С.И. Золотова
СИСТЕМА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ ВЛАДИМИРСКОЙ
ОБЛАСТИ (Окончание. Начало в № 21)
Начинающему педагогу рекомендуется составлять план урока в письменном виде, фиксируя в нем наиболее сложные учебные задания; готовясь к уроку, надо обдумывать, что, зачем и как следует сказать своим ученикам, и касаться вопросов не только исполнительской техники, но рассуждать об искусстве танца, музыки. В.А. Сухомлинский писал: «Процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников, в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний... Слово учителя приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда действует сила личного примера, когда все другие воспитательные средства проникнуты нравственной чистотой и благородством. Что такое учебно-воспитательный процесс? - это наука, мастерство, искусство, многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления тех, кто воспитывается и тех, кто воспитывает, причем с глубоко индивидуальным подходом. Настоящий мастер, даже упрекая, выражая недовольство ребенком, изливая свой гнев, всегда помнит: только бы не погасить у ребенка эту мысль - мысль о недостигнутой цели, о желании достижения цели. Если ребенок заметил, что педагог и коллектив одобряют его личные достоинства, он приложит все усилия, чтобы быть еще лучше. Я за возвышение человека, а не за унижение. Что значит хороший учитель? - это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость общения с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, знает душу ребенка. Это человек, хорошо знающий науку, на которой построен преподаваемый предмет, влюбленный в нее. Ученик должен видеть учителя умного, знающего, думающего, влюбленного в свой предмет. Чем
глубже знания, тем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя. Искусство и мастерство педагога как раз и заключается в умении сочетать сердечность и мудрость».3
Главное, на что должно быть обращено внимание учителя -это раскрытие индивидуальности каждого из его учеников. Они все разные, неповторимые, самобытные, каждый со своим совершенно уникальным внутренним миром.
Педагог должен знать, что программы, хорошо приготовленный план урока - это только руководство к действию. Чтобы стать хорошим учителем, надо не только знать предмет, но и уметь применять знания на практике. Мастерство педагога вырабатывается медленно, годами, при условии постоянного самосовершенствования, строго критического отношения к своей работе, высокой требовательности к ученикам. А это значит, что, помимо требовательности к детям, необходима предельная требовательность к себе. Всегда надо помнить, что каждое произнесенное вами слово, каждый взгляд, интонация и даже ваш внешний облик: манера одеваться, двигаться, разговаривать - все имеет огромное значение. Ребенка легко ранить окриком, бестактностью; также легко утратить его доверие, «сюсюкаясь» с ним, изображая умиление. Проникнуть в мир ребенка, жить его интересами, стать человеком, открывающим ребенку просторы музыки, танца - вот трудный путь для каждого педагога хореографии.
«Пусть никогда не придет день, когда можно сказать: ну все, больше дать детям невозможно. Никогда не думайте, что вы даете детям больше того, что они способны воспринять, ребенок способен усвоить невероятно много. Он активен, жадно и благодарно откликается на слово педагога, чувствуя в нем содержательного человека, старшего друга, проводника по дороге жизни, а не только по тропинкам танца. Таким содержательным, насыщенным многообразными знаниями далеко за пределами собственной профессии учителем танцев вы обязаны являться детям. Не бойтесь быть щедрым, не таите от них свои душевные богатства. Ваша отдача будет возмещена многократно»,- писал В. Константиновский.4
Рассмотрев нормативную базу школ искусств, основные предметы и требования к педагогам школ, я обращаюсь к дея-
тельности хореографических классов Детских школ искусства Владимирской области. Начну со школы г. Киржача. Классы хореографии здесь были открыты в 1982 году, первым педагогом стала О.И. Хапилова, которая в 1976 году окончила ВОККИ. Обучение в школе семигодичное, существует подготовительный класс. На первом этапе работы Ольга Ивановна ставит задачу формирования двигательных навыков детей, взаимоотношений между ними, использование подражательных реакций, соревновательности, развития чувства ритма и музыкального восприятия. Особое значение уделяется разделу «Ритмика», что очень правильно, ведь ни один танцор, даже любитель, не сможет исполнить самый простой танец, если у него не развито чувство ритма и музыкальное восприятие, раскрывающее эмоциональное выражение души и чувств.
Очень важно, что одновременно с развитием чувства ритма ставится задача формирования у учеников основ хореографической грамотности - правильная постановка корпуса, ног, рук, головы, соблюдения танцевальной осанки в движениях. «Показ, анализ, снова повторный показ с объяснением можно считать основным приемом моего педагогического метода», - говорит О.И. Хапилова. Практически всегда есть выпускники, желающие продолжить свое профессиональное образование в области хореографического искусства. В настоящий момент в школе работают еще два педагога: И.С. Максимова и Ю.В. Колосова, в прошлом выпускницы Ольги Ивановны, закончившие хореографическое отделение ВОККИ, а затем бакалавриат Владимирского университета по направлению «Художественное образование».
В школе есть занятия по классическому, народному танцу, гимнастике, ритмике. Плохо, что нет уроков современного, бального танца, так как они очень важны для всестороннего развития детей. Есть время для отработки концертных номеров и постановки новых. Для лучшей организации работы необходимо, чтобы из бюджета выделялись средства на пошив костюмов, приобретение концертной обуви, записи фонограмм, так как пока это все делается за счет сбора небольших средств родителей, богатой фантазии педагогов и личного энтузиазма Ольги Ива-
новны. В школе имеются два танцевальных класса, раздевалка для детей, преподавательская, своя сценическая площадка. Репертуар в основном построен на материале народного танца в старших классах и детских игровых, сказочных, образных танцев в младших. Репетиции номеров никогда не заменяют уроки народного и классического танца, а проходят в свое строго определенное время, не мешая прохождению учебного материала.
На отделении создан ансамбль народного танца «Зеленая жемчужина», руководителем которого является О.И. Хапилова, с 1994 года носит звание Детского образцового хореографического коллектива. В него входят учащиеся средних и старших классов. Ансамбль ведет активную концертную деятельность, много выступает на фестивалях, конкурсах и смотрах детских хореографических коллективов области и России. Поездки на конкурсы, выступления помогают учащимся старших классов поддерживать форму для подготовки и поступления в средне-специальные и высшие учебные заведения.
Также важным аспектом успешной деятельности педагогов является работа с родителями. Ведь в основном они являются опорой педагога. Нужно создать желаемый психологический настрой, вызвать у них необходимое отношение и понимание целей занятий. Для этого в школе проводятся беседы о том, что может дать ребенку искусство танца, если им заниматься серьезно, как важен объективный подход к своим детям и учет их индивидуальных склонностей и способностей. Поэтому родители посещают открытые уроки и репетиции, во время которых знакомятся с художественными требованиям к ученикам и становятся более объективными и строгими в оценке своих ребят. Нельзя наказывать ребенка лишением репетиций, так как педагог на уроках приучает его к дисциплине. Сплачивают педагогов и учеников и совместные мероприятия: чаепития, праздники «Осенний бал», «Зимний карнавал», «День защиты детей», «Международный женский день», поездки на балетные спектакли, концерты профессиональных хореографических коллективов.
В успешной педагогической деятельности необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень, искать и
создавать новые формы и методы работы, чтобы работа приносила радость не только педагогу, но и детям, и всем зрителям, которые приходят на концерты.
На примере школы в городе Гусь-Хрустальный можно рассмотреть способ организации частной структуры дополнительного образования. Основатель этой школы - О.В. Кузнецова, выпускница ВОККИ. Школа находится на базе культурно-развлекательного центра «Вулкан», имеет два танцевальных класса, большой зал для репетиций и сценическую площадку. Имеется множество костюмов, создан свой пошивочный цех, что очень облегчает создание новых костюмов.
В этой школе есть хореографический коллектив «Хрустальные грани», в котором танцуют дети всех возрастов, от 4-5 до 16 лет. Для детей каждого возраста - свои танцы. Младшие танцуют «Польку», «Полонез». Средние - «Гуси», «Рок-н-рол», старшие - «Салют победы»; большая сюита «Матросский танец» объединяет почти весь коллектив и многие другие номера.
Всего занимается около 200 детей. Чтобы сделать качественный набор, педагоги школы уже в конце учебного года посещают учреждения дошкольного, школьного образования и приглашают желающих учиться. Занятия в школе проводятся по всему циклу предметов учебного плана детских школ искусств. Понимая значение регулярности учебного процесса, педагоги работают по расписанию, не отменяя уроки ради концертной деятельности.
Многие выпускники школы окончили Колледж культуры и искусства, некоторые продолжают обучение в университете, танцуют в профессиональных коллективах, кто-то вернулся в родной город и помогает Ольге Владимировне в преподавательской деятельности. Педагогами работают выпускницы ВОККИ и университета А. Максимова, Я. Егорова. Ансамбль «Хрустальные грани» принимает участие во всех городских, районных мероприятиях и является их украшением. Благодаря частым выступлениям, дети уверенно и свободно чувствуют себя на сцене, умеют хорошо держаться во время выступлений, быть собранными и организованными. Они хорошо выучены, с развитой хореографической памятью. Детям очень нравится выступать, осо-
бенно их привлекают новые постановки и прекрасные костюмы, которые изготовляют в пошивочном цехе. Коллектив несколько раз выступал в детском Всероссийском лагере «Орленок», а также на фестивалях во Владимире, Москве, за рубежом. Поездки в основном осуществляются за счет родителей, иногда помогают спонсоры, выделяют деньги на пошив костюмов и оплату поездок, которые дают множество впечатлений от общения с другими коллективами; соревнования в конкурсах заставляют стремиться к самосовершенствованию, развитию способностей, критичному отношению к себе.
В ДШИ г. Вязники также работают опытные педагоги -С. Бабенко и Т. Бабенко. Когда они только пришли работать в школу, на отделении хореографии занималось менее 50 человек. Сейчас у них учатся около 160 детей. Активные и деятельные руководители, они объявили прием детей по всем детским учреждениям, реклама дала прекрасные результаты. В школе появились занятия по современному танцу, которые очень привлекают детей своей музыкальной ритмичностью, оригинальностью, пластикой тела.
Несколько лет назад они решились на эксперимент - создание музыкально-танцевального спектакля «Бременские музыканты». Он понравился участникам представления и зрителям. Дети впервые получили возможность получить навыки актерского мастерства, станцевать не только один коротенький номер, а большую постановку, где у каждого своя роль, свои движения, костюмы, грим. Опыт постановки детских музыкально-танцевальных спектаклей был продолжен, зал на их концертах всегда полон зрителей, дети с радостью репетируют, а родители участвуют в создании костюмов. Коллективная форма деятельности объединяет и еще более сплачивает педагогов, родителей и детей.
Во Владимире существует единственная в области Детская хореографическая школа, где основой обучения является классический танец. Первым директором была С.И. Золотова, которая открыла эту школу, добилась выделения отдельного здания для школы. В настоящее время директор школы - С.А. Балдин, который является обладателем Знака «За достижения в области культуры».
Для обеспечения учебного процесса школа располагает:
- пятью специализированными хореографическими классами, оборудованными станками, зеркальной стенкой, аудиоаппаратурой, фортепиано;
- комнатой для пошива сценических костюмов, оборудованной швейной машинкой, оверлоком, раскройным столом;
- комнатой для хранения сценических костюмов, обуви, реквизита, оборудованной стеллажами, шкафами;
- классом для занятий теоретическими дисциплинами, оборудованным аудио- и видеотехникой, набором аудиозаписей музыкальных программ, набором видеозаписей балетного репертуара, концертных программ коллективов, отдельных исполнителей, отчетных концертов школы;
- классами для индивидуальных занятий по фортепиано.
Плохо, что у школы нет своей сценической площадки, поэтому репетиции репертуара проходят в танцевальных классах, и дети лишены возможности дополнительной сценической практики.
В школе работают семь педагогов хореографических дисциплин: С.А. Балдин, Л.П. Балдина, И.Н. Егорова, И.Н. Мок-шина, Н.А. Федорова, А.В. Шпакова, С.И. Деревнина. Четверо из них выпускники ВОККИ. Преподаватели школы награждались почетными грамотами и благодарственными письмами областной администрации, отделом по делам молодежи, отделом культуры Администрации Владимира. Педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации для преподавателей хореографических классов школ искусства.
Педагогический коллектив с первых дней существования школы поставил себе задачу преподавать учащимся основы хореографической грамоты и, прежде всего, основ классического танца. Параллельно с этим идет обучение элементам народно-сценического танца, современной хореографии. Преподаватели школы уверены, что, не обучив детей первоначальным элементам хореографической грамоты, нельзя учить их танцам, иначе преподавание теряет всякий смысл. Классический танец формирует, развивает и воспитывает сумму универсальных качеств, технических приемов и исполнительских навыков, составляющих исполнительский по-
тенциал танцовщика, обладание которым позволяет ему осваивать самый разнообразный танцевальный материал.
В школе нет специализации педагогов по предметам, каждый ведет полный цикл предметов у одного из классов, в результате чего педагог преподает классический, народный, современный, бальный танец, гимнастику. Происходит «распыление» педагога, у него нет возможности специализироваться в одном или хотя бы двух предметах. Кроме того, все педагоги занимаются постановочной деятельностью. В хореографическом искусстве очень редко встречаются люди, даже среди великих, которые одновременно могут хорошо танцевать, ставить, репетировать и преподавать. Ведь один от природы более склонен сочинять грамотные, интересные и красивые номера, другой - великолепный репетитор, третий - прекрасный преподаватель классического или народного танца.
Школа хореографии очень часто берет в свой репертуар образцы классического наследия, которые исполняют ведущие танцовщики театров оперы и балета. Возраст учащихся в школе хореографии не позволяет качественно исполнить ту или иную сложную вариацию. Постановки должны соответствовать возрасту и уровню развития детей, они должны быть понятны им, тогда их поймет и примет зритель. То, что доступно одному исполнителю, может оказаться непосильным для другого именно в творческом плане, даже при равенстве технических и физических данных.
Наличие в учебном плане ряда танцевальных дисциплин способствует максимальному расширению репертуара школы, использованию в нем танцевального материала по всем предметам, а следовательно, и реализации возможности каждого учащегося.
В школе работают детские коллективы на общественных началах:
- ансамбль классического танца «Пируэт» - образцовый коллектив;
- ансамбль средних классов «Забава»;
- ансамбль младших классов «Карамельки»;
- ансамбль народного танца «Веселые ребята»;
- ансамбль классического танца «Вдохновение»;
- ансамбль современного танца «Барокко».
Хорошо развитая материально-техническая база, наличие большого количества хореографических дисциплин, опытных преподавателей, глубокое знание основ классического танца дает возможность выпускникам продолжать обучение в средне-специальных и высших образовательных учреждениях, работать в профессиональных коллективах различных танцевальных стилей и направлений.
Много лет хореографическая школа работала по экспериментальному учебному плану, разработанному автором данной статьи (см. приложение). План учитывал все потребности ДШИ и ДШХ, но, к сожалению, школе пришлось отказаться от этого учебного плана и вернуться к старому, который был прислан из Москвы как обязательный для хореографических школ. Администрацию школы этот план не мог устраивать, так как он препятствовал выполнению поставленных перед школой задач. Поэтому отделом культуры Администрации Владимира и администрацией школы был разработан компромиссный учебный план. С 2006-2007 гг. школе вновь дали возможность работать по авторскому учебному плану.
Школа работает по следующим программам:
- классического танца для первого и второго классов хореографической школы, разработанной заведующей хореографическим отделом школы Л.П. Балдиной;
- классического танца для 3, 4, 5, 6 и 7 классов хореографической школы, разработанной доцентом ВГПУ А.И. Марченковой;
- народно-сценического танца, разработанной профессором ГИТИСа им. А.В. Луначарского, Заслуженным артистом РСФСР А.А. Борозовым;
- программе по ритмике, разработанной Г.А. Водяновой.
На основе теории и практики хореографической культуры области можно сделать следующие выводы: в школах достаточно хорошо развита теоретико-методическая основа педагогической деятельности. В каждой из них есть планы работы на данный учебный год, перспективный план, репертуарный план отделения; своевременно пишутся программы по предметам хореографического цикла, календарно-тематические, поурочные планы.
Педагоги с большим стажем работы широко применяют в педагогической деятельности свои личные наработки, в соответствии с лучшими традициями художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения.
С другой стороны, в процессе обучения встречается ряд проблем: недостаточно развитая материально-техническая база, недостаточное внимание к урокам классического танца, несоответствие репертуара возрасту детей.
Во Владимирской области хорошо развито детское танцевальное искусство. Каждые два года проводятся смотры-конкурсы педагогического мастерства. В рамках этого конкурса педагоги показывают класс-концерты по различным дисциплинам хореографического цикла. Регулярно проводятся смотры-конкурсы коллективов и ансамблей ДШИ и ДШХ, где ученики показывают свое исполнительское мастерство, ежегодно участвуют в фестивале-конкурсе эстрадного и бального танца «Браво». В народной хореографии дети могут принять участие в конкурсе народного танца имени Т.А. Устиновой «По всей России водят хороводы», проводимого каждые два года.
Приложение
Учебный план для детских школ искусств Примечания к учебному плану
1. Младшими классами школы искусства следует считать 1-2 классы, старшими - все остальные, начиная с третьего класса.
2. Наполняемость групп - 8-12 человек.
3. Концертмейстерские часы предусматриваются в размере 100%.
4. После второго класса школы искусств дирекция, по согласованию с родителями и учащимися, дает рекомендации для поступления в хореографическое училище.
5. Итог каждого года обучения - отчетный концерт отделения (с третьего класса).
6. Выпускные экзамены принимаются экзаменационной комиссией.
7. Занятия по музыкальной грамоте и инструменту проводятся индивидуально.
8. Подготовка концертных номеров предусматривает по 0,5 часа на каждого учащегося один раз в неделю (2-3 концертных номера в год).
9. Индивидуальные занятия по танцу проводятся с группами по 2-4 человека. Одно занятие должно длиться не менее двух часов.
10. Педагогический коллектив отделения имеет право изменить количество часов того или иного предмета в сторону увеличения или уменьшения, сохраняя при этом весь перечень предметов данного учебного плана, не увеличивая недельную нагрузку. Изменения учебного плана утверждаются дирекцией школы, методическим кабинетом по учебным заведениям при Комитете культуры областной администрации.
11. На восьмой год обучения остаются наиболее одаренные дети, желающие далее продолжить обучение в средне-специальном и высшем учебном заведении.
12. Педагогический совет школы имеет право определить перечень факультативных предметов на основе самоокупаемости. Состав группы - не менее четырех человек.
13. Подготовительные группы формируются на основе самоокупаемости.
14. Вводится дополнительная штатная единица «лаборант-костюмер» в школах хореографии, а также в школах искусств, где имеются хореографические классы (не менее четырех).
ПРИМЕЧАНИЯ
3 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1977. - С. 27-28.
4Константиновский В. Учить прекрасному. - М.: Молодая гвардия, 1973. -С. 57.
п/п Класс общеобразовательной школы 0 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. Ко-ли-чест-во Всего часов
Класс школы искусств под-го-то-вит. под-го-то-вит. 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. недель
Наименование предметов ин-див. гр
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 4
1 Классический танец 4 6 6 4 4 3 3 36 108
2 Народный танец 2 2 2 4 4 3 3 36 1Ъ
3 Бальный танец 1 1 36 72
4 Музыкально-ритмические занятия 4 4 36
5 Гимнастика 1 1 1 36 36
6 История хореографического искусства 1 1 36 72
■ч
О)
03
о
■3
0 ?
■§
й) 0)
1
5 0) £ с с
X ■§
со
0
■8 0) ■е-
с -с со
1 й) о о ■81
Й
0 га аз
1 §
7 Музыкальная грамота и инструмент 1 1 1 1 1 1 1 36 252
8 Подготовка 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 36 144
концертных
номеров
9 Индивидуальные занятия по танцу 1 1 1 1 1 1 1 36 252
10 Ансамбль 12 36 432
ИТОГО 5 5 10 10,5 10,5 10,5 10,5 10,5 10,5 12 36 648 2412
3060
ФАКУЛЬТА-
ТИВЫ
1 Постановка 1 1 36
движения
2 Джаз-танец 1 1 36
3 История искусства 1 1 36
4 Предмет по выбору 1 1 1 1 1 1 1 36 252
03 со
1 I с
"О 01 м о о
<о §
м
"кЗ
■ч ■ч