Научная статья на тему 'Учителя начальных школ и семьи учащихся Южного Урала (1900 -февраль 1917 гг. )'

Учителя начальных школ и семьи учащихся Южного Урала (1900 -февраль 1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЯ / ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ / УЧАЩИЕСЯ / СЕМЬЯ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / TEACHERS / OUT-OF-SCHOOL ACTIVITIES / PUPILS / FAMILY / EVERYDAY LIFE / ACADEMIC PROCESS / PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворова Анна Викторовна

Статья посвящена проблеме взаимодействия учителей начальных школ с семьями учащихся в период с 1900 до февраля 1917 гг. Автор на основе большого фактического материала рассматривает межличностные отношения, складывающиеся в процессе обучения в начальной школе между учителем и администрацией школы, а также особое внимание уделяется установлению контакта педагога с учениками и семьями учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

South ural primary-school teachers and pupils' families from 1900 to febraary 19171

The article deals with issues of primary-school teachers and pupils' families interaction in 1900-1917. Using evidences the author analyzes interpersonal relations which formed between a teacher and school administration during primary school academic process. She also pays attention to maintenance of contact between a teacher, his pupils and their families.

Текст научной работы на тему «Учителя начальных школ и семьи учащихся Южного Урала (1900 -февраль 1917 гг. )»

УДК 94(470.5) + 371.011.3(09) ББК Т 3 (2Р36)52 + 433(2 P36)52

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ И СЕМЬИ УЧАЩИХСЯ ЮЖНОГО УРАЛА (1900 — ФЕВРАЛЬ 1917 гг.)

А. В. Суворова

SOUTH URAL PRIMARY-SCHOOL TEACHERS AND PUPILS’ FAMILIES FROM 1900 TO FEBRUARY 1917

A. V. Suvorova

Статья посвящена проблеме взаимодействия учителей начальных школ с семьями учащихся в период с 1900 до февраля 1917 гг. Автор на основе большого фактического материала рассматривает межличностные отношения, складывающиеся в процессе обучения в начальной школе между учителем и администрацией школы, а также особое внимание уделяется установлению контакта педагога с учениками и семьями учащихся.

Ключевые слова: учителя, внеклассные занятия, учащиеся, семья, повседневность, учебного процесса, начальная школа.

The article deals with issues of primary-school teachers and pupils’ families interaction in 1900—1917. Using evidences the author analyzes interpersonal relations which formed between a teacher and school administration during primary school academic process. She also pays attention to maintenance of contact between a teacher, his pupils and their families.

Keywords: teachers, out-of-school activities, pupils, family, everyday life, academic process, primary school.

Учительство играло особую роль в жизни общества начала XX в. Изучая развитие начального образования невозможно не затронуть такой аспект, как взаимоотношения педагога и семьи. Данный элемент учебного и внеучебного процесса играет значительную роль в формировании личности учащегося, его отношении к обучению, а также влияет на авторитет учителя. Значительную часть своего времени учитель взаимодействует с учащимися и их родителями, что отражается на формировании его образа среди коллег, местных жителей и администрации.

Русская школа начала XX века систематически выслушивала многочисленные обвинения со стороны общества. Семейные устои рассматриваемого периода играли существенную роль в усилении асоциальных настроений школьников. Педагоги довольно часто говорили об отсутствии единства между школой и семьей, о безразличном отношении родителей к задачам воспитания, отмечали враждебное отношение семьи к учебно-воспитательному строю образовательных учреждений. Вследствие этого у части учеников бессознательно вырабатывался узкопрактический, даже меркантильный взгляд на школу, где не было места для радостного ощущения высоких духовных плодов образования и для самостоятельного поиска1.

Учителю очень часто приходилось навещать настоящих и будущих учеников, чтобы объяснить им, а в первую очередь, родителям необходимость получения начального образования. Чернявский Николай Михайлович в своих мемуарах представил «Краткие миссионерские записки учителя Алек-

сандровской миссионерской русско-киргизскои школы — Василия Анисимова». В «Записках...» описывается деятельность учителя и его взаимодействие с местным населением. Учитель встречается с родителями и призывает их отдать детей в школу, родители «некому будет за скотиной ходить»2. Учитель стал стыдить родителей, и те обещали подумать. Однако не каждый учитель мог позволить себе посещать дома учеников, чтобы родители не подумали, что он ищет угощения3. Педагог, отслеживая домашнюю обстановку, приглашал учеников к себе в квартиру, и за выполнением домашнего задания задавал наводящие вопросы, изучая детскую психологию.

Недостатком многих учебных заведений было отсутствие удовлетворительных ученических квартир, и благоприятной духовной среды у квартиросодержателей. Подбором квартир занимался Педагогический Совет, однако и он часто ошибался в выборе добропорядочных хозяев квартир. Граждане, сдававшие квартиры, были озабочены лишь материальной стороной вопроса, не задумываясь об улучшении условий проживания. Сдавали квартиры по 10 рублей в месяц, по мнению квартиросодержателей, эта сумма была слишком мала, чтобы совершенствовать квартиру и духовную составляющую. Содержатели неохотно подчинялись контролю со стороны Педагогических Советов4. Кроме того, хозяева заставляли квартирантов помогать им по хозяйству, в связи с чем, у ребенка не оставалось времени выполнять домашнее задание5. В городах для «гостей» строились гостиницы и постоялые дворы, например, только

Суворова А. В.

в Златоусте было четыре гостиницы и постоялые дворы для приезжих6.

В рассматриваемый период существовал институт классных наставников, через которых в основном осуществлялась воспитательная деятельность. Классный наставник посещает квартиры, в которых проживают учащиеся, делал заключение, что все квартиры находятся в удовлетворительном состоянии, уроки ученики исправно выполняют. Посещение квартир заставляло учителя по-новому взглянуть на своих учеников7.

Основанием деятельности и конечной целью классных наставников было искоренение в учащихся дурных привычек, наклонностей, и пробуждение религиозного чувства. В связи с этим Педагогическими Советами было предписано совместное посещение учащимися и педагогами церковных богослужений в воскресные и праздничные дни8. Однако вскоре это было признано неудобным. Церемонии длились 3—4 часа, учащиеся быстро утомлялись и с трудом могли выдержать весь процесс. Для укрепления религиозного чувства использовалась ежедневная общая молитва перед началом занятий. Классные наставники старались действовать путем добрых советов, внушений и увещеваний, однако иногда приходилось прибегать к карательным мерам.

Взаимоотношения учителя и местного общества складывались не просто. Вновь прибывшему преподавателю требовалось завоевать доверие населения. К новичку приглядывались и, убедившись, что ему можно доверять, отпускали детей в школу. И впоследствии учитель находился под пристальным вниманием. Из-за частой смены мест службы ему неоднократно приходилось завоевывать авторитет. Педагог нередко испытывал неуважительное, а то и грубое к себе отношение со стороны и школьного сторожа, и хозяйки квартиры, и сельского старосты. У сельчан были свои представления о том, каким должен быть учитель. В зависимости от того, насколько учитель им соответствовал, он был в глазах населения «хорошим» или «плохим». «Хороший» должен был быть не только добрым, нравственным человеком, любить детей, но и уметь найти общий язык с местным населением, не отказывать в безвозмездной помощи и советах, например при составлении бумаг по житейским делам, или при оказании медицинской помощи9. «Хороший» учитель был уважаем и любим, если он обучал школьников пению, проводил народные чтения и беседы, организовывал школьные спектакли, концерты и прочие «разумные развлечения» — словом, вел активную культурно-просветительскую и общественную работу, выходящую за рамки его непосредственных обязанностей. Сохранилось немало свидетельств того, что население хорошо относилось к учителю, называя его второй матерью (или отцом) своих детей. Это особенно характерно для тех селений, где еще в дореформенное время была школа, и где сельчане понимали, какую пользу приносит учитель. Учителя, не считаясь со своим личным временем, отдавали много и энергии школе. И часто у них просто не было иного выбора.

Особые симпатии сельчан вызывал учитель, обучавший учеников какому-либо ремеслу или руко-

делию, садоводству, огородничеству, пчеловодству и другим навыка, овладение которыми приносило дополнительный доход семье школьника. Положительная сторона сельскохозяйственных занятий очевидна — это распространение сельскохозяйственных знаний. В обязанности заведующих начальными школами вменялась обработка школьного земельного участка. Внедрялась практика, когда все полученные плоды с участка отдавались в собственность тем учителям, которые работали на школьном земельном участке. Съезд директоров и инспекторов народных училищ признали желательным устройство временных сельскохозяйственных курсов при начальных училищах11. И. Н. Мещерский предлагал воспользоваться введением всеобщего начального обучения и наделить все школы земельными участками. Согласно его точке зрения, школьные сады служат примером для местных жителей и источником распространения дешевого посадочного и посевного материала12.

Объединяла учителя и учеников совместная деятельность, например, подготовка новогодних представлений. С. М. Константинов в мемуарах описывает совместный поход с учениками в лес за елкой, для которой сторож школы сделал подставку. На праздник были приглашены семья попечителя, семья батюшки, старосты сельских обществ13. В Рождество рано утром ребятишки ходили славить Христа. Входя в дом, говорили «разрешите Христа прославить» и пели духовную песню «Рождество твое» за что получали от копеечки и больше14. Огромное значение имеют такие мероприятия, они сближают крестьян со школой и являются народным развлечением.

Уральские газеты начала XX в. перед Рождеством пестрили объявлениями о продаже елочных игрушек. Но большую часть игрушек изготовляли сами, посвящая этому последнюю предпраздничную неделю. И для взрослых, и для детей это тоже было своеобразным развлечением. Для детей между Рождеством и Новым годом с конца XIX столетия проводились специальные праздники — «елки». «Появление специального зимнего детского праздника, — справедливо заключает О. Н. Яхно, — свидетельствовало о переоценке отношения к детству, признании его самоценности»15.

И. С. Карпов вспоминает, что по субботам и в праздники в школе служили всенощную, приезжал учитель-скрипач и пел «жиденьким» басом. Сам автор пел в Соловецком хоре, и его всегда приглашали к служению всенощной. Семьи учеников положительно относились к дополнительным знаниям и навыкам, которые дети получали в школе. Учащихся обучали пению, садоводству, рукоделию, пчеловодству, пению и гимнастике16. Отдел народного образования по Златоустовскому уезду в 1910 г. сообщает, что необязательные предметы (пение, гимнастика и т. д.) введены в 35 школах, в двух из них обучают преподаватели школы, в остальных специально нанятые учителя. Дополнительные занятия учителям оплачивало земство, в размере 10—15 рублей в год17. К ним же относились и занятия гимнастикой. В газете Голос Приуралья велась рубрика «Школьные заметки», в которой

Исторические науки

отмечались достоинства и недостатки начального образования. Так, например, в номере от 10 апреля 1908 г. сообщается, что в школе должны заниматься физическим развитием учащихся, но гимнастика должна быть педагогической в форме игр, различных видов спорта, а не военной. Однако гимнастика плохо приживается в школе, гораздо чаще используется катание на лодках, плавание, бег, ползание по деревьям и разучивание танцев18.

Обучение в глазах учеников иногда получало характер отбывания тяжелой повинности ради получения аттестата. В обширной области образовательного пространства, охватывающей физическое развитие, гигиенические навыки, дисциплину, семейные влияния нередко носили прямо отрицательный характер. Изнеженность, леность нервозность, наклонность к чувственным удовольствиям, распущенность, и вообще наклонность к жестокости. Борьба с ними в школе затруднительна не только потому, что они уже глубоко пустили корни в душе ребенка, но и потому, что непрерывно поддерживаются семьей. Особенно сложное положение складывалось в отдаленных уездных городах. Во многих случаях семья не только не поддерживала благотворное влияние школы, но скорее действовала разрушительно. Многие из родителей были далеки от знания элементарных правил гигиены, не могли понять этих требований школы19.

Причиной трудно складывающихся отношений между школой и семье может являться невысокий культурный уровень русского общества и, в частности, в слабости развития педагогического просвещения. Вследствие указанных обстоятельств школа и семья по-разному смотрели на цель образования. Первая истолковывала ее преимущественно в идеалистическом направлении, очень отвлеченно, вторая понимала эту цель, главным образом, утилитарно, с точки зрения материальных прав и преимуществ. Не отличаясь высотой педагогического понимания и не имея в своем распоряжении достаточного количества материальных, образовательных и педагогических средств, русская семья, постоянно стремилась переложить ответственность воспитания детей на школу и совершенно забывала, что эта задача как непосильна только для школы, так и недостижима и для единоличных усилий семьи.

Как и во всех школах, в том числе, и начальных, при обучении каждому предмету курса преследуются воспитательные цели. Правильное обучение само по себе приучает учащихся к порядку, прилежанию, благонравию, укрепляет волю, «образует» характер. Школы выполняют не только воспитательную функцию, но и развивают в детях религиозное чувство. Порядок и чистота в школах сами по себе должны благотворно влиять на учащихся. Педагогам постоянно приходится бороться с неопрятностью и нечистоплотностью учащихся, как следствием их домашней обстановки и невниманием родителей к делу воспитания их детей. В большинстве случаев причина такого отношения к детям кроется в бедности семей, в которых они воспитываются. В некоторых школах девочек приходилось мыть в бане и отдавать их платья в стирку, при этом нередки случаи заболевания чесоткой и другими кожными

болезнями. В каждой школе к услугам учащихся всегда есть умывальник, мыло и полотенце. В целях воспитания в школах во время перемен учащиеся осуществляют дежурство. В обязанности дежурных входит надзор за учащимися, предупреждение непозволительных шалостей, грубости и дикости, организация игр, пения. В хорошую погоду школьники играли во дворе, в ненастную — в рекреационном зале20. Существовало ограничение по температурному режиму, занятия на улице не проводились, если воздух не прогревался до пятнадцати градусов21.

В купеческих семьях с раннего детства внушалась мысль о том, что образование главное в жизни. Мальчикам давали образование в учебных заведениях, а девочкам — домашнее, подготавливая их к замужеству. Пройдя дома начальное обучение, дети выдерживали экзамены в престижные городские школы. Религия определяла распорядок жизни. Периоды в жизни купеческой семьи в течение года определялись церковными праздниками22. С религиозным чувством были напрямую связаны филантропические поступки. Обязательность пожертвований провозглашалась христианством, а для богатых эта обязательность усугублялась по причине греховности богатства, что не раз подчеркнуто в Библии. Проводились вечерние занятия с взрослым населением, аудитория вечерних классов всегда полна, пожилые люди, забыв ложный стыд, учатся грамоте. Задачи подобных занятий не только обучить грамоте, но и пробудить интерес к самообразованию. Для преподавания приглашаются временные и постоянны педагоги. Занятия сопровождаются местными экскурсиями, демонстрацией наглядных пособий и дополнены практическими заданиями. Занятия ведутся под руководством отдела внешкольного образования23.

В своих записках «Жизненные потребности наших учащихся и к вопросу о русской школе» Е. О. Шрекник отмечал, что учитель — это душа начальной школы, и лишь от него зависит, будет ли ученик развиваться, или останется неразвитым, будет ли материал интересным, или так и останется сухим24. Автор делает акцент на том, что если человек не чувствует в себе силы быть учителем, то он должен отказаться от педагогической деятельности.

Таким образом, взаимоотношения учителей и семей учеников на практике значительно отличались от теоретических представлений о их содержании. Фигура педагога при обучении, и внешкольном общении учителя с учащимися была ключевой и играла решающую роль в их гармонизации. Процесс усиления педагогического влияния на повседневность учеников и их семей был длительным и противоречивым.

Примечания

1. Беленцов С.Б. Взаимоотношения школы и семьи на рубеже XIX—XX веков: взаимодействие или взаимные претензии? // Народное образование,— 2005. — № 2. — С. 186.

2. ОГАЧО. Ф. Р-874. Оп. 2. Д. 39. Л. 2.

3. Воспоминания народного учителя. — СПб., — 1911, —С. 47.

Суворова А. В.

4. IV очередная сессия Оренбургского Губернского Земского Собрания. — Оренбург, 1917. — С. 56.

5. Воспоминания народного учителя... — С. 53.

6. Златоустовский Архивный Отдел (ЗАО). — Ф. Р-474. Оп. 1. Д. 1.Л. 12.

7. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф-73. Оп. 1. Д. 206. Л. 13.

8. Отчет Комиссии по начальным училищам г. Челябинска о состоянии училищ за 1904—1905 уч. год. — Челябинск: Русская тип. А. Н. Карпинского. — 1906, —С. 26.

9. Железнякова Ю. А. Препод 100 лет назад // Родина. — 2004. — № 6. — С. 94.

10. Журнал заседаний съезда директоров и инспекторов народных училищ Оренбургского учебного округа в г. Уфе 11—16 июня 1912 г. в извлечении.— Уфа., 1914. — С. 231.

11. Мещерский И. Н. Народная школа и сельское хозяйство : сб. статей. Третье издание переработанное и дополненное. — СПб. — 1912. — С. 78.

12. Константинов С. М. Два года в земской школе//Записки очевидца: воспоминания, дневники.— М.: Просвещение, 1991. — С. 460.

13. ЗАО. Ф. Р-474. Оп. 1. Д. 1. Л. 8 об.

14. Яхно О. Н. Любимый зимний праздник горожан // Третьи татищевские чтения : тезисы докладов и сообщений. — Екатеринбург, 2000. —С. 410.

15. Карпов И. С. По волнам житейского моря. Воспоминания // Новый мир. — 1992. — № 1. — С. 23.

16. Отдел народного образования по Златоустовскому уезду. — Златоуст, 1910. — С. 35

17. Голос Приуралья. — 1908. — 10 апреля. — С. 2.

18. Беленцов С. Б. Указ. соч. — С. 186.

19. Отчет Комиссии по начальным училищам г. Челябинска о состоянии училищ за 1904—1905 уч. год... — С. 25.

20. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733 Оп. 199. Д. 7. Л. 47.

21. Быковин В. И., Гаврилин М. Л., Епифо-нова Л.М. и др. История предпринимательства в России.— Кн. 2 — М. : Российская политическая энциклопедия, 1999. — С. 450.

22. IV очередная сессия Оренбургского Губернского Земского Собрания... — С. 84.

23. РГИА. Ф. 727. Оп. 2. Д. 45. Л. 8.

Поступила в редакцию 09 июня 2010 г.

СУВОРОВА Анна Викторовна в 2004 г. окончила исторический факультет ЧГПУ, с 2005 г. работает на кафедре социально-правовых и гуманитарных наук Златоустовского филиала ЮУрГУ. Научные интересы: история образования Южного Урала. Соискатель кафедры «История» Южно-Уральского государственного университета, E-mail: Annsu2006@ya.ru

SUVOROVA Anna Viktorovna graduated from Historical Faculty of Chelyabinsk State Pedagogical University in 2004. Now she works at the Social-Legal and Humanities Department of South Ural State University, Zlatoust branch. Research interests: history of the South Ural formation. Suvorova is a candidate for a degree at the History Department of South Ural State University, E-mail: Annsu2006@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.