Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГ / УЧЕНИК / ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ / ПРИЕМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / MUSIC EDUCATION / PERFORMING TRAINING / TEACHER / STUDENT / COMMUNICATION PROBLEMS / METHODS AND FORMS OF WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москвина Инна Викторовна

Содержание статьи посвящено проблеме коммуникаций в сфере дополнительного образования. Автор уделяет внимание феномену «педагогическое общение» как важнейшему компоненту профессионально-педагогической деятельности и описывает особенности установления и развития контактов между педагогом и учащимися в музыкально-образовательном процессе. Педагогическое общение рассматривается в статье как сложная система, включающая коммуникативную, интерактивную и перцептивную составляющие. Автор убежден, что многогранность и разнообразие педагогического общения обусловлены содержанием деятельности педагога-музыканта, предопределяющей границы и способы общения, задающей его направленность, характер и виды, определяющей требования к общению и его функции. Выбор той или иной формы общения педагога с детьми определяется профессиональной мотивацией, особенностями личности педагога-музыканта, состоянием его эмоциональной сферы, творческой индивидуальностью, спецификой ситуации взаимодействия с обучающимися в музыкально-образовательной среде. Благодаря полноценному педагогическому общению создается благоприятный психологический климат на занятиях, происходит оптимизация музыкального развития личности учащихся.В данной статье предпринимается попытка определить на практике проблемы общения педагогов-музыкантов с учащимися в процессе инструментальной подготовки. Автор использует в качестве метода исследования анкетирование преподавателей музыкальных школ. Результаты исследования свидетельствуют о понимании педагогами сущности и значимости оптимального педагогического общения в образовательном процессе. Однако, наряду с положительными тенденциями у них имеются проблемы общения с юными музыкантами в процессе исполнительской подготовки. Автор анализирует некоторые из них, предлагает варианты решения, а также описывает творческие формы коллективной работы с учениками инструментального класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PEDAGOGICAL COMMUNICATIONIN MUSIC AND EXECUTIVE PREPARATION OF STUDENTS

The content of the article is devoted to the problem of communications in the field of further education. The author pays attention to the phenomenon of “pedagogical communication” as the most important component of professional pedagogical activity and describes the features of establishing and developing contacts between the teacher and students in the musical educational process. Pedagogical communication is considered in the article as a complex system that includes communicative, interactive and perceptual components. The author is convinced that the versatility and diversity of pedagogical communication is determined by the content of the activity of the teacher-musician, which determines the boundaries and methods of communication, defines its orientation, nature and types, defines the communication requirements and its functions. The choice of one form or another of a teacher’s communication with children is determined by professional motivation, personality characteristics of the teacher-musician, the state of his emotional sphere, creative personality, and the specifics of the situation of interaction with students in the musical and educational environment. Thanks to full-fledged pedagogical communication, a favorable psychological climate is created in the classroom, and the musical development of the personality of students is optimized. This article attempts to identify in practice the problems of communication between musician teachers and students in the process of instrumental training. The author uses questionnaires from teachers of music schools as a research method. The results of the study indicate that teachers understand the essence and significance of optimal pedagogical communication in the educational process. However, along with positive trends, they have problems communicating with young musicians in the process of performing training. The author analyzes some of them, suggests solutions, and also describes creative forms of collective work with students of the instrumental class.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №2, Том 8 / 2020, No 2, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-2-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/67PSMN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Москвина И.В. Особенности педагогического общения в музыкально-исполнительской подготовке учащихся // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/67PSMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Moskvina I.V. (2020). Peculiarities of pedagogical communication in music and executive preparation of students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/67PSMN220.pdf (in Russian)

Особенности педагогического общения в музыкально-исполнительской подготовке учащихся

УДК 159.9 ГРНТИ 15.41.39

Москвина Инна Викторовна

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Шадринск, Россия

Доцент кафедры «Дошкольного и социального образования»

Кандидат педагогических наук E-mail: moskvin-family@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=740650

Особенности педагогического общения в музыкально-исполнительской подготовке учащихся

Аннотация. Содержание статьи посвящено проблеме коммуникаций в сфере дополнительного образования. Автор уделяет внимание феномену «педагогическое общение» как важнейшему компоненту профессионально-педагогической деятельности и описывает особенности установления и развития контактов между педагогом и учащимися в музыкально-образовательном процессе. Педагогическое общение рассматривается в статье как сложная система, включающая коммуникативную, интерактивную и перцептивную составляющие. Автор убежден, что многогранность и разнообразие педагогического общения обусловлены содержанием деятельности педагога-музыканта, предопределяющей границы и способы общения, задающей его направленность, характер и виды, определяющей требования к общению и его функции. Выбор той или иной формы общения педагога с детьми определяется профессиональной мотивацией, особенностями личности педагога-музыканта, состоянием его эмоциональной сферы, творческой индивидуальностью, спецификой ситуации взаимодействия с обучающимися в музыкально-образовательной среде. Благодаря полноценному педагогическому общению создается благоприятный психологический климат на занятиях, происходит оптимизация музыкального развития личности учащихся.

В данной статье предпринимается попытка определить на практике проблемы общения педагогов-музыкантов с учащимися в процессе инструментальной подготовки. Автор использует в качестве метода исследования анкетирование преподавателей музыкальных школ. Результаты исследования свидетельствуют о понимании педагогами сущности и значимости оптимального педагогического общения в образовательном процессе. Однако, наряду с положительными тенденциями у них имеются проблемы общения с юными музыкантами в процессе исполнительской подготовки. Автор анализирует некоторые из них, предлагает варианты решения, а также описывает творческие формы коллективной работы с учениками инструментального класса.

Ключевые слова: педагогическое общение; музыкальное образование; исполнительская подготовка; педагог; ученик; проблемы общения; приемы и формы работы

Введение

Для современного общества характерна тенденция гуманизации образования. Этот процесс связан с установлением субъектно-субъектных отношений в обучении, когда ученик рассматривается не как объект педагогического воздействия, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями. Особую роль в этом занимают вопросы общения педагога и учащегося, что актуально для общего и дополнительного образования.

Научные подходы

Понятие «педагогическое общение» трактуется как профессиональное общение преподавателя с учениками в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе [1, с. 97]. В широком смысле, как указывает Е.Н. Землянская, педагогическое общение выходит за пределы контакта «учитель-ученик» и предполагает взаимодействие педагога с различными субъектами педагогического процесса [2, с. 118]. Данный вид общения представляет собой сложную систему установления и развития контактов в образовательной среде с целью решения различных педагогических задач и выполнения ряда функций: коммуникативной (передача и распространение информации), интерактивной (обмен знаниями и практическим опытом) и перцептивной (установление взаимопонимания и взаимодоверия).

В области музыкальной психологии и музыкально-педагогической деятельности феномен педагогического общения всегда представлял интерес для научных исследований. Его изучением занимались: Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, А.Н. Сохор, Г.М. Цыпин и др. Важность решения коммуникативных проблем в деятельности педагогов-музыкантов с учащимися отмечена в работах Л.Г. Арчажниковой, Л.А. Баренбойма, Т.С. Кононенко, Л.Л. Надировой, Л.А. Рапацкой, М.Э. Фейгина, П.А. Хазанова и др.

В условиях музыкального образования педагогическое общение имеет свои особенности, поскольку речь идет о межличностных отношениях педагога и ученика и каждого из них - с музыкой. Оно трактуется как особая деятельность, направленная на создание между ними коммуникативных связей, отвечающих природе музыкального искусства и художественно-творческим способам общения с ним [3, с. 16]. А.В. Моздыков также отмечает, что музыкально-педагогическое общение педагога и учащегося выступает важным инструментом взаимоотношений, от направленности и характера которого зависит эффективность музыкального обучения [4].

П.А. Хазанов подчеркивает, что в сфере художественного воспитания и образования просматривается установка на продуктивный диалог с учащимися, на активизацию интерактивных взаимоотношений с ними, однако в области музыкальной педагогики данные тенденции до сих пор не реализуются [5, с. 1]. Как показывает практика, межличностное и межсубъектное общение педагога и учащихся в музыкально-образовательном процессе имеет множество проблемных сторон.

Предметная сфера проблемы

В отличие от школ общего образования, где у учителей нет возможности постоянно общаться с каждым учеником индивидуально, в классах музыкальной школы работа

https:// mir-nauki. com

проводится на основе личных контактов в рамках индивидуальных занятий, поэтому вопросы педагогического общения и взаимодействия исключительно важны. Только оптимально налаженные межличностные отношения позволят обеспечить продуктивность музыкально-образовательной деятельности.

Для осуществления различных форм исполнительской подготовки по разбору, исполнению репертуарных и читаемых с листа произведений учащемуся необходимо тесное общение с наставником в эмоциональной творческой атмосфере. В данной коммуникации преподавателю нужны профессиональная грамотность, педагогический такт и интуиция, которые позволят учесть интересы и настроение ребенка, помогут создать на уроках комфортные условия для решения образовательных задач. Благодаря профессиональным умениям и практическому опыту, педагог должен увлечь ученика музыкой и музыкально-исполнительской деятельностью. По мнению Б.С. Рачиной, заинтересованный педагог вдохновляется сам и заражает подобным настроением ученика [6].

Музыкальные занятия - процесс созидательный, поэтому всё, чему необходимо научить ребенка на уроке, педагогу следует не диктовать, а совместно с ним открывать в активной творческой работе. Умело используя данную установку, можно самые простые задания сделать для ученика увлекательными, а самые сложные - легко выполнимыми.

Если учащийся по каким-либо причинам не справляется с трудностями в процессе игры на инструменте, никогда не следует говорить об отсутствии у него музыкальности, упрекать его в том, что он бесталанный или недостаточно старательный. Обвинить ребенка всегда проще, нежели создать почву для плодотворной работы и предвосхитить ситуацию успеха.

Также недопустимо общаться с учеником в духе строгого подчинения, когда педагог единолично определяет деятельность обучающегося, пресекает любую инициативу, выбирает музыкальные произведения без учета его пожеланий и строго предписывает, как именно эти произведения интерпретировать. При таком авторитарном подходе наставника основным состоянием учащегося будут скованность и страх, боязнь сделать то, что преподавателю не понравится, и в этом случае невозможно будет заинтересовать ребенка музыкальной деятельностью, вызвать в нем творческие проявления в исполнительстве. Поэтому важно, чтобы каждая задача в процессе обучения игре на инструменте была поставлена конкретно и ясно, а речь педагога была при этом логичной, убедительной и доброжелательной. Все это определяет настрой учащегося на дальнейшую продуктивную работу и не позволяет ему замкнуться в себе наедине с трудностями. Эффективное педагогическое общение, по мнению К. Роджерса, выполняет психотерапевтическую функцию, благодаря которой учитель помогает ученику раскрыть себя и обнаружить в себе позитивные качества [7]. Методических приемов множество, благодаря которым решаются различные технические задачи и исполнительские трудности, и чем опытнее педагог, тем больше эффективных способов их коррекции он способен найти, мудро и терпеливо направить сознание ученика на достижение поставленной цели.

Ребенок должен всегда чувствовать, что преподаватель серьезно воспринимает его высказывания и рассуждения, разговаривает с ним на равных. Тогда маленький музыкант будет испытывать уважение к своему наставнику, у него появится чувство ответственности и желание оправдать веру в собственные возможности. Именно так создается благодатная почва для воспитания любви и интереса к музыке, к сложному, но увлекательному процессу игры на музыкальном инструменте. Найти правильный подход к юному музыканту, создать атмосферу открытости и уважения - это гарантия положительного результата занятий. Как отметил А.С. Белкин, «...переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить ритм и стиль его деятельности, взаимоотношения с окружающими.» [8, с. 30].

Методы

Эмпирический материал данной статьи содержит результаты анкетирования с целью выявления особенностей общения педагогов с учащимися в системе дополнительного образования. В анкетировании приняли участие 25 преподавателей музыкальных школ из разных регионов России (Курганской, Челябинской, Свердловской областей, Ханты-Мансийского автономного округа и др.). В анкету были включены вопросы открытого характера. Ответы на них респонденты формулировали самостоятельно. Результаты анкетирования были подвергнуты качественному и количественному анализу. Анкета включала следующие вопросы:

1. Что Вы понимаете под педагогическим общением?

2. Перечислите известные Вам методы педагогического общения.

3. Назовите известные Вам стили педагогического общения.

4. Укажите особенности речи педагога-музыканта.

5. Используются ли Вами невербальные средства общения в музыкально-образовательном процессе? Какие?

6. Что такое имидж педагога-музыканта?

7. Перечислите профессионально значимые качества личности педагога-музыканта.

8. Случаются ли Вашей музыкально-педагогической практике проблемы общения с учениками? Легко ли Вы их решаете?

Результаты

Анализ результатов анкетирования показал, что понятие «педагогическое общение» все респонденты (100 %) трактовали как контакт педагога и учащегося на занятиях. На вопрос о методах педагогического общения три педагога (12 %) не смогли ответить, остальные двадцать два педагога (88 %) перечислили в качестве методов беседу, объяснение, указания. По вопросу о стилях педагогического общения также три педагога (12 %) не дали ответ, семь (28 %) к стилям общения отнесли строгость, принципиальность, требовательность; пятнадцать педагогов (60 %) указали либеральный, авторитарный и демократический стиль общения. На вопрос об особенностях речи педагога 100 % участников анкетирования ответили, что педагог должен общаться с учениками доброжелательно и эмоционально. Вопрос об использовании невербальных средств общения вызвал у некоторых педагогов (16 %) недоумение. Из них три человека (12 %) озадачились тем, что относится к невербальным средствам общения и один педагог (4 %) ответил, что невербальное общение не допустимо в работе с учащимися, остальные 84 % респондентов отметили, что используют в работе жесты, улыбку, мимику, тактильные воздействия, голосовые интонации. По вопросу об имидже педагога-музыканта все участники анкетирования (100 %) обратили внимание на визуальный образ педагога, его внешний вид, а также отметили психологические характеристики, связанные с темпераментом. При перечислении профессионально значимых качеств личности педагога практически все респонденты (100 %) указали чуткость и доброжелательность по отношению к детям, профессионализм и наличие высокого интеллекта, способность понимать интересы учеников и готовность к их музыкально-творческому развитию. На вопрос о возможных проблемах общения с учениками лишь шесть педагогов (24 %) ответили, что проблем не бывает, семнадцать педагогов (68 %) указали на то, что проблемы общения возникают и решение их не всегда бывает простым, и двое (8 %) отметили, что часто сталкиваются с проблемами различного плана в общении с учениками и не всегда уверены в правильности своих действий по их решению.

Обсуждение и рекомендации

Обобщая результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что основная часть преподавателей музыкальных школ понимает значимость полноценного педагогического общения с учащимися в условиях образовательного процесса, имеет достаточное представление об его особенностях, методах, стилях и средствах. При этом, педагоги на занятиях по музыкально-исполнительской подготовке периодически испытывают трудности общения с учащимися и заинтересованы в методической помощи по их устранению.

По окончании анкетирования в целях восполнения имеющихся дефицитов нами были организованы консультации для педагогов-музыкантов, где проводился анализ проблемных ситуаций педагогического общения с учениками инструментального класса и обсуждение возможных вариантов выхода из них. Приведем некоторые примеры рассмотренных коммуникативных проблем:

• Ребенок мышечно зажат и внутренне стеснен в процессе игры на инструменте. Для преодоления страха ученика, педагогу необходимо проявлять доброжелательность и поощрять его при каждой маленькой удаче, вызывая интерес к процессу музыкальной работы; предложить ребенку самостоятельно выбрать для первоначального исполнения из его репертуара то произведение, что ему больше нравится; обсудить с ребенком выбор способов работы над техническими трудностями в исполняемом произведении. Данные способы психологического воздействия отвлекут от страха и перестроят внимание учащегося на кропотливую работу.

• Ученик излишне суетлив, не может сконцентрироваться на задаче, исполняет произведение небрежно, не прислушивается к пожеланиям педагога. В данном случает преподавателю следует использовать наглядный показ, демонстрируя для сравнения правильный и неправильный способ игры; разбить основные исполнительские задачи на подзадачи, сосредоточиться на отработке отдельных сложно доступных эпизодов и приемов игры, стараясь, при этом, сохранить интерес ребенка к процессу музыкальной работы; некоторое время заниматься исключительно в рамках урока, исключая домашние задания; в отдельном случае следует удалить из репертуара сложное для понимания ученика произведение, заменив его наиболее полюбившимся.

• Ученик перешёл в класс педагога-инструменталиста от другого преподавателя или из другого учреждения. Много времени уходит на то, чтобы освоиться в новом классе, привыкнуть к новым требованиям. У ребенка пропадает мотивация, начинается дезорганизованность. Педагогу необходимо ближе познакомиться с новым учеником, узнать его личностные качества, музыкальные и исполнительские способности; выразить заинтересованность успехами, достижениями и неудачами данного учащегося у прежнего педагога, постараться приобщить к интересам нового инструментального класса. Как отмечает Д.К. Кирнарская, при наличии открытой и позитивной коммуникации педагог обязательно заслужит авторитет [9, с. 75-78].

• Учащийся достаточно музыкален, но не внимателен на уроке, не сосредоточен на выполнении исполнительских задач. Педагогу стоит на момент отключиться от занятия, проявить интерес к отвлекающим ребенка раздражителям и затем тактично переключить его внимание на выполнение учебного задания.

• Ученик подросткового возраста симулирует выполнение домашних заданий, не желая разучивать выбранный педагогом репертуар классической музыки. Преподавателю следует включать в инструментальную программу разноплановые произведения, учитывая интересы учащегося-старшеклассника, поскольку, не всегда целесообразный для развития музыкальный репертуар увлекает ученика и становится для него любимым. Педагог должен

https:// mir-nauki. com

ориентироваться в современных течениях в искусстве, обладать эрудицией и широким музыкальным кругозором, вести ученика за собой и быть для него авторитетом. Удачно подобранный материал поможет привлечь подростка к музицированию и обсуждению с педагогом той музыки, которая ему близка. На современных композициях можно оттачивать различные технические приемы и проецировать их на исполнение сложной музыкальной классики в процессе освоения произведений образовательной программы.

Класс педагога-инструменталиста состоит из ребят разного возраста, все они являются членами одного творческого коллектива. Суметь объединить их в единый исполнительский организм - важнейшая задача педагога [6, с. 53]. Слушая друг друга на уроках, готовясь к совместным концертным выступлениям, знакомясь с репертуаром своих одноклассников, ребята пересекаются в общих интересах. Музыкальные вечера, проводимые педагогом в инструментальном классе («Музыкальная гостиная», «Музыкальный салон», «Музыкальная галерея», «Два рояля» и др.) являются эффективной формой воспитания юных музыкантов, где каждый может раскрыть свои творческие и исполнительские возможности. Характер и содержание этих вечеров зависит от интересов самого преподавателя, от индивидуальных особенностей и возраста детей в классе, от направленности общешкольных мероприятий и музыкальных событий года. И, конечно, каждая встреча должна организовываться при совместном активном участии учеников и их родителей. Такие вечера досуга в инструментальном классе носят познавательный и одновременно развлекательный характер. К примеру, вечер, посвященный отечественному композитору, написавшему музыку для начинающих пианистов (С. Майкапару, А. Гречанинову, П. Чайковскому и другим). Старшие учащиеся выучивают по два-три произведения данного композитора, готовят рассказ о его жизни и творчестве. Дети младших классов внимательно слушают музыкальные пьесы и запоминают их, а после устраивается викторина по произведениям, которые только что прозвучали. В результате учащиеся, отгадавшие большее количество пьес, удостаиваются награды. В последствии они смогут сами разобрать и выучить эти произведения в качестве музыкального репертуара. Данные формы работы помогут каждому из учеников сформировать собственный музыкальный тезаурус.

На следующем музыкальном вечере можно повторно включить в программу концерта эти пьесы для исполнения другим составом детей - учащимися струнного или духового отделений - и здесь же познакомить юных музыкантов с инструментами симфонического или народного оркестра, рассказать историю их возникновения и эволюции, объяснить устройство. Стоит приглашать на такие мероприятия юных художников и танцоров, детей, увлекающихся поэзией и театром.

Уместно использование творческих форм работы на уроках с учащимися инструментального класса, когда они могут пластически интонировать интонации музыкальных произведений во время их звучания. Возможно в домашней работе задать рисование иллюстраций на музыкальные темы и образы, написать сочинение о произведении из собственного репертуара, а также составить мини-проект музыкальной тематики. Педагог должен помочь каждому ученику довести творческое дело до конца и продемонстрировать полученный результат остальным детям своего класса на одном из музыкальных вечеров.

Немаловажная форма работы - совместное посещение с учащимися концертных мероприятий, организованных в рамках музыкальной школы или в других очагах культуры. После просмотра обязательно проводится обсуждение программы концерта, понравившихся произведений и качество исполнения музыки. При этом педагог должен внимательно относиться к суждениям и впечатлениям детей, поскольку учащиеся не всегда адекватно реагируют на содержание прослушанного произведения, поэтому их воображение при восприятии музыки должно опираться на пояснение педагога, ведь это лучший методический

прием музыкальной педагогики и, по словам А.Г. Рубинштейна, главное средство воздействия на учащегося с целью глубокого и всестороннего постижения музыки [10, с. 29].

Выводы

Таким образом, проблема музыкально-педагогического общения является, несомненно, актуальной. Педагог несет огромную ответственность не только за конечный результат обучения, но и за воспитание, моральное благополучие, комфортное пребывание учеников на занятиях. Для этого важны правильный стиль и методы музыкально-педагогического общения с учащимся, способствующие лучшему усвоению материала, созданию благоприятного психологического климата, установлению доверительных отношений в процессе музыкально-образовательной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст]: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: И.; М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

2. Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Н. Землянская. - М.: Юрайт, 2015. - 507 с.

3. Кирнарская, Д.К., Тарасова, К.В., Киященко, Н.И., Цыпина, Г.М. [Текст]: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. / Д.К. Кирнарская, К.В. Тарасова, Н.И. Киященко, Г.М. Цыпина // Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. - М.: Академия, 2003. - 368 с.

4. Моздыков, А.В. Общение как инструмент взаимодействия педагога и учащегося в музыкально-педагогическом колледже [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Моздыков Александр Викторович. - Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. - М., 2001. - 24 с.

5. Хазанов, П.А. Оптимизация межличностных отношений и взаимодействий в системе «учитель-ученик»: на материале индивидуальных занятий художественно-творческой деятельностью [Текст]: автореф. дис. ... доктора пед. наук: 13.00.02 / Хазанов Павел Абрамович. - Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2006. -51 с.

6. Рачина, Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе [Текст, нот., ил.]: Учебное пособие / Б.С. Рачина. - СПб.: Композитор* Санкт-Петербург, 2007. - 544 с.

7. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с.

8. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] / А.С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991. - 169 с.

9. Кирнарская, Д.К. Десять причин отдать ребенка в музыкальную школу [Текст] / Д.К. Кирнарская // Музыкальная психология и психотерапия. - 2009. - №6. - С. 75-78.

10. Байбикова, Г.В. Основы музыкально-педагогического общения [Текст] / Г.В. Байбикова. - М.: Планета музыки, 2018. - 132 с.

Moskvina Inna Viktorovna

Shadrinsk state pedagogical university, Shadrinsk, Russia E-mail: moskvin-family@yandex.ru

Peculiarities of pedagogical communication in music and executive preparation of students

Abstract. The content of the article is devoted to the problem of communications in the field of further education. The author pays attention to the phenomenon of "pedagogical communication" as the most important component of professional pedagogical activity and describes the features of establishing and developing contacts between the teacher and students in the musical educational process. Pedagogical communication is considered in the article as a complex system that includes communicative, interactive and perceptual components. The author is convinced that the versatility and diversity of pedagogical communication is determined by the content of the activity of the teacher-musician, which determines the boundaries and methods of communication, defines its orientation, nature and types, defines the communication requirements and its functions. The choice of one form or another of a teacher's communication with children is determined by professional motivation, personality characteristics of the teacher-musician, the state of his emotional sphere, creative personality, and the specifics of the situation of interaction with students in the musical and educational environment. Thanks to full-fledged pedagogical communication, a favorable psychological climate is created in the classroom, and the musical development of the personality of students is optimized. This article attempts to identify in practice the problems of communication between musician teachers and students in the process of instrumental training. The author uses questionnaires from teachers of music schools as a research method. The results of the study indicate that teachers understand the essence and significance of optimal pedagogical communication in the educational process. However, along with positive trends, they have problems communicating with young musicians in the process of performing training. The author analyzes some of them, suggests solutions, and also describes creative forms of collective work with students of the instrumental class.

Keywords: pedagogical communication; music education; performing training; teacher; student; communication problems; methods and forms of work

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.