Научная статья на тему 'Система хореографического образования в Детских школах искусств Владимирской области'

Система хореографического образования в Детских школах искусств Владимирской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотова Светлана Ивановна

В статье рассматривается опыт создания системы хореографического образования во Владимирской области. Автор подчеркивает непрерывный характер подготовки специалиста: детская школа искусств колледж университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of creation of choreographic education system in Vladimir region is observed in this article. The author underlines the ongoing character of choreographic education: school of arts for children college university.

Текст научной работы на тему «Система хореографического образования в Детских школах искусств Владимирской области»

С.И.Золотова

СИСТЕМА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматривается опыт создания системы хореографического образования во Владимирской области. Автор подчеркивает непрерывный характер подготовки специалиста: детская школа искусств -колледж культуры и искусства - университет.

Ключевые слова: система хореографического образования, детская школа искусств, региональный опыт.

Одним из видов деятельности бакалавров художественного образования является педагогическая деятельность, требующая знаний, умений, навыков, т. е. определенных компетенций в области хореографической педагогики.

Среди них

- умение анализировать учебные планы и учебные программы;

- владение навыками подготовки календарно-тематичес-ких, поурочных планов;

- умение нацелить учеников на конечный результат, соединяя в единое целое теоретические и практические знания и навыки;

- умение стимулировать стремление к самообразованию;

- умение решать жизненные и профессиональные проблемы, искать творческие решения, а не только продуцировать известные идеи.

Данная статья посвящена анализу развития художественного образования в Детских школах искусств Владимирской области. Мы считаем необходимым обобщить опыт работы педагогов прежде всего для начинающих выпускников колледжа, университета и в целом для всего хореографического сообщества. Сложившаяся система подготовки кадров помогает рождению педагогов, коллективы которых занимают призовые места на

конкурсах хореографического творчества, а также воспитанию исполнителей, которые танцуют в профессиональных коллективах России и за ее пределами. В статье, с учетом нормативной базы для ДШИ, проанализирован опыт работы в городах Кир-жач, Гусь-Хрустальный, Вязники, Владимир.

Передовая педагогика искусства, в силу особенностей своего предмета, давно научилась ценить детское в детях: и непосредственность восприятия жизни, и возрастное своеобразие творчества ребенка, которое компетентный педагог уже не принимает за недостаток, подлежащий скорейшему искоренению. Высшим критерием педагогического мастерства становится умение создать на уроках атмосферу радости и увлечения, использовать игровой опыт детей - включить в учебный процесс элементы творческой игры и преобразовать в первичные формы художественного творчества.

Хореографическое искусство является важной составной частью формирования эстетической культуры человека, а также развития творческих способностей. На занятиях воспитывается правильное ощущение красоты движения, развивается гибкость, координация, укрепляется опорно-двигательный аппарат. Систематические занятия вырабатывают правильную и красивую осанку. Занятия хореографией органически связаны с усвоением норм этики, на них формируется выдержка, безупречная вежливость, скромность, чувство меры, доброжелательность, дисциплинированность. С помощью хореографии учащиеся могут улучшить свое физическое и психологическое состояние, дать выход положительным и отрицательным эмоциям, совершенствовать навыки межличностного общения. Приучая учащихся на уроках хореографии преодолевать страх, неуверенность, усталость, мы тем самым воспитываем у них не только физические, но и моральные качества. Гармония физических движений, присущая хореографии, порождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность. Знакомство детей

с основами народной культуры средствами хореографии прививает любовь к национальному искусству. Как писал Николай Огрызков, создатель школы современного танца, «в России принято вкладывать душу в ученика, а не руководствоваться американским принципом - я никому ничего не должен. Российский педагог жертвует собой, в этом проявляется христианская традиция»1.

Необходимо приучать ребенка к миру прекрасного, учить ребенка отличать подлинное искусство от подделки. Чтобы понять, как этого достичь, как воплотить это в жизнь, обратимся к опыту деятельности ДШИ и педагогов этих школ, которые постоянно вкладывают душу и все свои силы в обучение и воспитание детей.

В 1971 году во Владимирском училище культуры (Владимирский областной колледж культуры и искусства - ВОККИ) начали готовить кадры в области хореографического искусства. В 1973 году был сделан первый выпуск специалистов с квалификацией «Клубный работник, руководитель самодеятельного хореографического коллектива». Практически к этому времени относится и появление Детских школ искусств с хореографическими классами, то есть появление специалистов, работающих в области обучения хореографическому искусству, дало возможность открытия классов хореографии. Одними из первых отделения хореографии были открыты в городах: Киржач, Гусь-Хрустальный, Вязники, Камешково. На сегодняшний день в области функционирует 17 Детских школ искусств с хореографическими классами. В них обучается около 2000 человек. Почти во всех школах преподают выпускники ВОККИ.

В 1987 году была открыта Детская школа хореографии во Владимире, а также Детские школы искусств № 3, № 6 с хореографическими классами. Деятельность школ строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности и светского характера образования. Целью создания Детских школ искусств является реализация

Государственной программы по всестороннему удовлетворению образовательных потребностей граждан в области искусства. Предметом деятельности школ является обучение навыкам хореографического, музыкального творчества для участия в любительской художественно-творческой деятельности, а также отбор и подготовка наиболее одаренных детей к продолжению профессионального образования в учебных заведениях среднего и высшего звена в сфере искусства и культуры.

В результате появления большого количества школ с хореографическими классами и хорошей начальной подготовкой детей в области хореографического искусства, конкурс поступающих абитуриентов в колледж составлял 3-4 человека на место. Прекрасно поставленная работа дает возможность осуществлять непрерывное 3-ступенчатое образование:

начальное - Детские школы искусств,

среднее - Колледж культуры и искусства,

высшее - Владимирский государственный гуманитарный университет.

Это дает возможность подготовить высококвалифицированных специалистов в области хореографического искусства. Цель хореографических отделений в школах заключается в том, чтобы способствовать эстетическому, нравственному, эмоциональному, физическому развитию личности, ее творческого потенциала, обеспечивая разнообразные условия для раскрытия индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Достижение этой цели определяет задачи школ с хореографическими классами, а именно:

- знание азбуки, школы хореографического искусства;

- создание условий развития и воспитания творческого мышления, творческой индивидуальности ребенка;

- оказание помощи ребенку в самореализации, развивая все лучшее, что заложено в личности, нейтрализуя негативные качества, помогая личности сделать себя ценной для общества;

- социализация учащихся, привитие нравственных норм;

- формирование творческой основы личности, у которой есть своя позиция, свое ярко-выраженное отношение к жизни, то есть свое лицо.

Образовательные задачи в сфере профессионально-педагогической коммуникации педагога следующие:

- демократизация системы отношений в педагогическом коллективе;

- раскрытие творческого потенциала преподавателя;

- постоянное повышение уровня профессионального мастерства;

- стимулирование стремлений преподавателя аттестоваться на более высокую категорию.

Детские школы искусств являются формой начального дополнительного хореографического образования. Учебный процесс регламентируется учебным планом, подобно учебному процессу профессионального учебного заведения. Вся работа школы направляется этим документом. Его содержание определяется целями и задачами воспитания учащихся. Учебный план включает в себя все дисциплины, необходимые для начального хореографического образования, намечает количество часов, отведенных на тот или иной предмет и систему прохождения учебного материала по годам обучения, определяет форму обучения - групповую или индивидуальную, - определяет форму контроля: экзамен, контрольный урок, зачет. Учебный план - это документ, на основе которого составляется расписание по предметам и по годам, а также рассчитывается нагрузка преподавателей и их заработная плата. Учебный план строго определяет последовательность в овладении лексикой, техническими приемами танца, обусловленную программами по предметам хореографического цикла. Программы составляются на основе учебного плана и устанавливают содержание темы, систему и объем знаний, которые должны усвоить учащиеся. Они также учитывает возрастные особенности детей, включают тот минимум, к которому необходимо стремиться; систематичность и регулярность занятий обеспечивает постепенность в развитии природных данных и способностей учащихся.

Такая организация учебно-воспитательного процесса наиболее полно отвечает задачам комплексного подхода к обучению и воспитанию. Однако нужно помнить, что основная цель школ не подготовка профессиональных артистов, а эстетическое воспитание средствами танца, и обучение здесь должно быть доступно значительно большему кругу детей, чем в хореографическом училище. Н. Огрызков писал: «При отборе самое главное почувствовать, есть ли в ребенке искра, а так как тело -отражение души, то обучение такого ребенка перспективно»2. В учебных планах школ искусств есть следующие предметы: классический танец, народно-сценический танец, гимнастика, ритмика, беседы по истории и теории танца, бальный танец, современный танец, уроки общего фортепиано.

Первая ступень образования - подготовительные классы. В этих классах создаются условия для проявления способностей и развития интересов ребенка, формируется у него чувство собственной компетентности, чувство собственного достоинства. В этот период особое внимание уделяется разработке проблем эмоционального развития, физических возможностей, чувства ритма и т. д. Чем раньше ребенок начинает заниматься хореографическим искусством, тем лучше идет его физическое и психологическое развитие. Очень важно, чтобы педагог, работая с детьми, учитывал возрастные особенности детей, не перегружал их и не навредил здоровью ребенка. Во время занятий хореографией у учащихся укрепляется общепсихологическое состояние и происходит

1) снятие нервного напряжения, поднятие эмоционального тонуса;

2) развитие осознания и позитивного образа собственного тела;

3) развитие навыков общения;

4) коррекция отклонения развития психологических процессов: внимания, памяти, мыслительной деятельности, креативного мышления, воображения;

5) коррекция поведения: агрессивности, тревожности, застенчивости, замкнутости, страхов.

В общефизическом развитии учащихся исправляются некоторые недостатки в осанке, а именно: сутулость, асимметрия лопаток, увеличенный прогиб в поясничном отделе позвоночника, плоскостопие, «Х»- и «О»-образных ног. Также формируется правильная осанка (постановка корпуса, ног, рук и головы); развивается танцевально-ритмическая координация и выразительность в движениях (овладение первоначальными навыками координации движений, которые предполагают согласованность всех частей тела в пространстве и времени, что позволяет точно выполнять задания). Происходит развитие двигательных функций, снятие физического напряжения.

Среди принятых в школы искусства встречаются дети, в телосложении которых наблюдаются нежелательные отклонения. В то же время дети обладают сценичной внешностью, художественно одарены, наделены артистизмом и музыкальностью. Если применять в занятиях с ними корректирующие упражнения, то можно добиться исправления дефектов в осанке, то есть сбалансировать мышцы тела, удлинив укороченные и укрепив растянутые. Для улучшения профессиональных данных подобраны упражнения, взятые из спортивной гимнастики, лечебной физкультуры и системы йогов, с учетом индивидуальных особенностей детей и партерного станка Б. Князева, выполнение которых способствует разработке двигательных функций, необходимых для занятий искусством хореографии.

Для правильной осанки большое значение имеет положения корпуса относительно ног: таз находится точно в центре сагиттальной и фронтальной плоскостей тела, нельзя отклоняться ни вперед, ни назад, ни в стороны. Ключицы расправлены. Шейно-плечевые линии симметричны, лопатки прилегают к спине, и их углы слегка оттянуты вниз и не выступают. Голова держится прямо, шея не напряжена. Педагог на уроке обязан постоянно контролировать правильность осанки и обращать особое внимание на тех учащихся, у которых имеются отклонения.

Сочетание классического экзерсиса с системой вспомогательных упражнений, применяемых целенаправленно и строго

индивидуально, особенно важно в начальный период обучения детей классическому танцу, когда организм еще пластичен, податлив к тренировкам. Целенаправленный каждодневный труд педагога, его воля помогают ученикам преодолевать трудности, а сознательная работа самих будущих исполнителей воспитывает в них самоконтроль, этот необходимый навык профессиональной осанки, который явится фундаментом для освоения различных видов танца в дальнейшем обучении. Используя хореографию как средство психологической коррекции, преподаватель реализует свой профессиональный потенциал, пополняет свои личностные ресурсы, углубляет и расширяет свои представления о сущности коррекционной работы в целом.

Знаменитая русская балерина Анна Павлова писала, что танец в природе русских, как у итальянцев пение. Она призывала приобщаться к одному из прекраснейших видов искусства, которое поможет вырастить достойное поколение красивых душой и телом людей. Осуществить все это может только грамотный педагог, хорошо знающий анатомию, физиологию и психологию ребенка, а также методику преподавания. Если педагог неграмотно, неправильно объясняет и показывает движения, то все физические недостатки ребенка можно только усугубить. Например, от неправильной постановки ног, когда ступня упирается не на мизинец, а на большой палец, вся нога разворачивается вовнутрь, и в дальнейшем это грозит травмой колена.

Классический танец занимает особое место среди других специальных предметов, является фундаментом всей танцевальной подготовки и основой исполнительской культуры. При изучении основ классического танца важно следить за правильной постановкой ног, корпуса, головы, рук и правильным исполнением движений. В преподавании классического танца главным является углубленное изучение преподавателями принципов работы по системе А.Я. Вагановой. Изложенная в ее книге «Основы классического танца» методика преподавания явилась выдающимся вкладом в теорию и практику танцевального искусства.

преподавании народно-сценического танца главн является создание национальной, стилевой и исторической принадлежности изучаемого хореографического материала. Народно-сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу. Велика роль этого предмета в эстетическом развитии учащихся, так как он приобщает их к богатству танцевального и музыкального народного творчества. В условиях школ искусств народно-сценический танец играет очень большую роль в создании репертуара хореографических отделений. Ограниченность физических данных большинства учащихся заставляет проявлять осторожность в подходе к репертуару, построенному на основе классического танца и опираться при его создании в большей степени на народный танец.

В воспитании подрастающего поколения большую роль играет бальная хореография, так как она сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования. Бальная хореография - средство массового общения людей, она дает возможность выхода энергии, наполняет зарядом бодрости, дает возможность познакомиться, подружиться; танец несет людям радость, украшает их жизнь и быт. Умея танцевать бальные танцы, ребенок будет всегда чувствовать себя уверенно и комфортно в любом обществе. Важны для детей и занятия современным танцем, которые близки ребенку по духу, пластике: детям нравятся и современные ритмы музыки, и более свободные, раскрепощенные движения.

Наибольшую эстетическую ценность и воспитательное значение для учащихся школ искусств имеет репертуар, который является органическим продолжением учебного процесса. Главное условие при подборе и формировании репертуара - это соответствие уровня художественного и психологического развития учащихся тем творческим задачам, которые ставит перед ними конкретная хореографическая постановка. Планировать

репертуар следует сразу на весь учебный год, распределяя репетиционную и постановочную работу между педагогами и учитывая в нагрузке преподавателей необходимое репетиционное время, сроки подготовки и сдачи номера. Не нужно заставлять педагога заниматься постановочной работой, если ему это не дается, он может прекрасно справиться с репетиционной или преподавательской деятельностью. В течение года педагог реально может поставить 1-2 нового номера. Необходимо также передавать старые номера, так называемый «золотой фонд», подрастающему поколению. Длительность детского сольного номера должна быть не более 1,5 минут, массового - 2-3 минуты. Часто педагоги не учитывают этого. Нужно уметь работать «с секундомером», уметь отбросить все лишнее, тогда номер получится ярким, выразительным, а не скучным и затянутым.

При постановке номеров необходимо учитывать возраст и особенности развития детей. Для каждого возраста - свои номера. Например, для младших классов - танцы с изображением животных, птиц, цветов: «Па де грас», «Фигурная полька», «Полонез», «Буратино», «Топотушки». Для средних классов - «Чешская полька», «Тарантелла», «Калинка». Для старших классов -«Во полюшке поле», «Велика Россия», «Вертуха» и многие другие. Нельзя допускать, чтобы в детских коллективах, где нет мальчиков, девочки танцевали мужской репертуар, мужские партии, так как танец воспитывает в девочках женственность, красоту движений.

Периодически в установленные сроки преподаватель должен давать оценку успеваемости учащихся и фиксировать её в виде отметок в специальных документах учета. Существует ещё один способ проверки и укрепления знаний - это письменные домашние работы. Один раз в две недели дается письменное задание (текст или рисунок на определенную тему), отметка за которое фиксируется в дневнике ученика.

Какую бы отметку ни выводил преподаватель, он не должен проявлять излишнюю мягкость или непомерную требовательность. Не следует преувеличивать и занижать отметки, необхо-

димо доказать учащимся, что только справедливая отметка может принести настоящую пользу. Наилучших результатов учащиеся могут добиться только тогда, когда будут объективно относиться к своим отметкам. Оформляется отметка при помощи 5-балльной системы, но в предметах искусства лучше оценивать по 10-ти балльной системе. Так как сложился определенный стереотип по отношению к отметкам 2 и 3, у педагога остается лишь две отметки - 4 и 5, что не дает возможности эффективно оценивать знания. Отметка перестает быть стимулом обучения. Очень важно, чтобы отметка не стала наказанием для ребенка. Выставляя отметку, преподаватель обязан указать каждому ученику, почему и за что выставлена она и как её исправить на лучшую, - тогда отметка станет сильным воспитательным средством, которое будет стимулировать ребенка к достижению наилучших результатов.

(Продолжение следует)

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Огрызков Н. Современная хореография России. - М., 2003. - С. 12.

2 Там же. - С. 32.

Abstract.

The experience of creation of choreographic education system in Vladimir region is observed in this article. The author underlines the ongoing character of choreographic education: school of arts for children - college - university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.