УДК 371.315
Мещаненко Е.Н. педагог-психолог МБОУ «Гимназия №22» Россия, г.Белгород
УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК: СИСТЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.
МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы межличностного взаимодействия между педагогами и детьми. Изучается каким образом модель общения влияет на эффективность и продуктивность учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: Педагогическое общение, межличностное взаимодействие, стиль общения, система «учитель-ученик»
Meschanenko E.N. educational psychologist MBOU "Gymnasium No. 22" Russia, Belgorod
TEACHER - STUDENT: RELATIONSHIP SYSTEM. MODELS OF TEACHER COMMUNICATION WITH TRAINEES.
Summary: This article discusses issues of interpersonal interaction between teachers and children. It is studied how the communication model affects the efficiency and productivity of the educational process.
Keywords: Pedagogical communication, interpersonal interaction, communication style, teacher-student system
Основная задача современного образования «не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации». На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения. В наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на некоторых.
Диктаторская модель «Монблан» выражается в отстранённости от учащихся, которые для педагога представляют безликую массу слушателей. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие такой модели - возникновение психологического дискомфорта или полное отсутствие контакта.
Модель «Китайская стена» выражена в слабой связи между педагогом и учениками из-за отсутствия желания сотрудничать. Контакт устанавливается для подчёркивания педагогами своего статуса, поэтому у учащихся отсутствует интерес к предмету и наблюдается равнодушное отношение личности педагога.
Модель дифференцированного внимания «Локатор» выражается в избирательном отношении к ученикам. Педагог ориентируется на определённых детей: талантливых, слабых, аутсайдеров. Данная модель возникает из-за неумелого сочетания индивидуального подхода с
фронтальным способом обучения. Как следствие, доминанту составляют ситуативный контакт и нарушение взаимодействия в системе «учитель -коллектив учеников».
Монорефлексивная модель «Тетерев» выражается в том, что педагог замкнут сам на себе, речь его монотонна, отсутствует реакция на слушателей. Слышит только себя, не позволяет учащимся вступать в дискуссию. Следствием этой модели является образование логического вакуума. Учебно-воспитательное воздействие носит формальный характер, поскольку участники общения изолированы друг от друга.
Модель гиперрефлексивная. Педагогу важно, как воспринимается его информация учащимися. Межличностные отношения возводятся в абсолют, поэтому педагог постоянно сомневается в правильности своего поведения, перманентное напряжение приводит к нервному срыву, что выражается в неадекватных реакциях на действия учащихся.
Модель гибкого реагирования «Робот». Общение выстраивается по жёсткому алгоритму, присутствует безупречная логика изложения материала, но при этом педагог не учитывает ситуацию и психологическое состояние своих учеников.
Авторитарная модель «Я сам». Учебный процесс фокусируется на учителе. Основу коммуникативного поведения составляет подавление, следствием становится безынициативность учащихся.
Модель активного взаимодействия ''Союз''- это модель дружеского взаимодействия и мажорного настроения.
У каждой из этих стратегий есть свои достоинства и недостатки. По настоящему успешен тот учитель, который в своей практической деятельности гибко использует комплекс стилей - под те или иные группы конкретных задач.
Особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога. Среди
профессионально-важных качеств педагогического общения следует отметить: интерес к детям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность. Коммуникативные качества; способность к эмпатии и пониманию людей; гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения и индивидуальных особенностей учащихся; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение управлять собой, своим психическим состояниям, телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы; умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств. Все эти качества и свойства личности важно и нужно развивать и совершенствовать в процессе активного взаимодействия в образовании. Корректность и предусмотрительность поведения педагога снижает напряжение в общении с обучающимися, а совместная деятельность сближает. Это важный аспект, в котором отношения между учителем и учениками складываются на основе увлеченности и совместной творческой деятельности.
На тренинговых занятиях с педагогами можно использовать следующие упражнения, способствующие развитию личностного потенциала педагогов, а, соответственно, и совершенствованию взаимоотношений в системе «учитель - ученик».
Упражнение «Ребенок». Цель упражнения: формирование у учителей эмоционально- положительного отношения к детям. Группа участников рассаживается по кругу и каждый поочередно дает определение слова «ребенок» (ученик младших классов). Начало первого предложения обязательно включает такие слова: «Ребенок - это...». Далее каждый
заканчивает предложение так, как сочтет нужным. При обсуждении психолог акцентирует внимание группы на позитивных определениях.
Упражнение «Что мне не нравится в моих учениках?» Ведущий: Мы любим своих учеников. В учениках нам многое нравится. Что-то не нравится. Напишем на листочках о том, какое качество не нравится, что не принимаем в своем ученике. Листочки не подписываются, и не пишется имя ребенка. На одном листочке пишется только одно качество. Каждый учитель может брать несколько листочков. Учителя могут написать: ленивый, гиперактивный, равнодушный и т. д. Ведущий: Написали? Перемешаем все листочки и переведем негативное качество в позитивное. Например: Ленивый - у ленивого есть время подумать о вечном, он не суетится. Гиперактивный - все успевает и т.п. Листочки озвучиваются. Каждый забирает себе свой листочек. Обсуждение упражнения.
Использованные источники:
1. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти... (Техника профессионального поведения). Кн. для учителя. М., 1994. - 232 с.
2. Ершов П.М. и др. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. - 98 с.
3. ФГОС: Основное общее образование. - М. Просвещение, 2010