СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М. П. Миронова,
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
Аннотация. Автор обращается к важной для музыкально-педагогического образования проблеме коммуникации как необходимого компонента профессиональной деятельности будущего учителя-музыканта. Основания для такого заключения, по мнению автора, дают содержательные характеристики коммуникации как фундаментальной основы художественно-творческой и музыкально-педагогической деятельности: интерактивность, диалогичность, ценностно-смысловая и социокультурная обусловленность, информативность. Выявление особенностей осуществления коммуникации в музыкально-педагогической деятельности делает необходимым теоретическое осмысление и обоснование такого феномена, как музыкально-педагогическая коммуникация. С этой целью в статье на основе анализа научно-исследовательской литературы раскрывается содержание понятий «музыкальная коммуникация», «музыкально-коммуникативное взаимодействие», «музыкально-педагогическое общенге». Автор подчёркивает значимость собственно музыкальной коммуникации (область взаимодействия с музыкальным произведением как информационно-знаковым семиотическим объектом), которая реализуется в сфере музыкально-педагогических отношений и предполагает соответствующий уровень развития коммуникативных качеств личности будущего учителя-музыканта. Основой музыкально-коммуникативного взаимодействия и музыкально-педагогического общения становится интерсубъективное взаимодействие, направленное на установление контактов с целью продвижения и присвоения художественной (музыкальной) информации. Содержанием этого взаимодействие являются обмен информацией, оптимизация процессов обучения и воспитание, организация совместной работы учащихся и учителя, создание условий для саморазвитие личности. Категориальный анализ приводит автора к заключению, позволяющему рассматривать музыкально-педагогическую коммуникацию как качественную характеристику профессиональной деятельности учителя-музыканта, интегрирующую в своём предметном содержании музыкально-педагогическое общение, музыкально-коммуникативное взаимодействие и музыкально-информационный обмен. Для её осуществление нужна особого рода подготовленность, которую составляют специальные коммуникативные умения и навыки, входящие в структуру коммуникативной культуры учителя-музыканта.
Ключевые слова: коммуникация, музыкально-педагогическое образование, коммуникативная подготовка, музыкально-коммуникативное взаимодействие, музыкально-педагогическая коммуникация.
27
28
Abstract. The author addresses to the communication problem, important for musical and pedagogical education as an essential component of the professional activity of the future teacher-musician. The bases for such conclusion, according to the author, provide substantial characteristics of communication as fundamental basis of art and creative and musical-pedagogical activity: interactivity, dialogue, valuable and semantic and socio-cultural conditionality, informational content. Identifying features of the communication in the musical and educational activities makes it necessary theoretical understanding and justification of such phenomenon as a musical and pedagogical communication. For this purpose in article on the basis of the analysis of research literature the content of the concepts "musical communication", "musical and communicative interaction", "musical and pedagogical communication" reveals. The author emphasizes the importance of proper musical communication (area of interaction with the piece of music as information and symbolic semiotic object), which is realized in the sphere of musical and pedagogical relations and suggests the appropriate level of development of communicative qualities of the person of the future teacher-musician. The intersubjective interaction directed to establishment of contacts with the purpose of advance and assignment of art (musical) information becomes a basis of musical and communicative interaction and musical and pedagogical communication. The content of this interaction is exchange of information, optimization of processes of training and education, the organization of collaboration of students and lecturers, creation of conditions for self-development of the personality. The categorial analysis leads the author to the conclusion allowing to consider musical and pedagogical communication as the qualitative characteristic of professional activity of the teacher-musician integrating musical and pedagogical communication, musical and communicative interaction and musical and information exchange in the subject contents. For its implementation special type of readiness which is made by the special communicative skills entering into structure of communicative culture of the teacher-musician is necessary.
Keywords: communication, music teacher training, communication training, musical and communicative interaction, musical and pedagogical communication.
В условиях коммуникативной образовательной парадигмы [1; 2] чрезвычайно важным для музыкально-педагогического образования становится изучение вопросов, связанных с коммуникацией как фундаментальной основой профессиональной деятельности будущего учителя-музыканта.
Коммуникация обеспечивает трансляцию художественной (музыкальной) информации и заключённых в ней ценностей в охватываемом музыкальной культурой обществе. Подготовка учителя-музыканта в высшей школе призвана
заложить основы культурной коммуникации, выступающей средством интеграции ценностей мирового музыкально-культурного пространства. Таким образом, если рассматривать коммуникацию как качественную характеристику деятельности учителя-музыканта, то совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки в современном педвузе заключается в осуществлении коммуникативной подготовки.
Коммуникативная подготовка учителя-музыканта - это процесс формирова-
ния коммуникативных знании и умении в ходе освоения культурных ценностей, представленных в музыкально-художественной форме, с целью развития коммуникативной культуры личности. Она актуализирует профессионально ориентированные практические формы музыкальной коммуникации, такие как восприятие, понимание и вербализацию содержательной музыкальной речи. В данном случае мы трактуем понятие «подготовка» как специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия субъектов обучения, направленный на усвоение системы знаний и формирование умений и навыков, приводящий к объективному процессу количественного и качественного изменения совокупности свойств личности [3].
Необходимость осуществления коммуникативной подготовки учителя-музыканта ориентирует на теоретическое осмысление такого феномена, как музыкально-педагогическая коммуникация.
Область теоретических и прикладных исследований коммуникативного аспекта педагогической деятельности достаточно глубоко разработана. В работах, посвящённых проблемам психологии труда учителя (И. А. Зимняя, А. В. Петровский, А. В. Реан, А. И. Щербаков), раскрывается диалектическое единство личностных качеств учителя, педагогической деятельности и педагогической коммуникации. Структуру и содержание подготовки к педагогическому общению, развитие коммуникативных умений учителя разрабатывали З. И. Васильева, В. А. Кан-Калик, Г. А. Ковалёв, Н. В. Кузьмина, Н. В. Седова. Авторы исследований по педагогическому общению рассматривают
его как коммуникативный процесс, в который включены учитель и учащиеся.
Несмотря на то что специфика музыкально-педагогической деятельности и общения рассматривается в работах Э. Б. Абдуллина, Л. Г Арчажниковой, Л. А. Баренбойма, А. Н. Малюкова, Г. М. Цыпина, а осмысление музыкально-педагогического общения с позиций педагогики сотрудничества осуществляется В. И. Петрушиным, В. Г. Ражнико-вым, современная музыкально-педагогическая наука не раскрывает сущности и содержания музыкально-педагогической коммуникации.
В ряде диссертаций разрабатываются проблемы становления педагогического артистизма (И. В. Адоевце-ва, Л. С. Майковская), формирования музыкально-педагогической культуры (Т. В. Абрамова, Л. И. Глазунова, Н. Б. Букаева), профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки (С. В. Шишкина); в контексте музыкально-исполнительской педагогики поднимаются вопросы педагогического общения межличностной направленности (А. В. Моздыков). В научной литературе вопросы специфических музыкальных средств коммуникативной культуры и проблемы её развития в процессе подготовки учителя музыки нашли отражение в разработках Я. Т. Жаку-повой, Л. Г. Лезиной, О. Г. Сафроно-вой, в диссертационном исследовании Л. С. Майковской и др. Эти исследования представляют несомненную ценность, однако в них недостаточно полно решаются задачи изучения музыкальной коммуникации как педагогического феномена, формирования соответствующих компетенций, отвечающих современному диапазону тре-
29
30
бований к музыкальному образованию. Таким образом, специфика коммуникативного взаимодействия в деятельности учителя музыки остаётся не до конца исследованной.
Отметим, что коммуникация в искусстве есть многоканальное вневременное взаимодействие искусства и общества. Она «включает в себя взаимную связь не только непосредственно существующих поколений, но и всех когда-либо живших на земле» [4, с. 29-30]. В более узком значении коммуникация проявляется как взаимодействие художника и воспринимающей личности через опосредствующее звено - художественное произведение, которое, в свою очередь, несёт в себе ценности культуры, жизненный и художественный опыт автора, информацию о его художественной концепции мира.
Если рассматривать коммуникацию как музыкальный феномен, то необходимо сделать ряд уточнений. На информационном уровне музыкальная коммуникация включает два разнонаправленных процесса: процесс передачи художественной информации по линии «автор - художественный образ - реципиент» и процесс обмена информацией по поводу художественного произведения по линии «реципиент - реципиент - автор» в виде идей, представлений или эмоционального отклика. Основная цель такого информационного обмена - выработка общего смысла, установление духовных связей, необходимых для общения и обогащающихся в процессе общения. Таким образом, коммуникация в музыке представляет собой не механическое перемещение информации, а встречные взаимоактуализации смыслов, или, говоря другими словами, основа-
на на механизме встречного диалогического взаимодействия.
Приоритетность диалогической природы коммуникации в искусстве подкрепляется выводом философа и культуролога В. С. Библера о том, что «в конце ХХ века на первый план выходят такие формы понимания мира и людей, которые аналогичны формам художественного освоения бытия» [5, с. 271]. Это означает, что, вступая в те или иные формы художественного взаимодействия, реципиент оказывается в позиции, отличной от позиции наблюдателя, а именно в позиции «вне-находимости» (термин М. М. Бахтина), которая позволяет воспринимающему не только охватывать диалогическую партитуру произведения искусства, но и принимать на себя роль любого из участников этого диалога.
В этом отношении именно произведение музыкального искусства, никогда не завершённое, а, напротив, всё более обогащающееся в смысловом плане в процессе своего временного развития и существования, обладает необходимыми и достаточными для этого условиями. Диалог с музыкой имеет различные векторы направленности и систему координат. Это диалог: с образом или героем музыкального произведения, с автором музыки; с духовным миром собеседника; с представителями другого народа, обладающего иным менталитетом; с разными поколениями человечества; с музыкальной культурой другой страны; наконец, внутренний и непрекращающийся диалог с самим собой.
Понятие «музыкально-педагогическая коммуникация» тесно связано с общенаучными и междисциплинарными понятиями «общение», «коммуникация», «взаимодействие». Так,
с точки зрения И. А. Зимней, педагогическое общение есть «форма учебного взаимодействия, личностно и социально ориентированное взаимодействие», одновременно оно реализует «коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных символических и кинестетических средств» [6, с. 232]. Исследователь Л. Ф. Алим-ская определяет музыкально-педагогическое общение как «целенаправленное взаимодействие педагога и учащихся через музыку и с музыкой» [7, с. 17]. Таким образом, музыкально-педагогическое общение трактуется как взаимодействие субъектов, каковыми являются педагог, ученик и музыка.
Вместе с тем при утверждении учёными общих оснований в содержании общения и коммуникации они усматривают и существенные различия в данных явлениях (М. С. Каган, И. А. Колесникова).
По мнению философа и искусствоведа М. С. Кагана, коммуникация имеет место тогда, когда происходит воздействие субъекта на другого человека как на объект его активности. Общение как межсубъектное взаимодействие есть «такая деятельность субъекта, которая устремлена к другому как активному, сознательному, свободно целеполагающему и свободно избирающему способы своих действий уникальному существу, короче говоря - как к равному себе существу, как партнёру, а не пассивному объекту твоей активности» [8, с. 17]. Таким образом, по мнению М. С. Кагана, коммуникация является процессом однонаправленным: информация передаётся только в одну сторону. В общении информация циркулирует между
партнёрами, поскольку они равно активны, следовательно, процесс общения, в отличие от коммуникации, носит двунаправленный характер [9, с. 143-146].
И. А. Колесникова подчёркивает, что отличие общения от коммуникации кроется в разнице соотношения содержательно-информационного (то есть предметного содержания) и ценностного приоритетов [10, с. 28]. Сущность педагогической коммуникации автор связывает с взаимодействием (движение информации в реализации целей и задач педагогического процесса, передача моделей поведения, формирование опыта совместной деятельности, позиционно-ролевое определение участников образовательного процесса, корректировка мотивов и установок их деятельности), с отношением (субъект-субъектные, субъект-объектные, субъект-объект-субъектные коммуникативные отношения, определяющие тип педагогических отношений -авторитарный, демократичный, гуманитарный и т. д.), и с коммуникацией (передача педагогически целесообразного содержания и смыслов различными знаковыми системами в процессе педагогического взаимодействия).
Как было отмечено выше, понятие «взаимодействие» отражает взаимообусловленные процессы воздействия различных объектов друг на друга на основе непосредственных или опосредованных, внешних или внутренних отношений связей. Принимая во внимание данную точку зрения, мы трактуем музыкально-коммуникативное взаимодействие как интерактивную сторону художественного общения, детерминированного соответствующими специфике предмета искусства субъект-субъектными коммуникативными связями между всеми его
31
32
«участниками», одним из которых является сама музыка, выступающая в роли квазисубъекта.
В зависимости от степени включённости участников в ситуацию музыкально-коммуникативного взаимодействия оно происходит на разных по глубине уровнях: коммуникации (целенаправленный обмен сведениями), общения (диалог на межличностном уровне), события (духовное единение).
Педагогическая деятельность учителя-музыканта позволяет вести речь об особом виде педагогической коммуникации - музыкально-педагогическом общении (Л. Ф. Алимская, Г В. Байби-кова, Л. С. Майковская, А. В. Мозды-ков, С. В. Шишкина, В. Ф. Шукайло). Проанализировав работы, так или иначе освещающие проблемы художественного (музыкального) общения, мы пришли к заключению, что музыкально-педагогическое общение/взаимодействие - это интерсубъективное взаимодействие в рамках музыкально-образовательного процесса, предполагающее установление контактов различных уровней (личностных, межличностных, групповых и др.) с целью продвижения и присвоения художественной (музыкальной) информации, имеющей педагогическое содержание и педагогический смыл.
Говоря о музыкально-педагогической коммуникации, нельзя не отметить многообразие её функций, всю совокупность которых можно обозначить педагогической функцией. Применительно к музыкально-педагогическому образованию автором настоящей статьи рассмотрена совокупность функций музыкальной коммуникации, выделенной в системе социальных наук и реализуемой в педагогической деятельности. Это познавательно-оценочная, личностно ориентированная,
интерактивная функции. При этом обозначенные функции являются интегрирующими функциональные значения не одного, а нескольких аспектов коммуникации в искусстве [11].
Таким образом, само наличие педагогической функции музыкальной коммуникации позволяет говорить о важности коммуникативной подготовки учителя-музыканта в целом, а также характеризовать музыкальную коммуникацию как специфическую область педагогической коммуникации, предполагающую соответствующий уровень развития коммуникативных качеств личности, реализуемых в сфере музыкально-педагогических отношений.
Подчеркнём, что коммуникация в музыкально-педагогическом образовании обеспечивает информативность как характеристику музыкально-коммуникативного взаимодействия, а музыкально-педагогическое общение дополняет обмен информацией человеческими смыслами и ценностями. Таким образом, цель музыкально-педагогической коммуникации заключается не столько в трансляции информации, сколько в получении внутреннего отклика у адресата, не в воздействии, а во взаимодействии. Содержанием этого взаимодействия является обмен информацией, оптимизация процессов обучения и воспитания, организация совместной работы учащихся и учителя, оказание воспитательного влияния, создание условий для саморазвития личности.
Ведущим компонентом музыкально-педагогической коммуникации выступает собственно музыкальная коммуникация - взаимодействие с музыкальным произведением, которое выступает информационно-знаковым семиотическим объектом, носителем специфической ценностно-смысловой
музыкальной информации. Главное в музыкальной коммуникации - это способность ориентироваться в музыкально-культурном пространстве, быть субъектом коммуникативных взаимодействий. Реализация личностью своей субъективности в музыкальной коммуникации связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной подготовки, которая проявляется:
• в практическом владении индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуализации функций музыкальной коммуникации;
• в умении распознавать коммуникативные средства музыки в связи с изменением ситуативных условий художественного общения;
• в способности осознанно и эмоционально воспринимать музыкальное искусство и интерпретировать музыкальное содержание в соответствии с культурно-историческими нормами и правилами музыкального кода.
Субъекты музыкально-образовательного процесса (педагог, обучающийся) являются активными участниками музыкально-педагогической коммуникации, находятся в многомерном межличностном диалоге с создателями произведений - представителями различных культурно-исторических эпох, этносов, художественно-стилевых систем. Главная цель такого диалога - приобщение личности к миру художественных ценностей, заложенных в музыкальном произведении композитором, который в своём творении передаёт другим участникам коммуникации собственное эмоционально-ценностное отношение к явлениям окружающей жизни.
Поэтому для музыкальной коммуникации, осуществляемой в рамках образовательного процесса, главным становится
понимание смысла, закодированного в музыкальном сообщении, и истолкование звучащей музыки в соответствующем ей культурно-историческом контексте. И если сам процесс восприятия музыкальной информации протекает одинаковым образом с точки зрения психических универсальных операций, то для понимания скрытого в ней смысла нужна особого рода подготовленность, которую составляют специальные коммуникативные умения и навыки, входящие в структуру коммуникативной культуры педагога-музыканта.
Выявив сущностные черты и составляющие процесса музыкально-педагогической коммуникации и учитывая вышеизложенное, приведём авторское определение данного понятия: музыкально-педагогическая коммуникация представляет собой качественную характеристику профессиональной деятельности учителя-музыканта, интегрирующую в своём предметном содержании музыкально-педагогическое общение (различные формы диалога на межличностном уровне), музыкально-коммуникативное взаимодействие (восприятие, осмысление, интерпретацию и оценку музыкально-культурных ценностей) и музыкально-информационный обмен (движение информации в реализации целей и задач педагогического процесса).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Макаров, М. Л. Лингвистика vs/con ком-муникативистика [Текст] / М. Л. Макаров // Коммуникативные практики в современном обществе : сб. ст. / под ред. В. В. Васильковой, И. Д. Демидовой. -СПб. : Скифия принт, 2008. - С. 21-42.
2. Общество знания: от идеи к практике [Текст] // Социальные коммуникации в обществе знания / под ред. В. В. Васильковой, Л. А. Вербицкой : в 3 ч. Ч. 2. -СПб. : Скифия принт, 2009. - 216 с.
33
34
3. Павлова, Н. П. Понятие подготовки как педагогической категории в рамках понятийно-терминологического аппарата, применяемого в системе высших учебных заведений [Текст] / Н. В. Павлова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - № 8. - C. 307-312.
4. Еремеев, А. Ф. Границы искусства: социальная сущность художественного творчества [Текст] / А. Ф. Еремеев. - М. : Искусство, 1987. - 318 с.
5. Библер, В. С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век [Текст] / В. С. Би-блер. - М. : Политиздат, 1990. - 413 с.
6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2004. - 384 с.
7. Алимская, Л. Ф. Музыкальное образование младших школьников: основы музыкально-педагогического общения [Текст] : учеб.-методич. пособие / Л. Ф. Алимская. - Балашов ; Николаев, 2005. - 56 с.
8. Каган, М. С. Искусство и общение [Текст] / М. С. Каган // Искусство и общение : сб. науч. тр. - Л. : Изд-во МГИТМиК, 1984. - С. 15-28.
9. Каган, М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. - М. : Политиздат, 1988. - 319 с.
10. Колесникова, И. А. Коммуникативная деятельность педагога [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова. - М. : Академия, 2007. - 336 с.
11. Миронова, М. П. Функции музыкальной коммуникации в культурно-образовательной среде педвуза [Текст] / М. П. Миронова // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 3. - С. 17-21.
REFERENCES
1. Makarov M. L. Lingvistika vs/con kommu-nikativistika. In: Kommunikativnye praktiki v sovremennom obshchestve: sb. st. Pod red.
V. V. Vasil'kovoj, I. D. Demidovoj. St. Petersburg: Skifiya print, 2008, pp. 21-42. (in Russian)
2. Obshchestvo znaniya: ot idei k praktike. In: Social 'nye kommunikacii v obshchestve znaniya. Pod red. V. V. Vasil'kovoj, L. A. Verbickoj: v 3 ch. Ch. 2. St. Petersburg: Skifiya print, 2009. 216 p. (in Russian)
3. Pavlova N. P. Ponyatie podgotovki kak ped-agogicheskoj kategorii v ramkah ponyatijno-terminologicheskogo apparata, primenyae-mogo v sisteme vysshih uchebnyh zavedenij. In: Aktual'nye problemy gumanitarnyh i est-estvennyh nauk. 2010. No. 8, pp. 307-312. (in Russian)
4. Eremeev A. F. Granicy iskusstva: social'naya sushchnost' hudozhestvennogo tvorchestva. Moscow: Iskusstvo, 1987. 318 p.
5. Bibler V. S. Ot naukoucheniya - k logike kul'tury: dva filosofskih vvedeniya v dvadcat' pervyj vek. Moscow: Politizdat, 1990. 413 p. (in Russian)
6. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psi-hologiya. Moscow: Logos, 2004. 384 p. (in Russian)
7. Alimskaya L. F. Muzykal'noe obrazovanie mladshih shkol'nikov: osnovy muzykal'no-pedagogicheskogo obshcheniya: ucheb.-metodich. posobie. Balashov; Nikolaev, 2005. 56 p. (in Russian)
8. Kagan M. S. Iskusstvo i obshchenie. In: Iskusstvo i obshchenie: sb. nauch. tr. Leningrad: Izd-vo MGITMiK, 1984, pp. 15-28. (in Russian)
9. Kagan M. S. Mir obshcheniya: problema mezhsub ''ektnyh otnoshenij. Moscow: Politizdat, 1988. 319 p. (in Russian)
10. Kolesnikova I. A. Kommunikativnaya deyatel'nost' pedagoga: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moscow: Akademiya, 2007. 336 p. (in Russian)
11. Mironova M. P. Funkcii muzykal'noj kommunikacii v kul'turno-obrazovatel'noj srede pedvuza. In: Gumanitarnye nauki i obra-zovanie. 2011. No. 3, pp. 17-21. (in Russian)