Научная статья на тему 'Распространение образования среди крестьян Тульской губернии во второй половине xix в'

Распространение образования среди крестьян Тульской губернии во второй половине xix в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
486
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / КРЕСТЬЯНЕ / ТУЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ / EDUCATION / PRIMARY SCHOOL / PEASANTS / THE TULA PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыжкова О. В.

В статье рассматривается распространение начального образования среди крестьян Тульской губернии во второй половине XIXв. Представлены динамика численности учащихся начальных школ, распределение учащихся по типам школ, по полу и возрасту. Разобраны факторы, препятствовавшие обучению крестьянских детей: крестьянский менталитет, низкий материальный уровень сельского населения, удаленность школ от мест проживания учащихся, возраст учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DISSEMINATION OF EDUCATION AMONG THE PEASANTS OF THE TULA PROVINCE AT THE SECOND HALF OF THE 19th CENTURY

The article deals with the dissemination of primary education among the peasants of the Tula province at the second half of the 19th century. It presents the dynamics of the number of the pupils of primary schools, the distribution of pupils among the types of schools according to their sex and age. The article describes the factors preventing from teaching the peasant children: the peasant mentality, the low material level of the rural population, the far distance between the schools and the pupils' homes, the age of pupils.

Текст научной работы на тему «Распространение образования среди крестьян Тульской губернии во второй половине xix в»

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

О.В. РЫЖКОВА

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДИ КРЕСТЬЯН ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

В статье рассматривается распространение начального образования среди крестьян Тульской губернии во второй половине XIXв. Представлены динамика численности учащихся начальных школ, распределение учащихся по типам школ, по полу и возрасту. Разобраны факторы, препятствовавшие обучению крестьянских детей: крестьянский менталитет, низкий материальный уровень сельского населения, удаленность школ от мест проживания учащихся, возраст учащихся.

Ключевые слова: образование, начальная школа, крестьяне, Тульская губерния.

Глубинные изменения, связанные с модернизацией традиционного общества после отмены крепостного права в 1861 г., привели к трансформации менталитета русских крестьян. Изменилось отношение сельских жителей к школе, образование стало расцениваться как способ адаптации в новых условиях жизни. «Мужик природной сметкой быстро почувствовал практическую пользу знаний»1. Все больше крестьян видели в образовании залог успешного ведения хозяйственных дел; крестьяне ждали, что школа даст их детям необходимые знания законов и сформирует навыки расчетных операций. «Учить ребят нужно, - говорили крестьяне. - Коли надо записать по извозу, деньги плати. А грамотный сам запишет и расчет сделает. Грамотного всюду зовут, что подписать или написать в волость. Ему всякое дело видней, он не платит, скорее сам получает»2.

Для Тульской губернии пореформенного времени 60-90-х гг. XIX в. была характерна стабильная положительная динамика числа учащихся начальных школ.

На рисунке 1 очевиден рост количества учащихся: с 20 561 человек в 1871 г. до 26 812 в 1880 г., 41 944 в 1890 г. и 77 577 человек в 1899 г.

Вместе с тем рост числа учащихся по уездам губернии был неравномерным. Для Тульского, Богородицкого, Ефремовского, Новосильского уездов было характерно устойчивое увеличение количества учащихся.

В Богородицке и уезде заботу о развитии народного образования осуществляли графы Бобринские, которые выступали почетными смотрителями одних учебных заведений и спонсорами других, заботились о распространении женского образования.

Тула - губернский центр с развитой промышленностью, что способствовало развитию образования в городе и в уезде. Менее развит в промышленном отношении был Ефремов, но в 1874 г. через город прошла Ряжско-Вяземская железная дорога, способствовавшая хлебной торговле ефремовцев. Новосильский уезд был крупным поставщиком зерна на внегубернский рынок.

К числу уездов со стабильно низкой динамикой роста числа учащихся относились Алексинский, Каширский и Одоевский уезды. Резкое колебание количества учеников было характерно для Веневского, Чернского, Крапивенского, Епифанского уездов.

Таким образом, социально-экономические, культурные и иные особенности уездов обеспечивали стабильный рост учащихся одних уездов, его отсутствие, резкое колебание в других.

© О.В. Рыжкова

>—учащиеся начальных народных школ

90000 80000 70000 60000 ^ 50000 40000 30000 20000 10000 0

77577

1871 1874 1878 1880 1884 1887 1890 1892 1896 1899

Рис. 1. Динамика роста числа учащихся народных школ Тульской губернии во второй половине XIX в3.

Подавляющее число учащихся начальных школ Тульской губернии рассматриваемого времени было сосредоточено в сельских школах. В 1896-

1897 учебном году в 1595 народных школах обучалось 69 630 человек. На долю 134 городских школ приходилось 8532 учащихся, на 1461 сельскую школу 61 098 человек1.

В выборе типа народной школы сельское население отдавало предпочтение земским училищам, затем церковно-приходским школам и школам

Таблица 1 - Число учащихся народных

грамоты. Школы Святейшего Синода, церковноприходские училища с «профессиональной спецификой» являлись менее привлекательными для крестьян.

В 1871 г. учащихся земских школ было 16 366 человек, учеников церковных училищ - 4196, в 1876 г. первых было 23 360 человек, вторых - 42795.

Ситуация в соотношении числа учащихся земских и церковно-приходских школ начала несколько меняться в последней четверти XIX в.

школ Тульской губернии в конце XIX в6.

Годы Число учащихся по школам

МНП, в том числе земские церковно-приходские школы грамоты всего

абсолют. число в % абсолют. число в % абсолют. число в %

1884 31 000 92 1400 4 1100 3 33 500

1885 33 807 88 2727 7 1972 5 38 506

1887 31 667 80 5341 13 2989 7 39 997

1888 31 805 79 5515 14 2922 7 40 242

1890 30 774 73 6333 15 4837 13 41 944

1891 31 560 70 7431 16 5937 14 44 928

1892 35 140 68 8005 16 8372 16 51 517

1893 36 287 66 7586 14 10 709 20 54 582

1894 33 383 59 8702 15 14 416 25 56 501

1895 35 482 57 10 977 18 15 585 25 62 044

1896 39 605 56 13 103 19 17 990 25 70 698

1898 39 150 46 20 672 25 20 288 24 84 308

1899 38 116 47 21 131 26 18 330 22 81 612

Согласно данным таблицы 1 численное соотношение учащихся земских и церковно-приходских школ произошло в 90-е гг. во многом благодаря принятию в 1884 г. «Правил о церковноприходских школах» и переходу в 1891 г. в ведение духовенства школ грамоты, учащиеся которых в сумме с учащимися церковных школ при-

ближались к числу учеников земских училищ.

В 1892 г. учащиеся земских школ составляли 35 140 человек (68%), а учащиеся церковных школ и школ грамоты 13 368 (32%); в 1896 г. в земских школах обучалось 39 605 (56%) человек, в школах духовного ведомства - 31 093 (44%); в

1898 г. 40 900 (49%) учеников было в церковных

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

и училищах и школах грамоты, 39 150 (46%) - в земских.

Согласно таблице 1 основной рост учащихся школ грамоты пришелся на 90-е гг. (после принятии 4 мая 1891 г. «Правил о школах грамоты»). Число их учеников увеличилось с 4837 в 1890 г. до

5937 человек в 1891 г. и 8372 человек к 1892 г. С 1893 по 1898 г. число учащихся школ грамоты опережало число учеников церковно-приходских училищ.

В начальных народных школах губернии учились мальчики и девочки, первые преобладали.

Таблица 2 - Распределение учащихся начальных школ Тульской губернии по полу во второй половине XIX в7.

Год Учащихся

мальчиков девочек

абсолютное число в % абсолютное число в %

1871 19 206 93,5 1356 6,5

1874 22 140 91,7 2028 8,3

1876 25 242 91,7 2302 8,3

1879 22 963 89 2918 11,2

1884 29 511 88 3989 11,9

1885 34 008 88,4 4498 11,6

1886 37 564 88 5051 11,8

1887 34 603 86,6 5394 13,4

1888 35 296 87,8 4946 12,2

1889 33 554 87 5067 13,1

1890 36 454 87 5490 13

1891 38 629 86 6299 14

1894 46 459 82,3 10 052 17,7

1895 50 170 81 11 874 19

1896 56 284 79,7 14 414 20,3

1897 56 257 78,5 15 426 21,5

1898 61 031 76,2 19 079 23,8

1899 58 266 75,2 19 311 24,8

Согласно данным таблицы 2 во второй половине XIX в. среди учащихся начальных школ губернии преобладали мальчики.

В 1871 г. они составляли 19 206 человек (93,5%), девочки 1356 (6,5%); в 1876 г. мальчиков 25 242 (91,6%), девочек 2302 (8,3%); в 1879 г. первых 22 936 (89%), вторых 2918 (11,2).

Одной из причин, препятствовавших обучению девочек, были сохранившиеся традиционные взгляды сельского населения на женское образование. Крестьяне считали, что удел девочек - замужество, рождение и воспитание детей, ведение домашнего хозяйства.

С середины 80-х гг. XIX в. ситуация с женским образованием несколько меняется. Число учащих-ся-девочек постепенно увеличивается с 3989 (11,2%) в 1884 г. до 5394 (13,4%) в 1887 г. С середины 90-х идет стабильный рост количества учениц - с 11874 (19%) в 1895 г. до 19311 (24,8%) в

1899 г.

Наибольшее распространение женская грамотность получила в северных и северо-западных уездах губернии (Каширском, Алексинском, Тульском), затем в центральных и восточных уездах (Ве-невском, Епифанском, Богородицком, Крапивен-

ском), что было связано с развитием отхожих промыслов в названных уездах.

Развитие отходничества способствовало проникновению городского образа жизни в деревню. Уходя на промыслы, крестьяне (часто отец с сыновьями) знакомились с городской культурой, меняя при этом свое отношение, свои взгляды на многие вещи, в том числе и на женское образование.

В отношении к женскому образованию в конце XIX в. наблюдалась разница во взглядах мужчин и женщин. Отцы охотнее отпускали дочерей учиться, матери часто мешали этому. Указанное отношение женщин к образованию имеет свои основания. Не будучи сами грамотными, не выходя в течение всей жизни из пределов будничной, семейной обстановки, деревенские женщины и не могли осознавать пользу образования. Итак, развитие отходничества способствовало развитию женского образования.

Школа привлекала к себе детей самых разных возрастов: меньше всего в ней было 6-летних детей, больше всего - детей старше 16 лет. Наибольшее число учащихся детей обоего пола приходилось на 9-, 10-, 11- и 12-летние возрасты.

ИСТОРИЯ

В развитии народного образования Тульской губернии пореформенного времени были и препятствия, прежде всего те, которые зависели от самих крестьян, - это проблема пропусков крестьянскими детьми занятий и оставление школы до завершения учебного курса.

Причины нерегулярного посещения учениками школы учителя Тульской губернии связывали с крестьянским бытом: «У одного ученика дома солили огурцы или рубили на зиму капусту - как ребенку оставить такое важное хозяйственное событие и идти в школу. Другой ученик целое утро должен был стеречь корову. Третий держал барана за ноги, когда отец его стриг»8.

Кроме помощи по хозяйству дети оказывали родителям помощь в дни проведения ярмарок. «Дети в этот период приносят немалую пользу, участвуя или в покупке товара, или в его продаже»9 . «Во время ярмарок в 10, 11 и 12 пятницы -осеннюю Сергиевскую и Скорбещенскую (25 сентября и 27 октября), равно и весеннюю Георгиевскую, и говорить нечего - ни одного мальчика не встретишь на дворе заведения».

Дети не посещали школу во время церковных праздников. В такие праздники, как Славное обновление храма Никиты-мученика, Знамения Богородицы, Афанасия 13, 15 октября, 24 ноября и 18 января, Дмитриевскую поминальную субботу, очень мало мальчиков приходило в класс.

Еще одной причиной непосещения школы была бедность семьи. «В одной из крестьянских семей три сына, от 9 до 13 лет, все трое записаны в училище. Один день придет один мальчик; два дня другой, там его сменит третий. Спрашиваю, почему не являются все вместе? Сказывает, что у бедняжек только одни сапоги на троих»10.

Смотритель Алексинского уездного училища в своем отчете за 1873 г. писал следующее: «В Алексинском уездном училище много бедных учеников, которые не имеют приличной одежды. В зимний период учащиеся совершенно не ходят на занятия за неимением теплой одежды»11.

На всем протяжении второй половины XIX в. существовала проблема выбывания учащихся из школы до завершения учебного курса. Учащиеся начальных школ в основном обучались около одного года, затем шли те, кто учился два года; обучающиеся 3-4 года были в меньшинстве.

В 1896-1897 учебном году во всех типах школ Тульской губернии обучалось 32 408 человек, выбыло 4102, что к общему числу их составляет 12,6%. Менее всего оставивших школу приходилось на северные Каширский, Алексинский, Одоевский уезды, более всего - на черноземные: Бо-

городицкий, Епифанский, Крапивенский и Ново-сильский.

Таким образом, одной из причин раннего оставления школы являлся земледельческий образ жизни крестьян. «Население не посылает детей учиться в большинстве случаев не потому, что не хочет этого, а под влиянием материальных невзгод, побуждающих извлекать средства к существованию из труда детей»12.

Это обстоятельство отмечали и учителя других губерний: «Учились два мальчика, одному 11 лет, другому 12; учились хорошо. Отца у них не было, а только мать и старший брат 18 лет, земли на одну душу. Мальчики в зиму выучились читать, хотя не бегло, но верно... На следующую зиму они не пришли в училище, хлеба родилось мало; поневоле нужно было вместо школы ходить по миру»13.

Среди причин оставления школы следует назвать родительское влияние. «Крестьянин наш доволен-предоволен, если сын его читает, сумеет кое-как написать письмо (заключающее в себе обыкновенно одни только низкие поклоны и желание здоровья) и запишет в амбар, сколько отец его намолотил ржи, овса»14.

Вместе с тем в конце XIX в. много учителей Тульской губернии сообщало: «Родители убеждаются в пользе обучения, в необходимости для своих детей завершить школу»15.

В пореформенный период первостепенными факторами, влиявшими на продолжительность пребывания учеников в школе, были расстояние от местожительства детей до школы, возраст учащихся.

По Тульской губернии расстояние, которое могло быть принято за доступное для посещения школы, не должно было превышать двух верст. Это расстояние было продиктовано целым рядом факторов, например климатическим. Снежные зимы, весенние распутицы прямым образом затрудняли дорогу к школе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лица, заинтересованные в обучении крестьянских детей, принимали меры, помогавшие учащимся посещать школы, удаленные на большое расстояние от места жительства.

Согласно данным, из 538 училищ (о которых имелись сведения на 1896-1897 учебный год) в 80 (15%) применялись ночлег в училище, подводы, наем квартир, бесплатное предоставление квартиры попечителем. Наиболее распространенными был наем квартир (39) и подводы (26), бесплатное предоставление квартиры практиковалось только в одном Алексинском уезде16.

В Российской империи законодательно не был урегулирован возраст детей, поступающих в шко-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

лу. Поэтому достаточно часто дети в возрасте до

6 лет, а также 7-, 8-, 9-летние чаще покидали школу, даже если жили на расстоянии до двух верст.

Таким образом, пореформенная эпоха способствовала развитию системы народного образования и постепенной трансформации крестьянских взглядов на него.

Вместе с тем продолжали существовать факторы, препятствовавшие распространению образования в крестьянской среде:

• крестьянский менталитет, сформированный локальным сообществом, настроенным на мини-

мальный образовательный уровень мужского населения и неграмотность населения женского;

• низкий материальный уровень крестьянского населения одной из губерний оскудевающего центра России, включенность крестьянских детей в хозяйственную жизнь семьи, мира;

• отсутствие обязательного образования в Российской империи;

• незначительный охват российской сельской провинции образовательными учреждениями различных типов, обостряющий проблему удаленности школ от мест проживания учащихся.

Примечания

1 Безгин В. Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX - начала XX в.). - М., 2004 . - С. 72.

2 Бунаков Н. Сельская школа и народная жизнь. Наблюдения и заметки сельского учителя. - СПб., 1906. - С. 295.

3 Составлено по: Начальное народное образование в Тульской губернии в 1896-1897 гг. - Тула, 1898; Дружинина А.Г. Начальное народное образование в Тульской губернии с 1809 по 1900 г. - Тула, 1901; Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. - М., 1890.

4 Начальное народное образование в Тульской губернии в 1896-1897 гг. - Тула, 1898. - С. 2.

5 Дружинина А.Г. Начальное народное образование в Тульской губернии с 1809 по 1900 г. - Тула, 1901. - С. 113-124.

6 Подсчитано по: Двадцатипятилетие церковных школ Тульской епархии (1884 -1909 гг.). - Тула, 1909; Дружинина А.Г. Указ. соч.

7 Подсчитано по: Дружинина А.Г. Указ. соч. - С. 113-124, 147, 153.

8 ГАТО. Ф. 52. Оп. 1. Д. 246. Л. 14.

9 ГАТО. Ф. 246. Оп. 1. Д. 7. Л. 36.

10 // Народная школа. - 1873 г. - № 12. - С. 23.

11 ГАТО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 697. Л. 16.

12 ГАТО. Ф.7. Оп.1. Д. 574. Л. 83

13 // Народная школа. - 1873 г. - № 12. - С. 23.

14 // Народная школа. - 1878 г. - № 11. - С. 22.

15 ГАТО. Ф.1029. Оп. 1. Д. 6. Л. 45.

16 Начальное народное образование. Указ. соч. - С. 84.

O.V. RYZHKOVA

THE DISSEMINATION OF EDUCATION AMONG THE PEASANTS OF THE TULA PROVINCE AT THE SECOND HALF OF THE 19th CENTURY

The article deals with the dissemination of primary education among the peasants of the Tula province at the second half of the 19th century. It presents the dynamics of the number of the pupils of primary schools, the distribution of pupils among the types of schools according to their sex and age. The article describes the factors preventing from teaching the peasant children: the peasant mentality, the low material level of the rural population, the far distance between the schools and the pupils’ homes, the age of pupils.

Key words: education, primary school, peasants, the Tula province.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.