Научная статья на тему 'Проблема классификации умений педагогического общения будущего учителя иностранного языка'

Проблема классификации умений педагогического общения будущего учителя иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СПЕЦИФИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / SUBJECT''S SPECIFICITY / EFFECTIVENESS OF TEACHER''S COMMUNICATION / SKILLS OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION / COMMUNICATIVE INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добижа Надежда Викторовна

В данной статье изложены подходы к классификации умений педагогического общения, охарактеризованы главные принципы и особенности организации взаимодействия учителя и ученика на уроке иностранного языка. Нами предложена более детальная характеристика и систематизация этих умений, что является одним из важных этапов формирования у учителя эффективного стиля общения с учениками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION SKILLS CLASSIFICATION OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHER

There are examined the main points of view on the issue of, characterized the key principles and features of the organization of a teacher and pupils interaction at the lesson of foreign language. We offer a detailed description and systematization of these skills, and it is one of the most important stages in the formation of an effective communicative style between teacher and pupils.

Текст научной работы на тему «Проблема классификации умений педагогического общения будущего учителя иностранного языка»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «АРтот. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

WWW.APRIORI-JOURNAL.RU

№ 3 2014

УДК 378.064:371.311

ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ УМЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Добижа Надежда Викторовна

соискатель

Винницкий государственный педагогический университет им. М. Коцюбинского, Винница (Украина)

аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги

Аннотация. В данной статье изложены подходы к классификации умений педагогического общения, охарактеризованы главные принципы и особенности организации взаимодействия учителя и ученика на уроке иностранного языка. Нами предложена более детальная характеристика и систематизация этих умений, что является одним из важных этапов формирования у учителя эффективного стиля общения с учениками.

Ключевые слова: умения педагогического общения; коммуникативное взаимодействие; специфика учебного предмета; эффективность педагогического общения.

PROBLEM OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION SKILLS

CLASSIFICATION OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHER

Dobizha Nadezhda Victorovna

post-graduate student Vinnitsa state pedagogical university by M. Kotsjubinsky, Vinnitsa (Ukraine)

Abstract. There are examined the main points of view on the issue of, characterized the key principles and features of the organization of a teacher and pupils interaction at the lesson of foreign language. We offer a detailed description and systematization of these skills, and it is one of the most important stages in the formation of an effective communicative style between teacher and pupils.

Key words: skills of pedagogical communication; communicative interaction; subject's specificity; effectiveness of teacher's communication.

Теоретическое обоснование проблемы. Одной из самых сложных задач педагога является организация продуктивного общения, предполагающая наличие у него высокого уровня развития коммуникативных, организаторских, персептивных и других профессиональных умений. Сформи-рованность умений педагогического общения способствует реализации всех функций педагогического общения, повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, формированию индивидуального стиля общения учителя, налаживанию контакта с учениками, созданию благоприятного эмоционально-психологического климата на уроке и т.п.

Педагогическое общение имеет свою предметную специфику и, соответственно, существуют определенные особенности умений педагогического общения учителей-предметников. С целью определения необходимости более детального исследования особенностей педагогиче-

2

ских умений учителя иностранного языка мы провели наблюдение за студентами-практикантами 4-5 курсов института иностранных языков.

В ходе непосредственного выполнения студентами коммуникативных функций выяснилось, что большинству из них необходимо совершенствовать свои профессионально-коммуникативные умения, учиться придавать методическим умениям коммуникативную направленность, а у 23 % студентов отмечалось отсутствие развитых профессионально ориентированных коммуникативных умений.

Проанализировав результаты данного наблюдения мы можем отметить, что: Во-первых, умения педагогического общения учителя иностранного языка имеют свои особенности, которые определены спецификой учебного предмета. Во-вторых, существует необходимость определения, систематизации и более детальной характеристики этих умений, что является одним из важных этапов формирования у учителя эффективного стиля общения с учениками.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблему умений педагогического общения исследовали такие выдающиеся ученые как А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, Е.И. Пассов, В.В. Соколова.

Вопрос особенностей индивидуального стиля педагогического общения учителя иностранного языка остается малоисследованным в украинской педагогической науке. Как показал анализ психологопедагогической литературы, отечественные ученые исследуют отдельные аспекты этой проблемы. Например, проблема формирования профессиональной компетентности у будущих учителей иностранных языков хорошо освещена в трудах В. В. Баркаси, В.А. Калининой, Ю.М. Когана, С. В. Цимбал. Актуальной является проблема формирования коммуникативной компетентности у будущих учителей иностранного языка, которая исследуется в трудах А.В. Касаткиной, И.П. Олейник, Н.И. Костенко и др. И.А. Мамчур исследует психологические аспекты профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка и средства формирования коммуникативного потенциала студентов. Интересной для нас оказалась

работа А. В. Киричука, которая посвящена вопросу диалогических отношений партнеров по общению. Педагогический аспект проблемы развития индивидуальных коммуникативных возможностей были проанализированы в работах В.М. Галузяка, Г.М. Мешко, Л.А. Савенковой, Н.М. Соболь.

При всей несомненной теоретической и практической значимости данных исследований следует отметить, что в педагогической науке еще не накоплен достаточно полный материал (особенно в прикладном аспекте), необходимый для определения особенностей умений педагогического общения учителя иностранного языка с учетом специфики учебного предмета. На сегодняшний день мало внимания уделяется исследованию проблемы педагогического общения с учетом специфики учебного предмета. В частности, не определены и не обоснованы умения педагогического общения учителя иностранного языка, которые обусловлены требованиями учебной программы по иностранному языку для общеобразовательных учебных заведений, спецификой функций педагогического общения учителя иностранного языка, особыми возможностями, которые предоставляет учителю урок иностранного языка.

Изложение основного материала. На основе исследований последних научных наработок, посвященных указанной проблеме умения педагогического общения определяются как умение распределять внимание и поддерживать его устойчивость; выбирать в соответствии с классом и отдельных учащихся целесообразные способы поведения и обращений; анализировать поступки воспитанников, определять мотивы, которыми они руководствуются, их поведение в различных ситуациях; создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе; управлять инициативой в общении, используя для этого богатый арсенал средств, которые повышают эффективность взаимодействия [2; 4; 5; 7].

А.В. Мудрик отмечает, что эффективность формирования и применения коммуникативных умений, а также успешность реализации себя как субъекта общения связаны с уровнем его общего развития, что, в

свою очередь, определяется его языковым развитием. К навыкам речевого общения он относит: образность и правильность речи, богатый словарный запас, точную передачу идей собеседников своими словами, корректную постановку вопросов, логичность построения и изложения высказывания, использование логических пауз и ударений [5, с. 72].

В.В. Соколова, рассматривая культуру педагогического общения, указывает на три группы умений, обеспечивающих успешность общения вообще и взаимодействия учителя и учащихся в частности, которые она объединяет под термином «коммуникативные умения»: социальнопсихологические, языковые и логико-композиционные умения [8, с. 94].

К социально-психологическим (или социально-персептивным) она относит умения, с помощью которых учитель регулирует свое психическое состояние, сдерживает негативные эмоции, настраивается на положительные контакты с теми, кто его окружают, «читает» по внешним проявлениям человека его внутреннее состояние [8, с. 95].

Речевые коммуникативные умения обеспечивают выбор языковых средств, адекватных цели, условиям и адресату общения.

Логико-композиционные коммуникативные умения позволяют учителю логично, последовательно, четко выстраивать языковые высказывания, немногословно, но выразительно и обоснованно формулировать аргументы, излагать учебную тему.

В.А. Кан-Калик указывает на необходимость наличия у педагога ряда коммуникативных умений, таких, как: умение общаться на людях; умение через верно созданную систему общения организовать совместную с учащимися творческую деятельность; умение целенаправленно организовывать общение и управлять им [4, с. 46].

В.А. Кан-Калик подчеркивает, что в эти три обобщенные группы коммуникативных умений входит множество мелких составляющих компонентов: умение устанавливать психологический контакт, завоевывать инициативу в общении, умение организовывать приспособления в общении и др.. Кроме вышеперечисленных коммуникативных умений, учи-

тель должен обладать определенными коммуникативными способностями, среди которых можно назвать общительность как их основной компонент. В свою очередь, общительность включает коммуникабельность, социальное родство, альтруистические тенденции [4, с. 52].

Как видно из приведенных классификаций, мнения авторов сходятся в том, что для осуществления продуктивного общения человек должен обладать, с одной стороны, богатым арсеналом личностных качеств, способностей, особенностей и, с другой стороны, определенным набором необходимых для коммуникации умений. Однако при определении этих качеств и умений прослеживается большое разнообразие позиций. Например, А.В. Мудрик разграничивает коммуникативные и речевые умения, относя их к разным группам. В.А. Кан-Калик, описывая коммуникативные умения, также не указывает, что речевые умения является их составной частью. В. В. Соколова считает, что объем понятия «коммуникативные умения» включает как общие коммуникативные умения, так и языковые коммуникативные умения.

Чтобы лучше понять требования современной школы к учителю мы обращаемся с учебной программой по иностранному языку для учащихся средних общеобразовательных учебных заведений.

Ознакомившись с пояснительной запиской учебной программы мы видим, что главная цель обучения иностранному языку в общеобразовательных учебных заведениях заключается в формировании у учащихся коммуникативной компетенции, базой для которой являются коммуникативные умения, сформированные на основе языковых знаний и навыков. Развитие коммуникативной компетенции зависит от социокультурных и социолингвистических знаний, умений и навыков, которые обеспечивают вхождение личности в другой социум и способствуют ее социализации в новом для нее обществе [1].

На основе анализа всех вышеприведенных классификаций коммуникативных умений мы предлагаем семь групп умений педагогического общения, которыми должен обладать учитель иностранного языка. Мы

также учитываем требования учебной программы по иностранному языку для учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. Первая группа - проектировочные умения. К ним относятся:

1. Умение учителя моделировать педагогическое общение опираясь на свой индивидуальный стиль;

2. Умение планировать все этапы урока и соответствующие им упражнения в коммуникативной форме; подбор средств и приемов обучения, обеспечивающих непрерывное эффективное общение учителя и учеников;

3. Умение предвидеть возможные пути развития коммуникативной ситуации и прогнозировать варианты их решения;

4. Умение проектировать развитие личностного потенциала с целью формирования всех структурных компонентов индивидуального стиля педагогического общения.

Вторая группа - организационные умения:

1. Умение организовать эффективное педагогическое взаимодействие на уроке, управлять им и стимулировать процесс коммуникации с помощью различных методов, приемов, форм работы;

2. Умение установить контакт с учениками, организовать учебное пространство, сосредоточить их внимание;

3. Умение управлять процессом иноязычного общения, стимулировать коммуникативную активность учащихся, вовремя предоставлять учащимся инициативу в общении.

4. Умение организовать собственное педагогическое общение на уроке: оценить логику организации педагогического общения в соответствии со своими индивидуально-типологическими особенностями, организовать свое внимание, мышление, рационально распределить время, настроить себя на эффективную коммуникативное взаимодействие.

Третья группа - речевые умения.

1. Умение реализовывать коммуникативное намерение адекватно задаче и условиям общения;

2. Умение говорить четко, связно, логично, лаконично, используя все лексическое богатство иностранного языка;

3. Умение использовать сложное единство таких компонентов как мелодия, фразовое и логическое ударение, ритм, темп, паузация целесообразно речевой ситуации;

4. Умение говорить аутентично, экспромтом и самостоятельно, осуществлять основные речевые функции;

5. Умение задавать образец речи для учащихся и адаптировать свой язык к языковому уровню учащихся;

6. Умение аудирования (восприятия и понимание на слух сказанного собеседником, аутентичных текстов и т.д.), письмо и чтение. Четвертая группа - неречевые умения:

1. Умение выразить свою индивидуальность в невербальной коммуникации (жестами, мимикой, пантомимикой, позами);

2. Умение управлять темпом, интонацией, силой звучания голоса в соответствии с заданием и ситуацией общения;

3. Умение придерживаться правильной дистанции с учащимися;

4. Умение адекватно использовать экспрессию во время общения;

5. Умение задействовать собственный артистизм с целью повышения эффективности педагогического общения;

6. Умение устанавливать межличностные отношения с учениками посредством контакта глаз, улыбки, коммуникативно-выразительных движений и т.д.

Пятая группа - персептивные умения:

1. Умение налаживать психологический контакт с детьми и создавать благоприятные психологический климат на уроке ;

2. Умение доброжелательно воспринимать и оценивать партнеров по общению, оценивать состояние учащихся по внешним проявлениям

и в соответствии с этим прогнозировать их поведение и организовывать педагогическое общение;

3. Умение осознавать собственное внутреннее состояние, возможности и трудности восприятия другого человека и способы предупреждения наиболее возможных ошибок восприятий;

4. Умение избегать стереотипизации, преодолевать субъективные ошибки в восприятии учащихся;

5. Умение осуществлять идентификацию, т.е. сравнивать или сопоставлять внутренние состояния партнеров, а также образцы для подражания, со своими психологическими и другими характеристиками;

6. Умение интерпретировать поступки и чувства другого человека, понимать причины поведения субъекта.

Шестая группа - эмоционально-психологические умения:

1. Умение оценивать индивидуальные особенности своей эмоциональной сферы;

2. Умение использовать положительные эмоции и состояния в процессе организации педагогического общения;

3. Умение регулировать свое психологическое состояние;

4. Умение использовать эмоции как средство общения и проявлять личностные характеристики.

Седьмая группа - рефлексивно-оценочные умения:

1. Умение анализировать ход и результаты процесса общения;

2. Умение корректировать будущее взаимодействие с учетом анализа предыдущей коммуникативной деятельности;

3. Умение оценивать результативность и эффективность общения за разными критериями;

4. Умение устанавливать и регулировать адекватные требования к себе на основе соотнесения требований, что предъявляются извне, и ситуационной специфики самого субъекта.

Все выделенные нами группы и виды умений педагогического общения необходимы учителю иностранного языка для осуществления оп-

тимального, педагогически целесообразного взаимодействия с учащимися. Предложенная нами классификация умений педагогического общения отличается от всех других, ранее рассмотренных, тем, что она отражает все стадии педагогического общения (прогностический этап, организация общения, управление общением, анализ осуществленного общения) и учитывает специфические черты педагогического общения на уроках иностранного языка (целевой характер, двуязычность, двуас-пектность, благоприятная психологическая и коммуникативная атмосфера, вовлеченность всех учащихся в общение).

Список использованных источников

1. Навчальна програма з іноземної мови для загальноосвітніх навчальних закладів // Навчальні програми для загальноосвітніх навчальних закладів. 2010 [Электронний ресурс]. Режим доступа: икииКр^/НеасИ.сот.иа/геэоигсезМ-йте-ШШоп/тШрб/зсИоо!

2. Байдикова Н.Л. Формирование готовности будущего учителя иностранного языка к педагогическому общению: дис. ...канд. пед. наук. М., 2003. С. 181.

3. Гора Т.В. Формування вмінь педагогічного спілкування у системі «Педагог - старшокласник» // Педагогічний альманах (збірник наукових праць). 2011. Вип. 9. С. 115-121.

4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. 1987. С. 190.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогики. М.: Издат. центр «Академия». 2000. С. 224.

6. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз. 1989. С. 276.

7. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ. 1997. С. 224.

8. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение. 1995. С. 192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.