se
УДК 372.8
В.Г. ПОЛЮШКИН, К.В. ПОЛЮШКИНА
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
Полюшкин Владимир Георгиевич, доцент Краснодарского государственного института культуры, заслуженный работник культуры Кубани (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), [email protected]
Полюшкина Катарина Владимировна, преподаватель Межотраслевого эстетического центра (Краснодар, ул. Тюляева, 33), [email protected]
Аннотация. В статье на основе анализа научно-исследовательской литературы раскрывается содержание и структура художественно-коммуникативной компетентности музыканта-педагога. Статья представляет интерес для специалистов профессионального музыкального образования. Обращается внимание на специфику музыкальной коммуникации и ее главный признак (свойство) - диалогич-ность.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, музыкальная коммуникация, художественно-коммуникативная компетентность музыканта-педагога.
UDC 372.8
V.G. POLYUSHKIN, K.V. POLYUSHKINA
CONCEPT AND STRUCTURE OF ARTISTIC-COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE TEACHER-MUSICIAN
Polyushkin Vladimir Georgievich, the associate professor of a fortepiano of faculty conservatory at the Krasnodar state institute of culture, the honored worker of culture of Kuban (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), [email protected]
Polyushkina Katharina Vladimirovna, teacher of the Intersectoral aesthetic center (Tyulyaeva str. 33), polivovl@yandex. ru
Abstract. In article on the basis of the analysis of research literature reveal the content and structure artistic-communicative competence of the musician-teacher. The article is of interest for specialists of professional musical education. Attention is drawn to the specificity of musical communication, and its main feature (property) is dialogic.
Keywords, professional competence, musical communication, artistic-communicative competence of the musician-teacher.
Происходящие изменения в системе современного профессионального образования затрагивают не только его содержание и структуру, но и задают актуальный вектор его развития, определяющий качество профессиональной подготовки специалиста, которое на сегодняшний день связывается с понятием компетентности. Профессиональная компетентность современного специалиста (в том числе педагога-музыканта) включает в себя сложное, емкое содержание, интегрирующее профессиональные, социально-педагогические, социально-психологические и другие характеристики [4, 5, 8].
Художественно-коммуникативная компетентность педагога-музыканта является важной составляющей его целостной профессиональной компетентности, которая заключает в своей основе совокупность знаний, умений и качеств его личности, необходимых для решения профессионально ориентированных коммуникативных задач на достаточно высоком, творческом уровне. По сущности данный аспект профессиональной компетентности педагога-музыканта связан с коммуникативными процессами, выражает его готовность к разграничению важнейших компонентов данного процесса - взаимоотношения и взаимодействия - и одновременно осознанному управлению каждым из них.
№ 3 (66), 2017
"Культура и образование"'
Профессионально ориентированная художественно-коммуникативная компетентность педагога-музыканта обусловливается закономерностями музыкальной коммуникации [3, с. 9]. Именно музыкальное искусство, способы общения с ним обусловливают содержание, структуру и функциональные особенности художественно-коммуникативной компетентности педагога-музыканта, составляют основу ее изучения и формирования.
Исходя из специфики музыки, все содержательные и операциональные аспекты характеризуемой компетентности педагога-музыканта обретают особую - интонационно-коммуникативную направленность, благодаря чему взаимодействие субъектов музыкально-образовательного процесса выполняет не только художественно-познавательную, но и аксиологическую функцию.
Анализ специальной литературы, связанной с осмыслением художественно-коммуникативной компетентности, в частности, особенностей художественно-исполнительского общения педагога-музыканта, показывает, что одним из специфических свойств, присущих данному феномену, выступает диалогичность [1, с. 7]. Данное свойство проявляется и реализуется в следующих вариантах интонационно-коммуникативного взаимодействия: исполнитель, слушатель - с композитором и его музыкой; исполнитель - слушатель; исполнители и слушатели - между собой; каждый отдельный исполнитель и слушатель - с самим собой во внутреннем диалоге.
На этой основе можно заключить, что именно специфическая природа музыкального искусства обусловливает «субъект-субъектное» взаимодействие между произведением, исполнителем и слушателем и является, по словам по М.М. Бахтина, диалогом сознаний [2].
Структура художественно-коммуникативной компетентности педагога-музыканта включает в себя следующие взаимосвязанные между собой компоненты - мотивационный, содержательный и операциональный, каждый из которых отличается своей функциональной направленностью.
Первый из них связан с мотивационно-потребностными установками педагога-музыканта, его чувствами, переживаниями и другими психическими состояниями и свойствами его личности, отражает его отношение к музыке и к самому процессу общения с ней. Посредством экспрессивных сторон личности педагог-музыкант реагирует на реальную художественно-коммуникативную ситуацию, управляет своим эмоционально-творческим состоянием. Данный компонент проявляется в стремлении педагога-музыканта достичь в общении с музыкой и своими воспитанниками глубоких, творческих отношений, основанных на взаимопонимании и взаимодоверии.
Входящие в состав мотивационного компонента художественно-коммуникативной компетентности педагога-музыканта эмоционально-волевые проявления позволяют ему в исполнении музыки реализовать собственный художественно-творческий концепт в художественно яркой форме, проявляя при этом необходимую настойчивость и творческую устремленность.
Знания о сущности и специфике художественно-коммуникативного общения, о способах его эффективной организации в конкретном музыкально-образовательном процессе являются основой содержательного компонента художественно-коммуникативной компетентности педагога-музыканта. Наиболее важное место при этом занимают знания о специфике музыкально-исполнительского творчества, в частности, понятие «интерпретация».
В состав операционального компонента художественно-коммуникативной компетентности входят умения и способности педагога-музыканта, которые позволяют ему продуктивно решать возникающие в профессиональной практике художественно-коммуникативные задачи. Все многообразие задач, решаемых в музыкально-исполнительской практике, так или иначе концентрируется на создании педагогом-музыкантом целостной художественно-исполнительской концепции, на раскрытии эмоционально-образного содержания музыкального произведения, его художественного смысла.
Выполнение этого требования предусматривает осуществление педагогом-музыкантом целого ряда действий, таких как: отбор художественно-исполнительских приемов и
средств, установление с помощью коммуникативных приемов творческого контакта с участниками музыкально-образовательного процесса и т.д. Любая из задач в условиях профессиональной деятельности педагога-музыканта обретает именно художественно-коммуникативный характер, поскольку в своем решении предполагает взаимодействие всех субъектов данного процесса.
Особое значение приобретает понимание педагогом-музыкантом коммуникативных функций музыки, закономерностей и средств ее художественного воздействия, которые получили научное обоснование в работе В.В. Медушевского [7]. Лишь на этой основе педагог-музыкант может адекватно постичь коммуникативное содержание конкретного музыкального произведения, обнаружить приемы, облегчающие как распознавание структуры произведения, так и понимание его художественного смысла.
В музыкально-педагогической литературе довольно часто подчеркивается значение артистизма в профессиональной деятельности педагога-музыканта [6]. Являясь особым качеством его личности, данный феномен интегрирует в себе эмоционально-экспрессивные, интеллектуальные и операциональные стороны художественно-коммуникативной деятельности педагога-музыканта, обусловливает ее эмоционально-эстетический характер. Именно артистизм педагога-музыканта способствует созданию в музыкально-образовательном процессе атмосферы эмоционального сопереживания, духовно-личностного, творческого взаимопонимания, обеспечивает обоснованность и адекватность производимой его субъектами эстетической оценки музыки.
В качестве обобщения отметим, что охарактеризованные выше структурные компоненты художественно-коммуникативной компетентности находятся в нерасторжимой связи друг с другом, обусловливаются спецификой музыкального искусства, особенностями педагогической и музыкально-исполнительской деятельности, индивидуальными качествами личности педагога-музыканта, уровнем его общего и художественно-профессионального развития.
Литература
1. Байбикова Г.В. Основы музыкально-педагогического общения. Белгород, 2014. С. 31-45.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 445 с.
3. Березняк А.В. Коммуникативная компетентность педагога-музыканта. М., 2007. С. 17-55.
4. Дубова М.В. Компетентность и компетенция как педагогические категории^Гума-нитарные науки и образование. 2011. №2 (6). С. 17-23.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2004. 384 с.
6. Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки. М. 1999. 65 с.
7. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. 254 с.
8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [пер. с англ. В.И. Белопольского]. М., 2002. С. 32-74.
9. Якупов А.Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации. М., 1994. 292 с.
References
1. Baybikova G.V Bases of musical and pedagogical communication: educational and methodical grant. Belgorod, 2014. Page 31-45.
2. Bakhtin M.M. Esthetics of verbal creativity. Moscow, 1986. 445 p.
3. BereznyakA.V. Communicative competence of the teacher-musician. Moscow, 2007. Pp. 17-55.
4. Dubova M.V. Competence and competence as pedagogical categories / Humanities and education. 2011. No. 2 (6). Page 17-23.
5. Winter I.A. Pedagogical psychology. Moscow, 2004. 384 pages.
6. Maykovskaya L.S. Virtuosity of the music teacher. Moscow, 1999. 65 p.
№ 3 (66), 2017
"Культура и образование"' ^^
7. Medushevsky V.V. About regularities and means of art influence of music. Moscow, 1976. 254 p.
8. Raven J. Kompetentnost is equal in modern society: identification, development and the realization/lane with aHr. V.I. Belopolsky. Moscow, 2002. Pp. 32-74.
9. Yakupov A.N. Theoretical problems of musical communication: Research. Moskow, 1994. 292 p.
УДК 202
Е.В. ЛАЩЕВА, М.В. ШВЕЦ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Лащева Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), [email protected]
Швец Мария Витальевна, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), [email protected]
Аннотация. В статье раскрыты общие понятия о состоянии современной музыкальной культуры и культуры в целом. Рассмотрена структура современного музыкального образования в ретроспективе новейших рабочих программ по предмету «Музыка».
Ключевые слова: музыкальная культура, современное музыкальное образование, музыкальные рабочие программы, современный музыкальный материал.
UDC 202
E.V. LASHCHEVA, M.V. SHVETS
PECULIARITIES OF FORMING THE MUSICAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN AT THE PRESENT STAGE
Lashcheva Elena Vladimirovna, PhD (pedagogical sciences), associate professor of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), [email protected]
Shvets Maria Vitalyevna, undergraduate of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), [email protected]
Abstract. The article reveals general concepts of the state of contemporary musical culture and culture in general. Educational system, as the basis for the formation in man of the highest priorities, morality and responsibility. The structure of modern music education in retrospect of the newest working programs on the subject "Music" is considered. The influence of modern musical culture and the introduction of innovations in the educational process.
Keywords: musical culture, modern musical education, musical work programs, modern musical material.
Актуальность данной темы заключается в том, что современная система образования переживает период глобальных перемен. Музыкальное образование как часть общей образовательной системы требует инновационных решений. Современные рабочие программы по предмету «Музыка» требуют рассмотрения в системе новой, изменяющейся реальности.
Образовательная дисциплина «Музыка» в концепции общекультурного воспитания представляет собой сложившийся и оформленный ряд знаний, способный развить в ребенке базовое понимание культуры и музыкального искусства в целом. Современное российское музыкальное образование в школе опирается на ряд рабочих программ, таких как: