Научная статья на тему 'Коммуникативные основы педагогического общения'

Коммуникативные основы педагогического общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2453
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПРИЯТИЕ / ПОНИМАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ КОНТАКТ / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / COMMUNICATIVE COMPETENCES / SPEECH TOOLS / EDUCATIONAL PROCESS / PERCEPTION / UNDERSTANDING / PERSONAL CONTACT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Галина Евгеньевна

Цель работы выявить и обозначить виды педагогического общения, а также проанализировать роль коммуникации не только как способа передачи учебной информации, но и как пути воздействия на учащихся. В работе раскрывается процесс личностного и социального воздействия педагога и обучающихся, основанный на использовании коммуникативных умений и навыков учителя как организатора учебно-воспитательного процесса. Сформулированы предложения по подбору речевых средств положительного воздействия на обучающихся, позволяющие педагогу обогатить и разнообразить свои коммуникативные возможности и совершенствовать навыки педагогического общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE BASES OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION

The purpose of the article is to reveal and identify the types of pedagogical communication, as well as to analyze the role of communication not only as a way of transmitting educational information, but also as a way of influencing students. The work reveals the process of personal and social impact of the teacher and students, based on the use of communication skills and skills of the teacher as the organizer of the educational process. Proposals have been formulated on the selection of speech tools for positive influence on students, allowing the teacher to enrich and diversify his communication capabilities and improve the skills of pedagogical communication.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные основы педагогического общения»

УДК: 378. 2

DOI: 10.18384/2310-7219-2019-4-52-58

коммуникативные основы педагогического общения

Соколова Г. Е.

Московский педагогический государственный университет

119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, Российская Федерация

Аннотация. Цель работы - выявить и обозначить виды педагогического общения, а также проанализировать роль коммуникации не только как способа передачи учебной информации, но и как пути воздействия на учащихся. В работе раскрывается процесс личностного и социального воздействия педагога и обучающихся, основанный на использовании коммуникативных умений и навыков учителя как организатора учебно-воспитательного процесса. Сформулированы предложения по подбору речевых средств положительного воздействия на обучающихся, позволяющие педагогу обогатить и разнообразить свои коммуникативные возможности и совершенствовать навыки педагогического общения.

Ключевые слова: педагогическое общение, коммуникативные компетенции, речевые средства, образовательный процесс, восприятие, понимание, личностный контакт

communicative bases of pedagogical communication

G. Sokolova

Moscow State Pedagogical University

1, str. 1, Malaya Pirogovskaya ul., Moscow, 119991, Russian Federation

Abstract. The purpose of the article is to reveal and identify the types of pedagogical communication, as well as to analyze the role of communication not only as a way of transmitting educational information, but also as a way of influencing students. The work reveals the process of personal and social impact of the teacher and students, based on the use of communication skills and skills of the teacher as the organizer of the educational process. Proposals have been formulated on the selection of speech tools for positive influence on students, allowing the teacher to enrich and diversify his communication capabilities and improve the skills of pedagogical communication.

Keywords: pedagogical communication, communicative competences, speech tools, educational process, perception, understanding, personal contact

Качество работы школьного учителя и преподавателя вуза во многом зависит от их умения общаться со своими учениками и студентами, т. е. от педагогической компетенции педагога, умения находить общий язык с учащимися и осуществлять целенаправленное взаимодействие с ними для решения задач образовательного процесса. Эти цели во многом реализуются с помощью коммуникации. Само это понятие существует уже очень давно. Оно произошло от латинского «communication» - «сообщение, передача» и понимается как «знаковое общение социальных субъектов» [4, с. 9], а известный американский философ Дэвид Келлог Льюис характеризует общение как «.. .процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен

© CC BY Соколова Г. Е., 2019.

информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга» [5, с. 15].

Вопросы коммуникации изучают несколько социогуманитарных наук:

1. Психология и психолингвистика рассматривают факторы передачи и восприятия информации, процесс межличностной и массовой коммуникации.

2. Этнография изучает культурологические и бытовые особенности коммуникации у представителей разных этнических групп.

3. Лингвистика рассматривает проблемы вербальной коммуникации, нормативные и ненормативные формы употребления слов в речи.

4. Паралингвистика рассматривает способы невербальной коммуникации (жесты, мимику и иные несловесные коммуникативные средства).

5. Социолингвистика изучает социальную языковую природу и особенности её функционирования в различных сообществах, механизмы взаимодействия социальных и языковых факторов.

6. Социология коммуникации рассматривает общение представителей разных социальных групп и анализирует, как влияет их взаимодействие на языковое поведение людей.

Когда же мы говорим о преподавании, необходимо обратиться не просто к коммуникации, а к специальному педагогическому общению, где происходит разделение на социальные роли: учитель -ученик. Педагогическая коммуникация в сфере образования имеет очень важное значение, так как её задачей является не просто обмен информацией, а социальное взаимодействие учителя и ученика, внутри которого происходит обмен учебными знаниями.

В Федеральной целевой программе образования за 2016-2020 гг. педагогическая коммуникация определяется как «... совокупность идей, средств и способов организации учебно-воспитательного процесса на основе приема, усвоения,

использования и передачи информации из различных источников для разностороннего развития и воспитания учащихся»1.

В учебной аудитории опосредующим звеном передачи информации адресату-слушателю является не только учебник, но и медиатор-педагог, который осуществляет прямую интеракцию, общаясь с учениками (ситуация речевого взаимодействия) на основе прямой и обратной связи с адресатом. Общение при этом всегда контактное (лицом к лицу). Педагог корректирует свои речевые действия в соответствии с реакцией адресата (учащихся). М. Ю. Олешков подчёркивает, что «. управление образовательным процессом на уроке происходит именно благодаря способности педагога как "держателя речи" использовать нужные стратегии и тактики для реализации планируемых дидактических целей» [8, с. 26]. От уровня развития коммуникативных способностей педагога и его компетентности в сфере общения зависят лёгкость и простота установления контакта учителя с учениками, а также эффективность этого общения с точки зрения достижения педагогических целей.

Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы педагогическое общение было всегда продуктивным, потому что его основной целью является информационное и духовное обогащение, развитие и воспитание двух участников коммуникации: и учащегося, и педагога. С точки зрения И. А. Колесниковой, педагогическое общение - это «. форма учебного взаимодействия, личностно и социально ориентированное взаимодействие, которое одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при

1 Распоряжение правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.stgau.ru/ cuko/docs/koncepcija1620.pdf (дата обращения: 07.01.2019).

этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств» [4, с. 38].

Необходимо обозначить следующие цели педагогической коммуникации:

1) информационная - обмен знаниями, сообщениями, сведениями, мнениями, ответы на уже предложенные вопросы и формулирование новых вопросов и заданий;

2) контактная - установление определённых взаимоотношений между учащимся и педагогом, контакт, готовность к общению, к передаче какого-либо сообщения или информации;

3) побудительная - стимулирующая педагогическая функция, которая направлена на развитие активности партнёров по общению (учащихся), заставляющая их выполнять те или иные коммуникационные действия, например: прочитать текст, ответить на вопросы по тексту, выполнить послетекстовые задания, составить диалог;

4) координационная - педагогическая функция, направленная на согласование действий с партнёром по коммуникации, взаимную ориентированность друг на друга;

5) понимание - это, во-первых, понимание партнерами друг друга (целей, намерений, информации, переживаний), а во-вторых, восприятие и понимание смысла, информации, сообщаемой педагогом (лекции преподавателя в вузе, объяснения школьного учителя, участника диалога и т. д.);

6) амотивная - пробуждение в партнёре по коммуникации необходимых чувств, эмоций и переживаний;

7) установление отношений - понимание, осознание и фиксирование своего места и положения в системе социальных, ролевых, статусных, деловых и межличностных связей в обществе. Например, учитель по социальному статусу имеет ведущую, доминирующую роль по сравнению с учеником;

8) оказание влияния - смена состо-

яния, поведения, чувств, намерений, установок, желаний, потребностей участников коммуникации. Например, после воспитательной беседы с учителем школьник понимает, что подготовка к экзамену - это очень важная цель, задача, которую надо решить, чтобы успешно сдать экзамен. Ведь от его результата зависит возможность дальнейшей учебы и, соответственно, получения профессии. По словам В. Д. Шадрикова: «... педагогическое общение должно соответствовать потребностям ученика, прежде всего, как социального существа. Это потребности принадлежности к другим, потребности успеха, достижения, признания, защиты, уважения и любви» [10, с. 236].

Для достижения цели общения при педагогической коммуникации очень важно суметь расположить учащегося к себе, создать личностный контакт с ним. Для этого можно действовать самыми разными способами. Их выбор зависит от возраста детей, места обучения, развития, социального положения, менталь-ности каждого ребёнка. Всегда необходимо проявлять интерес к учащимся, но демонстрировать собственную расположенность и заинтересованность можно по-разному. Для учащихся очень важны доброжелательное выражение лица педагога, его спокойный взгляд, улыбка, ровная речевая интонация. Кому-то могут быть приятны тактильные ощущения: пожатие руки, поглаживание по голове или плечу. Некоторым учащимся необходимо акцентированное внимание педагога именно к его личности: повышенный визуальный контакт, какие-то мимические и пантомимические движения, об-ращённые к данному ученику, обращение не просто по фамилии или по имени, а использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (Алексей - Алешенька, Евгений - Женечка, Ольга - Олечка), сравнение с какими-то положительными литературными или историческими персонажами («смелый, как Кутузов»; «талантливый, как Чацкий») [7].

В процессе педагогического общения очень важно создать положительное эмоциональное настроение, атмосферу радости от коммуникации, внушить учащимся, что всё у них получится, их ждёт успех, и они обязательно достигнут поставленных перед собой целей (напишут без ошибок диктант, хорошо сдадут экзамен по литературе). Полезно всячески одобрять действия ребят, оказывая помощь, иногда даже скрытую, мобилизуя их мотивацию к учению и общению, авансировать будущие удачи и достижения.

С точки зрения А. А. Максимовой, для того чтобы правильно провести урок в школе или занятие в университете, необходимо тщательно продумать и организовать четыре этапа педагогического общения [6, с. 36-40]:

1. Прогностический - подготовка педагога к уроку, осмысление конкретных ситуаций общения, продумывание алгоритмов поведения, возможно, даже ролевое проигрывание, репетиция предстоящего урока.

2. Начальный - организационные действия педагога: создание доброжелательной атмосферы в классе, вступительная речь, ориентированная на развитие интереса к теме данного урока, управление психологическим настроем учащихся.

Для того чтобы учитель был полностью адаптирован в классе, ему было легко, спокойно и комфортно общаться с учениками, необходимо овладеть средствами положительного воздействия на адресата. Здесь нужно обратиться к самым элементарным способам привлечения внимания учащихся, причём даже без словесной коммуникации. Можно использовать специальные мимические и пантомимические приёмы, жесты, выразительный взгляд, улыбку, движения рукой. Затем предлагается обращаться к учащимся, используя различные интонации: вопрос, восклицание, приказ, похвалу, просьбу, утешение и т. д. Затем следует обратиться непосредственно к

конкретному ученику, используя разнообразные коммуникативные приёмы: вопрос, требование, просьбу, восклицание, пожелание, предупреждение и т. д.

Необходимо правильно, с верной интонацией произносить разнообразные фразы - штампы, которые используются в педагогической коммуникации достаточно часто: «Идите к доске!», «Кто сегодня дежурный?», «Вы сделали домашнее задание?», «Внимание!», «Будьте добры!» и т. д. Произносить эти фразы надо с различными интонационными оттенками в зависимости от моделируемой ситуации. Например, «Да» как согласие с мнением собеседника; как вопрос, выражающий крайнюю степень удивления; как возражение; как выражение недоверия.

Для педагога очень важно управлять своей мимикой и пантомимикой, а также необходимо научиться регулировать собственные педагогические переживания. Когда-то надо суметь скрыть настроение, настоящие чувства и эмоции (например, сдержанно и уважительно разговаривать с учеником, регулярно не делающим домашнего задания и не подготовленным к экзамену), а в каких-то случаях, наоборот, суметь ярко изобразить свои чувства и переживания с воспитательными целями (например, радость от полученной «тройки» за контрольную работу у ученика, который долго болел и пропустил много уроков). С. Л. Троянская считает, что «. управление целесообразными педагогическими переживаниями близко к актерской работе. Ведь педагог, как артист, должен попытаться обнаружить в себе чувства и эмоции, которые он не испытывает в данный момент: радость, горе, безразличие, возмущение, восторг и т. д. А для этого необходимо использовать специальную лексику, мимику и жесты» [9, с. 86].

В данной ситуации учителю важно суметь верно скоординировать соответствующее обращение с речевой интонацией и мимическими приёмами. Педагогу надо обязательно научиться быть

внутренне спокойным, чувствовать себя в классе или в учебной аудитории достаточно раскованно и свободно. Ведь в любой момент его могут подстерегать неожиданное поведение или реакции учащихся.

3. Управление общением - самый сложный и ответственный этап. В процессе управления общением идёт объяснение нового учебного материала. Педагогу важно направлять учащихся на определённую коммуникативную тему, ставить перед ними чёткие и конкретные задачи, придерживаясь темы урока, стараться, чтобы каждый ученик понял и осмыслил услышанное. Здесь перед педагогом встаёт сразу много задач. Во-первых, нужно научиться объяснять новый материал учащимся. Необходимо так построить своё сообщение, чтобы оно было чётким, ясным, содержало конкретную информацию. Целесообразно использовать различные наглядные материалы, так как они в значительной степени помогают восприятию любой новой информации. Объяснение должно быть обязательно выверено по времени в соответствии с объёмом предлагаемого материала. Говорить при этом необходимо спокойно, доброжелательно, без значимого интонационного представления. Хотя при этом надо помнить, что на последних партах обычно сидят ученики, которые не слишком интересуются учебным предметом, а с большим удовольствием что-то читают или смотрят в своём телефоне. Во-вторых, при овладении основами педагогической коммуникации на данном этапе целесообразно научиться составлять воображаемый диалог, где один участник - лидер контакта (учитель), а другой участник играет пассивную роль ученика (слушателя). Лидер должен держать нить беседы в своих руках, постоянно концентрируя и заинтересовывая партнёра в сообщаемой информации и своём отношении к ней. Пассивный участник только слушает, подаёт какие-то малозначительные реплики в виде междометий и мимически демон-

стрирует свой интерес к услышанному (кивки головой, движения глаз). Затем надо попробовать сменить роли лидера и пассивного слушателя, т. е. перехватить инициативу. Это сделать достаточно трудно, так как собеседник-лидер будет стараться удержать своё положение.

4. Анализ урока и подведение итогов - осмысление форм и содержания общения, анализ результатов общения, подведение итогов и обсуждение возможных будущих вариантов дальнейшей коммуникации.

В педагогическом общении большое значение имеет его стиль, т. е. индивидуальные особенности общения и взаимодействия педагога и учащегося. Стиль учитывает коммуникативные возможности и способности педагога, уровень взаимных отношений педагога и его воспитанников, творческую индивидуальность и способности учителя. Конечно, стиль общения демонстрирует уровень коммуникативного мастерства педагога, его профессионализм и культуру. С точки зрения Н. И. Шелиховой, «. в стиле педагогического общения многое определяется прирожденными особенностями человека: темпераментом и нейродина-мическими особенностями» [11, с. 23]. По утверждению известного педагога и психолога В. А. Кан-Калика: «Работа преподавателя - это творческая, интеллектуальная деятельность, большей частью сопряженная с нервно-эмоциональным напряжением» [3, с. 13].

Можно выделить следующие типы педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. Такие педагоги имеют очень высокую профессиональную подготовку, их занятия всегда интересны и познавательны. В школе дети так интересуются предметом, который ведёт учитель с подобным стилем общения, что могут выбрать его своей будущей специальностью, а в вузе на занятия таких преподавателей хо-

дят толпы студентов из разных групп, и аудитории всегда переполнены.

2. Общение на основе дружеского расположения. Такой стиль общения предполагает общую увлечённость каким-то учебным предметом или делом, например, организацией туристических походов, педагог выполняет здесь роль наставника-друга. Особенно этот стиль общения близок для молодых учителей и преподавателей.

3. Общение - дистанция. При таком стиле педагогического общения обучение происходит со ссылками на авторитет и профессионализм педагога. В воспитании решающую роль играют возраст и жизненный опыт педагога. С точки зрения Е. Н. Ильина: «.здесь происходит четкое разграничение коммуникационных партнеров на "учитель - ученик", причем мнение учителя всегда является доминирующим, а в итоге, и решающим» [2, с. 43].

4. Общение - устрашение. Стиль педагогической коммуникации, демонстрирующий профессиональную некомпетентность учителя, который не может или не умеет заинтересовать учеников знаниями и создать доброжелательную атмосферу в процессе взаимодействия. Антигуманная форма общения - устрашения, обещания чего-то страшного и плохого, типа «не сдашь экзамен», «получишь двойку за контрольную работу».

5. Общение - заигрывание. Как считает И. М. Анисимова: «. такой стиль коммуникации характерен для молодых, неопытных педагогов, стремящихся к популярности у учеников, но не обеспечивающих их должными знаниями и

информацией» [1, с. 57]. Такое общение обеспечивает ложный авторитет учителя, который не подкрепляется серьёзной педагогической работой.

Психологическая гибкость и артистизм педагога помогают организации живого и интересного общения на уроке, созданию комфорта для детей, доверия и расположения к ним, признанию их возможностей и способностей. Этому способствуют как вербальные, так и невербальные средства, выразительность всего профессионализма учителя, его чувств, эмоций и настроений. Педагог, который использует в своей практике такие речевые средства положительного воздействия на адресата, как одобрение, похвала, комплимент, дружеское расположение, забота, внимание и т. д., создаёт наиболее психологически приятную, удобную, комфортную и продуктивную с точки зрения процесса восприятия атмосферу, а это, безусловно, повышает результативность процесса обучения, воспитания и развития учащихся.

Педагогическое общение - это сложный целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя с учащимися, основными задачами которого являются передача учебной информации, положительное воздействие на учеников, их успешное обучение и воспитание. Особую роль здесь играют психологический климат в коллективе и эмоциональный контакт с педагогом - процессы, которые реализуются с помощью коммуникативных умений и навыков учителя.

Статья поступила в редакцию 01.08.2019

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимова И. М. Магия общения. История и практика этикета. М., 2004. 480 с.

2. Ильин Е. Н. Искусство общения. М., 2011. 110 с.

3. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя. М., 2016. 190 с.

4. Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М., 2007. 336 с.

5. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М., 2002. 224 с.

6. Максимова А. А. Основы педагогической коммуникации: учебное пособие. М., 2015. 165 с.

7. Милюк Н. М. Язык и культура. От теории к практике. М., 2017. 148 с.

8. Олешков М. Ю. Системное моделирование институционального дискурса (на материале устных дидактических текстов): автореф. дис. ... докт. пед. наук. Нижний Тагил, 2007. 42 с.

9. Троянская С. Л. Педагогическая коммуникация. Методология, теория и практика. Ижевск, 2014. 148 с.

10. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996. 320 с.

11. Шелихова Н. И. Техника педагогического общения / под ред. М. Р. Гинзбурга. М., 2017. 128 с.

REFERENCES

1. Anisimova I. M. Magiya obshcheniya. Istoriya ipraktika etiketa [The magic of communication. History and practice of etiquette]. Moscow, 2004. 480 p.

2. Il'in E. N. Iskusstvo obshcheniya [The art of communication]. Moscow, 2011. 110 p.

3. Kan-Kalik V. A. Uchitelyu o pedagogicheskom obshchenii. Kniga dlya uchitelya [The teacher about the pedagogical communication. Teacher]. Moscow, 2016. 190 p.

4. Kolesnikova I. A. Kommunikativnaya deyatel'nost' pedagoga [Communicative activity of a teacher]. Moscow, 2007. 336 p.

5. Lewis D. Treningeffektivnogo obshcheniya [Training effective communication]. Moscow, 2002. 224 p.

6. Maksimova A. A. Osnovypedagogicheskoi kommunikatsii [The basics of pedagogical communication]. Moscow, 2015. 165 p.

7. Milyuk N. M. Yazyk i kul'tura. Ot teorii kpraktike [The language and culture. From theory to practice]. Moscow, 2017. 148 p.

8. Oleshkov M. Yu. Sistemnoe modelirovanie institutsional'nogo diskursa (na materiale ustnykh didak-ticheskikh tekstov): avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk [System modeling of institutional discourse (on the material of oral didactic texts): abstract of D. thesis in Pedagogic sciences]. Nizhny Tagil, 2007. 42 p.

9. Troyanskaya S. L. Pedagogicheskaya kommunikatsiya. Metodologiya, teoriya i praktika [Pedagogical communication. Methodology, theory and practice]. Izhevsk, 2014. 148 p.

10. Shadrikov V. D. Psikhologiya deyatel'nosti i sposobnosti cheloveka [Psychology of activity and abilities of the person]. Moscow, 1996. 320 p.

11. Shelikhova N. I. Tekhnika pedagogicheskogo obshcheniya [The technique of pedagogical communication]. Moscow, 2017. 128 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Соколова Галина Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного в профессиональном обучении Московского педагогического государственного университета; e-mail: gesokolova@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Galina E. Sokolova - PhD in pedagogical sciences, аssociate professor, senior lecturer of the Department of Russian as a foreign language in professional training, Moscow State Pedagogical University; e-mail: gesokolova@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Соколова Г. Е. Коммуникативные основы педагогического общения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 4. С. 52-58. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-4-52-58

FOR CITATION

Sokolova G. E. Communicative bases of pedagogical communication. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2019, no. 4, рр. 52-58. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-4-52-58

vssy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.