«УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ...» ПАМЯТИ ЗАСЛУЖЕННОГО РАБОТНИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФЕССОРА ЕКАТЕРИНЫ ИВАНОВНЫ СОЛОВЬЁВОЙ
Русая девочка с короткими косичками -отличница в школе спецпоселенческого поселка в Нарымском крае. Девушка-подросток с крестьянскими натруженными руками - ученица педучилища, приближающая великую Победу тяжелым трудом на лесоповале. Молоденькая, гладко причесанная учительница в глухом селе, преподающая одновременно в двух классах -втором и четвертом. Студентка-историк и снова отличница, сталинская стипендиатка, выступающая на пропагандистском мероприятии в рабочей аудитории. Начинающая, но, несомненно, талантливая исследовательница, защищающая диссертацию в пафосном Томском университете. Умелый, энергичный преподаватель, быстро ставший заведующим кафедрой истории Отечества. Признанный ученый, основатель научной школы историков Сибири в родном Новосибирском педагогическом. Ректор - авторитетный руководитель нескольких сотен преподавателей и сотрудников, тысяч студентов, приобретающих полтора десятка педагогических специальностей. Красивая, статная женщина, привлекающая внимание своей элегантностью и величавостью. Любящая жена, заботливая мать и бабушка...
Это все она, Екатерина Ивановна Соловьёва, светлой памяти которой посвящен настоящий номер «Сибирского педагогического журнала». Номер выходит накануне 95-летия со дня рождения замечательного ученого-историка, любимого учителя для многих поколений выпускников Новосибирского государственного педагогического института (с 1993 г. - университета), видного организатора системы высшего педагогического образования в родной Сибири.
Екатерина Ивановна Соловьёва (19242017) - доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы
Российской Федерации. Свою профессиональную педагогическую деятельность она начала в 1944 г. заведующей начальной школой в с. Наунак Каргасокского района Томской области. После недолгой работы учителем истории в Усть-Чижапской 7-летней школе там же, в Нарымском крае, она приехала в Новосибирск и поступила на исторический факультет Новосибирского государственного педагогического института (НГПИ). Этот вуз «стал моей школой, моим домом, моей жизнью на все последующие годы, до настоящих дней. Он стал окном в большой мир», - так написала Екатерина Ивановна в своих воспоминаниях в 2010 г.
Вот основные ступени ее шестидесятилетнего профессионального пути в Новосибирском педагогическом: студентка в 1946-1950 гг., аспирантка и преподаватель на условиях почасовой оплаты в 1950-1955 гг. Старший преподаватель, затем доцент в 1955-1963 гг. Заведующая кафедрой истории СССР в 1964-1978 гг. Профессор, проректор по научной работе вуза в 1978-1981 гг. Ректор самого крупного на востоке страны педагогического института в 1981-1988 гг. В 1988 г. Екатерина Ивановна возвращается из ректората на родную кафедру отечественной истории и заведует ею вплоть до завершения профессиональной деятельности в 2009 г. Успешную преподавательскую и административную деятельность она умело сочетала с продуктивным научно-исследовательским трудом. Защитила кандидатскую диссертацию в 1956 г., докторскую - в 1978 г., возглавила открытую в этом же году аспирантуру, подготовила в ней около двух десятков кандидатов исторических наук, помогла в становлении четырех докторов наук. Создала известную в стране научную школу историков-аграрников, специалистов по истории Сибири XIX -начала ХХ в. Оказала сильное плодотворное
ЗЛепап Pedagogical .Гош™! ♦ № 2 / 2019
7
влияние на организационное, профессиональное становление и развитие многих подразделений и служб НГПИ / НГПУ особенно - большого коллектива преподавателей и сотрудников исторического факультета, с 2005 г. - Института истории, гуманитарного и социального образования (ИИГСО), работающего под руководством проф. О. Н. Катионова. Вполне закономерным поэтому стало награждение Е. И. Соловьёвой в 1985 г. орденом Трудового Красного Знамени, присвоение ей в 1997 г. почетного звания Заслуженного работника высшей школы России.
В науке Е. И. Соловьёва и ее ученики специализировались главным образом в области социально-экономической, социальной, демографической истории. Однако видное место в их исследовательской и научно-методической работе всегда занимала и педагогическая составляющая. Сама Екатерина Ивановна еще в 1970-е гг. опубликовала учебное пособие к спецкурсу по теме докторской диссертации, методические разработки по организации в вузе системы учебно- и научно-исследовательской работы студентов. В диссертациях и статьях ее учеников педагогика «просвечивает» на каждом шагу. Так, В. А. Зверев охарактеризовал социокультурный (образовательный и воспитательный) аспект возобновления поколений крестьянства Сибири. К. Е. Зверева защитила диссертацию о просвещении крестьянства региона на рубеже Х1Х-ХХ вв., вместе с В. А. Зверевым издала монографию о развитии системы начального образования в сибирской деревне конца имперского периода. Т. И. Березина посвятила кандидатскую диссертацию трудовому воспитанию в народной педагогике русских крестьян. З. П. Горьковская, Л. В. Котович, Т. Л. Южакова, Н. А. Давыден-ко, исследуя народные трудовые и общинные традиции, обращались к педагогическому опыту их передачи новым поколениям в крестьянской среде.
На кафедре отечественной истории
сформировалась и работает под руководством проф. О. М. Хлытиной сильнейшая на востоке России группа специалистов по теории и методике обучения истории. Тесное сотрудничество историков и методистов педагогического университета, усиленное еще путем привлечения специалистов из научных институтов Сибирского отделения РАН, обеспечило в 1990-2010-х гг. создание пионерных в нашей стране учебных пособий по истории Сибири и Новосибирской области, активно используемых в общеобразовательных школах Сибирского региона при изучении национально-регионального компонента истории.
В настоящем номере «Сибирского педагогического журнала» публикуются статьи по вопросам обучения истории в школе и вузе, профессионального образования, истории педагогической науки и практики, подготовленные главным образом историками и педагогами, работающими на кафедре отечественной и всеобщей истории НГПУ Они сотрудничают также в рамках научной школы «История Сибири в социальном, ментальном и образовательном измерениях», утвержденной ученым советом НГПУ в 2011 г. Мы считаем основателем этой школы Е. И. Соловьёву, хотя сегодня ее ученики значительно расширили и дифференцировали проблемное поле общих исследований. Сформировались новые поколения членов школы, и они также представлены в авторском коллективе настоящего номера журнала. Учениками и профессиональными наследниками Екатерины Ивановны с полным правом называют себя и те авторы этого номера, которые работают на других кафедрах ИИГСО - педагогики и психологии, культурологии, либо представляют иные образовательные сообщества. Почти все они в студенческие годы или на заре своего профессионального становления испытали на себе плодотворное влияние заботливого Учителя, большого Ученого, яркого Человека, каковой была Екатерина Ивановна Соловьёва.
Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор В. А. Зверев
8
Сибирский педагогический журнал ♦ № 2 / 2019