отдать свои знания и умения и все время пополнять свой багаж знаний. Этот процесс вовлекает тебя незаметно, и ты вдруг осознаешь, что это уже не просто часть твоей жизни, а это и есть твоя жизнь: все твои интересы, твои мысли, твои разговоры и все, что окружает тебя, так или иначе связано с твоей работой.
Размышляя над темой «Мое педагогическое открытие», я пришла к выводу, что при всем разнообразии точек зрения, позиций и подходов к тому, как нужно преподавать, важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную
позицию. И на сегодняшний момент я могла бы определить свой подход следующим высказыванием В. Вильсона: «Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей». Отсюда я вывела для себя несколько правил, которыми руководствуюсь в своей работе.
Первое правило — для того, чтобы быть Педагогом с большой буквы, нужно в первую очередь многое изменить в себе и переосмыслить, пересмотреть свои взгляды на жизнь. Суметь не закостенеть и не окаменеть. Одно из главных качеств педагога — это умение изменяться с веяниями нового времени. Мне кажется, что невозможно обучить чему-либо человека, не говоря с ним языком «одного времени».
Второе правило — любая ложь будет замечена и сведет на нет всю твою работу с ребенком за секунду, и при этом ты будешь видеть, как разрушается тот мостик доверия, который ты выстраивал по кирпичикам. Педагог должен воплощать в себе то, что хочет воспитать в студенте, он — пример для него не только в поведении, но и в речи, манерах, и т. д.
Третье правило — роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способностей студента, помочь ему осознать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.
И четвертое правило — это понимание того, что для раскрытия и реализации способностей студента нужно создавать условия. Невозможно научить кого-то чему-либо, мы можем лишь помочь раскрыть и найти таланты и стремления к знаниям в каждом. Важно не только донести до обучающегося то, насколько ему в жизни пригодятся знания, полученные на уроках, но и научить правильно ими воспользоваться.
На мой взгляд, эти правила переплетаются между собой и последовательно связаны друг с другом. Они взаимодействуют, при этом каждое из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения. И это только начало списка правил, который, несомненно, будет пополняться.
Я всегда поддерживаю такую точку зрения: нельзя сформировать личность с заданными качествами, а вот создать условия для их проявления и развития, поддержать в подростке желание саморазвития — это задача преподавателя. Эмоциональный настрой, интересные формы занятий, внеурочные мероприятия — я пробую все, что поможет создать благоприятные
условия для общения на английском языке. Собирая на мероприятиях студентов разных профессий, я учу их совместному творчеству, что, конечно же, способствует и выработке навыков языкового общения. Особенно полюбившимся мероприятием для моих студентов стали уроки, олимпиады и викторины, проводимые в рамках Недели иностранного языка, ставшей традиционной в техникуме. Так мои студенты развивают свою самостоятельность и инициативность, становятся творческими и грамотными, а я имею возможность сравнивать результаты этой работы с предыдущими или с результатами других преподавателей, анализировать ошибки и находить сильные стороны.
Я стремлюсь к тому, чтобы студенты с первых шагов проявили интерес к обучению, убедившись в посильности предлагаемых заданий, осознали свои успехи в овладении языком. Профессиональная направленность в преподавании помогает мне комплексно решать задачи образования и воспитания, создавать требуемые временем условия для успешного обучения. Овладеть специальной терминологией и правилами помогают материалы, содержащие интересную информацию по теме урока, шутки, стихи, поговорки, игровые ситуации, разнообразие видов работ (поисковое чтение, изучающее чтение, работа с диалогами, изложения, лексические упражнения).
Я — преподаватель английского языка. Могу сказать с уверенностью, что ни одна другая работа не принесла бы мне столько удовольствия. Она позволила мне в полной мере раскрыть и реализовать свои способности, как творческие, так и интеллектуальные: осознание необходимости постоянного развития и самосовершенствования заставляет меня двигаться только вперед.
Анастасия Сергеевна Булютина,
преподаватель математики Магнитогорского строительно-монтажного техникума (Челябинская обл., г. Магнитогорск)
Цель человеческой жизни заключается в том, чтобы служить людям, участвовать в их жизни и быть готовым помогать им.
И. В. Гете
Каждый человек — строитель, а объект его строительства — жизнь. Мы сами строим свою судьбу, выкладывая по маленькому кирпичику свой жизненный путь. Кто-то с самого детства мечтал стать педагогом, но по каким-то причинам его мечта не сбылась, а тот, кто ее осуществил, радуется каждому дню, так как любимая работа — это счастье.
Совсем еще недавно я, как и все, училась в обычной школе. Жизнь была активная и насыщенная: походы, кино, школьные мероприятия, творческие конкурсы, спортивные и музыкальные увлечения. На протяжении девяти лет занималась спортивной акробатикой. Также получила музыкальное образование по классу фортепиано. С одной стороны, может показаться, что спорт и музыка — две несовместимые вещи, добиться результатов и в том, и в другом направлении крайне тяжело. Я совместила в себе эти направления и вполне довольна своими результатами: успешное окончание музыкальной школы и звание «кандидат в мастера спорта» в спортивной акробатике. Занятия спортом воспитали во мне такие качества, как самостоятельность, ответственность и дисциплинированность.
В школьные годы я мечтала стать тренером по акробатике, работать с детьми, передавать свой опыт и гордиться их успехами. Когда настал момент осознанного выбора будущей профессии, спорт остался моим хобби. Юношеская мечта по ряду причин изменила свою форму, но не содержание. Наука стала приоритетом. И вместо УралГУФК я выбрала наш родной МаГУ, физико-математический факультет.
Математика — наука точная, интересная, сложная. Порой решение какой-нибудь задачи увлекает настолько, что не замечаешь, как проходит время. Как говорил мой преподаватель, «математика заставляет голову думать». Математические задачи очень хорошо развивают логическое мышление.
Когда я окончила университет и получила специальность «математик — системный программист», то подумала, что моя работа будет совсем обычной. Дальнейшая профессиональная жизнь мне виделась так: буду сидеть в кабинете за компьютером, решая какие-нибудь задачи. Но тут жизнь преподнесла сюрприз: мне предложили стать преподавателем в техникуме. «А почему бы и нет?» — подумала я, и это не оттого, что непостоянна в своем выборе, а потому, что люблю пробовать все новое. Всегда нужно двигаться, идти вперед, совершенствоваться.
Вспоминается мой первый урок. Девятнадцатое сентября 2013 г. Накануне вечером голова была забита только мыслями о том, что скажу своим студентам, как они меня примут. Я не могу передать словами, как мне было страшно, ведь современные подростки могут быть очень агрессивными. Чувствовала себя маленьким беззащитным птенцом, который выпал из гнезда. И вот первый урок. Глаза огромные от
страха, от волнения даже коленки тряслись. Открываю дверь и вижу, как двадцать пять студентов спокойно сидят, о чем-то болтают. Увидев меня, сразу переключают свое внимание. В их глазах я увидела большой интерес. Мы познакомились, пообщались; к математике перешли уже под конец урока. Все оказалось не так страшно. Студенты оказались очень оживленными, хоть и немного шумными; они какие угодно, но не агрессивные по отношению к своему преподавателю.
С каждым днем становишься увереннее в себе, больше узнаешь своих студентов, другими словами, вливаешься в студенческую жизнь. И теперь я уже не маленький птенчик, а птица, которая не боится расправить крылья, и сама может высказывать свое мнение и дать совет. В силу своего возраста я «на одной волне» со своими студентами. Отчасти могу понять их мысли, поступки, желания. Но, к моему большому удивлению, открыла для себя тот факт, что нынешние студенты не знают, чего им ждать от жизни, у них узкий круг интересов и нет активной жизненной позиции. Студенты не интересуются общественной жизнью города, не знают ни молодежных движений, ни их мероприятий. И если кто-то проявляет себя, то в основном это не те поступки, которыми можно было бы гордиться. Порой пытаюсь понять, почему так происходит, почему они не могут проявлять себя в чем-то полезном. Ведь это огромная проблема, и как молодой преподаватель я хочу помочь студентам понять, что важно развивать себя в разных направлениях, постоянно совершенствоваться, заниматься самообразованием. Как говорил Кристиан Фридрих Геббель, «жизнь — это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным — значит убить себя».
Но проблема ведь не только в студентах. В нашем городе насчитывается около десяти средних специальных учебных заведений. При этом нет никого взаимодействия между ними. Когда я училась в старших классах, было много городских мероприятий, где можно было отстаивать честь своей школы. Мы всегда пытались доказать, что наша школа — самая лучшая во всех направлениях. Сейчас же для студентов не создано условий для проявления их творческих, спортивных и умственных способностей. Если что-то и организовывается, то все происходит на уровне учебного заведения. Совершенно нет взаимодействия между студентами разных учреждений, а ведь они могли бы показывать другим свои профессиональные навыки, проводить мастер-классы, познава-
тельные лекции. Студенты делились бы своим опытом друг с другом. Я считаю, это могло бы быть интересным как преподавателям, так и студентам. Нужно создать для наших студентов такие условия обучения, чтобы техникум стал для них вторым домом, куда они будут идти с удовольствием.
Из студента нужно сделать не только хорошего специалиста, но и хорошего Человека. Возможно, из многих получатся хорошие лидеры, просто нужно помочь им найти в себе лидерские качества. И тогда они смогут повести за собой, принести пользу как своему городу, так и стране.
Елена Эдуардовна Смирнова,
преподаватель математики Челябинского дорожно-строительного техникума (г. Челябинск)
- Что ты ищешь, Диоген, днем с фонарем? — спрашивали его афиняне.
- Я ищу человека, — отвечал он.
- Кого именно? Меня? Его?
- Ищу человека, — повторял мудрец, вглядываясь в лица своих сограждан,
и продолжал свой путь по городской площади.
Фонарь Диогена — это аллегорический образ пытливой философской мысли, которая с древнейших времен неустанно разгадывает величайшую из тайн мироздания — самого человека.
Я не случайно вспомнила это предание. С ним связано мое педагогическое открытие: главное в работе преподавателя — не только знание своего предмета, умение доступно и интересно излагать изучаемый материал, но и умение увидеть в каждом обучающемся человека как личность. Личность, согласно толковому словарю Ожегова, — «...человек как носитель каких-нибудь свойств».
Диоген днем с огнем искал и не мог найти человека. Преподавателю в известном смысле еще труднее: он должен способствовать формированию личности обучающихся. «Никто не становится хорошим человеком случайно», — говорил Платон. Эти же слова можно отнести к выбору профессии, где определяющую роль играет Призвание.
Не подлежит сомнению и высказывание основоположника научной педагогики в России К. Д. Ушинского: «Если мы хотим воспитать ребенка, также всесторонне нужно его изучать». Очень важно суметь понять ребенка, оценить его состояние, быть с ним честным, добрым. Чуткое, внимательное отношение педагога обязательно вызовет у ребенка желание
с удовольствием работать. Это вовсе не означает, что преподаватель не может критиковать, указывать на ошибки. Важно то, как это сделать, не унижая при этом личности ребенка.
Воспитание неотделимо от обучения. Это аксиома. Интерес к уроку, эффективность преподавания зависит от выбора учебного материала, от того, как преподаватель сумеет его преподнести. Эмоциональное объяснение, разнообразные методы, опора на знание и опыт детей позволяют размышлять над проблемами их повседневной жизни: о дружбе, любви, о взаимопомощи, об отношении к родителям, окружающим, о их роли в жизни семьи, группы, техникума, города, страны.
И каждое занятие — это не только образовательный процесс, это воспитание личностных качеств обучающихся. В то же время и мне как преподавателю есть чему поучиться у детей: например, непосредственности, открытости — чертам характера, которые более присущи детям. На своих уроках стараюсь создать ситуацию, вызывающую интерес к проблеме, переживание успеха, ощущение радости и удовлетворения от результата своих размышлений. Не подлежит сомнению, что успех в труде — первостепенное условие формирования личности. Важными условиями успеха являются создание спокойной обстановки, доброжелательность и взаимопомощь, чувство товарищества. И, конечно, совместные действия и воспитательные усилия семьи и техникума, без чего невозможно добиться всестороннего развития личности.
Жизнь ставит педагога перед многими проблемами. Одна из них — отношение общества к учителю. Сейчас уже меньше стали говорить о том, что преподаватели не владеют эффективными технологиями воспитания, грубо обращаются с обучающимися. Два-три года назад поток подобной информации просто лился с экранов телевизоров. Да и сегодня зачастую средствами массовой информации посредством фильмов пропагандируются жестокость и насилие, так называемая «сильная» личность противопоставлена «слабой» — обычному человеку. Не удивительно, что педагогу так сложно «сеять разумное, вечное».
Можно порадоваться тому факту, что в России в последнее время говорят о социальной значимости профессии учителя. Приоритетные проекты в образовании вселяют надежду на перемены к лучшему.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что мое педагогическое открытие сегод-
ня — это осознание необходимости своего труда, значимость которого заключается в том, что педагог на каждом уроке и во внеурочное время работает над формированием личности ученика, открывая ему не только мир науки, но и возможности для творчества и сотрудничества.
Юлия Николаевна Шеломенцева,
преподаватель специальных дисциплин Южноуральского энергетического техникума (Челябинская обл., г. Южноуральск)
Я верю в доброту. Ту самую, настоящую, ко -торую можно почувствовать, которая не оставляет равнодушным. Только она когда-нибудь все-таки спасет этот мир. Наверное, поэтому я всю жизнь гонюсь за ней — за этой реальной, ощутимой добротой во всем разнообразии ее проявлений. Наверное, поэтому свою карьеру успешного энергетика я без сожаления сменила на нынешнее занятие. Сегодня я живу в Южноуральске, где работаю преподавателем в техникуме. Впервые придя в Южноуральский энергетический техникум, подумала: «Здесь сочетаются высокий профессионализм и человечность!». Уверена, что студентам, ко -торые обучаются в нашем учебном заведении, очень повезло. Здесь какие-то особые добрые отношения: всех ребят знаешь по именам, вне занятий общение происходит на необычайно близком, дружеском уровне, проблемы решаются вместе, сообща. Ощущаешь себя не просто педагогом, а близким человеком, принимающим непосредственное участие в жизни подростков. Это происходит исподволь. У всех нас бывают проблемы, огорчения, беды. Но заходишь с утра в аудиторию и попадаешь в другой мир, где нет места горестям и печалям. Тебя ждут взрослые дети, неродные по крови, но настолько близкие, что начинаешь считать и называть их своими. Им нужны от тебя не только профессиональные знания, но и живое теплое общение. Они частенько с нетерпением ждут перемену, чтобы рассказать о своих горестях и радостях. Им хочется поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями, своей жизнью.
Иногда требуется много времени, чтобы завоевать сердца своих студентов, но ведь процесс обучения и воспитания долгий, и плоды его видно не сразу. Становление личности происходит на моих глазах: робкие первокурсники к выпуску становятся взрослыми людьми, имеющими собственные взгляды и убеждения. Ты начинаешь испытывать гордость за свой труд, понимая, что являешься одним из главных звеньев
в формировании личности! Разве может человек какой-либо еще профессии похвастаться этим?
Учитель — это не профессия, это растянутая на десятки лет полная самоотдача, жертвенность, не измеримое ничем душевное напряжение.
Я только что поделилась своим педагогическим открытием. Любой из вас может спросить: «Вы, наверное, счастливый человек?». И тут я должна признаться: не знаю. Счастье — это слишком большое понятие. Но одно из его составляющих — любимое дело — у меня уже есть.
Кайрат Жумартович Ябыков,
преподаватель специальных дисциплин Южно-Уральского государственного технического колледжа (г. Челябинск)
Человечество привыкло к открытиям и не ждет от науки больших чудес, как это было еще совсем недавно, когда мир с жадностью ловил каждое новое сообщение об очередном прорыве в физике или химии, в биологии или математике, о новом шаге в освоении космического пространства. Технический и информационный прогресс стал гимном нового тысячелетия. Кажется, еще немного — и человечество обязательно станет счастливым. Но я преподаватель, какие открытия сделал я, чтобы приблизить мир к светлому будущему?
Эта мысль волнует меня. Да и в детстве я переживал, что мне не представилась возможность открыть что-то новое, — все давным-давно открыто и исследовано. Как же мне повезло, когда после окончания школы я поступил в ЧГАА (Челябинскую государственную аграрную академию), да еще и на специальность «педагог профессионального образования»! Вот тут-то, во время педагогической практики, началась целая эпопея моих открытий.
Первая практика открыла во мне преподавателя специальных дисциплин. Общаясь со студентами, объясняя трудные понятия, собирая сложные схемы электрических сетей, я, чувствуя студенческий задор, осознавал, что мне нравится объяснять, рассказывать обо всем, что связано с профессией техника-электрика. По сиянию глаз ребят я понимал, что у меня все получается. И я сделал открытие: преподавать — это тяжело, но здорово! Именно поэтому, отслужив в рядах Российской армии, в 225-м мотострелковом полку, после увольнения в запас мысленно сказал себе: «Я хочу быть педагогом — и преподавать не где-то, а в Южно-Уральском государственном техниче-
ском колледже». В педагогических буднях много разного; работа преподавателя кардинально отличается от прежней студенческой жизни: в ней не только романтика и задор, но и кропотливый методический труд — мне казалось, что этому невозможно научиться. Но, вспомнив изречение: «Твори, дерзай, пробуй — и успех придет», — принялся за дело с полной уверенностью в том, что «. есть в человеке одна энергия, присущая только ему, — она называется "энергия мысли"».
Разработка методических материалов требует кропотливости и качества, они — важные составляющие хорошего результата. Но все получится только в том случае, если есть хороший наставник, педагог-профессионал, который всегда рядом и одновременно чуть-чуть впереди. У меня наставников — целое электромонтажное отделение и весь колледж. Я стал победителем в конкурсе методических разработок, а для себя открыл: «На руках нашу землю держат и несут на себе мастера». Это благодаря мастерам, профессионалам раскрывается и оттачивается твое мастерство.
Участие и победа в первом конкурсе открыли во мне интерес к профессиональным соревнованиям, турнирам и олимпиадам. После победы в конкурсе «Самый классный классный» пришли новые открытия: «Безвыходных ситуаций не бывает» и «Что ни делается, все к лучшему». Я чувствовал драйв от состязательности. Он стал стимулом в моей педагогической карьере.
Главное педагогическое открытие сделано мной во время подготовки к областной олимпиаде по техническому творчеству в СОЛ «Спутник» и участия в ней, в результате чего мы с командой студентов стали победителями. Я понял, что прав был великий В. А. Сухомлин-ский, утверждая, что «в каждом ребенке есть колокольчик, и, если его задеть, то он зазвенит и запереливается всеми цветами радуги, удивляя и окрыляя нас». «А хор колокольчиков звучит еще ярче, если есть запевала», — подумал я, и, назначив себя запевалой, стал готовить студентов к областной олимпиаде. Олимпиаду мы выиграли, и я еще раз убедился в том, что работаю с талантливыми студентами. Более того, я точно знаю, что именно студенты помогают приобретать мне, преподавателю, не только и не столько педагогический опыт, сколько знание жизни. И я точно знаю, что они, мои студенты, удивляя сегодня всех своими талантами и способностями, в самом ближайшем будущем сделают новые открытия, от которых Мир станет счастливее и лучше.