Научная статья на тему 'КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО ХОРА (НА ПРИМЕРЕ ДШИ № 9 ИМ. А. Д. УЛЫБЫШЕВА)'

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО ХОРА (НА ПРИМЕРЕ ДШИ № 9 ИМ. А. Д. УЛЫБЫШЕВА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
436
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЕ ПЕНИЕ / КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРСНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / ДЕТСКИЙ ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попов Владимир Александрович

В статье рассматриваются вопросы концертно-исполнительской деятельности детских хоров различной вокально-технической подготовки, в том числе учреждений дополнительного образования детей. Особое внимание автор уделяет практическим вопросам участиях детских коллективов в хоровых конкурсах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО ХОРА (НА ПРИМЕРЕ ДШИ № 9 ИМ. А. Д. УЛЫБЫШЕВА)»



W

Концертно-исполнительская деятельность детского хора (на примере ДШИ № 9 им. А. Д. Улыбышева)

48

Попов Владимир Александрович

Доцент кафедры хорового дирижирования Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, заслуженный работник культуры РФ E-mail: vladipopov@rambler.ru

В статье рассматриваются вопросы концертно-исполнительской деятельности детских хоров различной вокально-технической подготовки, в том числе учреждений дополнительного образования детей. Особое внимание автор уделяет практическим вопросам участиях детских коллективов в хоровых конкурсах. Ключевые слова: вокально-хоровое пение; концертно-исполнительская деятельность, конкурсное выступление, детский хоровой коллектив

Актуальность темы объясняется появлением в последнее время обилия конкурсов всевозможных уровней, в которых может принять участие и детский хоровой коллектив.

Как полноценно подготовить детей к участию в конкурсе, как правильно подобрать конкурсную программу с учетом требований организаторов конкурса и системой оценки жюри — все это рассматривает предложенная статья.

Хоровое пение — деятельность исполнительская

Концертные выступления являются необходимым и важным средством музыкального воспитания детей. Активная и постоянная концертная деятельность коллектива занимает, можно сказать, основное место в жизни хора. Для детей это своеобразный отчет или экзамен, показывающий уровень профессиональной зрелости; и хористы всегда с нетерпением ждут эти концерты, готовятся, волнуются, приглашают родителей и знакомых в качестве слушателей. Руководителям хора необходимо знать, что без тщательно организованной концертной работы жизнь детского хора невозможна. Концерт пробуждает у детей понимание значимости своей деятельности, воспитывает ответственное отношение к хоровым репетициям и музыкальным занятиям, дисциплинирует их. Концерты хора выявляют лучшие стороны вокально-технической подготовки, показывают художественные достижения коллектива, определяют его исполнительский уровень и закладывают перспективу работы на следующем этапе. Без этого нет роста хора, коллектив останавливается в своем развитии и постепенно распадается.

Хоровое пение —

деятельность творческая

Во время хорового выступления, концертного или репетиционного, у певцов возникает совершенно особое состояние душевной приподнятости, окрыленности, то есть всего того, что мы обычно называем вдохновением.

От родителей юных певцов часто можно услышать, что концертное хоровое пение словно очищает внутренний мир ребенка, облагораживает его, поднимает над обыденностью, что ребенок, испытавший наслаждение творчеством, к остальным желаниям относится спокойнее и проще.

Если же эти творческие душевные состояния повторяются неоднократно, то речь может идти об их преобразующем влиянии на структуру психики ребенка, что формирует определенные свойства становящейся личности.

Вот что пишет директор средней общеобразовательной школы № 35, Заслуженный работник народного образования РФ Л. А. Цыганова: «...Педагогический коллектив школы № 35, учащиеся и их родители на протяжении многих лет <... > имели возможность слушать в залах школы хоровую музыку <... > в исполнении Концертного хора ДШИ № 9. Мы отмечаем высокое исполнительское мастерство хора, <...> налицо положительное влияние на формирование личности учащихся, приобретающих эстетические ценностные ориентации.

Учащиеся, посещающие занятия Концертного хора, отличаются воспитанностью, сдержанностью, большой ответственностью в учебе.

Имея возможность несколько раз в год слушать концерты хора, <... > мы понимаем, что они в значительной степени обогащают, облагораживают среду нашей школы, оказывая серьезное влияние на учащихся...».

Виды концертно-исполнительской деятельности детского хора

Каждый концерт детского хорового коллектива обязательно должен иметь свою конкретную цель, четкие концертные задачи, обусловленные идейным и сценическим замыслом. Следует избегать выступлений «просто так», «для счета».

Концертные задачи весьма разнообразны, что порождает следующие виды концертов:

• отчетный концерт (то есть направленный на демонстрацию своих музыкальных, вокально-хоровых и исполнительских достижений);

• тематический (музыкально-воспитательный) концерт;

• музыкально-хоровой конкурс;

• смотр хоров и т. п. Концерт или короткое концертное выступление нужно рассматривать как художественное произведение с хорошо выстроенной внутренней драматургией. Его структура имеет большое художественно-воспитательное значение как для публики, так и его участников, значительно определяя успех всего выступления. С этой точки зрения в организации концерта не бывает мелочей. Необходимо принимать во внимание специфику помещения зала и его акустики, тип публики, приглашенной на выступление, назначение концерта, особенности других участников сводного концерта и т. п. В любом случае необходимо определить логику программы выступления хора, а именно: с чего начать выступление и чем его закончить, как разделить концерт на части — так называемые «музыкальные блоки».

Составление программы концерта — работа творческая, требующая повышенного вни-

мания руководителя, его знаний, умений, интуиции, таланта. Великолепным мастером составления концертных программ был народный артист РФ Л. К. Сивухин, который вел огромную концертную работу не только в Нижнем Новгороде, но и в других городах России, работая с различными хоровыми составами: капеллой мальчиков, камерным хором ВХО, хором студентов консерватории и некоторыми любительскими хорами города.

Формы выступлений хора могут быть самыми разнообразными. В хороведческой литературе этот вопрос нашел достаточное освещение, например, в работе С. В. Попова «Организационные и методические основы работы самодеятельного хора». Не останавливая подробно на формах концертной деятельности, обратим основное внимание на особенность конкурсных выступлений.

Творческий отчет хорового коллектива, отчетный концерт. Хоровой коллектив, достигший достаточно высокого уровня развития (так называемый «Концертный хор»), выступает с исполнением большой программы, рассчитанной на полный концерт, длительность которого составляет 70 мин., или на одно отделение — 40 мин. Основная задача — показать уровень исполнительского мастерства, отчитаться о проделанной за год вокально-хоровой и художественной работе. Особенностью такого концерта является то обстоятельство, что он больше ни к чему не приурочен и посвящен только хору. В концерте желательно участие разнообразных ансамблей как вокальных (дуэты, трио и пр.), так и инструментальных (струнный оркестр, народный, шумовой оркестры) — это украшает программу концерта, дает

возможность хору получить непродолжительный отдых во время выступления. В фойе концертного зала могут быть расположены развернутые стенды с фотографиями разнообразных выступлений и гастролей хора, с отзывами слушателей о выступлениях разных лет.

Смотр хоровых коллективов предполагает короткие (4-5 произведений) выступления отдельных коллективов, в котором они показывают уровень художественно-исполнительского мастерства и отчитываются о проделанной работе за отчетный период перед экспертами и работодателями. Участие хора в таком мероприятии обязательно.

Участие в одном из номеров сводного (хорового) концерта. Хор исполняет, как правило, 3-4 произведения на тему проводимого концерта, а также принимает участие в выступлении сводного хора с программой, определяемой организаторами концерта, например, в рамках Рождественских и Пасхальных Хоровых Соборов, фестивалей «Нижегородская весна» и «Нижегородские соловушки» и пр. Поэтому необходимо иметь в репертуаре соответствующие заявленной теме концерта сочинения, знать место в программе общего концерта, учитывать программу выступлений других его участников, определить логику своего выступления.

Музыкально-воспитательный концерт, концерт-беседа проводится на определенную тему, например: «Музыка нашего детства», «Мой милый хор», «Спасибо, солдат» (к 75-летию Победы), концерт, посвященный творчеству Д. Б. Кабалевского и пр. В таком мероприятии важную роль играет вводная беседа приглашенного музыковеда или рассказ руководителя хора о том, что будет звучать в концерте, о

49

50

чем эта музыка, кем, когда и при каких интересных обстоятельствах она создана. Благодаря яркому рассказу ведущего концерта о музыке, доверительному тону общения со слушателями музыка воспринимается иначе, остается в памяти слушателей надолго. Программа выступления должна быть хорошо продумана, в том числе с точки зрения разнообразия возможных видов исполнительства (хор, солисты, ансамбль, инструментальная музыка), построена с учетом контраста в тональностях, темпах, характерах сочинений и пр.

В целом, следует избегать избыточного количества концертов, так как каждое выступление хора должно стать праздником для юных исполнителей. В любом хоровом коллективе исполнение на высшем художественном уровне, что называется на «взлете», надолго остается в памяти детей. Случается такое далеко не каждый раз, и это естественно. Но ни одно выступление хора не должно быть откровенно серым, неподготовленным, без всякого настрое -ния, по необходимости.

Конкурсные выступления и построение конкурсной программы. Каждому хору необходимы выступления перед специалистами, то есть своего рода объективная оценка независимых экспертов. Особенно это важно в период становления коллектива. Сложность выполнения данной задачи, стоящей перед руководителем в такой форме выступления, — за короткий отрезок времени показать вокально-хоровое мастерство, обученность, музыкальную грамотность певцов, владение разнообразными хоровыми штрихами и стилями исполнения.

Основываясь на собственной практике участия в качестве руководителя Концертного хора в международных и российских

конкурсах (Всемирная хоровая Олимпиада — Австрия, 2000 год; Всероссийский хоровой конкурс «Поющее детство» — Москва, 2003 год, Гран-При; «Прибалтийская весна» Эстония, Таллинн, 2005 год), можно сформулировать следующие рекомендации:

1. Конкурс должен быть либо только хоровым, либо с участием большого (не менее 5 коллективов) количества хоров. Только при этом условии можно говорить об объективной оценке творческого состояния именно хорового коллектива. Следует избегать конкурсов с участием многочисленных и разнообразных творческих коллективов (танцевальных, театральных, эстрадных, народных и пр.) представляющих «конкурсную свалку».

2. Необходимо грамотно определить свою категорию участника конкурса, например: детские хоры, 88-ЛЛ, возраст — от 10 до 16 лет, количество участников хора — не ограничено. Возможно участие в таком хоре до 10% певцов старше или моложе заявленного возраста.

Некоторые конкурсы по условиям подразделяют участников на более мелкие группы, как-то: младшие хоры (8-10 лет), средние (10-14 лет), старшие (14-18 лет). Участие в таких конкурсах возможно лишь при соблюдении норм этики, так как в Концертном хоре поют как дети — ученики нашей школы (10-14 лет), так и выпускники хора в возрасте 14-15 лет, пришедшие петь на правах приглашенных певцов. Отстранять их от участия в конкурсе только по возрастным причинам жестоко.

3. Важно правильно подобрать и выстроить исполняемую программу. Как правило, требуется исполнение четырех хоровых произведений разного

W

характера длительностью максимум 20 минут.

Инструментальное сопровождение допускается в 2-х произведениях, остальные пьесы хор поет a cappella. Особенно тщательно нужно подбирать именно произведения a cappella, так как от этого во многом зависит успех конкурсного выступления.

Начинать выступление следует с несложного произведения, которое может настроить коллектив на дальнейшее исполнение конкурсного репертуара, выстроить хор в ансамблевом, интонационном и художественном отношениях, чтобы дать представление о хоровой культуре своей страны, региона. Произведения для детских хоров по характеру и сложности должны соответствовать возрасту певцов. Это может быть народная песня, начинающаяся с унисонного звучания, например, русская народная песня «Звонили звоны» в обработке А. Логинова, русская народная песня «Как пойду я на быструю речку» в обработке Л. Сивухина, русская народная песня «Среди долины ровныя» в обработке В. Попова. Последнее произведение помогло нам стать лауреатами Всероссийского конкурса «Поющее детство» (Гран-При) 2003 года в Москве.

После этого можно выставлять более сложное, нередко — обязательное — произведение, так как хор уже настроился на исполнение в акустических условиях конкретной сцены, что влияет на строй и, особенно, ансамбль хора. Такими произведениями в нашей конкурсной деятельности были «Погода-непогода» (модальные этюды) В. Тормиса, Литании Ф. Пуленка, Куранта П. Эйбена, Ария (из кантаты «Изречения Катона»).

Третьим может стать яркое произведение, отличающееся

обилием сценических и штриховых эффектов, которое может стать «бисовым» в обычной хоровой программе, например: Festival Sanctus Дж. Ливит-та, «Ангел» С. Рахманинова, «Gloria» из Короткой мессы D-dur Б. Бриттена.

И, наконец, в заключении нужно ставить сочинение достаточно простое, мелодичное, возможно, шуточное, чтобы у жюри и зрителей осталось впечатление легкости и непринужденности выступления хора: «Мороз» М. Райхла, «Дождик, дождик перестань» из сюиты «Здравствуй, лето!» (муз. Б. Благовидова, слова В. Поло-винкина).

Состав жюри и критерии оценки

Жюри конкурса состоит из высококвалифицированных, часто интернациональных экспертов хоровой музыки.

Каждое выступление оценивается по следующим критериям:

а) техническое исполнение: сложность, совершенство, ритм, фразировка, интонация, звучание;

б) художественное исполнение: стилистика, музыкальная выразительность, воздействие на слушателя, интерпретация.

Публика на концертах, вопросы организации зрителей

Концертная деятельность коллектива во многом обусловлена стремлением хористов выйти к зрителям, вместе с ними эмоционально переживать, радоваться, волноваться. Для них должно быть не все равно, как их поймут, как их оценят слушатели.

Люди приходят в концертный зал чтобы не только услышать, но и увидеть артистов, их восприятие выступления в этом

случае полнее, красочнее, эмоционально богаче, чем прослушивание того же произведения, например, в записи.

Немного найдется у детей более сильных переживаний, чем те, что получены от благодарной публики, которая поняла и приняла их выступление. Музыку в трактовке хорошего хора, владеющего секретами мастерства, желательно слушать при непосредственном, живом и близком общении.

Перед выступлением хора необходимо подумать об особенностях аудитории: постараться заранее узнать, кто будет слушателями концерта, подготовлены ли они к восприятию детской хоровой музыки, специально ли они пришли на концерт или, например, остались после долгого и утомительного заседания или школьных уроков.

Доброжелательная, внимательная публика — это, прежде всего, родители артистов, которые часто приходят на концерты хора вместе со своими друзьями и ближайшими родственниками, также это могут быть друзья и одноклассники самих певцов, которые хорошо знакомы с творческой деятельностью хористов.

Неприятное впечатление оказывает на коллектив выступление перед незаинтересованной аудиторией: хоровое пение нужно слушать внимательно, сопереживать услышанному. Вызывает глубокое сожалению тот факт, что хоровая музыка конца XX - начала XXI века, отмеченная усложнением композиторской техники, все больше и больше стремится в русло «речитации», ритмизации, театрализации хорового исполнительства. В этом не было бы ничего плохого, если бы композиторы предоставляли хору возможность петь на сцене, выражать свои эмоции посредством движения голосовых связок и

работы резонаторов, а не «притопов» и «прихлопов», танцевальных движений, декораций и пр. Такое в истории хорового пения уже случалось, например, в хоре Агренева-Славянского, где артисты хора, выступая в «народных» костюмах, на фоне декораций в стиле русской природы (елочки, березки, колодцы, избушки и пр.), пели условно «народные» песни, например, «Ах ты тпруська, ты тпруська бычок, молодая ты говядинка». Публика шумно приветствовала такое искусство, но быстро забывала его.

Требуется осторожная, кропотливая работа руководителя по воспитанию артистов детского хора, которым необходимо постоянно внушать мысль, что хоровое пение, доведенное до степени искусства, в конце концов сделает свое дело. Каждый концерт — это борьба за хоровое искусство, а убеждение слушателей, приобщение их к миру музыки — собственно, и есть наша главная задача.

Интересные концерты получаются при условии участия в них «родственных» хоровых коллективов, ведущих свою деятельность в одном и том же районе или городе. Эти концерты называют «Концерты дружбы», они призваны содействовать установлению чувства товарищества, причастности к общему делу. Сценарий таких концертов хорошо известен: открывает концерт сводный хор участников, который исполняет несложное хоровое сочинение, затем наступает очередь выступления «хозяев», обычно небольшое по времени, затем сцену уступают «гостям», которые представляют слушателям свою программу, сопровождаемую рассказом об истории и достижениях коллектива. В заключении сводный хор может совместно исполнить 1-2 произведения. Такие «кон-

51

52

церты дружбы» надолго оставляют след в душах детей.

Организацией зрителя необходимо заниматься руководителю хора. Работа очень сложная, связанная с финансовыми во-про сами, в том числе такими, как распространение билетов. Из практики работы Концертного хора ДШИ № 9 сложились следующие наблюдения:

1) концертная деятельность на хоровом отделении является обязательной формой учебной работы и посещение концертов учениками, даже не выступающими в этот раз, является обязательным;

2) преимущество отдается платным концертам, так как посещаемость платных концертов возрастает неизмеримо. Помощь в распространении билетов нам всегда оказывают родители учеников, сами ученики (через своих товарищей по школе), выпускники нашего отделения и, наконец, руководители хоровых отделений музыкальных школ города и области;

3) распространение билетов — дело сложное, но чрезвычайно важное. Платный концерт проводится практически всегда в престижном и хорошем в акустическом отношении концертном зале (Большой зал Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, зал Хорового колледжа им. Си-вухина, Старый актовый зал Университета, Концертный зал Художественного музея и другие); такие выступления всегда оставляют глубокий след в памяти исполнителей;

4. расклейка афиш по городу музыкантов равнодушен к отзы-

ш

также является составной частью организации зрителя, но за последнее время изготовление и расклейка афиш, даже в ограниченном количестве, представляется делом дорогостоящим и не отвечает финансовым возможностям обычной бюджетной школы. В качестве альтернативы можно предложить изготавливать афиши и программы концерта в компьютерном варианте и распространять их по «родственным» и заинтересованным организациям — ДШИ, ДМШ, Дома творчества юных и пр.

Взаимовлияние исполните -лей и слушателей проявляется всегда, в каждом выступлении хора. Предстоящее выступление и само исполнение перед публикой создают порою такую психологическую перегрузку, которая равна стрессовой. Она является серьезным испытанием и для хористов, и для руководителя-дирижера. Однако концертные выступления, описанные выше, являются своеобразными ступенями в развитии хорового коллектива, выполняют функцию профессиональной и социальной проверки его музыкально-исполнительских возможностей.

Сразу после своего выступления исполнители чувствуют себя легкоранимыми, им хочется слышать слова поощрения, благодарности, может быть, сочувствия, но только не критики или жесткого разбора исполнения. Все это необходимо и нужно, но потом, в спокойной обстановке ближайшей репетиции. Редко кто даже из взрослых

вам после своего выступления. Тем более важны для детей спокойная уверенность руководителей и преподавателей, доброжелательная реакция родителей и друзей.

Неустойчивость и ранимость детской психики требуют особенно бережного отношения к послеконцертным переживаниям. Завершим статью напутствием: не стесняйтесь и не забывайте сказать хору «спасибо» за сотрудничество с вами в большом и малом!

Литература

1. Егоров Е. А. Теория и практика работы с хором, Л.: Музгиз, 1951. 239 с.

2. Никольская-Береговая К. Начальный этап вокально-хоровой работы с детьми. М., 1967. 16 с.

3. Пигров К. К. Руководство хором. М.: Музыка, 1964. 220 с.

4. Самарин В. А., Осенне-ва М. С., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. М.: «АКАБЕМ1А», 1999.

5. Соколов В. Г. Работа с хором. М.: Музыка, 1967. 228 с.

6. Струве Г. А. Школьный хор. М.: Просвещение, 1981. 191 с.

7. Струве Г. А. Музыка для всех. М.: Молодая гвардия, 1978. 206 с.

8. Стулова Г. П. Хоровой класс. Теория и практика работы в детском хоре, М.: Просвещение, 1988. 125 с.

9. Чесноков П. Г. Хор и управление им. М.: Музгиз, 1940. 220 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.