Научная статья на тему 'Определение уровня сформированности умений педагогического общения у будущих учителей'

Определение уровня сформированности умений педагогического общения у будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1166
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / УМЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старостина Наталья Владимировна

На материале анализа психолого-педагогической литературы и проведенной диагностики выделены группы наиболее значимых умений, востребованных при организации каждого этапа педагогического общения. Определены критерии, показатели и уровни сформированности умений педагогического общения. Представлены данные о первоначальном уровне сформированности умений педагогического общения у будущих учителей. Выявлено противоречие между осознанием студентами значимости умений педагогического общения в деятельности учителя и отсутствием этих умений у студентов первых трех лет обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старостина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение уровня сформированности умений педагогического общения у будущих учителей»

Н. В. Старостина

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Работа представлена кафедрой педагогики Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского.

Научный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент С. С. Калашникова

На материале анализа психолого-педагогической литературы и проведенной диагностики выделены группы наиболее значимых умений, востребованных при организации каждого этапа педагогического общения. Определены критерии, показатели и уровни сформированности умений педагогического общения. Представлены данные о первоначальном уровне сформированнос-ти умений педагогического общения у будущих учителей. Выявлено противоречие между осознанием студентами значимости умений педагогического общения в деятельности учителя и отсутствием этих умений у студентов первых трех лет обучения.

Ключевые слова: педагогическое общение, умения педагогического общения, критерии, показатели, уровни сформированности умений педагогического общения.

N. Starostina

PEDAGOGICAL COMMUNICATION SKILLS OF FUTURE TEACHERS

(the process of forming)

The article defines the sets of relevant skills required at each stage ofpedagogical communication on the basis of pedagogical literature. It describes the criteria, indications and levels of pedagogical communication skills forming and gives the data about the initial stage of forming of these skills among future teachers. The article states the difference between students' knowing of the importance ofpedagogical communication skills and the lack of these skills among the beginners (students of the first three years of study).

Key words:pedagogical communication, pedagogical communication skills, criteria, indications, levels of pedagogical communication skills forming.

Общение — сложный, многоплановый процесс. Оно включает в себя не только обмен информацией, мыслями, чувствами, но и понимание другого человека, выработку единой тактики взаимодействия в ходе совместной деятельности. В профессиональной деятельности педагога общения является основным компонентом. Оно проявляется, во-первых, как способ организации взаимоотношения субъектов педагогической деятельности, обеспечивающих успешность обучения и воспитания, во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса, в-третьих, как средство решения учебных задач.

Нельзя не согласиться с мнением В. С. Селиванова, что цель педагогического общения —

«не для себя», а «для другого»: не самому узнать, а научить, не самому почувствовать, а вызвать чувства у воспитанника. Педагогическое общение осуществляется с целью оказать влияние на воспитанника — включить его в деятельность, способствующую формированию и развитию положительных личностных качеств, вызвать у него стремление к самоусовершенствованию [2, с. 149].

Таким образом, педагог, организуя деятельность данной личности, направляя ее соответствующим образом, имеет возможность воздействовать на формирующиеся качества личности.

Необходимо отметить, что в процессе изучения дисциплин педагогического цикла в вузе

будущие учителя получают знания о педагогическом общении (функциях, видах, этапах организации), но формированию умений, к сожалению, уделяется незначительное внимание. Данная точка зрения была подтверждена нами в ходе опроса студентов факультета начального и специального образования, русского языка и литературы, естественно-географического факультета ПГПУ им. В. Г. Белинского в количестве 325 человек. Предложенная анкета включала три блока вопросов. Первый блок был направлен на уточнение у студентов теоретических знаний о понятиях «педагогическое общение» и «умения педагогического общения», второй блок — на определение значимости педагогического общения в работе учителя и на необходимость формирования умениями педагогического общения в вузе, третий блок — на выявление готовности применить данные умения на практике.

Большинство студентов (90%) знают необходимый теоретический материал и считают, что выпускник педагогического вуза должен владеть умениями педагогического общения, так как оно является важным элементом в процессе воспитания и обучения. Почти 70% (67,9%) студентов (преимущественно 1, 2, 3-й курс) отметили, что формированию умений педагогического общения необходимо уделять больше внимания в вузе, так как они не знают, как правильно организовать взаимодействие с учащимися. К сожалению, всего 30% студентов (в основном 3, 4 и 5-й курс), по их мнению, готовы к педагогическому общению с учащимися. Это было также подтверждено нами и независимыми экспертами в ходе наблюдения за студентами на занятиях и при прохождении ими педагогической практики.

Результаты свидетельствуют о том, что формирование умений педагогического общения у студентов осуществляется не всегда целенаправленно, чаще всего стихийно. Мы полагаем, что необходимо упорядочить данный процесс, сделать его целенаправленным, постоянным.

Для этого на основе анализа полученных результатов диагностики были выделены критерии сформированности умений педагогического общения: информационный, мотива-

ционно-ценностный, операционно-деятель-ностный.

Информационный критерий состоит из следующих показателей: наличие у будущих учителей начальных классов комплекса знаний о педагогическом общении: его сущности, функциях, видах, этапах; знание студентами умений педагогического общения, соответствующих этапам педагогического общения; осознание студентами роли иностранного языка в формировании умений педагогического общения.

Мотивационно-ценностный критерий включает следующие показатели: сформиро-ванность ценностного отношения к педагогическому общению; заинтересованность в овладении умениями педагогического общения; способность к оценке и прогнозированию своих возможностей в педагогическом общении.

К операционно-деятельностному критерию относится следующий показатель: владение будущими учителями начальных классов умениями педагогического общения.

Обозначенные критерии и показатели позволили выделить уровни сформированности умений педагогического общения со школьниками у будущих учителей начальных классов: низкий (критический), средний (достаточный), выше среднего, высокий.

Высокому уровню готовности соответствует владение студентами глубокими и полными знаниями о педагогическом общении: его сущности, функциях, видах, этапах, а также об умениях педагогического общения применительно к каждому этапу педагогического общения; выделение высокой значимости умений педагогического общения в работе со школьниками; характерен устойчивый интерес к овладению умениями педагогического общения; уверенное, самостоятельное, грамотное, творческое применение умений педагогического общения на практике.

Уровень выше среднего предполагает владение прочными знаниями о педагогическом общении: его сущности, функциях, видах, этапах, а также об умениях педагогического общения применительно к каждому этапу педагогического общения; признание значимости

и необходимости в овладении умениями педагогического общения; осознанное без затруднений применение умений педагогического общения на практике.

Средний (достаточный) уровень характерен тем, что знания о педагогическом общении: его сущности, функциях, видах, этапах, а также об умениях педагогического общения применительно к каждому этапу педагогического общения нестабильны; интерес к овладению умениями педагогического общения устойчив, но данные умения не всегда значимы в работе со школьниками, все зависит от ситуации; применение умений педагогического общения на практике реализуется осознанно, но чаще по образцу, на уровне репродукции.

Низкий (критический) уровень связан с поверхностными знаниями или вообще с их отсутствием о педагогическом общении: его сущности, функциях, видах, этапах, а также об умениях педагогического общения применительно к каждому этапу педагогического общения; характерен неустойчивый интерес к овладению умениями педагогического общения; на практике данные умения реализуются неосознанно, с ошибками.

Наше исследование получило подтверждение в психолого-педагогических работах В. А. Кан-Калика, В. С. Кукушина, В. Л. Сластени-на, В. С. Грехнева, А. А. Леонтьева, А. А. Лобанова и др. Проанализировав данные работы, мы выявили многообразие выделяемых авторами умений, необходимых для общения учителя и учащихся. С целью систематизации данных умений нами использовалась организационная структура педагогического общения, предложенная В. А. Кан-Каликом [2, с. 27—76]. Мы выделили умения, на наш взгляд наиболее востребованные на каждом этапе организации педагогического общения, формированию которых необходимо уделять особое внимание.

1-й этап. Моделирование педагогом предстоящего общения с учебной группой в процессе подготовки к непосредственной деятельности с учащимися (прогностический этап).

Данный этап педагогического общения условно можно назвать «коммуникативной атакой», во время которой завоевывается иници-

атива в общении и целостное коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять общением с классом. Этот этап весьма оперативен по скорости своего протекания, но играет важную ориентировочную роль в ситуации общения. Мы считаем, что педагог на данном этапе должен владеть следующими умениями:

• настраивать воспитанников на общение с педагогом, привлекать внимание, интерес к изучаемому предмету;

• выбирать наиболее подходящий по отношению к данному классу и отдельным учащимся способ поведения и общения, который готовил бы их к восприятию информации, снимал психологический барьер.

2-й этап. Организация непосредственного общения с группой в момент изначального взаимодействия с ними (начальный период общения). Для начального периода общения характерны такие умения, как:

• оптимально строить свою речь в соответствии с возрастными психологическими особенностями;

• находить адекватные средства для передачи содержания, т. е. верный тон, нужные слова;

• целенаправленно поддерживать общение введением элементов беседы, риторических вопросов.

3-й этап. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе. Этапу управления педагогическим общением присущи умения:

• распределять и поддерживать внимание школьников;

• улавливать по поведению учащихся, по их лицам общий психологический настрой класса;

• чувствовать момент изменения в эмоциональных состояниях ребенка при общении с ним;

• владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;

• поддерживать равное отношение ко всем детям.

4-й этап. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность. После того как

общение состоялось, наступает этап самокоррекции, когда учитель анализирует свое общение с детьми и моделирует, на уровне установки, новое общение. Для завершающего этапа характерны умения:

• анализировать поступки воспитанников, видеть за ними причины, которыми они руководствуются;

• вносить необходимые коррективы.

Более глубокое и системное изучение начального уровня сформированности выше-

предложенных умений педагогического общения проводилось у студентов факультета начального и специального образования ПГПУ им. В. Г. Белинского, обучающихся по специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Иностранный язык».

Данные, которые были получены в ходе экспериментальной работы, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Уровни сформированности умений педагогического общения, %

Уровни 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс 5-й курс

Высокий 6 9 16 19 27

Выше среднего 13 17 29 34 46

Средний (достаточный) 38 36 33 27 17

Низкий (критический) 43 38 22 20 10

Таким образом, нам удалось установить наличие определенных теоретических знаний об умениях педагогического общения, а также зафиксировать высокую значимость владения данными умениями у будущих учителей. Выделенные нами критерии и показатели позволили обозначить уровни сформированности умений педагогического общения. Мы полагаем, что предпочтительными для профессиональной деятельности учителя будут уровни высокий и выше среднего. Однако на основании диагнос-

тического эксперимента нами установлено, что для большинства студентов 1-го, 2-го курсов характерен низкий уровень сформированности умений педагогического общения, для 3-го курса — средний уровень, для 4-го, 5-го курсов — выше среднего, т. е. прослеживается положительная динамика в изменении уровня сформированности умений педагогического общения. Полученные результаты станут основой определения стратегии, тактики и логики проведения в дальнейшем формирующего эксперимента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. 190 с.

2. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.