Научная статья на тему 'Кафедра всеобщей истории нгпу в системе ВПО'

Кафедра всеобщей истории нгпу в системе ВПО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
438
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ / ИСТОРИОГРАФИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БАКАЛАВР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Умбрашко Константин Борисович

В данной статье реконструируется история кафедры Всеобщей истории, историографии и источниковедения Новосибирского государственного педагогического университета. Цель статьи - выявление этапов в истории кафедры в связи с основными тенденциями ВПО. Прослеживается состав ППС, характеризуются заведующие кафедрой в разные периоды ее существования. Сделан вывод об организационной неустойчивости кафедры с 1944 г. (год выхода первого приказа о разделении кафедры истории на кафедру истории СССР и кафедру всеобщей истории) до 1964 г., когда две кафедры несколько раз разделялись и объединялись в одну. С 1964 г. организационные формы деятельности кафедры всеобщей истории стабилизируются. Кадровый состав претерпевает положительные качественные изменения. В 2004 г. кафедра преобразована в кафедру всеобщей истории, историографии и источниковедения. В статье характеризуется современный период деятельности кафедры, анализируются основные направления профессиональной подготовки специалистов, бакалавров, магистрантов, аспирантов. Указывается, что при кафедре плодотворно работает научно-исследовательская лаборатория «Методология и история исторической науки». Показана научно-методическая работа ППС кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кафедра всеобщей истории нгпу в системе ВПО»

УДК 378(571)+94+372.016:94

Умбрашко Константин Борисович

Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Всеобщей истории, историографии и источниковедения «Новосибирского государственного педагогического университета», [email protected], Новосибирск

КАФЕДРА ВСЕОБщЕЙ ИСТОРИИ НГПУ В СИСТЕМЕ ВПО*

Аннотация. В данной статье реконструируется история кафедры Всеобщей истории, историографии и источниковедения Новосибирского государственного педагогического университета. Цель статьи - выявление этапов в истории кафедры в связи с основными тенденциями ВПО. Прослеживается состав ППС, характеризуются заведующие кафедрой в разные периоды ее существования. Сделан вывод об организационной неустойчивости кафедры с 1944 г. (год выхода первого приказа о разделении кафедры истории на кафедру истории СССР и кафедру всеобщей истории) до 1964 г., когда две кафедры несколько раз разделялись и объединялись в одну. С 1964 г. организационные формы деятельности кафедры всеобщей истории стабилизируются. Кадровый состав претерпевает положительные качественные изменения. В2004г.кафедрапреобразованавкафедрувсеобщейистории,историографиииисточниковедения. В статье характеризуется современный период деятельности кафедры, анализируются основные направления профессиональной подготовки специалистов, бакалавров, магистрантов, аспирантов. Указывается, что при кафедре плодотворно работает научно-исследовательская лаборатория «Методология и история исторической науки». Показана научно-методическая работа ППС кафедры.

Ключевые слова: кафедра всеобщей истории, историография, концепция, профессиональная подготовка, бакалавр.

Umbrashko Konstantin Borisovich

The Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of General History, Historiography and Source Study at Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk.

THE CHAIR OF GENERAL HISTORY OF THE NOVOSIBIRSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY**

Abstract. In this article there is the analyzed history of the chair of General history, historiography and source study of Novosibirsk State Pedagogical university. The purpose of this article is to reveal the stages of history professorship in connection with basic tendency of Higher Professional Education. The teaching staff is tracked and the managing of the chair at different periods of its existence is characterized. The conclusion is made about organizing unsteadiness of the professorship from 1944 (the first order about a division of the history professorship in two: the professorship of the USSR history and the professorship of general history) to 1964, when two of them divided and united in one several times. From 1964 organizing forms are stabilized. The teaching staff experiences positive qualitative changes. It is characterized modern period of activity of history professorship and main trends of the training specialists, bachelors, graduate students are analyzed.

Keywords: chair of General history, historiography, concept, vocational training, the bachelor.

В 2014 г. исполняется 70 лет с момента создания кафедры Всеобщей истории на историческом факультете Новосибирского государственного педагогического института.

В деятельности современной кафедры всеобщей истории, историографии и источниковедения Института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского

* Подготовлено в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «НГПУ» на 2012-2016 гг.

** It is prepared within implementation of the Program of strategic development of FSBEE HPE of «NSPU» for 2012-2016.

государственного педагогического университета можно выделить несколько этапов.

Первый этап в истории кафедры - создание кафедры истории в 1935 г. [1; 11; 12]. До 1944 г. исторические курсы читались по одной кафедре, но уже тогда выделились направления по всеобщей истории: курс «Древняя и средняя всеобщая история» (В. С. Лосев, 1938 г.); курс «Древнейшая история» (Ф. С. Меркурьев, 1939 г., позднее мобилизован на фронт (приказ от 19 июля 1941 г.) и восстановлен в должности старшего преподавателя 3 февраля 1944 г.).

Рива Вениаминовна Лейтман заведовала кафедрой с 10 марта по 20 октября в 1940 г. Виктор Фомич Цыба начинал работу с должности старшего преподавателя, защитил кандидатскую диссертацию, с 20 октября 1940 г. заведовал кафедрой. Т. З. Калабухов в 1940 г. работал в должности старшего преподавателя, затем был мобилизован на фронт (приказ от 19 июля 1941 г.); В. Я. Зибарев в 1940 г. работал в должности старшего преподавателя, был мобилизован на фронт (приказ от 13 июля 1942 г.). Б. Г. Соловьев в 1940 г. читал курс «История древнего мира». П. Ф. Лаптин в 1941 г. работал в должности старшего преподавателя, читал курс «Древней истории». Е. С. Шальнева в штате преподавателей кафедры с 1941 г. А. А. Веселов с 1943 г. -преподаватель по педагогической практике. Б. Я. Литвин с 1943 г. - преподаватель «Истории»; С. Б. Кантор с 1943 г. - преподаватель кафедры; Е. Е. Ранг с 1943 г. - преподаватель «Истории».

Начало следующего этапа в истории кафедры приходится на военный 1944 г. Приказом № 40 по Новосибирскому государственному педагогическому и учительскому институту от 11 апреля1944 г. за подписью директора Н. Е. Рогозина «на основании утвержденного штатного расписания (Приказ № 382 от 29 февраля 1944 г.) и штатного списка профессорско-преподавательского состава Новосибирского Государственного Педагогического института, утвержденного Начальником Управления Высшей школы НКП РСФСР от 10/111-44 г.» кафедра истории была разделена на кафедру истории СССР и кафедру всеобщей истории с 01 апреля 1944 г. [17]. Заведующим кафедрой истории

СССР был «оставлен» В. Ф. Цыба. Заведующей кафедрой всеобщей истории была назначена старший преподаватель Р. В. Лейт-ман. Она проработала до 16 сентября 1948 г., когда была освобождена от этой должности по формулировке «в связи с неимением нагрузки на кафедре».

Кафедра всеобщей истории в неоднородном формате просуществовала до 10 ноября 1955 г. Заведовали кафедрой в этот период, кроме Р. В. Лейтман, И. Г. Шевченко (1949-1950 гг.); В. Ф. Цыба (1950-1952 гг.); В. Г. Мирзоев (1952-1955 гг.). Некоторая нестабильность работы новой кафедры подтверждается формулировкой «в связи с неимением нагрузки на кафедре», по которой была освобождена в 1948 г. от должности Р. В. Лейтман и последующими приказами. Такими как № 111а от 08 июля 1949 г.: «Восстановить разделение кафедры истории на две самостоятельные кафедры: кафедра всеобщей истории и кафедра истории СССР». При этом временно исполняющим обязанности зав. кафедрой всеобщей истории был назначен старший преподаватель новой истории И. Г. Шевченко «с дополнительной оплатой 20% к его основной зарплате с 15 июня 1949 г.» (приказ подписан «и.о. директора Института» доцентом Д. Андреевым). Подобные «метания» вписываются в развернувшуюся в СССР во второй половине 1940-х гг. компанию по борьбе с безродными космополитами. Часто в провинциальных вузах находили приют неугодные властям специалисты из столичных центров.

Приказ № 58 от 21 апреля 1950 г. переводил старшего преподавателя кафедры всеобщей истории И. Г. Шевченко с 25 апреля старшим преподавателем кафедры основ марксизма-ленинизма с поручением «чтения лекций и проведения семинарских занятий». При этом на основании приказа Министерства Высшего образования СССР № 513 от 31 марта 1950 г. ему был установлен оклад «по ставке доцента со стажем работы в ВУЗе свыше 5 лет в размере 2300 рублей в месяц и плюс 10% за отдаленность, как ведущему лекционные [и] семинарские занятия». Тем же приказом «до подыскания кандидатуры на заведывание кафедрой всеобщей истории» предписывалось «объединить кафедру всеобщей истории с кафедрой истории

СССР»; заведующим объединенной кафедрой назначался канд. ист. наук, доцент В. Ф. Цыба. И буквально в следующем пункте этого же приказа ассистент «кафедры всеобщей истории» В. Г. Мирзоев назначался старшим преподавателем «этой кафедры с окладом 1200 руб. в месяц и плюс 10% за отдаленность». Заметим, что в это время доцент без ученой степени со стажем свыше 10 лет получал оклад 2700 руб. в месяц плюс 10% «за отдаленность».

В штате кафедры в этот период трудились: Б. Я. Литвин - до 2 ноября 1945 г.; С. Б. Кантор - ?; Е. Е. Ранг - ?. Л. А. Плискина с 25 октября 1944 г. работала в должности старшего преподавателя, читала курс «История нового времени»; О. А. Сухова с 15 ноября 1945 г. - по 6 декабря 1946 г. читала курс «История древнего мира»; А. П. Цукер-канделя с 1 мая 1946 работал в должности ассистента, преподавал курс «Древней истории»; Л. И. Кравцова с 15 июля 1946 г. -преподаватель педагогической практики; Е. А. Петриковская с 29 августа 1946 - по 1 июля 1948 г. работала в должности ассистента, преподавала курс «Древней истории». В. Г. Мирзоев с 25 августа 1947 г. работал в должности ассистента, преподавал курс «Древней истории», с 17 июля 1952 г. заведовал кафедрой, с 6 января 1953 г. - по 10 ноября 1955 г. исполнял обязанности заведующего кафедрой. И. Г. Шевченко с 10 августа 1948 г. - старший преподаватель, вел курс «История нового времени»; с 5 ноября 1949 г. - по 25 апреля 1950 г. зав. кафедрой. И. А. Ванаг с 15 августа 1949 г. - по 13 февраля 1950 г. - ассистент кафедры, вел курс «История средних веков»; В. Я. Зибарев с ? - по 31 декабря 1956 г. - преподаватель «Истории средних веков». Л. Г. Березняков с 15 марта 1951 г. - ассистент кафедры. Б. Н. Фойницкий с 28 августа 1951 г. -преподаватель кафедры. Г. М. Кисельгоф с 4 сентября 1951 г. - ассистент кафедры. В. А. Басс с 21 сентября 1951 - старший преподаватель. А. М. Шиндин с 10 декабря 1951 г. - старший преподаватель, направлен в командировку в Ленинград для защиты кандидатской диссертации; 17 марта 1952 г. ему присуждена ученая степень кандидата исторических наук. Н. Ф. Мурыгина работала в штате кафедры с 11 сентября 1952 г.

Л. Г. Степашкина работала в штате кафедры с 1950 г. в должности ассистента.

Согласно приказу по Министерству Высшего образования СССР от 4 октября 1955 г. (№ 989) с 10 ноября кафедра истории СССР и кафедра всеобщей истории были объединены в одну кафедру истории. Заведующим кафедрой был назначен канд. ист. наук, доцент В. Ф. Цыба. Приказ по НГПИ № 419 вышел 12 ноября 1955 г. В штате объединенной кафедры трудились: Б. Н. Фойницкий, Н. Ф. Мурыгина (в феврале 1960 г. уволена по семейным обстоятельствам); Л. А. Ре-мова (до 1961 г.), Л. Г. Березняков (до декабря 1960 г.), Татьяна Николаевна Троицкая (с 21 января 1957 г.), Л. И. Кравцова,

A. И. Абакумов (с 1960 г.), А. М. Шин-дин (с 1963 г.), Е. И. Соловьева [6, с. 14],

B. А. Шварев, Л. А. Ушакова, Е. И. Матхано-ва, В. А. Басс, А. Н. Глазогиевский.

Наконец, 15 сентября 1964 г. исторические кафедры вновь были разделены на две - кафедру истории СССР и кафедру всеобщей истории. Кафедру истории СССР долгие годы возглавляла Екатерина Ивановна Соловьева.

Заведующие кафедрой всеобщей истории этого периода: Александр Максимович Шиндин (1964-1979 гг.), Александр Витальевич Эдаков (1979-1985 гг., 1986-1992 гг.), Зинаида Алексеевна Чеканцева (19851986гг. - ио, 1992-2003 гг.), Ольга Ивановна Ивонина (2003 г. - и.о.), Константин Борисович Умбрашко (с 2003 г. - по настоящее время).

В штате кафедры работали: А. М. Шин-дин (с 1951 г.), А. И. Абакумов (с 1964 г. до декабря 1966 г.), Т. Н. Троицкая (с 1957 г.), Б. Н. Фойницкий (с 1951 г.), В. В. Герчикова (с 1964 г.), Р. С. Тюленева (с 1964 г. - ассистент, с 1968 г. - старший преподаватель), Л. А. Замбржицкий Л. А. (с 1968 г. до сентября 1970 г.), С. И. Спивак (с 1968 г. - и.о. доцента), В. В. Суховерхов (с 1971 г. - ассистент, с 1972 г. - старший преподаватель), В. И. Соболев (с 1975 г. - ассистент), Е. А. Платонова (с 1975 г. - старший преподаватель), М. П. Ененко (с 1976 г. - доцент), А. В. Эдаков (с ноября 1978 г. - старший преподаватель, с 1992 г. - доцент, с 1994 г. -профессор); Б. А. Кащеев (с 1977 г.); З. А. Чеканцева (с июля 1979 г. - старший

преподаватель, с 1984 г. - доцент, с 1993 г. -профессор), А. Н. Колесин (с 1982 г. - ассистент), Л. А. Горбачев (с 1983 г. - ассистент), Е. К. Куршев (с 1984 г. - ассистент), Л. А. Ситников (с 1985 г. - старший преподаватель), Г. Г. Пиков (с 1987 г.), С. В. Ко-лонцов (с 1989 г.), И. Б. Седых (с 1990 г.), М. Ю. Дяденко (с 1993 г. - ассистент, с 1999 г. - старший преподаватель), Н. В. Харса (с 2001 г. - ассистент, с 2003 г. -старший преподаватель).

Целая эпоха в истории кафедры связана с именем выдающегося российского археолога, профессора Татьяны Николаевны Троицкой. Многие десятилетия она вела большую работу по исследованию памятников Новосибирского Приобья. Руководила археологическими экспедициями, в которых принимали активное участие студенты-историки. В 1967 г. был организован археологический кабинет в составе кафедры всеобщей истории (на общественных началах). Заведовала кабинетом сама Т. Н. Троицкая, а лаборантами кабинета были назначены В. Д, Роман-цова и В. И. Молодин (ныне академик РАН). Для оборудования кабинета, приобретения материалов, спецодежды было выделено 150 руб. Приказ № 444 от 12 октября 1967 г. по НГПИ предписывал «доценту Троицкой Т. Н. организовать работу кабинета, издать экспозиции, стенды, выставки». Кабинет должен был оказывать помощь студентам, преподавателям истории школ в организации краеведческой работы [6, с. 5]. Приказ подписан ректором НГПИ, доц. В. Т. Шукле-цовым.

Кафедрой всеобщей истории НГПУ многие годы заведовал А. В. Эдаков, который «на этом посту добился почти невозможного: большую часть курсов при нем вели специалисты именно по всеобщей истории -для истфаков к востоку от Урала достижение редчайшее»*.

Сегодня в штате кафедры продолжают трудиться: Т. А. Черноверская (с сентября 1985 г. - ассистент, 1992 г. - старший преподаватель, с 2000 г. - доцент), О. И. Иво-нина (с 1986 г. - старший преподаватель,

* Вопросы всеобщей истории и историографии: сборник научных статей памяти А. В. Эда-кова. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. - С. 7.

с 1991 г. - доцент, с 2002 г. - профессор), А. В. Запорожченко (с 1986 г. - ассистент, с 1990 г. - старший преподаватель, доцент), С. В. Нехаева (с 1987 г. - ассистент, с 1992 г. - старший преподаватель, с 1997 г. -доцент), Е. А. Полиновская (с 1991 г. - старший преподаватель, с 1997 г. - доцент), И. В. Олейников (с 1992 г. - ассистент, с 1999 г. - старший преподаватель, с 2003 г. -доцент), Д. В. Карнаухов (с 1996 г. - ассистент, с 2001 г. - доцент, с 2012 г. - профессор), К. Б. Умбрашко (с 2003 г. - профессор), А. Е. Демидчик (с 1989 г. - старший преподаватель, доцент, профессор), В. А. Спе-сивцева (доцент), И. А. Дураков (доцент), Т. В. Мжельская (доцент), К. Д. Давыдова (доцент), К. В. Луговой (доцент).

Новая веха в истории кафедры началась с 20 января 2004 г., когда она была преобразована в кафедру всеобщей истории, историографии и источниковедения. Почему это произошло? Историческое образование в средних общеобразовательных школах является важной составляющей гуманитарной подготовки учащихся, приобретения навыков оценки исторических событий и работы с исторической литературы различного уровня [9, с. 17]. Вместе с тем, нередко возникает определенный диссонанс между положениями базовой школьной программы по отечественной и всеобщей истории и актуальными требованиями общественной и культурной жизни. Многие исторические события и процессы трактуются неоднозначно или их роль пересматривается, что является характерной особенностью переходного периода в общественном развитии. Поэтому важным требованием к современному преподавателю истории является владение знаниями в области историографии, традиционными и современными методологическими подходами и концепциями исторического познания, а также методами работы с историческими источниками [10, с. 5].

Задача поддержания и развития этих навыков у студентов педагогического вуза, а значит и у учителей средней школы может быть решена в конструктивном взаимодействии с профильными учреждениями высшей школы, каким и стала обновленная кафедра. На ее базе работают постоянно действующие проблемные семинары, кру-

глые столы. Регулярно проводятся научно-практические конференции «Восток-Запад: проблемы взаимодействия» [2; 3; 4; 5], позволяющие обмениваться опытом научной деятельности ведущих ученых и инновационной педагогической деятельности учителей средних школ. В итоге повышается уровень компетентности учителей, преподающих в старших классах, в области историографии, источниковедения и методологии исторического познания. Учителя знают о новейших тенденциях развития исторической науки и ее методологии.

На кафедре сложилась и успешно функционирует научная школа историков-всеоб-щников и историков-историографов, источ-никоведов. В современной историографии находим множество работ, посвященных теоретическим вопросам выявления и изучения школ, направлений, течений в науке, в вузах *. Не углубляясь в теоретические

* См.: Беленький И. Л. К проблеме наименований школ, направлений, течений в отечественной исторической науке XIX - XX вв. // XXV съезд КПСС и задачи изучения истории исторической науки. Калинин, 1978. Ч. 2; Брачев В.С. Русский историк С. Ф. Платонов. Ученый. Педагог. Человек. СПб., 1997; Брачев В. С., Дворниченко А. Ю. Кафедра русской истории Санкт-Петербургского университета (1834-2004). СПб., 2004; Гутнов Д. А. Об исторической школе Московского университета // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1993. № 3; Каганович Б. С. Е. В. Тарле и петербургская школа историков. СПб., 1996; Киреева Р. А. Изучение отечественной историографии в дореволюционной России с середины XIX в. до 1917 г М., 1983; Михальченко С. И. Киевская школа в российской историографии (школа западно-русского права). М.-Брянск, 1996; Мягков Г. П. Научное сообщество в исторической науке: опыт «русской исторической школы». Казань, 2000; Погодин С. Н. «Русская школа» историков: Н. И. Кареев. И. В. Лучиц-кий. М. М. Ковалевский. СПб., 1997; Ростовцев Е. А. А. С. Лаппо-Данилевский и петербургская историческая школа. Рязань, 2004; Чирков С. В. Археография и школы в русской исторической науке конца XIX - начала ХХ в. // Археографический ежегодник за 1989. М., 1990; Цамутали А. Н. Глава петербургской исторической школы: Сергей Федорович Платонов // Историки России. XVIII - начало XX века. М., 1996; Шаханов А. Н. Русская историческая наука второй половины XIX - начала ХХ века: Московский и Петербургский университеты. М., 2003; Эммонс Т. Ключевский и его ученики // Вопросы истории. 1990. № 10 и др.

аспекты проблемы, обозначим некоторые механизмы трансляции учебной и научной традиции сообщества историков кафедры всеобщей истории, историографии и источниковедения Новосибирского государственного педагогического университета [12].

ППС преобразованной кафедры ведут подготовку студентов специалитета (специальность «история»); бакалавров социально-экономического образования (профиль «история»); бакалавров педагогического образования (профили: «история», «история, МХК», «обществознание, история»); бакалавров религиоведения (профиль «исто-рико-религиоведческий»); бакалавров зарубежного регионоведения (профиль «европейские исследования»). Особое внимание уделяется курсам историографии и источниковедения в профессиональной подготовке бакалавров [14]. На кафедре успешно работают магистерские программы по педагогическому образованию: «Историческое образование (всеобщая история, историография, источниковедение)», «Зарубежное историческое образование». Руководят работой магистрантов д-р ист. наук, проф. К. Б. Ум-брашко, д-р ист. наук, проф. О. И. Ивонина, д-р ист. наук, проф. Д. В. Карнаухов, канд. ист. наук, доц. Е. А. Полиновская, канд. ист. наук, доц. Т. А. Черноверская.

На кафедре плодотворно функционируют аспирантуры по специальностям: 07.00.03 - всеобщая история и 07.00.09 -историография, источниковедение и методы исторического исследования. Руководят работой аспирантов д-р ист. наук, проф. К. Б. Умбрашко, д-р ист. наук, проф. О. И. Ивонина, д-р ист. наук, проф. О. Н. Катионов, д-р ист. наук, проф. Е. Е. Демидчик, д-р ист. наук, проф. Д. В. Карнаухов, канд. ист. наук, доцент Е. А. Полиновская, канд. ист. наук, доцент Т. А. Черноверская. Все преподаватели кафедры углубленно работают над индивидуальными научными темами, систематически публикуют научные труды разных уровней. Много внимания уделяется научно-методической работе и обеспечению учебного процесса научной литературой.

Кафедра развивает контакты с научными центрами Москвы (Институт Всеобщей истории РАН, ИНИОН РАН, МГУ, Институт Российской истории РАН), Санкт-Петербурга

(СПбИВИ РАН, СПбГУ), университетами Барнаула, Волгограда, Екатеринбурга, Омска, Ставрополя, Томска, Челябинска, с вузами Новосибирска. Кафедра сотрудничает с зарубежными партнерами - Варшавским и Краковским университетами (Польша).

К. Б. Умбрашко, О. И. Ивонина, Д. В. Карнаухов работают в составе диссертационных советов. Д. В. Карнаухов осуществляет руководство научной секцией городской общественной культурно-просветительской организацией «Дом Польский». Доцент Т. А. Черноверская руководит региональным отделением Российского общества интеллектуальной истории.

При кафедре работает научно-исследовательская лаборатория «Методология и история исторической науки» (руководитель -Д. В. Карнаухов). С 2014 г. лаборатория вошла в состав Научно-образовательного центра ИИГСО «Гуманитарные и социальные исследования» (руководитель - К. Б. Умбрашко). Лаборатория развернула программу сотрудничества с учителями средних школ г. Новосибирска «Историографическое (источниковедческое) и методологическое обеспечение преподавания истории в старших классах средней школы».

Тесное взаимодействие кафедры Всеобщей истории, историографии и источниковедения НГПУ сложились со школами Центрального округа г. Новосибирска, особенно с гимназией № 10. Здесь успешно трудится выпускник ИИГСО, канд. ист. наук Максим Давыдов.

В последние годы в преподавании дисциплин кафедры ведется плодотворная работа по развитию критического изучения актовых источников, выявлению влияния фило-софско-методологических концепций на русскую историческую науку [13; 15]. Обращается внимание студентов на философ-ско-методологические поиски европейских и русских историков XVIII - нач. XXI вв. [16]. Исследуются особенности развития критического мышления через чтение и письмо [7].

Девиз современной кафедры всеобщей истории, историографии и источниковедения НГПУ: всеобщая история - планеты траектория!

Библиографический список

1. «Верить, любить беззаветно...»: юбилейный сборник к 85-летию Екатерины Ивановны Соловьевой / редколл.: К. Б. Умбрашко, О. Н. Катионов, Н. Н. Родигина, О. Н. Сидорчук. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. - 118 с.

2. Восток - Запад: проблемы взаимодействия. История, традиции, культура: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А. В. Эдакова: в 2 ч. / отв. ред. К. Б. Умбрашко. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. - Ч. 1-2. - 224, 204 с.

3. Восток - Запад: проблемы взаимодействия. Исторический и культурологический аспекты: материалы региональной научно-практической конференции. - Новосибирск, 28-29 мая 2010 г. / отв. ред. К. Б. Умбрашко. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - 252 с.

4. Восток - Запад: проблемы взаимодействия: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Интеграция исторического и образовательного пространства», посвященной 50-летию со дня рождения Максима Юрьевича Брандта (13-15 апреля 2011 г.) / под ред. К. Б. Умбрашко. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. - 255 с.

5. Восток - Запад: проблемы взаимодействия. Исторический, политический, социальный и религиозный аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Новосибирск, 27-28 мая 2013 г.): в 2 ч. / Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - Ч. 1-2. - 243, 224 с.

6. История и культура Сибири в исследовательском и образовательном пространстве: к юбилею профессора Е. И. Соловьевой: материалы Региональной научно-практической конференции (Новосибирск, 15-16 апреля 2004) / под ред. В. А. Зверева. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004. - 348 с.

7. Мжельская, Т. В. Приемы технологии РКМЧП в процессе обучения студентов ИИГСО НГПУ // Сибирский педагогический журнал. Научное периодическое издание. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. - № 5. - С. 118-121.

8. Мультимедийное издание: 1935-2010. Дорога длиною в жизнь... - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - 234 с.

9. Наумова Г. Р., Шикло А. Е. Историография истории России: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 472 с.

10. Очерки истории исторической науки в СССР / под ред. М. Н. Тихомирова, М. А. Алпатова и А. Л. Сидорова. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. - Т. I. - 692 с.

11. Пишем времена и случаи: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры отечественной истории НГПУ (Новосибирск, 25-26 апреля 2008 г.) / под ред. В. А. Зверева. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. - 282 с.

12. «Сибирь - мой край...»: проблемы региональной истории и исторического образования: сб. науч. тр. / под ред. В. А. Зверева. - Новосибирск: Изд-во. НГПУ, 1999. - 365 с.

13. Умбрашко К. Б. Влияние философско-методологической концепции А.-Л. Шлецера на русскую историческую науку XIX в. (источниковедческая и историографическая составляющие) // КЛИО. Журнал для ученых. - 2012. -№ 4 (64). - С. 3-8.

14. Умбрашко К. Б. Историография истории России в профессиональной подготовке бакалавров // Сибирский педагогический журнал. -2013. - № 1. - С. 66-73.

15. Умбрашко К. Б. Критическое изучение актовых источников в отечественной науке первой половины XIX в. // Гуманитарные науки в Сибири. - 2012. - № 1. - С. 45-48.

16. Умбрашко К. Б. Философско-методоло-гические поиски европейских и русских историков XVIII - первой половины XIX вв. // Философия образования. - 2011. - № 5 (38). - С. 92-103.

17. Это великое слово Победа! Ч. 1: Великая Отечественная война в жизни студентов и сотрудников НГПИ / авт.-сост. А. С. Юмашев. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. - 538 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.