Научная статья на тему 'УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК: ДИАЛОГ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ'

УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК: ДИАЛОГ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
33
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лашкевич Елена Львовна, Плевако Вера Львовна, Пронина Любовь Геннадьевна

В статье рассматривается опыт взаимодействия учащихся разного возраста в фортепианных ансамблях различных составов. Авторы делают акцент на позитивном результате совместного музицирования на примере выпускников ДШИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Лашкевич Елена Львовна, Плевако Вера Львовна, Пронина Любовь Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER - PUPIL: A LIFELONG DIALOGUE

The article considers the experience of engagement of pupils of different age in a variety of piano ensembles. It focuses on the positive result of collective music-making at the example of art schools graduates.

Текст научной работы на тему «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК: ДИАЛОГ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ»

лашкевич е. л., плевако в. л., Пронина л. г. учитель - ученик: диалог длиною в жизнь

Учитель - ученик: диалог длиною в жизнь

Лашкевич Елена Львовна

преподаватель, концертмейстер ДШИ № 9 им. А. Д. Улыбышева г. Нижнего Новгорода

Плевако Вера Львовна

преподаватель ДШИ № 9 им. А. Д. Улыбышева г. Нижнего Новгорода

Пронина Любовь Геннадьевна

преподаватель ДШИ № 9 им. А. Д. Улыбышева г. Нижнего Новгорода E-mail: ek-pronina@yandex.ru

В статье рассматривается опыт взаимодействия учащихся разного возраста в фортепианных ансамблях различных составов. Авторы делают акцент на позитивном результате совместного музицирования на примере выпускников ДШИ. Ключевые слова: музыкальная педагогика, ансамблевое исполнительство

Настоящая статья посвящена актуальной проблеме, которая очень часто ускользает от внимания педагога. Занятый решением ежеурочных задач, конечно, необходимых и очень важных, постоянной подготовкой ученика к зачетам, экзаменам, конкурсам, учитель подчас упускает главное — воспитание потребности

в общении с музыкой, такой же естественной как чтение книг или посещение театров. Любому педагогу не хотелось бы узнать, что его ученик после окончания музыкальной школы не прикасается к инструменту, не посещает концерты, теряет к музыке всякий интерес. Многолетняя работа в школе, наблюдения, размышления дают авторам право утверждать, что цель обучения (в музыкальной школе) заключается не только в том, чтобы дать ребенку определенные навыки игры на каком-либо инструменте, подготовить его к дальнейшему профессиональному образованию. Очень важно, чтобы музыка ушла с ним во взрослую жизнь, стала необходимой духовной и душевной потребностью.

В настоящей работе авторы делятся своим положительным опытом в решении этой самой главной и сложной задачи, так как абсолютное большинство наших учеников и после окончания музыкальной школы не расстаются с музыкой, а продолжают активно музицировать, интересуются концертной жизнью, постоянно открывают для себя новое в музыкальном мире.

Эта история началась в 2003 году, когда весь выпуск авторов этой статьи — учащихся ДШИ № 9 города Нижнего Новгорода (12 человек)— остался в восьмом классе: в то время выпускнику позволялось задержаться в школе на год или два, даже если он не собирался сделать музыку своей профессией.

Хотелось избежать типичной ситуации, когда с энтузиазмом пришедший в сентябре ученик к декабрю теряет интерес и покидает школу. Встала задача построить работу и общение с детьми таким образом, чтобы в течение года, а может быть и больше, интерес не погас. Понимая, что публичные выступления являются мощным стимулом к занятиям, было принято решение, что все дети должны участвовать в концертах, хотя бы внутри школы. Но процесс подготовки к концерту достаточно трудоемкий, занимает много времени.

Было вынесено решение — отказаться от сольных выступлений и объединить всех детей в ансамбли — от дуэта до квартета, а кроме того поработать над организацией концертных площадок. Надо сказать, что результат превзошел все ожидания. Никто из учеников не выбыл, более того, многие сотрудничают с нами до сих пор. За годы работы в классе ансамбля выработался определенный стиль общения с детьми, сложились такие традиции, которые позволяют превратить обычный урок в творческий процесс. В нем участвуют все, независимо от возраста: младшие, средние, старшие и, конечно, выпускники.

Важно выпустить ребенка на сцену с самого начала обучения, и здесь присутствие выпускников становится очень нужным, методически оправданным. Очевидно, что детям гораздо интереснее играть не с учителем, а

11

современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ

с учеником, естественно, более старшим. В таком дуэте старший участник чувствует свою ответственность и компетентность, а младший ощущает полноценное партнерство. Самым важным моментом в работе с таким ансамблем является выбор пьесы. Был сделан вывод, что малыша надо выпускать на сцену с достаточно объемной пьесой. В маленькой пьесе (8-16 тактов) время пролетает так быстро, что ребенок не успевает собраться и осмыслить происходящее. Когда юный ученик выходит на сцену на 2-3 минуты (а это достаточно большой срок для сцены), он сразу решает несколько задач: вырабатывает исполнительскую волю, учится слушать и слышать себя и партнера, концентрировать внимание, вырабатывает умение находиться в определенном звуковом объеме и ему соответствовать. Самое главное требование к пьесе — содержание должно быть понятно начинающему музыканту.

Авторы убеждены, чтобы учебный процесс складывался удачно, чтобы педагогические задачи были успешно решены, нужно соблюдать одно условие: ребенку должно нравиться то, чем он занимается. Он должен быть заинтересован в достижении определенного результата, а сам процесс постижения музыкального материала должен быть увлекательным. В этом контексте остро встает проблема репертуара. Конечно, учебники предоставляют нам большое количество нотного материала, но далеко не всегда это пьесы концертного уровня. Большинство пьес из учебников изучаются в классе, а для концерта чаще все-

го используются в нашем случае собственные аранжировки произведений. Выбор пьесы для концертного исполнения — это всегда совместное решение. Обязательным этапом в работе над произведением является совместное с детьми его прослушивание в нескольких вариантах, обсуждение удачных исполнительских решений и заострение внимания на спорных моментах. Таким образом, дети оказываются вовлеченными в творческий процесс, получают дополнительный слуховой опыт, учатся анализировать услышанное. Очень часто наши ученики приносят интернет-версии понравившейся им музыки, которая, как правило, оказывается мало интересной в фортепианном изложении. Приходится вместе продумывать, что нужно сделать, чтобы улучшить звучание. Такая работа дает нам возможность отчасти влиять на формирование хорошего музыкального вкуса наших учеников.

Хочется обратить внимание и на следующую закономерность: при выборе пьесы младшие дети отдают предпочтение музыке из мультфильмов и кинофильмов, но чем старше они становятся, тем чаще у них появляется желание исполнять музыку классическую. И это очень важно, потому что большинство современных детей совсем не знают классики, а ведь именно классическая музыка учит думать, сопереживать, несет огромный нравственный заряд, облагораживает душу.

Важным этапом в подготовке к концертному выступлению являются репетиции, которые всегда проходят по-разному. На

репетициях постоянно присутствуют несколько педагогов (так как мы практикуем участие в ансамбле детей разных преподавателей). Тогда и возникает творческая дискуссия, а дети учатся слышать и уважать чужое мнение, находить совместное творческое решение той или иной проблемы. Не часто, но иногда совершенно необходимы самостоятельные занятия более старшего ученика с младшим, что очень нравится всем участникам процесса. В отсутствии педагога юный музыкант чувствует себя более свободно и не боится высказывать свое мнение. Стоит привлекать к сотрудничеству преподавателей и учеников других отделений (скрипка, вокал, аккордеон). Наличие большого количества пьес современной и популярной музыки позволяет использовать и ударные инструменты во всем их многообразии. Появление другого инструмента в ансамбле всегда украшает произведение и стимулирует детей к дальнейшим занятиям.

Ансамбль — это коллективное творчество, а стремление быть в коллективе заложено в природе ребенка. Уроки ансамбля дают прекрасную возможность увлечь детей коллективным музицированием, обогатить их музыкальные представления, подарить радость от совместного творчества.

Мы убеждены, что детские впечатления самые яркие, и на своих уроках стараемся, чтобы их было как можно больше. Хочется надеяться, что светлые и радостные впечатления от общения с музыкой останутся в памяти наших учеников на всю жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.