Научная статья на тему 'Екатерина Ивановна Соловьёва - основатель научной исторической школы в нгпи-нгпу'

Екатерина Ивановна Соловьёва - основатель научной исторической школы в нгпи-нгпу Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
257
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / БИОГРАФИЯ Е. И. СОЛОВЬЕВОЙ / НГПУ / ИСТОРИЯ КРЕСТЬЯНСТВА СИБИРИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / УЧИТЕЛЬ-ПЕДАГОГ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИСТОРИК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горьковская Зинаида Петровна, Катионов Олег Николаевич

В статье прослеживается становление научной исторической школы, созданной доктором исторических наук, профессором Екатериной Ивановной Соловьёвой на кафедре отечественной истории НГПИ-НГПУ, выявляются её особые характеристики. Личность Екатерины Ивановны Соловьёвой представлена на основе воспоминаний её коллег, историков, аспирантов и студентов-выпускников. Особое внимание уделяется организации условий для исследовательского процесса, формирования творческой атмосферы и анализируются основные направления работы научной школы, продолжателем которой в настоящее время является научно-педагогическая школа ИИГСО НГПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Екатерина Ивановна Соловьёва - основатель научной исторической школы в нгпи-нгпу»

НАШИ ЮБИЛЕИ

УДК37.01(092)Соловьёва Е.И. + 94(47)

Горьковская Зинаида Петровна

Кандидат исторический наук, доцент кафедры отечественной истории Новосибирского государственного педагогического университета, zinagor@mail.ru, Новосибирск

Катионов Олег Николаевич

Доктор исторических наук, профессор, директор Института истории, гуманитарного и социального образования, заведующий кафедрой отечественной истории Новосибирского государственного педагогического университета, korolek1953@gmail.com, Новосибирск

ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА СОЛОВЬЁВА - ОСНОВАТЕЛЬ НАУЧНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В НГПИ-НГПУ*

Аннотация. В статье прослеживается становление научной исторической школы, созданной доктором исторических наук, профессором Екатериной Ивановной Соловьёвой на кафедре отечественной истории НГПИ-НГПУ, выявляются её особые характеристики. Личность Екатерины Ивановны Соловьёвой представлена на основе воспоминаний её коллег, историков, аспирантов и студентов-выпускников. Особое внимание уделяется организации условий для исследовательского процесса, формирования творческой атмосферы и анализируются основные направления работы научной школы, продолжателем которой в настоящее время является научно-педагогическая школа ИИГСО НГПУ.

Ключевые слова: научная школа, биография Е. И. Соловьевой, НГПУ, история крестьянства Сибири, исследователь, учитель-педагог, академический историк.

Gorkovskaya Zinaida Petrovna

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor ofthe Department of Russian History at Novosibirsk State Pedagogical University, zinagor@mail.ru, Novosibirsk

Kationov Oleg Nikolaevich

Doctor of Historical Sciences, Professor, Director of the Institute of History of Socio-humanitarian Education, Head of the Department of Russian History at Novosibirsk State Pedagogical University, korolek1953@gmail.com, Novosibirsk

EKATERINA IVANOVNA SOLOVYOVA - THE FOUNDER OF SCIENTIFIC HISTORICAL SCHOOL IN NSPI-NSPU**

Abstract. The article discusses the formation of the Scientific Historical school, founded by doctor of Historical Sciences, Professor Ekaterina Ivanovna Solovyova at the Department of Russian History of NSPI-NSPU. The peculiar characteristics of this school are revealed. The personality of Catherine Ivanovna Solovyova presented on the basis of memories of her colleagues, historians, postgraduates and graduate students. Special attention is given to the description of organization of research activity and formation of creative atmosphere. The author analyzes the main directions of development of the scientific school, the successor of which is currently the pedagogical school of IIGS NSPU.

Key words: scientific school, biography E. I. Solovyova, NSPU, history of peasantry of Siberia, researcher, teacher- pedagogue, academic historian.

* Подготовлено в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «НГПУ» на 2012-2016 гг.

** It is prepared within implementation of the Program of strategic development of FSBEE HPE of «NSPU» for 2012-2016

В 90-летний юбилей Екатерины Ивановны Соловьёвой, уважаемого учителя, известного исследователя-историка, первого ректора-женщины НГПИ, любимого многими её друзьями человека, приятно отметить, что её жизнь представлена в автобиографических текстах [1] и в большом количестве воспоминаний*. Авторы исследований -представители разных поколений, возрастных и профессиональных групп, но все они объединены с Екатериной Ивановной благодарной связующей памятью. На основе имеющегося ресурса представляется возможным выявить доминирующие контексты восприятия её личности и универсальные репрезентанты, которые использованы авторами биографических статей и воспоминаний. Тем более что сама Екатерина Ивановна считает, что её судьба не только «превратна», но и «многолика». Задачей нашего исследования является также характеристика научно-исторической школы по истории крестьянства Сибири, созданной на кафедре отечественной истории НГПИ-НГПУ доктором исторических наук, профессором Екатериной Ивановной Соловьёвой.

Коллеги Е. И. Соловьёвой, отмечая ее замечательные качества, признавались, что относятся к ней «не просто с уважением, а с пиететом, выделяя ее из числа ученых си-биреведов за ряд несомненных достоинств»,

* Зверев В., Попова Е. Наш дорогой учитель // «Сибирь - мой край...»: Проблемы региональной истории и исторического образования: Сб. науч. тр. / под ред. В.А. Зверева. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. -С. 3-10; Зверев В. А. Соловьева Екатерина Ивановна // «Числюсь по России»: профессора и преподаватели кафедры отечественной истории НГПУ: биобиблиографический справочник / авт.-сост. В. А. Зверев, К. Е. Зверева, Е. И. Косякова; отв. ред.

B. А. Зверев. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. -

C. 122-128; Е. И. Соловьева // Новосибирск: энциклопедия: дополнение, 2003. Новосибирск, 2004. С. 37; Лозовик В. А. Екатерина Ивановна Соловьева (биогр. очерк) // История и культура Сибири в исследовательском и образовательном пространстве: (к юбилею проф. Е. И. Соловьевой). - Новосибирск, 2004. - С. 3-7; Он же. Екатерина Ивановна Соловьева: (биогр. очерк) // Это великое слово Победа! - Новосибирск, 2005. -Ч. 1. - С. 89-95; «Верить, любить беззаветно.»: юбилейный сборник к 85-летию Екатерины Ивановны Соловьевой. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. - 118 с.

но при этом «терялись, какое поставить на первое место. Может быть, это такт, может быть, обаяние» [5, с. 104-105]. Во многих опубликованных биографических описаниях и очерках-воспоминаниях, выделяется преобладающий, универсальный контекст -благодарность за встречу с таким человеком, как Екатерина Ивановна. Авторы сборника «Верить, любить беззаветно.» используют аргументы, обосновывающие данную оценку: мощный импульс к самораскрытию и самосовершенствованию («училась и продолжаю учиться жизненной мудрости»); уникальность судьбы («тернистый, но великий путь»); талант учителя («повлияла на жизненный путь в целом»); «профессиональная и человеческая система ценностей» («слова у Вас не расходились с делом», «умение помочь в сложной жизненной ситуации не только добрым советом, но и делом»); «творческая свобода и независимость» [1].

Вторым доминирующим контекстом становится способность Екатерины Ивановны производить впечатление. Это, по мнению тех, кто пишет о ней, проявляется в обаянии, чувстве стиля и вкуса («И как художник у мольберта иль холста: костюм, прическа, обаянье, мера, вниманье к слову, мимике -всегда!»). Многие отмечают, что Екатерина Ивановна была «всегда душой компании», «центром человеческого внимания». Образованность и доброта, богатый яркими событиями и фактами жизненный опыт позволяли Е. И. Соловьевой не только производить впечатление, но и быть приятной собеседницей. «Екатерина Ивановна - великолепный рассказчик. Ее воспоминания о военных годах в тылу, на учебе в Колпаше-ве, на лесозаготовках, на заготовках ягоды, бытовые описания того времени отличаются эмоциональностью, проникновенностью, сопереживанием и правдивостью» [4, с. 3].

Все, кто пишет о Екатерине Ивановне, обращают внимание на её профессиональные и человеческие качества. Преподаватели-историки В. С. Елагин, Л. И. Дремова, В. А. Зверев, К. Е. Зверева, Л. В. Котович, В. А. Лозовик, Е. Г. Попова, Н. Н. Роди-гина, О. Н. Сидорчук, К. Б. Умбрашко, О. М. Хлытина и многие другие ее ученики пишут в своем «слове об учителе» об огромном вкладе Екатерины Ивановны в их преподавательскую биографию и карьеру. При-

ведем несколько описаний. К. Б. Умбрашко: «Энергия истории пронизывает аудиторию, электризуя собравшихся, призывая их к совершению только добрых поступков и, может быть, ратных подвигов во имя Родины, во имя Истории. Эрудиция лектора и глубина преподаваемого материала завораживала и больше никогда не отпускала. Казалось, сама Клио сошла в нашу аудиторию, чтобы преподать один из самых важных жизненных уроков» [1, с. 87]. К. Е. Зверева: «Лекции читала по памяти, не имея перед глазами ни одного листочка текста, читала так, что события «оживали», наполнялись людьми» [1, с. 50]. Очень многие вспоминают спецсеминар, организованный Е. И. Соловьевой, который был посвящен аграрным преобразованиям в СССР. Студенты учились анализировать источники: законодательные, делопроизводственные, мемуарные и др. Желание работать с первоисточником и ощущение сопричастности историка к эпохе - вот что выносили студенты из работы в спецсеминаре.

Оценивая «Уроки Соловьевой», коллеги-историки и выпускники ИИГСО НГПУ отмечают их свойства: авторитетный ученый, сочетающий «академизм и живость», проявляющиеся в умении держать связь прошлого с современностью, далекие события делать близкими на основе примеров из личной жизни, современно интерпретируя историю на основе различных подходов и оценок. Особо хотелось бы подчеркнуть еще один талант Екатерины Ивановны - открытость к новому, интеллектуальная активность, инновационная позиция в образовании. П. В. Лепин очень точно определил эти качества: «Естественное состояние - опережать время» [1, с. 95].

В анализируемом сборнике воспоминаний к 85-летнему юбилею Е. И. Соловьевой присутствуют и другие контексты: любовь к семье и материнское счастье как «абсолютные жизненные ценности», домашний уют и способность кулинара, любовь к земле и восхищающий опыт дачницы или убеждающий факт, что «красивые цветы растут у красивых женщин», доброта и поддержка. В воспоминаниях доктор исторических наук В. Н. Худяков пишет о том, как ему перед защитой позвонила и поддержала его этим звонком Екатерина Ивановна. «Для меня это

была такая великая поддержка и честь услышать теплые дружеские слова» [1, с. 109]. Таким образом, авторы воспоминаний презентуют различные периоды жизни и черты личности Екатерины Ивановны как человека, историка, учителя-педагога, ректора, заведующего кафедрой, хозяйки дома и кулинара, друга, матери, бабушки.

Выделим еще один очень важный аспект для оценки её деятельности - вклад в академическую науку. Екатерина Ивановна основала научную историческую школу си-биреведов, успешно действующую на протяжении многих лет на кафедре отечественной истории ИИГСО НГПУ В настоящее время коллектив исследователей данной научной школы, продолжая её лучшие традиции, работает над темой «История Сибири в социальном, ментальном и образовательном измерениях». Во вступительном слове к воспоминаниям Е. И. Соловьевой отмечается, что Институт истории, гуманитарного и социального образования гордится своей историей, «в которой одно из главных мест занимает Екатерина Ивановна Соловьева» [3, с. 3-4]. Становление научной школы в историографии представлено в работах В. А. Скубневского, М. В. Шиловского, В. А. Зверева и В. Н. Худякова. В. А. Скуб-невский в своей статье обращает внимание не только на факт, «вызывающий восхищение», - создание женщиной-историком собственной научной школы, но и на следующий факт: «Так сложилось, что многие аграрные школы Сибири либо вовсе угасли, либо приостановили свое движение вперед. Между тем, для Сибири, в прошлом сугубо аграрного региона, несомненно, именно аграрная тематика должна играть ведущую роль, что мы и видим в НГПУ» [1, с. 105-106]. Своими истоками школа Е. И. Соловьевой, по мнению М. В. Шиловского, принадлежит к томской исторической школе, где Екатерина Ивановна закончила аспирантуру и успешно защитила кандидатскую диссертацию. В период становления и роста научной школы кафедры истории СССР расширялись её связи с сектором ИИФФ СО АН СССР, Новосибирским, Томским, Московским государственными университетами и другими высшими учебными заведениями страны. Екатерина Ивановна актуализировала и разрабатывала направления исследований

региональной истории, включала исследовательский коллектив в научные дискуссии, была «последовательным сторонником интеграции академической и вузовской науки, под руководством первой, для реализации крупных научных проблем» [4, с. 112]. У доктора исторических наук М. В. Шилов-ского остались воспоминания о том, что в работе научной конференции, где принимали участие студенты Е. И. Соловьевой, «в глаза бросилась форма взаимодействия, вернее, воздействия научного руководителя на студента-докладчика» [Там же, С. 111]. Воздействие проявлялось в способности направить познавательную активность, порекомендовать литературу и источники, предложить варианты решения научных задач и, главное, «со студентами не играли в науку, а серьезно и скрупулезно учили, как ею надо заниматься» [Там же, С. 111-112]. Создать собственную научную школу Е. И. Соловьева смогла, состоявшись как крупный ученый-сибире-вед, исследовавший переселенческое движение в Сибирь и промыслы пореформенного периода XIX в. Коллеги отмечают, что «.в данной тематике её работы стали классическими, ибо темы были раскрыты глубоко и полно, но главное - очень интересно» [1, с. 105]. Список научных работ Е. И. Соловьёвой составляет более полусотни книг, статей, разделов в коллективных монографиях, рецензий, тезисов выступлений на конференциях [7, с. 11-14].

В 1978 г. под руководством Е. И. Соловьевой была открыта аспирантура по специальности «Отечественная история», с 2001 г. -аспирантура по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (история)». В аспирантуре подготовлены и защищены 4 докторских и 28 кандидатских диссертаций, в том числе за последние 5 лет -2 докторских и 10 кандидатских. Руководя аспирантами, Екатерина Ивановна, обладавшая основательной методологической подготовкой, широким кругозором, великолепным знанием источников и фондов разных архивов, делала нужные замечания, вносила поправки и предложения в структуру диссертационного исследования, но оставляла при этом за автором право на самостоятельное прочтение документа или интерпретацию текста, выстраивание его структуры.

На кафедру для проведения совместных

заседаний, научных семинаров, конференций Екатериной Ивановной приглашались известные ученые - будущие члены-корреспонденты и академики, доктора наук Л. М. Горюшкин, Н. Н. Покровский, В. В Алексеев и др.

По её инициативе аспиранты и ассистенты кафедр исторического факультета участвовали в семинарах молодых историков, организованных Институтом истории, философии и филологии СО АН СССР. Е. И. Соловьева всегда, если дело касалось её аспирантов, организовывала дело так, что складывалось впечатление - это её защиты. При этом члены Ученого совета понимали, что слабо подготовленную диссертацию она не выпустит в свет. Поэтому члены советов и относились к ее диссертантам доброжелательно. А чтобы выйти на защиту, надо было пройти «кафедральное чистилище». Доброжелательная атмосфера на кафедре во время обсуждения диссертаций завершалась рекомендацией о допуске к защите только при условии доработки указанных принципиальных замечаний. С одной стороны, строгость и требовательность, с другой - доброжелательность и ощущение поддержки.

В 1981 г. Е. И. Соловьева была назначена ректором НГПИ. Её деятельность как талантливого организатора стала заметна в масштабах всей страны. Новосибирский государственный педагогический институт вошел в число лучших вузов страны по своей специализации. Вуз четырежды награждался Министерством просвещения РСФСР, Министерством просвещения СССР, Совмином РСФСР и Совмином СССР. В 1985 г. институт был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Екатерина Ивановна тоже стала кавалером этого ордена.

О периоде 1980-х - начале 2000-х гг. В. А. Зверев пишет: «.коллектив [школы] участвовал в реализации Целевой комплексной программы исследований Сибирского отделения АН СССР / РАН «Исторический опыт освоения Сибири», выполняя модуль этой программы «Участие крестьянства в освоении Сибири (XVШ-XX вв.)». Эта же проблематика позже стала основой для выполнения университетской комплексной темы НГПУ Тема постепенно расширялась и дифференцировалась, сохраняя свою общую основу» [2]. Представители научной школы

участвовали в подготовке фундаментальных изданий под эгидой Сибирского отделения СО АН СССР / РАН: «История крестьянства Сибири: в 5 т.» (1982-1989), «Сибирь в лицах» (2001), «Новосибирск: энциклопедия» (2003), «Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока: в 5 т.» (2000-2005), «Историческая энциклопедия Сибири: в 3 т.» (2009). Л. И. Дремова, ученица и коллега Екатерины Ивановны, видит её большую заслугу в том, что она включала молодых исследователей в «авторские коллективы таких солидных изданий, как многотомная «История крестьянства Сибири». Только теперь я понимаю важность и значимость этой огромной работы. Даже робею от мысли, что мы по-настоящему попали в историю» [1, с. 42-43].

Характеристикой научной школы стал и особый стиль работы. Всегда у коллег Екатерины Ивановны, преподавателей и сотрудников, было ощущение собственной нужности кафедре и коллективу факультета. Она старалась привить это чувство общественной полезности, что, несомненно, мотивировало исследовательский коллектив на эффективное и масштабное взаимодействие научного сообщества. Основные особенности стиля её работы описаны исследователями и мемуаристами. Приведем некоторые из них. Коллега из Национального исследовательского НГУ д.и.н., профессор М. В. Шиловский: «Этот стиль отличают жёсткие требования к себе и коллегам, высокая трудоспособность, внешне абсолютно равное и доброжелательное отношение к окружающим и талант сопереживания <...> Екатерина Ивановна стойко держала «удар», предельно сдержанно, артикулируя каждую фразу, излагала свое видение ситуации и формулировала свою позицию» [Там же, С. 113]. Далее Михаил Викторович пишет: «Как всякий самородок из народа, Е. И. Соловьева обладает энциклопедическими знаниями, а действовать - это главная потребность таких натур, как она. Со своим большим здравым смыслом она сразу отделяет главное от второстепенного и идет прямо к цели, которую поставила» [Там же, С. 112-113]. Президент НГПУ П. В. Лепин в её стиле работы выделял «.ясный взгляд на проблемы образования, широкие знания, коммуникабельность, обаяние, стиль и вкус

в одежде, доверие и ненавязчивый контроль» [Там же, с. 97]. Её самоотдача, высокие интеллектуальные способности, трудолюбие, управленческие качества являются основой образа идеального руководителя, который создал исследовательский коллектив, «способный функционировать самостоятельно, подчиняясь однажды выбранному ритму» [2, с. 4].

Представители научной школы Е. И. Соловьевой успешно продолжают начатое исследовательское направления, обогащая его новыми методологическими подходами, темами и проблемами, актуальными для исторической науки и системы образования в целом. Но главное, как отмечает сегодня признанный в научном сообществе лидер данной школы первый аспирант Екатерины Ивановны, ныне д.и.н., профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ В. А. Зверев, «.в центре внимания удерживается роль крестьянства в социально-экономическом, демографическом, социокультурном освоении Сибири» [1. с. 6].

В каждом ученике продолжается учитель. В. А. Зверев осуществляет большую индивидуальную работу со студентами, магистрантами и аспирантами. Выпускники продолжают научные исследования под его руководством, защищают кандидатские диссертации. В. А. Зверев является одним из лучших знатоков демографической ситуации в Сибири не только рубежа Х1Х-ХХ вв., но и общей ситуации в разные периоды истории нашей страны. Он плотно сотрудничает с ИИ СО РАН, продолжая традиции, заложенные Е. И. Соловьевой. В последние годы особо проявился его талант ученого-исследователя, подготовившего и отредактировавшего несколько научных монографий и сборников статей. Он же заложил основы биобиблиографических описаний на кафедре, начав создавать биографические очерки о Е. И. Соловьёвой с 1999 г.

В русле заданного Е. И. Соловьевой источниковедческого направления по исследованию роли периодической печати в истории России рубежа Х1Х-ХХ вв. работает д.и.н., профессор Н. Н. Родигина. Она руководит аспирантами, магистрантами, является инициатором методологических семинаров для молодых ученых. В 2013 г. она, выполняя работу руководителя НОЦ ИИГСО, актуа-

лизировала существующие ранее традиции работы научной школы - научно-методологические семинары, где продуктивно взаимодействуют ученые и студенты, осваивающие ремесло историка. Вспоминая о своем учителе Екатерине Ивановне и отмечая незаурядность педагогического таланта и таланта историка, Наталья Николаевна обращает внимание на одну из ярких страниц - организацию Е. И. Соловьевой работы спецкурса: «Студенческое выступление воспринималось и докладчиком, и аудиторией как значительное событие. Его предвкушали, к нему готовились, приём, работали не только над его содержанием, но и над манерой его преподнесения» [Там же, с. 74].

В. А. Скубневский, характеризуя научную школу, заметил: «Мудрость Екатерины Ивановны проявилась в подборе учеников, в выборе тем для исследований, разумеется, в руководстве кафедрой. В числе ее учеников такие крупные исследователи, как В. А. Зверев, О. Н. Катионов, Н. Н. Роди-гина, З. П. Горьковская, В. И. Баяндин, К. Е. Зверева, О. Н. Сидорчук и др.» [4, с. 106]. Научное сообщество кафедры отечественной истории ИИГСО НГПУ объединяет усилия специалистов в двух областях знаний «Отечественной истории» и «Теории и методики обучения и воспитания (история)». Организованная Екатериной Ивановной на кафедре методическая группа преподавателей превратилась в целое методическое направление. Руководители данного направления О. М. Хлытина и К. Е. Зверева достигли высоких результатов. Сильной стороной деятельности коллектива является тесная связь фундаментальных исторических исследований с немедленной их апробацией и внедрением результатов в образовательный процесс вуза и общеобразовательных школ. На базе ИИГСО НГПУ в период 2000-2011 гг. подготовлено и проведено 18 научных и научно-практических конференций высокого уровня - международных, всероссийских, региональных. По проблематике научной школы за эти годы опубликовано 12 сборников материалов этих конференций, а также 10 сборников научных трудов. В. А. Зверев выделяет следующие результаты деятельности научной школы: «Создана концепция участия русского старожильческого и переселенческого крестьянства в развитии и ис-

пользовании социального (экономического, демографического, культурного) потенциала Сибири в Х1Х-ХХ вв. Созданы теоретические конструкты биосоциального образа жизни крестьянства, социокультурного образа страны и региона, начального этапа и основных вариантов демографической модернизации региона, досоветского этапа картографического изучения Азиатской России. Охарактеризованы формы социальной организации и образа жизни крестьянской семьи и сельской общины, организации и функционирования системы транспортных и торговых связей в досоветской Сибири» [2].

В течение последних лет члены научно-педагогической школы являются руководителями и исполнителями различных научных программ, социально значимых проектов, получая соответствующие гранты (16 грантов). Под руководством Н. Н. Роди-гиной ведется работа по созданию двухтомного аннотированного указателя «Репрезентации Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX - начале XX вв.». В результате выигранных конкурсов профессором Н. Н. Родигиной в 2009-2013 гг. сделаны доклады на международных конференциях по интеллектуальной истории, конференциях Британской ассоциации славянских и восточноевропейских исследований в Оксфордском, Кембриджском, Брайтонском (Англия), Амстердамском (Нидерланды) университетах, в университете Сент-Эндрю (Шотландия), Европейском университете в Санкт-Петербурге и других. Ею опубликовано 5 статей в иностранных изданиях.

Содержание и научно-методическое обеспечение национально-регионального компонента исторического образования и профильного обучения истории разработаны и внедрены в общеобразовательных учреждениях Западной Сибири. В него входят учебно-методический комплекс «Сибирь: 400 лет в составе России», рабочая тетрадь «Путешествие с Городовичком по столице Сибири», методические пособия «Проектная деятельность школьников на уроках региональной истории», «Устные исторические источники на школьных уроках истории», книга об Александре Ивановиче Покрышки-не [Там же].

Коллектив исследователей имеет научно-общественное признание. УМК «Сибирь:

400 лет в составе России» номинировался на премию Правительства РФ в 2002 г. Комплексы учебно-методических изданий получили золотые медали на международных ярмарках «Учсиб-1999» и «Учсиб-2000». Проф. В. А. Зверев на юбилейной образовательной выставке «Учсиб-2002» стал лауреатом регионального конкурса «Через прошлое - к будущему» и был награжден медалью памяти проф. М. Н. Мельникова «за многолетнюю плодотворную деятельность по изучению и пропаганде культурных традиций Земли Сибирской». В 2011 г. он удостоен памятного знака Мэрии «за большой личный вклад в воспитание талантливой молодежи города Новосибирска». Профессорам О. Н. Катио-нову, В. А. Звереву, доценту В. И. Баяндину Сибирским межрегиональным отделением Национального фонда «Общественное признание» присвоены звания Кавалеров Золотого Почетного знака «Достояние Сибири» в номинации «Наука и образование» за большой личный вклад в развитие исторической науки в Сибири.

Представители научно-педагогической школы удостоены государственных и ведомственных наград. Сотрудники научной школы являются членами авторитетных российских и международных исследовательских организаций: Российского общества интеллектуальной истории, Русского Географического общества, Российского общества историков-архивистов, Британской ассоциации славянских и восточноевропейских исследований (BASEES) и Европейской ассоциации автобиографических исследований (IABA). Проф. В.А. Зверев - член редакционных коллегий всероссийских научных изданий из списка ВАК «Гуманитарные науки в Сибири», «Сибирский педагогический журнал». Он же и доктора исторических наук Н. Н. Родигина и О. Н. Катионов входят в диссертационные советы по отечественной истории и филологии (ИИ СО РАН, НГПУ, ОмГПУ), вместе с другими представителями школы выступают в качестве оппонентов по докторским и кандидатским диссертациям. НГПУ неоднократно назначался ведущим учреждением при защите докторских и кандидатских диссертаций по отечественной истории в советах Новосибирска, Омска, Барнаула, Томска.

Члены коллектива сохраняют традиции,

заложенные учителем Е. И. Соловьёвой, вносят свой вклад в развитие коллектива, обеспечивая его мобильность по отношению к новым открываемым научным фактам и устойчивость к изменяющимся условиям.

В заключение отметим, что Екатерина Ивановна, обладая незаурядными личностными данными и широтой натуры, сумела направить их на служение отечеству, студентам, коллегам и семье. Пройдя путь от аспиранта до заведующей кафедрой, проректора по научной работе, ректора НГПИ, доктора исторических наук, профессора, кавалера ордена Трудового Красного Знамени, Заслуженного работника высшей школы России, Екатерина Ивановна сохранила человечность, естественность в отношениях с людьми. За что ей огромная благодарность. Ответом на все лучшие качества Е. И. Соловьевой стала любовь близких и учеников, уважительное отношение окружающих, высокая оценка и признание со стороны государства. Жизнь Екатерины Ивановны Соловьевой - это «живая история» личной судьбы человека и исторической науки. Термин «живая история» определяет не только многогранность и уникальность проявления биографии Екатерины Ивановны как целостного и емкого мира талантливого человека, но и линию жизни научной историко-педа-гогической школы НГПУ, созданной ею и успешно действующей в реальном времени истории.

Библиографический список

1. «Верить, любить беззаветно.»: юбилейный сборник к 85-летию Екатерины Ивановны Соловьевой. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. -118 с.

2. Зверев В. А. Мотивированное обоснование решения о признании статуса научной школы за коллективом исследователей, работающих над темой «История Сибири в социальном, ментальном и образовательном измерениях» // Протокол Совета ИИГСО от 27 апреля 2011 г., № 4.

3. Зверев В., Попова Е. Наш дорогой учитель // «Сибирь - мой край.» Проблемы региональной истории и исторического образования: Сб. науч. тр. / под ред. В.А. Зверева. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. - С. 3-10.

4. Катионов О. Н. Из чего возникают мемуары // Соловьева Е. И. Черные и красные штрихи судьбы: мои воспоминания о времени и о себе». - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - С. 3-4.

5. Лозовик В. А. Соловьева Екатерина Ивановна// «Верить, любить беззаветно...»: юбилейный сборник к 85-летию Екатерины Ивановны Соловьевой. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. -С. 5-10.

6. Скубневский В. А. Екатерина Ивановна Соловьева и ее школа // «Верить, любить беззаветно...»: юбилейный сборник к 85-летию Екатерины Ивановны Соловьевой. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. - С. 104-106.

7. Соловьева Е. И. Черные и красные штрихи судьбы: мои воспоминания о времени и о себе» /

Е. И. Соловьева; отв. ред. В.А. Зверев. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - 104 с.; Е. И. Соловьева Три сюжета биографии // «Верить, любить беззаветно.»: юбилейный сборник к 85-летию Екатерины Ивановны Соловьевой. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. - С. 15-36.

8. Список основных работ доктора исторических наук, профессора Е. И. Соловьевой // «Сибирь - мой край.»: Проблемы региональной истории и исторического образования: Сб. науч. тр. / под ред. В. А. Зверева. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. - С.11-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.